Пешеходная улица отличается от других видов улиц тем, что полностью или частично закрыта для автомобильного движения, что создает комфортные условия для пешеходов. Это пространство предназначено для прогулок, отдыха и социальных взаимодействий, что способствует активному образу жизни и повышению качества городской среды.
Кроме того, на пешеходных улицах часто расположены разнообразные кафе, магазины и культурные объекты, что привлекает туристов и местных жителей. Такая атмосфера позволяет создать уникальный городской ландшафт, способствующий общению и культурным обменам.
В чём разница между проспектом, улицей и бульваром? Простое объяснение
Никогда не задумывались, почему дорога, на которой вы живете, называется проспектом или бульваром, а не просто улицей? На самом деле, существует определенная классификация дорог, о которой мы сейчас расскажем!
Теперь вы сможете различать все эти термины! Классификация дорог зависит от их размера и функции. Но какие функции могут быть у улицы, бульвара и проспекта? Давайте разбираться. Бульвар — это широкая улица с деревьями и растительностью по одной или обеим сторонам.
По бульварам можно спокойно прогуляться и даже присесть – обычно они оснащены лавочками и качелями.
Здесь также могут находиться памятники, фонтаны, детские и спортивные площадки, уличные кафе, киоски и даже храмы.
Аллея — это место для спокойных прогулок и настоящего отдыха, она также известна как бульвар. Улица, как правило, имеет две части: для пешеходов и автомобилей. Тротуар отделен от дороги бордюром, а здания на улице всегда имеют свои номера для удобной навигации по городу.
В городской инфраструктуре улица играет важную роль и присутствует в каждом населенном пункте, в том числе и в сельской местности. Появление улиц относится к эпохе неолита, около 12 000 лет назад. Кварталом называется прямоугольный участок населенного пункта, окруженный улицами со всех сторон. Переулок — это небольшая улочка, соединяющая две крупные улицы, которая часто встречается в исторических центрах городов, таких как Санкт-Петербург.
Изначально улочки были известны как проулки, однако это название не прижилось. Проулок — узкая и короткая улица в городе, иногда обсаженная деревьями. В отличие от улиц, проулки существуют уже много веков — с момента появления городов. Но изначально они назывались несколько иначе — першпективами. Однако уже в конце XVIII века першпективы стали проулками.
Проулок — самая маленькая из улиц. В основном проулки — это пешеходная зона, но очень узкая, так что здесь едва помещается автомобиль. Отличительная черта проулков — они заканчиваются тупиками. Их начало и конец может быть забор или стена, начало или конец другого проулка, или другие преграды.источник
Пешеходные улицы
Проблема взаимодействия пешеходов и транспорта возникла задолго до нашей эпохи, еще в древние времена. Всадники, телеги и кареты постоянно мешали пешеходам, создавая для них препятствия. Появление автомобиля изменило обстановку: он стал абсолютным правителем города, устанавливая свои правила и претендуя на огромные территории не только для передвижения, но и для парковки. К середине XX века уже сложившиеся за века пешеходные связи были нарушены.
Автомобиль разделил город на изолированные участки, принося шум и вибрацию, сократив площадь зеленых насаждений, ухудшив состояние воздуха, почвы и воды, изменяя гидрологический режим. Все это сразу же отразилось на благосостоянии горожан и на состоянии растительности в городе и его ближайшем окружении.
В определенных странах и небольших городах, где задумана концепция создания пешеходных зон, исторических центрах с проведенной реконструкцией, видение будущего позволяло специалистам создавать новые и сохранять имеющиеся схемы пешеходных маршрутов. Например, градостроители из Скандинавии считают организацию пешеходных систем и связанных с ними велосипедных (летом) и лыжных (зимой) трасс наиболее важным достижением в городах.
Теперь жители могут выходить прямо из своего дома и легко добираться до рабочих мест, обслуживающих учреждений, мест отдыха и спорта, пригородных лесов и водоемов. В конце 60-х — начале 70-х годов возрос интерес к созданию и восстановлению пешеходных систем. Во многих городах появились зоны для пешеходов.
В 1966 году центральная часть Мюнхена была отреставрирована, и через пять лет здесь была создана пешеходная зона площадью 20 гектаров (вся территория центральной части города составляет 140 гектаров). Улица протяженностью 900 метров соединяет две самые оживленные городские площади. Вместе с боковыми улицами система пешеходных путей простирается на 2,6 километра. В настоящее время в Германии работает около 400 пешеходных зон.
В 1972 году во Франции (в Руане) была открыта первая пешеходная улица, а в 1982 году они появились уже в 266 городах. Сегодня пешеходные зоны созданы во всех французских городах с населением свыше 100 тысяч человек. Их длина варьируется от 120 метров в Гавре до 5376 метров в Руане. Наибольшее распространение получили зоны, состоящие из одной или нескольких торговых или туристических улиц в центральной части города протяженностью 500—700 метров.
В различных странах существует много улиц, предназначенных исключительно для пешеходов. Эта же тенденция наблюдается и у нас. В городах Москве, Киеве, Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде и других появляются улицы, которые свободны от транспорта.
Исторически сложившиеся центральные части городов не предназначены для автомобильного движения, поэтому именно здесь наиболее активно создаются пешеходные улицы и зоны. Здесь сосредоточены торговые центры, офисы фирм, антикварные магазины, художественные галереи, кинотеатры, рестораны, в то время как гаражи, склады и промышленные предприятия отсутствуют.
![]() |
Изображение поперечного профиля пешеходного Арбата в Москве |
![]() |
Картинки пешеходных зон: а — в Столешниковом переулке (Москва); б — на улице Абовяна (Ереван) |
Архитектурно-пейзажная среда для пешеходной улицы имеет свои особенности. Возможность спокойно прогуляться, посмотреть витрины магазинов, отдохнуть придает улице определенную уникальность и требует особого внимания к ее оформлению и инфраструктуре. «Медленное» восприятие предполагает последовательность визуальных впечатлений, на что влияют элементы, соответствующие масштабу человека, как бы являющиеся переходом к «большой» архитектуре. Речь идет об уличной мебели, освещении, киосках, скульптуре, декоративных водоемах, деревьях, газонах, зонах отдыха и прочее. Особое значение имеет ландшафтная композиция, микрорельеф, текстура, узор и цвет покрытия, включение горизонтальных и наклонных участков газона, наклонных площадок, подпорных стен, натурального камня.
Уникальной особенностью пешеходных улиц и площадей является применение специального декоративного покрытия. Материал для таких покрытий может быть самым разнообразным: кирпич, цветной и текстурный бетон, натуральный камень, брусчатка, плитка. То же самое можно сказать и о узоре мощения: прямоугольные решетки, круги, полосы, волны, «пчелиные соты» и так далее. Между элементами покрытия, как правило, существуют зазоры-швы, чтобы обеспечить нормальную фильтрацию влаги и увлажнение почвы, необходимые для растений.
Также, через применение различных узоров на покрытии можно указывать направление движения для пешеходов, предупреждать их об опасности (например, на перекрестках или при изменении высоты), выделять важные объекты, такие как здания, фонтаны, скульптуры, а также разделять зоны различного назначения (например, места для отдыха и дорожные полосы). Кроме того, мощение может служить оптическим фоном для уличного дизайна и даже быть его основной частью. Для удобства передвижения уклон покрытия не должен превышать 6—7 %, а при наличии ступеней они должны сочетаться с пандусом.
Пешеходные аллеи предназначены для использования круглый год, их режим работы меняется в будни и выходные дни, днем и вечером. Архитектурно-ландшафтный облик должен быть гибким — способным изменяться в зависимости от целей, погоды, времени года и времени суток. Большое значение имеют передвижные элементы ландшафта, легкие навесы и раскрывающиеся перегородки.
Многое зависит от предназначения самой улицы. Например, она может соединять метро, вокзалы, универмаги и т.д. В этом случае использование ландшафтных элементов сводится к минимуму — вертикальное озеленение, передвижные вазы с цветами, иногда группы деревьев и т.д.
![]() | |
Проект по преобразованию улицы в пешеходную зону в городе Берлин | |
![]() | |
В городе Ленсинг (США) создано декоративное мощение и зона с растениями, которые разделяют пространство пешеходной улицы |
Длина пешеходной зоны зависит от размеров города и ее функций. В городах протяженность пешеходных улиц составляет от 150 до 400 метров, особенно характерно для торговых улиц. Они примыкают к входам в магазины и другие учреждения обслуживания, могут иметь сложную форму, множество перепадов по высоте (наклоны, лестницы) и включать различные элементы ландшафта и декора, особенно в местах отдыха для пешеходов.
Особое обличие будут иметь улицы-бульвары, предназначенные в первую очередь для кратковременного отдыха. Тут деревья, газоны, цветы, декоративные водоемы и скульптуры сами становятся основными частями окружающей среды. На бульварах, скверах, небольших зеленых участках вблизи мест массового посещения люди ищут возможность на время оторваться от напряженного ритма городской жизни, шума и суматохи деловых улиц. Одним из основных требований здесь становится изоляция мест отдыха от транзитного потока пешеходов.
В случаях, когда пешеходная зона предназначена для спокойных прогулок, имеет смысл увеличить ее длину до 600-1000 м (что соответствует 10-15 минутной прогулке). С учетом прилегающих участков общая протяженность зоны составит 2,5-4 км.
В жилых комплексах пешеходные зоны, расположенные недалеко от жилых домов, предназначены в первую очередь для уюта и безопасности. Проектирование прогулочных и туристических маршрутов учитывает местный ландшафт, чтобы создавать зеленые коридоры, соединяющие городские парки и пригородные леса, способствуя улучшению городской среды.
Использование растительности на обычных (с транспортом) и пешеходных улицах существенно различается. На обычных улицах преобладают длинные компактные и однородные зеленые полосы, в то время как на пешеходных улицах такое не допускается. Чтобы создать разнообразие, здесь каждые 100–150 метров ряды деревьев чередуются с открытыми пространствами газонов и различными группами древесно-кустарников. Важную роль играют формы листьев, цветов, плодов, кроны и т. д. Поэтому для пешеходных улиц выбирают наиболее декоративные и ценные породы деревьев с выразительной текстурой коры и кустарников, которые меняют свой цвет в течение вегетационного периода.
Растения играют важную роль в оформлении городской среды, помогая создать разнообразные эффекты и изменить визуальное восприятие пространства. Они могут привлечь внимание к определенным объектам и скрыть нежелательные элементы, а также создать ощущение расширения или уменьшения пространства. Например, ряд деревьев вдоль улицы может объединить разнообразные строения, а, наоборот, растительность может разделить единое пространство на разные зоны.
В настоящее время, при благоустройстве пешеходных зон, все чаще происходит сокращение количества посадок, но каждое дерево приобретает значение "живой скульптуры" или "визуального события". Освещение организуется таким образом, чтобы привлекать внимание к различным живым элементам уличного ансамбля — цветочным клумбам, группам деревьев, зеленому покрывалу газона, водным растениям декоративного бассейна. Интенсивность освещения, его цветовая гамма, даже направленность (например, подсветка снизу вместо сверху) изменяются в зависимости от времени суток или сезона.
Размещение зеленых насаждений на пешеходной улице зависит от местных климатических особенностей. В южных городах деревья создают природные тени, под которыми устанавливают скамейки. В других условиях важную роль играет необходимость аэрации (минимальное количество плотных посадок, широкие промежутки, открытые газоны) или, наоборот, ветрозащиты (щеки-укрытия).
При реконструкции центрального проспекта Сочи асфальт тротуаров заменен качественной плиткой разнообразного цвета, текстуры, рисунка. Газоны поддерживаются в хорошем состоянии. Дорожки прокладываются вдоль основных направлений пешеходного движения с использованием живых изгородей и низких подпорных стенок, а не по жесткой прямоугольной сетке.
Для защиты корней старых платанов часть тротуаров подвешена на консолях, которые висят на высоте 0,5 метра над землей. В них установлены светильники, которые не заметны для прохожих, но эффективно подсвечивают деревья снизу. Мелкие инженерные сооружения украшены рваным камнем, мхом и вьющимися растениями.
Торговые блоки перекрыты общим навесом и включают в себя декоративные стенки для телефонов, скамьи и автоматы с газированной водой. Открытые веранды, террасы, наружные лестницы, подпорные стенки, фонтаны, теневые навесы и решетки образуют единый ансамбль, который гармонично сочетается с живописным южным ландшафтом. Такое взаимопроникновение разрушает привычную границу между искусственным и естественным, создавая органический синтез, который придает новое качество городской среде.
Примером успешной реализации проекта стала Лайсвес-аллея в городе Каунас. Здесь транспорт разделен на две параллельные улицы с односторонним движением. В центре аллеи находится ряд лип, а проезжие части покрыты плиткой. На улице установлены бетонные чаши с растениями, цветочные клумбы, декоративные бассейны, удобные скамейки и открытые кафе.
Все это создает комфортную атмосферу для посетителей магазинов, ресторанов, кафе, выставок, театров и офисов. Современное оборудование дополняет исторический облик застройки.
В столице Украины, Киеве, Владимирская горка и Софийский музей являются частью общей пешеходной зоны, которая объединяет пять скверов. Каждый из них содержит копии и оригинальные древние скульптуры, а также обзорные площадки для наблюдения за панорамой Днепра и другими архитектурными памятниками. Существует специальный экспозиционно-прогулочный маршрут с выделенными местами отдыха и "зонами покоя", изолированными от транспорта и пешеходного потока.
Создание тропинок и малых аллей с растениями, цветами и водоемами является важной частью пешеходной зоны, которая призвана привлекать внимание посетителей. В таких условиях высокая уличная реклама, яркая торговая реклама и асфальтовые покрытия абсолютно неуместны.
Создание зон для пешеходов — это новая и важная задача для современного градостроительства. Она подразумевает изучение существующего опыта и внедрение самых передовых решений в практику.
Что такое проспект?
Проспект – это широкая улица, которая может быть обсажена зеленью. Основные характеристики проспекта — его протяженность, ширина, и место среди других улиц. Проспектами называют крупные улицы в центре города. Иногда они могут соединять различные части одного города: например, разные берега или крупные районы с более мелкими.
Это слово является роднорусским и появилось во времена строительства Петербурга в XVIII веке. Изначально большие центральные улицы назывались першпективами, и только позже слово изменилось до известного нам вида. С начала XIX века, проспектами назывались длинные и прямые улицы, проходящие через парки. Современное значение этому слову было придано только в 50-х годах прошлого века, когда началась активная застройка районов.
Сравнение улицы и проспекта
Можно ли сравнивать проспект (широкая улица) и улицу? Конечно, можно! В чем отличие между проспектом и улицей? Проспекты обычно находятся возле крупных транспортных узлов или ведут к важным административным и культурным центрам.
Они отличаются своей широтой, поэтому на проезжей части могут быть несколько полос.
Но стоит отметить, что в некоторых городах широкие улицы могут иметь даже 1 км. ещё одной особенностью проспектов является их прямая форма.
Теперь о улице. Ее длина может варьироваться от нескольких метров до нескольких километров. При этом ширина улицы может быть разной, в зависимости от места прохождения. Улица может быть разделена жилыми зданиями, а также иметь различные изгибы и повороты.
Желаете узнать, в чем состоит основное различие между проспектом и улицей? На самом деле, у проспекта есть несколько особенностей, которых у улицы нет. Проспект (или широкая улица) всегда имеет сквозное сообщение, и никогда не заканчивается тупиком, в то время как улица может иметь конечный пункт.
Кроме того, улица может начинаться и заканчиваться где угодно, в то время как проспект всегда имеет определенные метки, такие как большая (центральная) площадь, граница населенного пункта или крутой поворот дороги. Улица может быть пешеходной, в то время как по проспекту всегда движется различный вид транспорта. Улица имеет четную и нечетную стороны, в то время как у проспекта такого деления нет. Если проспект четко отделен от других путей, то улица может начинаться и заканчиваться в любом месте, определяемом условной границей.
Основные характеристики пешеходных улиц
Основные требования к пешеходной зоне: архитектурно-ландшафтная среда должна существенно отличаться от окружающей обычной улицы, что предполагает повышенный уровень благоустройства, оборудования и зелени.
На пешеходных улицах допускается размещение различных объектов: торговых и культурно-развлекательных учреждений, выставочных залов, художественных салонов и антикварных магазинов, общепита, таких как кафе и рестораны, а также административно-деловых зданий (за исключением филиалов компаний и т. д.). Однако запрещено размещение гаражей, складов, производственных предприятий и т. д.
Различаются различные типы пешеходных улиц по их функциональному назначению.
Торговые улицы имеют среднюю протяженность от 150 до 400 метров. Их основная функция заключается в том, чтобы люди могли посещать торговые объекты и получать различные услуги. Эти улицы также служат для связи между торговыми и обслуживающими предприятиями, а также как маршрут для пешеходов и место для кратковременного отдыха. Иногда улицы могут иметь сложную форму, включая различные уровни и соединяющие их лестницы и пандусы. Основными элементами торговых улиц являются открытые площадки для отдыха, вынесенные от транзитных потоков, а Водные устройства и различные виды зелени, как стационарные, так и передвижные.
Улицы и бульвары имеют среднюю длину от 600 до 1000 метров, а некоторые даже до 2,5-4 километров с примыкающими пешеходными участками. Они предназначены для прогулок и кратковременного отдыха, а также для пешеходного транзита, создавая комфортную и эстетически приятную среду. Основные компоненты включают ландшафтные и архитектурно-декоративные элементы, а Водные устройства. Здесь также создаются площадки для отдыха, отделенные от пешеходного транзита, устанавливаются различные виды зелени, водные устройства, магазины авторской архитектуры и многое другое.
Зеленые аллеи предназначены для пешеходной связи между жилыми районами и парками, лесопарками, зонами отдыха, а также для связи между городскими и загородными насаждениями, создавая так называемые "зеленые коридоры" в густонаселенных районах. Они способствуют оздоровлению городской среды и т.д. и имеют длину от 500 до 1000 метров и даже больше.
Пространство бульваров, не являющихся улицами, обычно имеет свободный план, учитывающий местные особенности. Такие аллеи могут включать в себя велосипедные дорожки и лыжные трассы. Основные элементы включают в себя небольшие площадки для отдыха с навесами и скамьями, освещение в темное время суток, удобное покрытие дорожек, удобные подъезды от жилых домов и остановок общественного транспорта. Длина пешеходных улиц зависит от размера города, градостроительной ситуации, основной функции улицы и других факторов.
Типы пешеходных улиц и площадей, основанные на принципе разделения пешеходов и транспорта.
- Разделение пешеходов и транспорта на горизонтальной плоскости. Просто в техническом смысле, но затрудняет обслуживание зданий и сооружений транспортом, расположенными на самой улице и прилегающей к ней территории.
а) Отделение улиц от автомобильного движения. Типичное решение для пешеходных зон. Допускается только техническое обслуживание (доставка товаров и т. д.) рано утром и поздно вечером.
б) Улицы с ограниченным движением автотранспорта. Выделяются полосы (полоса) для постоянного движения автомобилей (экскурсионные автобусы).
в) Одноуровневые пешеходные зоны отличаются от обычных площадей более сложной и разнообразной структурой. Часто являются целью прогулок, местом для отдыха.
- Разделение пешеходов и автотранспорта по вертикали.
а) Двухуровневые улицы – предпочтительно предоставлять верхний уровень пешеходам, а нижний автотранспорту, хотя иногда бывает и наоборот.
б) Пешеходные площади над транспортными узлами представляют собой сложное инженерное сооружение, размещенное на платформе над транспортными магистралями или развязками.
в) Крытые галереи в комплексах торговых и общественных зданий используются для связи комплексов отдельно стоящих зданий.
г) Улицы-пассажи – это улицы с прозрачным перекрытием, которые обычно не имеют развитых зон отдыха, а также оборудованы кондиционерами.
д) Подземные пешеходные коммуникации обязательно создают комфортные условия для людей, такие как освещение и кондиционирование.
Проектирование пешеходных улиц.
Концепция архитектурно-ландшафтной организации подразумевает, что пешеходные улицы должны быть функциональны в любое время года. Внешний вид архитектурного ландшафта должен легко изменяться в зависимости от поставленных задач, времени года, времени суток и погодных условий. Особое внимание уделяется подвижным элементам (в том числе зеленым насаждениям).
Разработка ландшафтной организации зависит от типа улицы. Поэтапное восприятие при перемещении по пешеходной улице предполагает последовательность зрительных впечатлений. Особое внимание уделяется элементам архитектурно-ландшафтного дизайна — уличной мебели, освещению, скульптуре, водным объектам, одиночно стоящим деревьям и другим элементам.
Геопластика и мощение.
Особую важность приобретают при организации пешеходной улицы геопластика и микрорельеф, характеристики мощения, элементы обработки рельефа, такие как лестницы, пандусы, подпорные стенки, а также горизонтальные и наклонные участки газона. Применяются различные типы мощения по материалу покрытия, рисунку цвету, фактуре и другим параметрам.
Использование мощения позволяет решить ряд задач: выделение направления движения и (или) архитектурного сооружения, разграничение зон разного назначения, предупреждение пешеходов о возможной опасности (на перекрестках, при перепаде уровня и т.д.).
Изменение масштаба пространства (увеличение или уменьшение элементов), подчеркивание его открытости или уюта, создание фона для определенных деталей — все это придает различный характер движению. Например, замена рисунка мощения пространства отрезками вдоль движения на более сложный узор из квадратов может указывать на приближение к общественному зданию. Покрытие плитами с промежутками между ними более соответствует природным требованиям. Покрытие должно быть прочным и эстетичным.
Фонтаны и скульптуры.
Фонтаны и скульптуры помогают выделить отдельные архитектурные элементы и организуют открытые пространства.
Ландшафтное озеленение.
Выбор местоположения зеленых насаждений зависит от градостроительной среды и климатических условий (необходимости затенения, освещения и аэрации). Расположение зеленых насаждений отличается от их размещения на обычных улицах. Различаются масштабы зеленых композиций на транспортных и пешеходных улицах.
На транспортных маршрутах они предназначены для восприятия из окон проезжающих автомобилей, здесь преобладают длинные однородные зеленые полосы, иногда простирающиеся на несколько сотен метров, в то время как на пешеходных улицах необходимо обеспечить разнообразие видов на каждые 50-100 метров: рядовые насаждения чередуются с газонами, большие формы с меньшими и т.п. Особое внимание уделяется разнообразию видов растений, что приводит к уменьшению общего числа деревьев, но при этом каждое растение воспринимается как скульптура в живом исполнении.
Озеленение городских центров помогает решить несколько ключевых задач: подчеркнуть или ослабить отдельные элементы уличного дизайна, создать иллюзию увеличения или уменьшения пространства, привлечь внимание пешеходов к отдельным деталям уличного оформления или к панораме всей улицы и т.д. При этом общий подход к озеленению на всей протяженности улицы объединяет ее разнообразную застройку, в то время как различные методы разделения пространства на отдельные части приводят к его фрагментации. Для этого используется поднятие растительности на уровень 0,3-1 метра над уровнем пешеходной зоны, широко применяется мобильное озеленение, вертикальное озеленение и декоративное подсветка растений.
Городские центры.
Актуальные тенденции в озеленении городских центров.
В центре города обычно мало свободных участков, поэтому здесь используются небольшие зеленые насаждения. Перспективным считается создание карманных парков. Если нет возможности выделить территорию для зелени, то в центре города создаются сети карманных парков с деревьями и кустарниками вокруг и различным декоративным оборудованием.
Важно развивать нестандартные способы озеленения, такие как вертикальное и подвижное зеленение, зеленение откосов, транспортных развязок и эстакад, а также украшение растениями небольших технических сооружений.
Использование различных композиционных методов позволяет создавать определенный гигиенический и психологический комфорт, даже на участках, находящихся в зоне интенсивного транспортного движения (например, создание скверов на нескольких уровнях и использование опорных стен).
Чтобы обеспечить связь между внутренними помещениями и внешними зелеными зонами, используется стекло и перемещаемые перегородки, что позволяет максимально открыть интерьер. В результате сад становится продолжением внутреннего пространства.
Основное здание строится с использованием свободного пространства под ним для зеленых насаждений, включая возможность поднятия зданий на колонны.
Зеленые территории внутри квартала раскрываются на улице через проемы между домами, традиционные дворы или через проходы под домами на первом этаже.
Внесение растений, водных элементов, естественного камня и других природных элементов в дизайн общественных зданий, включая их использование в интерьере. Зеленые площадки на крышах жилых, общественных, коммунальных и промышленных зданий являются перспективными объектами ландшафтной архитектуры в центрах современных городов. Вертикальные сады и открытые зеленые комнаты (например, каскадные террасные дома, пирамидальные здания) также представляют интерес. Такие зеленые элементы могут быть размещены на различных уровнях, на террасах ступенчатых домов. Также стоит отметить широкое применение вертикального озеленения.
Нужны ли в России пешеходные улицы?
В этом году в Мичуринске, в Тамбовской области, появилась плохая новость: власти решили временно открыть движение по пешеходной улице в центре города. Жители разделились на две группы: одни считают, что это поможет избежать пробок и хотят ездить по этой улице на машинах, а другие предпочитают спокойно гулять. Также к этому вопросу привлекли сотрудников ГИБДД, которых многие ошибочно считают экспертами в области транспорта, хотя они всего лишь юристы-полицейские.
Проблема пешеходных улиц в России не ограничивается Мичуринском: подобные обсуждения о возможном возвращении машин в пешеходные зоны возникают регулярно. Например, в 2014 году в Москве главный архитектор предложил вернуть движение на Арбат, первую пешеходную улицу Москвы.
Существует обратная ситуация: в городах, где отсутствуют пешеходные улицы, общество активно выступает за то, чтобы забрать пространство у автомобилей и предоставить его пешеходам. Примером этому служит Проспект Мира в Красноярске: идеи о том, чтобы превратить эту улицу в пешеходную зону, не утихают уже не менее 10 лет.
Возможно, у каждой ситуации есть свои особенности, но на самом деле нет. Обычно всегда есть разделение на сторонников и противников, при этом аргументы у всех одинаковые. На самом деле мало кто из горожан понимает значение пешеходных улиц и их важность для города. Сторонники могут поддерживать плохой вариант реализации, а противники могут не осознавать, что вредят сами себе: пешеходная улица должна соответствовать определенным принципам, иначе она превратится в бесполезное пространство. Как реализовать эти принципы — это индивидуальный вопрос для каждого объекта и города.
Давайте рассмотрим, какие же принципы и какие наиболее распространенные заблуждения относительно пешеходных улиц.
Улица только для транспорта?
Многие граждане твердо утверждают, что автомобили необходимы для существования улиц. Часто приводятся аргументы о XXI веке, комфорте, климате и так далее. Однако мировой опыт успешно опровергает этот миф: достаточно сравнить улицы Копенгагена в период расцвета автомобильной индустрии и сегодня:
Классификация городских улиц и проездов
Магистральные дороги служат для обеспечения транспортной связи между отдельными районами и удаленными промышленными зонами, местами отдыха и другими населенными пунктами в системе группового расселения, а также для соединения с внешними автомобильными дорогами.
В зависимости от организации движения они могут быть:
· скоростные — внеуличные магистрали, оборудованные высококлассными транспортными сооружениями с устройством развязки движения транспорта на разных уровнях;
· регулируемые — обеспечивают связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, а Выходы на внешние автомобильные дороги.
Пересечения с улицами и дорогами обычно предусматриваются на одном уровне.
Главные дороги предназначены для передвижения транспорта и пешеходов в пределах города и бывают:
· общегородского значения — расположены на направлениях основных потоков пассажиров; решают задачи связи пассажирского, легкового и частично грузового автотранспорта между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также с другими главными улицами, городскими и междугородними автомобильными дорогами; данная категория дорог подразделяется:
· главные улицы непрерывного движения — имеют многоуровневые перекрестки с проезжими частями других улиц и дорог, а также оборудованы пешеходными переходами на разных уровнях;
· главные улицы регулируемого движения — осуществляют транспортную связь между отдельными элементами города и главными улицами непрерывного движения с устройством пересечений с другими улицами на одном уровне;
· Улицы и дороги районного значения составляют транспортную сеть, соединяющую жилые районы, общественные центры и основные улицы с пересечениями в одном уровне.
Дороги местного значения подразделяются на:
· Дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах предназначены для соединения промышленных районов, грузовых станций, складов и коммунальных предприятий, а также для внутреннего сообщения внутри крупных научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зон.
Жилые улицы встречаются в жилых районах и используются для передвижения транспорта и пешеходов. Они также обеспечивают доступ к большим улицам и управляемым дорогам, но не предназначены для транзитного транспорта и грузовиков.
Парковые дороги предназначены для парков и лесопарков.
Таблица 4.1 — Характеристики поперечных профилей улиц и дорог
Категория дорог и улиц | Число полос движения | Ширина полосы движения, м | Ширина пешеходной части тротуара, м |
Магистральные улицы: Общегородского значения Районного значения | 4-8 2-4 | 3,75 3,5 | 4,5 3,0 |
Улицы и дороги местного значения: Улицы в жилой застройке Парковые дороги | 2-3 | 3,0 3,0 | 1,5 |
Проезды: Основные Второстепенные | 2,75 3,5 | 1,0 0,75 | |
Велосипедные дорожки | 1-2 | 1,5 |
Проезды предназначены для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам внутри районов, микрорайонов и кварталов, они подразделяются на:
· основные (движение по двум полосам);
Пешеходные улицы позволяют людям добираться до мест работы, обслуживания, в том числе в пределах общественных центров.
Велосипедные дорожки предназначены для движения на велосипедах по специальным маршрутам к местам отдыха, общественным центрам, в жилых районах.
Основные параметры дорог, улиц и проездов — поперечный профиль, продольные и поперечные уклоны, типы перекрестков, типы покрытий.
Ширина улиц и дорог зависит от интенсивности движения транспорта и пешеходов, а также от размещения элементов в пределах профиля (дороги, разделительные полосы, технические полосы для прокладки коммуникаций, тротуары, зеленые насаждения и т.д.), учитывая санитарно-гигиенические требования.
Генеральный план города устанавливает красные линии для улиц общегородского и районного значения с учетом специальных документов, а для улиц и дорог местного значения — на основании проекта детальной планировки и генерального плана.
Эти красные линии определяют границы кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городах и сельских поселениях.
Согласно СНиП 2.07.01-89* ширина улиц и дорог в пределах красных линий должна быть следующей:
магистральных дорог — 50-75 м;
магистральных улиц — 40-80 м;
улиц и дорог местного значения — 15-25 м.
Размер проезжей части зависит от типа и интенсивности автомобильного движения. Минимальная ширина полосы движения для автомобиля составляет 2,75 метра. На магистральных дорогах каждому типу транспорта, имеющему различную скорость движения, выделена своя полоса движения. При этом, чем выше скорость движения транспорта, тем дальше от тротуара находится полоса движения.
Вдоль главных улиц города с постоянным движением для удобства обслуживания прилегающей застройки предусмотрены местные проезды с односторонним и двусторонним движением.
Ширину местных проездов следует определять следующим образом:
— при одностороннем движении и отсутствии специальных полос для парковки автомобилей — не менее 7 метров;
— при одностороннем движении и наличии движения наземного общественного транспорта — 10,5 метров;
— При движении в обоих направлениях и организации движения на поверхности для общественного транспорта — 11,25 м.
Безопасность движения ограничивают максимальные продольные уклоны проезжей части: для магистральных дорог скоростного движения 30‰; магистральных улиц общегородского значения 40~50‰; районного значения 40~60‰; улиц и дорог местного значения 60-80‰. Уклоны измеряются в промилле (‰, тысячных долях): например, i = 0,01 эквивалентно i = 1% или i = 10‰.
При проектировании улиц важным является разделение полос для разделения элементов поперечного профиля улиц и встречного движения на проезжей части. Полосы, отличные от центральной, должны быть подняты над уровнем проезжей части на 15 см, если не требуется специальное ограждение по условиям движения. Центральные разделительные полосы проектируются на одном уровне с проезжей частью и выделяются разметкой. Их ширина составляет: 4 м на магистральных улицах общего значения с непрерывным движением, 3 м на магистральных улицах районного значения (в застроенных районах эти полосы могут быть уже или отсутствовать). Минимальные радиусы изгибов бордюров проезжей части улиц и дорог следует принимать не менее: для магистральных улиц с регулируемым движением — 15 м; для улиц местного значения — 8 м. В застроенных районах эти радиусы можно уменьшать соответственно до 8 и 5 м.
Ширина пешеходных дорожек зависит от типа улицы и интенсивности пешеходного движения, но всегда должна быть кратной ширине полосы для пешеходов, которая равна 0,75 метра. Важно, чтобы продольный уклон дорожек не превышал 60‰, и при больших уклонах следовало бы устраивать лестницы. Кроме того, высота дорожек над проезжей частью должна составлять 15 сантиметров.
При разработке уличной сети большое значение имеет правильное устройство перекрестков улиц и дорог в зависимости от их категории и интенсивности транспортных потоков. Перекрестки магистральных автодорог и магистральных улиц организуются на двух уровнях с полной развязкой движения; скоростных дорог и магистральных улиц — на двух уровнях с частичной развязкой движения, при условии обеспечения непрерывности движения по главной дороге; магистральных улиц между собой, с улицами и дорогами местного значения — на одном уровне.
Сайт studopedia.org — Студопедия.Орг — существует с 2014 по 2024 год. Стоит отметить, что материалы, размещенные на сайте, не принадлежат его авторам, но пользователи имеют возможность бесплатного использования (0.008 с).
Первый пешеходный маршрут
В 2012 году были обустроены первые пешеходные улицы — Кузнецкий Мост, часть Рождественки, Камергерский и Столешников переулки. Их протяженность составляет около полутора километров.
Эти улицы расположены в самом центре столицы и привлекают горожан и туристов. Проходя через них, вы можете увидеть красивый и интересный маршрут от Петровки, Неглинной, Лубянской и Театральной площадей к Тверской улице.
Во время благоустройства удалось сохранить брусчатку на Кузнецком Мосту, очистив и вернув камни на прежние места. Таким образом, эта дорога напоминает о прошлом, когда по улицам ходили запряженные лошадьми кареты.
Одна из центральных улиц
Усовершенствование Никольской улицы произошло в 2013 году, ее протяженность — больше километра. Во время чемпионата мира по футболу в 2018 году она превратилась в неофициальную фан-зону, где собирались болельщики.
В начале 2000-х годов Никольская улица, на которой множество памятников архитектуры, превратилась в хаотичную парковку. Покрытие проездов и тротуаров практически повсюду было разрушено, бортовой камень поврежден, а тротуары забиты автомобилями.
После работ по благоустройству улица стала пешеходной. Провода убрали под землю, что позволило открыть вид на старинные здания и церкви. Пешеходную зону выложили гранитной плиткой, установили удобные лавочки, урны и фонари в старинном стиле.
Вдоль улицы разместили вазоны, в которые ежегодно посажены яркие однолетники.
Улица, бульвар, проспект. В чем разница?
Количество комментариев: 2 28.08.2019 В больших и маленьких городах можно столкнуться с ситуацией, когда водитель затрудняется объяснить, куда ему нужно проехать, что может привести к тому, что машина заедет в тупик. Важно разобраться в разнице между улицей и переулком, а также между проспектом и бульваром. Подробнее рассказано ниже.
Маршрут. Слово "маршрут" происходит от французских слов "marche" и "route", что означает движение и дорогу. В повседневной жизни это слово обозначает путь от точки А к точке В с использованием промежуточных остановок.
Дороги представляют собой основной компонент инфраструктуры, широко используемый в различных странах и цивилизациях. Их появление относится к IV веку до н.э., и они служат для передвижения транспортных средств и людей.
- Фонтанов
- Торговых точек
- Кафе
- Памятников архитектуры
Проспекты, произошедшие от латинского слова "prospectus", означающего "перспективу", представляют собой длинные, широкие и прямые дороги. Именно на них располагаются важные транспортные магистрали в городах, такие как Невский в Санкт-Петербурге и Ленинский в Москве.
Авеню приведут водителя к площади или же транспортной развязке, но никогда — в тупик. Транспортные развязки от обычных улиц отличаются наличием нескольких направлений, а зачастую и уровней.
Переулок. Так называют перпендикулярно расположенную между двумя более длинными улицу. К примеру, Москву застраивали хаотично, потому здесь их количество доходит до 1000, в отличие от Санкт-Петербурга. К некоторым постройкам проходы оказывались настолько узкими, что их стали называть проулками, а позже — переулками.
Если в конце улицы, переулка или другого участка дороги, нет сквозного проезда или прохода, его принято называть "тупиком".
Автодорога. Шоссе — это длинная дорога между населенными пунктами, где постоянно происходит движение автотранспорта. Для обеспечения устойчивости во время движения участок дороги покрыт несколькими слоями твердого материала.
Итог. Чтобы правильно ориентироваться в незнакомой местности, водителю необходимо знать несколько полезных обозначений и понятий, касающихся дороги, чтобы избежать попадания в тупик при поиске правильного маршрута.
Например, на проспектах движение транспорта запрещено, поэтому там можно получить штраф, даже если водитель не знал, что находится на этом участке дороги.