Педагогический класс в школе ориентирован на подготовку будущих специалистов в области образования. Уроки в таком классе охватывают различные аспекты педагогической деятельности, включая психологию, методику преподавания и основы управления образовательным процессом.
Кроме теоретических знаний, особое внимание уделяется практическим занятиям, где учащиеся могут применять полученные знания, разрабатывать учебные планы и проводить уроки, что способствует формированию их профессиональных навыков.
Опыт организация деятельности педагогических классов
Гоголева, И. И. Новый взгляд на педагогические классы / И. И. Гоголева. — Текст : оригинальный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 17-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7503/ (дата обращения: 04.03.2024).
Данный материал посвящен актуальному опыту организации работы педагогических классов, внедренных в рамках краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК. Здесь рассматривается создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования. Автор предлагает интеграцию организационно-педагогических основ работы двух моделей педагогических классов. Выделение управленческих и общепедагогических рисков помогает раскрыть новые образовательные возможности работы с обучающими в педагогических классах.
Ключевые слова: педагогический класс, профессиональное становление, психолого-педагогическое сопровождение, предпрофильная подготовка и профильное обучение, модуль, педагогические риски.
В настоящее время большое значение имеют преподаватели с высокими профессиональными компетенциями. Новые программы ФГОС СПО, профессиональные стандарты показывают растущие требования к педагогам в условиях неопределенности и нестабильности, присущей современному миру.
Педагогическая профессия является многофункциональной и новые педагогические профессии востребованы на региональном рынке труда. Эти факторы подчеркивают необходимость своевременной ориентации в современной социокультурной среде при выборе профессионального пути в педагогической деятельности и ответственности за этот выбор. Поэтому профессиональное становление в области педагогики требует создания специальной образовательной среды, которая поможет не только сформировать представления обучающихся о будущей профессии, но и реализовать их потенциал в профессиональных испытаниях, разработать индивидуальный путь в своем профессиональном образовании. Современные педагогические классы могут выступать в качестве такой среды.
Наша статья направлена на изучение организационных аспектов функционирования педагогических классов, основанных на взаимодействии образовательных учреждений и профессиональной образовательной организации.
История педагогических классов берет начало в 1874 году, когда они функционировали в женских гимназиях и пансионах с целью подготовки домашних воспитательниц начальной школы. В последующие годы, в условиях нехватки педагогических кадров, педагогические классы начали готовить вожатых и воспитателей детских садов.
В 80-90-е годы существовало несколько типов педагогических классов, готовивших старшеклассников к профессиональной деятельности в сфере педагогики. Они предлагали различные формы обучения, такие как занятия по педагогике и психологии, сессии в период каникул и заочные занятия [7, 9]. Выпускники данных классов характеризовались высокой мотивацией к обучению, социальной и профессиональной активностью, а также стремлением к творческим педагогическим проектам и научно-исследовательской деятельности. В 2015 году была создана и реализована белорусская модель педагогической профилизации в школе [8].
Преподаватели колледжа (П.В. Ильин, Е.В. Плотникова, И.И. Гоголева) в течение 2018 года принимали участие в организации педагогических классов МБОУ СОШ №68 г. Хабаровска (руководитель Филатова С.В.) и МБОУ СОШ №9 г. Амурска (руководитель Силина О.Е.) в рамках краевой инновационной программы "Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования".
В современных условиях, педагогический класс представляет собой особую форму обучения, которая направлена на педагогическую культуру и профессии. Его цель заключается в создании образовательной среды для развития обучающихся. Основной задачей является психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся. В рамках педагогического класса ученики имеют возможность развивать свои навыки и способности, приобретать опыт работы в образовательной сфере и взаимодействия с другими учащимися и педагогами.
Учитывая, что профессиональное становление — это специально организованный и длительный процесс согласования личностных и социально-профессиональных потребностей, было проведено исследование двух моделей деятельности педагогических классов: пропедевтической и традиционной. Обе модели были протестированы во внеурочное время в процессе подготовки к профессиональному обучению (гуманитарный профиль).
В процессе предпрофильной подготовки была внедрена педагогическая модель для учащихся 8-9 классов МБОУ СОШ №68 г. Хабаровска. Она включала изучение пяти модулей: "Я и мир профессий", "Я и информационный мир", "Мой мир", "Мой проект", "Мои пробы". Названия модулей отражают ориентацию на потребности и возможности подростков. Цели каждого модуля направлены на формирование "мягких" компетенций учащихся, таких как цифровые навыки, командная коммуникация, креативность, эмоциональный интеллект, управление временем и другие. Модуль "Мой проект" направлен на подготовку учащихся к выполнению индивидуального проекта в области педагогики и профориентации.
Направленные на изучение основ психологических и педагогических знаний, модули «Человек познающий» и «Я в педагогической профессии» не повторяют содержание учебных предметов «Психология» и «Педагогика» в педагогических специальностях СПО.
Модули содержат кейсы, которые демонстрируют успешные методы работы педагогов на реальных примерах. Анализируя кейсы, учащиеся развивают свою наблюдательность и внимание. Для преподавателей, ведущих эти модули, важно грамотно подбирать информацию для кейсов, чтобы адаптировать ее к пониманию учащихся и быть максимально интересной для них. Формирование профессиональных знаний, умений и навыков служит дополнительной цели, помогая выявить индивидуальные способности и развить мягкие навыки учащихся, а также познакомить их с современными педагогическими профессиями. Это всего лишь фон для взаимодействия педагогов и учащихся.
Преподаватели колледжа делятся своим опытом работы с педагогическими классами в публикациях и вебинарах [2-5]. Учитывая различия в этих моделях педагогических классов, следует отметить их общие черты в организации учебного процесса.
Модульный принцип построения программы педагогических классов позволяет гибко адаптировать учебный процесс под интересы и способности студентов, увеличивая гибкость и разнообразие содержания в соответствии с запросами родителей и школы. Этот принцип также позволяет организовать нелинейную последовательность изучения модулей, при этом продолжительность обучения и количество часов устанавливаются индивидуально для каждого модуля с учетом запросов. Например, в рамках пропедевтической модели педагогических классов был включен модуль "Мой проект" по запросу школы.
Разнообразие методов обучения: интерактивное обучение, обсуждения, проектный метод, когнитивно-рефлексивная работа с учебной информацией (тесты, синквейны, работа с цитатами, научно-популярные статьи), игры и профессионально-ориентированные игры, просмотр и обсуждение фильмов («Чудо/Wonder, 2017»,»Лев/Lion, 2016», «Держи ритм/Take the Lead, 2006», и другие), просмотр всероссийских онлайн-уроков «ПроеКТОриЯ» и другие. Основой этих методов являются: диалог в общении, отношения и творческий поиск. Применение этих методов обучения совместно с методами коучинга и фасилитации способствует активной работе обучающихся в выборе педагогических профессий и создает положительное эмоциональное отношение к ним.
Использование онлайн-обучения через платформы Moodle, Zoom и другие было представлено на педагогической сессии в апреле 2021 года. Лекции под названиями "Педагогические профессии: вчера, сегодня, завтра" и "Цифровой педагог" были проведены в формате видеоконференции Zoom с участием обучающихся педагогического класса г. Амурска. Также было проведено интервью в прямом эфире со студентами колледжа на тему "Становление педагога: от идеи к опыту".
Необходимость включения модуля "Профпробы" как средства моделирования элементов педагогической профессии, которые раскрывают ее технологический процесс в конкретном социальном контексте, является обязательной. При проведении воспитательных мероприятий для младших школьников, таких как "Научный экспериментариум", "Новый год по-новому" и спектакль для детского сада, студенты педагогических классов пробовали на себе социально-профессиональные роли педагога, затем анализировали свои результаты, ощущения и эмоции [1].
Работа с педагогическими классами позволяет выявить педагогические риски, для разрешения которых требуются гибкие подходы. Под рисками понимается возможность потерь и получение неожиданных результатов, их наиболее значимые аспекты стоит отметить.
Одним из важных рисков работы с учащимися в педагогических классах является несоответствие ожидаемым результатам (личностным, метапредметным и предметным), установленным в модульных программах. В процессе разработки учебных программ необходимо добиться согласования не только планируемых результатов, установленных в рамках внеурочной деятельности по ФГОС основного и среднего общего образования, но и "мягких" (soft) и "жестких" (hard) компетенций педагогического образования.
Работа педагогических классов строится с учетом взаимодействия учащихся и их родителей, педагогов и членов администрации образовательных учреждений, а также социальных партнеров. Согласованность ценностно-смысловых и содержательно-организационных аспектов работы педагогических классов обеспечивает накопительный эффект педагогизации образовательной среды.
Отсутствие нормативно-правового обеспечения работы педагогических классов на всех уровнях (федеральный, региональный и локальный) может представлять собой риск для организации. Нормативно-правовое обеспечение регламентирует различные аспекты функционирования педагогических классов, возможности новых форм работы и появление новых идей. Поэтому важно согласование управленческих процедур, определение конкретных форм организации, ролевых предписаний, мониторинга качества процесса и т.д.
Наконец, стоит отметить, что в современной среде организация учебного процесса в педагогическом классе является фундаментом для профессионального развития учащихся. В рамках педагогического класса создаются возможности для осознания собственных способностей, проверки себя в профессиональных испытаниях, а также для нового взгляда на педагогическую реальность. Это ещё раз подчёркивает важность постоянного поиска оптимальных и эффективных методов и форм организации учебного процесса в педагогических классах.
- Блинов, В. И. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков. / В.И. Блинов, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. – №4. – С.14-17.
- Гоголева, И.И. Реализация модели наставничества «студент – ученик(и)» в процессе подготовки студентов педагогического колледжа / И.И. Гоголева // Среднее профессиональное образование. –2021 – № 3. – С. 3.
- Гоголева, И.И. Социально-образовательный проект «Путь в профессию педагога» как форма сетевого взаимодействия / И.И. Гоголева, Е.В. Плотникова // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 4. – С. 21.
- Вебинар «ЯКласс в СПО. Практика педколледжей и профориентация» – URL: https://www.yaklass.ru/webinars/old/Praktika-pedkolledzhej
- Митросенко, С.В. Педагогические классы: история и современность / С.В. Митросенко, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова – Текст: непосредственный // NEWS OF SCIENCE AND EDUCATION. – 2017. – Т.4. – №4. – С.3-7.
- Педагогические классы. Профильные классы. – Текст: электронный – URL: https://pedklassy.bspu.by/
- Ревякина, В.И. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего / В.И. Ревякина, К.Е. Осетрин // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 5 (158). – С. 244-247.
Гоголева, И.И. Форматы реализации социально-образовательного проекта «Путь в профессию педагога» / И.И. Гоголева, Е.В. Плотникова // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 11. – С. 8.
Зачем нужны педагогические классы?
Появление таких классов обусловлено ситуацией на рынке труда и социальными запросами. Естественно, проблема недостатка учителей была актуальной всегда, но в настоящее время численные показатели становятся по-настоящему огромными: в трети школ отсутствуют учителя физики, географии, биологии, информатики, химии и черчения. В то же время, количество студентов, поступающих в педагогические вузы, растет ежегодно. Однако выпускники почему-то не идут работать в школы.
В частичной степени это можно объяснить высокой загруженностью и низкой оплатой труда, но некоторые студенты уходят из профессии просто потому, что осознают, что выбрали неправильное направление и оказались не на своем месте. Это легко понять: ведь современные образовательные программы слишком далеки от реальной жизни.
Такие специализированные классы помогают подросткам понять, каким на самом деле является профессия учителя и опробовать себя в этой роли.
На практике подтверждается тот факт, что некоторые выпускники Бугровского ЦО №2 выражают желание вернуться в свою школу после учебы в вузе, но уже в качестве преподавателей иностранного языка, психологов или педагогов дополнительного образования. Это также предоставляет отличную возможность привлечь учителей в районные школы. Возвращаться в коллектив, где тебя уже знают, и даже к ученикам, которым ты преподавал уроки или занимался физкультурой пять лет назад, всегда приятно.
Игры, танцы и проекты: чем занимаются в школе будущие учителя?
Поскольку этот класс отличается от обычного, программа обучения в нем не состоит только из стандартных предметов, таких как русский язык, математика и обществознание. Конечно, ученики также изучают эти предметы, но помимо этого постоянно присутствуют лекции по выбранной профессии. Преподавать эти лекции не просто школьные учителя, а люди, которые уже имеют опыт работы в этой сфере: кураторы, преподаватели, лучшие выпускники РГПУ им. А.И.Герцена, опытные учителя и молодые педагоги. Иногда ученики сами участвуют в мероприятиях университета, педагогических форумах и фестивалях.
Радость детей от взаимодействия со старшеклассниками весьма заметна, так как они общаются с пониманием и интересом друг к другу. Поэтому опыт взаимодействия старших и младших школьников приносит значительные результаты.
Анна Анатольевна Панкрева, руководитель МОБУ "СОШ "Бугровский центр образования № 2".
Ученицы из 10А класса проводят занятие, посвященное году учителя и наставника.
Девчонки из Бугровского Центра образования поступили в этот класс после 8-го класса. Тогда немногие задумывались о своем будущем профессиональном пути. Однако им было известно лишь одно: они хотели развиваться в гуманитарном смысле — уметь общаться, убеждать и понимать других людей. Для этого еще до начала 8-го класса они посещали различные кружки и факультативы, развивая свое ораторское искусство, эмпатию, навыки социальной адаптации и работы в команде.
Однако спустя два года кто-то убедился, что его призвание — быть учителем, в то время как кто-то решил идти в другом направлении. Все же профессиональный класс оказался полезным как для тех, так и для других. По мнению Анны Анатольевны: "Навыки, полученные в течение многих лет в психолого-педагогическом классе, будут полезны ребятам во многих профессиях, связанных с общением и прямым взаимодействием с людьми. Это могут быть профессии педагога, тьютора, психолога, врача, юриста, дипломата, политика, журналиста, социального или культурного работника, переводчика и многие другие".
Программа курса внеурочной деятельности "Педкласс" для 10-11 класса
Реализация деятельности в рамках программы "Педагогический класс" в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее по тексту – МБОУ СОШ № 19) направлена на подготовку педагогических кадров и проведение предпрофессиональных стажировок в области образования на уровне среднего общего образования.
Программа "Педагогический класс" способствует привлечению внимания старшеклассников к педагогическим профессиям, что в свою очередь поможет устранить нехватку кадров на рынке труда и повлияет на решение молодежи остаться жить в своем родном городе.
Программа передпрофессиональных практик будет осуществляться модульно по выбранным направлениям, которые выбирают ученики для поступления в учебные заведения профессионального образования (учителя начальных классов, учителя физики и информатики, учителя иностранного языка, педагога-организатора и т. д.)
Основная цель программы – формирование концепции Я и мировоззрения учащихся; развитие навыков установления новых способов взаимодействия с взрослым миром; предоставление первоначальных теоретических знаний о педагогике и психологии; содействие формированию универсальных коммуникативных навыков через разнообразные виды деятельности; развитие цифровых навыков школьников. Учебный процесс построен на сотрудничестве и проблемно-диалогическом обучении. Ученики знакомятся с возможными направлениями будущей профессиональной деятельности.
Учебная программа "Педагогический класс" рассчитана на два учебных года (162 часа).
Основные цели:
— Формирование у учащихся целенаправленной профессионально-педагогической ориентации;
— Поддержание интереса к педагогической деятельности;
— Подготовка к осознанному выбору педагогической профессии.
Ожидаемые результаты:
Личностные характеристики участников программы:
— Формирование нравственной позиции, включая способность к сознательному выбору добра и осознание общечеловеческих ценностей;
— Развитие навыков сотрудничества с разными возрастными группами и в различных видах деятельности, включая образовательные, общественные и проектные.
Взгляды, соответствующие современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
Уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
Осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
Подготовленность учащихся к профессиональному труду как возможность участия в решении личных, общественных, государственных и национальных проблем;
Понимание необходимости труда, уважение к нему и к людям, их трудовым достижениям, а также ответственное и творческое отношение к различным видам трудовой деятельности;
Готовность к самообслуживанию, включая выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии достижения цели;
Оценка возможных последствий достижения цели в деятельности и своей жизни, основанная на принципах этики и морали;
Поставить и определить свои собственные цели в учебной деятельности и в жизненных ситуациях;
Оценивать ресурсы, включая время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
Сравнивать полученный результат деятельности с заранее поставленной целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
Анализировать и толковать информацию с различных точек зрения, выявлять и устранять противоречия в источниках информации;
Использовать различные модели и схемы для отображения важных связей и отношений, а также противоречий, обнаруженных в информационных источниках;
Находить и представлять аргументы по поводу действий и мнений других людей; спокойно и разумно относиться к критике своих суждений, рассматривая ее как инструмент собственного развития;
Выходить за пределы учебной программы и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого применения методов и способов действия;
Составлять индивидуальный учебный план, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
Умения в деловой коммуникации:
Грамотно общаться с коллегами и руководством внутри и вне учебного заведения, выбирать партнеров для совместной работы на основе эффективного взаимодействия, а не личных предпочтений;
Умение работать в группе в различных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
Координация и выполнение работы в условиях реального и виртуального взаимодействия;
Четко, логично и адекватно выражать свою точку зрения с использованием устного и письменного языка.
Умение определить конфликтные ситуации и предотвратить конфликты до их развития, умение установить деловую и учебную коммуникацию, избегая субъективных оценок.
Программа содержания
10 класс (134 часа)
Модуль 1. Мотивационный (10 часов)
Введение. Современные требования рынка труда к специалисту. Образование в настоящее время. Личностные качества преподавателя. Обсуждение и дискуссия образов учителей в фильмах «Завтра была война», «Уроки французского», «Доживем до понедельника»; деловая игра основанная на личных воспоминаниях учителей. Эссе «Идеальный учитель»
Мотивация выбора профессии. Интересы и наклонности при выборе профессии. Общие и специальные способности. Способности к практическим видам деятельности.
Разнообразие педагогических профессий: учитель, воспитатель, логопед, психолог, методист, тренер. Педагог-организатор, учитель дополнительного образования, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, профориентолог, тьютор и многие другие.
Анализ профессиональных наклонностей. Использование образовательных платформ, таких как "Профориентир", для проведения тестирования и опросов с целью выявления профессиональных предпочтений. Консультация с психологом на основе результатов профессиональной диагностики.
Изображение "Себя". Профессиональные перспективы. Сессия "Где я буду через 20 лет".
Модуль 2. Психологический (9 часов)
Психология как наука. Темперамент, характер, способности. Основы целеполагания. Мотивация в деятельности.
Специфика возрастных особенностей школьников. Управление поведением и деятельностью. Роль в коллективе. Психология небольших групп. Характеристики межличностного общения.
Правила успешной коммуникации.
Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций в школьной среде.
Модуль 3. Взаимодействие в образовательном процессе (7 часов)
Этические принципы педагогики, области ответственности учителя (педагога) – вовлечение каждого ученика в учебный процесс, обеспечение индивидуальной и совместной работы, эмоциональной безопасности и обеспечение безопасности жизни и здоровья детей. Решение педагогических задач, содержащих примеры нарушения профессиональной этики. Анализ принятых решений.
Профессиональная педагогическая позиция. Решение конкретных задач в процессе обучения.
Возможности открытых уроков уникальных педагогов школы. Анализ возможностей полученного опыта
Раздел 4. Практический (102 часа) 1
Этапы развития социально-культурной и досуговой деятельности (СКД) в истории. Технологии создания сценариев и режиссуры. Программы культурного досуга. Энциклопедия культурно-творческой деятельности. Методы организации праздничных мероприятий.
Подготовка вожатых.
Искусство организации.
Обучение «Вожатый + и ++».
Работа летом в дневных и загородных лагерях.
11 класс (34 часа)
Раздел 5. Путь к профессии (6 часов)
Различные способы получения профессионального образования.
Знакомство с учреждениями высшего и среднего профессионального педагогического образования. Посещение учебных заведений профессионального образования.
Круглый стол «Выбираем свой путь».
Раздел 6. Педагогические методы организации образовательной работы (6 часов).
Применение игровых методов — различные игры, их цели и задачи. Квесты, экскурсии, малые формы и т.д. Цифровые технологии. Проектные методы. Социальное проектирование.
Мастер-классы для учителей.
Раздел 7. Исследовательский (7 часов)
Методы исследования. Определение исследовательских и социальных проблем. Проведение исследования. Презентация результатов исследования.
Раздел 8. Проектный (12 часов)
Различные виды проектов. Требования к проектной работе. Этапы работы над проектом.
В рамках реализации программы внеурочной деятельности "Образовываясь, развиваюсь" и "Если не я, то кто же", в МБОУ СОШ № 19 проводится разработка проекта занятий (урока, мероприятия, КТД, образовательных событий). Также планируется предзащита проекта в форме деловой игры "Оптимисты-пессимисты".
Планируется проведение уроков, занятий, образовательных событий для реализации проектных идей.
После проведения мероприятий будет проведен анализ, а также составлен сборник сценариев и разработок.
Модуль 9 "Рефлексивный" будет включать в себя проведение мониторинга профессиональной готовности, а также творческий проект "Моя будущая профессия", включающий в себя презентацию профессии и составление развернутой профессиограммы.
Также планируется календарно-тематическое планирование в разделах и темах с указанием количества часов.
№2
Получение опыта в сфере социальных профессий
Выполнение исследовательских и проектных работ.
Улучшение умения эффективно общаться.
Развитие навыков взаимодействия с различными городскими институтами социальной сферы.
№6
Приготовление основы для будущих действий в сфере образования, педагогической и социально-ориентированной деятельности.
Образование – это ключевой элемент каждого государства. Качество образовательной системы определяет, какие специалисты будут доступны в различных областях, и, следовательно, будет ли решены текущие проблемы, существующие в этих областях, а также будет ли предотвращено возникновение новых. И что такое образовательная система?
Основным элементом являются люди, составляющие эту среду. Поэтому важно, чтобы учителя, отвечающие за формирование будущих специалистов, были истинными педагогами. Для выявления призвания важно поместить человека в подходящую среду как можно раньше, чтобы развить его способности. Педагогические классы создают прекрасные условия для этого.
Одной из основных целей обучения студентов 9-го класса дисциплине "Технология (Введение в специальности колледжа)" и блоку "Педагогическая мастерская" (развивающий школьный компонент) является поддержание интереса к педагогической профессии и формирование осознанного выбора будущей педагогической специальности. Для помощи учащимся в выборе профиля обучения в колледже проводятся встречи с администрацией, преподавателями, студентами всех отделений колледжа и его выпускниками.
Эти встречи имеют неформальный характер, на них ученикам доступно объясняют специфику специальностей колледжа через различные формы взаимодействия (беседы, презентации, игры). За первые два месяца обучения уже состоялись встречи с директором колледжа Т.Сергеевой, заместителями директора по учебно-воспитательной работе О.Егоровой и по безопасности В.Смирновым, а также с заведующими отделениями по всем 4 специальностям. Эти встречи вызвали большой интерес учеников, они активно задавали вопросы и высказывали свои впечатления о колледже.
На занятиях мы изучаем историю появления педагогической профессии, ее значение в обществе, воспитательные системы прошлого и настоящего, а также современную образовательную стратегию и систему Российской Федерации. Мы также анализируем личностные и профессиональные качества педагога на примере жизни и деятельности классиков педагогики, стараясь делать это доступным и интересным для учеников.
Например, мы изучали особенности Царскосельского Лицея в контексте развития А.С.Пушкина, а также анализировали образ учителя в кино и литературе и писали эссе по этой теме. Вместе с членами студенческого научного общества и его председателем Е.Стеценко мы посетили Фестиваль науки в МГУ им. М.В.Ломоносова.
Ученики изучили историю университета, посетили выставочные стенды, участвовали в интерактивных занятиях. Я считаю, что такие мероприятия способствуют формированию у учащихся уважения к ученым и преподавателям. К 95-летию В.А.Сухомлинского мы провели занятие из цикла "Педагогическая гостиная", посмотрели документальный фильм и познакомились с книгами.
Использование подобных методов направлено на воспитание нравственных качеств учащихся и развитие интереса к специальной педагогической литературе. Наша цель — не разочаровать учеников. В будущем мы планируем проводить тематические занятия, развивающие творчество и инициативу учащихся, организовывать экскурсии, расширяющие их кругозор, и создавать условия для саморазвития учащихся. М.ПУСТОВИТ, преподаватель педагогики
Скопируйте ссылку
Поставьте оценку:
Читайте «УГ» в других источниках:
Тимофей Весновей: что нужно сделать 5 марта, чтобы деньги не прошли мимо, народные приметы
Дисциплина в отношениях с родителями: как найти баланс
Комментарии
Прекратить отвечать
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Регистрация доступна через социальные сети ВКонтакте и Одноклассники.
Выбор читателей
Почему важно обучение в педагогических классах
Современный учитель должен быть источником вдохновения, стимулятором и проводником в мире достижений. Фото: агентство "Москва"
Согласно заявлению министра образования Сергея Кравцова, к 2024 году в российских школах будет открыто 5 тыс. профильных педагогических классов. Также Министерство образования, ссылаясь на исследование НИУ "Высшая школа экономики", сообщило, что за последние два года число поступающих по направлению "Образование и педагогические науки" увеличилось почти на 10 тыс. человек.
Надо отметить, что уже была попытка создать педагогические классы. В 90-е годы XX века они начали работу, но как-то потухли.
Елена Казакова, член-корреспондент РАО и директор Института педагогики СПбГУ, выступила на лекции в Российской академии образования, где поделилась своими наблюдениями о критериях выбора учеников для обучения в педагогических классах. Она отметила, что студенты, выбирающие биологию, часто проявляют любовь к природе, а те, кто увлекается математикой, предпочитают математические классы. Но какие качества должны отличать будущих педагогов?
По мнению Казаковой, любовь к детям не является единственным основанием для поступления в педагогические вузы, так как большинство взрослых так или иначе любят детей. Также она поставила вопрос о существовании педагогической одаренности, ее проявлении и выявлении у подростков, желающих стать учителями в будущем.
Существуют вопросы, на которые не так-то просто ответить, но именно они помогают понять, зачем человеку идти в педагогические классы.
Елена Казакова приводит интересный случай. В одной из школ, где она когда-то работала, был учитель, который сам не умел нырять, но заявлял, что научит детей этому. Просто потому, что знал инструкцию. И он смог научить детей нырять. Этот пример показывает, что сама Елена Казакова получила образование математика.
И до того, как поступить в Санкт-Петербургский государственный университет, она преподавала математику в обычной школе.
К тому же, она преподавала старшим классам, так как, по ее словам, у нее "нет эмпатии" к ученикам младших классов. Она не может понять их трудности и помочь им. Но со старшими классами все идет гораздо лучше.
В наше непростое время, когда мы не можем планировать нашу жизнь даже на неделю вперед, важно развивать способность к самообучению. Елена Казакова считает, что учитель должен любить учиться. Он должен наслаждаться процессом самопознания. Если учитель наслаждается этим процессом, то он сможет поделиться этим мастерством с учениками и вдохновить их. Радость открытия – это важное качество современного учителя, подчеркивает Казакова.
Кстати, опросы ФОМ показывают, что почти 40% представителей поколения «Z» мечтают создать свое собственное революционное изобретение, которое изменит нашу жизнь. Понятно, что для таких детей учитель-ментор – это путь в никуда. Современный школьный педагог должен быть вдохновителем, мотиватором, проводником в мир свершений и ценностей.
Необходимо понимать не только психологию развития ребенка на конкретном этапе, его познавательные интересы или работу мыслительных процессов. Также надо освоить школьную документацию. И это, следует отметить, нужно полюбить делать.
Ученая провела опрос с учителями на тему: «Любите ли вы учиться?» и попыталась заменить этот вопрос на: «Любите ли вы учить?» и получила ответ, что у учителей нет свободного времени на это: «О чем вы говорите!»
Важно отметить, что Елена Казакова выделила текущие тенденции в образовании, которые будут помогать учителям в их работе. Первая из них — это концепция коллективности. На протяжении долгого времени уделялось внимание индивидуализму, что было справедливо. Однако важно понимать, что каждый человек развивается в обществе. Идея коллективности также связана с понятием ответственности.
Второй важный аспект — актуальность добровольной помощи другим, или волонтерства.
И наконец, третий момент касается деятельностного подхода в образовании, который способствует развитию личности. Это процесс, направленный на формирование сознания и личности в целом. Личность выступает как активный творческий элемент, который взаимодействуя с миром, учится себя строить.
В процессе своей деятельности человек раскрывает себя, достигает саморазвития и самоактуализации личности. Этому учат в педагогических классах.
«Новый педагогический класс» как субъект и драйвер развития воспитательной системы школы
Ирина Боброва – кандидат экономических наук, занимающая должность директора в городской школе №1575 в Москве.
«При воспитании необходимо видеть в детях не просто будущих чиновников, поэтов или ремесленников, а в первую очередь – людей, способных стать тем или иным, но всегда оставаясь людьми» – так высказывался В.Г. Белинский.
«В мире существует две сложные вещи – воспитание и управление» – утверждал И. Кант.
С началом реализации городского проекта «Интеграция различных уровней образования для достижения высоких результатов» Школа №1575, которая была основана в 2006 году как многопрофильный лицей с основной направленностью в области естественно-научных дисциплин, приняла участие в проектах «Инженерный класс в московской школе» и «Академический класс в московской школе». А также с сентября 2020 года был открыт класс по информационным технологиям.
В тоже время понимание присутствует, что обучающиеся и их родители нуждаются в социально-гуманитарном образовании. Школа активно работает над созданием условий для развития социальной активности учащихся и формирования базовых ценностей российского общества. Становится все более актуальной необходимость открытия предпрофессионального класса с образовательной программой, соответствующей запросам детей и их родителей в области социально-гуманитарного образования и формирования необходимых компетенций для осознанного выбора современных профессий в социальной и образовательной сферах.
При открытии педагогического класса, мы сознавали, что он может и должен стать не только двигателем развития учащихся, но и субъектом воспитательной системы школы и оказывать влияние на ее развитие, что особенно важно в свете принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".
Образовательная программа в нашей Школе построена так, что она решает эту двойную задачу.
- Изучение гуманитарных предметов на профильном уровне (русский язык, английский язык, обществознание, история, право, экономика, финансовая грамотность),
- курсы на выбор («Психология и человек», «Риторика»),
- профильное дополнительное образование («Журналистика. Медиацентр «Юный журналист», «Радиожурналистика», «Риторика», «Основы психологии. Психология человека»)
Получение необходимых знаний в области общественно-гуманитарных наук осуществляется через различные формы обучения. Школьная и внешкольная социальная практика, проектная деятельность в социокультурной сфере, образовательные мероприятия формируют компетенции каждого учащегося и способствуют формированию единого классного коллектива, который не только является активным субъектом воспитательной системы школы, но и оказывает влияние на ее развитие.
Классная общность не сможет стать субъектом воспитательной работы, если каждый учащийся не будет занимать активное позицию, участвовать в совместных мероприятиях и групповой саморефлексии.
Чтобы сформировать субъектную позицию, необходимо создать специальные условия: мотивацию, специальную подготовку к участию в деятельности, взаимодействие с педагогическим классом, структурами школы и внешкольной средой, а также привлечение старшеклассников к управлению отдельными работами в школе. Они могут организовывать мероприятия, работать с младшими классами, быть членами Школьного совета (Совета школьного братства) и Управляющего совета школы.
В течение учебного года наша школа провела множество акций и мероприятий, в которых приняли участие как ученики и педагоги, так и родители, ветераны, студенты вузов-партнеров и работники социальных учреждений. Наши мероприятия включали в себя флэш-мобы, благотворительные ярмарки, акции по уходу за захоронениями и помощи пожилым людям, а Воркшопы, уроки лидерства и мастер-классы по волонтёрству. За год количество участников наших мероприятий составило более 2400 человек.
Уже во время первого года существования педагогического класса студенты выступили победителями и призерами научно-практической конференции "Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности" в секции "Урбанистика", также на Московском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов для студентов колледжей и старшеклассников под названием "Искусство познания".
Во время обучения в педагогическом классе, ученики старших классов приобретают навыки постановки и решения задач, планирования своей работы, контроля за процессом работы, эффективного взаимодействия в группе, развития креативного мышления, разработки социально-направленных проектов и использования мультимедийных технологий в рамках проектной деятельности, организации и проведения благотворительных мероприятий, анализа успехов и ошибок, оценки своих собственных сил и возможностей. Все эти навыки необходимы для успешной адаптации к современной жизни.
Становление педагогического класса в качестве важного фактора развития воспитательной системы школы невозможно без тщательно продуманных управленческих мероприятий. Важно не только откликнуться на социальные потребности, но и уделить внимание подбору и размещению педагогических кадров, развитию профессионализма педагогов, организации разнообразной воспитательной работы, интеграции классовых мероприятий в рамки проекта "Новый педагогический класс в московской школе" и взаимодействию социальных партнеров. Московский городской педагогический университет, организатор проекта, помогает в решении задачи мониторинга достижения поставленных целей. Информация о результатах работы распространяется среди участников образовательного процесса через публикацию материалов на сайте школы и отчетов о самооценке по итогам года.
В результате проведенных исследований, мы пришли к выводу, что деятельность учебного заведения играет важную роль в развитии образовательной системы школы. В процессе обучения, старшеклассники постепенно становятся активными участниками школьного сообщества, способствуя реализации программы развития школы и формированию новой модели образовательного учреждения.
Педагогические классы
В последние пять лет в России наблюдается активная реализация идеи формирования педагогических классов. Они разнообразны: от обычных педагогических классов до классов с уклоном в определенный предмет, а также психолого-педагогических классов. Чаще всего такие классы открываются в общеобразовательных школах, но их формат используется В учреждениях дополнительного образования, педагогических вузах и колледжах. Допрофессиональная педагогическая программа не имеет унифицированных стандартов, поэтому каждый педагогический класс реализует уникальные авторские программы, способствующие развитию творческого подхода к образовательному процессу.
В 60-е годы XIX века в Петербурге в Смольном институте благородных девиц были учреждены первые педагогические классы в России. Их созданием и первым преподавателем стал известный русский педагог К.Д.Ушинский.
При уточнении конечных целей обучения на этапе подготовки педагогов, важно уделить внимание развитию важных характеристик у студентов, которые будут работать в области образования, в сочетании с организацией деятельности для достижения метапредметных и личностных результатов, предусмотренных стандартом для старшей школы. Результаты обучения в психолого-педагогических классах должны служить основой для формирования универсальных педагогических навыков в процессе непрерывной подготовки педагогов на последующих этапах обучения (профессиональное учебное заведение, высшее образование).
Учебные планы и учебные программы в школах обучения отличаются, но основы педагогической работы, понимание которых помогают выпускнику сознательно выбрать свою будущую профессию, изучаются обязательно. Несомненно, здесь также речь идет о педагогах, которые создали основы педагогической науки. И обсуждение учителя и ученого К.Д. Ушинского естественно, прежде всего, потому что он начал развивать систематическую педагогическую науку в России и воплощал свои идеи на практике. На его родине Ушинского называли "Учителем русских учителей".
Наши учебные материалы позволяют провести урок о К.Д. Ушинском и его педагогических идеях. Это всего лишь один из вариантов занятия по этой теме. Урок решает различные задачи, включая воспитательные аспекты.
Этот учебный материал может быть использован не только на уроках в педагогических классах, но и во внеурочной работе со старшеклассниками.