Питанги художественного мира: глубокий анализ питербургских повестей

Питанги художественного мира: глубокий анализ питербургских повестей

Художественный мир питербургских повестей в значительной степени определяется атмосферой северной столицы России, которая способствует формированию уникальной психологической глубины персонажей. Санкт-Петербург, с его исторической архитектурой, сырым климатом и многообразием социальных слоев, становится не просто фоном для событий, а активным участником повествования, влияя на судьбы героев и их внутренние переживания.

Особое внимание в питербургских повестях уделяется вопросам экзистенциализма и нравственного выбора. Авторы, такие как Фёдор Достоевский и Антон Чехов, запечатлели конфликт между личностью и обществом, раскрывая внутренние мучения и моральные дилеммы, что придаёт произведениям предельную актуальность и систему образов, проникающих в глубины человеческой души.

Особенности «Петербургских повестей» Н. Гоголя

Петербургские повести — общее название ряда произведений, написанных Николаем Гоголем, и названия сборника, в который они вошли. Все они происходят в Санкт-Петербурге в 1830-1840 годах.

«Петербургские рассказы» Николая Гоголя — значительный этап в развитии русского реализма. В этот цикл входят такие произведения, как: "Нос", "Записки сумасшедшего", "Шинель", "Портрет", "Невский проспект" и "Коляска". Гоголь работал над этим циклом с 1835 по 1842 год. Все произведения объединяет место действия — Петербург.

Однако, Петербург для Гоголя становится не только фоном, но и своеобразным героем рассказов, в которых писатель изображает различные аспекты жизни. В этом цикле Гоголь не рассказывает о знати и верхушках общества, как это делали другие писатели, а привлекает внимание к мелким чиновникам, ремесленникам (например, портной Петрович), бедным художникам и "маленьким людям", выбитым из колеи жизни. Вместо дворцов и роскошных домов в рассказах Гоголя читатель видит городские трущобы, в которых живет беднота.

Главная цель, которую поставил перед собой Гоголь, писав Петербургские повести — это создание психологического портрета времени и человека, "с его маленькими радостями, маленькими горестями, словом, всей поэзией его жизни" [2, c.75]. Реалии гоголевской эпохи способствуют более глубокому пониманию текста, события разворачиваются на фоне этих реалий в жизни героев. События у Гоголя связываются с реальными фактами, географическими названиями и историческими личностями, а сама столица государства предстает перед нами достоверным образом. В описании Петербурга звучит наравне с объективной оценкой жизни XIX века личное восприятие автором северной столицы, отражены чувства и ощущения Гоголя, связанные с этим городом.

Разнообразие столичной публики весьма велико: от прислуги и лакеев, от темных чухонцев и чиновников самого разного ранга до представителей высшего света, а среди персонажей имеются и реальные исторические личности (Екатерина II), литераторы и журналисты (Булгарин Ф.В., Греч Н.И.). Пройдя сам службу в одном из департаментов, Гоголь дает весьма достоверное описание чиновничьих рангов и офицерских чинов. В "Невском проспекте" мы читаем: " титулярные, надворные и прочие советники коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари" Этот список максимально отражает деление чиновников на ранги, введенное Петром I в 1722 году, где все чиновники гражданского ведомства подразделялись на 14 классов. В этой же повести мы читаем о повытчике — судебном человеке, следившем за порядком и хранением документов; о камер-юнкерах и камергерах – придворных званиях для лиц, имевших чин 3-4 классов; о квартальных надзирателях, или капитан-исправниках — так эта должность называется в "Шинели" — полицейских чиновниках, в ведении которых находились определенные кварталы города; о столоначальниках, о Главном штабе и Государственном совете — высших органах Российской империи, располагавшихся в Зимнем дворце [21, c.85].

В романе “Нос” мы погружаемся в понимание структуры государственных учреждений и чинов Петербурга, узнаем о должности обер-полицмейстера, начальника полиции, экзекутора, столоначальника, Сенате и Управе благочиния.

Многочисленные события из жизни Петербурга нашли отражение в произведениях Петербургского цикла и несут в себе авторскую оценку, например, Екатерининский канал, который был "известен своей чистотой" (Гоголь иронически отмечает чистоту Екатерининского канала, куда сбрасывались сточные воды)[14, c.165].

Описание архитектуры Петербурга в тексте повестей дает произведениям реалистичность и яркость. В произведении упоминается строящаяся церковь, которая была заложена в 1883 году по проекту А.П. Брюллова. Эта церковь отличалась необычной архитектурой для тех времен. Гоголь сравнивает рот другого едока с величиной арки Главного штаба, которая была построена по проекту архитектора Росси и впечатляет своими размерами.

В повествовании Гоголя упоминаются слухи и сплетни, включая "вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента" ("Шинель"). В этом случае речь идет о памятнике Петру I, "Медном всаднике", который был создан французским скульптором Фальконе.

Разношерстная столичная публика также отражает свое время. В произведениях Гоголя мы находим названия магазинов и лавок, узнаем о моде петербуржцев. В XIX веке список торговых заведений и лавок был хорошо известен, и теперь стал частью истории Петербурга, оставленной великим писателем. Во что же были одеты современники молодого Гоголя? Это были салопы, пестрядевые халаты, рединготы, фризовые шинели и демикотоновые сюртуки.

Многие женщины украшали свои головные уборы плюмажами — украшениями из перьев, а мужчины носили стремешки — это тесьмы, пришитые к низу брюк и проведенные под подошву обуви.

Многие магазины, рестораны и рынки, которые можно увидеть на улицах Петербурга, были описаны в произведениях Гоголя и до сих пор существуют, например, магазин "Юнкер" — один из модных магазинов ("Нос"), или Щукин двор — один из столичных рынков ("Портрет").

События общественно-политической жизни столицы привлекли к себе внимание. В 30-е годы репертуар Петербургских театров изменился, и на сцене появились водевили с героями-чиновниками, актерами, купцами. В книге “Невский проспект” мы можем прочитать: “Русский народ любит выражаться таким образом, каким они, вероятно, не услышат даже в театре”. Писатель иронично изображает “важные статьи”, размещаемые в газетах о приезжающих и уезжающих, как постоянный раздел, в котором печатается список лиц, обычно важных, чиновных, приехавших или уезжающих из столицы [21, с.87].

Автор не обошёл вниманием успешные произведения Булгарина и Греча, а также лубочные повести Орлова, которые стали объектом насмешек литературных критиков. Гоголь описывает общество, к которому принадлежал Пирогов, называя его "средним классом общества", и добавляет: "В высшем классе они попадаются очень редко или, можно сказать, никогда. Они любят болтать об литературе, хвалят Булгарина, Пушкина и Греча, и остроумно насмехаются над Орловым". Не менее заметные черты столичной жизни того времени – популярные водевили из жизни простого народа, так называемые "Филатки", продолжавшиеся на сцене Александринского театра до 50-х годов XIX века, а также первая крупная частная газета в России "Северная пчела", тираж которой достигал 10 000 экземпляров[14, c.168].

Работы Николая Васильевича Гоголя, написанные в Петербурге, представляют собой определенный этап в его творчестве, и литературные критики не зря говорят о втором, петербургском периоде его литературной деятельности.

Сборник "Арабески" лег в основу целого цикла повестей гоголя. К трем повестям из этого сборника позднее добавились "Нос" и "Шинель". Эти пять произведений и составили цикл петербургских повестей. Они разнообразны по содержанию и даже по стилю. Но все они объединены четко выраженной внутренней связью.

Идеи, характеры героев и существенные черты поэтического мира Гоголя создают ощущение единства, объединяющего пять произведений в цельный и гармоничный художественный цикл.

Среди повестей Гоголя выделяются "Коляска" и "Рим", которые были включены самим писателем в третий том его первого собрания сочинений в 1842 году, рядом с петербургскими повестями.

Некоторые произведения Гоголя не были оценены его современниками по достоинству. Они считались либо бессмысленным юмором, либо выражением гения. Такая участь постигла повесть о Шпоньке и, позднее, "Нос". "Коляска" в своё время имела репутацию невинной художественной шутки.

Тем не менее, за маской шутки здесь явно сквозило едкое перо сатирика, насмехающегося над бытом и обычаями провинциального дворянского общества, его духовной бедностью, мелочностью и пошлостью. Персонажи "Коляски", включая главного героя Чертокуцкого, — помещики и офицеры — по-разному предстают перед нами как предвестники будущих героев "Мертвых душ" [10, с.84].

Одна из характерных особенностей гоголевского стиля заключается в том, что о серьезном писатель любит говорить словно ненароком, шутя, с юмором и иронией, будто бы желая уменьшить важность темы. Многие рассказы из петербургского цикла основаны именно на этой технике.

«Петербургские повести» н.В. Гоголя: образ Петербурга, фантастическое в сборнике, др. Художественные особенности

В течение 1830-х годов, Николай Васильевич Гоголь написал произведение под названием "Петербургские повести". В данном литературном произведении повествования сосредоточены вокруг одного конкретного места — столицы Российской империи — Петербурга. В представлении Гоголя, Петербург — это странный город, наполненный ложью и обманом. В своей повести "Невский проспект" писатель описал очень мрачную и убогую картину.

Жители Невского проспекта представляют себя обществу не своей личностью, а только частью, которая заменяет лицо — волосы, талия, усы или бакендарды — всё, кроме самого лица. "Здесь вы найдете удивительные усы, которые нельзя нарисовать ни одной кистью. Тысячи видов шляпок, платьев, платков." Петербург — город без лиц, где нет индивидуальности, где только толпа, не имеющая своего мнения. "О, не верьте этому Невскому проспекту!

Он постоянно врёт. Всё здесь пропитано ложью. "И не важно, кто ты, важно то, что у тебя есть деньги. Например, в романе "Портрет" молодой и талантливый художник Чартков был беден. Он не мог себе позволить обед и новый костюм "он с преданностью отдавался своему труду и не имел времени заботиться о своём наряде. " Художник создавал картины, вкладывая в них свою душу.

Никто за это ему не платил, но он не портил искусство. Но в определенный момент своей жизни он предаёт своё высокое предназначение и начинает создавать картины ради денег. Чартков обогащается, и Петербург открывает перед ним свои двери. Похожая ситуация отражена и в романе "Шинель".

Драматургия Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор»: образы персонажей; конфликт; гоголевский юмор; другие художественные особенности.

Уже в первой реплике городничего содержится ключ ко всей комедии: «К нам едет ревизор!» Известие о прибытии ревизора вызывает у собравшихся чиновников чрезмерное беспокойство. Почему? Не случайно это известие их настораживает, и это заметно по их первым восклицаниям. Но не только это — ревизор едет «инкогнито» (т.е. тайно), а также с «секретным предписанием» (каким?).

Это усложняет ситуацию и увеличивает тревогу собравшихся. Почему чиновники так встревожены, видно из письма Чмыхова, которое является великолепной характеристикой городничего как типичного представителя чиновничьего мира, а его соратники по службе также не отстают от городничего. «За тобою, как за всяким, водятся грешки. не любишь пропускать того, что плывет в руки» (действие 1, явл. 1) — это ключ к пониманию деятельности этих персонажей.

Гоголь смотрел на театр серьезно и требовательно, осуждал оторванность театра от общественной жизни и его антихудожественный репертуар, отрицая все господствовавшие драматургические жанры. Он считал, что они либо били по нервам, либо воспитывали в ложнопатриотическом духе, либо смешили дешевыми внешними эффектами.

В комедии Широта обобщения жизненных характеров выражается в тонкой отделке персонажей, а Во введении внесценических образов, представляющих яркие жизненные характеры и способствующих углублению характеристик выведенных на сцене лиц (с внесценическими образами все знакомы по комедии Грибоедова).

Например, в комедии "Ревизор" обозначены такие персонажи как друг Хлестакова из Петербурга Тряпичкин, отец Хлестакова Тряпичкин, ключница Авдотья, жена и сын Добчинского, дочь Земляники, трактирщик Влас, пехотный капитан, который обманул Хлестакова в Пензе, квартальный Прохоров, который приехал как ревизор, и другие.

В этой комедии речь идет о множестве злоупотреблений чиновников, отражающих эпоху жестокого произвола: незаконно забрали женатому слесарю место на лбу; избили унтер-офицерскую жену; арестантам не дают провизию; деньги, предназначенные на строительство церкви при богоугодном заведении, используют по своему усмотрению, а затем сообщают, что церковь сгорела; городской голова запирает купца в комнате и заставляет есть селедку; квартальные истязают и безнаказанно устанавливают фонари как для правых, так и для виноватых; больные носят грязные колпаки, которые делают их похожими на кузнецов.

Следует отметить, что информацию о преступных поступках чиновников читатели узнают из самого чиновника, а не из того, что происходит на сцене.

Подтверждением противоправных действий чиновничьего мира служат жалобы людей, которые страдают от действий чиновников, особенно городничего. Гоголь отказался вводить в комедию положительного героя, представителя добродетельных начал и резонера, выражающего авторские мысли. Вместо этого автор создал положительным героем комедии смех, который выявляет общественные недостатки и критикует самые основы самодержавного режима. Реалистическое мастерство Гоголя проявилось В умении передать через речь каждого, даже мимолетного персонажа, его типичные и индивидуальные особенности.

Основной противостояние в пьесе "Ревизор" разворачивается между чиновниками, представляющими авторитарный режим той эпохи, и народом, страдающим от этого режима. С самого начала комедии чувствуется враждебность чиновничьего аппарата к беззащитной народной массе, его угнетение и насилие над ней, хотя это противостояние не отображается явно в пьесе, а развивается скрытно. Этот конфликт усложняется другим — между чиновничьим аппаратом города и "ревизором".

Раскрытие этого противостояния позволило автору выразительно изобразить и остро разоблачить как представителей уездной власти, так и приезжего в город мелкого столичного чиновника и одновременно показать их антинародную сущность.

Комедия раскрывает смысл в том, что критикует роль ревизоров, которые не способны внести изменения в установившийся порядок. Гоголь очень точно раскрывает эту роль через сон городничего: ему снится, что крысы пришли, понюхали и ушли, не проявив никакой активности.

Особенности Петербургских повестей, композиция

Уникальность «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя заключается в том, что все произведения этого цикла происходят и развиваются в Петербурге. Город не просто является декорацией, но также активно участвует в жизни и судьбе героев, а иногда даже сам становится центральным персонажем. Этот мистический и ужасный город способен свести с ума. В нем нет места для «маленького человека», здесь сосредоточены все силы зла, и все вокруг является ложным и лицемерным.

«Маленький человек» — постоянный персонаж повестей. Меняются только имена, но типаж остается неизменным.

Центральным конфликтом цикла является противостояние личности и общества.

Сюжет каждой повести основан на событиях, которые необычны и невероятны, и происходят с главным героем.

Все повести, вошедшие в сборник, имеют классическую композицию рассказа:

  • Вступление с завязкой
  • Развитие сюжета
  • Кульминационный момент
  • Разрешение и развязка

В этот сборник включены такие повести, как "Невский проспект", "Портрет", "Записки сумасшедшего", "Нос", "Шинель", "Рим" и "Коляска".

«Петербургские повести». Идейно-тематические и стилевые особенности жанра

Изучение литературы включает в себя изучение творчества М.В. Гоголя. Перед прочтением произведения имеет смысл ознакомиться с информацией о нём, а также провести анализ произведения.

Вы уже знакомы со суперспособностями современного учителя?

Питанги художественного мира: глубокий анализ питербургских повестей

Минимизировать затраты энергии на подготовку и ведение занятий.

Эффективно и справедливо оценивать уровень знаний учеников.

Достигнуть максимальной понятности при освоении нового учебного материала.

Получить возможность избавиться от необходимости подбирать и проверять задания после уроков.

Обеспечение порядка и дисциплины во время занятий.

Получи возможность творчески реализовывать себя в работе.

Реализм и романтизм в «Петербургских повестях», особенности поэтики цикла

Второй этап творчества Гоголя начинается с особенного "пролога" — "петербургских повестей" — "Невского проспекта", "Записок сумасшедшего" и "Портрета", вошедших в сборник "Арабески". Эти произведения объединили два этапа творчества писателя: в 1836 году была опубликована повесть "Нос", а цикл завершилась повестью "Шинель" (1839-1841, опубликованной в 1842 году).

Петербургская тема в конце концов подчинилась Гоголю. Повести, разнообразные по сюжетам, тематике, персонажам, объединены местом действия — Петербургом. Но для писателя это не просто географическое пространство. Он создал яркий образ-символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического. В Петербурге реальность и фантастика легко меняются местами.

Быт и судьбы горожан переплетаются на стыке реальности и фантастики. Необычное вдруг становится настолько живым, что человек не в силах объяснить это разумом. Гоголь преподнес свое видение Петербурга. Его город, в отличие от пушкинского Петербурга ("Медный всадник"), живет вне времени, вне России.

Петербург Гоголя — это место необычных происшествий, жизни, на грани абсурда, фантастических событий и идеалов. Здесь возможны самые невероятные преображения. Город лишает людей их индивидуальности, искажает их добрые черты, усиливает плохие, меняя их облик до неузнаваемости.

Гоголь подобно Пушкину видит порабощение человека Петербургом как результат социальных факторов: в мире этого города он раскрывает особый механизм, который активируется "электричеством чина". Люди здесь не имеют значения, важны только их должности. Без чина, без должности петербуржец не считается человеком, а скорее похож на "черт знает что".

Используя универсальный художественный прием, писатель использует синекдоху для изображения Петербурга. Замещение целого его частью — это закон, по которому живут как город, так и его жители. Человек теряет свою индивидуальность, объединяясь с безличным множеством таких же, как он, людей.

Описание мундира, фрака, шинели, усов и бакенбардов позволяет полно и ярко представить пеструю петербургскую толпу. Невский проспект, как парадная улица, символизирует всю атмосферу Петербурга. Гоголь, автор не только нейтральных хроник города, но и смеха, возмущения, иронии и грусти.

Суть изображения Петербурга у Гоголя заключается в том, чтобы призвать человека из массы обратить внимание на необходимость духовного просветления и трансформации. Он верит, что даже в человеке, рожденном в искусственной атмосфере города, человечность в конце концов победит бюрократию. В "Невском проспекте" писатель по сути дает зрительно-пространственную структуру всему циклу "петербургских повестей".

Это — не просто описание физиологических особенностей, а также романтическая история о судьбах художника Пискарева и поручика Пирогова. Их судьбы переплелись на Невском проспекте, который является "лицом" и "физиономией" Петербурга, меняющейся в зависимости от времени суток. Судьбы двух героев — это часть петербургской жизни, которая позволяет разорвать блестящую маску города и показать его истинную суть: Петербург уничтожает художника, но благосклонен к чиновнику, в нем возможны и трагедия, и обыденная комедия.

Каждая история открывает новую, неожиданную сторону Петербурга. В "Портрете" он является обольстителем, погубившим художника Чарткова деньгами и легкой, мимолетной славой. В "Записках сумасшедшего" столица предстает глазами сошедшего с ума титулярного советника Поприщина.

В рассказе "Нос" показывается невероятное, но в то же время очень "реальное" приключение носа майора Ковалева в Петербурге. "Шинель" — "биография" типичного петербуржца — мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина. Гоголь подчеркивает абсурдность обычного, повседневного и привычного.

Сумасшествие Чарткова в "Портрете" — часть общего безумия, возникающего из стремления людей к наживе. Безумие Поприщина, представляющего себя испанским королем Фердинандом VIII, — гипербола, в которой отражена маниакальная страсть любого чиновника к званиям и наградам.

Гоголь в своей повести о майоре Ковалеве показал пример утраты личности в чиновничьем обществе. Остроумие Гоголя доходит до убийственной точки: только фантастическое может вывести человека из нравственной тупости. Только безумный Поприщин думает о благе человечества. Безумие — это одно из проявлений абсурда Петербурга.

В каждой повести Гоголя есть герои-безумцы: это не только сумасшедшие художники Пискарев ("Невский проспект") и Чартков ("Портрет"), но и чиновники. Поприщин ("Записки сумасшедшего") и Ковалев, который едва не сошел с ума, увидев собственный нос, бродящий по Петербургу. Даже "маленький человек" Башмачкин, потерявший надежду найти свою шинель, охвачен безумием.

Персонажи, изображенные в рассказах Гоголя, не просто отражение абсурдности общественной жизни. Патология человеческой души позволяет увидеть истинную сущность происходящего. Петербуржец – это "ноль" среди множества подобных ему "нулей". Его способно выделить только безумие. И лишь потеряв разум, они становятся личностями, лишаются автоматизма, присущего человеку из чиновничьей массы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладки (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Особенности «Петербургских повестей» Н. Гоголя

Повести Петербургские – это название целого ряда произведений, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, который содержит эти произведения. Они объединены общим местом действия – Санкт-Петербургом 1830—1840-х годов.

Новый этап в развитии русского реализма – "Петербургские повести" Николая Гоголя. В цикл входят произведения: "Невский проспект", "Нос", "Портрет", "Коляска", "Записки сумасшедшего" и "Шинель". Гоголь работал над циклом с 1835 по 1842 год. Повести объединены общим местом событий – Петербургом.

Петербург в этих произведениях является не только местом действия, но и особым героем, где Гоголь изображает жизнь в её разных проявлениях. Вместо того чтобы описывать жизнь знати и элиты, как обычно делали другие писатели, Гоголь привлекал мелких чиновников, ремесленников (например портной Петрович), бедных художников, "маленьких людей", выбитых из колеи жизни. В гоголевских повестях читатель видит не дворцы и роскошные дома, а городские трущобы, где живет беднота.

Главная цель, которую ставил перед собой Николай Гоголь, создавая "Петербургские повести", — представить психологический портрет эпохи и человека, "со всеми его маленькими радостями, маленькими горестями, короче, всей поэзией его жизни" [2, c.75]. Реалии гоголевской эпохи способствуют более глубокому пониманию текста, на фоне которых разворачиваются события в жизни героев. События у Гоголя имеют реальную основу и связаны с фактами, географическими названиями и историческими личностями, столица государства представлена отдельным, широко представленным, достоверным образом. В описании Петербурга звучит наравне с объективной оценкой жизни XIX века личностное восприятие автора северной столицы, выражены чувства и ощущения Гоголя, связывавшего свои надежды с этим городом.

Сама столичная публика представлена весьма многообразно: от прислуги и лакеев до людей высшего света, среди персонажей присутствуют и реальные исторические лица (Екатерина II), литераторы и журналисты (Булгарин Ф.В., Греч Н.И.). Гоголь, пройдя сам службу в одном из департаментов, дает весьма достоверное описание чиновничьих рангов и офицерских чинов. В "Невском проспекте" он описывает различные чиновничьи ранги, вводимые Петром I в 1722 году, где все чиновники гражданского ведомства делились на 14 классов. В этой же повести он упоминает о повытчике — судебном человеке, следившем за порядком и хранением бумаг; о камер-юнкерах и камергерах — придворных званиях для лиц, имевших чин 3-4 классов; о квартальных надзирателях, или капитан-исправниках — полицейских чиновниках, в ведении которых находились определенные кварталы города; о столоначальниках, о Главном штабе и Государственном совете — высших органах Российской империи, располагавшихся в Зимнем дворце [21, c.85].

В рассказе “Нос” наши знания о чинах и государственных учреждениях Петербурга становятся более глубокими, и мы узнаем о должности обер-полицмейстера, начальника полиции Петербурга, об исполнителе, главе города, Сенате и Управе благочиния.

Многие события из жизни Петербурга отражены в произведениях Петербургского цикла и несут в себе мнение автора, например, Екатерининский канал, “известный своей чистотой” (речь идет о Екатерининском канале, куда сбрасывались сточные воды, о чистоте которого Гоголь говорит иронически)[14, c.165].

Описание архитектуры Петербурга в текстах создает ощущение живости, яркости и реальности. Строящаяся церковь, перед которой стоят два полных человека, является лютеранской церковью, построенной по проекту А.П. Брюллова в 1883 году, и выделяющейся своей уникальной архитектурой для того времени. Сравнивая рот едока с размерами арки Главного штаба, Гоголь имеет в виду здание на Дворцовой площади, построенное по проекту архитектора Росси и поражающее своими гигантскими размерами.

Творчество Гоголя также отражает время, включая слухи и сплетни, в том числе "вечный анекдот о коменданте, которому сообщили, что у лошади Фальконетова монумента отрубили хвост" ("Шинель"). Здесь речь идет о памятнике Петру I, "Медном всаднике", выполненном французским скульптором Фальконе.

Пестрый пестрый пестрый! Всех во всех, и все во всех, и все во всех! Удивительная публика столицы, удивительная публика, и все во всех! Поразительные пестрые лавки, модные магазины, особенности петербургцев, все во всех! Что же носили современники молодого Гоголя?

Салопы, пестрядевые халаты, рединготы, фризовые шинели, демикотоновые сюртуки — вот вам история моды XIX века!

На головных уборах других женщин не редко встречались плюмажи — украшения из перьев. А у мужчин на одежде были стремешки, так называемые штрипки — тесьма, пришитая к низу брюк и проходящая под подошву обуви.

Многие магазины, лавки, рынки и рестораны появились на улицах Петербурга и стали частью произведений Гоголя, такие как магазин Юнкера — один из модных магазинов ("Нос"), и Щукин двор — один из столичных рынков ("Портрет").

События общественно-политической жизни столицы не обошли стороной. В 30-е годы в петербургских театрах произошли изменения в театральном репертуаре, и на сцене появились бытовые водевили с персонажами чиновников, актеров, купцов. В романе “Невский проспект” мы читаем: “Русский народ любит говорить таким образом, что даже в театре не услышишь таких резких выражений”. Писатель иронично описывает публикации в газетах о приезжающих и уезжающих, рассматривая их как постоянный отдел, в котором публикуется список лиц, обычно важных, чиновных, приехавших или уезжающих из столицы [21, с.87].

Псевдоисторические произведения Булгарина и Греча, а также лубочные повести Орлова пользовались успехом у широкого читателя, но критики насмехались над ними. Гоголь упоминает об обществе, к которому принадлежал Пирогов, называя его “средним классом общества” и замечая, что в высшем классе такие люди почти не встречались. Они обсуждали литературу, хвалили Булгарина, Пушкина и Греча, но говорили с презрением об Орлове. В то время были популярны водевили под названием “Филатки”, а также газета "Северная пчела" с тиражом до 10 000 экземпляров.

Гоголь создал целый цикл повестей, известный как "Петербургские повести", который является особым этапом в его творчестве. Исследователи литературы не случайно говорят о "Петербургском периоде" в его творчестве.

Первой в цикле была "Арабески", которая положила начало целому ряду гоголевских повестей. Позднее к ней присоединились "Нос", "Шинель" и еще три повести. Все они разнообразны по своему содержанию и стилистическому подходу, однако они объединены ярко выраженной внутренней связью.

Идеи, персонажи, особенности поэтической концепции мира, созданные Гоголем, придают ощущение целостности и объединяют пять произведений в красивый и цельный искусствоведческий цикл.

Среди произведений Гоголя выделяются "Коляска" и "Рим", которые были включены писателем в третий том его собрания сочинений в 1842 году, рядом с Петербургскими повестями.

Не все произведения Гоголя были оценены его современниками. Некоторые из них воспринимались как простые шутки или выходки гения. Так случилось с повестью о Шпоньке и позже с "Носом". "Коляска" же получила репутацию невинной художественной шутки и пользовалась ею долгое время.

Тем не менее, за маской шутки здесь явно просматривается ядовитое перо сатирика, который изображает быт и нравы провинциального дворянского общества, его духовную бедность, мелочность и пошлость. Персонажи "Коляски", включая главного героя Чертокуцкого, — помещики и офицеры — предстают перед нами как предвестники будущих героев "Мертвых душ" [10, с.84].

Одна из характерных черт поэтики Гоголя заключается в том, что он любит говорить о серьезном как бы в шутку, в юморе и иронии, словно стремясь уменьшить важность предмета. Многие повести из петербургского цикла построены на этом приеме.

Последнее обновление этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Авторские права на материалы принадлежат их владельцам. По вопросам нарушения авторских прав свяжитесь с нами.

Николай Гоголь

Ученики Николая Гоголя, писатели натуральной школы, Федор Достоевский и весь русский реализм были вдохновлены "Петербургскими повестями". Давайте познакомимся с этими произведениями поближе, чтобы узнать, чем они так привлекли внимание писателей того времени.

Эти уроки являются частью интерактивного обучающего курса, созданного образовательной платформой Level One в сотрудничестве с ведущими российскими экспертами.

Также на нашем сайте представлено еще 500 уроков по 15 различным направлениям, включая историю, архитектуру, здоровье, кулинарию и многое другое. Посетите levelvan.ru/plus, чтобы узнать больше.

Этот материал представлен кандидатом филологических наук, руководителем образовательного проекта "Открытая кафедра" из Новосибирска.

Обсудим "Петербургские повести" Гоголя, и узнаем, кто их герои и как писатель относится к Петербургу.

✍️ "Петербургскими повестями" обычно называют пять произведений Гоголя, написанных с 1834 по 1842 годы:

"Записки сумасшедшего" "Невский проспект" "Нос" "Портрет" "Шинель"

Иногда к ним относят два текста не про Петербург — "Коляску" и "Рим".

️ Условное название цикла — отсылка к Пушкину: "Петербургская повесть" — подзаголовок поэмы "Медный всадник", в которой Петербург выступает как место столкновения обычного человека и личной жизни с властью, величием, большими идеями, воплощенными в памятнике Петру I.

Гоголь действительно продолжает развивать темы, заданные Пушкиным, и формирует образ Петербурга, который станет важным в русской литературе.

➡️ В этом мифе можно выделить две основные идеи:

1️⃣ Петербург как центр империи, утопия, созданная по жесткому плану, центр бюрократии.

2️⃣ Петербург как вымышленный город, иллюзия или мрак, где могут происходить самые невероятные события.

Для Гоголя, как мы видели из "Вечеров на хуторе близ Диканьки", культура Петербурга была всегда чужой, ненастоящей и оторванной от корней. В своей жизни писатель предпочитал Москву и Рим — города с более древней историей, включая духовную. Петербург он всегда изображал как место ада, город-демон, который соблазняет героев, вводит в заблуждение или сводит с ума.

В рассказах о Петербурге фантастические элементы включены по-другому, чем в украинских текстах. Здесь нет связи с фольклором, нет персонажей, которые были бы образцами народной культуры. Здесь нет и легендарной нечисти, и традиционных правил игры, которые помогали героям Гоголя справляться с демонами. Странности Петербурга не подчиняются логике мифа, сказки или даже романтической фантастики в духе Гофмана.

Литературовед Ю. В. Манн назвал принцип устройства рассказов о Петербурге "нефантастической фантастикой": у Гоголя даже в мелких деталях невозможно отделить фантастику от реальности, это "тайна, пронизывающая всюду и нигде, иррациональность, пропитавшая жизнь, как вода вату".

❓ Кто они, персонажи рассказов?

Сюжеты этих произведений разворачиваются вокруг обычных персонажей, которые, кажется, ничтожны в сравнении со столичной жизнью. Однако с ними происходят странные события, которые меняют их жизнь навсегда.

Всякий слышал о "маленьком человеке" Гоголя: это, прежде всего, его внутреннее самоощущение. Героев мучает чувство неполноценности и желание занять более высокое положение. Мания величия в "Записках сумасшедшего", романтические мечты в "Невском проспекте", скромные желания Башмачкина в "Шинели" также недостижимы.

Вместо чудесных приключений и сказочных испытаний, необычные события направлены на унижение героев. Для майора Ковалева весь смысл происшествия с его носом заключается в том, что его нос превратился в мощного соперника.

Все странные события происходят не из-за мифологических подтекстов, а из-за социальных проблем — одиночества маленького человека в большом городе, бессмысленной работы и страха потерять свое место.

Читать Закрыть —>

текст • 5 мин —>

В произведениях Гоголя не только мелкие чиновники играют роль. Две истории из цикла посвящены художникам — «Портрет» и «Невский проспект». Давайте обсудим героев произведений и как меняется значение города в них.

1️⃣ «Портрет» ближе всех остальных текстов к романтизму. Гоголь использует популярные сюжеты из готического романа о зловещих портретах и проклятых художниках.

Главный герой рассказа — молодой художник Чартков, который покупает портрет старика с мистическим видом. Портрет внезапно оживает, выходит из рамы, и Чарткову удается схватить нарисованные на нем деньги. Оказавшись реальными, деньги помогают Чарткову разбогатеть и добиться успеха, однако он осознает, что для этого ему пришлось пожертвовать истинным талантом.

✍️ Гоголь использует подобный прием, как и в "Страшной мести". После смерти главного героя повести раскрывается происхождение портрета: моделью для него был ростовщик, чей дух воплотился в картине и приносит беду ее владельцам. Общим источником всех сюжетов о загадочном портрете является "Мельмот Скиталец" английского писателя Чарлза Мэтьюрина (1782–1824), который был популярен в России в начале 19 века.

Таинственный ростовщик и выбор между творчеством и карьерой напоминают многие произведения Гофмана и Бальзака. Гоголь уделяет особое внимание преображению Чарткова — мы не можем однозначно сказать, что его разрушает больше: проклятие или просто деньги и слава.

Ирония заключается в том, что чем больше героя называют "необыкновенным" и "экстраординарным", тем яснее становится, что художник становится обычным ремесленником.

Когда Чартков осознает утрату таланта, начинает сходить с ума и превращается в чудовище, похожее на "демона" и "гарпию", мы можем видеть в этом одновременно и действие рока, и гиперболизированную зависть и разочарование.

В произведении "Портрет" Санкт-Петербург является скорее фоном, который напоминает о себе в ключевые моменты. Особенно заметно, как важна "социальная география" города, где переезд из бедной каморки в большой дом становится первым признаком успеха.

2️⃣ А в рассказе "Невский проспект" город становится главным персонажем. Сразу намекают на нечто необыкновенное, хотя пока речь идет о реалистической хронике жизни одной улицы: "Как много фантасмагории происходит на нем в течение одного дня! Сколько перемен он переносит за сутки!"

Дальше в «Невском проспекте» мы наблюдаем за двумя персонажами — прагматичным лейтенантом Пироговым и романтическим художником Пискаревым. Согласно рассказчику, быть художником в Петербурге уже само по себе странно: «Не так ли, удивительное явление? Художник петербургский! художник в земле снегов, художник в стране финнов, где все мокро, гладко, ровно, бледно, серо, туманно. Эти художники совсем не похожи на итальянских, гордых, огненных, как Италия и ее небо…»

Оба героя отправляются на поиски любовных приключений. Однако романтика сталкивается с разочарованием, которое его разум не в состоянии пережить. Он подает искусственную красавицу за таинственную аристократку и оказывается в борделе.

Под воздействием несчастья, Пискарев углубляется в мечты, где красивая девушка предстаёт перед ним такой, какой он всегда её видел. Сновидения замещают реальность, художник прибегает к опиуму, снова отправляется на Невский проспект и встречает свою истинную богиню — всё заканчивается его трагической гибелью. Однако повествователь, хоть и на время жалеет бедного художника, возвращает на Землю: его приключения более прозаичны и комические.

Удивительно, что в конце появляется сам рассказчик, также гуляющий по Невскому. Он единственный осознает, что все дело в самом городе — в призрачном царстве лжи: «Он лжет во все времена, этот Невский проспект, но особенно тогда, когда ночь наваливается на него плотной массой и разделяет белые и серые стены домов, когда весь город превращается в грохот и блеск, когда кареты летят с мостов, кричат и прыгают форейторы на лошадях, и когда сам демон зажигает фонари лишь для того, чтобы показать все в искаженном виде».

Прочитать Закрыть —>

Телеграм-канал Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

«Шинель» — наиболее известное и уникальное произведение среди «петербургских повестей». Давайте ближе познакомимся с главным героем и разберем, как развивается сюжет.

Главный персонаж повести — Акакий Акакиевич Башмачкин — скромный чиновник, жизнь которого состоит из цепи унижений и неудач. Все его надежды связаны с новой шинелью: когда его шинель украдут, он погибает и превращается в призрак, срывающий шинели с прохожих.

Анекдотический сюжет приобретает более сложное значение благодаря многослойному повествованию. Повествователь постоянно играет с тем, сколько информации он готов передать нам, говорит то очень конкретно, то расплывчато. В самом начале он сам себя прерывает: «В департаменте. но лучше не называть, в каком департаменте», и предлагает абстрактное «в одном департаменте служил один чиновник».

Однако, оказывается, что этот чиновник далеко не обычный представитель, а скорее забавный и странный персонаж. Нам даже рассказывают забавную историю его необычного имени. Башмачкин кажется похожим на других персонажей серии: он беден, жалок и наивен. Как и Поприщин в "Записках сумасшедшего", он занят переписыванием документов.

Однако Башмачкин серьезно увлекается службой — настолько, что теряет ориентацию в реальности и погружается в транс, подобно Пискареву в "Невском проспекте". Он видит только свои чистые, аккуратно написанные строки, и лишь когда лошадиная морда вдруг появляется у него на плече и носит целый ветер в щеку, он осознает, что не на середине строки, а посреди улицы. Обратите внимание, что это происходит задолго до того, как события примут фантастический оборот.

✍️ Из черновиков повести видно, что по мере работы фантастические элементы становятся все менее заметными: Гоголь начал писать рассказ о привидении, но в итоге получился текст о человеке в безжалостном бюрократическом мире.

❓ Почему шинель становится объектом желания и магическим предметом?

Одежда гоголевских персонажей всегда имеет большое значение: это и способ самовыражения, и знак социального статуса. Красная свитка в «Сорочинской ярмарке» и черевички царицы в «Ночи перед Рождеством» уже задают мотив деталей гардероба как рычаги, запускающие волшебные сюжеты.

❄️ В шинели сосредотачиваются все смыслы, которые вещь может приобретать у Гоголя. Одержимость Башмачкина совсем не бессмысленна. Ему действительно очень нужна новая шинель: чтобы защитить от холода и от насмешек сослуживцев над его старой одеждой. Шинель — это тепло и самоуважение, которых не хватает герою всю его жизнь. Гоголь лишь приводит понятную потребность до абсурдной мании, а потом делает еще один шаг и обрекает героя на вечную погоню за шинелью.

В романе "Шинель" Петербург становится не просто городом ужасов, его основное качество — обычный холод. Смерть Акакия Акакиевича, по-видимому, ничего для него не значит: "И Петербург остался без Акакия Акакиевича, словно его и никогда не было". Только фантастический поворот событий превращает главного героя из "микроскопического" человечка в демонического духа с инфернальной стороны столицы.

Призрак Башмачника в конце получает генеральскую шинель, растет до огромного роста и выращивает "огромные усы". Вся финальная часть "Шинели" представляет собой городскую легенду: слухи и страхи горожан превращают маленького чиновника в огромное зловещее существо.

Читать Закрыть —>

Давайте ознакомимся с повестью Н.В. Гоголя "Нос", написанной в 1832-1833 годах.

Время чтения ~ 25 минут.

Почему, по вашему мнению, абсурдный сюжет связан именно с носом?

текст • 5 мин —>

История "Шинель" имела особое значение для литературоведения: небольшая статья Бориса Эйхенбаума "Как сделана „Шинель” Гоголя" (1918) стала классикой литературной теории.

"Шинель" неоднократно экранизировали. Самая увлекательная и загадочная интерпретация рассказа — незавершенный мультфильм легендарного Юрия Норштейна, работа над которым началась еще в 1981 году.

Читать Закрыть —>



Курс обучения уровня один

Как полюбить литературу Латинской Америки

На наших занятиях мы расскажем о волшебном и иллюзорном мире творчества Маркеса, Борхеса и Кортасара.

Мы изучим историю создания их произведений и попытаемся понять, почему латиноамериканская литература отличается от европейской. Не обязательно читать книги заранее — мы сами выберем самые интересные и показательные отрывки для обсуждения.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий