Отлагательное вето президента РФ: основные аспекты и влияние на законодательный процесс

Отлагательное вето президента Российской Федерации представляет собой механизм, позволяющий главе государства останавливать процесс принятия законов, которые он считает неприемлемыми. Президент может вернуть законодателю на доработку, указав на недостатки или противоречия, что дает возможность учитывать его мнение при дальнейшей работе над документом.

Использование отлагательного вето служит инструментом для балансировки властей и предотвращения принятия поспешных решений. Этот процесс укрепляет демократические механизмы в стране и позволяет учесть интересы различных социальных групп и общественных институтов, что в долгосрочной перспективе способствует более взвешенному законодательству.

Вето Президента

Этот проект направлен на изучение роли вето президента в государственной системе. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Подчеркнуть значение права вето в процессе законодательства. 2. Выявить проблемы использования права вето президента России в процессе законотворчества.

Вступление 31. Роль и значение права вето президента Российской Федерации в законотворческом процессе 42. Актуальные проблемы использования права вето президента в законодательном процессе 14. Заключение 24. Список использованной литературы 27

Содержимое работы — 1 файл

— Файл размером 141.50 Кб (Нажмите, чтобы скачать)

Введение

Эта тема исследования актуальна из-за относительно короткой истории института президентской власти в России. В течение большей части XX века, когда Россия была Советской республикой, такой институт был чуждой и несовместим с доминирующей концепцией полновластия Советов. Это выразилось в отсутствии властных органов Президента.

Конституционное право различает два основных вида вето: абсолютное (резолютивное) и относительное (отлагательное). Президент РФ обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено парламентом квалифицированным большинством голосов.

В США президентское вето может быть как абсолютным, так и ограниченным. Если законопроект направляется конгрессом к президенту менее чем за 10 дней до окончания заседания, а президент не хочет его утверждать, он может умышленно задерживать его и не возвращать обратно парламенту. В таких случаях "карманное вето" президента становится абсолютным, а не относительным. Однако уже около 20 лет американский президент не использовал это право, так как оно было отменено решением Верховного суда США.

Исследование проводится с целью изучения места вето президента в государственном механизме.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Продемонстрировать значение права вето в законодательном процессе.

2. Выявить проблемы использования права вето президента России в процессе законотворчества.

3 Право отлагательного вето

Право вето Президента Российской Федерации, закрепленное в Конституции РФ, позволяет Президенту отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения. Это право, также известное как право негативного контроля, является одной из ключевых прерогатив Президента в законодательном процессе.

Есть возможность для главы государства оценить качество закона, его соответствие общественным ожиданиям и совершенство юридической формы. Согласно Конституции РФ (ст. 107), Президент РФ имеет право отложить или, так называемое, суспензивное вето относительно принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, но еще не вступивших в силу федеральных законов. Это означает, что Президент может отклонить закон, принятый Федеральным Собранием.

Согласно действующей Конституции, Президент имеет право использовать вето только на этапе подписания закона, что является завершающим этапом законотворческого процесса. Из статьи 107 Конституции РФ следует, что вето Президента имеет отлагательный характер, потому что Федеральное Собрание при повторном рассмотрении отклоненного Президентом закона может принять его в неизмененном виде, таким образом "проигнорировав" возражения главы государства (не согласившись с ними). В период с 1993 по 1999 годы более чем 30% принятых Федеральным Собранием законов были подвергнуты вето Президента.

Президент Российской Федерации имеет право наложить вето на федеральный закон в течение 14 дней с момента его поступления, как предусмотрено Конституцией РФ. Если Президент в течение этого времени не выразит свою позицию, то закон должен быть передан для официальной публикации, согласно статье 107 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ утверждает в своем решении от 22 апреля 1996 года, что отклонение закона главой государства после истечения 14-дневного срока не является вето и не вызывает соответствующих юридических последствий, установленных Конституцией РФ.

Процесс повторного рассмотрения закона начинается с выступления представителя Президента РФ, который должен высказать точку зрения Президента РФ перед парламентом. Затем предложенная Президентом РФ редакция закона ставится на голосование депутатов. Закон в редакции Президента считается принятым, если за него проголосует более половины общего числа депутатов.

Если же предложение Президента РФ не получает поддержки депутатов, то они голосуют за принятие закона в прежней редакции. В этом случае закон будет принят, если за него проголосует более 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы и более 2/1 членов Совета Федерации.

Таков порядок принятия, одобрения, подписания и опубликования законов в России.

В России действуют особенные законодательные акты, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Эти законы называются федеральными конституционными законами. Они обеспечивают стабильность Конституции РФ, закрепляют основы конституционного строя. Примерами таких законов являются введение чрезвычайного положения, военного положения, принятие новых субъектов в состав Российской Федерации и т. д.

Федеральные конституционные законы имеют особую юридическую силу, что предполагает более сложный порядок их принятия, отличный от общего порядка принятия федеральных законов. В чем же заключается это отличие?

Первым образом, федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов. Это означает, что для принятия такого закона должно проголосовать не менее 3/4 общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы.

Во-вторых, Конституция РФ обязывает Президента РФ в течение 14 дней подписать и обнародовать принятый парламентом Федеральный конституционный закон, даже если Президент РФ с ним не согласен.

«Так что, дедушка, — теперь понял, как принимаются законы?» — завершил свой рассказ Виталька.

«Да. — удивленно проговорил Иван Кузьмич. — Настоящие не блины испечь».

СЛОВАРЬ ПАРАГРАФА

Вето — устный или письменный запрет, наложенный на какое-либо решение уполномоченным органом или лицом.

Законодательная инициатива представляет собой внесение проекта закона в законода­тельный орган с целью его обсуждения и принятия решения.

Законопроект это инициативный предложение о внесении изменений в законодательство.

Квалифицированное большинство голосов это форма голосования, при которой для принятия решения требуется определенное количество голосов, установленное правилами и процедурами.

Регламент это набор правил и процедур, регулирующих деятельность органов, организаций, проведение заседаний, собраний, сессий и т. д.

Федеральный закон это важный нормативный правовой акт, который принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации, подписывается Президентом РФ и официально опубликовывается.

Федеральный конституционный закон это нормативный правовой акт, который принимается в соответствии с положениями Конституции РФ.

1. Что представляет собой право инициативы в законодательной деятельности?

2. Кому дано право инициативы в законодательной сфере?

3. Кто и как подготавливает проекты законов для рассмотрения в Государственной Думе?

4. Какова процедура рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы?

5. Каковы шаги для утверждения закона, принятого Государственной Думой?

6. Что происходит, если закон отвергается Советом Федерации?

7. Что происходит, если закон утверждается Советом Федерации?

8. Что происходит, если Президент Российской Федерации отклоняет закон?

9. Как происходит принятие федеральных конституционных законов?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Найдите верное утверждение.

Федеральный закон приобретает обязательную силу с момента:

а) Закон принимается Государственной Думой;

б) Закон одобряется Советом Федерации;

в) Закон подписывается Президентом РФ;

г) Закон опубликовывается.

2. Члены общественной организации «Ветеран» считают, что необходимо внести изменения в Закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Какие шаги следует предпринять членам этой организации, чтобы изменения были внесены в Закон?

3. Какие специалисты, по вашему мнению, должны быть привлечены к разработке Закона "Об образовании"?

4. Какие законы, защищающие права детей, вы хотели бы принять?

В Конституции РФ найдите все вопросы, по которым рассматриваются федеральные конституционные законы.

mydocx.ru — 2015-2024 год. (0.007 сек.) Весь контент на данном сайте предназначен исключительно для информационных целей и не преследует коммерческих целей или нарушение авторских прав — Пожаловаться на публикацию

Президентское вето. Суть права вето

Президентское право вето представляет собой важную форму участия главы государства в процессе законодательства. Значимость этого права возрастает за счет его владения президентом и является одним из традиционно закрепленных за ним полномочий.

В большинстве демократических стран, где президент обладает полномочиями главы государства, существует право вето как эффективное средство воздействия на работу парламента. Это право предоставлено президенту в конституции президентских, полупрезидентских (смешанных) и некоторых парламентских республик.

Право вето — это право главы государства не согласиться с законом, принятым парламентом, который еще не вступил в силу. Президент использует право вето на этапе подписания закона или его промульгации.

В Конституционном праве выделяют две основные формы вето: абсолютное (или резолютивное) и относительное (или отлагательное). Абсолютное, или резолютивное, вето означает, что отказ главы государства утвердить (подписать) закон, принятый парламентом, является окончательным и не подлежит отмене.

Релятивное вето представляет запрет, наложенный главой государства на принятый парламентом закон, который может быть преодолен парламентом. Сейчас абсолютное вето практически не применяется (последний случай датируется 1707 годом), хотя формально и не исключается. Абсолютное вето непосредственно связано с санкционированием закона, которое уходит своими корнями во времена борьбы между монархами и парламентами. Развитие конституционного права привело к тому, что глава государства утратил право по своему усмотрению отвергать принятый парламентом закон, а вето стало релятивным (отлагательным). В настоящее время термин «санкционирование» сохранился в сравнительно немногих конституциях, и большинство из них говорит о подписании или о промульгации[43].

В стране России, отклонение закона Президентом не является чем-то избирательным, поскольку в Конституции упоминается о праве Президента отклонить закон в целом, без детализации этого права в отношении отдельных его положений и статей. Однако на практике Президент имеет возможность не согласиться как с законом в общем, так и с отдельным его положением.

Конституции содержат требования обоснованности отказа президента подписать закон парламента, но не описывают подробных причин для отклонения. На практике наиболее частыми причинами отклонения законов являются несоответствие Конституции и неясность источников финансирования. Процедура преодоления вето закреплена в конституциях разных стран и включает в себя сроки для использования вето президентом и правила повторного рассмотрения закона парламентом, а также способы преодоления вето большинством голосов.

Принятый закон Парламентом передается для подписи Главе государства, который в определенный срок может либо утвердить его, либо отклонить (применить вето). Процесс отклонения закона заключается в том, что Глава государства составляет специальное послание, в котором он выражает свои мотивированные возражения против закона. Затем "протестованный" закон вместе с посланием направляется Парламенту, который может поступить следующими способами:

а) принять возражения Главы государства и внести соответствующие изменения в закон, затем отправить его снова на утверждение;

б) отклонить возражения Главы государства, для этого необходимо повторное утверждение закона, как правило, квалифицированным большинством голосов[44].

Однако, если законодательная власть примет законопроект и передаст его на утверждение президенту за 10 дней до окончания сессии Конгресса, и президент откажется его подписать, то этот закон не будет принят. Этот случай известен как "карманное вето". В таких ситуациях президент намеренно задерживает закон у себя и не возвращает его в Конгресс с возражениями. Законодательная власть уже не имеет времени на повторное голосование, поэтому закон отклоняется, по крайней мере, до следующей сессии. В результате карманное вето имеет тот же эффект, что и абсолютное вето.

Также Президент имеет право на отклонение федеральных законов, которые не были рассмотрены Советом Федерации в течение четырнадцати дней, не обязательно подписывать их сразу. Он всегда может вернуть их на повторное рассмотрение в Государственную Думу и Совет Федерации, воспользовавшись своим правом отлагательного вето, согласно статье 107 части третьей Конституции Российской Федерации.

Термин "вeто" не применен в Конституции Российской Федерации, но по сути это право предусмотрено. При повторном рассмотрении закона Федеральное Собрание может изменить закон или отказаться от его принятия. Если же Федеральное Собрание настаивает на своем первоначальном решении, оно может преодолеть вето Президента, но для этого требуется квалифицированное большинство голосов, т.е. не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Из Конституции Российской Федерации можно понять, что Президент не имеет права без объяснения возвращать законы в палаты Федерального Собрания, если они были приняты в соответствии с Конституцией.

Однако, если установленный порядок принятия закона был нарушен и это подвергает сомнению решения Федерального Собрания, то Президент может вернуть его в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения. Важно отметить, что Президент не имеет права использовать вето по отношению к федеральным конституционным законам.

Однако, если федеральный конституционный закон не соответствует конституционным нормам, президент все равно может предложить обсудить спорные вопросы с палатами Федерального Собрания, несмотря на то, что он не имеет права отклонить такой закон. В этом случае президент действует как гарант Конституции Российской Федерации, но его вето не имеет юридической силы. Конечное решение в подобных случаях должен принять Конституционный Суд Российской Федерации.

Право вето Президента в законодательном процессе Российской Федерации

В своей работе "Право вето Президента в законодательном процессе Российской Федерации" Е. С. Сидоров исследует роль Президента в законодательном процессе. Освещаются проблемы использования Президентом РФ возможности отклонения федерального закона, а также предлагаются способы устранения правовой неопределенности в этом процессе. Статья доступна по ссылке: https://moluch.ru/archive/338/75672/ (дата обращения: 04.03.2024).

В теории конституционного права ученые уже много раз освещали проблему осуществления президентом РФ права вето. Профессор Ю. А. Тихомиров рассматривает возможность осуществления президентом РФ права вето как систему правил, предназначенных для анализа правового материала и текста закона. [1, с. 1] Право вето президента РФ служит конституционным средством контроля за законом, принятым Парламентом РФ, и является одной из форм участия главы государства в законодательном процессе РФ.

По мнению А. А. Котенкова, президент РФ имеет право вернуть принятые законы без рассмотрения, если он считает, что при их принятии были нарушены процедурные правила. Он считает, что президент РФ, будучи гарантом Конституции РФ, не должен соглашаться с тем, что парламентарии нарушают установленные правила принятия закона. Однако в практической деятельности президента РФ возникают определенные конституционные проблемы при осуществлении этого права. Следует отметить, что право вето президента возможно только в правовом демократическом государстве с системой контроля и противовесов.

В Конституции РФ предусмотрено, что Президент РФ имеет право отклонить федеральные законы в течение 14 дней после их поступления для подписания и обнародования. Однако не определена форма правового документа, которым Президент может отклонить закон. Это может привести к юридической неопределенности при реализации этого полномочия, так как не указаны мотивы и основания отклонения закона. Кроме того, конституционные нормы не содержат перечня обстоятельств, при наличии которых Президент может применять право вето.

Вопрос об использовании президентом права отклонения федерального закона остается нерешенным. Если глава государства не в состоянии осуществлять свои полномочия, то временно эту роль исполняет Председатель Правительства РФ. Эта ситуация предусмотрена основным законом РФ и требует правового анализа.

В 107-м разделе Конституции Российской Федерации, указанные пробелы способствуют возникновению юридической неопределенности в процессе законотворчества РФ по поводу права вето Президента РФ. Кроме того, одной из новелл Конституции РФ является возможность Президента РФ обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ для проверки конституционности федерального закона. Этот конституционный механизм направлен на предотвращение принятия федерального закона, противоречащего основному закону страны. Пока запрос от Президента РФ рассматривается, срок для подписания федерального закона приостанавливается.

Конституционный Суд РФ утверждает, что отклонение федерального закона Президентом РФ означает его решение отказать в подписании закона с указанием причин отказа. В случае обнаружения нарушений в законе, Президент РФ вправе вернуть его в Федеральное Собрание РФ. Таким образом, при использовании данной возможности, Президент РФ должен обосновать свое решение и указать выявленные нарушения.

Отказ Президента Российской Федерации от федерального закона обычно оформляется в виде специального письма. В этих письмах Президент излагает предложения по усовершенствованию принятых законов. Остается открытым вопрос содержания юридического документа, в котором Президент реализует свое право отклонить федеральный закон. Я считаю, что следует внести изменения в законодательство, указав, что Президент при отказе от федерального закона оформляет свое решение в форме заключения. В этом заключении должны быть раскрыты мотивы решения Президента, а также указаны недостатки в законе и позиция Президента по данному закону.

Необходимо отметить, что в России у Президента РФ есть право на вето, то есть если глава государства отклонит федеральный закон, то при его повторном рассмотрении закон будет принят только при одобрении квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации, после чего Президент должен подписать закон в течение 7 дней. Это положение предполагает наличие баланса в разделении властей в системе государственной власти в РФ.

Таким образом, использование президентом РФ права отклонять федеральный закон главным образом связано с недопустимостью принятия закона, содержащего определенные недостатки или нарушения. Кроме того, это является конституционным способом обеспечения системы контроля и противовесов в правовом государстве.

  1. Источник 1.
  2. Источник 2.
  3. Источник 3.
  4. Влияние Президента России на федеральный законодательный процесс. Ширяев Ю.Е. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 2. С. 236.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 26 апреля 1996 года № 10 по вопросу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 18. Ст. 2253.

Основные термины (автоматически сгенерированы): Президент России, Российская Федерация, Конституция Российской Федерации, вето Президента России, гарант Конституции Российской Федерации, законодательный процесс России, конституционный суд Российской Федерации, срок использования конституции, момент поступления, отлагательное вето.

К 80. Вето Президента РФ и порядок его преодоления

Законотворческий процесс — это последовательность определенных действий, состоящих из ряда этапов, которые называются этапами законотворческого процесса. В правовой литературе выделяют следующие этапы:

u000D

1. Внесение законопроекта (реализация права законодательной инициативы) в Государственную Думу.

2. Предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах и комиссиях Государственной Думы.

3. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.

4. Принятие закона Государственной Думой.

5. Рассмотрение и утверждение закона Советом Федерации.

6. Подписание и публикация принятого закона.

7. Вступление закона в силу.

Особенно важным этапом является преодоление разногласий между палатами Федерального Собрания, а также между парламентом и Президентом.

Законодательный процесс начинается с представления законопроекта на рассмотрение парламента, то есть с осуществления права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы — это установленное конституцией право на представление проекта закона на рассмотрение законодательного органа, соответствующее обязанности этого органа рассмотреть этот проект и принять решение по нему.

Решение по проекту может быть отрицательным, то есть законопроект может быть отклонен, но он обязательно должен быть рассмотрен — в этом смысл данного права.

Государственная Дума принимает все законопроекты, но законопроекты, касающиеся расходов федерального бюджета (налогов, государственных займов и прочее), могут быть внесены только при согласии Правительства РФ.

Как только законопроект внесен в парламент, он добавляется в план законодательной работы и передается в один из постоянных парламентских комитетов или специальную комиссию. Сначала работа над проектом ведется в этих комитетах и комиссиях с участием специалистов.

Подготовка законопроекта к обсуждению на пленарном заседании Государственной Думы является второй стадией законодательного процесса. Третья стадия заключается в рассмотрении законопроекта на пленарном заседании палаты. Рассмотрение законопроекта происходит в три чтения. Первое чтение включает обсуждение концепции, соответствия Конституции РФ, актуальности и социальной значимости законопроекта.

Во втором чтении рассматриваются и принимаются (или отклоняются) поправки к законопроекту. В третьем чтении проект становится законом, если он будет поддержан большинством депутатов от общего числа, то есть получит не менее 226 голосов. Таким образом, третье чтение совпадает со стадией принятия закона.

Как только закон принят, он должен быть передан в Совет Федерации в течение пяти дней. Этот орган обязан рассмотреть закон в течение двух недель. Если закон не был рассмотрен за этот период, то он считается автоматически одобренным и передается Президенту для подписания. Вместе с тем, согласно ст. 106, в обязательном порядке Советом Федерации должны быть рассмотрены федеральные законы о федеральном бюджете, налогах, финансах, валюте, кредите, таможенном регулировании, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, статусе и защите государственной границы, вопросах войны и мира.

Совет Федерации вправе направить законопроект в Государственную Думу с предложениями по внесению изменений. Если возникают разногласия между палатами, они могут быть урегулированы путем создания согласительной комиссии из представителей обеих палат, которая разрабатывает текст, приемлемый для обеих сторон, или Государственная Дума может принять законопроект в первоначальной редакции большинством в две трети голосов. В этом случае законопроект считается принятым и направляется на подпись Президенту РФ — этот этап завершает законодательный процесс.

Президент в течение четырнадцати дней может подписать и опубликовать закон или вернуть его в Государственную Думу с замечаниями. При последнем варианте считается, что Президент отклонил закон, то есть воспользовался правом вето.

Отклонение со стороны Президента имеет временный характер — путем повторного рассмотрения закона в его первоначальной редакции большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы можно его преодолеть. В этом случае Президент РФ обязан подписать и опубликовать закон в течение семи дней. Однако могут быть созданы согласительные комиссии из представителей обеих палат и Президента РФ для преодоления разногласий.

Федеральный закон, подписанный Президентом РФ, публикуется и вступает в силу в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ 1994 года "О порядке опубликования и введения в действие федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", который уже ранее рассматривался.

Президент обладает правом временного вето (ст. 107 Конституции).

Президент имеет возможность оказывать влияние на законодательный процесс, используя свое право вето по отношению к законопроектам, принятым Федеральным Собранием. Однако это вето может быть отменено, если обе палаты Федерального Собрания примут законопроект повторно большинством в две трети голосов при раздельном обсуждении — в этом случае Президент должен будет утвердить закон в течение семи дней.

Когда федеральный закон отвергается, мотивы принятого Президентского решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального собрания. Президентское право вето было использовано многократно, в основном из-за того, что принятые законы не соответствовали положениям и принципам Конституции, а также нарушали права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 года по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции, Президент как гарант Конституции может вернуть федеральный закон в случае нарушения установленного порядка его принятия, если такие нарушения поставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и самого принятого закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания является отклонением в смысле части 3 статьи 107 Конституции. По этому основанию Президент возвращал в палаты ряд актов.

На федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента Российской Федерации не распространяется.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий