Парциальная несформированность высших психических функций: Что это такое и как с ним справиться

Парциальная несформированность высших психических функций: Что это такое и как с ним справиться

Парциальная несформированность высших психических функций — это состояние, при котором у человека наблюдаются нарушения или недостаточное развитие таких когнитивных процессов, как мыслительная деятельность, память, внимание и восприятие. Эти нарушения могут проявляться в результате различных факторов, включая возрастные особенности, травмы головы, психические расстройства или недостаточную социальную среду.

Данная несформированность может затруднять обучение и адаптацию в социуме, что требует специализированного подхода в rehabilitacii и дополнительного развития оставшихся функций. Важно понимать, что более раннее вмешательство и поддержка могут значительно улучшить качество жизни и развитие человека с такими особенностями.

Статья "Парциальная недостаточность смешанного типа."

Исследование о «Парциальной недостаточности смешанного типа у детей дошкольного возраста» показывает, что недоразвитие (недостаточность) компонентов психической деятельности может быть разделено на несколько типов: • Недостаточность регуляторного компонента деятельности; • Недостаточность когнитивного компонента деятельности; • Смешанная недостаточность. Рассмотрим детей с диагнозом парциальной недостаточности смешанного типа.

При парциальной недостаточности смешанного типа предполагается недостаточность как регуляторного, так и когнитивного компонентов деятельности. Учитывая, что оба компонента являются основными для познавательной деятельности, можно сделать вывод, что в данном случае дети демонстрируют большую интеллектуальную несформированность, чем в других вариантах парциальной недостаточности. Выраженная недостаточность обоих компонентов может часто выглядеть как пограничное состояние между частичным и тотальным недоразвитием, что иногда приводит к диагностическим ошибкам. Это самая сложная категория детей в дифференциальной диагностике. Ведь характер несформированности обоих компонентов может значительно различаться, что требует дальнейшей дифференциации данного варианта отклоняющегося развития (Основы специальной психологии, 2002).

Оценить Парциальная несформированность высших психических функций: Что это такое и как с ним справиться Парциальная несформированность высших психических функций: Что это такое и как с ним справиться Парциальная несформированность высших психических функций: Что это такое и как с ним справиться Парциальная несформированность высших психических функций: Что это такое и как с ним справиться Парциальная несформированность высших психических функций: Что это такое и как с ним справиться 2419 0

Содержимое проекта

Частичное отставание смешанного вида.

"Частичное несовершенство (недостаточность) компонентов психической деятельности" в соответствии с особенностями (дефицитарностью) тех или иных основных компонентов психического развития, может быть разделено на следующие типологические варианты:

Основная проблема заключается в неполноценном функционировании регуляторной составляющей деятельности;

Преимущественно недостаточное функционирование когнитивной составляющей деятельности;

Неполноценное функционирование смешанного типа.

Обсудим ситуацию с детьми, у которых был диагностирован неполноценное функционирование смешанного типа.

Дети, которых мы относим к неполноценному функционированию смешанного типа, предполагается имеют дефицит как в регуляторной, так и когнитивной составляющих деятельности. Учитывая, что обе составляющие являются основными элементами познавательной деятельности, понятно, что в этом случае дети демонстрируют недостаточное формирование познавательной деятельности (иначе говоря, интеллектуальную несостоятельность) больше, чем в других вариантах неполноценности. Выраженный дефицит обеих составляющих часто выглядит как граничный с полным отсутствием развития, что во многих случаях становится причиной ошибочных диагнозов. Это самая сложная категория детей с точки зрения дифференциации и диагностики. Ведь характер несостоятельности обеих составляющих может значительно различаться, что может послужить основанием для дальнейшей дифференциации данного варианта отклоняющегося развития (Основы специальной психологии, 2002).

В данном случае проявляются ярко выраженные признаки неврологического неблагополучия, которые часто сочетаются с проблемами социального развития и особенностями пространственно-функциональной организации мозга. Дети этой категории имеют проблемы с операционной деятельностью, такие как работоспособность, темповые характеристики, насыщение и усталость в целом (низкие нейродинамические показатели), а также недостаточность регуляторных и когнитивных компонентов деятельности в целом. При неблагоприятных социальных условиях, семейных проблемах (маргинальность семьи, социально-эмоциональная депривация, социальное сиротство и т.д.), феноменология может напоминать тотальное недоразвитие легкой степени.

Эта группа детей, по мнению К.С. Лебединской (1980, 1982), относится к варианту «задержки психического развития церебрально-органического генеза», их можно назвать как "задержанные в психическом развитии". Это серьезное состояние, которое не исчезнет ни в 9-10 лет, ни позже, как утверждали классики отечественной дефектологии.

Дети этой категории имеют свои особенности развития,

они быстро утомляются и могут проявлять признаки, похожие на особенности детей с тяжелыми отклонениями. Они неуклюжи, неловки и часто неопрятны внешне (особенно в неблагополучной семье).

У них снижена работоспособность и скорость действий. Часто это сопровождается импульсивностью и расторможенностью.

В данном случае, наблюдается большое количество детей с левосторонними предпочтениями или смешанной латерализацией вне зависимости от их возраста.

Иногда даже у нормативных показателей в начале работы адекватность и критичность могут снижаться до такой степени, что становятся неадекватными и некритичными. Таким образом, можно говорить об очень заметной динамике изменения этих показателей в процессе диагностики и в процессе любой другой деятельности. Однако, в отличие от детей с тотальным недоразвитием, у них все-таки сохраняется адекватность и критичность, хоть и в недостаточной степени. Это может быть использовано специалистом в различных видах развивающей работы.

Способность к обучению у детей замедлена, они лучше усваивают информацию через визуальные образы, чем через устное объяснение. У детей с выраженными проблемами в обучаемости смешанного типа и у детей с полным недоразвитием, характер обучаемости значительно снижен. Только показатели адекватности и критичности позволяют различить эти две категории.

Таким образом, у детей этой категории страдают все аспекты познавательной деятельности, и это часто зависит от погодных условий, фаз Луны и других факторов.

Их игры часто упрощены, дети предпочитают игры, требующие меньше усилий (игры в тэг, прятки, крики и т. д.). В этих играх они подвижнее и труднее контролируемы.

Незрелость психических процессов и управление собственным поведением проявляются в недостаточной степени, но на двигательном уровне может наблюдаться достаточная формированность произвольной регуляции (если нет выраженной неврологической патологии). Пространственные представления формируются недостаточно (часто начиная с уровня "схемы тела"). Таким образом, эти два компонента, как ключевые для познавательной деятельности в общем, могут проявляться в различных сочетаниях степени выраженности.

Ясно, что для успешной коррекции и комплексной поддержки необходимо в первую очередь повысить общий уровень активности и продуктивности ребенка, а затем уже приступать к психолого-педагогической коррекции. В этом случае важна помощь специалистов различных областей — невропатологов, педиатров, гомеопатов, а также назначение неспецифических общеукрепляющих процедур, разумное распределение нагрузок и т.д. Без таких мер рост эффективности коррекционной помощи будет низким, а в некоторых случаях (при чрезмерном истощении ребенка) даже отрицательным.

Литература :

Дмитрий Исаев. Проблемы психического развития у детей. — Ленинград, 1982.

Анатолий Корнев. Основы логопатологии детского возраста: аспекты клинические и психологические. — Санкт-Петербург: Речь, 2006.

Ксения Лебединская. Основные вопросы клиники и классификации задержки психического развития // Проблемы диагностики задержки психического развития детей. — Москва: Педагогика, 1982.

Учебное пособие по специальной психологии для студентов средних педагогических учебных заведений /Людмила Кузнецова, Лидия Переслени, Лилия Солнцева и др. / Под ред. Людмилы Кузнецовой. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002.

Николай и Марина Семаго. Типология отклоняющегося развития. Недостаточное развитие — М.: Генезис (серия: Учебник XXI века) (в печати).

Николай Семаго, Оксана Чиркова. Таблица форм парциальной несформированности // Школьный психолог. — 2006. — № 23.

Галина Евгеньевна Сухарева провела серию клинических лекций по психиатрии детского возраста, изложенных в трехтомнике. Том III доступен в издательстве "Медицина" с 1965 года.

Методы работы с детьми со статусом ОВЗ с нарушением регулятивного компонента

Мы понимаем, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение качественного образования и принимаем это.

В последнее время каждый из нас, кто столкнулся с проблемой такого ребёнка, начал изменять сам процесс обучения.

Слово "процесс" означает движение, и учитель отвечает за направление этого движения и корректировку процесса обучения и развития ребёнка.

2. Сегодня мы, уважаемые коллеги, хотим найти или поделиться решениями и рекомендациями, данные нам в заключении ПМПК.

Давайте попробуем разобраться, в чем отличия детей с ЗПР и ОВЗ от детей с парциальной несформированностью высших психических функций и статусом ОВЗ.

Специалисты используют термин "парциальная несформированность высших психических функций" для описания неравномерного развития различных аспектов психической деятельности. Исследователи отмечают, что развитие детей, относящихся к этой группе, происходит по-другому, чем развитие детей с истинной задержкой психического развития. "Уже на раннем этапе развития пути этих двух групп детей расходятся, и это расхождение продолжается на протяжении всего детского возраста, и если не предпринимать специализированных мер помощи, это расхождение сохраняется и в младшем школьном возрасте. Эти дети не нагоняют своих сверстников ни в 9-11 лет, ни позже".

Существует несколько типов парциальной несформированности высших психических функций, каждый из которых имеет свои специфические особенности развития.

Дети с неполным формированием ВПФ, преимущественно вербального и вербально-логического компонентов, характеризуются низким уровнем развития крупной моторики. У них неуклюжее поведение, а их активность не всегда целенаправлена и затруднено усвоение сложных речевых конструкций. Такие дети часто испытывают недостаток уверенности в себе и, как следствие, подвержены тревожности.

У них часто проявляются невротические реакции (тики, энурез, заикание и т.п.). Исследователи отмечают, что такие дети часто подвержены здоровотворным проблемам и болеют чаще других. Основные диагнозы, которые ставят таким детям, включают в себя «общее недоразвитие речи», «специфическое расстройство речи», «специфическое расстройство учебных навыков» и другие.

За последние три года я проработала в школе как психолог, и мне довелось не только проводить индивидуальные занятия с детьми, страдающими различными формами нарушений, но и беседовать с их родителями. Я выяснила, что большинство родителей, согласившихся на прохождение комиссии ПМПК, не только готовы к сотрудничеству, но и глубоко желают изменений в своих детях. Хотя им приходится часто сталкиваться с жалобами других родителей в школе. Поэтому основное и самое важное в моей работе — убедить родителей в необходимости их помощи школе. Поднимите руку те, кто приглашал подобных родителей на занятия в школу.

Можно узнать, зачем Вы это делали?

Замечали ли Вы, что ребенок в присутствии родителя, например, начинает себя хуже вести?

Каждый ребёнок уникален, а подходы к его воспитанию и воздействию в каждой семье отличаются. Мы можем наблюдать за реакцией родителей на успехи и неудачи, а также на неприемлемые моменты поведения. Анализируя образ общения, мы можем давать рекомендации.

Как часто вы наказываете своего ребёнка? — спрашивают. — Очень часто, — отвечают, — что делать, если он не слушается?

Но что происходит после наказания? — спрашивают родители. — Работает на какое-то время, — отвечают. — Но что мне, как маме, делать? Я должна хвалить, мотивировать, не кричать. Если мы хотим добиться результата и помочь ребёнку справиться с проблемами, нам необходимо прийти к единому мнению по поводу требований и методов воздействия, в противном случае всё будет разрушено.

Обычно родители открыты для диалога и сотрудничества. Когда мы убеждены в том, что мама контролирует свои эмоции и знает, как поддержать ребёнка, мы можем позвать её, но она может находиться не в классе, а на первом этаже, например, или где-то за дверью.

Если ребенок понимает и знает об этом, то он заслуживает похвалы. Маме может и не прийтись заходить в класс, но если ребенок хорошо себя ведет, то он обязательно придет к ней и поделится радостью. Если же поведение плохое, он утомился или начал кричать, маму надо позвать, и она обязательно поможет. У неё есть свои методики, которые очень помогают, например, прогулка по классу с остановкой у окна. Это важно, иначе урок может быть нарушен из-за крика, а это негативно влияет на остальных детей.

4. Поэтому, когда мы видим, что у ребенка есть проблемы из-за несформированности ВПФ в какой-то области, мы отправляем его на комиссию ПМПК. И часто родители привозят заключение, которое выглядит как скопированное, при этом нарушения могут быть совершенно разными внешне, и спектр нарушений и социализации чаще всего разнообразен, но рекомендации в заключении одинаковые.

У меня в классе два ребенка с несформированностью ВПФ регуляторного компонента у усталого ребенка с трудностями в социализации. Для меня самой сложной рекомендацией ПМПК является сидение ребенка 1-2 парта. Это два ребенка, которые постоянно отвлекают внимание других учеников, соответственно утомляя их.

Мы, также как и Вы, пытаемся использовать различные методы нейропсихологической коррекции для снятия напряжения у ребенка или уменьшения предстрессового состояния.

Здесь представлены разнообразные упражнения типа "Железный человек", "Ватный человек", "Снеговик", "Воздушный шарик".

Я предлагаю нестандартный подход к выполнению этой задачи для детей. Ты не просто солнечный снеговик, который тает и расслабляется, а также усложняешь его выполнение. Это сделано для того, чтобы ребенок переключился со своих эмоциональных ощущений на физиологические, что создаст некоторое равновесие (хотя и временное) в его нервной системе. Представь, что нижняя часть твоего тела — железная, а верхняя — ватная. Трудность вызывает интерес и желание попробовать.

Попробуйте это: ваша правая рука ватная, а левая — железная. Верхняя часть туловища — железная, а нижняя — ватная. Расслабьтесь.

Дыхательная гимнастика и ритмирование организма — единственные доступные детям способы регуляции ритма. Самые эффективные упражнения для детей с СДВГ — это упражнения самоконтроля.

Например, на уроке письма мы выполняем задание — пишем букву, после каждой строки дети надувают солнечный, грустный, волшебный, довольный или радужный шарик.

Иногда во время занятия я прикасаюсь к руке ребенка предметом, который мгновенно снимает напряжение — массажный мячик, щетка, карандаш.

Есть педагогические рекомендации сесть под стол вместе с учеником, но при большом классе это не всегда возможно. Однако можно попросить маму принести массажный коврик, чтобы ребенок мог переключить внимание и проявить интерес к деятельности сверстников.

Во время занятий важно использовать упражнения для глаз и перемещений, так как они способствуют развитию взаимодействия между полушариями.

Можно просто взять в руку ручку. Или волшебную палочку, с лампочкой, и попросить следить глазами за предметом. Можно нарисовать букву, цифру, фигуру, чтобы сконцентрироваться и узнать. Можно использовать язык для противоположных движений, в зависимости от направления предмета. Вот что это такое?

Это просто контроль над собой.

Обучение самоконтролю необходимо? Да.

Все методы работы по Амонашвили отлично помогают в процессе.

Упражнения по замедлению движений способствуют развитию мозга, что крайне важно для логических операций и размышлений.

Все перемещения должны выполняться в соответствии с четкими инструкциями: медленно подними тетрадь, медленно протяни мне стакан, медленно прочитай, медленно опусти руку, на перемене медленно подойди к окну, в столовой медленно выпей компот. Это тоже саморегуляция.

Что делать, если ребенок начинает громко плакать? Был случай, когда мальчик начал кричать все громче и громче, потом упал и начал выть, лежа на полу, а мамы не было. Я уверен, что если я просто лягу рядом, все это прекратится. Я с сердцем говорю себе, что, возможно, сейчас я лягу рядом и тоже заплачу, ведь мне тоже немного грустно. Лизонька встает, ложится рядом с ним и смотрит ему в глаза.

Ученик тихо замолкает и остается на месте. Мы продолжаем проводить занятие, я отвлекаю детей от происходящего. Они выполняют задание, а я ожидаю чуда. Лиза берет одноклассника за руку, улыбается ему и говорит: "Пора вставать". Они встают, улыбаются друг другу, и весь урок происходит что-то волшебное: ребенок работает сосредоточенно и получает похвалу как от своих товарищей, так и от учителя, а также получает высокую оценку в тетради.

Внеурочная деятельность также имеет место, такие как праздники. Для нас все дети являются нашими, но для родителей других детей они часто становятся просто назойливыми. Поэтому на собрании родительского комитета, когда мы распределяем роли в сценарии, важно вежливо просить родителей взять, к примеру, Диму к себе в помощники, чтобы он мог помогать раздавать подарки, стоять рядом и иногда просто быть в толпе как все остальные.

Давайте вернемся к выводам ПМПК. Многие из нас сталкиваются с проблемой Парциальной несформированности ВПФ

Чем характерны эти дети? Работоспособность и скорость выполнения задач снижены, быстро устают, теряют интерес. При утомлении появляется импульсивность, расторможенность, а иногда и грубость

1. У них недостаточно развита операциональная сторона мыслительной деятельности (обобщение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и т.д.), они не могут выполнять даже простые формы логического мышления. 2. Изолированно у них недоразвиты отдельные аспекты когнитивной сферы (память, конструктивный праксис, гностические функции, речемыслительная деятельность), у них сложности с пониманием сложных речевых конструкций и пространственных представлений

Регуляция и свобода психической деятельности оказывается недостаточной (регуляторные функции не столько незрелы, сколько нестойки при относительно сформированной произвольной регуляции на двигательном уровне).

Игровая деятельность часто упрощена («облегченные» игры двигательного характера, такие как «догонялки», возня, «вопилки» и др.). В этих играх растормаживаются и становятся плохо управляемыми. Они характеризуются неадекватностью и завышенностью притязаний и самооценки, а также чертами инфантильной демонстративности, неуверенности в себе, боязливости, тревожности и опасениями не соответствовать требованиям взрослых.

Поэтому, когда мы начинаем обсуждать с родителями эти недостатки, они могут ответить, что уже осведомлены об этом, поэтому обратились в школу за помощью. Здесь работают опытные педагоги, и им неизвестно, что делать. Прогноз дальнейшего развития при проведении коррекционных мероприятий в раннем возрасте (с 3 лет) благоприятный, а прогноз при обращении к специалистам в более позднем возрасте (после 7 лет) при неблагоприятных социальных условиях включает вероятность отклонения развития в сторону тяжелой задержки развития, часто сопровождаемой дисгармонией личности и нарушениями поведения. Возможно формирование у такого ребенка асоциального поведения и вовлечение его в различные виды зависимостей (алкоголизм, токсикомания, употребление психоактивных веществ).

Движение — это процесс, и в данном случае он означает движение вперед. Хотя процесс может быть медленным, правильное следование советам специалистов обязательно приведет к положительным результатам. Желаю всем успехов и добра!

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий