Почему система международной коллективной безопасности важна для каждого человека: ключевые аспекты и влияние на личность

Почему система международной коллективной безопасности важна для каждого человека: ключевые аспекты и влияние на личность

Система международной коллективной безопасности играет ключевую роль в защите прав и свобод личности, обеспечивая стабильность и предотвращая конфликты между государствами. Она создает условия для мирного сосуществования, благодаря чему люди могут жить без страха за свое существование и благополучие, что в итоге способствует развитию человеческого потенциала и социальной справедливости.

Кроме того, такая система способствует укреплению международного сотрудничества, позволяя государствам совместно решать глобальные проблемы, такие как терроризм, экологические угрозы и гуманитарные кризисы. Это создает платформу для защиты уязвимых групп населения и гарантирует, что права человека не будут нарушены в условиях конфликта, что является основополагающим для построения гуманного общества.

Понятие и система коллективной безопасности в международном праве

Цель этой работы заключается в том, чтобы раскрыть понятие и сущность системы коллективной безопасности, чтобы четко осознать ее важность, структуру и принципы действия в международно-правовой системе. Задачи этой работы включают в себя следующие аспекты: определить понятие коллективной безопасности и ее роль в международных отношениях и связях государств; различать понятия универсальной и региональной системы коллективной безопасности; отследить соотношение принципов обеспечения коллективной безопасности на универсальном уровне, то есть в рамках ООН, и на региональном уровне, то есть в рамках ОБСЕ, НАТО, СНГ и других.

Прикрепленные файлы: 1 файл

— 315.00 Кб (Скачать документ)

Проблема безопасности является одной из ключевых в теории и практике международных отношений. Одной из основных особенностей международной среды является ее анархичность, которая даже с некоторыми оговорками признается всеми исследователями и связана с неразрешимостью проблемы безопасности.

Значимость данной работы заключается в том, что в современном международном праве проблемы вооруженных конфликтов и угрозы мира между государствами, а также разжигание гражданских войн и конфликтов становятся приоритетными задачами международно-правового регулирования. Мировое сообщество несет ответственность за защиту жизни и благосостояния людей, которые оказываются в зоне конфликтов без своего согласия. Человечество стоит перед задачей сохранения жизни и ресурсов, которые являются высшей ценностью и благом для всех.

В наше время большинство угроз и вызовов для безопасности имеют транснациональный характер, поэтому для их устранения необходимы совместные действия международного сообщества. Именно поэтому сотрудничество международное становится все более важным, и роль региональных организаций в обеспечении коллективной безопасности постепенно увеличивается.

Теоретическое значение этого исследования заключается в том, что оно оценивает и проводит сравнительно-правовой анализ принципов и международно-правовых механизмов обеспечения коллективной безопасности в рамках универсальных и региональных организаций.

Объектом данного исследования являются отношения, возникающие в сфере обеспечения безопасности на универсальном и региональном уровнях.

Исследование фокусируется на следующих вопросах: 1) определение и суть коллективной безопасности; 2) система коллективной безопасности; 3) всеобщая и региональная коллективная безопасность.

Главная цель этой работы заключается в разъяснении понятия исистемы коллективной безопасности для полного понимания ее значимости, структуры, и принципов действия в международно-правовой системе.

Задачи данного исследования включают в себя:

  1. донести понятие коллективной безопасности и ее роль в международных отношениях и связях государств;
  2. разграничить понятия универсальной и региональной системы коллективной безопасности;
  3. Изучение соотношения принципов обеспечения коллективной безопасности на универсальном уровне, т.е. в рамках ООН, и региональном уровне, т.е. в рамках ОБСЕ, НАТО, СНГ и др.

В процессе написания курсовой работы были применены общенаучные и специальные методы исследования: структурно-логический, диалектический, историко-правовой, сравнительно-правовой, а также метод системного анализа.

Краткая характеристика литературы по теме: различные аспекты понятия и системы коллективной безопасности были затронуты в трудах таких ученых, как: Г.В. Игнатенко, Р.А. Каламкарян, Г.И. Тунгин и другие.

  • Понятие права международной безопасности

Одной из главных целей международного сообщества является обеспечение безопасности на мировом уровне. Международная безопасность означает создание условий для отсутствия угроз миру, нарушения мира и актов агрессии в любой форме, а также установление отношений между государствами на основе норм и принципов международного права.

Основные реалии в области международной безопасности и межгосударственных отношений вполне определены, включая:

1. Признание того, что идеологическая и классовая борьба не могут являться основой для мирных отношений между государствами.

2. Использование ядерного оружия не является приемлемым способом достижения каких-либо политических, экономических или идеологических целей. Поэтому были заключены международные договоры о запрете ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения.

3. Международная безопасность охватывает широкий круг вопросов и аспектов общественной жизни, поэтому она имеет всеобъемлющий характер.

4. Международная безопасность неделима и не может быть построена за счет безопасности одной страны за счет безопасности другой. Гонки вооружений следует избегать.

5. Важность миротворческой роли ООН в обеспечении безопасности выросла в неизмеримой степени.

Указанные реалии современного мира и прочие факторы свидетельствуют, во-первых, о разносторонности и всепоглощающем характере международной безопасности, а во-вторых, о неразрывной связи безопасности каждого отдельного государства с общей безопасностью международного сообщества и о взаимосвязи между безопасностью и развитием.

Согласно статье 1 Устава ООН одной из основных целей этой организации является поддержание международного мира и безопасности и предпринятие эффективных коллективных мер для предотвращения и ликвидации угрозы миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира и решения международных споров или ситуаций, которые могут нарушить мир, с использованием мирных средств и в соответствии с принципами справедливости и международного права.

Международное право играет важную роль в поддержании мировой безопасности. В настоящее время оно выделилось в отдельную отрасль — право международной безопасности, которая составляет часть целостной системы международного права.

Нормы права международной безопасности закреплены во многих международных договорах, включая Устав ООН, уставы региональных организаций, соглашения о разоружении и другие международно-правовые акты.

Основные принципы международного права образуют основу отрасли права международной безопасности, включая неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела и другие. В то же время, существуют специальные принципы в праве международной безопасности, такие как принцип равной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности государств.

Международные средства обеспечения международной безопасности, установленные международным правом, могут быть разделены на несколько групп:

а) по содержанию (мирные средства и принудительные меры);

б) по роли в обеспечении международной безопасности;

в) по сфере применения (в пределах территории одного государства, в пределах региона, в масштабах всего мира).

Существует широкий комплекс международно-правовых средств обеспечения международной безопасности, включая, в частности:

  • международные средства разрешения споров;
  • системы коллективной безопасности (универсальные и региональные);
  • меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению;
  • неприсоединение и нейтралитет;
  • меры доверия.

2. Понятие коллективной безопасности

Одной из самых важных мер поддержания международного мира является система коллективной безопасности. С точки зрения международного права, коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств всего мира или определенного географического региона, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира. [15]

Система совместных действий государств в рамках коллективной безопасности включает в себя несколько элементов: 1) общепризнанные принципы современного международного права, в числе которых важны принципы неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности, и невмешательства во внутренние дела; 2) совместные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии; 3) коллективные действия по ограничению и сокращению вооружений, включая полное разоружение.

Элемент коллективной безопасности, такой как совместные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии, представляет собой действия различного характера, проводимые группой государств или региональными и универсальными организациями, которым предоставлена полномочия по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности.

Идея "коллективной безопасности" заключается в поддержании или восстановлении международного мира и безопасности, где бы не возникла угроза агрессии. Система "коллективной безопасности" используется в случае любого государства, нарушающего международный мир, независимо от его членства в международной организации, ответственной за поддержание безопасности и отражение агрессии (ст. 2 п. 6 Устава ООП).

При формировании системы коллективной безопасности необходимо избегать ограничений по географическому признаку. Основное важно в том, чтобы все системы коллективной безопасности государств не стремились обеспечить свою защиту за счет безопасности других стран, не включенных в эту систему. Безопасность можно наилучшим образом обеспечить через коллективное взаимодействие всех государств и, как следствие, коллективной безопасности. Именно система коллективной безопасности способствует разрешению региональных конфликтов сильнее, чем любые другие варианты или односторонние действия.

В основе всеобщей системы коллективной безопасности лежит Устав ООН. Он утверждает, что когда возникает очаг острой напряженности, Совет Безопасности вначале определяет ситуацию как потенциальную угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. В соответствии со статьей 40 Устава ООН, Совет может принять временные меры для предотвращения обострения ситуации.

Затем вступает в силу статья 41 о санкциях без применения военной силы, которые включают приостановку экономических отношений, транспортных связей и разрыв дипломатических отношений. После этого, согласно статье 42, возможно применение вооруженных санкций. В последние годы миротворческие операции ООН значительно расширились.

Миротворчество предполагает проведение вооруженных операций без применения оружия, за исключением случаев самообороны.

В международном праве существуют два типа систем коллективной безопасности: универсальная и региональная.

3. Универсальная коллективная безопасность

Универсальная система коллективной безопасности основана на принципах Устава Организации Объединенных Наций и предусматривает совместные действия государств в соответствии с решениями этой организации. Началом этой системы можно считать союз государств антигитлеровской коалиции и принятие Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 года. То есть, государства с различными взглядами объединились на основе общей проблемы.

После Второй мировой войны была создана всемирная система коллективной безопасности в виде Организации Объединенных Наций. Основная цель этой системы — "сохранить предстоящие поколения от чрезвычайных ситуаций и войн". Система коллективных действий, предусмотренная Уставом ООН, включает в себя: меры по предотвращению угрозы силой или ее использованию (п.4 ст.2), меры мирного урегулирования международных споров (гл. VI), меры разоружения (ст. 11, 26, 47), меры использования региональных организаций безопасности (гл. VIII), временные меры по предотвращению нарушений мира (ст.40), принудительные меры безопасности без применения вооруженных сил (ст.41) и с их использованием (ст.42). [8]

Ответственность за поддержание международного мира и безопасности возлагается на Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности ООН, их полномочия четко разграничены.

Также ООН осуществляет операции по поддержанию мира. Их цель:

1. Осуществление расследования событий и проведение переговоров с участниками конфликта с целью достижения мирного урегулирования

2. Проверка выполнения соглашения об прекращении огня

3. Помощь в поддержании законности и обеспечении правопорядка

4. Оказание гуманитарной поддержки

Коллективная безопасность

Заинтересованность государств в сохранении международного правопорядка привела к созданию системы коллективной безопасности.

Эта система представляет собой совместные действия государств, установленные Уставом ООН для поддержания мирового порядка, предотвращения и подавления актов агрессии.

Коллективная безопасность включает в себя следующие элементы:

1) принципы международного права, такие как неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела;

2) коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии;

3) совместные действия по уменьшению и ограничению вооружений, вплоть до полного разоружения.

Совместные меры по предотвращению и устранению угрозы миру и актов агрессии как элемент коллективной безопасности — это действия, осуществляемые группой государств или региональными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безопасности.

В международном праве существует два вида системы коллективной безопасности: универсальная и региональная.

Универсальная система коллективной безопасности

Она базируется на принципах Устава Организации Объединенных Наций и предполагает, что государства будут действовать в соответствии с решениями этой организации. Начало универсальной системы коллективной безопасности было положено союзом государств антигитлеровской коалиции при принятии Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 года. Направленная против блока агрессивных стран, коалиция являлась примером возможности широкого сотрудничества государств с различными социально-экономическими системами и идеологическими взглядами. На момент разгрома гитлеровской Германии (1945 год), в коалицию входило 47 государств.

В период послевоенный была учреждена всемирная система коллективной безопасности в виде Организации Объединен­ных Наций, главная цель которой заключается в том, чтобы "освободить будущие поколения от страданий войны". Система коллективных мер, предусмотренных Уставом ООН, включает в себя: меры по запрещению угрозы силой или её использования в отношениях между государствами (п.

4 ст. 2); меры мирного разрешения международных споров (гл. VI); меры разоружения (ст. 11, 26, 47); меры использования региональных организаций безопасности (гл. VIII); временные меры по пресечению нарушений мира (ст.

40); принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их применением (ст.

42).

Основой для обеспечения международного мира и безопасности являются общепризнанные принципы и нормы международного права, которые реализуются через деятельность Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Компетенции этих органов четко разделены в данной области.

Особое внимание следует обратить на деятельность ООН по поддержанию мира. Ее цели включают: а) расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами для достижения мирного урегулирования; б) контроль за соблюдением договоренностей о прекращении огня; в) содействие в установлении законности и правопорядка; г) оказание гуманитарной помощи местному населению; д) мониторинг обстановки.

В зависимости от поставленных задач, операции ООН могут представлять собой миссии военных наблюдений или развертывание ограниченных вооруженных сил.

Все операции должны строго соблюдать следующие принципы: 1) принятие решения СБ о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции;

2) добровольность предоставления воинских контингентов государствами-членами, приемлемыми для сторон; 3) финансирование международным сообществом; 4) командование Генеральным секретарем с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного СБ; 5) беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы (только для самообороны).

Региональные системы коллективной безопасности

Такие системы представлены соглашениями и организациями, обеспечивающими безопасность на отдельных континентах и в регионах. Их важность не уменьшается тем, что современные методы ведения войны приобрели глобальный характер.

Невозможность разрешения любого местного конфликта, который может привести к полноценной войне, заставляет страны объединяться на различных уровнях. Это положение закреплено в п. 1 ст.

52 Устава ООН, допускающем существование региональных соглашений или органов "при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации". Эффективные региональные системы коллективной безопасности требуют участия в них всех государств данного региона, независимо от их общественного и государственного строя. Они преследуют ту же цель, что и универсальный механизм коллективной безопасности, — поддержание международного мира и безопасности. Вместе с тем сфера их действия ограничена по отношению к универсальной системе коллективной безопасности.

Во-первых, региональные организации не правомочны принимать какие-либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам; во-вторых, участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются региональных действий, затрагивают интересы государств соответствующей группы.

Одной из главных задач региональных организаций является обеспечение покойного разрешения разногласий между их участниками. Согласно статье 52 Устава ООН, члены таких организаций должны прикладывать все усилия для достижения мирного разрешения местных разногласий в пределах своих организаций до передачи их в Совет Безопасности, который, в свою очередь, должен поощрять такой метод разрешения разногласий.

В связи с различиями между регионами и обстановкой, имеющей место в них, Устав ООН не предоставляет четкого определения региональных соглашений и органов, что обеспечивает гибкость мероприятий, осуществляемых группой государств для разрешения вопросов, пригодных для региональных действий. Такая ситуация дает основание говорить о сложившейся модели отношений между региональными организациями и ООН, а также о формальном "разделении труда" в поддержании мира.

Для осуществления принудительных действий под своим руководством, Совет Безопасности может обращаться к региональным организациям. Однако региональные организации не могут сами принимать принудительные меры без разрешения Совета Безопасности. Им разрешено применять принудительные меры только в случае нападения на участника региональной системы коллективной безопасности.

Другая важная задача региональных организаций — содействие сокращению и ликвидации вооружения, особенно оружия массового уничтожения.

  • Большое внимание уделяется созданию региональных систем коллективной безопасности в практической деятельности государств.
  • До второй мировой войны на Европейском континенте, несмотря на усилия Советского Союза, не удалось создать систему коллективной безопасности.
  • Послевоенный период характеризовался противоборством двух "мировых систем", на которых строились международные отношения в Европе.
  • Западные страны подписали Североатлантический договор (НАТО) в 1949 году, в ответ на что социалистические страны подписали Варшавский Договор в 1955 году.

В соглашениях были зафиксированы обязательства стран по поддержанию мира и безопасности, включая воздержание от угрозы силой или ее применения, а также мирное разрешение международных споров. Однако данные обязательства касались только участников соглашений в отношении государств. Отношения организаций друг к другу находились в состоянии "холодной войны". Следует отметить, что вступление в НАТО произошло в нарушение основных условий региональных соглашений о безопасности, установленных в главе VII Устава ООН относительно "Региональных соглашений". В НАТО входят страны, расположенные в различных регионах.

В соответствии с соглашением, целью НАТО является объединение усилий всех ее членов для коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. Однако создание мощной военной структуры не соответствует этой цели.

Принятие новых государств в НАТО свидетельствует о нарушении статьи 7 Договора, которая предусматривает приглашение государств, а не их личное заявление. Расширение НАТО на восток свидетельствует об увеличении военной мощи за счет новых членов, что не способствует европейской безопасности. "Трансформация" НАТО, о которой заявляют ее руководители, также не соответствует ее целям. Проведение миротворческих операций и реализация программы "Партнерство во имя мира" не предусмотрены Договором 1949 года. Роль, которую НАТО берет на себя на Европейском континенте, Выходит за пределы ее компетенции.

Организация Варшавского Договора была заключена с учетом Устава ООН и ее основной целью как оборонительной структуры было стремление к созданию системы коллективной безопасности для всех европейских государств. Статья 11 Договора гласила: "В случае установления в Европе системы коллективной безопасности и заключения Общеевропейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора".

Процессы, произошедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы с середины 80-х годов и приведшие к распаду "мировой системы социализма", определили будущее Организации Варшавского Договора. В 1991 году ОВД прекратила свое существование.

Основы системы коллективной безопасности в Европе были заложены на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Хельсинкском Заключительном акте (1975 г.) были утверждены принципы сотрудничества государств и их взаимоотношений, определены конкретные меры по разоружению, включая меры доверия в военной области, а также практические шаги по обеспечению европейской безопасности. Особенностью Заключительного акта в качестве основы европейской системы коллективной безопасности является отсутствие применения принудительных мер.

С момента подписания Заключительного акта организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в 1975 году были приняты новые нормы, направленные на обеспечение стабильности и безопасности на континенте. Особую важность представляют пакеты решений, принятые на встречах глав государств и правительств участников СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 года и в Будапеште 5-6 декабря 1994 года. Среди актов, принятых на встрече в Будапеште, следует выделить Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности. Особое внимание заслуживает тезис о том, что демократический политический контроль над военными и военизированными силами, силами внутренней безопасности, разведывательными службами и полицией рассматривается как неотъемлемый элемент стабильности и безопасности.

Принятые в рамках СБСЕ-ОБСЕ документы способствовали формированию новых отношений между государствами Европы, основанных на общих подходах к вопросам обеспечения безопасности. Важным результатом этого процесса стало подписание в марте 1995 года в Париже Пакта о стабильности в Европе, который затем был предоставлен Европейским Союзом в ОБСЕ для доработки и внедрения в тесном сотрудничестве с Советом Европы.

Практика деятельности региональных организаций, содержащих положения о коллективных мерах в случае вооруженного нападения против любого из их членов (ЛАГ, ОАЕ, ОАГ), включает случаи применения силы для поддержания мира (например, создание в 1981 году Организацией африканского единства межафриканских сил для стабилизации ситуации в Чаде).

Обеспечение безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)

Страны-участницы СНГ, согласно Уставу СНГ, обязались проводить скоординированную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, а также поддерживать безопасность в рамках Содружества.

При угрозе суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких членов государств, либо мировой безопасности, государства активируют механизмы взаимных консультаций с целью согласования позиций и принятия мер для устранения угрозы, включая миротворческие операции и, при необходимости, использование вооруженных сил на основании решения Совета глав государств Содружества в рамках права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

Регулирование конкретных вопросов военно-политического сотрудничества государств-участников СНГ происходит путем заключения специальных соглашений. Одним из ключевых соглашений является Договор о коллективной безопасности, подписанный 15 мая 1992 года в Ташкенте.

Согласно этому документу, государства-участники обязуются воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях (ст. 1). Кроме того, они принимают на себя обязательство не вступать в военные союзы и не принимать участия в любых группировках государств, направленных против другого государства-участника. Они также обязуются уважать независимость и суверенитет друг друга, а также консультироваться по всем вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы.

Безопасность Содружества Независимых Государств базируется на принципах Устава Организации Объединенных Наций (коллективная самооборона). В этом контексте Договор предусматривает соответствующий механизм взаимной помощи в случае агрессии, включая военную поддержку и солидарную помощь.

Применение вооруженных сил для отражения агрессии осуществляется исключительно руководителями государств-участников СНГ. Использование вооруженных сил за пределами территории государств-участников допускается лишь в интересах международной безопасности в соответствии с Уставом ООН и законодательством участников Договора. Договор не затрагивает право государств-участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии.

Соглашение ориентировано исключительно на защиту. Любое заинтересованное государство, разделяющее его цели и принципы, может к нему присоединиться. Кроме того, оно направлено на создание системы коллективной безопасности в Европе и Азии, что может потребовать изменений в самом соглашении.

Совет глав государств принимает решение о проведении миротворческих операций в СНГ только при согласии всех сторон конфликта и при условии достижения соглашения о прекращении огня и враждебных действий.

Группы миротворцев в СНГ формируются на добровольной основе государств-участников соглашения, за исключением конфликтующих сторон.

В соответствии с Согла­шением от 20 марта 1992 года, Совет глав государств СНГ должен немедленно уведомить Совет Безопасности ООН и Совет СБСЕ (в настоящее время — ОБСЕ) о решении провести миротворческую операцию.

Международная коллективная безопасность: актуализация проблемы и современные угрозы

Чотчаев, А. У. Актуальные проблемы и современные угрозы международной коллективной безопасности / А. У. Чотчаев. — Текст : оригинал // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108355/ (дата обращения: 04.03.2024).

Современный мир стал свидетелем возрастающих глобальных угроз, таких как терроризм, кибератаки и распространение оружия массового поражения, поэтому требуется эффективное международное сотрудничество. Данная статья проводит анализ проблем международной безопасности, выделяет основные вызовы и подчеркивает важность более эффективных усилий в обеспечении коллективной безопасности.

Ключевые термины: международная коллективная безопасность, угрозы коллективной безопасности, развитие международной безопасности.

Глобализация усилила связи между странами, но также обнаружила новые уязвимости для мирового сообщества. В истории международных отношений постоянно менялись подходы к обеспечению безопасности, и современные угрозы требуют пересмотра существующих положений. Мировое сообщество сталкивается с серьезными проблемами в области коллективной безопасности, которые имеют влияние на общую безопасность из-за глобализации экономики, информационных технологий и общественной жизни.

Согласно пункту 1 статьи 1 Устава Организации Объединенных Наций, одной из основных целей ООН является обеспечение международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер по предотвращению и устранению угрозы миру, подавлению актов агрессии и других нарушений мира, а также посредством мирного разрешения международных споров и конфликтов в соответствии с принципами справедливости и международного права [1].

Терроризм, являющийся транснациональным феноменом, представляет собой серьезную угрозу для мировой стабильности, так как террористические организации используют сложные сети и средства для осуществления атак и избегания преследования, преодолевая границы государств. Это угрожает не только отдельным странам, но и общей стабильности мирового порядка.

С развитием технологий террористы быстро адаптируются к современным условиям. Кибертерроризм, использование дронов и радикализация в онлайн-пространстве представляют новые угрозы безопасности для государств и международных организаций. Для успешной борьбы с такими формами терроризма необходимо не только модернизировать технологические средства, но и развивать международное сотрудничество в обмене информацией и разработке общих стратегий.

При увеличении зависимости от цифровых технологий возрастают угрозы кибератак. Киберугрозы могут привести к нарушению работы критической инфраструктуры, краже конфиденциальной информации и вызвать хаос в обществе. Международные стандарты безопасности в сфере киберпространства нуждаются в постоянном обновлении, а механизмы реагирования на кибератаки должны быть ясно согласованы на международном уровне.

Необходимость эффективных международных мер для предотвращения распространения оружия массового поражения является серьезным вызовом. Организация Объединенных Наций играет важную роль в обеспечении мировой безопасности, но её структуры нуждаются в адаптации к новым угрозам. Международные союзы, такие как Организация Договора о коллективной безопасности, становятся ключевым элементом обеспечения коллективной безопасности, и требуют анализа и улучшения своей эффективности.

В соответствии со статьей 3 Устава Организации Договора о коллективной безопасности, целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов на коллективной основе при помощи политических средств» [3].

Аманбаева Д., Айдарбекова А., Сатывалдиева А. Ч., Рахимов К. Х. отмечают, что ОДКБ активно сотрудничает с другими международными организациями, такими как ООН и ШОС, принимая меры против террористических организаций и разрабатывая совместные механизмы борьбы с терроризмом. В 2016 году между ООН и ОДКБ был заключен Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН» [4].

Международные правовые нормы, включая договоры о нераспространении оружия, такие как Договор о нераспространении ядерного оружия [2], играют ключевую роль в предотвращении распространения опасных вооружений, и их эффективность также подлежит оценке и улучшению.

Миротворческие операции — это один из самых важных инструментов международного сотрудничества в обеспечении безопасности. Посредничество и участие в разрешении военных конфликтов, а также поддержка стабильности после их разрешения, становятся важными аспектами деятельности международных миротворческих миссий. Однако, необходимо изучить трудности, с которыми сталкиваются миротворцы, а также разработать рекомендации по оптимизации их деятельности.

Рассматривая участие нидерландских миротворцев ООН в конфликте в Югославии, Гуськова Е. Ю. отмечает, что в апреле 1993 года "голубые каски" были развернуты в Боснии и Герцеговине с целью разделения воюющих сторон. Они установили безопасные зоны в городах с мусульманским большинством, таких как Сараево, Бихач, Горажде, Тузла, Жепа и Сребреница. Миротворцы охраняли эти города, не вмешиваясь в дела сторон. Сербы просили обеспечить защиту своих городов, но такие просьбы были отклонены. Военные наблюдатели СО-ОНО следили исключительно за отводом сербских военных [5].

Таким образом, авторы обнаруживают проблемы в практическом опыте участия миротворческих сил ООН. Они заключаются в фактическом вовлечении руководства вооруженными силами ООН.

Ситуация связана с тем, что военные силы ООН на практике представляют собой вооруженные силы одной или нескольких стран, под командованием генералитета одной страны или группы союзных стран. Решением этой проблемы может стать изменение процедуры формирования войск ООН.

Необходимо, чтобы военнослужащие и командующие войсками были представлены максимально разнообразными странами. Военнослужащие должны отбираться случайным образом из числа военнослужащих стран, выразивших готовность участвовать в миротворческих операциях ООН.

Выборы руководящего состава должны проводиться путем голосования на Общем собрании ООН, причем руководящий орган обязательно должен быть коллегиальным, с не менее чем 15 генералами, каждый из которых представляет разные страны. Кроме того, все части света и континенты должны быть представлены. В условиях многополярного мира, где есть державы, значительно превосходящие другие своим влиянием, обязательно должны быть представители от всех стран-постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Решения должны приниматься путем голосования с решающим голосом председательствующего. Следует помнить, что миротворческие силы ООН — это не вооруженные силы в классическом понимании. Они не создаются для более эффективного ведения боевых действий.

Они призваны участвовать в миротворческих миссиях, ориентированных в основном на разделение сторон, а не на вооруженное подавление одной из них. Остальные вопросы должны быть решены через дипломатические методы. Поэтому при построении системы управления миротворческими силами ООН необходимо учитывать, что принципы управления обычными вооруженными силами государств не всегда применимы в полной мере.

Дипломатия остается одним из основных инструментов обеспечения международной безопасности. Предотвращение конфликтов, урегулирование кризисов и разрешение международных разногласий требует тщательного анализа и понимания источников напряженности. Ключевыми являются эффективность дипломатических усилий и их способность способствовать разрешению международных конфликтов.

Особое внимание следует уделить вопросам силового воздействия в разрешении международных конфликтов. Важно проанализировать эффективность миротворческих сил, их законность, а также координацию военных действий в рамках международных альянсов. Это необходимо для обеспечения эффективного и согласованного использования силового потенциала в целях обеспечения мировой стабильности и безопасности.

Развитие международной коллективной безопасности требует постоянного внимания и улучшения. Необходиомть глобального сотрудничества, адаптации к новым вызовам и повышение эффективности текущих механизмов становятся ключевыми задачами для гармоничного сосуществования в мире. Наш анализ лишь начальная точка для дальнейших обсуждений и разработки новых стратегий в области безопасности, направленных на обеспечение стабильности и благополучия в мировом масштабе.

  1. Документ "Хартия Организации Объединенных Наций" (Принят 26 июня 1945 года в Сан-Франциско) (с изменениями и дополнениями от 20 декабря 1971 года) // Коллекция документов по международному публичному праву. Том 1. — Москва: БЕК, 1996. С. 1–2, 227–237, 401–404.
  2. Договор о нераспространении ядерного оружия" (Подписан в Москве, Вашингтоне, Лондоне 01 июля 1968 года) // Официальная газета Верховного Совета СССР. 1970. № 14. Статья 118.
  3. Устав Организации Договора о коллективной безопасности (с изменениями на 8 ноября 2018 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 3, 19 января 2004 года, статья 163.
  4. Аманбаева Д., Айдарбекова А., Сатывалдиева А. Ч., Рахимов К. Х. Роль ОДКБ в противодействии терроризму // Исследования постсоветского пространства. 2023. № 6. С. 674–684.
  5. Гуськова Е. Ю. Опыт урегулирования конфликтов на Балканах в современных условиях // Журнал МГИМО. 2018. № 3 (60). С. 72–88.

Основные понятия (автоматически генерируются): общая безопасность, участвующая сила ООН, массовое уничтожение, международная безопасность, международная общая безопасность, международное взаимодействие, международный уровень, всемирное сообщество, участвующая сила ООН, распространение вооружения.

Коллективная безопасность как система поддержания международного мира

В настоящее время многие страны столкнулись с проблемами обеспечения безопасности. Основными критериями стабильности государства являются внутренняя социально-политическая стабильность и положение в мировом пространстве. Ранее каждое государство самостоятельно обеспечивало свою безопасность, но сейчас эта проблема приобрела международный характер. Профессор С. А. Егоров отмечает, что национальная безопасность тесно связана с международной безопасностью и поддержанием мира.

Как указывается в литературе, в процессе формирования и развития области международной безопасности наблюдается общий порядок действий: "Государства постепенно переходят от одностороннего метода решения различных вопросов к использованию двусторонних и многосторонних методов — вплоть до универсального (глобального)".

Международная безопасность — это состояние, которое достигается путем принятия индивидуальных и коллективных мер субъектами международного права для обеспечения стабильности мирового сообщества, предотвращения войны и защиты суверенного развития. Международная безопасность реализуется через усилия государств, соответствующие основным принципам международного права.

Стремление государств к сохранению мира и правопорядка привело к созданию системы коллективной безопасности.

Под коллективной безопасностью понимается система действий, осуществляемых государствами совместно с целью поддержания международного мира и безопасности, включая предотвращение угрозы миру, подавление актов агрессии и борьбу с международным терроризмом. Коллективная безопасность включает в себя несколько элементов:

1. Соблюдение принципов международного права, таких как неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела.

2. Совместные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии через международные организации или группы государств с соответствующими полномочиями.

3. Общие усилия по ограничению и уменьшению вооружений.

4. Общие усилия по борьбе с терроризмом.

Ключевым принципом коллективной безопасности является принцип неделимости мира. Суть этого принципа заключается в опасности военных конфликтов для всех стран мира. Государства должны реагировать на любые нарушения мира и угрозы безопасности во всех регионах мира, принимая активное участие в совместных действиях в соответствии с Уставом ООН для предотвращения и ликвидации угрозы миру.

Современный период истории, обладающий техническими возможностями для ведения войны, известен как ядерно-космический век. В настоящее время странами "ядерного клуба" считаются: США (с 1945 г.), Россия (с 1949 г.), Великобритания (с 1952 г.), Франция (с 1960 г.), Китай (с 1964 г.), Индия (с 1974 г.), Пакистан (с 1998 г.), КНДР (2006 г.), а также Израиль.

Неофициальными ядерными державами считаются Германия, Италия, Турция, Бельгия, Нидерланды, Канада, Япония, Южная Корея, где развернуто американское ядерное оружие. При определенных обстоятельствах и ослаблении контроля со стороны США, эти государства могут воспользоваться данным видом вооружения.

До середины 90-х годов прошлого века на территории Казахстана, Украины и Белоруссии находилась часть ядерного потенциала СССР, который был передан в Российскую Федерацию в соответствии с Лиссабонским протоколом 1992 года. Южноафриканская Республика также обладала ядерным оружием до начала 1990-х годов, когда от него отказалась в связи с ликвидацией режима апартеида.

Единственными законными членами "ядерного клуба" являются пять государств — США, Россия, Великобритания, Франция и Китай, которые являются "старыми" ядерными державами. Согласно Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года, страны, которые произвели и взорвали ядерное оружие и другие ядерные устройства до 1 января 1967 года, являются законными обладателями ядерного оружия. Договор запрещает распространение только военной составляющей ядерных технологий.

Что касается мирного использования атомной энергии, то договор приветствует обмен соответствующими научными знаниями в этой области. В результате договора порядка 60 государств строят или эксплуатируют ядерные реакторы (иные научно-производственные объекты), около 40 имеют научный и промышленный потенциал, который позволит создать ядерное оружие массового поражения при необходимости. Около 15 государств уже имеют военные наработки и свои ядерные программы развития оружия массового поражения. Как уже упоминалось, одной из современных угроз международной безопасности является терроризм. Согласно данным ООН, за десятилетие было документировано около 200 случаев незаконного оборота ядерных материалов, что создает реальную возможность применения ядерных компонентов при организации террористических актов.

При данных обстоятельствах каждый, даже ограниченный вооруженный конфликт, представляет потенциальную опасность превращения в обширные военные столкновения с участием множества государств.

Как практика оказывает, завершить войну после начала военных действий достаточно трудно, по результатам локальных вооруженных конфликтов последних 5-6 десятилетий, как международного, так и внутреннего характера (события во Вьетнаме, Афганистане, Югославии, Ираке, Украине и прочих). Поэтому любой вооруженный конфликт, даже если он кажется незначительным, должен рассматриваться как угроза для мира и безопасности всего человечества.

Историческое сформирование международной безопасности началось с проведения Гаагских конференций мира в 1899 и 1903 годах, на которых были приняты соглашения о мирном урегулировании международных конфликтов. Российские юристы, в том числе профессор Санкт-Петербургского университета Ф. Ф. Мартенс, сыграли значительную роль в организации этих конференций.

После окончания Первой мировой войны создание Лиги Наций открыло новую главу в развитии идеи мира, включая создание первой модели коллективной безопасности. Учредительный документ Лиги Наций — Статут, заложил основы системы коллективной безопасности.

Дальнейшее развитие данной модели произошло в Женевском протоколе 1924 года, Декларации об агрессивных войнах 1927 года, Парижском пакте 1928 года, Лондонских конвенциях 1933 года, а В двусторонних договорах о нейтралитете, ненападении, дружбе и т.д. Однако система международной безопасности Лиги Наций не смогла остановить германский нацизм, и в результате человечество погрузилось в одну из самых кровопролитных войн 1939-1945 гг., в которую было втянуто 61 государство из 73, существовавших на тот момент (приблизительно 80% населения Земли). Эта война шла на трех континентах и была первой и единственной, где было использовано ядерное оружие.

Создание современной системы международной безопасности связано с Уставом ООН 1945 года. Основная особенность ООН заключается в том, что международное право не только запрещает агрессивные войны, но и имеет механизмы, направленные на принуждение потенциального агрессора к миру, а также средства мирного разрешения международных споров. Устав ООН внёс ряд изменений по сравнению с предвоенной системой, обеспечивая мир и безопасность на универсальной коллективной основе. Организация придала особый статус пяти государствам, являющимся постоянными членами Совета Безопасности, возложив на них основную ответственность за международный мир и безопасность. Помимо Устава ООН, современная система международной безопасности базируется на ряде других правовых актов, таких как Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 года, Североатлантический договор 1949 года, Варшавский договор 1955 года (до его роспуска), Договор о коллективной безопасности ЛАГ 1955 года, Хартия ОАЕ 1963 года, Заключительный акт СБСЕ 1975 года, Договор о коллективной безопасности 1992 года и др.

Универсальная система коллективной безопасности создана на основе принципов и норм Устава ООН и предполагает действия в соответствии с решениями организации. Основная ее особенность заключается в ранее неизвестном масштабе универсальности, обязательном применении санкций в случае необходимости и сохранении существующего положения между государствами-членами, отсутствии разногласий при реагировании на агрессию. Система универсальной безопасности имеет нормативный характер, предписывая, как государства должны реагировать на нарушение мира и безопасности. Универсальная система коллективной безопасности начала свою историю с формирования антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны (Декларация Объединенных Наций от 1 января 1942 г.). Вначале созданная для ведения войны против блока стран-агрессоров, коалиция постепенно приобрела статус организации, цель которой — сохранение мира.

Основная цель Организации Объединенных Наций как всемирной системы обеспечения коллективной безопасности заключается в "избавлении будущих поколений от ужасов войны". В соответствии с Уставом ООН, система возможных мер и способов поддержания международного мира и безопасности включает в себя:

— абсолютный запрет на угрозу силой или ее применение в отношениях между государствами;

— мирное разрешение международных споров;

— осуществление широкого сотрудничества в разрешении экономических, гуманитарных, культурных и других проблем;

— ограничение вооружений и разоружение;

— создание региональных систем безопасности;

— временные меры по предотвращению нарушений мира;

— Насильственные меры без применения вооруженных сил (временное прекращение экономических отношений (полное или частичное), прекращение средств связи (морских, железнодорожных, авиационных, почтовых, телеграфных, радио и т. д.), разрыв дипломатических и консульских отношений);

Временная регистрация в Москве обязательна для иностранцев и граждан Российской Федерации, прибывших в столицу из других регионов РФ. Согласно действующему законодательству (а именно — статье 5 закона № 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в течение 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок пребывания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Уровни международной безопасности

Существует сложная иерархическая структура международной безопасности. Она имеет три основных уровня, которые выделяются в зависимости от масштабов проявления (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Уровни международной безопасности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эта классификация определяется, в основном, пространственными категориями геополитической теории, такими как государственная территория, геополитические и геостратегические регионы, а также мировое геополитическое пространство. Давайте рассмотрим их более детально.

Территория государства — это часть планеты, над которой суверенитет имеет определенная страна. В данном случае государственная власть на своей территории обладает первенством и независимостью от других сил и обстоятельств. Однако на практике государственному суверенитету накладываются определенные ограничения в результате взаимодействия страны с другими субъектами международных отношений.

Геостратегический регион формируется вокруг одного или нескольких государств, которые играют важную роль в мировой политике. Это довольно обширное пространство, включающее не только территории регионообразующих стран, но также зоны их контроля и влияния. Обычно количество таких регионов ограничено и все они состоят из более мелких геополитических пространств — геополитических регионов.

Под термином геополитический регион подразумевается часть геостратегического региона, которая отличается более стабильными и тесными политическими, экономическими и культурными связями. По сравнению с геостратегическим регионом, он имеет более ограниченную и интенсивную связь.

Мировое геополитическое пространство включает все страны, регионы и объединения, принимающие участие в международных отношениях.

Ключевые модели международной безопасности

На данный момент в научной литературе представлено огромное количество различных концепций международной безопасности. Все эти концепции подлежат определенной классификации. В зависимости от числа участников, включенных в систему международной безопасности, можно выделить четыре модели ее структуры:

  • модель однополярной системы безопасности, основанная на усилении военно-политических союзов, которые возглавляют США;
  • модель "концерт держав", то есть союз нескольких великих стран;
  • многополярная модель безопасности, основанная на развитой системе международных отношений;
  • глобальная (универсальная) модель безопасности, когда все члены мирового сообщества участвуют в ее создании.

Современное российское внешнеполитическое мышление наиболее характеризуется ориентацией на многополярную модель международной безопасности из перечисленных моделей.

Этот подход к структуризации моделей международной безопасности не единственный. В зависимости от отношений между участниками системы международной безопасности можно выделить три модели ее построения — коллективную, всеобщую и кооперационную.

Система коллективной безопасности

Почему система международной коллективной безопасности важна для каждого человека: ключевые аспекты и влияние на личность

Формирование современной мировой политической системы началось в период Второй Мировой войны, когда была установлена универсальная система для противодействия агрессивным государствам. Первая система коллективной безопасности, основанная на Хартии Организации Объединенных Наций, была создана с момента принятия Декларации ООН 1 января 1942 года.

К 1945 году, к концу Второй Мировой войны, систему коллективной безопасности составляли 47 государств. Государства, присоединившиеся к Хартии ООН, стали участниками системы коллективной безопасности, направленной на предотвращение международной агрессии. За семь десятилетий своего существования, система создала различные механизмы для установления и поддержания международного правопорядка. Инструменты системы коллективной безопасности можно разделить на три основные категории:

  • Принципы международного права, включая неприменение силы для урегулирования конфликтов, нерушимость границ, территориальная целостность государств и невмешательство во внутренние дела, являются всеобще признанными государствами-участниками ООН.
  • Государства сотрудничают в области применения коллективных мер для предотвращения актов агрессии и устранения угрозы миру в целом.
  • Сотрудничество также осуществляется в сфере ограничения распространения вооружений, включая оружие массового поражения.

Два института ООН, Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, играют ключевую роль в поддержании мира. Их функции четко определены и взаимозаменяемы.

Конфликтные ситуации и переговоры в рамках операций ООН по поддержанию мира расследуются и урегулируются, а также осуществляется наблюдение за соблюдением договоров о прекращении огня. Законность и правопорядок обеспечиваются на подконтрольных территориях, а населению в области конфликта оказывается гуманитарная помощь. В случае необходимости ООН может применить введение ограниченного контингента войск на основании санкции Совета Безопасности. Воинские контингенты в распоряжение ООН предоставляются добровольно странами-участницами системы коллективной безопасности. Финансирование указанных операций осуществляется международным сообществом и направлено на оборонительные цели.

В соответствии с Уставом ООН, международное право допускает возможность создания региональных систем коллективной безопасности на основе пункта 1, статьи 52. Такие системы действуют только в пределах их компетенции и не имеют права принимать решения, затрагивающие интересы всего мирового сообщества. Они ограничиваются действиями в рамках соответствующей группы государств и не могут вводить принудительные меры без согласия Совета Безопасности ООН.

После окончания Второй Мировой войны в Европе возникли две противоборствующие системы коллективной безопасности: НАТО (1949 г.) и Варшавский договор (1955 г.). После завершения Холодной войны и распада СССР, Варшавский Договор перестал существовать.

С 1975 года, с момента Хельсинкского совещания, и до 1994 года, когда состоялась Будапештская встреча, были установлены принципы, которые послужили основой для создания Кодекса военно-политической безопасности в Европе.

15 мая 1992 года в Ташкенте был подписан Договор о формировании системы коллективной безопасности стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот договор представляет собой оборонительное соглашение и открыт для присоединения других заинтересованных государств.

3. Коллективная безопасность

Созданная система коллективной безопасности является проявлением общей заинтересованности государств в обеспечении международного правопорядка.

Она представляет собой комплекс совместных действий государств, направленных на поддержание мира и безопасности в мире, а также на предотвращение и пресечение актов агрессии, что закреплено в Уставе Организации Объединенных Наций.

Система коллективной безопасности включает в себя несколько ключевых элементов: 1) основные принципы современного международного права, такие как неприкосновенность границ, невмешательство во внутренние дела и прочие; 2) коллективные меры для предотвращения и пресечения угрозы миру и актов агрессии; 3) совместные усилия по ограничению и сокращению вооружений, вплоть до полного разоружения.

Групповые действия, направленные на предотвращение и ликвидацию угрозы миру и актов агрессии, представляют собой коллективные меры безопасности. Они могут быть как невооруженными, так и вооруженными и осуществляться группой государств или международными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международной безопасности.

Международное право выделяет две системы коллективной безопасности: универсальную и региональную.

Универсальная система коллективной безопасности

Это было основано на принципах Устава Организации Объединенных Наций и предусматривает действия государств в соответствии с решениями этой организации. Начало универсальной системы коллективной безопасности было заложено союзом государств антигитлеровской коалиции при принятии Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 года. Направленная против блока агрессивных стран, коалиция стала примером возможности широкого сотрудничества государств с различными социально-экономическими системами и идеологическими взглядами. К моменту падения гитлеровской Германии (1945 год) в коалицию входило 47 государств.

После окончания войны появилась всемирная система коллективной безопасности в виде Организации Объединенных Наций, основная цель которой заключается в том, чтобы "предотвратить бедствия войны для будущих поколений". Система коллективных действий, предусмотренная Уставом ООН, включает: меры по предотвращению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п.

4 ст. 2); меры мирного разрешения международных споров (гл. VI); меры разоружения (ст. 11, 26, 47); меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII); временные меры по пресечению нарушений мира (ст.

40); принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их использованием (ст. 42).

Международный мир и безопасность основываются на принципах и нормах международного права, утвержденных Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, которые четко разграничивают свои компетенции в этой области.

Операции ООН по поддержанию мира заслуживают особого внимания. Их задачи включают: а) расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами для достижения мира; б) проверка соблюдения договоренностей о прекращении огня; в) содействие поддержанию законности и правопорядка; г) предоставление гуманитарной помощи местному населению; д) наблюдение за ситуацией.

В зависимости от поставленных задач, операции ООН могут представлять собой миссии военных наблюдений или развертывание ограниченных военных сил.

Во всех случаях операций строго соблюдаются принципы: 1) принятие решения о проведении операции Советом безопасности, определение ее мандата и общее руководство при согласии сторон в конфликте на проведение операции;

2) добровольность предоставления воинских контингентов государствами-членами, приемлемыми для сторон; 3) финансирование международным сообществом; 4) командование Генеральным секретарем с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного Советом безопасности; 5) беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы (только для самообороны).

Региональные системы коллективной безопасности

Они представлены соглашениями и организациями, обеспечивающими безопасность на отдельных континентах и в регионах. Их значение отнюдь не умаляется тем, что современные средства ведения войны приобрели глобальный характер.

Способность предотвращения любого местного конфликта, который может вылиться в крупномасштабную войну, заставляет государства соединяться на различных уровнях. Это положение закреплено в п. 1 ст.

52 Устава ООН, признающем существование региональных соглашений или органов "при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации". Эффективные региональные системы коллективной безопасности требуют участия в них всех государств данного региона, независимо от их общественного и государственного строя. Они преследуют ту же цель, что и универсальный механизм коллективной безопасности — поддержание международного мира и безопасности. Однако их действия ограничены по отношению к универсальной системе коллективной безопасности.

Во-первых, региональные организации не имеют права принимать какие-либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к другим регионам; во-вторых, участники регионального соглашения имеют право решать только такие вопросы, которые касаются региональных действий и затрагивают интересы государств соответствующей группы.

Одной из важных задач региональных организаций является обеспечение мирного разрешения конфликтов между их участниками. Согласно п. 2 ст. 52 Устава ООН, члены этих организаций должны прилагать все усилия для разрешения местных конфликтов в своем регионе, прежде чем передавать их в Совет Безопасности, который в свою очередь должен поощрять такой подход.

Учитывая различия между регионами и ситуациями в них, Устав ООН не содержит четкого определения региональных соглашений и органов, что позволяет гибко реагировать на ситуации, требующие регионального вмешательства. Это свидетельствует о сложившейся модели взаимоотношений между региональными организациями и ООН, а также о формальном "разделении труда" в поддержании мира.

Для осуществления принудительных мер под своим руководством Совет Безопасности может обращаться к региональным организациям. Однако без разрешения Совета Безопасности региональные организации не имеют права принимать такие меры. Использовать принудительные меры региональные организации могут лишь в случае нападения на участника региональной системы коллективной безопасности.

Еще одной важной задачей региональных организаций является участие в процессе сокращения и уничтожения вооружения, в том числе оружия массового уничтожения.

Особое внимание уделяется созданию региональных систем коллективной безопасности в практической деятельности государств. До второй мировой войны на Европейском континенте не удалось создать систему коллективной безопасности, несмотря на усилия Советского Союза. После войны международные отношения в Европе строились на противостоянии двух "мировых систем". Западные страны подписали Североатлантический договор (НАТО) в 1949 году. В ответ социалистические страны подписали Варшавский Договор в 1955 году.

Содержание обоих договоров включало специфические обязательства сторон по поддержанию мира и безопасности: воздерживаться от угрозы применения силы или самой силы, разрешать международные споры мирным путем. Однако эти обязательства касались только государств-участников договоров. В отношении организаций друг к другу существовало состояние "холодной войны". Важно отметить, что НАТО была создана с нарушением основных условий заключения региональных соглашений безопасности, установленных в главе VII Устава ООН "Региональные соглашения": она включила в себя страны, находящиеся в различных регионах.

Согласно договору, целью НАТО является объединение усилий всех ее членов для коллективной защиты и поддержания мира и безопасности. Однако меры по созданию мощной военной структуры не соответствуют этой цели.

Принятие новых государств в НАТО свидетельствует о нарушении статьи 7 Договора, которая предусматривает приглашение государств, а не их принятие по собственному желанию. Расширение НАТО на восток говорит о увеличении военной мощи за счет новых членов, что не способствует европейской безопасности. Трансформация НАТО, о которой заявляют ее руководители, также не соответствует ее целям. Проведение миротворческих операций и реализация программы "Партнерство во имя мира" не предусмотрены Договором 1949 года. Роль, которую НАТО берет на себя на Европейском континенте, также не соответствует ее компетенциям.

В соответствии с Уставом ООН был заключен Варшавский Договор, который отличался стремлением к созданию системы коллективной безопасности для всех европейских государств в качестве оборонительной организации. Согласно статье 11 Договора, в случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения Общеевропейского Договора о коллективной безопасности, Варшавский Договор утратил бы свою силу.

События, произошедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы с 80-х годов, приведшие к распаду "мировой системы социализма", определили будущее Организации Варшавского Договора. В 1991 году ОВД прекратила свое существование.

Заложение основ системы коллективной безопасности в Европе произошло на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Заключительном акте, подписанном в Хельсинки в 1975 году, содержится набор принципов сотрудничества государств и их взаимоотношений, определены конкретные меры в области разоружения, включая меры доверия в военной сфере, и указаны практические шаги по обеспечению безопасности в Европе. Отличительной особенностью Заключительного акта в качестве основы европейской системы коллективной безопасности является отсутствие в нем применения принудительных мер.

С момента подписания Заключительного акта СБСЕ (1975 года) нормы, обеспечивающие стабильность безопасности в Европе, были приняты в последующих документах СБСЕ. Особое внимание следует уделить пакетам решений, принятым на встречах глав государств и правительств участников СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 года и в Будапеште 5-6 декабря 1994 года. Среди актов Будапештской встречи — Кодекс поведения военно-политических аспектов безопасности. Следует отметить тезис о том, что демократический политический контроль над военными и военизированными силами, силами внутренней безопасности, разведывательными службами и полицией рассматривается как неотъемлемый элемент стабильности и безопасности.

Принятые в рамках СБСЕ-ОБСЕ документы способствовали тому, чтобы установилась новая форма взаимоотношений между европейскими государствами, основанная на общих подходах к вопросам обеспечения безопасности. Важным результатом этого процесса стало подписание в марте 1995 года в Париже Пакта о стабильности в Европе, который затем был передан Европейским Союзом в ОБСЕ для доработки и воплощения в реальность в тесном сотрудничестве с Советом Европы.

В практике деятельности региональных организаций, в документах которых предусмотрены положения о коллективных мерах в случае вооруженной агрессии против любого из членов (ЛАГ, ОАЕ, ОАГ), известны случаи использования сил для поддержания мира (например, создание в 1981 году Организацией африканского единства межафриканских сил для стабилизации положения в Чаде).

Безопасность в Содружестве Независимых Государств (СНГ) является коллективной и основана на обязательствах, принятых государствами-участниками в рамках Устава СНГ. Они обязуются проводить согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, а также поддерживать безопасность в Содружестве.

В случае угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности любого государства-члена или международного мира и безопасности, принимается решение о взаимных консультациях для координации позиций и принятия мер для устранения угрозы, включая миротворческие операции и использование вооруженных сил при необходимости согласно ст. 51 Устава ООН по решению Совета глав государств Содружества.

Особые соглашения регулируют все специфические вопросы военно-политического сотрудничества государств-членов СНГ, самым важным из которых является Договор о коллективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 года. Этот договор обязывает страны воздерживаться от использования силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Государства-участники соглашения обязуются решать все свои разногласия мирным путем как между собой, так и с другими государствами (ст. 1). Они также обязуются не вступать в военные союзы, не участвовать в группировках государств, направленных против других участников соглашения, уважать независимость и суверенитет друг друга, консультироваться по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы.

Безопасность Содружества Независимых Государств основана на принципах Устава Организации Объединенных Наций (принцип коллективной самозащиты). Согласно этому, Договор включает соответствующий механизм взаимной поддержки в случае агрессии, включая предоставление военной помощи и взаимную поддержку.

Использование вооруженных сил для отражения агрессии принимается исключительно главами государств-участников СНГ. Использование вооруженных сил за пределами территории государств-участников допускается лишь в интересах международной безопасности в соответствии с Уставом ООН и законодательством государств-участников Договора. Договор не затрагивает право государств-участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии.

Соглашение охраняется в первую очередь. Оно открыто для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих его цели и принципы. Кроме того, оно стремится к созданию системы коллективной безопасности в Европе и Азии, от которой будет зависеть внесение необходимых изменений в данный договор.

Решение о проведении миротворческих операций в рамках СНГ принимается Советом глав государств с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий.

Группы для поддержания мира в рамках СНГ формируются в каждом конкретном случае добровольно участвующими государствами — участниками соглашения, за исключением конфликтующих сторон.

Согласно договору от 20 марта 1992 года, Совет высших представителей стран СНГ должен немедленно уведомить Совет безопасности ООН и Совет ОБСЕ (ранее — СБСЕ) о своем решении провести миротворческую операцию.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий