Понизовая вольница: происхождение названия и его значение

Понизовая вольница: происхождение названия и его значение

Понизовая вольница — это исторический термин, который относится к обществу свободных людей, живущих в нижнем течении реки или у её пониженной части. Слово «понизовая» указывает на географическое положение, а «вольница» обозначает свободу и отсутствие крепостного гнета. Такие сообщества часто возникали на окраинах государства, где люди искали независимость и возможность самоопределения.

Название также связано с традициями местного самоуправления и демократического устройства, которое практиковалось в этих регионах. Понизовая вольница стала символом стремления к свободе и равенству, что получило отражение в культуре и фольклоре данного региона.

rostov_don

Значительно, что русский кинематограф берет свое начало из истории о нашем соотечественнике, гражданине Разине, Степане Тимофеевиче.

История происхождения

Фильм является экранизацией части пьесы («исторической былины») Василия Гончарова «Понизовая вольница», которая, в свою очередь, основана на сюжете известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень».

Для театральной постановки этой «исторической былины» Василий Гончаров потребовал "киноиллюстрации", и в создании их он обратился к кинопредпринимателю Александру Дранкову; последний убедил его, что на этом материале следует сделать фильм. Таким образом, помимо театральной постановки, появился кинотеатральный фильм.

Этот фильм стал одним из первых в истории российского кинематографа и вызвал скандал в связи с вопросом признания авторских прав сценариста. Гончаров написал письмо в Союз драматических и музыкальных писателей, в котором просил защитить его авторские права во всех кинотеатрах. Однако ему было отказано, ссылаясь на то, что его сценарии были признаны "механическими" и не являются литературными произведениями. Также было указано, что развитие кинотеатров идет в ущерб "настоящим театральным предприятиям".

За последнюю неделю вышла картинa "Стенька Разин". В техническом плане выполнена отлично. Очевидно, что г-н Дранков отлично разбирается в искусстве фотографии; жаль только, что фильм короткий, — сюжета хватило бы на несколько сот метров. Прекрасно сфотографирован вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, также как и финальный момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу.

— "Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге", 1908, № 1, с. 6.

— "Сцена", 1908, № 59.

Былина "Понизовая вольница", поставленная в "Аквариуме", задумана интересно: показывается повседневная жизнь приволжских разбойников. Начало и окончание действия показываются на экране. Немного портит впечатление только исполнение роли Стеньки Разина и скромное оформление.

— "Новости сезона", 1908, № 1617, с. 16.

Сто лет назад фильм шел 7 минут – и этого всем хватало

Понизовая вольница: происхождение названия и его значение

Рекламный постер к киноленте «Стенька Разин» («Понизовая вольница»), выпущенной в 1908 году

Первый кинематографический фильм в России был назван «Понизовая вольница» и создан Владимиром Ромашковым. Это произведение было основано на легенде о Стеньке Разине – выдающемся лидере крестьянского восстания XVII века. Хотя продолжительность фильма составляла всего 7 минут, этого оказалось достаточно, чтобы зрители погрузились в восторг от нового вида искусства.

Для самого дорогого советского фильма пришлось привлекать Министерство обороны

Фильм "Война и Мир" был снят Сергеем Бондарчуком при участии студии "Мосфильм" в 1965 году. Для съемок было задействовано 15 тысяч пехотинцев и полк кавалерии с 950 саблями, каждый из которых был в историческом костюме. Это привело к тому, что фильм стал самым дорогостоящим проектом в истории советского кино.

Для достижения реалистичности на экране, команде съемочной группы пришлось построить 50 декораций, 8 мостов (включая 3 через реку Днепр) и использовать 23 тонны взрывчатки, 40 тысяч литров керосина, 15 тысяч ручных дымовых гранат и 1,5 тысячи снарядов.

Фильм обошелся съемочной группе астрономической суммой в 100 миллионов долларов по курсу 1967 года.

110 ЛЕТ! В новом стиле этот день отмечается 15 октября, а по старому стилю — 28 октября. Ровно 110 лет назад, в период революций и реформ, в мире кинематографа состоялось событие! На этот день в 1908 году компания "А. Дранковъ и Ко" показала зрителям "Понизовую вольницу" — первый игровой фильм в истории России.

Этот день стал Днем рождения российского кинематографа!

Сегодня "Синескоп" посвящен этому удивительному событию и не только

В начале XX века французы были первыми, кто привнес в Российскую империю кинематограф, предложив публике экзотические виды, примитивные зрелища и короткометражные комедии (полнометражных фильмов в это время еще не было).

В этом году на Невском проспекте в Петербурге открылся первый кинотеатр в России.

Пионеры отечественного кинематографа

Вскоре кинохроника в России получила значительное развитие. Начиная с 1905 года, французские киноделы начали вытеснять отечественных хозяев. Имена русских кинопионеров – Александр Алексеевич Ханжонков и Александр Осипович Дранков – хранятся в памяти.

Ханжонков, потомственный дворянин войска Донского, быстро создал национальный кинематограф за два-три года. Он был убежден, что успех на рынке проката и в кинопромышленности возможен только с отечественными картинами и хрониками, несмотря на конкуренцию иностранных кинофирм.

Александр Дранков, второй танцор, профессиональный фотограф и журналист, увлекся «кинематографией» и основал свою собственную компанию, которая раньше называлась кино-ателье «А. Дранковъ и Ко», начав свою карьеру как создатель документального российского кино. Он и его операторы всегда были участниками всех крупных событий в обеих российских столицах во время революции 1917 года.

Самым большим успехом Дранкова в жанре документального кино стала первая съёмка Льва Николаевича Толстого (1908). Не получив разрешение от графа на проведение съёмки, Дранков спрятался с камерой в саду усадьбы Толстых в деревянном… туалете! Через фигурную прорезь двери он снял гуляющего писателя. Эти редчайшие съёмки Толстого отлично сохранились и до сих пор используются документалистами и телевизионщиками разных стран!

В 1907 году Дранков начал работу над первым русским художественным фильмом "Борис Годунов". Однако по разным причинам проект так и не был завершен, хотя некоторые материалы были показаны в кинотеатрах под названием "Сцены из боярской жизни". Конечно, это были отдельные сцены, больше похожие на киноаттракцион, чем на полноценный фильм.

Ситуация с российским художественным кино резко изменилась на следующий год. В июне 1908 года был запущен проект продюсера и оператора Александра Дранкова, а также режиссера Владимира Ромашкова под названием "Понизовая вольница".

Интересно, что изначально "Вольница" задумывалась не как фильм, а как киноиллюстрация к театральной постановке о мятежном правдоискателе Степане Разине. Известный петербургский режиссер Василий Гончаров, который позже стал заниматься кино, обратился за помощью в кино-ателье "А. Дранков и Ко".

Предприимчивый руководитель компании убедил известного театрального деятеля, что из этого материала можно сделать полноценный фильм. Таким образом, помимо театральной постановки был создан и кинотеатральный. Сделка состоялась.

Июльские дни 1908 года стали началом съёмок фильма «Понизовая вольница» на берегах озера Разлив рядом с Петербургом. В роли атамана Стеньки Разина выступил Евгений Петров-Краевский, а остальные персонажи были сыграны артистами из труппы Петербургского народного дома.

Сценарий фильма был основан на песне Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень», а его автором был Василий Гончаров, известный театральный деятель.

Фильм "Понизовая вольница" был снят с использованием длинных кадров и общих планов. Однако стоит отметить, что режиссура оставляла желать лучшего: актёры бегали по экрану, размахивая руками, и сюжет развивался за счёт титров, показывающих, как понимать следующий эпизод. Общая длительность фильма составляла 8 минут! Но для того времени это было нормально.

Первый русский фильм "Понизовая вольница" (также известный как "Стенька Разин"), вышел на экраны 15 октября (28 октября) 1908 года и был встречен теплым приемом как зрителями, так и критикой. Кроме того, фильм Дранкова и Ромашова стал первым в российской истории, который был сопровожден оригинальным звуком! Вместе с пленкой кинотеатры приобретали граммофонную запись музыки, написанную композитором Н. М. Ипполитовым-Ивановым для постановки одноименной пьесы Василия Гончарова в театре "Аквариум". И это был первый случай нарушения авторских прав в кинопроизводстве — Дранков не заключил формальный договор ни с автором сценария, ни с автором музыки.

Первая синемареклама. Следующим фильмом ателье Дранкова стала первая российская кинокомедия «Усердный денщик» (1908), которая имела большой успех у зрителей. Новатор Дранков также придумал новый вид кинорекламы: он начал выпускать открытки с кадрами из своих фильмов и помещать сцены из них на афишах, чего до него не делал никто в мире.

Сериалы — это русское дело! Итак, русское художественное кино родилось. С первых лет своего существования оно стало радовать зрителей сюрпризами. Так, одной из первых стран в мире Россия «изобрела»… сериалы! Всё тот же Александр Дранков приступил к выпуску отечественных детективных киноциклов.

Снятый в его ателье многосерийный фильм «Сонька – Золотая Ручка» (1914-1915) пользовался огромным успехом у зрителей.

У нас появилась потрясающая новость!Коллега Дранкова и его вечный конкурент по цеху Александр Ханжонков занялись производством первых научно-популярных учебных фильмов. В 1911 году он представил сенсацию – первый в мире полнометражный (1 час 40 минут) масштабный военно-исторический фильм под названием «Оборона Севастополя».

Фильм был снят с использованием комбинированных съемок с участием нескольких тысяч солдат и офицеров, а также морских судов Черноморского флота, и был утвержден Николаем II. После премьеры фильма состоявшейся 14 ноября 1911 года в Большом зале Московской консерватории, где для "озвучивания" фильма приглашали оркестр и хор певцов, «Оборона Севастополя» сразу была продана всеми странами, где были кинотеатры. Сегодня, в XXI веке, фильм А. Ханжонкова о военной истории смотрится, как настоящий «блокбастер». Конечно, как и у любого фильма, у "Обороны" были свои забавные случаи. Например, на премьере фильма перед царской семьей, во время сцены, где корабль "Три Святителя" погружается в воду и весельная шлюпка отплывает с иконой Николая Чудотворца, из-за экрана звучал плясовой мотив "Барыни". А когда на бастионе вокруг барышни-маркитантки плясали матросы, – пошёл молитвенный мотив «Спаси, Господи…»

Все публикации раздела "Синескоп"

Публикации киноведа и режиссёра Сергея Балахнина с иллюстрациями автора в журнале "Читинское обозрение" №42 (1526) от 17.10.2018 года.

Фильм "Донские казаки" — это обычный документальный фильм, показывающий повседневную жизнь казаков и джигитовки. Но в начале XX века его появление на отечественных экранах вызвало огромный интерес. В то время, когда обычные фильмы продавались всего в двух десятках экземпляров, "Донские казаки" были проданы 219 раз.

Причина такого невероятного коммерческого успеха проста. Во второй половине 1890-х годов кинематограф стал популярным развлечением всего за 10 лет. Но на российском рынке преобладали иностранные (преимущественно французские) компании, такие как "Братья Пате", "Гомон" и другие. И среди фильмов, которые демонстрировались в театрах, не было ни одного с русской тематикой. Поэтому фильм о казаках вызвал такой ажиотаж.

«Понизовая вольница» (1908 год)

Используя большие средства, много труда и времени, я постарался сделать все возможное, чтобы фильм "Понизовая вольница" выглядел наивысшим образом как технически, так и в исполнении пьесы и актеров, чтобы он занял достойное место в нашем кинематографическом репертуаре», – так звучал девиз этого фильма.

Персонаж "Я" из девиза – это Абрам Дранков, известный как первый кинематографист в России. Он также был оператором фильма о Стеньке Разине, режиссером которого был Владимир Ромашков, но безуспешно: логичное и ясное в сценарии Василия Гончарова стало неясным, нечетким и непоследовательным в фильме.

Шесть сцен в фильме: казаки «гуляют» на лодках, «гуляют» в лесу, замышляют заговор против персидской княжны, спаивают своего атамана, показывают ему поддельное письмо княжны к принцу Гассану, и разъяренный атаман бросает княжну, как бревно, в реку. На титре: «Волга матушка! Ты меня поила, кормила, на своих волнах укачивала – прими мой дорогой подарок» стоит подпись Дранкова – явно, как логотип его киноателье.

Что касается сценария, то с ним связан первый в российском кино спор об авторских правах.

«И за борт ее бросает, в набежавшую волну…»

Однако российский кинематограф имеет свои знаменательные даты, одна из которых приходится на октябрь. В этом месяце в 1908 году в Санкт-Петербурге, в театре "Аквариум", состоялась премьера первого отечественного фильма "Понизовая вольница" (или "Стенька Разин").

Фильм

Стенька Разин (Понизовая вольница)

История 1908 11 мин

Этот фильм был создан в студии Александра Дранкова, которого справедливо можно назвать одним из первых российских продюсеров. Собственную кинематографическую студию Дранков открыл в 1907 году. Она занималась кинодокументалистикой, создавая сюжеты на актуальные темы и фиксируя различные события.

Изобретение кинематографа открыло огромное количество возможностей для людей с практическим складом ума. Новый вид искусства становился все более популярным, зрители жаждали увидеть что-то невиданное, и уже к 1908 году в Москве было около 80 кинотеатров, в которых в основном показывали французские фильмы.

Александр Дранков понял, что пришло время для создания собственного, российского игрового кино. И он выбрал народную тему для своего первого фильма, что позволило зрителям лучше понять и оценить его работу. Вместо салонной драмы из жизни французских аристократов он представил всем известную историю о Стеньке Разине и княжне.


Фильм был поставлен Владимиром Ромашковым, который ранее работал актером в Петербургском Народном театре. Однако у него уже был опыт в режиссуре, он постановщик пьес как в Москве, так и в провинциальных театрах. Оператором выступал сам Александр Дранков, а Николай Козловский помогал ему. Знаменитый русский трагик, Евгений Петров-Краевский, сыграл роль Стеньки Разина, и его талант засиял на российской театральной сцене в те годы.

115 лет назад — 28(15) октября 1908 года, вышел экраны первый в истории России художественный фильм "Понизовая вольница" (Стенька Разин)

В 1908 году впервые на экранах кинотеатров появился короткометражный художественный фильм "Понизовая вольница" (также известный как "Стенька Разин" или "Стенька Разин и княжна"), ставший первым в истории Российской Империи.

Этот фильм является экранизацией части пьесы (также известной как "историческая былина") Василия Гончарова "Понизовая вольница", написанной по мотивам известной песни Дмитрия Садовникова "Из-за острова на стрежень". В фильме знаменитый разбойник Стенька Разин и его банда одерживают победу над персами, после чего Стенька влюбляется в плененную красавицу-персиянку.

После поражения Царицына и Астрахани разинцы были преследованы стрельцами. Стенька Разин вёл свою ватагу на Дон, но часто останавливался для развлечений из-за княжны. Есаулы пытались уговорить его, но безуспешно. Поэтому они решили напоить Разина и подставили поддельное письмо, в котором говорилось о том, что княжна обманывает Разина с каким-то "принцем Хассаном".

В порыве злобы и ревности Стенька Разин бросил княжну в Волгу. Фильм состоит из различных сцен, иллюстрирующих отдельные моменты этого сюжета. Все они сняты и смонтированы в одинаковом стиле. Режиссура фильма примитивна, актёры бегают в кадре, размахивая руками.

Интрига продолжается благодаря титрам, которые подробно рассказывают зрителю, как понимать следующий сюжетный поворот. Заключительная сцена, где "сильный" Разин поднимает довольно тяжелую княжну над головой и бросает её из лодки в воду, сделана с помощью "специальных эффектов" — монтаж скрывает момент, когда актрису заменяют манекеном.

28 октября 1908 — Вышел на киноэкраны первый в истории Российской Империи короткометражный художественный фильм…

Кинокартина "Понизовая вольница (Стенька Разин)"

Режиссер: Владимир Ромашков

Продюсер: Александр Дранков

Сценарист: Василий Гончаров

В ролях: Евгений Петров-Краевский и актёры Петербургского народного дома

Операторы: Александр Дранков, Николай Козловский

Музыка: Михаил Ипполитов-Иванов

Производство: Ателье А. Дранкова

Язык: Немой (без слов)

Фильм основан на фрагменте пьесы («исторической былины») Василия Гончарова под названием "Понизовая вольница", которая, в свою очередь, была написана по мотивам известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень».

В это время есаулы принимают решение напоить Разина и подделывают ему письмо, из которого ясно, что княжна обманывает Разина с каким-то "принцем Хассаном". Стенька Разин, испытывая злобу и ревность, бросает княжну в Волгу.

Картина состоит из отдельных сцен, иллюстрирующих различные моменты сюжета. Все сцены сняты длинными планами и общими кадрами. Режиссура фильма крайне примитивна, актёры беспорядочно бегают по кадру, размахивая руками. Сюжет развивается благодаря интертитрам, которые подробно объясняют зрителю, как понимать следующую сцену. Финальная сцена, в которой "могучий" Разин поднимает княжну и бросает её из челна в воду, сделана при помощи "спецэффектов" — монтаж скрывает момент, когда актрису заменяют манекеном.

Для постановки этой "исторической былины" в театре, Василий Гончаров задумал создать "киноиллюстрации" и обратился за помощью к кинопредпринимателю Александру Дранкову. Однако последний убедил его сделать фильм по этому материалу. Таким образом, помимо театральной постановки, появился и фильм.

Интересные факты о фильме "На озере Разлив"

Эта картина была снята на озере Разлив, а все актеры принимавшие участие в съемках, были из труппы Петербургского народного дома. Афишу фильма нарисовал петербургский художник Поль Ассатуров, а первый показ фильма состоялся 15 октября 1908 года. Фильм сопровождалась музыкой Михаила Ипполитовым-Ивановым, которая изначально была написана для спектакля в театре "Аквариум". Однако, по инициативе владельцев театра, эта музыка была расценена как нарушение их прав и использовалась только во время премьерного сеанса. В съемках фильма участвовало 150 человек массовки.

Источник:

  • ДЕНЬ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДИНЫ
  • ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
  • ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ
  • ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ
  • НАГРАДНАЯ РАБОТА
  • Проведение выставок, форумов и семинаров

Воспоминания

Когда мама давала мне запросто пятиалтынные или двугривенные, я был счастлив и сразу же бежал в "электро-театр", чтобы купить билет и смотреть на экране персонажей из книг, таких как Кирибеевич, Калашников, Иван Грозный, Степан Разин и персидская княжна — подарок Волге-матушке от казака.

Я запомнил, как был организован первый показ русского исторического фильма в городском манеже во время рождественских гуляний — всё было с рекламой и пышностью.

Показ фильма в Манеже был сопровожден мощным исполнением популярной народной песни «Стенька Разин». Великий синодальный хор исполнил эту песню под дирижерский музыки композитора Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова. Этот киносеанс, вероятно, был первым в Москве и даже в России, на который смогли одновременно собраться сотни зрителей.

Успех был ошеломляющим, и именно поэтому впечатление от этого фильма, усиленное пением большого хора под музыку, сохранилось в моей памяти на всю жизнь.

Однако, спустя много лет, я увидел эту картину снова, на экране учебного зала ВГИКа. Мне и моим студентам она не вызвала ничего, кроме искреннего хохота над её наивностью, псевдоисторичностью и нелепой ходульностью игры актёров, этот "шедевр".

  • Чула-Виста
  • Dick Cavett Meets ABBA
  • Азиатско-тихоокеанский кинофестиваль
  • Пой песню, поэт…
  • Бразильско-французские отношения

28 октября 1908 года состоялась премьера первого отечественного кинофильма «Понизовая вольница»

Казалось бы, всему своё время, всему своё место.


0.2 K 21:05 — 28/Окт/18 PIPL (10 лет 3 месяца)

Этот день в истории: (видео 8:36)

28 октября (15 по старому стилю. Пипл) 1908 года в петербургском театре «Аквариум» готовилась удивительная премьера: живые фотографии ателье Александра Дранкова сопровождались музыкой Ипполитова-Иванова и рассказывали зловещую историю бандита Степана Разина и молодой княжны. Так в России возник кинематограф в жанре художественного фильма.

Изначально была задумка о проведении полноценного театрального спектакля, но согласно задумке самого Гончарова для него понадобились "киноиллюстрации". Чтобы их создать, был привлечен известный предприниматель, владелец фотоателье Александр Дранков, поэтому идея создания кинокартины принадлежала ему, а Дранков по сути стал ее продюсером. Он уговорил директора Московской консерватории известного композитора Михаила Ипполитова-Иванова написать музыку для фильма — и вот родилась увертюра "Вниз по матушке по Волге". Также он нашел режиссера для картины, которым стал Владимир Ромашков.

В свете технического анализа, фильм кажется простым: актеры перемещаются перед объективом камеры без какой-либо системы и порой беспричинно жестикулируют, их мимика часто не согласуется с информацией на экране. С таким актерским исполнением понять сюжетное развитие было бы крайне сложно, поэтому съемочная группа решила добавить титры, которые появляются на экране между сценами.

Для ключевой роли был приглашен актер из драматической труппы Петербургского народного дома — известный в то время Евгений Петров-Краевский, а его сподвижники были сыграны другими актерами этой труппы.

Хотя фильм длится всего семь минут, его съемка и подготовка к показу длились несколько месяцев. Натурные съемки проходили летом 1908 года на озере Разлив рядом с Петербургом. Следует отметить, что для первого кинематографического опыта в фильме было использовано множество спецэффектов. Например, вместо княжны Разин был использован искусно сделанный манекен, который был поднят и брошен в воду. Кроме того, для съемок массовых сцен было приглашено 150 человек, что было очень внушительным по тем временам.

Для распространения фильма активный Александр Дранков провел масштабную рекламную кампанию, выпустив специальные плакаты, на которых подробно объяснялось все новшество захватывающего зрелища.

И, конечно, не обошлось без скандалов. Автор пьесы Николай Гончаров, осознав, что экранизированный фрагмент приобретает огромную популярность, обратился в Союз драматических и музыкальных писателей с просьбой признать безусловность своих авторских прав и защищать их во всех кинотеатрах страны. Однако его удивление было безмерным, когда компетентный орган сообщил ему, что его сценарий является механическим и не подпадает под определение "литературное произведение". Кроме того, союз заявил, что не будет защищать авторские права, так как в принципе выступает против развития кинематографа, так как его существование наносит непоправимый вред театральному искусству.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий