Практическая деятельность направлена на решение конкретных задач и реализацию проектов, она часто связана с непосредственным применением знаний и навыков в реальном времени. В отличие от нее, научная деятельность сосредоточена на изучении и систематизации знаний, исследуя теоретические аспекты различных явлений, что включает формирование гипотез и построение моделей.
Исследовательская деятельность может рассматриваться как мост между этими двумя областями, так как она подразумевает активное проведение экспериментов и анализ данных с целью получения новых знаний. Таким образом, исследовательская деятельность включает как практические элементы, так и теоретические, обеспечивая развитие науки и применение ее результатов в практике.
Исследовательская деятельность, как направление развития личности
Академическое исследование — это уникальный тип интеллектуально-творческой работы, который возникает благодаря деятельности по поиску и основан на исследовательском поведении (направленном на получение новой информации). Академическое исследование включает в себя активный поиск, анализ полученных результатов, их оценку и прогнозирование (формулирование гипотез) развития ситуации.
Основной способ, которым развивается исследовательское поведение у детей — это собственная исследовательская практика. Чаще всего она проявляется через детские эксперименты. Многие исследователи считают, что именно через экспериментирование дети выступают в роли исследователей, самостоятельно воздействуя на объекты и явления вокруг себя с целью их лучшего понимания и освоения.
Детское экспериментирование — это активная деятельность, при которой дети существенно изменяют изучаемые объекты (Н.Н. Поддьяков). Эта деятельность не предписана заранее взрослыми в определенной схеме, она постепенно формируется самим ребенком по мере получения новой информации об объекте. Основной мотив для детского экспериментирования — получение новых знаний и информации об объекте.
Важно понимать, что детское исследование играет важную роль в развитии умственных процессов и формировании личности ребенка. Оно позволяет детям развивать самостоятельность, умение ставить цели и преобразовывать предметы для достижения конкретных результатов. В ходе такого исследования дети испытывают множество эмоций, которые затрагивают их глубинные личностные характеристики. Для дошкольников особенно захватывающе исследовать новые объекты, когда они могут не только их изучить, но и изменить с целью понимания их внутренних связей и взаимодействий.
Для детских экспериментов характерна огромная гибкость, которая проявляется в том случае, если ребенок получает неожиданные результаты и в связи с этим меняет направление своей деятельности. Получая новую информацию об объекте, ребенок может ставить перед собой новые и более сложные цели, и пытаться их достичь. Таким образом, происходит усложнение и развитие целеполагания.
Проб и ошибок — обязательный и важный компонент детских экспериментов. Их наличие обусловлено тем, что для достижения поставленной цели ребенок пробует использовать старые способы действий, комбинирует их и изменяет в случае неудачи. Таким образом, деятельность экспериментирования несет в себе моменты саморазвития ребенка.
В раннем детском возрасте дети проявляют большую активность и интерес к экспериментированию, что способствует развитию их самостоятельности и творческих способностей. Экспериментальная среда также предоставляет детям возможность общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми, что способствует развитию социальных навыков. В ходе экспериментов дети осваивают методы измерения, преобразования различных материалов и веществ, знакомятся с использованием различных приборов, таких как термометр, весы, зеркало, магнит, и учатся пользоваться познавательными книгами в качестве источника информации.
Один из важных условий для развития экспериментальной деятельности — наличие специально созданной предметной среды, в которую помещаются инструменты и материалы в соответствии с проблемной ситуацией, которую решают дети вместе с педагогом. Например, для решения проблемы "Что плавает, а что тонет" используются различные емкости, бутылки с крышками и без, с разным диаметром горлышка, деревянные, пластиковые, металлические и другие предметы. Наличие разнообразных материалов позволяет ребенку действовать вариативно и изменять ситуацию разнообразными способами. Развивающая среда даёт ребенку возможность практически взаимодействовать с объектами и приобретать знания об объектах через свои действия. В специально созданной среде ребенок получает возможность самостоятельного действия и общения с другими людьми (взрослыми и сверстниками).
Методика стимулирования экспериментальной деятельности.
На первом этапе активно проводится совместная работа с педагогом. Важно уточнить представления детей о свойствах и качествах материалов, мотивировать предстоящую деятельность.
Педагог создает проблемную ситуацию для детей, определяет цель и этапы исследования вместе с ними. Дети выдвигают предположения о результатах эксперимента и их обосновывают. После этого происходит проведение самого эксперимента. Педагог помогает детям зафиксировать результаты эксперимента. Затем педагог обсуждает с детьми полученные результаты и причины их появления.
Для обсуждения результата эксперимента используют готовые схемы и модели. («Какие у нас были действия? Что мы получили в итоге? Почему так получилось?»). Общий вывод формулирует педагог на основе высказываний детей. Например, при сравнении веса сухого и мокрого песка дети замечают, что мокрый песок тяжелее.
На вопрос педагога отвечают: «Сухой песок легче, а у мокрого песка всё слиплось от воды, он тяжелее».
После дополнительных вопросов педагога дети формулируют вывод: «В мокром песке вода есть, поэтому он тяжелее».
Для развития умения фиксировать результат используем серию игр «Волшебный карандаш». Детям предлагается игровое задание — нарисовать ветер, смех, печаль, удивление, тепло и другие. Эти задания помогают детям научиться схематично изображать различные явления, действия, что является важным навыком для самостоятельной фиксации результатов экспериментов.
Для того чтобы улучшить способность детей планировать эксперимент, мы используем игру под названием "Таинственные послания". Детям предлагается зашифровать ход эксперимента с использованием готовых моделей, после чего другие должны расшифровать его и провести этот эксперимент. Если дети справляются с этим заданием, учитель предлагает им придумать и нарисовать свои собственные модели.
Обсуждение предстоящих экспериментов и ожидаемых результатов помогает детям разработать план эксперимента, развивает способность предвидеть результаты и направления изменений в связи с ними.
Сначала беседы ведутся на основе подробных карточек-схем экспериментов, затем предлагается только тема эксперимента. Беседы со студентами проводятся по определенной схеме:
- Что мы хотим узнать с помощью этого эксперимента;
- Какие приборы и материалы нам понадобятся;
- Возможно ли их заменить чем-то другим;
- Как правильно использовать приборы и материалы в определенной последовательности;
- Можно ли добиться результата другим способом;
- Почему выбор этих материалов приведет к таким результатам.
- Новые данные о других объектах, которые подлежат изучению;
- Знания о методах исследования и их результаты;
- Понимание принципа сохранения количества и величины в дискретных и непрерывных множествах;
- Развитие кognitive-ных и личностных навыков.
-75%
Сходства и различия научной и учебной исследовательской работы
Учебно-исследовательская работа студентов включает в себя как теоретическое, так и экспериментальное исследование.
Наиболее результативным в исследовательской работе учащихся является использование проблемно-поискового метода. Этот метод способствует развитию самостоятельного мышления, исследовательских навыков и креативности учащихся. Основной целью проблемно-поискового метода является создание проблемной ситуации при помощи вопросов, задач и экспериментальных заданий. Решая эти проблемы, студенты должны использовать определенные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, аналогия и обобщение.
Методы обучения на основе проблемно-поискового подхода обычно имеют следующую структуру:
— генерация проблемных ситуаций, постановка проблематических вопросов, формулирование проблемных задач или проведение экспериментов;
— разработка учебных гипотез;
— проверка учебных гипотез путем сравнений, логических рассуждений, проведения учебно-исследовательских экспериментов;
— формулирование новых учебных выводов и обобщений.
Учебный эксперимент применяется в учебной и внеклассной работе учащихся по биологии. Эксперимент может быть как краткосрочным, так и длительным. Например, изучение воздействия слюны на крахмал — это краткосрочный эксперимент, в то время как изучение влияния экологических факторов на рост определенных растений — длительный эксперимент.
Эксперимент можно проводить как в учебном классе, лаборатории, так и в домашних условиях. Большие возможности даёт проведение эксперимента на пришкольном опытном участке. При проведении эксперимента учащимися необходимо не забывать о проведении инструктажа по технике безопасности.
Проведение эксперимента способствует освоению и закреплению учебно-исследовательских умений.
Учебные исследовательские умения означают самостоятельную исследовательскую деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в научной работе, исследовании) с последующим контролем учителя.
Мотивационный аспект учебных исследовательских умений состоит в развитии познавательного интереса ученика. Содержательная часть представляет собой предметные знания, то есть знания в области биологии. Операционная часть включает в себя систему интеллектуальных, специальных и предметных умений.
Навыки работы с предметом (биологические) включают в себя умение использовать лабораторное оборудование, приготовление и изучение микропрепаратов, проведение экспериментов, опытов и наблюдений.
К специальным навыкам относятся: формулирование гипотез, постановка проблемы, разработка плана исследования, выявление взаимосвязей изучаемого явления с другими явлениями.
К интеллектуальным навыкам следует отнести: сопоставление, обобщение, выявление основных признаков, характеристика, анализ, выявление причинно-следственных связей, моделирование исследования.
Развитие исследовательских навыков происходит в процессе лабораторных и практических работ, наблюдений, выполнения творческих заданий, участия в дискуссиях, решения проблемных ситуаций.
Учебные исследовательские навыки должны развиваться в нескольких направлениях.
1. Усложнение содержания задания означает, что выполнение требует использования более сложных форм и методов мышления.
2. Усложнение источников знаний подразумевает большее количество, разнообразие и характер источников, что также требует более интенсивной умственной работы.
3. Усложнение способов руководства и контроля со стороны учителя направлено на то, чтобы ученики становились все более самостоятельными в процессе обучения.
Наиболее сложные задания — это задания, которые требуют понимания научных категорий и методов умственной работы, таких как анализ, обобщение и сравнение. Задания, в которых ученики должны самостоятельно пройти все три этапа, называются исследовательскими, а последний этап — учебно-логическим.
Существует 4 уровня развития учебных исследовательских навыков (таблица 31).
Последнее обновление страницы: 2016-08-29
lectmania.ru. Права на все материалы принадлежат их авторам. Если вы обнаружили нарушение авторских прав, пожалуйста, свяжитесь с нами.
2 Сущность научно-исследовательской деятельности
Проведение научных исследований — это процесс нахождения, записи и систематизации новых знаний, выявления сути изучаемых явлений и процессов.
Научные исследования нельзя путать с проектной деятельностью, основной целью которой является создание продуктов, изделий или услуг, имеющих личное или общественное значение.
В таблице 1 представлены основные различия между научно-исследовательской и проектной деятельностью.
Таблица 1 – Сравнение научно-исследовательской и проектной деятельности
Критерии сравнения
Виды деятельности
Научно-исследовательская деятельность
Проектная деятельность
1. Наличие знания о конечном результате
Предполагает открытие нового; конечный результат не известен
Всегда известен конечный результат
2. Фокус на применение в реальной жизни
Может иметь только теоретическую направленность
Всегда прицеливается на практическое применение
Виды научных исследований
Проведение теоретических исследований связано с изучением научной литературы как основного источника информации по определенной проблеме. В эту категорию входят обзорно-аналитические, обзорно-критические, исследования теоретического характера.
- Обзорно-аналитическое исследование включает в себя отбор и изучение литературы по теме исследования, а затем систематическое изложение и анализ полученного материала, направленное на полное представление и оценку исследований, посвященных выбранной теме.
- Отличие между обзорно-критическим и обзорно-аналитическим исследованием заключается в том, что первое включает в себя не только обзор, но и критическую оценку того, что уже сделано по проблеме, а Выводы. Критический анализ может быть представлен как в основной части текста, так и в отдельном разделе работы, в котором автор делает размышления о содержании.
- Теоретическое исследование, помимо обзора и критического анализа литературы, включает в себя теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы. К нему предъявляются дополнительные требования, в том числе точность определения используемых понятий и логичность рассуждений.
- При проведении описательного эмпирического исследования, исследователи получают и описывают новые факты об объектах или явлениях, которые изучены недостаточно.
- Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя не только сбор и анализ фактов, но и их объяснение. Это объяснение позволяет выявить причины и связи между фактами, при этом неизвестное объясняется известным.
- Экспериментальное исследование является наиболее трудоемким и сложным видом, но при этом оно наиболее точное и полезное в научном плане. В эксперименте создается искусственная ситуация, выделяются причины явлений, строго контролируются и оцениваются их следствия, а Выявляются статистические связи между изучаемым и другими явлениями.
Отличия учебно – исследовательской от научно – исследовательской деятельности
В наступившем тысячелетии становится очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только специалистам, работающим в науке, но и каждому человеку.
Для раскрытия творческого потенциала каждого человека необходимо изменить подход к образованию: вместо passивного усваивания знаний на уроках необходимо стимулировать самостоятельное познавательное взаимодействие каждого ученика, учитывая его уникальные особенности и способности. Одним из ключевых способов развития самостоятельности и активности учащихся является использование методов учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как на уроках, так и во внеурочное время. Рассмотрим особенности и этапы реализации этих подходов и представим конкретные примеры тем для такой деятельности в области биологии.
Воспитательно-образовательный процесс представляется нами как активная исследовательская деятельность обучающихся, включающая в себя решение творческих исследовательских задач и прохождение основных этапов, характерных для научного исследования. Таким образом, исследовательская деятельность способствует развитию ключевых компетентностей через внутренний поиск, глубокое осмысление информации научного характера, активацию мыслительных процессов и опытное обучение.
Как гласит древнекитайская мудрость, "Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь".
Согласно статистике, обучающиеся запоминают:
20% прочитанной информации;
50% увиденного;
90% сказанного, обсужденного и практически выполненного.
Часто исследовательская работа сохраняет все характеристики учебной работы, поэтому проблемы, решаемые в ходе этой деятельности, обычно скорее учебные, чем строго научные.
Исследовательская работа может быть выполнена в следующие временные рамки:
n Краткосрочная (в рамках урока)
n Долгосрочная (во внеурочное время)
Мы используем различные виды исследовательской работы. Попробуем выявить различия между научными и учебными проблемами.
Основные различия между учебными и научными проблемами, решаемыми учащимися
Характеристики сравнения | Образовательная проблема | Научная проблема |
Необычность | Предполагает обнаружение знаний, которые неизвестны только учащемуся или группе учащихся | Предполагает обнаружение знаний, которые до настоящего времени неизвестны науке |
Наличие противоречия | Противоречия между имеющимися и необходимыми для решения учебной проблемы знаниями | Противоречие между известными в науке теориями, законами и новыми фактами, которые не соответствуют данным теориям, принципам и законам науки |
Результаты проверки гипотезы | Получение результата, его осмысление и включение в существующую систему знаний учащихся | Получение объективно достоверного знания, его соотношение с существующими научными теориями, принципами и законами. |
Давайте рассмотрим определение понятий "учебно-исследовательская" и "научно-исследовательская деятельность".
Под "учебно-исследовательской" деятельностью студентов мы понимаем организованную работу учителя, направленную на поиск, объяснение и доказательство закономерностей анализируемых фактов, явлений или процессов. Она характеризуется постановкой учебной проблемы, выдвижением гипотезы для ее решения, ознакомлением с литературой по данной теме, использованием методов исследования, сбором собственного материала, его анализом, обобщением, написанием заключительной работы и ее представлением перед однокурсниками и преподавателями.
Помимо этапа осознания и формулирования проблемы в учебно-исследовательской деятельности можно выделить формулировку целей исследования, исследовательских задач, выдвижение гипотезы, поиск путей проверки и саму проверку гипотезы, обсуждение полученных результатов и получение одобрения товарищей и педагогов.
Научно-исследовательская деятельность направлена на выявление объективно существующих закономерностей явлений и процессов, происходящих в социоприродной среде. В научно-исследовательской деятельности обучающихся выделяют следующие этапы:
1. Мотивация научно-исследовательской работы;
2. Выбор направления исследования;
3. Выдвижение гипотезы и постановка задач;
4. Фиксирование и предварительная обработка данных;
Обсуждение полученных результатов исследования, формулирование и проверка гипотез;
Оформление полученных результатов работы;
Представление проведенной исследовательской работы.
Таким образом, этапы учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в большинстве своем совпадают. Однако, как уже было сказано выше, у этих двух видов деятельности есть целый ряд отличий.
Отличия учебно-исследовательской от научно-исследовательской деятельности
Содействует развитию личности, формированию мировоззрения, решению индивидуальных образовательных и исследовательских задач.
Научно-исследовательские работы ставят перед учащимися более высокие требования, чем работы, выполненные в рамках учебно-исследовательской деятельности. При оценке научно-исследовательских работ по биологии особое внимание уделяется соответствию формулировки темы содержанию работы, наличию контрольной группы, статистической обработке данных и соответствию выводов и результатов исследования.
Вот несколько возможных тем для учебно-исследовательской деятельности по биологии:
Нравится статья? Добавь её в закладки (CTRL+D) и поделись с друзьями:
Критерии результативности
Если главным критерием исследования является достоверность (подтверждение или опровержение), то для проекта более важна его осуществимость.
Результатом исследования могут быть тезисы, доклад или статья. Проект представляет собой как интеллектуальный, творческий продукт, так и конкретный, прикладной. Результат в проектной деятельности зависит от типа объекта (материальный или нематериальный) и сущности основной деятельности – это может быть разработанная концепция с практической программой, а также уже реализованные услуги и изделия.
Методы
При проведении исследования используются различные методы, такие как научное наблюдение, анализ, опросы (интервьюирование, анкетирование) и эксперименты. В проектной работе применяются алгоритмические и эвристические методы.
Когда учащийся начинает исследовательскую работу, ему необходимы навыки оценки, анализа, оценки и поиска информации. В работе над проектами, кроме указанных, также требуются рефлексивные и презентационные навыки.
Исследовательская деятельность
Это уникальная человеческая деятельность, организованная сознанием и активностью личности, направленная на удовлетворение познавательных и интеллектуальных потребностей. Результатом этой деятельности является новые знания, полученные в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных методов и средств действий через постановку проблемы, выделение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученных знаний определяют специфику и сущность этой деятельности.
Менш Петер Ван
Этот раздел охватывает научное изучение информационной ценности культурного и природного наследия, которое также известно как профильные исследования или музейные исследования.
Интернет и исследовательская деятельность
Хочу представить вашему вниманию несколько веб-сайтов, которые помогут школьникам заниматься исследовательской деятельностью через интернет. Это поможет им успешно решать учебные, развивающие и воспитательные задачи.
Научные статьи на тему «Научная (научно-практическая) деятельность»
Современный руководитель нуждается в поддержке в разработке научной составляющей управления организацией. Мы считаем важным интегрировать научную деятельность в практическую работу и сосредоточить усилия на изучении научных основ психологии человека. Этот процесс мы считаем необходимым для развития профессиональных навыков.
Источник Справочник
Категория Менеджмент
Статья от экспертов
Научная и практическая деятельность профессора В. А. Соколова и его научная школа
В СССР и России профессор В.А. Соколов играл ключевую роль в развитии методов лечения сочетанных травм, а также был основателем научной школы по этому направлению. Он возглавлял отделение сочетанной и множественной травмы в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, где создавались алгоритмы спасения жизни и восстановления функций тяжелопострадавших пациентов.
В своей научной деятельности профессор написал 6 монографий и более 300 публикаций, а также получил 32 патента на свои изобретения. Под его руководством была проведена активная научная работа, которая послужила основой для защиты 6 докторских и 15 кандидатских диссертаций.
Источник: Журнал им. Н. В. Склифосовского. Неотложная медицинская помощь
Научный журнал
Научная деятельность
Научная деятельность — это систематическая и творческая работа с целью расширения научных знаний и их практического применения (согласно Рекомендациям ЮНЕСКО о стандартизации международной статистики в области науки и техники, 1978 года); творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, человеке и их использование для поиска новых способов применения [пункт 1 Модельного закона "О научной и научно-технической деятельности" (принят в Санкт-Петербурге 25 ноября 2008 года Постановлением 31-15 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ)]; творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке и обществе и использование научных знаний и новых способов их применения в интересах научно-технического прогресса, экономического благосостояния, гуманитарного сотрудничества, культурного и нравственного развития, обеспечения здоровья людей, безопасности их жизнедеятельности и сохранения окружающей среды [пункт 2 Модельного закона "О статусе учёного и научного работника" (принят в Санкт-Петербурге 25 ноября 2008 года Постановлением 31-14 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ)].
В Российской Федерации согласно ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» категории «научно-исследовательская деятельность» и «научная деятельность» считаются одним и тем же. Научная деятельность представляет собой процесс получения и применения новых знаний. Закон узнаёт три формы научной деятельности:
- фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, нацеленная на получение новых знаний о основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
- прикладные научные исследования – это исследования, направленные в основном на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
- Поисковые научные исследования — это исследования, направленные на получение новых знаний для их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и/или на использование новых знаний (прикладные научные исследования), проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.
В рамках статьи 1 рекомендаций ЮНЕСКО 1978 года выделяются две равноценные области научной деятельности:
- Сфера естественных, технических, медицинских и сельскохозяйственных наук, где научная деятельность — это любая систематическая и творческая деятельность с целью установления связей и сущности явлений природы, познания ее законов и содействия практическому использованию познанных законов, сил и веществ природы.
- Область социальных и гуманитарных наук включает в себя научную деятельность, которая направлена на расширение или улучшение знаний о человеке, культуре и обществе, а также на их использование для решения социальных и гуманитарных проблем.
В зависимости от своего характера научная деятельность в этих областях может быть фундаментальной или прикладной. Руководство Фраскати (2015) различает два вида фундаментальных исследований: ориентированные и чистые.
Ориентированные исследования являются основополагающими для формирования фонда знаний и разработки стратегических программ, в то время как чистые исследования проводятся с целью получения новых знаний (п.1.32-1.36 Frascati Manual. 2015 ; Богачева. 2015. С. 18–30).
Характеристики научной деятельности проистекают из понятия "наука" и включают в себя целый ряд специфических признаков. Один из основных критериев — это творческий подход, который тесно связан с личностью ученого, его профессионализмом, навыками и компетенцией. Вторым важным аспектом можно назвать знания, которые являются непосредственной целью и ожидаемым результатом научной деятельности, последний характеризуется критерием неизвестности.
Одной из особенностей научной деятельности является обособленность и абстрактность. Научная деятельность исследует реальность на основе рациональной обоснованности и практического подтверждения полученных знаний. Специфика научной деятельности заключается в сочетании оригинальности и новаторства с традиционностью и преемственностью.
Каждая область научных исследований имеет свою систему категорий, знаков и символов, которые используются для получения, обработки, систематизации, хранения и применения новых знаний. Точность и ясность являются ключевыми характеристиками этого специального языка, отличающего научную деятельность.
По различным критериям научную деятельность можно классифицировать, например, по субъектному составу, объекту и методам осуществления деятельности (см. Едронова. 2013. С. 3–4).
Индивидуальная научная деятельность включает в себя работу отдельных ученых, а также научных работников, тогда как коллективная научная деятельность ассоциируется с научными коллективами, научными организациями и учреждениями, занимающимися образованием и подготовкой кадров (см. ст. 4 Модельного закона СНГ «О научной и научно-технической деятельности». 2008).
Законодательно не установлены способы коллективной научной работы. Это чаще всего государственные и общественные академии наук, научно-исследовательские сектора высших учебных заведений, независимые научные центры, научные институты и другие. Они могут быть как самостоятельными, так и подразделениями существующих организаций. Научная деятельность может быть не главным видом работы предприятий всех форм собственности, поэтому создаются отдельные научно-исследовательские подразделения в соответствии с уставными документами.
В соответствии с пунктом 7 Модельного закона СНГ «О научной и научно-технической деятельности» 2008 года, основные принципы осуществления научной деятельности включают в себя следующее:
- Свобода творчества – субъекты научной деятельности имеют право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;
- Защита от недобросовестной конкуренции;
- Обоснованный риск;
- Свобода доступа к научной информации, за исключением случаев государственной, служебной или коммерческой тайны;
- Финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.
Целью научной деятельности является получение научного результата – нового знания, приобретенного в процессе фундаментальных или прикладных научных исследований и зафиксированного на носителях научной информации в форме отчета, научной статьи, научного доклада, научного сообщения о проведенной научно-исследовательской работе, научного открытия или опубликованной монографии. В случае научно-прикладного результата это может быть новое конструктивное или технологическое решение, экспериментальный образец, законченное испытание или разработка, которая внедрена или может быть внедрена в общественную практику. Научно-прикладной результат может принимать форму отчета, эскизного проекта, конструкторской или технологической документации на научно-техническую продукцию, а также натурного образца (ст. 1 Модельного закона СНГ «О научной и научно-технической деятельности» . 2008). Научный результат может быть конечным, промежуточным и побочным.
Европейские страны объединены в области исследований и контроля научных исследований с помощью программ Европейского союза, таких как Horizon Europe 2021–2027. Национальные стратегии исследований и законы также принимаются каждым государством, например, во Франции действует Закон № 2013–660 от 22 июля 2013 г. «О высшем образовании и исследованиях», а в Германии приняты различные стратегии в области науки и исследований, включая Гессенский пакт о высшем образовании 2021–2025 и принцип академической свободы на уровне Конституции ФРГ.
В Китае существует ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют научную деятельность, такие как Закон Китая «О научно-техническом прогрессе» 1993 года, Закон КНР «О распространении научно-технических знаний» 2002 года, Закон КНР «Об инновационной политике» 2002 года, а также программы и фонды, направленные на развитие науки в стране.
В США регулирование высшего образования осуществляется в соответствии с титулом 20 главы 28 Свода законов США (US Code), который базируется на Законе США «О высшем образовании» 1965 года с последующими поправками и редакциями.
Законы, которые широко известны в области регулирования научной деятельности, включают Закон Бэя-Доула 1980 года, Закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера 1980 года, Закон об инновационном развитии малого бизнеса 1982 года, Федеральный закон о трансфере технологий 1986 года и Закон о восстановлении и реинвестировании Америки 2009 года. Они в основном нацелены на финансирование научных исследований и развитие инновационной деятельности.
В рамках бюджета на 2015 год научно-исследовательская работа была определена правительством США как "совокупность усилий, направленных на получение более глубоких знаний или понимание и применение знаний для производства полезных материалов, устройств и методов". Сама исследовательская работа была разделена на пять категорий.
Под термином "фундаментальные исследования" подразумеваются аспекты наблюдаемых явлений, результаты которых имеют широкое применение. Прикладные исследования, в свою очередь, направлены на получение знаний для решения конкретных потребностей.
Разработка — это применение знаний для создания полезных материалов, устройств и методов, включая создание прототипов (Analytical Perspectives. 2015. С. 312–315). Закон о публичном доступе к исследованиям (Federal Research Public Access Act of 2006) обеспечивает открытый доступ к исследованиям, финансируемым Федеральными агентствами США.