Педагогика неформального образования представляет собой область знаний и практики, ориентированную на обучение и развитие вне традиционных учебных заведений. Она включает разнообразные методы и формы взаимодействия, способствующие личностному росту и социальной адаптации, такие как тренинги, мастер-классы и проекты, которые позволяют участникам активно включаться в процесс обучения и обмена опытом.
Главная цель неформального образования заключается в создании условий для самовыражения и самореализации индивидов, а также в развитии навыков, необходимых для эффективного участия в социуме. Это направление способствует формированию критического мышления, креативности и умения работать в команде, что особенно важно в условиях быстро меняющегося мира.
Жить не по звонку: неформальная педагогика
В различных странах мира на протяжении многих десятилетий активно развиваются разнообразные формы неформального образования. Одним из таких направлений является Институт Неформального Образования, чьи принципы воплощаются в деятельности школы "Апельсин" в Санкт-Петербурге.
Жить не по звонку: неформальная педагогика
Возможно ли, чтобы ребенок полюбил школу? Многие скажут: "Конечно, да!", хотя в своем внутреннем мире могут подумать совсем обратное. Даже те, кто с ностальгией вспоминает свои школьные годы, могут рассказать о разных вещах — переменках, дружбе, прогулках по паркам, шутках над учителями, но редко обращают внимание на сам процесс обучения.
Действительно, нелегко поверить, что большинство детей на самом деле любят звук будильника в семь утра, крик учителя "замолчали-все-глаза-на-доску!" и жесткие деревянные стулья, на которых им приходится сидеть в позе чучела старательного ученика. Это не просто школа, а скорее каторжный офис, где тебе ещё и не платят.
Я работаю с детьми всего несколько лет, но уже успела собрать целый список нелепых доводов в пользу такого подхода к образованию, которые высказывают самые разные люди. "Да, учиться в школе трудно", — говорят представительные взрослые, — "но если ребёнок будет всё детство развлекаться, ему будет потом тяжело, ведь взрослым жить ещё сложнее". Может быть, в этой формуле "делать ребёнку плохо, чтобы потом ему было еще хуже" есть своя логика, но мне кажется страшным и странным представление, что именно для этого можно дать кому-то жизнь. "Ну и что, не всё в жизни развлекаться, знание многих неинтересных предметов необходимо", — ещё один нелепый аргумент. Даже если не учитывать, что это далеко не всегда правда, и многие знания совершенно не нужны в жизни, эта мысль не имеет оснований, потому что неинтересных предметов — не бывает, ведь любое знание, если его правильно применять и правильно получать, помогает человеку понять окружающий мир и себя самого, а что может быть интереснее для любого человека, чем он сам. А что касается того, почему ребёнку неинтересно на уроке — это уже совсем другой вопрос.
Многие родители возмущаются: "Но где же дисциплина?! Ведь если не привязывать ребенка к стулу". Везде слышно, будто бы, если бы Моцарта не заставляли, он бы не стал композитором. Откуда такая уверенность? Вы пробовали не заставлять Моцарта учиться и видели результат? Или: а они по-другому не понимают. А откуда такое презрение к детям?
Именно презрение.
Неуважение.
Мы относимся к младшим как к ненадежным, необязательным, недальновидным, которых надо железной рукой загнать. Вот и я не знаю, куда. "Ну хорошо, а что делать? Ведь мы живем в том мире, в котором живем, и все (м)учатся в таких вот школах," вздыхают взрослые. А вот и нет. Не все.
С начала прошлого века в различных странах мира активно развиваются разные направления неформального образования. В настоящее время они медленно, но непрерывно завоевывают образовательное пространство, такие как демократическое образование, либертарная педагогика, вальдорфские школы, «Саммерхилл» Александра Нила, «Зеленый дом» Франсуазы Дольто, индивидуальные программы и различные новые подходы. Одно из таких направлений неформальной педагогики представляет Институт Неформального Образования.
Этот подход основан на нескольких простых принципах. Первый из них — принцип субъектного взаимодействия. Важно учитывать, что не существует учеников и учителей в общем смысле этого слова, так как каждый человек разный и необходимо работать и общаться с каждым по-разному. Поддерживатели неформального образования считают, что основным двигателем обучения и полноценной жизни в целом является личный интерес участника.
Индивидуальный интерес напрямую связан с сознательным выбором. Люди имеют возможность выбирать, что, как, когда и с кем им заниматься, и каким образом они будут учиться, и зачем им это нужно. Основной метод обучения — это исследование, то есть активное и разностороннее взаимодействие с темой изучения. Новые знания не обязательно должны быть немедленно применимы в жизни. Люди гораздо больше ценят знания, когда они приходят к ним самостоятельно, а не просто перед ними ставят кучу книг, которые им нужно заучить.
Однако, когда речь идет о детях, я всегда придерживаюсь уважительного отношения к людям и принципов неформального образования. Некоторые художественные и театральные студии, курсы иностранных языков и социальных наук также основаны на аналогичных принципах. Хотя я встречала различные курсы для детей и взрослых, основанные на демократических и либертарных методах образования, настоящую, официальную НО-школу я увидела недавно впервые. Это школа "Апельсин" в Петербурге, входящая в проект Института Неформального Образования.
599744_497747060282878_53365586_n.jpg
Сразу создается впечатление, что я попала в дом успешной многодетной и многолетней семьи. С первых же минут школа воспринимается как дом (не "мы все — большая семья", как говорят на школьных собраниях директора, не зная учеников по именам, а действительно — семья, просто не ограниченная мамой-папой, вовсе — неограниченная).
166085_390718907652361_540323253_n.jpg
Один из моих первых вопросов был — участвуют ли ученики в организации учебного процесса? Это очень важно, поскольку принцип личной заинтересованности и свободного выбора должен найти свое отражение в возможности изменять пространство. "Вопрос не совсем корректный, — говорит основатель Института Неформального Образования и "Апельсина" Дима Зицер (именно так — в школе все на "ты"), — мы вообще не очень разделяем участников школы по различным признакам — размеру, национальности, возрасту и тому подобное".
На изображении 1240071_571149676275949_1481310587_n.jpg показаны ученики и учителя, которые активно участвуют в образовательном процессе. Они не просто подчиняются ему, а влияют на его формирование. На школьном уровне они сами выбирают, где находиться, с кем обедать и как учиться.
Даже в методологическом плане процесс построен таким образом, что участники имеют возможность выбирать большую часть своих предметов. Около 70% образовательной программы школы "Апельсин" зависит от выбора учеников. Они сами определяют, чем заниматься, что позволяет им активно участвовать в формировании образовательного процесса.
Старшие дети постепенно берут на себя весь процесс обучения и помогают младшим. "Мы осознаем, что если утром малышей встречает, к примеру, восьмилетняя девочка, ее успех будет выше, чем у человека в 40 лет. Было бы глупо и цинично не использовать этот момент".
164813_146270688763852_446794_n.jpg
Ученики и учителя сами создали библиотеку. Встретившись 1 сентября, они обсудили и через неделю библиотека была готова. Кстати, библиотека не просто помещение, а урок. "У нас нет отдельного предмета "чтение" в том виде, в котором его преподают в школах. Потому что есть фантазия, что чтение может быть интересным, а предмет "чтение" убивает этот интерес".
В скором времени в нашей школе запустят внутреннее радио, которое будет использоваться детьми для организации учебного процесса. "Так ведь дети будут работать на радио?" "А кто еще? Не я же!"
259802_541439872580263_489746055_n.jpg
Важно учитывать влияние родителей на процесс обучения, поскольку их взаимодействие с учебным заведением простирается далеко за рамки школьной жизни. Например, если в школе обеденное время устроено по принципу шведского стола, где ребенок выбирает, что и с кем ему есть, а дома его заставляют есть определенное блюдо прямо сейчас, это может негативно сказаться на его психике. Группы в классах ограничены двенадцатью человеками, и учитель имеет возможность общаться с каждым родителем. Регулярно проводятся семейные семинары, где родители и учителя обсуждают особенности воспитания и обучения детей. Основное требование к родителям заключается в осознанности и желании развиваться вместе с ребенком.
8581_500453833345534_398821304_n.jpg
В структуре учебного заведения «Апельсин» включены все традиционные учебные дисциплины, которые преподаются в других школах. Педагоги уделяют особое внимание развитию у детей межпредметной заинтересованности, которая имеет высокую ценность в современной науке. Дима высказывает свое мнение: «Если бы я мог выбирать, я бы вообще отказался от разделения образовательного процесса на отдельные дисциплины, ведь ни один «предмет» не существует изолированно от других и касается различных областей знания, не прямо связанных с ним. Однако я не имею абсолютной власти, и поскольку мы действуем в рамках существующей образовательной системы и подчиняемся общим стандартам, у нас есть учебные предметы, и наши ученики владеют математикой не хуже своих сверстников из других школ. Но наше преподавание основано на других принципах».
Человек может жить полноценной жизнью, не прибегая к математике, и наслаждаться жизнью в полной мере. Однако вводить обман в процесс — неправильно, неэтично и, главное, утомительно. Важно понять, что математика является частью философии, объясняет мир вокруг нас и помогает нам частично понять себя. Вот в этом и заключается основная задача.
Это сложно, но очень увлекательно". Кроме того, в "Апельсине" с самого детства детей обучают множеству дополнительных предметов: игра на флейте, изучение английского и французского языков, физика, история, анатомия, логика, география, рисование и другие "художественные" дисциплины, йога, фитнес.
Подбор этих учебных предметов не случаен, так как они помогают человеку понять самого себя и мир вокруг. Физика, которая основана на наглядности, считается создателями школы не менее важной и интересной для маленьких детей, чем абстрактная математика. Она становится одним из любимых предметов у детей.
В самом начале своего обучения учитель физики попросил учеников найти дома разные предметы, о которых им было бы интересно узнать или рассказать. На следующий день дети принесли лампочку, водопроводный кран и телевизор. Таким образом, была составлена годовая программа. К концу года дети уже знали о волнах, отражении света и пикселях.
545521_433688150022103_1562233613_n.jpg
Методика преподавания истории строится на принципе контекста, а не хронологии. Интерес к каждой теме в истории возникает из желания понять и объяснить определенное явление в современной жизни, и этот интерес распространяется на другие темы. При необходимости знания можно разделить по эпохам.
Бросается в глаза, что участники образовательного процесса — я не могу назвать их иначе — редко используют слова-категории "ребенок/взрослый", "ученик/учитель", "старший/младший", не говоря уже о "слушаться" и "воспитывать". Привычное разделение социальных ролей в школе отменено.
К примеру, имеется такой «пост» – друг. Это молодые люди, которые приходят каждый день и дружат с детьми. Они не следят за порядком и безопасностью, не воспитывают и не устанавливают моральные ориентиры – они просто дружат. Это необходимо для того, чтобы дети чувствовали себя удобно, чтобы их мир не был жестко разделен на «маленьких» и «больших», а был разнообразным и гибким.
Также существует еще одна социальная роль – бабушка. Человек, который любит тебя просто так, а не за что-то.
Информальное образование
Определение 2
Информальное образование представляет собой процесс самостоятельного обучения, познания и совершенствования учебных навыков и знаний путем общения, чтения, досуговой деятельности и воздействия различных факторов окружающей среды.
Информальное образование, по сути, не имеет явной цели. Оно происходит спонтанно, когда человек занимается другими видами деятельности и часто даже не осознает, что учится.
Информальное образование охватывает чтение литературы, просмотр медийных продуктов, изучение различных информационных ресурсов, посещение культурных мест, участие в познавательных играх, путешествиях, участие в симпозиумах, общение с людьми, походы в театры и кино, вебинары и участие в мастер-классах и т.д.
Характеристики информального образования включают в себя следующее:
- Образование получается через воздействие окружающей среды;
- Не входит ни в категорию формального, ни в категорию неформального обучения;
- Представляет собой ежедневный опыт, получаемый в повседневной жизни;
Альтернативное образование способствует развитию не только учащегося, но и педагога. Оно затрагивает все аспекты жизни, проникая в них и оказывая позитивное воздействие на степень открытости каждого человека к обучению, саморазвитию и самосовершенствованию.
Перспективы развития неформального и информального образования
Информальное образование начало развиваться на территории России еще давно. Разнообразные его формы существовали, хоть и неофициально, еще во времена Советского Союза, а другие начали возникать после принятия закона "Об образовании" в 1992 году.
После принятия этого закона и реформирования образовательной системы РФ начали активно обсуждаться идеи о необходимости внедрения неформальных образовательных программ с целью устранения недостатков традиционной образовательной системы и преодоления противоречий, существующих в современной формальной системе образования.
В настоящее время неформальное образование активно внедряется в практику образовательной системы России. Оно находит свое место в системе дополнительного образования не только на федеральном уровне, но и в региональных образовательных системах.
Современный этап общественного развития и информатизация требуют отказа от формализации образования, которое рассматривает учащихся как объекты педагогического воздействия и будущие ресурсы социально-экономической сферы общества.
Неформальное образование нуждается в активном развитии и распространении по всем регионам страны. Для этого необходимо:
- Поощрять и поддерживать реорганизацию формальных образовательных направлений в неформальные;
- Создавать в образовательных учреждениях интегрированное обучение, основанное на применении как формальных, так и неформальных методов.
- Использование потенциала дополнительного образования для развития неформального образования.
С развитием информального образования началось его активное развитие и законное признание с принятием новой образовательной программы на 2009 – 2011 года. В этой программе информальное образование определялось как деятельность граждан по самообразованию с использованием культурно-образовательной сферы.
На сегодняшний день применение информального образования считается наиболее актуальным для педагогов. Они выступают проводниками учащихся в мир знаний, помогают им в мотивации, развитии, формировании стремления к непрерывному самообучению и саморазвитию. В связи с этим, педагогам необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство, повышать уровень своих знаний и навыков. Это особенно важно в условиях быстро меняющегося современного общества.
Участие в проектах и экспериментах играет важную роль в развитии неформального образования. Это выражается в следующем:
- Учащиеся могут представить результаты своей работы, высказать свое мнение и обосновать его, а также защитить свои выводы;
- Взаимодействие между учителем и учеником во время этой деятельности стимулирует сотворчество: они ищут и систематизируют информацию. Это способствует развитию инициативы ученика для участия в экспериментальной работе и предложения собственных проектов.
Развитие неформального и информального образования в регионах РФ должно способствовать:
- Активному развитию системы дополнительного образования в регионах, поскольку их потенциал будет использован для развития этих образовательных форм.
- Развитие учреждений культуры и спорта, а также других мест досуга: походы в музеи, библиотеки, театры, филармонии, занятия спортом.
- Повышение профессиональной квалификации учителей.
- Обеспечение непрерывности профессионального развития каждого человека.