Периодизация культурного процесса — это методологический подход, позволяющий разделять развитие культурных явлений на определенные исторические этапы. Этот процесс включает в себя анализ изменений в искусстве, науке, религии и других сферах жизни, что позволяет лучше понимать динамику культурного роста и трансформации общества.
Такая периодизация помогает установить причинно-следственные связи между важными событиями и формированиями культурного контекста, а также выявить ключевые тенденции и контрасты, существующие в различные эпохи. В результате становится возможным более глубоко осмыслить как прошлое, так и современное состояние культуры.
Периодизация истории культуры
Культурное наследие (из лат. cultura, происходит от глагола colo, colere, что означает выращивание, а затем воспитание, образование, развитие и уважение) — термин, который имеет множество значений в различных областях жизнедеятельности человека. Культура изучается в философии, культурологии, истории, искусствоведении, лингвистике (этнолингвистике), политологии, этнологии, психологии, экономике, педагогике и других областях.
— 65.80 Кб (Скачать файл)
Культура
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — термин, обладающий огромным количеством значений в различных сферах человеческой жизни. Культура является объектом изучения философии, культурологии, истории, искусствоведения, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и т. д.
В основном, под культурой понимается человеческая деятельность в разнообразных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление навыков и умений как у индивида, так и общества в целом. Культура Выступает проявлением человеческой субъективности и объективности (личностных черт, компетенций, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой набор традиций и обычаев, которые формируют человеческую жизнь и являются необходимыми для ее сохранения и развития.
Культура состоит из кодов, которые устанавливают определенное поведение человека и влияют на его восприятие и мышление. Поэтому для каждого исследователя важно определить отправную точку для изучения этой темы.
Источником культуры считается человеческая деятельность, знание и творчество. Культура — это реальность, созданная человеком в процессе его взаимодействия с природой, обществом (другими людьми), собой и абсолютным.
31 Типология и периодизация культур
Существует множество критериев или оснований для типологии культур. Например, связь с религией, региональная принадлежность, этнические особенности, исторический тип общества, хозяйственные особенности, сфера общества или вид деятельности, связь с территорией, специализация, уровень мастерства, тип аудитории и другие.
Когда речь заходит о художественной, экономической или политической культуре, специалисты могут называть их разновидностями культуры общества или сферами культуры общества. Давайте рассмотрим основные разновидности (сферы) культуры.
В культурологии до сих пор нет единого мнения о видам, формам, типам или отраслям культуры. В качестве одной из возможных концептуальных схем можно предложить следующую.
Культурные отрасли — это собрание норм, правил и моделей поведения людей, которые образуют относительно закрытую область в рамках целого.
Культурные типы — это совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые образуют относительно закрытые области, но не являются частями одного целого.
Все национальные или этнические культуры следует отнести к культурным типам. К таким типам следует относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.
Категории культуры представляют собой набор правил, норм и моделей поведения, которые не являются полностью автономными или частями целого. Они включают высокую, народную и массовую культуру, так как они служат способом выражения художественного содержания.
Вариантами культуры являются наборы правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями общей культуры. Основные виды культуры включают:
а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;
б) сельскую и городскую культуры;
в) обыденную и специализированную культуры.
Культура выражается в различных формах: духовной и материальной. Духовная культура включает в себя художественные проявления, в то время как материальная культура связана с физической активностью.
Периодизация истории культуры
Периодизация культурно-исторического процесса — это способ его организации и структурирования.
Временные рамки для человеческого существования, культуры и истории могут быть разбиты на различные периоды. Каждая периодизация, а также тип культуры, зависит от выбора основы, который обычно находится в материальной или духовной сферах или же связан с одной из них.
Цель любой периодизации — будь то глобальная периодизация исторического процесса, периодизация развития конкретной культуры, выделение этапов творческой деятельности ученых или художников, этапы развития научных теорий или процессов жанрообразования в искусстве и т.д. — заключается в упорядочении фактов, их осмыслении и классификации. Периодизация можно представить как чертеж истории.
Она помогает более глубоко изучить динамику развития, установить вехи (срезы истории), формализировать процесс и свести его к схеме, отвлекаясь от деталей. Периодизация, конечно, приблизительна, так как исторические процессы существуют взаимосвязанными. Однако временное разделение истории на периоды, эпохи и т.п. способно привнести упорядоченность в темпоральную непрерывность и бесконечность процесса. Каждый отрезок времени обусловлен предыдущим и предопределяет последующий.
Отрывок о периодизации русской культуры
Первая важная фаза продолжалась около трех тысяч лет в докристианском периоде, а вторая – тысячу лет в период христианства.
Вторая фаза, которая протекала в христианский период в течение тысячи лет, можно разделить на три периода.
Первый период развития русской культуры связан с Рюриковичами (IX-XVI века). Он состоит из двух важных этапов – Киевского и Московского. Этот период известен как допетровский. Основное влияние на культуру – ориентация на Восток, в первую очередь на Византию. Религиозное искусство стало основной сферой, где формировалось творческое мышление и национальный гений.
Эпоха правления династии Романовых (1613—1917) характеризуется развитием русской культуры в Москве и Санкт-Петербурге. Ведущую роль в этом дуэте играл Петербург, поэтому этот период получил название петровского благодаря реформам Петра I, которые ориентировали культуру страны на Запад.
Западная Европа стала основным источником культурных влияний и образцов в это время. Светская сфера искусства стала главным местом, где проявился национальный гений и формировалась творческая мысль.
Одним из ключевых моментов в культурном развитии советского общества (в пределах его государственных границ) является разделение общего культурного пространства на официальную и неофициальную культуры, большая часть последней представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, в различных странах Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, подобно неофициальному искусству внутри СССР, находилась в противоборстве с официальной культурой.
Периодизация развития культуры
С тысячелетней историей культуры можно выделить несколько главных периодов.
Первый период начался 150 тысяч лет назад и закончился примерно в IV тыс. до н. э.
Этот период связан с культурой первобытного общества и можно назвать периодом детства человека, который делает свои первые шаги. Он учится и узнает, но еще не умеет писать. Человек строит свои первые жилища, сначала приспосабливая пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает свои первые произведения искусства — рисунки, живопись, скульптуры, которые привлекают своей наивностью и прямотой.
Весь контекст данной эпохи был пропитан магией, так как магия принимала самые разнообразные формы: знахарство, заклинания, заговоры и так далее. Параллельно развивались первобытные религиозные культы и обряды, включая культы умерших и плодородия, обряды, связанные с охотой и захоронением.
Для первобытного человека везде существовало чудо, все предметы его окружения были окружены магической аурой. Мир первобытного человека был полон чудес и удивительных явлений. Он воспринимал даже неодушевленные объекты как живые, обладающие магической силой. Это создавало близкие, почти родственные связи между людьми и объектами, окружающими их.
Время от IV тыс. до н. э. по V век н. э. было периодом детства человечества, который считается наиболее плодотворным и богатым этапом его эволюции. Именно в этот период культура начала развиваться на уровне цивилизации.
Её характер был не только магическим, но и мифологическим, так как мифология начала играть определяющую роль, вплоть до рациональных аспектов. На этом этапе культура охватывала практически все аспекты, включая этнолингвистические, и ее основные центры находились в Древнем Египте, Месопотамии, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции и Риме, а также у народов Америки.
Каждая культура была уникальной и внесла значительный вклад в развитие всего человечества. Именно в этот период появляются и активно развиваются различные области научных знаний, такие как философия, математика, астрономия, медицина и другие. Многие виды художественного творчества, включая архитектуру, скульптуру и барельеф, достигают классических форм и высочайшего совершенства.
Особенно следует выделить культуру Древней Греции. Греки были настоящими детьми в душе, и поэтому их культуре было присуще игровое начало. В то же время они были удивительно талантливыми, что позволило им опередить время во многих областях на тысячелетия. Именно поэтому можно говорить о "греческом чуде".
Третий исторический период длится с V по XVII век, несмотря на то, что в некоторых странах он начинается раньше (III век в Индии, Китае), а в других (в Европе) заканчивается раньше, в XIV-XV веках. Этот период охватывает культуру Средневековья, монотеистические религии — христианство, ислам и буддизм.
Можно назвать этот период отрочеством человечества, когда каждый человек как бы закрывается в себе, переживает свой первый кризис самосознания. На этом этапе появляются новые культурные центры, наряду с уже известными — Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. В это время религия имеет доминирующее влияние на духовную и интеллектуальную сферы. Однако философия и наука продолжают развиваться в рамках религии и Церкви, и к концу периода научный и рациональный подход начинает преобладать над религиозным восприятием мира.
Фактически, эпоха Возрождения оказывает основное влияние на европейские страны, а ее присутствие в истории других государств представляет собой определенные трудности. Она является переходным этапом от средневековой культуры к культуре Нового времени.
Этот период характеризуется глубокими изменениями в культуре. Здесь снова возрождаются идеалы и ценности древнегреческой и римской античности. Несмотря на то, что религиозные принципы остаются стабильными, они становятся предметом пересмотра и сомнения. Христианство переживает серьезный кризис, который приводит к Реформации и зарождению протестантизма.
Основным направлением становится гуманизм, в котором вера в Бога заменяется верой в человека и его разум. Человек и его мирская жизнь провозглашаются высшими ценностями. Все виды и жанры искусства переживают невиданный подъем, благодаря гениальным художникам. Эпоха Возрождения также характеризуется великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках.
Человека нового времени можно считать вполне взрослым, хотя ему часто не хватает серьезности, ответственности и мудрости.
Историческое развитие представлений о культуре http://www.tspu.tula.ru/res/other/kulturolog/lec1.html — parag1#parag1
Со временем, слово "культура" стало важным понятием в европейской социальной мысли, начиная с XVIII века. Изначально оно происходит от латинского слова culture, которое имеет значение возделывания земли. Этот термин встречается в работах Цицерона, где подчеркивается изменение природного объекта под воздействием человека, в отличие от естественных причин. Из этого первоначального понимания видна непрерывная связь между культурой, человеком и его деятельностью. Таким образом, "культура" означает не только различные области жизни, но и саму жизнь человека в этих областях.
В античности большое значение придавалось процессу воспитания гражданина, превращающего ребенка в зрелого мужчину. Греки называли этот процесс "пайдейя" (pais — ребенок), который включал в себя воспитание, обучение, образование, просвещение и культуру в широком смысле.
Греки создали уникальную систему образования, целью которой было формирование личности с определенными ценностями, а не только профессионала в определенной области. Античное понимание культуры заключалось в обращении к внутреннему миру человека, развитии его разумной способности суждений и чувства прекрасного, не теряя единства с природой.
В период эллинизма возник кризис "паидеи", когда души людей начали овладевать верой в иррациональное. Появилась необходимость в чуде, духовном абсолюте, который мог бы помочь человеку объяснить неуправляемость социальных процессов, которые ему не подвластны. Эпоха античности уступает место новой эпохе.
Средневековая культура — это культура христианская, отвергающая языческие ценности, но сохранившая многие достижения античной цивилизации. Она противопоставляет политеизму монотеизм, натурализму — духовность, гедонизму — аскетический идеал, познанию через наблюдение и логику — книжное знание, опирающееся на Библию и толкование ее авторитетами церкви" [Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994г. С. 149].
В эпоху Средневековья понятие "культура" было связано с личностными качествами, с признаками личного совершенствования. Человек обнаружил уникальность и неисчерпаемость своей личности. В культуре Средних веков проявлялось постоянное стремление к совершенствованию и избавлению от греховности. Росло чувство неуверенности.
Средневековый человек признавал создание мира (креационизм), это признание превратилось в концепцию постоянного творения — Бог действует по своей воле и человек не в силах помешать ему. Поэтому античное понимание культуры оказалось беспомощным. Ни природа, ни человек не были уже самостоятельными. Помимо внешнего мира человек увидел и мир духовный. Появился Высший Разум.
В средние века культура не столько призывала человека развивать свои способности, в том числе разум, как сохранять и дополнять их верой. Счастье заключалось не в самопознании, а в познании Бога. Вера помогала человеку спокойно воспринимать хаос окружающего мира.
Средневековая культура видела задачей не воспитание меры и гармонии в человеке, а преодоление его ограниченности, духовное развитие. В эпоху Возрождения под личным совершенствованием начали понимать соответствие гуманистическому идеалу.
Эпоха Просвещения ознаменовала новый этап в понимании понятия "культура". Под культурой понималась "разумность". Просвещение стремилось к всестороннему пониманию культуры человечества, что способствовало расширению источниковедческой базы — помимо письменных источников активно изучались археологические находки, лингвистические данные, сведения путешественников о развитии культур в отдаленных от Европы странах. Центральное внимание уделялось теме истории, а историзм предполагал изучение причин возникновения, развития, распада и гибели явлений, их преемственности и отличий друг от друга.
Наиболее подробно эти вопросы освещены в трудах Иммануила Канта и Гегеля.
Иммануил Кант выделил два существенно отличающихся мира — мир природы и мир свободы. Второй из них представляет собой мир человека, то есть мир культуры. Культура способна преодолеть зло, заложенное в мире природы. Красота объединяет эти два мира, поэтому согласно Канту, высшим проявлением культуры является ее эстетическое проявление.
У Гегеля культура определяется ее основным предназначением в жизни — творчеством, который выступает не только создателем нового, но и хранителем старого, традиций. Человек является основой социально-культурного процесса.
Философы эпохи Просвещения считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а ее достижения измеряются в области науки и искусства.
С начала второй половины XIX века термин "культура" приобретает все более научное значение, перестав означать только высокий уровень развития человека и общества, становясь тесно связанным с понятием цивилизации.
В современной культурологии наиболее распространены технологический, деятельностный и ценностный подходы к понятию культуры. Согласно технологическому подходу, культура представляет определенный уровень технологического производства и воспроизводства общественной жизни. Второй подход рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, отражающийся во всем обществе. Ценностный подход подчеркивает роль идеальной модели жизни, где культура рассматривается как воплощение идеала в реальность.
В завершении разговора об обширном термине "культура" можно выделить ключевые компоненты этого понятия:
1. "это набор ценностей и взглядов на жизнь, общий для людей, объединенных образом жизни;
2. коллективная память народа, особый способ существования человека;
3. совокупность достижений человечества (определенного народа) в производственной, общественной и духовной сферах;
4. уровень и степень развития определенной сферы хозяйственной или интеллектуальной деятельности;
5. преобразование, гуманизация и возвеличивание природы человеком, все, что создано руками и умом человека;
6. образованность, знания, осведомленность о различных областях.
7. Уникальный способ организации и развития жизни человека, который проявляется в материальных и духовных продуктах труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в отношениях людей к природе, друг к другу и к себе самим".
Таким образом, процесс эволюции культурных представлений продолжается уже длительное время.
Принципы периодизации культурно-исторического процесса. Основные культурно-исторические этапы
Перефразировать текст, сделать его уникальным
Материалы курса "Культурология" подготовлены профессором О. Г. Петровой. Они освещают принципы периодизации культурно-исторического процесса и основные этапы этой периодизации.
Периодизация культурно-исторического процесса отличается от исторической периодизации своей гибкостью и разнообразием. В культурологии один хронологический период может включать множество культурно-исторических эпох. Например, историю Древнего мира формируют различные культурные образования, такие как культура Шумера, культура Древнего Египта, культура Древнего Китая, культура Древней Индии и т. д. Хотя с точки зрения истории у них есть некоторые общие черты, их культурные параметры совершенно различны.
Часто историческая периодизация не обращает внимания на внутренний мир человека и выражение духовного состояния общества через художественные образы. Поэтому, например, в исторической периодизации средневековье сменяется Новым временем, пропуская эпоху Возрождения, которая имела огромное значение для духовной культуры, а не только для политического и экономического развития. Культурно-историческая периодизация отражает состояние культуры, в то время как историческая — динамику общественного развития в целом.
В прошлой главе мы изучили культурно-философские концепции развития культуры. Некоторые из них применимы как к истории, так и к анализу исторических событий. Это идеи циклического подхода Шпенглера, теория локальных цивилизаций Тойнби, культурно-исторические типы Данилевского, суперсистемы П. Сорокина, и периодизация Ясперса. В работах этих ученых рассматривается история, но основное внимание уделяется развитию культуры. Здесь нет описания войн и восстаний, экономических кризисов и политических интриг.
Итак, на основе информации из предыдущей главы можно выделить несколько подходов к периодизации культуры и истории:
– Согласно Н. Данилевскому, существовало 10 культурно-исторических типов, которые существовали как последовательно, так и параллельно по временным параметрам;
– По мнению О. Шпенглера, цивилизации являются независимыми и непознаваемыми организмами, которые возникают и умирают хаотично с точки зрения хронологии;
– А. Тойнби выделяет 26 локальных цивилизаций, образование которых связано с божественной предопределенностью;
– П. Сорокин разделяет историю на 3 культурных суперсистемы, которые последовательно сменяют друг друга в ходе исторического процесса;
– К. Ясперс выделяет 4 периода, различающихся степенью развития и самосознания человека, плавно переходящих друг в друга.
Очевидно, что для культурологии сама по себе хронология интереса не представляет. Периодизации производятся на основании внутренних показателей каждого из этапов. На основе обобщения перечисленных выше теорий функционирования культуры отобраны культурно-исторические этапы, наиболее существенные для духовного развития человечества. Исследование содержания этих культур составляет ядро современной культурологии.
Попытаемся представить хронологические параметры тех культурно-исторических этапов, которые будут подробно рассмотрены в последующих главах, для удобства используя предложенное Ясперсом деление на четыре периода.
Периодизация русской культуры: исторические этапы
Разбиение истории русской культуры на разные периоды предполагает выявление определенных характеристик и тенденций. Вот некоторые основные периоды русской культуры:
Древняя Русь (IX-XIII века)
В данный исторический период формировалась русская государственность и православие. В этот период активно развивались древнерусская литература, искусство и архитектура. Особенно важными артефактами этой эпохи являются летописи, иконы и старинные храмы.
Московское царство (XIV-XVII века)
В это время Москва становится фокусом русской государственности. Развивается литература, искусство и архитектура. Важными достопримечательностями этого периода становятся Московский Кремль, церкви и монастыри.
Петровская эпоха (XVIII век)
За это время Пётр I осуществил изменения, направленные на современное развитие России. Произошёл прогресс в области науки, образования и культуры. Значительными достижениями этого периода стали Эрмитаж, Петергоф и другие дворцы и парки в Петербурге.
В это время русская культура и творчество достигли своего расцвета. Великими литераторами этого периода стали Александр Пушкин, Федор Достоевский, Лев Толстой и многие другие. Значительными художниками были Илья Репин, Василий Суриков и другие талантливые мастера.
Советская эпоха (XX век)
В это время в России произошла революция и установилась коммунистическая власть. Советская литература, искусство и кинематография развивались. Важными достижениями этого времени стали социалистический реализм в искусстве и памятники советской архитектуры.
Это только несколько из исторических этапов русской культуры. Каждый из них имеет свои особенности и вклад в формирование русской культурной традиции.
Характеристика каждого этапа русской культуры
Древняя Русь (IX-XV века)
В это время русская культура начала своё формирование, и важными чертами этого периода можно выделить:
- Укрепление православия: христианство стало основной религией, что сильно отразилось на культуре и искусстве.
- Развитие кириллицы: создание и использование русского алфавита, который стал основой для письменности.
- Архитектура и искусство: появление первых каменных храмов и монастырей, развитие иконописи и миниатюрных рукописей.
Московское царство (XV-XVII века)
В это время Москва стала центром русской культуры и государства. Основные черты этого периода:
- Укрепление власти: формирование мощного центрального государства под лидерством царя.
- Развитие православия: строительство крупных православных храмов и монастырей, развитие иконописи.
- Литература и искусство: появление первых русских писателей и поэтов, развитие иконописи и архитектуры в стиле московского барокко.
В тот период истории России были проведены значительные реформы под руководством Петра I. Этот этап характеризовался:
- Западное влияние: Петр I внедрил западные обычаи и технологии, оказавшие влияние на культуру и искусство.
- Развитие литературы: зарождение первых русских прозаиков и драматургов, развитие журналистики.
- Архитектура и искусство: возведение петербургских дворцов и храмов в стиле петербургского барокко, развитие живописи и скульптуры.
Золотой век русской культуры (XIX век)
В это время высшего процветания достигла русская культура. Основные черты этого периода:
- Литература: появление великих русских писателей, таких как Александр Пушкин, Федор Достоевский, Лев Толстой. Развитие реализма в литературе.
- Музыка: появление великих русских композиторов, таких как Петр Чайковский, Михаил Глинка. Развитие русской классической музыки.
- Живопись: развитие русского реализма в живописи, создание школы пейзажной живописи. Известными художниками были Илья Репин, Василий Суриков и другие.
Советская эпоха (XX век)
В то время в России произошла революция и установилась коммунистическая власть. Основные черты этого времени:
- Развитие советской литературы: возникновение социалистического реализма, развитие пропагандистской литературы.
- Искусство и кинематография: развитие советского искусства, возведение памятников советской архитектуры, развитие советского кинематографа.
Это лишь несколько главных моментов в истории русской культуры. Каждый из них имеет свои особенности и вклад в формирование русской культурной традиции.
Периодизация культурного процесса это
Понятие типа культуры. Типология, периодизация, классификация культуры, их объективные основания.
Изучение типологии — одна из наиболее сложных задач в области культурологии, значение которой сложно переоценить.
Давайте посмотрим на происхождение этого понятия, его этимологию. Слово "типология" имеет греческие корни (typos — форма, образец и logos — знание, учение), что вместе означает учение об образцах или о формах культуры.
Само слово "тип" в широком, общепринятом смысле означает совокупность наиболее общих, существенных признаков, характеризующих то или иное явление, или совокупность родственных, идентичных явлений. Например, можно говорить о типичных обстоятельствах, в ареале которых разворачиваются те или иные действия, о типе личности (например, эгоистической или альтруистической, коллективистской или индивидуалистической). В контексте культуры понятие типа означает совокупность наиболее общих свойств, признаков, определяющих место той или иной культуры в мировом культурологическом и цивилизационном процессе. Такие признаки в своей совокупности образуют объективные критерии, или основания типологии, периодизации и классификации культуры. При этом необходимо учитывать, что культура как чрезвычайно сложное общественное явление характеризуется, прежде всего, многогранностью, при которой каждая ее грань, каждая сторона и каждая форма приобретают свое место и играют присущую только им роль в системе общественных отношений, что дает возможность применить к характеристике культуры различные теоретические и методологические подходы и использовать различные критерии типологии.
Например, подход, основанный на исторических фактах, позволяет выделить уникальные исторические типы культур. Этногеографический подход раскрывает особенности культуры Востока и Запада, Севера и Юга, городской и сельской культуры. При использовании социального критерия для оценки культуры можно говорить о культуре различных классов, социальных групп, и раскрывать сущность таких понятий, как "народная культура", "аристократическая культура", "крестьянская культура", "пролетарская культура" и другие. Например, в средневековой культуре выделялась своим уникальным своеобразием так называемая куртуазная, рыцарская культура.
Этнический критерий раскрывает огромное разнообразие культурного развития более двух тысяч этносов, проживающих в современном мире. В настоящее время, когда наблюдается значительное увеличение миграционных процессов, можно говорить о особенностях культуры диаспоры, в которой основы собственной культуры иногда очень необычным образом переплетаются с элементами культуры народов, на территории которых проживает данная диаспора.
Индивидуальная личность может иметь культуру разума, включающую ясность, четкость, организованность, логическую обоснованность и непротиворечивость мыслей, способность преодолевать стереотипы мышления, готовность решать сложные практические и когнитивные задачи, делать эвристические открытия. Важна культура чувств, которая выражается в глубине эмоциональной насыщенности, способности контролировать свои эмоции и направлять их на созидание вместо разрушения. Культура воли также играет важную роль, включая решительность, настойчивость и целеустремленность в достижении целей. И самое главное, это цели, которые осмысленны, добры и моральны, и их реализация должна быть соответствующей.
Различают различные виды культуры в зависимости от общественного сознания: эстетическую, нравственную, художественную, политическую, правовую. На уровне общения людей обсуждают особенности культуры труда, быта, досуга, общения, управления и другие. Анализ материальных и духовных ценностей позволяет разграничить материальную и духовную культуру.
При изучении культуры необходимо уделить внимание ее всеобъемлющему, универсальному характеру. Все сферы жизни, виды человеческой деятельности, формы общения, общественное сознание и все, что создано людьми, подпадает под влияние культуры. Однако ценностно-нормативный характер культуры отличает ее от социума и общества.
Тем не менее, при изучении культуры важно учитывать, что ее универсальность не исключает уникальности и самобытности. Каждая нация вносит свой оригинальный вклад в общие культурные достижения человечества.
Очевидно, что тип культуры предполагает наличие теоретической модели, созданной разумом. Это идеализированная модель, которая выделяет общее и существенное в разнообразных культурных явлениях и социокультурных ситуациях. Таким образом, некоторые авторы рассматривают типологизацию культуры как метод ее исследования.
Идея типологизации непосредственно связана с классификацией и периодизацией культуры. Однако следует отметить, что смешивать эти понятия не допускается, хотя иногда они могут пересекаться. Например, можно охарактеризовать античность как уникальный тип культуры и одновременно как определенный период в истории человечества. Античность занимает своё место в классификации культур и цивилизаций. Однако, в отношении Древнего Египта и Месопотамии такого пересечения типологизации, периодизации и классификации не происходит, поскольку они не представляют общего типа ни по каким-либо критериям: экономическим, политическим, религиозным или эстетическим, относясь к древним восточным культурам и цивилизациям.
Важно отметить, что использование понятий "Запад" и "Восток" для периодизации культуры неэффективно из-за их неопределенности и нечетких временных рамок. Кроме того, в "восточной" культуре можно выделить индо-буддийский и даосистко-конфуцианский типы, основанные на религии. Также христианская культура имеет как западные, так и восточные аспекты, что усложняет идею противопоставления Запада и Востока.
Вторая фаза в периодизации культуры России
Вторая эпоха в истории культуры Руси и России началась с принятия христианства. Этот период, также известный как допетровский, охватывает время правления династии Рюриковичей с 9-го по 16-й век. В этот период русская культура и государственность начали формироваться и развиваться, а также произошло становление двух важных центров государства — Киева и Москвы. Именно они определили тенденции развития культуры, политики, экономики и государственности. Основная культурная ориентация этого периода — восточная, сильное влияние оказали Византийские стандарты и образцы искусства.
Основополагающее значение имеет религиозное искусство, которое сформировало художественное мышление и выразило национальный дух русской культурной традиции. Этот период в развитии русской культуры называется православным, и он сформировался под влиянием византийской культуры, развивавшейся в условиях христианства.
После крещения Руси в 988 году христианство стало официальной религией государства, что привело к активному развитию литературы, философии, языка, политики, архитектуры и образования.
Принятие христианства также привело к ряду реформ. В Руси начали появляться школы и библиотеки, оказавшие влияние на распространение грамотности среди населения.
Период татаро-монгольского нашествия в эпохе развития культуры и искусства
Монголо-татарское иго, протекавшее в 13-15 веках, оказало значительное влияние на культуру того времени. Оно было связано с двумя ключевыми периодами развития:
Первый период охватывает время с 1240 года по середину 14 века, характеризующееся общим упадком культуры во всех сферах жизни.
Второй период, включающий вторую половину 14 века, отмечен возрождением культуры, укреплением национального самосознания и восстановлением культурных традиций.
Первые годы монголо-татарского ига привели к культурному шоку и полному разрушению деревянного зодчества, которое так и не удалось полностью восстановить до наших дней.
Последствия завоевания и ремесленного зодчества оказались огромными: первоначальная цель перестала быть актуальной, а затем развитие пошло на спад на несколько десятилетий. То же самое произошло с такими видами прикладного искусства, как перегородчатая эмаль, чернь, резьба по камню и дереву, стеклоделие. Многие из них были заброшены, а некоторые техники вовсе утеряны.
Вопреки страшным последствиям, связанным с завоевателями, культура Руси претерпела трансформацию и начала развиваться в разных направлениях.
Борьба с завоевателями помогла русской культуре преодолеть трудности и заложить основы формирования русского национального самосознания. Это самосознание было направлено на освобождение и объединение.
ПЕРИОД ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ
История Древней Греции:
- Эпоха Великой Греции — V — IV века до нашей эры.
- Эллинистический период — конец IV — середина I века до нашей эры.
История Древнего Рима:
- Республиканский период — VI — середина I века до нашей эры.
- Эпоха империи — середина I века до нашей эры — V век нашей эры.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ВЕК
Эпоха Просвещения — период с 1689 по 1789 год. Романтизм процветал в конце XVIII и в 30-40-х годах XIX века. "Золотой век" русской культуры приходится на 30-90-е годы XIX века, а "Серебряный век" — на конец XIX — начало XX века. Модернизм (авангард) начинается в XX веке и продолжается до 30-х годов. Постмодернизм начался в 60-х годах XX века и продолжается до наших дней.
Представленный перечень культурно-исторических явлений показывает разнообразие и многообразие культурно-исторической периодизации. Здесь мы видим огромные временные промежутки, культурные эпохи, точно вписывающиеся в хронологические рамки, а также параллельное сосуществование эпох вне четких временных рамок. Это позволяет понять разнообразие мировой культуры, хотя, конечно, весьма поверхностно.