Повесть временных лет: ключевой исторический источник для изучения древнерусского государства

Повесть временных лет: ключевой исторический источник для изучения древнерусского государства

Повесть временных лет является основным историческим источником для изучения древнерусского государства, так как она содержит сведения о его происхождении, становлении и основных событиях XI-XII веков. Этот летописный труд, составленный монахом Нестором, предоставляет уникальные данные о политической жизни, культурных традициях и религиозных взглядах того времени.

Кроме того, Повесть временных лет служит ценным свидетельством взаимодействия древнерусского народа с соседними культурами и государствами. Ее анналистический стиль и многогранность позволяют исследователям глубже понять социокультурные процессы, происходившие в Древней Руси, и оценить значимость этого исторического источника в контексте формирования русского народа и его идентичности.

История в романе: разбираемся в Повести временных лет

Сказание о прошлых временах представляет собой текст средневековой хроники, описывающий историю Киевской Руси, ее правителей и события IX-XI веков, обладающий огромным историческим и литературным значением.

История в романе: разбираемся в Сказании о прошлых временах обновлено: 27 сентября, 2023 автором: Научные Статьи.Ру

Помощь в написании работы

Нуждаешься в помощи с написанием работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Ознакомьтесь с отзывами наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

“Сказание о прошлых временах” – это древнерусская хроника, описывающая историю Киевской Руси с IX по XII век. Она является одним из наиболее важных источников для изучения истории этого периода.

Автором "Повести временных лет" является неназванный монах, который создал этот летописец в Киево-Печерской лавре в XII веке, применяя различные источники, включая устные предания, летописи и документы.

Структура "Повести временных лет" включает в себя летописные записи, охватывающие период с 852 по 1110 год. Здесь содержится информация о политических событиях, войнах, правителях, а также о культурной и религиозной жизни Киевской Руси.

Основными персонажами "Повести временных лет" являются князья, воины, священники и другие исторические личности, среди которых можно выделить таких правителей, как Олег, Игорь, Владимир Святой и Ярослав Мудрый.

Уникальная ценность "Повести временных лет" заключается в том, что она предоставляет информацию о жизни и обычаях древних славян, а также о политической и социальной организации Киевской Руси. Этот исторический документ помогает понять, как формировалась и развивалась русская государственность.

Кроме того, "Повесть временных лет" имеет и культурное значение, поскольку она является одним из первых древнерусских литературных памятников и оказала значительное влияние на развитие русской литературы и историографии.

В современной критике и исторической науке "Повесть временных лет" подвергается различным интерпретациям и анализу. Ученые изучают ее источники, авторство, стиль и точность исторических событий, чтобы получить более полное представление о древнерусской истории.

В общем, "Повесть временных лет" представляет собой значимое историческое произведение, которое способствует пониманию истории и культуры древней Руси.

«Повесть временных лет» как исторический источник и литературный памятник

Начало античного русского летописания связывается с устоявшимся общим текстом, который присутствует в большинстве дошедших до нас летописных сводов. В некоторых поздних летописях он был сокращен и подвергся случайным вставкам (например, в летописи Переяславля Южного), в других (Софийская I, Новгородская IV и др.) был объединен с киевским и новгородским сводами.

Исследуемый текст охватывает большой период от древнейших времен до начала второго десятилетия XII века. По первым строкам, открывающим большинство списков, это произведение традиционно называется "Повестью временных лет". Считается, что это один из самых древних летописных сводов, текст которого был сохранен летописной традицией.

Важно отметить, что Повесть временных лет является условно (но не безосновательно) выделенным текстом. Отдельного списка для него не существует. В связи с этим В. О. Ключевский писал: "Не спрашивайте о Начальной летописи в библиотеках — вас, вероятно, не поймут и спросят: "Какой список летописи вам нужен?" Тогда вы сами придете в замешательство.

До сих пор не было найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы отдельно помещена в том виде, каким она вышла из-под пера древнего автора. Во всех известных списках она сливается с рассказом ее продолжателей, который в последующих сводах обычно достигает конца XVI века.". В различных летописях текст Повести доходит до разных годов: 1110 (в Лаврентьевском и близких к нему списках) или 1118 (в Ипатьевском и близких к нему списках).

При редактировании исходный текст (который A. A. Шахматов считал первой редакцией Повести временных лет) был изменен настолько, что исследователь пришел к выводу о невозможности его воссоздания "в текущем состоянии наших знаний". Что касается текстов Лаврентьевской и Ипатьевской редакций Повести (их принято называть, соответственно, второй и третьей), то, несмотря на поздние изменения в последующих изданиях, A. A. Шахматову удалось определить их состав и предположительно восстановить. Следует отметить, что A. A. Шахматов иногда сомневался в оценке этапов работы над текстом Повести временных лет. Иногда, например, он полагал, что в 1116 году Сильвестр лишь переписал текст Нестора 1113 года (иногда последний датировался 1111 годом), не внося в него изменений.

Если вопрос о том, кто написал Повесть временных лет, все еще вызывает споры (в тексте содержатся упоминания, несовпадающие с данными из других источников), то большинство современных исследователей считают, что она была отредактирована трижды.

В начале Повести приводится библейская легенда о разделении земли между сыновьями Ноя — Симом, Хамом и Иафетом — и легенда о постройке Вавилонской башни, которая привела к разделению на 72 народа со своими языками: "После потопа три сына Ноя поделили землю — Сим, Хам, Иафет."

Установив, что "язык (народ) словенеск" происходит от племени Иафета, летопись затем рассказывает о славянах, живущих на их землях, и об истории и обычаях славянских племен. Постепенно сужая свою тему, летопись фокусируется на истории полян и описывает, как возник Киев. Вспоминая давние времена, когда киевские поляне были подданными хазар, "Повесть временных лет" с гордостью отмечает, что теперь, в соответствии с древним предопределением, хазары сами стали подданными киевских князей.

Точные временные указания начинаются в "Повести временных лет" с 852 года, поскольку в этот период, как утверждает летописец, Русь упоминается в "греческом летописании": в этом году киевские князья Аскольд и Дир напали на Константинополь. Также приводится хронологическая таблица, отсчитывающая годы с одного значимого события до другого. Вычисления времени также показывают период от "смерти Ярослава до смерти Святополка" (т. е. с 1054 по 1113 год), из чего можно сделать вывод, что "Повесть временных лет" не могла быть создана ранее начала второго десятилетия XII века.

В следующих отчетах представлены сведения о правлении Олега. Летописец описывает его договоры с Византией и народные легенды о князе: история его похода на Царьград, с яркими событиями, безусловно, относящимися к фольклору (Олег подступает к стенам города на ладьях, двигающихся под парусами по суше, вешает свой щит над воротами Константинополя, "показывая победу").

Летописец считал Игоря дочерью Рюрика. Отмечается два похода Игоря на Византию и приводится текст договора, заключенного русским князем с византийскими императорами-соправителями: Романом, Константином и Стефаном. Смерть Игоря была неожиданной и постыдной: по совету дружины он отправился в землю древлян на сбор дани (обычно дань собирал его воевода Свенельд).

Ольга мстит тремя разными способами за смерть своего мужа. Каждый вид мщения соответствует определенному погребальному обряду языческой культуры.

Летописец описывает сына Игоря — Святослава, его воинственный дух, рыцарственную честность (он предупреждал своих врагов заранее: "Хочу на вас идти"), скромность в повседневной жизни с восторгом.

После смерти Святослава между его сыновьями — Олегом, Ярополком и Владимиром — началась внутренняя борьба. В итоге Владимир стал единовластным правителем Руси в 980 году, одолев своих братьев.

В разделе "Повести временных лет" выделено место для описания периода княжения Владимира, исследуется тема крещения Руси. В летописи приведена речь, известная как "Речь философа", в которой греческий миссионер обращается к Владимиру, уговаривая его принять христианство. Для древнерусского читателя "Речь философа" имела большое значение, поскольку в ней кратко излагались основные моменты "священной истории" и основные принципы христианства.

После смерти Владимира в 1015 году между его сыновьями вспыхнула новая междоусобная борьба. Святополк, сын Ярополка и пленницы-монашки, которую Владимир, погубив брата, сделал своей женой, убил своих сводных братьев Бориса и Глеба. В летописи приведен краткий рассказ о судьбе князей-мучеников, о борьбе Ярослава Владимировича против Святополка, завершившейся военным поражением последнего и страшным божественным возмездием.

Последние 10 лет XI века были временем важных событий. После внутренних войн, в которых активно участвовал Олег Святославич (также известный как Олег Гориславлич по "Слову о полку Игореве"), князья собрались на съезде в Любече в 1097 году. На этом съезде было принято решение жить в мире и дружбе, сохранять владения отца и не захватывать чужие земли.

Однако сразу после съезда случилось еще одно преступление: волынский князь Давыд Игоревич убедил киевского князя Святополка Изяславича в том, что теребовльский князь Василько задумал против них заговор. Святополк и Давыд заманили Василька в Киев, пленили его и выкололи ему глаза. Это событие потрясло всех князей, и Владимир Мономах, по летописи, выразил сожаление о том, что такого зла не было на Руси "ни при дедах наших, ни при отцах наших". В летописи 1097 года подробно описывается трагическая судьба Василька Теребовльского.

Сжатый обзор произведения "Повести временных лет" демонстрирует сложность его структуры и разнообразие компонентов как по происхождению, так и по жанровой принадлежности. В тексте присутствует богословский трактат — "речь философа", житийный рассказ о Борисе и Глебе, патериковые легенды о киево-печерских монахах, церковное похвальное слово Феодосию Печерскому, а также непринужденная история о новгородце, отправившемся погадать к кудеснику.

Если рассматривать исторический аспект "Повести", то следует отметить, что в Древней Руси художественное обобщение в основном строилось на основе конкретных исторических фактов. Почти все события привязаны к определенным историческим событиям или личностям.

Близкие дипломатические, торговые и культурные связи Древней Руси со своими южными соседями, в том числе с Болгарским царством и Византией — крупнейшим государством Юго-Восточной Европы, способствовали принятию христианства, что нашло отражение в "Повести временных лет". Очевидно, что процесс христианизации Руси потребовал радикального изменения мировоззрения. Прежние языческие представления о происхождении и устройстве мира, о истории человечества, о предках славян были отвергнуты, и русские писатели нуждались в сочинениях, которые бы излагали христианские взгляды на всемирную историю, предоставляли новую, христианскую интерпретацию мира и явлений природы. По словам Д.С.Лихачева, литература Киевской Руси преимущественно затрагивала вопросы мировоззрения. Ее жанровая система отражала мировоззрение, характерное для многих христианских государств в раннем средневековье.

Таким образом, исторический документ «Повесть временных лет» не только является уникальным источником и литературным памятником, но и символизирует настоящий патриотизм русского народа и их глубокую любовь к Родине.

Редакции "Повести временных лет"

В начале XX века ученый А.А. Шахматов подробно исследовал проблемы, связанные с изучением «Повести». Его концепция до сих пор считается «стандартной моделью». Хотя отдельные ее аспекты были критически рассмотрены, но разработать альтернативную концепцию такой же значимости до сих пор не удалось.

Согласно гипотезе Шахматова, первая летопись («Древнейший свод») была составлена в 1039 году при Киевской митрополичьей кафедре. В 1070-х годах монах Никон дополнил «Свод», который был основанитель Киево-Печерского монастыря. Никоновский летописный свод, дополненный событиями до 1093 года, лёг в основу «Начального свода», который, по мнению Шахматова, был составлен игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном в 1093—1095 годах.

История славян была изучена в глобальном историческом контексте и указала на важное место славян среди других народов. Вся структура "Повести временных лет" была ориентирована на эту концепцию. Рассказ об основании Киева начинается с обширного историко-географического введения, которое описывает древнюю историю славян и их территориальное распространение.

В своем изложении событий X—XI веков Нестор опирался на тексты "Начального свода", добавляя новые материалы, такие как договоры между Византией и Русью, а также новые подробности о русских князьях, которые были взяты из устных преданий. В последней части "Начальный свод" был дополнен описанием событий начала XII века. Хотя авторство этой части приписывается Нестору, есть предположения, что в последующих редакциях "Повести" она могла быть изменена.

  • Редакции «Повести временных лет»
  • Передача летописи в Выдубицкий монастырь
  • Переработка заключительных статей игуменом Сильвестром
  • Ограничение работы редакционными правками
  • Третья редакция по поручению Мстислава Владимировича
  • Гипотеза «Начального свода»
  • Различия летописного текста в киевской и новгородских летописях
  • Аутентичное отражение «Начального свода» в новгородском летописании
  • Композиция
  • Не имеющая жестких временных рамок, без разделения на метеорологические события, вводная часть;
  • Анналистическая часть, представляющая события в форме ежегодных записей.
  • В начальной части содержится описание космографии, рассказ о распределении земли сыновьями Ноя и легенда о Строительстве Вавилонской башни. Составитель летописи среди потомков Иафета упоминает о славянах и описывает их распределение, придавая особое значение племени полян. Летописец подчеркивает добродетельность полян, среди которых основан Киев. Рассказ о создании Киева братьями-полянами, их подчинении хазарам и происхождении их потомков, становится основой, на которую накладываются сведения о происхождении восточнославянских племен, их обычаях и нравах, описании пути "из варяг в греки" и легенде о посещении Андреем Первозванным Среднего Поднепровья.

    Основные темы хроники:

    • от истории Рюриковичей, начиная с призвания варягов в 862 году, и заканчивая правлением Владимира Мономаха в Киеве с 1113 года;
    • Крещение Руси;
    • борьба русских князей с кочевниками.

    В хронике содержатся несколько идейных противоречий. Например, утверждение о том, что Русская земля была в стороне от апостольской проповеди, противоречит легенде о посещении апостола Андрея.

    Повесть временных лет как основной исторический источник в изучении древнерусского государства

    Сводка "Повесть временных лет" (ПВЛ) — самый ранний сохранившийся летописный свод и главный источник информации о первых веках истории Киевской Руси.

    ПВЛ является ценным документальным свидетельством о жизни восточно-славянских племен и политике первых русских князей.

    Некоторые современные исследователи утверждают, что использование летописей в качестве основы отечественной истории некорректно, поскольку ПВЛ не является научным трактатом, а скорее публицистическим текстом, и его авторы — не историки, а редакторы.

    "Повесть временных лет" представляет собой не исторический трактат, а литературное произведение.

    Повесть временных лет: ключевой исторический источник для изучения древнерусского государства

    Анна Снегова осмыслила своё место в мире. Я покажу, как был написан Повесть временных лет в период между 852 и 972 годами: от первой записи в летописи до смерти князя Святослава.

    Я расскажу, как историк работал с источниками — легендами, юридическими документами, произведениями иностранных авторов, а также свидетельствами очевидцев; как он наполнял событиями периоды, о которых не было известно.

    Разбор логики редактирования и технологий редактирования XI-XII веков раскрывает некоторые мифы о древней истории, помогает систематизировать знания и увидеть структуру за перечислением отдельных событий и случайных дат; вспомнить основы и подготовиться к экзаменам. Или проявить эрудицию на вечеринке.

    Мне нравится давать всестороннее объяснение. В случае, если у вас нет времени на чтение, в конце каждого раздела основная мысль сжата в один абзац.

    Текст состоит из двух разделов:

    1. "Происхождение славян и приглашение варягов" — о неопределенной части летописи и о том, как устроена экспозиция и завязка сюжета ПВЛ.

    2. "Первые русские князья" — о периоде с 852 по 972 год и о том, как устроена хронология летописи.

    Основной материал представлен исследованием доктора исторических наук, члена-корреспондента НАН Украины Петра Толочко.

    Pётр Алексеевич Толочко

    Доктор исторических наук, член-корреспондент НАН Украины, преподавал в Гарвардском университете.

    Фото: Михаил Кальницкий.

    Как устроена экспозиция и завязка "ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ"

    Происхождение славян и приглашение варягов

    Что известно по летописи

    История начинается с повествования о древней истории из Ветхого Завета, где рассказывается о разделении народов после Великого потопа. Сыновья Ноя разделили между собой землю: восток достался Симу, юг — Хаму, а север и запад — Иафету. Славяне являются потомками Иафета. Вместе с другими народами они участвовали в строительстве Вавилонской башни и после разделения языков ушли на берега Дуная, а оттуда расселились по Восточной Европе. Часть из них заняла Среднее Поднепровье.

    Согласно легенде, эти земли когда-то благословил апостол Андрей Первозванный.

    Всего летописец упоминает 12 славянских «племен» в пределах будущей Киевской Руси. Он подробно указывает их местонахождение на карте, описывает их образ жизни и обычаи, и объясняет этимологию их названий: например, древляне получили свое имя от слова "древа", потому что они жили в лесах, а полочане названы так из-за реки Полоты.

    Твердое высказывание рассказчика вызывает доверие. Начиная с XIX века, ученые-археологи производят сравнение артефактов, найденных в различных районах Поднепровья, с целью выявить различия в материальной культуре различных племен. Однако до сих пор эти попытки не увенчались успехом: географическое распределение археологических культур не соответствует описаниям исторических хроник о местонахождении восточнославянских племен.

    Перед образованием Древнерусского государства, восточные славяне жили под властью варягов, как отображено на карте В. В. Николаева. Однако, после их изгнания, в стране начались враждебности и междоусобицы. После этого несколько племен отправили посольство за море, чтобы найти правителя, способного установить порядок. Они просили: "Приходите княжить и управлять нами".

    Таким образом, события древнерусской истории разворачиваются от начала к завязке, как отмечается в тексте.

    Дата того события в "Повести временных лет", указанная по византийскому календарю, соответствует 25 марта или 1 сентября 5509 года до нашей эры, согласно средневековым хронистам.

    Призвав народ "русь", Рюрик стал князем в Новгороде, а затем объединил земли вокруг реки Волхов и озера Ильмень под своей властью. "Распределял землю своим мужам и строил города. Одному Полоцк, другому Ростов, третьему Белоозеро", — сообщает летописец.

    Изготовленная из бронзы весовая гирька имеет форму конька-единорожка и относится к 3,7 x 2,2 см. Она была найдена в урочище Победище на озере Ладога и datirovalas в 9-10 века. Артефакт принадлежит З. Д. Бессарабовой.

    Фотографию сделал А. Усов.

    Во время того, как Рюрик развивал инфраструктуру, его товарищи Аскольд и Дир отправились в поход на Византию. В пути они обнаружили городок Киев, который являлся центром славянского племени полян. Поход 6364 (866) года закончился неудачей, Аскольд и Дир вернулись обратно в Киев без добычи.

    В 6380 (882) году Олег, родственник Рюрика, спустился по рекам до Киева, где убил Аскольда и Дира, а затем захватил власть в городе. «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским!"» — говорит летописец. В учебниках этот момент называют объединением севера и юга, что стало началом формирования Древнерусского государства.

    Полемика между «норманистами» и «антинорманистами»: суть спора

    История о Рюрике и Олеге вызвала спор о происхождении славянской государственности и размежевание между сторонниками «норманистов» и «антинорманистов». В 1730—1740-х годах ученые Императорской Академии наук, Г. З. Байер и Г. Ф. Миллер, заявили, что Рюрик и его спутники из народа «русь» были «норманнами» — представителями северогерманских сообществ, и государство славян возникло под влиянием северогерманской культуры. Михаил Ломоносов жестко критиковал аргументы немецких ученых и предложил гипотезу о славянском происхождении «руси». Спор обрел политический оттенок, происходя в период между двумя русско-шведскими войнами, в городе Санкт-Петербурге, который всего 20 лет назад принадлежал Швеции. В таком контексте «норманская теория» казалась унизительной.

    Спор продолжался в течение трех веков: Н. М. Карамзин придерживался норманской теории, С. А. Гедеонов и Д. И. Иловайский отстаивали славянское происхождение "русов"; С. М. Соловьев признавал норманнские корни первых князей; советский историк Б. А. Рыбаков настаивал на том, что государственность не может быть наложена извне.

    Этническая принадлежность народа "русь" до сих пор остается неясной. В районе Великого Новгорода археологи находят множество артефактов эпохи викингов, а некоторые имена князей из династии Рюриковичей действительно скандинавские. Однако концепция "заморского" происхождения основателей первой династии уже не вредит политическому статусу России и не задевает патриотические чувства. Дискуссия между "норманистами" и "антинорманистами" стала сама по себе фактом истории.

    Содержание и структура ПВЛ отражают типичные черты средневековой повести о происхождении народов. Такие сочинения в жанре origo gentis обычно начинаются с рассказа о сотворении мира и других библейских событиях, а затем освещают историю сверхдержав своего времени, таких как Рим и Византия.

    «Повесть временных лет» соответствует канонам жанра origo gentis.

    В 6 веке епископ Григорий Турский пишет свою «Историю франков», начиная с пересказа известных библейских сюжетов — о сотворении мира и Адама, о Ное и Хаме, о строительстве Вавилонской башни, затем описывает правление римских императоров. Первая часть десятитомного сочинения посвящена описанию 5596 лет от начала времен до смерти святого Мартина, епископа Турского, в 397 году.

    Анонимная хроника VIII века "Книга истории франков" начинается рассказом о путешествии мифического царя Энея за море и строит генеалогию франков от троянцев.

    Памятник XI века "Книга захвата Ирландии" начинается описанием странствий сыновей и внуков Ноя, строительства башни Немрода и изгнанием народа гэлов из Египта.

    Византийская "Хроника Георгия Амартола" построена по тому же принципу. Первая часть — обширное повествование о происхождении народов от Адама, Ноя и его сыновей, о событиях библейской истории и иудейских царях. Вторая часть — о римских императорах. Самая объемная последняя часть рассказывает об истории Византии.

    "Хроника Георгия Амартола" стала образцом для автора ПВЛ. Летописец не только читал перевод хроники на древнерусский язык, но и включил фрагменты в свой текст.

    После рассказа об истории различных древних цивилизаций хронисты вдруг обращают внимание на определенный народ. Обычно этот народ долго путешествует по разным местам и, наконец, находит свою истинную родину — землю с теплым климатом и плодородными почвами, благословенную святыми или освященную божественным знамением.

    Франки появляются у Григория Турского из Паннонии, заселяют берега Рейна и Луары, и распространяются по всей западной Европе. В «Книге истории франков» они начинают свое движение откуда-то из Азии, посещая берега Дона и Меотиду, и, наконец, достигая Паннонию. В «Книге захватов Ирландии» гэлы выходят из Египта, много десятилетий путешествуют по Криту, Сицилии, Испании, пересекают несколько морей и, наконец, достигают северной оконечности Ирландии. В сочинении Дудо Сен-Кантенского «О нравах и деяниях первых герцогов Нормандских» герцог норманнов Ролло ведет 6 кораблей со Северного Причерноморья на север, на остров Сканию, оттуда — в Англию, затем — во Фризию, пока не достигает Франции.

    В ПВЛ славяне приходят на Дунай, а затем расселяются по всей восточной Европе.

    Повествования о родоначальнике гэлов описывают приход народа на родину издалека. Однако археологические находки не подтверждают слова хронистов.

    Земля, которую населяют гэлы, представляется как рай. Пророчества предвещают ей великое будущее.

    Окрестности реки Сены, где обосновывается герцог Ролло, обладают плодородием, хотя находятся в запустении. Ирландия, о которой говорится в "Книге Захвата", является поистине благодатной: "здесь изобилие фруктов и меда, злаков и рыбы, здесь нет ни зноя, ни холода. Все, что нужно, можно найти здесь". Богиня Эриу, покровительница Ирландии, рассказывает вождям гэлов, что мудрецы предвидели их приход, и по преданию, "никогда не существовало лучшего острова к востоку от земли и никогда не появится лучшего рода".

    Территория славян в ПВЛ также является "обширной и плодородной", а во время своего путешествия по Днепру апостол Андрей благословляет место, где впоследствии будет построен Киев, и предсказывает: "На этих горах проявится благодать Божия, здесь возникнет великий город".

    Апостол Андрей делает предсказание о будущем Киеве в миниатюре из Радзивилловской летописи.

    Хронисты описывают, как народ поселяется на новых землях. Франки у Григория Турского, подобно славянам в ПВЛ, разъезжаются "по округам и областям", выбирают королей из знатных семей. Герцог Ролло у Дудо Сен-Кантенского, также как и Рюрик, делит землю между своими сподвижниками и начинает строить города.

    Книжники изображают обычаи и нравы народов и их соседей. Большинство таких текстов написано монахами, поэтому повествование идеологически безупречно: христиане добры и порядочны, а язычники живут в беззаконии, их характер грубый, порочный. В "Хронике Георгия Амартола" индийцы яростные, британцы практикуют многоженство, а амазонки убивают младенцев мужского пола. У Григория Турского франки до крещения были жестоки, поклонялись изображениям животных и птиц, приносили жертвы стихиям природы. В Повести временных лет древляне-язычники жили "звериным обычаем", радимичи и вятичи устраивали вакханалии и похищали девушек у воды, а половцы до сих пор едят сусликов, хомяков, "мертвечину и всякую нечистоту".

    Общие черты средневековых хроник: богатые ресурсы земли, добрые и кроткие христиане, порочные по натуре язычники — дикари.

    Одной из важных частей историй происхождения рода является нарратив о том, как устанавливается правящая династия. Первый правитель всегда является выдающейся личностью, и его выбор на позицию главы — результат добровольного согласия народа.

    Призвание с нарративной точки зрения представляет собой один из способов отыскания достойного правителя.

    Истории о призвании можно встретить в фольклоре различных народов. В эрзянских песнях рассказывается о том, как люди не могли достичь соглашения по справедливому распределению лесов, лугов и других ресурсов, и по совету старейшин они выбрали себе достойного правителя. Аналогичный мотив известен даже в корейской традиции.

    В средневековых хрониках нарратив о призвании Встречается довольно часто. Прообразом этого является история призвания царя Саула из Первой Книги Царств. Пророк Самуил, по просьбе старейшин Израиля, призывает его занять трон, чтобы положить конец беззакониям и распрям.

    В тексте "Чешской хроники" Козьмы Пражского чехи просят судью Крока и его дочь Либуше помочь им найти мудрого правителя. Либуше указывает на пахаря Пршемысла. Послы от народа обращаются к пахарю, говоря: "Госпожа наша Либуше и весь наш народ просят тебя как можно скорее прийти к нам и принять на себя княжение".

    В "Истории лангобардов" Павла Диакона византийский полководец Нарсес отправил посланцев к народу лангобардов с приглашением "оставить свои бедные поля в Паннонии и войти во владение Италией, богатой всеми сокровищами".

    Наиболее интересной из сочинения "Деяния саксов" Видукинда Корвейского оказывается история. Эта хроника была написана во второй половине 10 века, за столетие до ПВЛ. Она описывает, как бритты направляются к саксам с просьбой о покровительстве.

    Территория бриттов была огромной и плодородной, но в ней царило полное беспорядок.

    Примечание: Повесть о Временных Летописях не является научным трудом, а литературным произведением в жанре оrigo gentis — "рассказ о происхождении народов". По своему содержанию и сюжету ПВЛ схожа с другими европейскими средневековыми хрониками. Летописец использовал некоторые из них в качестве образца, и даже цитировал их.

    Информация о общеславянской прародине, карта распределения племен, описание доисторического образа жизни и нравов славян, история призвания и правления Рюрика не основаны на реальных событиях, а на литературной традиции и канонах этого жанра.

    Оцените статью
    SPBINFO24.RU
    Добавить комментарий