Отчужденность к труду: причины, последствия и пути преодоления

Отчужденность к труду — это состояние, при котором человек теряет связь с результатами своей деятельности, испытывает отсутствие удовлетворения и эмоциональной привязанности к работе. Это явление может быть вызвано различными факторами, такими как однообразие задач, отсутствие возможности самореализации или низкая ценность труда в глазах работника.

В условиях отчужденности работник часто воспринимает труд только как источник средств к существованию, что приводит к снижению мотивации, ухудшению качества работы и, в конечном итоге, может негативно сказываться на общем состоянии общества. Для преодоления этого состояния важно создать условия, способствующие развитию интереса и вовлеченности в рабочий процесс.

Отчуждение труда. Маркс

"Сначала труд для рабочего — это что-то внешнее, несвойственное его сущности; он не утверждает себя в своем труде, а скорее отрицает, чувствуя себя несчастным. Вместо того чтобы развивать свою физическую и духовную энергию, он изнуряет свое тело и разрушает свои силы. Только вне труда рабочий чувствует себя собой, в то время как в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя.

Он сам собой, когда не работает; а когда работает, он уже не сам. Поэтому его труд — это не добровольный выбор, а принужденный; это принудительный труд. Он не удовлетворяет потребность в труде, а лишь служит средством для удовлетворения других потребностей, но не самой потребности в труде.

Явное проявление отчуждения труда заключается в том, что люди убегают от работы, как от чумы, как только прекращается физическое или другое принуждение к работе. Внешний труд, при выполнении которого человек чувствует отчуждение от себя, представляет собой самопожертвование, самоистязание.

И, наконец, внешний характер труда проявляется для работника в том, что его труд принадлежит не ему, а кому-то другому, и в процессе работы сам работник принадлежит не себе, а другому. Точно так же, как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого разума и человеческого сердца воздействует на индивидуума независимо от него самого, выступая как чужая деятельность, божественная или дьявольская, так и работа работника не является его собственной деятельностью.

Она принадлежит другому, это потеря самого себя работника. В результате человек (работник) испытывает свободу только при выполнении своих животных функций — при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае, украшая себя и т.д., — но в своих человеческих функциях чувствует себя лишь животным. То, что присуще животным, становится прерогативой человека, а человеческое превращается в животное. Верно, еда, питье, половой акт и т.д. также являются поистине человеческими функциями. Но в абстракции, выделяющей их из области прочих человеческих деятельностей и превращающей их в единственные и исключительные конечные цели, они приобретают животный характер.

Сознательный труженик отличается от неосознанного. Он не может быть просто наймитом, так как сам себя нанимает. Это называется свободным трудом. Преодоление отчуждения труда происходит через развитие человеческой личности, возвращаясь к человеческой инициативе вместо животного принуждения к труду.

Отчуждение труда — основная проблема человечества, из которой вытекают два пути: деградация общества потребления или развитие в коммунизм. ПРОЕКТ НООСФЕРА

Научные статьи на тему «Отчуждение в сфере труда (по марксу)»

Концепция развития отчуждения человека от продуктов его труда в центре внимания у Макарьева (2011). Он рассматривает отчуждение как форму социальных связей, структуру, которая чужда человеку и господствует над ним. Маркс анализирует проблему отчуждения в капиталистическом обществе и рассматривает ее как последовательные этапы исторического процесса. По его мнению, прибавочный продукт создается только в сфере производства, а не в других сферах.

Взаимосвязь феноменов отчуждения, разделения труда и классового неравенства в учении К. Маркса

Изучаемые работы К. Маркса затрагивают взаимосвязь феноменов отчуждения, разделения труда и классового неравенства. Целью исследования является раскрытие этой взаимосвязи в современной реальности. Путем анализа первоисточников мы предлагаем интерпретацию марксистского взгляда на отчуждение как процесс, тесно связанный с разделением труда и классовым неравенством в капиталистическом обществе. Мы также анализируем механизмы воспроизводства характерных черт мышления человека в контексте развития социально-экономической сферы, а также раскрываем социальные и культурные последствия отчуждения в современном обществе. Этим исследованием мы ставим перед собой цель пролить свет на актуальные аспекты учения К. Маркса.

Исходный источник — издание Вестник Пермского университета. В этой публикации освещаются такие темы, как философия, психология и социология.

Этот журнал является научным изданием и публикует актуальные исследования в указанных областях.

Когда рассматривается вклад Карла Маркса в мировую политическую, философскую, экономическую и социальную мысль, обычно имеется в виду диалектический и исторический материализм, теория прибавочной стоимости и теория классовой борьбы. Намного реже вспоминают об ещё одной проблеме, которая также занимала Маркса. Речь идёт о его теории отчуждения труда. Основной работой, в которой К. Маркс разбирает этот вопрос, являются «Экономико-философские рукописи 1844 года».

Каковы проявления отчуждения?

Во-первых, происходит отчуждение продукта труда:

В условиях капитализма рабочий воспринимает продукт своего труда как что-то внешнее. Чем усерднее он трудится, тем больше становится мир предметов, созданный им, чужим для него, и тем беднее он сам становится. Его внутренний мир утрачивает ценность, а его имущество уменьшается. Постепенно он сам становится все менее значимым по сравнению с результатами своего труда.

Также происходит и отчуждение самого труда:

В чем же суть этого отчуждения?

…всё то, что работа для рабочего представляется чем-то внешним, не входящим в его суть; в том, что в процессе труда он не реализует себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не освобождает свою физическую и духовную энергию, а истощает свое физическое бытие и разрушает свои духовные силы.

Именно поэтому рабочий ощущает себя настоящим только вне труда, а в процессе работы он чувствует себя оторванным от самого себя. Он у себя когда не работает; а во время работы он уже не у себя. В результате его труд не свободен, а вынужденный; это – обязанный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а лишь средство для удовлетворения других потребностей, но не потребность в самом труде.

В итоге, человек (рабочий) ощущает себя свободным только при выполнении своих животных функций — еда, питье, половой акт и, в лучшем случае, украшение своего жилища. Но при выполнении своих человеческих функций он чувствует себя лишь как животное. То, что присуще животным, становится уделом человека, а человеческое превращается в животное?

Конечно, еда, питье, половой акт и т.д. также являются подлинно человеческими функциями. Но когда они отделяются от других человеческих действий и становятся единственными и последними целями, они приобретают животный характер.

В-третьих, отчужденный труд отчуждает от человека его истинную сущность:

Человек — это существо родовое, не только потому, что он делает свой предмет рода своим собственным практически и теоретически, но и потому, что он относится к себе как к живому существу универсальному и свободному. Это только другое выражение того же самого.

Отчужденный труд отчуждает от человека 1) его природу, 2) его собственную деятельность и жизнедеятельность, тем самым делая родовую жизнь средством поддержания индивидуальной жизни. Он отчуждает и родовую жизнь, и индивидуальную жизнь, делая индивидуальную жизнь абстрактной целью родовой жизни в ее абстрактной и отчужденной форме.

Естественная сущность человека, а также его духовное наследие, превращаются в инструмент для поддержания его индивидуальной жизни. Отчужденный труд отдаляет от человека его собственное тело, природу вне его и его духовное существо, его человеческую сущность.

Проблема отчуждения

Отчуждение от труда — это отношение, которое характеризуется чувствами бессмысленности, беспомощности и отчужденности.

Люди ощущают бессмысленность труда, когда они не видят смысла в том, что они делают, не понимают, для чего это нужно, или считают, что их работа бесполезна, а возможно, и вредна для общества. Это состояние может возникнуть в любой сфере деятельности.

Беспомощность может быть ощущена сотрудником, который не имеет защиты от произвола своего начальства или владельца компании, и не имеет возможности влиять на принимаемые решения. Такое чувство может возникнуть перед коллективом, руководителем, властью или преступными структурами.

Изоляция возникает из-за трудностей в деловых и дружеских отношениях, низких шансов на профессиональный и административный рост, а также неприятия ценностей коллектива, предприятия или общества.

Проблема отчуждения была исследована различными учеными и писателями (К. Маркс, Н. Бердяев, П. Сорокин, Г. Маркузе, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр и другими).

В России отчуждение проявлялось на всех этапах истории страны, особенно в беспомощности большинства перед властью. Формы произвола (административного, политического и экономического) менялись, но степень отчуждения всегда превышала развитые страны.

К 90-ым годам отчуждение стало более сильным из-за резкого и необоснованного различия в доходах и уровне жизни между рабочими, средним классом и высшим руководством предприятий.

Отчуждение имеет негативные последствия в сфере психофизиологии, экономики и политики.

Психофизиологические последствия связаны с влиянием отрицательных эмоций на здоровье, что приводит к нарушениям психики и физиологических функций.

Экономические последствия отчуждения проявляются в ослаблении мотивации к труду и производству. Трудно ожидать творческий подход от сотрудников, которые чувствуют себя отчужденно. При современных технологиях это негативно сказывается на экономических показателях предприятия.

На данный момент существуют научные рекомендации и практический опыт в решении проблем отчуждения. Особое внимание уделяется организации социального партнерства на предприятиях и в обществе (парсипативный стиль управления, создание кружков качества, формирование результативных бригад и прочее).

В последние десятилетия для улучшения социальных взаимодействий на предприятиях и стимулирования увеличения производительности труда были внедрены различные формы участия работников предприятий в управлении и прибыли. Подобный опыт имеется в США, Японии, Западной Европе.

В настоящее время выделяют следующие формы участия сотрудников предприятия в принятии управленческих решений:

— информирование персонала о текущем экономическом положении и о планах руководства, возможность высказывать свое мнение по принимаемым решениям, участие в обсуждении решений со совещательным голосом;

— возможность принимать решения с теми же правами, что и у администрации, возможность использовать право вето при принятии отдельных решений, касающихся сотрудников;

— право контролировать деятельность руководства;

— право на совместное управление предприятием по принципу «один человек – один голос».

Для увеличения заинтересованности сотрудников в работе помимо различных форм производственной демократии применяются организационно-технологические подходы. Например, отказ от использования конвейеров с жестко установленным ритмом работы, объединение производственных операций и включение работников в процесс принятия управленческих решений. Эти методы называются обогащением труда или обогащением содержания работы.

Основные условия преодоления состояний отчуждения на предприятии можно выделить следующие:

2. Каждый работник должен иметь уверенность в том, что его творческие способности могут быть использованы на предприятии. Для этого необходима общая ориентация на непрерывный процесс нововведений в изделиях, технологии, организации труда, производства и управления.

3. Взаимоотношения между сотрудниками, особенно между руководителями и подчиненными, должны соответствовать нормам профессиональной этики и представлениям о справедливости, сложившимся в данном обществе.

Судя по приведенным условиям, многим предприятиям может быть сложно преодолеть отчуждение. Однако каждый шаг на этом пути означает улучшение использования трудового потенциала, что ведет к росту экономической и социальной эффективности.

Контрольные вопросы

1. Чем является сущность труда?

2. Какова роль труда в развитии человека?

3. В чем суть социального значения труда?

5. Как можно классифицировать условия труда?

6. Какова социально-психологическая организация процесса труда?

7. Что означает понятие «трудовая деятельность»?

8. Кто является участником социально-трудовых отношений?

9. Что включает в себя объект социально-трудовых отношений?

10. Какие существуют виды социально-трудовых отношений?

11. Укажите основные типы социально-трудовых отношений в сфере труда.

12. Что подразумевается под термином «отчуждение»?

13. Какие меры могут быть приняты для преодоления отчуждения на предприятии?

Литература

1. Адамчук В.В. и др. Экономика труда: Учебник / Под ред. В.В. Адамчука. – М.: Финстатинформ, 1999.

2. Бабосов Е.М. Экономическая социология: Вопросы и ответы. – Минск: ТетраСистемс, 2004.

3. Л.А. Кудринская. Добровольный труд: сущность, роли, особенности // Исследования в области социологии. – 2006. – № 5. – С. 15–22.

4. В.В. Радаев. Экономическая социология: Учебное пособие для студентов. – М.:ГУ ВШЭ, 2005.

5. О.В. Ромашов. Учебник по социологии труда. – М.: Гардарики, 2001.

6. А.И. Рофе, А.Л. Жуков. Теоретические основы экономики и социологии труда: Учебник для студентов вузов. – М.: МИК, 1999.

7. Рынок труда: Учебник / Под ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2000.

8. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во ЧеРО, 1996.

9. Экономика труда: Учебник / Под ред. П.Э. Шлендера и Ю.П. Кокина. – М.: Юристъ, 2002.

Нравится статья? Сохраните ее в Закладки (CTRL+D) и поделитесь с друзьями:

yury_st

"Труд, который создает продукцию и личное имущество, не является просто трудом, а является исторически обусловленной формой отчуждённого труда. Ни у Гегеля, ни у Фейербаха не было, как уже отмечалось выше, понятия отчужденного труда. По мнению Гегеля, любой труд, любое вещественное проявление человеческой деятельности (так же как и любое объективирование мысли) представляет собой отчуждение."

Маркс считал, что отчужденный труд не только делает человека зависимым от условий, созданных другими людьми, но и порабощает его. Он не рассматривал отчуждение как просто форму зависимости, а как форму господства одного класса над другим. Отчуждение труда не происходит только из-за неравного распределения богатства, но и из самого процесса производства. Трудящийся становится отчужденным от своего труда, поскольку он использован, чтобы удовлетворить внешние потребности, и он чувствует себя несчастным. Таким образом, труд не является самовыражением рабочего, а скорее способом удовлетворения иных потребностей.

В своей молодости (особенно в "Экономическо-философских рукописях 1844 г.") Маркс объяснял значение труда для человека.

Труд является необходимостью и потребностью человека. Он может быть вынужденным, нужным для выживания и обеспечения существования, а также может быть внутренней потребностью выражения себя, быть полезным для общества и прочее.

Однако позже Маркс пошел по другому пути, искав избавления человека от вынужденного труда. Он начал доказывать необходимость классовой борьбы за политическое руководство пролетариатом, объясняя это эксплуатацией труда капиталистами. Хотя ранее он писал, что проблема отчуждения не решается перераспределением богатства. Маркс нашел решение в общественной, а не государственной собственности, однако не смог ясно определить, что это означает.

К сожалению, начальники марксизма явно осудили попытки свести коммунистическое учение, органически связанное с освободительным движением рабочего класса, к абстрактной концепции отчуждения. (Т.И. Ойзерман, "Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме") — то есть фактически отказались от решения проблемы преодоления отчуждения через освобождение труда от необходимости, заменив его на необходимость классовой борьбы пролетариата.______________________________________

"Итак, именно «свободная сознательная деятельность как раз и составляет родовой характер человека». Свободная, по Марксу, означает: не детерминируемая экономической или природной необходимостью, не направленная на «работу ради выживания», а вызванная внутренним желанием осуществлять эту деятельность, и получать от этого удовольствие. Маркс называет её самодеятельностью, самоосуществлением (die Selbstbetätigung). Несвободная, отчуждённая деятельность осуществляется человеком в силу необходимости выживания, в то время как свободная деятельность осуществляется по желанию человека, даже несмотря на трудности творчества. "Отчуждённый труд, – пишет Маркс, – переворачивает это отношение таким образом, что человек именно потому, что он есть существо сознательное, превращает свою жизнедеятельность [Lebenstäitgkeit], свою сущность [sein Wesen] только лишь в средство для поддержания своего существования [seine Existenz]" — Петр Кондрашов, "КАКОГО ЖЕ МАРКСА МЫ ЧИТАЕМ?"

Отчужденность к труду это

Недвижимость, организация трудовых обязанностей, социальный вид труда, двойственная сущность работы, формы коллективной собственности в капиталистическом производстве, отчуждение работника.

Резюме (русский): Цель. Трудовые отношения и формы занятости. Тема исследования. Процесс отчуждения труда. Нестабильная занятость.

Направление статьи.

Данная статья посвящена определению значения и роли нестандартной занятости как следующего этапа развития капитализма в изменении структуры занятости, организации труда и разделении труда, через отношение к общественной форме труда и прямых трудовых затрат, что демонстрирует возрастающее отчуждение труда за счет нестандартной занятости.

Основное внимание в исследованиях о нестабильной занятости уделяется изменению и реструктуризации отделов предприятий, структуре труда сотрудников, использованию новых технологий управления, различным формам найма и видам договоров (срочные, подряд, наем, временная работа и т. д.). Развитие неустойчивой занятости обычно анализируется с точки зрения повышения производительности труда без дополнительных затрат на новое оборудование и технологии производства, а также другие улучшения в управлении трудом.

В современной экономике существуют две основные, противоположные формы изменения организации труда и управления им, которые приносят положительный экономический эффект без необходимости дополнительных вложений и внедрения новой техники: 1) широко известная Мондрагонская модель организации труда; и 2) развитие современных технологий нестабильной занятости. Обе указанные формы управления трудом имеют противоположные схемы изменения организации труда, в центре которых стоит работник, но с противоположными характеристиками его роли для каждого варианта.

  • Галина Николаевна Арская "Японский пролетариат". Издательство: Москва, 1989 год.
  • Владимир Николаевич Бобков, Ольга Витальевна Вередюк, Раиса Петровна Колосова, Татьяна Олеговна Разумова "Занятость и социальная прекаризация в России: введение в анализ". Издательство: Москва, 2014 год.
  • Эрик Боуман, Ричард Стоун "Рабочая собственность (Мондрагонская модель): ловушка или путь в будущее?". Издательство: Москва, 1994 год.
  • Джон Вульфенсон и др. "О роли государства в мире после победы Запада над СССР. (Краткий вариант «Отчета о мировом развитии — 1997»)". Журнал: Экономическая газета. 1997. № 3. С. 1.
  • Георгий Евгеньевич Зборовский, Григорий Павлович Орлов "Социология". Издательство: Москва, 1995 год.
  • Лоренс Осипович Келсо, Павел Харитонович Келсо "Демократия и экономическая власть". Издательство: Москва, 1993 год. Страница: 268.
  • Михаил Михайлович Ковалевский "Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения". Издательство: Москва, 1879 год.
  • Александр Иванович Колганов "Коллективная собственность и коллективное предпринимательство". Издательство: Москва, 1993 год.

9. Эдуард Лавель. Основы политической экономии. Москва, 1895. Стр. 55–57.

10. Эдуард Лавель. Первобытная форма собственности. Санкт-Петербург, 1875.

11. Андрей Левиков. Калужский вариант. Москва, 1982.

12. Алексей Ляпин, Геннадий Нойтхеффер, Лидия Шершукова, Павел Бизюков. Нестабильная занятость и её последствия для работников. Центр социально-трудовых прав. Москва, 2007.

13. Карл Маркс. Сочинения. 2-е издание. том 23. Стр. 196–209, 214–220 и далее.

14. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Издательство "Евразия", 1999.

15. Густав Маурер. Введение в историю общинного, подворного, сельского и городского устройства и общественной власти. Москва, 1880.

16. Генрих Мэн. Деревенские общины на Востоке и Западе. Санкт-Петербург, 1874.

17. Генрих Мэн. Древний закон и обычай (Исследование по истории древнего права). Москва, 1884.

18. Абдуллах Омаров. Социальное управление. Москва, 1980.

19. К.Д. Ростиашвили. Аспекты государственного регулирования трудовых отношений в Соединенных Штатах. Статья в журнале "Социально-политический журнал" от 1995 года, № 5.

20. А.С. Сергеев. Повышение эффективности деятельности предприятий с коллективной собственностью в Российской Федерации. Публикация в журнале "Управление экономическими системами" из Кисловодска, 2013, № 2 (50).

21. Дж. Симонс, У. Мэрс. Опыт участия работников в собственности и управлении: американская перспектива. Издательство "Букинист", Москва, 2002.

22. Книга о социологии. Москва, 1990.

23. М. Чартаев. Союз собственников-совладельцев как выход из сложной ситуации. Публикация в журнале "Альтернативы" от 1996 года, № 2.

24. Э. Фриман. История Европы в общих чертах. Санкт-Петербург, 1880.

xommep

Идея развернуть один из аспектов разделения труда — отчуждение труда возникла по мотивам статьи. Хотя разделением труда говорят много, отчуждение остается в тени, за исключением марксистов. Однако оно является неотъемлемой частью разделения труда и неизбежно, как мировая революция. В настоящее время оно рассматривается как естественное и нормальное для доминирующей идеологии монетаризма, в то время как в более справедливых общественных системах его пытаются сглаживать. Сегодня мы рассмотрим этот вопрос ближе.

Отчуждение — это процесс и результаты деятельности, отделенные от человека, при котором они становятся неподвластными и даже контролируют человека, делая его и мир, который он создает, чужими друг другу.

По Марксу термин "отчуждение" имеет 4 различных значения; например, события на Майдане в 2014 году интерпретируются как отчуждение Украины от России — они были единым организмом, а теперь стали двумя отдельными существами; обе стороны проиграли, но заинтересованные граждане радуются. Однако сегодня мы обсудим исключительно отчуждение труда, которое самое сложное для понимания среди всех других видов отчуждения.

Еще раз подчеркну, что отчуждение труда является неотъемлемым и постоянным спутником разделения труда; в обществе естественного хозяйства его не существует. Например, охотник отправился на охоту, убил оленя или свинью, приготовил и съел сам — где здесь разделение труда? И не было никакого отчуждения — добыл-съел. Точно так же с выращиванием корнеплодов и бобов — пока ты потребляешь то, что произвел сам, отчуждения труда нет — как и разделения труда.

Действительно, стоит отметить, что процесс отчуждения труда начинается еще на этапе семейных отношений — правда, пока это происходит между близкими людьми, оно представляет собой более мягкую форму. Например, охотник принес оленя, отдал жене, а сам лег отдохнуть — здесь уже возможны различные варианты. Может быть, все будет хорошо, а может быть, жена сама всё съела и сделала себе шубу из шкуры — что за олень-шмолень? Единичные случаи, конечно, не учитываем — но в больших семьях уже возможны ситуации, когда добытчики не распоряжаются своей добычей — это уже практически полноценное отчуждение труда — принес и отдал в общий котел; но пока это отчуждение служит интересам близких людей — то есть твои интересы учитываются в любом случае, даже в отчужденном продукте — мы имеем дело с более мягкой формой отчуждения.

Отчуждение может происходить даже в условиях естественного хозяйства, если мы отдаем добытое нашим родным или представителям племени. Они могут распоряжаться этим как им угодно, например, отдавать в качестве жертвы духам или использовать по своему усмотрению. Таким образом, добытчик может быть лишен своего труда, и в ходе таких ситуаций его требования могут рассматриваться как бунт. В случае отсутствия разделения труда такие конфликты можно предотвратить, переместившись на новое место, где каждый будет заниматься своей добычей. Однако с появлением разделения труда всё меняется.

Теперь мы уже не являемся прямыми производителями всего необходимого, мы участвуем в обмене товарами и услугами — наша производительность, разумеется, растет, но мы также становимся зависимыми от других участников процесса работы. Например, мы переходим с копий на луки, но мы не умеем их делать сами, а мастер требует половину нашей добычи в обмен на свою работу — без луков мы уже не можем охотиться (например), поэтому нам приходится платить — хотя мастер сам не охотится и сидит в деревне, не рискуя ничем. Отчуждение растет — мы вынуждены отдавать часть своей добычи чужому дяде за возможность использовать инструмент труда.

В капитализме происходит окончательное отчуждение труда, когда владельцы капитала контролируют рынок труда. Теперь нельзя просто пойти в лес и убить оленя для себя — все ресурсы разделены и урегулированы, а нелегальный товар никто не купит. Деньги не позволяют конкурировать с крупными корпорациями, где разделение труда и производительность выше. Мелкий "бизнес" может занять временно нишу, пока крупный капитал не займет ее, как ларьки в 90-е заняли место советской торговли, но затем были вытеснены супермаркетами и торговыми сетями. Рынок был, но быстро иссяк; это классика жизни (с).

В большом бизнесе уже нельзя самостоятельно работать — ты либо встраиваешься в цепочку производства, либо уходишь. Когда ты встраиваешься в цепочку, ты становишься наемным работником, работая на чужом оборудовании, и другие люди используют твой труд, за который ты получаешь деньги, но не можешь влиять на процессы — ни до, ни после своего участия.

Возможно, каждому из нас присуще стремление к собственному бизнесу, особенно в сфере инноваций. Однако статистика показывает, что только от 10% до 50% стартапов достигают коммерческого успеха, то есть начинают приносить прибыль. Даже при государственной поддержке только 27% российских стартапов остаются на плаву (и это при условии наличия инкубаторов!). Однако основным условием успеха продукта является разделение труда — этот принцип неизменен даже в условиях капитализма, где отчуждение труда становится неизбежным средством для извлечения прибыли. Чем больше отчуждения труда, тем больше шансов на успех.

Преодоление отчуждения труда невозможно, если мы продолжаем разделять труд — в конечном итоге мы делегируем часть своей работы кому-то еще. Однако это можно смягчить, установив братские отношения между участниками рабочего процесса — чтобы отчужденный труд не уходил совсем на обочину, не учитывая интересы работников, а продолжал использоваться во благо всему коллективу труда — идеально, всей стране, а может быть, и всему миру.

Конечно, это противоречит концепции частной собственности — когда владелец производственной компании забирает себе прибыль — и намекает на то, что в условиях капитализма (для которого частная собственность является основным принципом) отчуждение труда будет только усиливаться и приводить к ухудшению жизни рабочих, а следовательно, и всех остальных людей, за исключением паразитического класса владельцев. По примеру Европы мы видим, к чему это приводит — даже глобальное грабеж не приводит к улучшению уровня жизни; Грецию уже можно считать нищей, и в остальных странах Юга и Востока Европы ситуация ухудшается с каждым днем — не в плане ВВП, но в плане жизни. Что касается России, здесь еще хуже — не помог ли вам ваш капитализм? 25 лет кровавые коммунисты больше не мешают строить светлое Будущее — но доллар все еще колеблется, коммунальные платежи растут, кризис продолжается уже 9 лет, и кто в этом виноват? Наверное, проклятый Сталин.

Большинство из вышеприведенных фактов происходит из разделения труда: люди занимаются работой, но что происходит с продукцией и куда она исчезает — это делегируется некоторым неясным личностям, от владельцев до финансовых магнатов биржи — то есть людям, которые не участвуют в процессе производства и только манипулируют результатами чужого труда. Мы просто соглашаемся — да, именно так и должно быть, а тебе лишь завидно. Как говорят в кругах программистов, "Прочитайте сначала руководство".

Можно упасть в истерику из-за кровавых революций, но без создания справедливого общества, где общественное благо важнее частных интересов, наша жизнь будет только ухудшаться в долгосрочной перспективе. Я понимаю, что если завтра доллар упадет до 50 рублей, все будут радоваться и надеяться на лучшее, но на самом деле наша жизнь будет хуже, чем в 2014 году, но зато будет ощущение победы! В этом отношении мы ничем не отличаемся от украинского народа, к сожалению.

Православие, единение славян, козни западных стран — все это может временно объединить народ, но без решения основных экономических проблем мы вновь окажемся в том же месте, где мы сейчас находимся — хотя, конечно, это еще не самое худшее. Кто-то говорит об этом, а я говорю о Красном Проекте — необходимо изменить базовые принципы общества, чтобы справедливость для трудящегося народа стала не просто подачкой от паразитов, а основой построения общества.

О труде и его отчуждении

Приближаясь к Дню Солидарности Трудящихся, важно еще раз подумать о значении труда и определить его суть.

Другими словами, выполнение полного трудового цикла состоит в том, что разумное существо (человек) познает окружающий мир и его свойства – и уже на основании этого создает некий проект его переустройства, который, затем и проводит в жизнь. Например, древние земледельцы, пришедшие на новые земли, сначала изучали их для оптимального использования в будущем хозяйстве – и только потом приступали к реальному изменению. Конечно, такое утверждение кажется необычным: какие могут быть "моделирование" и "проектирование" у варваров? Однако при внимательном анализе становится очевидно, что даже "примитивная" земледельческая деятельность требует использования достаточно сложных моделей: например, зерно должно быть посеяно в почву только в определенный временной период, сама почва должна иметь особую структуру (в гравий или болото бесполезно что-либо сыпать), и должна быть подготовлена специальным образом (вспахана, проборонена). И так далее.

Все это демонстрирует, как важными для трудовой деятельности являются так называемые "скрытые" составляющие — то есть те, которые не связаны с прямым применением физических усилий. Конечно, из этой категории полностью исключаются "нечеловеческие" природные примеры изменения мира — такие как деятельность бобров или общественных насекомых. (Часто их считают "трудящимися", хотя на самом деле их "труд" не больше, чем деятельность других природных сил. Например, волны размывают берег — то есть, также преобразуют мир — но никто не считает их "работающими".)

И, главное, это показывает, что из человеческой деятельности действительно входит в понятие труда, а что — нет. Например, научная деятельность входит. (Поскольку относится к "созданию модели".) Или, например, проектно-конструкторская деятельность — которая относится к этому моделированию изменений. И даже задача по управлению "реализацией проекта" может быть отнесена к сфере труда. То есть, все это совершенно необходимые элементы человеческой деятельности — хоть и "выделенные" из общего процесса. А вот различные формы "получения ренты" — не только в узком политэкономическом смысле, но вообще, в плане получения созданного/заработанного — конечно, нет. Кстати, это относится не только к "частным лицам" — капиталистам, ростовщикам-банкирам — но и к государству с его различными сборами и пошлинами. (Однако, здесь стоит понимать, что это не относится к вопросу о необходимости или ненужности этой деятельности — о чем следует говорить отдельно — а именно к вопросу, можно ли ее отнести к "трудовой категории".)

Разумеется, исходя из такого взгляда, можно легко уловить смысл и проблемы так называемого "отчуждения труда". Фактически это скорее можно назвать "расчленением труда" — это разделение единого трудового процесса между отдельными исполнителями.

Одни создают модели, другие их изменяют, третьи создают планы изменений, а четвертые "физически" воплощают их в жизнь. (Кстати, обычно в каждую "подкатегорию" вовлечено несколько людей). В этом смысле, отчуждение труда представляет собой логичное развитие "разделения труда" — то есть, специализацию отдельных исполнителей на конкретных операциях. Однако здесь есть разница: общая деятельность не разделяется "горизонтально" — когда каждый работник занимается изготовлением одного "элемента" в общем трудовом процессе — а "вертикально". То есть, изготовление этого самого "элемента" разделяется на "концепцию", "физическую работу" и "управление" этим процессом.

Конечно, следует отличать отчуждение труда от эксплуатации, которая сводится к отчуждению произведенного трудом. Отчуждение прибавочного продукта или прибавочной стоимости. Отчуждение труда может происходить и без эксплуатации, как в СССР. Однако эксплуатация обычно предполагает отчуждение труда по умолчанию, так как эксплуатируемый предоставляет продукт под угрозой насилия. Он неизбежно меняет свои цели в пользу целей эксплуататора и «теряет волю», как уже говорилось.

Так или иначе, отчуждение разрушает единый трудовой процесс и приводит к снижению его эффективности. При значительном трудовом разделении это может привести к тому, что все усилия будут направлены на согласование, в результате чего «полезный продукт» будет низким. Примером этого служит термоядерный реактор ITER, строительство которого началось еще в 1990 годах и до сих пор не завершено, а затраты выросли до 20 млрд. евро.

Однако, обсуждение данного вопроса будет существенным отклонением от выбранной темы. Поэтому, подытоживая вышесказанное, следует отметить, что избавление от отчуждения труда, в любом случае, представляет собой важнейшую задачу, стоящую перед всем человечеством. (Поскольку в противном случае создание сложных технических и других систем для него оказывается невозможным.) При этом этот процесс не может ограничиваться только устранением эксплуатации — в том смысле, что последнее является необходимым, но недостаточным условием для указанных изменений. (Но, конечно, это устранение, в любом случае, должно предшествовать избавлению от отчуждения.)

Хотя понятно, что о последнем вопросе нужно говорить уже отдельно – здесь же можно лишь отметить, что это вполне возможно. Впрочем, в довольно специфических условиях…

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий