Портрет в изобразительном искусстве: Значение, история и ключевые особенности

Портрет в изобразительном искусстве: Значение, история и ключевые особенности

Портрет в изобразительном искусстве — это жанр, целью которого является изображение конкретного человека с акцентом на его индивидуальность и характер. Он передает как внешние черты, так и внутреннее состояние, иногда включая символические элементы, которые раскрывают характер или социальный статус модели.

Используя различные техники и стили, художники передают эмоции и атмосферу, создавая произведения, которые могут вызывать у зрителей личные ассоциации и размышления о жизни и природе человека. Таким образом, портрет становится не только изображением, но и глубоким исследованием человеческой сущности.

Разновидности жанра портрет

Портрет (из французского слова portrait) — это изображение человека, передающее его внутренний мир. На портрете человек может быть изображен в различных ракурсах — от груди, пояса, бедер, до колен и в полный рост. Голова также может быть представлена под разными углами: анфасом, с четвертью поворота вправо или влево, в профиль или в полоборота.

Существует различные форматы портретов: вертикальный прямоугольник, горизонтальный прямоугольник, квадрат, овал или круг. Портреты делятся на миниатюрные, картинные, графические и скульптурные, и монументальные (памятники, фрески, мозаики). Также портреты бывают в различных техниках: масляные, карандашные, пастельные, акварельные, гравюрные, миниатюрные, фотографические и др. Портреты могут быть выполнены в различных стилях: академический, реалистический, импрессионистический, экспрессионистический, модернистический, абстракционистический, сюрреалистический, кубистический, поп-арт и др.

Автопортрет — это изображение художника, созданное им самим с использованием зеркала или системы зеркал, в графической, живописной или скульптурной форме.

Аллегорический портрет — это вариация костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории.

Портрет полководца — это вариация парадного портрета, изображающая полководца в его образе.

Групповой портрет — это изображение не менее чем трех персонажей.

Детский портрет

Донаторский портрет — это тип религиозного портрета, на котором человек, сделавший пожертвование, изображается на картине (например, рядом с Иисусом). Донатор (от лат. donator — даритель) — это лицо, заказывающее, организующее и поддерживающее строительство католического храма, либо заказчик и даритель произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, украшающих храм.

На фотографии — "Алтарь Монтефельтро" Пьеро делла Франческа. Справа, на коленях, донатор — герцог Монтефельтро.

Жанровый портрет — это портрет, в котором изображенный представлен в смысловой и сюжетной связи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т. д.

Женский портрет

Уникальный портрет — это изображение одной персоны.

Близкий портрет — это изображение, сделанное в небольшом масштабе с нейтральным фоном, отражающее доверительные отношения между художником и изображенным.

Исторический портрет — изображение исторической личности.

Натюрмортный портрет — изображение человека в поясном, грудном или плечевом разрезе. Как правило, в натюрмортном портрете фигура изображена на нейтральном фоне.

Карикатура — это сатирическое или комическое изображение.

Гигантский портрет — это изображение огромных размеров (чаще всего в скульптуре).

Конный портрет — разновидность парадного портрета.

Костюмированный портрет — изображение человека в образе аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова "в виде" или "в образе".

Коронационный портрет — торжественное изображение монарха в день вступления на престол, в коронационных регалиях, обычно в полный рост.

Ктиторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине. Ктитор (от греч. κτήтωρ — собственник, основатель, создатель) — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.

На фотографии — изображение Ктитора Радивой с его семьей и митрополита Калевита с макетом церкви (Кремиковский монастырь).

Картины небольшого и миниатюрного размера — это изображения в небольшом формате (до 20 см), чаще всего это акварель, чернила или печатная графика: гравюра, литография, деревянная гравюра и т.д. Миниатюрное изображение может быть либо камерным, либо торжественным, с сюжетом или без. Как и на больших картинах, лицо, изображенное на миниатюре, может быть на нейтральном, пейзажном фоне или в интерьере. И хотя миниатюрное изображение подчиняется тем же основным законам развития и эстетическим канонам, что и весь жанр портрета в целом, но отличается от него как по смыслу художественного решения, так и своим назначением — миниатюра всегда имеет более интимный характер.

Мифологический портрет — это тип костюмированного портрета, в котором изображен человек как мифологический персонаж.

Мужской портрет

Портрет охотника

Парадный портрет, репрезентативный портрет — изображение человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура показана на фоне архитектуры или пейзажа.

В зависимости от особенностей парадный портрет может быть: коронационный; тронный; конный; военный в образе полководца. Охотничий портрет похож на парадный, но может быть более интимным.

Парный портрет — два изображения, нарисованные на разных холстах, но соответствующие друг другу по композиции, формату и цветовой гамме. Обычно парные портреты изображают супругов.

Полупарадный портрет — вариант парадного портрета, на котором человек изображен до пояса с большим количеством аксессуаров.
Портрет-картина — изображение человека, взаимодействующего с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.д.

Прогулка в портрете — изображение человека, гуляющего на фоне природы. Этот вид портрета появился в Англии в XVIII веке и стал популярным в эпоху сентиментализма.

Трони (от нидерл. tronie — голова, лицо) — типичный голландский портрет XVII века. Это плечевой или полноразмерный портрет, часто изображающий анонимных моделей с необычным выражением лица или костюмом.

Семейный портрет

Советский портрет — образ нового человека, строителя коммунизма, с характеристиками как коллективизм, социалистический гуманизм, интернационализм, революционная целеустремленность.

Посмертный портрет, ретроспективный портрет — изображение, созданное после смерти изображенных людей на основе их жизненных изображений или полностью выдуманное автором.

Тронный портрет — это особый вид парадного изображения, на котором монарх изображается в торжественном образе, сидя на троне.

Шарж — это смешное или сатирическое изображение, на котором выделяются наиболее характерные черты человека, сохраняя при этом внешнее сходство.

Иногда для классификации портретов использовался сословный принцип, так как социальное положение человека влияло на способы изображения его образа.

Что такое портрет в изобразительном искусстве

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОЕ СЛОВО
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Портрет в изобразительном искусстве: Значение, история и ключевые особенности

Изобразительное искусство включает в себя много жанров, одним из которых является портрет. Художники, создавая портреты, изображают лица конкретных людей или групп. Это слово происходит из французского языка, где portraire означает "точное воспроизведение чего-либо". Мастера портрета стремятся передать не только физический облик человека, но и его внутренний мир и настроение.

Искусство портрета имеет свои корни в глубокой древности, например в Древнем Египте, где скульпторы создавали изображения современников и исторических личностей. До сегодняшних дней дошли портреты из Древней Греции и Древнего Рима, изображающие поэтов, философов и общественных деятелей. В период Возрождения в Европе портретное искусство достигло своего расцвета. Например, итальянский художник Тициан создавал портреты ученых, поэтов и правителей, а Рафаэль Санти изображал духовенство.

В России в XVII веке людей начали изображать на картинах, называя их парсунами. Эти работы напоминали иконы, но вместо святых на них были изображены реальные исторические фигуры. Портрет как жанр русского искусства начал развиваться в XVIII веке, и быстро стал очень популярным, поскольку многие богатые люди хотели сохранить свой образ для потомков.

Обычно художники изображали представителей знатных семей. Некоторые из первых известных портретистов в России были Федор Рокотов и Дмитрий Левицкий.

В XIX веке портреты не только заказывали знатные особы, но и состоятельные горожане, такие как купцы, банкиры, юристы и представители интеллигенции. Во второй половине XIX века художники-передвижники начали отображать психологическую сложность личности и их индивидуальные и типовые черты на холстах. Такие художники, как Василий Перов, Иван Крамской и многие другие, работали в этом жанре. Они также часто изображали образы крестьян, пытаясь передать общее в их внешности и характере.

В начале XX века, с распространением фотографии, живописцы все меньше стремились к точному изображению человеческого облика, вместо этого, они сосредоточились на внутреннем мире человека и художественных особенностях своих работ.

Портрет в русской живописи

Парсуном, считается, произведение портретной живописи, выполненное по традициям иконописи, проливающее свет на начало этого искусства. Первый настоящий портрет, передающий сходство с изображаемым человеком, возник в 18 веке. В советский период портрет-тип получил дальнейшее развитие, отражая народный характер в образах крестьян. В современной России работами в жанре портрета отличились Н. Сафронов и И.С. Глазунов.

В настоящее время каждому доступны живописные картины и портреты, которые могут стать прекрасным подарком. Вы можете либо позировать художнику, либо предоставить фотографию, и опытный мастер создаст произведение даже без вашего присутствия.

Как приятно порадовать себя или своих близких оригинальным подарком — портретом, написанным опытным художником.

Наша галерея предлагает вам воплотить эту мечту! Наши талантливые художники создадут для вас портрет в любом стиле: от реалистичного до фантазийного. Вы можете выбрать классическую живопись, акварель, графику, шарж, и многое другое.

Ознакомьтесь с примерами работ наших художников и выберите своего любимого!

Узнать подробности можно по телефонам: +7 (383) 222-00-21 или +7 (953) 861-59-37

Портрет — это живописный жанр, который изображает реального человека или группу людей. В переводе с французского, портрет означает "portrait", от старофранцузского слова "portraire", что означает "точное воспроизведение черты в черту". Еще один аспект названия портрета связан с устаревшим словом "парсуна" — от латинского "persona", что означает "личность, особа".

Происхождение термина «портрет»

Андре Фелибьен (1619—1695), который был официальным историком при дворе короля Людовика XIV, впервые предложил слово "портрет" использовать только для изображений "человеческих существ", тем самым отделив человека от животного и растительного миров.

Попытки изобразить себе подобных делались человеком уже десятки тысяч лет назад. Первым портретом можно считать изображение, найденное во Франции в пещере Вильонер неподалеку от Ангулема. Автор этого портрета, живший примерно 27 тысяч лет назад, заметил сходство изгибов стены пещеры с человеческим лицом и попытался подчеркнуть его меловыми линиями, выделяя глаза, рот и нос.

Скульптура древнего Египта воплотила наиболее точные изображения человека, которые сегодня можно назвать портретами. Эти изображения имели религиозное значение, также как и практика мумификации. Портреты умерших точно передавали их внешний облик во время жизни. Они располагались в гробницах, изображались на саркофагах и устанавливались в храмах в виде скульптур.

Скульптор Тутмос Младший считается самым известным портретистом древнего Египта, автором знаменитого портрета царицы Нефертити.

Тутмос создал бюст Нефертити около 1351—1334 до нашей эры. Этот шедевр сейчас находится в Новом музее в Берлине. Эту информацию можно найти на Википедии. Также о бюсте можно узнать из Артхива, где представлены фаюмские портреты.

Великий Коммод римского императора, известный своей жестокостью и безудержной властью, был изваян в мраморе в Ватиканских музеях. Этот бюст является одним из самых известных произведений Музея Кьярамонти.

Средневековый период в Европе был временем, когда жанр портрета не получал особого развития из-за церковных ограничений. Только монашеские художники могли создавать изображения, и они преимущественно изображали святых и библейских персонажей. Но с развитием ремесла визуального искусства жанр портрета начал приобретать большую популярность, прежде всего среди правителей и членов их семей. Однако даже в религиозных композициях можно было увидеть черты реальных людей, так как заказчиками часто выступали церковные деятели и благотворители для создания произведений искусства.

Узнайте интересные цифры и факты о Гентском алтаре в статье на сайте Артхива.

В конце XIV века пышность королевского двора Франции способствовала расцвету портретного жанра, который приобрел новую жизнь в период Ренессанса. Внедрение масляной техники живописи сыграло важную роль в этом процессе. Мастера Высокого Возрождения отошли от религиозной составляющей портретов, делая акцент на личности и их внутреннем мире. В этот период были созданы знаменитые женские и мужские портреты, такие как "Мона Лиза" Леонардо да Винчи и портрет Бальдассаре Кастильоне, написанный Рафаэлем.

В период маньеризма портреты стали менее резкими, а следующий подъем популярности жанра пришелся на фламандских и голландских художников. В поисках новых идей художники обратили свое внимание от высокопоставленных личностей к обычным людям; рыбаки, торговки, цыганки и нищие стали главными персонажами типичных портретов. Особенно популярными стали парадные портреты. Художники начали уделять внимание не только выражению лица, но и позе изображенного; движение появилось в портретах, усиливая впечатление от произведения на зрителей.

1630, 58×52 см

К круму XVIII веку портреты стали "регулироваться" — изображения стали слишком громоздкими, идеализированными и манерными. Кроме того, академический

Академисты — это просто одна из разновидностей консерваторов в искусстве, или у них есть особая философия? Как они справлялись с выбором "разум или чувства"? Почему парижский Салон был так важен для художников, против чего выступали импрессионисты, и где еще, помимо Франции, создавались "кузницы" академических художников? Мы изучим академизм во всех его проявлениях. Продолжить чтение

относил жанр портрета к "низким" — в противовес "высоким" историческим и мифологическим жанрам. Художники часто льстили своим моделям, уделяли большое внимание одежде, прическам и драгоценностям. Позы были статичными и парадными, лица надменными и лишенными внутренних переживаний.

Такая ситуация сохранялась до конца XVIII века. С появлением идеалов гуманизма эпохи Просвещения в живописи начинают происходить изменения в жанре портрета; художники обращают внимание на социальные типы изображаемых лиц, введение пастельной техники приводит к отказу от изображения роскошных фонов.

Размер: 1745, 82.5х52.5 см

Эпоха: Классицизм

Классицизм укрепился в европейском искусстве в XVII веке и уступил свои позиции только в начале XVIII века. Представители классицизма возвеличивали древность, верили в идею порядка и логики вселенной, а В неограниченные возможности человеческого разума.

Позже, стиль романтизма, пришедший на смену строгому классицизму, добавил новые эмоции, волнения и выразительность в живопись. Нередко романтизм путают с "романтическими" образами и пасторальными сценами, однако в центре внимания творцов всех жанров конца XVIII — начала XIX веков стоит личность с ее внутренним миром.

Реализм способствует проникновению реалистических идей. С середины XIX века он окончательно утверждается в портретном жанре. В дальнейшем новейшие течения в живописи — импрессионизм.

Вы, наверное, знаете многое о импрессионизме: вы можете назвать имена великих художников, и легко найдете зал в музее, где блестит водная гладь, и один и тот же мотив написан в разное время суток, и вы помните о скандале на первой выставке, и даже можете отличить Моне от Мане. Это значит, что пришло время перейти на следующий уровень и узнать больше об импрессионизме. Продолжить чтение

, модернизм

Модернизм – это не только художественное направление, но и целый комплекс изменений, происходивших в культуре, изобразительном искусстве, литературе, архитектуре во второй половине XIX – первой половине XX века. Основными причинами этого революционного изменения в искусстве были развитие городов, индустриализация и две мировые войны, которые затронули весь мир. Сегодняшние искусствоведы используют термин "авангард" для обозначения новых течений, появившихся в мировом искусстве на рубеже XIX и XX веков. Тонкая грань отделяет понятия "модернизм" и "авангард".

Портрет в рисунке, живописи и искусстве

Портрет — это волшебный мост между душой художника и его объектом, это запечатленный во времени момент, искусство, передающее эмоции и историю на холсте или бумаге. Это удивительное искусство ставит перед собой задачу не только показать нам человеческое лицо, но и его суть, его мечты, его страдания и его радости.

Искусство портрета занимает центральное место в человеческом опыте. Со времен древних фараонов Египта до великих мастеров эпохи Возрождения и современных художников, портреты всегда были важным средством самовыражения и понимания человеческой природы.

Искусство создания портретов находится в постоянном возвышении, при этом каждый художник вносит в него свой собственный взгляд и стиль. В каждом портрете скрыта тайна истории, которую можно разгадать, наблюдая за глазами, улыбкой или мимикой человека. Мы задумываемся, кто мы такие, откуда мы пришли и куда идем…

Портрет обладает уникальной способностью проникать в самые глубины души, раскрывая самые скрытые мысли на языке цвета, формы и света.

Многообразие стилей и техник портретной живописи позволяет погрузиться в мир разных эпох и культур, где каждый мазок кисти или карандаша создает потрясающее взаимодействие между реальностью и фантазией, между видимым и невидимым.

История возникновения и развития портретной живописи

Изображения человеческого облика на холсте впервые можно отследить до давних цивилизаций. В Египте, Греции и Риме скульпторы и художники создавали бюсты и рельефы, изображающие правителей, богов и важных людей. Эти произведения искусства были не только простыми изображениями, но и символами власти и богатства.

Средневековье принесло с собой развитие иконописи, где святые и религиозные фигуры стали основными объектами изображения. Однако именно в эпоху Возрождения, начиная с 14 века, портретная живопись начала свой великий путь.

Искусстоведы с выражением признали этот период идеальным для преображения образов в портретной живописи. Именитые мастера эпохи Возрождения, такие как Леонардо да Винчи и Рафаэль, не ограничивались простым передачей лишь внешних черт лиц и фигур, они также стремились выразить в своих произведениях характер и внутреннее состояние изображаемых персонажей.

Удалось им это благодаря использованию более реалистичных техник и светотени, что делало их работы невероятно правдоподобными и живыми.

С течением времени портретная живопись охватила всю Европу и части мира, а вместе с этим приобрела разнообразные стили и направления. Барокко прибавило образам портретов экспрессивности и драматизма, романтизм углубился в выражение людских чувств, в то время как реализм стремился к максимальной достоверности и истинности в изображении.

С развитием фотографии и искусства двадцатого века, портретная живопись столкнулась с вызовами и переменами. Модернизм и абстракционизм в свою очередь внесли свой вклад в это направление, предлагая более абстрактные и символические образы.

В настоящее время портретная живопись продолжает свое существование, развиваясь и вдохновляя многих художников. Она погружает нас в мир эмоций и историй каждого отдельного человека, а также помогает нам увидеть себя и окружающих в новом свете.

Интересно, что самым дорогим портретом в истории считается произведение Леонардо да Винчи "Сальватор Мунди". Оно было продано на аукционе Christie’s в ноябре 2017 года за удивительную сумму в 450,3 миллиона долларов США.

Человек — это самый интересный и глубокий объект изобразительного искусства. В живописи портрет — особый вид, который стремится передать не только внешность, но и внутренний мир, эмоции и характер человека. В видеоэкскурсии "Понятие портрета", разработанной экспертом виртуального филиала города Усть-Каменогорск Олесей Байгунусовой, рассказывается об истории этого жанра, его разновидностях и выдающихся представителях в русской живописи.

Облако тегов
  • #новый_филиал
  • #лекция_онлайн
  • #выставка_живописи
  • #виртуальная_галерея
  • #онлайн_экспозиция
  • #цифровое_мероприятие
  • #мультимедийная_экспозиция
  • #виртуальный_туризм
  • #мастер-классы
  • #творческий_конкурс
  • #интерактивное_занятие
  • #культурный_фестиваль
  • #видеоконференция
  • #круглый_стол_дискуссии
  • #конференция_ученых
  • #психологический_семинар
  • #дошкольное_воспитание
  • #образовательные_программы
  • #студенческая_жизнь
  • #семейное_время
  • #активный_отдых_пожилых
  • #включение_людей_с_ограниченными_возможностями
  • #мультимедийные_технологии
  • #рабочая_встреча_ВФ_сотрудников
  • #Центр_мультимедиа
  • #Драматический_театр
  • #ночь_музеев_ВФРМ
  • #125_лет_Русскому_Музею
  • #120_лет_Русскому_Музею
  • #каталоги_РМ
  • #ночь_библиотеки
  • #лучшие_книги_ГРМ_2019
  • #ИгрыРМ
  • #ФильмыРМ
  • #НочьИскусствВФРМ
  • #Артефакт
  • #100Лет_РеставрацииГРМ
  • #ПетрI_350Лет
  • #Антарктида200
  • #НародноеИскусство
  • #Профессия_Реставратор
  • #Юбилей_РМ
  • #Юбилей_СПб

"Виртуальный Русский музей" в социальных сетях:

Дизайн и разработка — "Музей Плюс"

Контент — "Виртуальный Русский музей"

Старый портал проекта — https://virtualrm.spb.ru (архив материалов с 2009 г. по 1.04.2016)

Портал создан при поддержке НП "Виртуальный Русский музей" и БФ "Система"

Что такое портрет

Репродукции (франц.), портрет (устар.) — создание подобия, воплощение. Личность (лат.) — личность, человек. Портрет — это передача внешности одного или нескольких людей в произведениях искусства.

Одно из главных требований в портретной живописи — индивидуальное сходство. Некоторые современные стили живописи позволяют изображать хотя бы основные черты и особенности.

Художник как бы рассказывает наблюдателю о человеке, которого он изображает. И не только о его внешности, о его красивых глазах, крепкой челюсти или изогнутом носе. Одна из характеристик портретов — они могут рассказать о других вещах данного человека. Например, о его профессии, общественном статусе, увлечениях. Настоящий портрет также отразит внутренний мир человека, его характер и настроение.

Чаще всего, моделями для рисунков выступают реальные люди, а также сами художники, изображающиеся в жанре автопортрета. Поэтому часто портреты отражают определенные особенности своего времени. Они могут рассказывать целую историю о том, как менялся и развивался человек, о изменениях в эпохах и известных мировых событиях.

Изображение Жака Луи Давида, известного как Бонапарт, на фоне перевала Сен-Бернар (7)

История возникновения жанра

Жанр портрета – один из старейших в истории искусства. Люди изображали фигуры и лица на камнях еще задолго до появления письменности. В дальнейшем человеческие изображения становились частью ритуалов и культа. Мы знаем о древних петроглифах (рисунки на камнях), деревянных и костяных статуэтках, а также рисунках на керамике. Фигуры людей с лицами и без них дошли до нас с разных временных периодов.

В древнем Египте людей изображали разнообразными способами. Их изображения появлялись на стенах храмов, в рельефах, на посуде, в виде фигур и статуй. Считалось, что душа покойного должна обитать в его изображении, иначе она рисковала исчезнуть. Поэтому художники стремились к максимальной реалистичности изображений.

Если же душа не находила своего места, она воплощалась в изображение, которое было ей наиболее близко. Поэтому скульптур и рисунков в Древнем Египте было действительно много.

Мастерская Тутмоса. Бюст Нефертити (8)

В Риме изображения императора становились неотъемлемой частью жизни и смерти. Они участвовали в судебных процессах, будто бы сам император выносил приговор преступнику. В знатных домах хранили посмертные маски членов рода.

В старости существовал культ личности, возвеличивали знаменитых людей — правителей, общественных деятелей, поэтов, ученых и философов. Авторы старались подчеркнуть важность человека, его сферу деятельности, используя художественные приемы.

Лисипп. Миниатюрный портрет Сократа (9)

В эпоху Средних веков было особое внимание уделяется человеческому телу. Изображения людей становятся канонизированными, обладают своими традициями и правилами. Личность унифицирована, но при этом художники уделяют внимание самым мельчайшим деталям.

Следует отметить, что изображения Бога, Иисуса и Девы Марии нельзя рассматривать как портреты. Они не созданы по образу живых людей, а являются обобщенными образами. Для них существует отдельный жанр — иконопись. Исключением являются изображения святых, созданные во время их жизни или после нее.

В это время активно развивается восточное изобразительное искусство. Здесь также соблюдаются каноны, но создаются очень индивидуализированные портреты. Особенно это относится к портретным миниатюрам мастеров Китая, Средней Азии, Азербайджана, Ирака и Индии.

Риза (Реза) Аббаси. Влюбленные (10)

Портреты стали популярны в период Возрождения, когда художники начали изображать людей, чтобы показать их внутренний мир, характер и настроение. Этот жанр стал популярным в нескольких странах одновременно, и невозможно назвать определенного художника первым или лучшим в этом направлении.

Леонардо да Винчи, Рафаэль и Тициан в Италии, Альбрехт Дюрер в Германии, Рембрандт и Ян ван Эйк в Нидерландах – их вклад в развитие портрета неоценим. Часто реальные люди сравниваются с мифическими образами, и их изображения становятся символами власти и богатства. Знатные особы заказывают портреты для своих домов или в качестве подарков, а также популярны брачные и семейные портреты. Правители изображались на портретах в любую эпоху, и этот жанр сохраняет свою популярность и в современном искусстве.

Монета от императора Николая II (11)

В XVII – XVIII веках искусство превратилось в симбиоз художественного выражения и психологического откровения. Внутренний мир человека отображался и через натюрморты, и через городские пейзажи. Однако особое внимание уделялось портрету. Именно в этот период Андре Фелибьен (придворный историк Людовика XIV) предложил признать портрет отдельным жанром, как изображение реальных людей.

В России сформировалась собственная традиция написания портретов, которая отличается большим разнообразием жанров. Именно русская художественная школа стала отправной точкой для изображения различных социальных типов.

Фламандская и голландская школы также уделяли внимание простым людям – горничным, рыбакам, охотникам. Наибольшего процветания достиг парадный портрет.

В XIX веке проявляется интерес к внутреннему миру человека, и важными становятся сильные духом личности. Появляются геометрические формы и планы, уделение внимания внутренним переживаниям человека, остальное считается всего лишь дополнением к образу, поэтому должно быть очень простым.

В XX веке художники меняют свое видение. Субъективное понимание живописцем становится на первый план, и личность модели на полотне часто служит дополнительным средством отображения реальности.

Известный художник Б. Кустодиев изобразил красивую женщину в своей 12-й картине "Красавица".

Особенность портретного жанра

Одной из самых важных черт в жанре портрета является сходство между человеком и изображением на холсте. Художнику важно не только передать внешнее сходство, но и внутреннюю сущность, чтобы зритель поверил, что изображенный человек — это именно тот, кем он кажется.

Очень важным аспектом на портрете является взгляд. Из него можно понять, что чувствовал и думал человек в момент создания портрета. Если взгляд направлен прямо на зрителя, это может означать желание начать разговор, а если взгляд устремлен в сторону, то, возможно, человек задумчив. Через выражение глаз и взгляд выражается душа человека.

Кроме взгляда, внутреннее состояние можно определить по положению рук, осанке. Сложенные руки могут свидетельствовать о завершении дела и спокойствии, а гордая осанка показывает величие изображенного человека.

Личность — это сложное существо, но настоящие мастера, истинные художники способны передать любое состояние в своих произведениях.

Художники-портретисты

С развитием человека прогрессировало искусство. За весь период существования человечества было создано бесчисленное количество произведений. Однако были такие, которые не просто остались в истории, но и по сей день радуют и восхищают ценителей искусства. В современном мире на слуху имена художников-портретистов, живших в XVI, XVII, XVIII веках.

«Человек эпохи Возрождения» — Леонардо да Винчи стал знаменитым благодаря своему полотну «Мона Лиза». Тайну ее знаменитой улыбки до сих пор пытаются разгадать историки. Увидев впервые эту картину, историки описали ее как нечто, что невозможно передать ни одной фотографией.

Рисунок 1. Мона Лиза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Во время его жизни, произведения Йоханнеса Вермеера не получили должного признания, и некоторые даже были приписаны другим художникам. Благодаря исследователям и искусствоведам, в мире известно более 30 его картин, среди которых самая знаменитая — "Девушка с жемчужной серёжкой".

Рисунок 2. Девушка с жемчужной серёжкой. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Голландский художник Рембрандт владел мастерством игры света и тени. Картина "Ночной дозор" служит отличным подтверждением этого. Художник великолепно передал динамику в статичном портрете. Он был универсальным мастером, способным рисовать не только портреты, но и пейзажи, исторические сюжеты и сцены из Библии.

За свою долгую историю портретное искусство пережило и взлеты, и падения, но до сих пор остается актуальным. Несмотря на развитие новых технологий и появление фотографии, портретная живопись по-прежнему пользуется спросом.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий