Петербург в повести «Шинель»: образы и настроение северной столицы

В повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» одно из важных мест отведено образу Петербурга, города в котором и произошла эта история. Стоит заметить, что уже вначале произведения, автор описывает город как врага всех мелких чиновников. Жестокие морозы становятся связующей нитью, которая проходит через все повествование, ведь именно они заставили купить новую шинель и по их причине главный герой заболевает.

Акакий Акакиевич Башмачкин – мелкий чиновник, занимающий должность титулярного советника. Он лишь маленькая песчинка огромного и угрюмого города. Несмотря на то, что в Петербурге довольно много жителей, автор описывает его пустынным. Город выглядит тускло и однообразно, в описании присутствуют лишь оттенки серого черного и желтого, что дает представление мрачности и унылости окружения. Петербург, описанный в этой повести, представляется неким молчаливым убийцей, который стирает личности, смазывает границы.

В попытках починить старую шинель, Акакий направляется к Петровичу. Здесь можно увидеть контраст современного города – парадные подъезды и черные, уходящие вниз лестницы, красивые внешние фасады домов и черные подворотни. Лестница, по которой поднимется Башмачкин вся в воде и помоях, стоит неприятный «спиртуозный» запах. Это описание словно показывает сущность низших слоев населения, их попытки выжить в огромном городе.

Когда же новая шинель готова, то для главного героя открывается совсем другой Петербург – яркий и светлый. Обновка словно дает ему шанс увидеть другую жизнь, прячущуюся за старыми неосвещенными улицами, где живет Акакий. Гордый собой он отправляется на ужин к одному из своих коллег. Пустынные улицы постепенно сменяются ярко освещенными красивыми домами.

Повсюду оживленно – красиво одетые дамы, мужчины в шубах с бобровыми воротниками. Акакий замечает красивые витрины магазинов и даже засматривается на одну из продаваемых там картин. Башмачкин словно переходит из одного привычного ему мрачного мира в другой – светлый и живой. Но вот, по пути домой он лишается своего преимущества – у него крадут шинель. Тогда Акакия снова поглощает жестокий и грязный город, в котором таким людям нет места.

В попытках вернуться, он ищет помощи и защиты у высокопоставленного чиновника, но и тут город словно бы выбрасывает его из общества, давая понять, что он лишь маленький винтик огромного механизма, пропажа которого ничего не изменит.

Главный герой – это безликий образ угнетенного человека, неспособного бороться за свою жизнь и безропотно принимающего все удары судьбы. Теперь уж путь Акакия ведет его в никуда, к смерти. Он пропал никем не замеченный и никому ненужный. Огромный город со своей жестокой системой подавил его и уничтожил.

Примечательно, что после смерти Башмачкина на улицах Петербурга начинают происходить фантастические вещи. Люди видят призрак Акакия, который словно мстит за себя посмертно, не давая городу забыть о нем.

В заключении стоит сказать, что Петербург в повести представлен исключительно мрачным и холодным городом, в котором каждому приходиться бороться за существование.

Влияние на людей

Н. В. Гоголь с самого начала произведения дает описание Петербурга. Автор отмечает, что низенький, рябоватый, рыжеватый и подслеповатый Башмачкин имеет «геморроидальный» цвет лица, потому что «виноват петербургский климат».

Именно этот климат станет причиной ухудшения состояния больного Акакия Акакиевича: болезнь пошла быстрее «благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата».

С этим в произведении тесно связана тема мороза. Писатель подробно описывает мороз, который является «сильным врагом» всех жителей Петербурга. От него страдают не только титулярные советники, но и занимающие высшие должности.

Именно мороз, свойственный Петербургу, является двигателем действия: «капот» Башмачкина испортился в мороз, который требовал от главного героя приобретение новой шинели. В мороз шинель Акакия Акакиевича крадут, и из-за мороза он заболевает. Также он участвует в сценах мести Башмачкина «значительному лицу», ветер будто бы помогает Акакию Акакиевичу для того, чтобы справедливость восторжествовала.

Типичность

В начале повести Н. В. Гоголя не называется департамент, из чего следует, что этот департамент – образ собирательный, характерный для всех департаментов Петербурга. На это указывает и следующее: «все улицы и домы слились и смешались».

Образ Петербурга, к которому обращались в русской литературе довольно часто, рассматривается Н. В. Гоголем не только через пейзаж, но и через жителей города. В произведении описываются все чиновники от титулярного советника Башмачкина до «значительного лица».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Петербурга в повести «Шинель», рассмотрит собирательный образ города, который влияет на жизнь его жителей.

Сочинение про Петербург в произведении

В творчестве Николая Васильевича Гоголя много внимания уделяется городу Санкт-Петербург. Он выступает не только как локация разворачивающихся событий, но и как герой, одно из действующих лиц произведения. Не зря у писателя существует цикл «Петербургские повести», где город будто бы оживает и начинает активно участвовать в событиях. Особенно хорошо это заметно в произведении «Шинель».

Петербург описывается темными цветами и неприятными прилагательными. У читателя может сложиться негативное впечатление о городе после прочтения повести, но писатель хотел показать иное. В авторскую задумку входило показать читателям то, как город принимает своих жителей и влияет на них. Он не хотел чернить город или как-то принижать. Автор говорил о том, что наблюдал в жизни.

В описании Николай Гоголь использует серые, белые, черные, желтые оттенки. Город кажется безжизненным, но на самом деле он кишит людьми.

Главный герой — переписчик в одном из департаментов. Здесь выступает такой прием как типизация. Николай Гоголь специально не дает название департаменту, чтобы подчеркнуть, что таких учреждений было очень много, а такие случаи происходили часто. Не дает имя писатель и коллегам переписчика.

А высокопоставленный чиновник, виновный в пропаже шинели, называется просто как «значительное лицо». Такие герои сливаются с обликом города, являются его продолжением. Они усиливают мнение автора о столице.

В представлении автора Петербург враждебно относится и к мелким чиновникам, и ко крупным. Это недружелюбие проявляется в холоде, ветре, морозе. Мороз станет одним из главных действующих лиц повести. Именно он погубил шинель главного героя. Именно он усугубил болезнь Акакия Акакиевича Башмачкина, стал виной его смерти.

Но даже после смерти переписчик не покинул город. Он стал призраком, который жил в нем и хотел восстановить справедливость. Город помогает ему в этом. Суровые порывы петербургского ветра бросают комья снега в «значительное лицо». Этот эпизод показывает, что Петербург поддерживает своих жителей, является их сторонником.

Несмотря на всю свою серость и жестокость, он помогает тем, кто нуждается в этом. Выходит, не такой он уж и враждебный…

В повести «Шинель» Петербург занимает чуть ли не главное место. Город активно участвует в событиях повествования, отражает чувства, мысли героев, поддерживает и помогает им.

Какие повести вошли в состав «Петербургских повестей»? Подумайте, каким предстает Петербург в повести «Шинель». Проиллюстрируйте отрывками из текста,

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

  • Все категории
  • экономические 43,679
  • гуманитарные 33,657
  • юридические 17,917
  • школьный раздел 612,817
  • разное 16,911

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

  • Обратная связь
  • Правила сайта

Подумайте каким предстает петербург в повести шинель кратко

В цикле петербургских повестей Гоголя Петербург показан через чиновничий класс. Это праздный, порочный и неискренний город, где такие люди, как Акакий Акакиевич и капитан Копейкин, совершенно беззащитны, а нос майора Ковалева делает успешную карьеру.

В «Шинели» читатель видит набросок городского пейзажа, когда Акакий Акакиевич идет в гости чуть ли не первый раз в жизни. Гоголь показывает Петербург не только как город, где человека распознают по одежде, а еще и город, где каждому по рождению и социальному положению суждено жить в определенной части города. Гоголь часто пишет о Петербурге, как о каком-то городе-мираже, городе-обмане. После двух бокалов шампанского Акакию Акакиевичу самая обычная женщина, может быть, даже легкого поведения, показалась прекрасной.

Но, начиная с момента кражи шинели, меняется вся жизнь Акакия Акакиевича, ему советуют обратиться к одному значительному лицу. Значительное лицо отчитывает Акакия Акакиевича за несоблюдение процедуры прошения и даже позволяет себе накричать на него. Здесь в очередной раз автор подчеркивает, что основой светской этики в Петербурге являются чинопочитание, уважение к процедурам и верность системе.

Акакий Акакиевич, находясь в сильнейшем потрясении после разговора со значительным лицом, простудился, пришел домой и слег. Умирает герой в бреду, но в бреду есть намек на речь — никому не понятный и ни до кого не дошедший протест, бессильный и безрезультатный.

Петербург остался без Акакия Акакиевича и не заметил утраты. Далее Гоголь пишет, что в Петербурге появляется привидение в виде Акакия Акакиевича, то есть Гоголь с помощью фантастики стремится восстановить справедливость. В «Ревизоре» он для этого показывает немую сцену, в «Шинели» он прибегает к фантастике. Он это делает сознательно, ведь это — единственный возможный способ изменить действительность.

Гоголь делает следующий после Пушкина шаг в развитии жанра петербургской повести. Хоть у Пушкина и есть инородный Петербург, которого нет у Гоголя, но у Гоголя, как и у Пушкина, присутствует сострадание к маленькому человеку, призыв к добру, любви и принятию. Повествователь ведет игру с читателем — он припоминает дату рождения Акакия Акакиевича, рассказывает городские слухи, но самое для него главное — сделать так, чтобы читатель проникся к герою состраданием.

И Пушкин, и Гоголь в своих петербургских повестях делают Петербург и фоном, и местом действия, и героем. Оба писателя соединяют реалистичность с фантастикой.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий