Транспорт в Западной Европе отличается высокой степенью развитости и многообразием. Основные виды транспортных средств включают железные дороги, общественный транспорт и автомобили. Железнодорожная сеть, охватывающая большинство стран, позволяет быстро и удобно перемещаться как между городами, так и внутри них, что значительно снижает необходимость в личных автомобилях.
Кроме того, важную роль играют экологически чистые виды транспорта, такие как велосипеды и электрокары, которые популярны в городах. Удобные инфраструктурные решения, такие как велодорожки и станции проката, способствуют устойчивой мобильности и минимизации загрязнения окружающей среды, что также известно как «зеленая транспортная политика».
Часть 3 Транспорт Европы На I месте – автомобильный транспорт На I месте – автомобильный транспорт На II — ж/д. Создано 9 транспортных коридоров На II. — презентация
На первом месте в Европе — автомобильный транспорт, на втором — железнодорожный. В регионе создано 9 транспортных коридоров.
Маршрут БРЕСТ-БЕРЛИН-ВАРШАВА проходит через Минск, Москву, ЛОНДОН, ВЕНУ, БУДАПЕШТ, БЕЛГРАД, СОФИЮ, СТАМБУЛ, ПРАГУ, затем на Киев, АМСТЕРДАМ, БРЮССЕЛЬ, БАРСЕЛОНУ, МАДРИД, ЛИССАБОН, ПАРИЖ, МАРСЕЛЬ, СТОКГОЛЬМ, КОПЕНГАГЕН, ГАМБУРГ, ЦЮРИХ, РИМ, ГДАНЬСК, АФИНЫ, ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ, БУХАРЕСТ, КИШИНЕВ. В задании 2 пересечение железнодорожных узлов осуществляется по следующим маршрутам: А) Швеция – Греция; Б) Франция – Польша; В) Великобритания – Турция.
Вопрос 4 задачи о самых крупных портах Европы и странах, которым они принадлежат.
Раздел 5 посвящен мировой торговле Европы на карте.
6 В Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эти банки расположены в странах-банкирах: Швейцарии, Люксембурге и Великобритании (Лондон). В частности, в Великобритании находится финансовый институт Bank of England
7 Самые крупные технопарки и технополисы находятся в Кембридже и Оксфорде (Великобритания), в Мюнхене (ФРГ) и в Ницце (Франция), которая известна как "Дорога высокой технологии". Оксфордский университет занимается научной деятельностью
8 Лидеры в отдыхе и туризме – Италия, Испания, Франция, которые известны как «старые камни Европы». К примеру, во Франции находится Париж и собор Парижской Богоматери
9 Польша является местом расположения Варшавы, а также княжества Сан-Марино
10 В Чехии находится Прага, а также Лондон – столица Великобритании
11 Значительное внимание уделяется охране окружающей среды
Домашнее задание на страницах 7-10 включает в себя изучение картосхемы "Транспортная сеть Зарубежной Европы", где представлены основные транспортные маршруты, порты, аэропорты и судоходные реки.
Транспорт Зарубежной Европы
Европейский транспортный район – место с развитой инфраструктурой перемещения. Транспортная система в регионе соответствует западно-европейскому образцу. Основу ее составляют широкие и продольные транспортные магистрали. Сети транспорта в отдельных странах имеют радиальную (с одним центром) структуру (Франция) или же имеют несколько центров (ФРГ). Транспортные узлы образуются в местах пересечения различных транспортных путей, как наземных, так и водных.
Фактически такие узлы представляют собой морские порты, обслуживающие в основном международные перевозки.
По дальности перевозок Зарубежная Европа уступает США и России, но по плотности транспортной сети и интенсивности движения она значительно опережает.
Предпочтительным способом перевозки грузов и пассажиров является автомобильный транспорт (магистрали международного значения: Лиссабон — Париж — Стокгольм, Лондон — Франкфурт-на-Майне — Вена — Белград — Стамбул и другие). В Западной Европе уменьшается объем железнодорожного транспорта, в то время как в Восточной Европе он остается основным видом транспорта, занимающим лидирующие позиции по объему перевозок в этом регионе.
Плотная сеть железных дорог пронизывает Западную Европу в горизонтальном и вертикальном направлении. Основные горизонтальные магистрали: Лиссабон — Мадрид — Париж — Берлин — Варшава (дальше на Минск и Москву), Лондон — Париж — Вена — Будапешт — Белград — София — Стамбул (дальше на Ближний Восток), Париж — Прага (дальше на Киев). Основные вертикальные пути: Амстердам — Брюссель — Париж — Мадрид — Лиссабон, Лондон — Париж — Марсель, Копенгаген — Гамбург — Франкфурт-на-Майне — Цюрих — Рим, Гданьск — Варшава — Вена — Будапешт — Белград — Афины.
Водный транспорт в этом регионе хорошо развит благодаря наличию водных путей, идущих в вертикальном (Рейн) и горизонтальном (Дунай) направлениях. Особый статус имеет Рейн, по которому перевозится 250-300 миллионов тонн грузов ежегодно. Недавно был открыт водный путь, соединяющий обе основные водные артерии Западной Европы: Рейн — Майн – Дунай.
Важное значение представляет собой морской транспорт. Во многих европейских странах доля морского транспорта в общем объеме грузоперевозок достаточно велика. Например, во Франции, Нидерландах, Ирландии эта доля составляет 4/5, а в Великобритании – 9/10. Очень важным является обслуживание морских портов, через которые проходит этот вид транспорта: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя.
Самым крупным из них является Роттердам, его грузооборот составляет около 300 миллионов тонн в год и он считается крупнейшим портом в мире. Большие порты Европы в настоящее время фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы.
В европейских странах существует развитая система трубопроводного и воздушного транспорта.
Во второй половине 90-х годов началась реализация амбициозного проекта по созданию единой транспортной сети Европы, включающей девять транспортных коридоров протяженностью 17 тыс. км. Каждый коридор представляет собой комплексную систему, объединяющую автострады, железные дороги и водные пути (в случае Дунайского коридора). Два из этих коридоров проходят через Москву: Берлин – Варшава – Минск — Москва и Хельсинки — Санкт-Петербург – Москва – Киев – Кишинев — Бухарест.
Западная Европа — главный центр международного туризма. Здесь развиваются все виды туризма. Странами-лидерами международного туризма по-прежнему остаются Испания, Франция и Италия. К числу самых посещаемых стран также относятся Великобритания, Германия, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия и Венгрия. А в маленьких государствах, таких как Андорра, сан-Марино и Монако, обслуживание туристов служит главным источником дохода (до 100 туристов на каждого жителя).
В западной Европе наиболее широко представлены туристические районы двух типов — прибрежные (Средиземноморье) и горные (Альпы).
Кроме того, туристов привлекают исторические достопримечательности Европы, такие как Париж, Рим, Мадрид, Лондон, Амстердам, Вена, Дрезден, Прага, Будапешт, Венеция, Неаполь, Афины и другие.
Транспортная система Европы является одной из лучших в мире и имеет большое значение для развития региона. Она обеспечивает эффективную работу всех экономических субъектов в условиях современной глобальной экономики, где связи между ними сложны и простираются на тысячи километров. Европа имеет самую развитую транспортную инфраструктуру на планете, что сыграло важную роль в ее интеграции.
Самая плотная и качественная сеть транспорта находится в Западной Европе, особенно в Германии и Великобритании. Современная "философия" функционирования транспорта — широко распространенная на Западе концепция "точно в срок". Основной вид транспорта — автомобильный, который обеспечивает 2/3 грузооборота (табл. 15) и 4/5 пассажироперевозок.
В большинстве стран Западной Европы на одну семью приходится более одного автомобиля (в Германии 450 автомашин на 1000 жителей). Хорошо развит также общественный транспорт, где в последнюю четверть века ключевую роль играют автобусы.
Железнодорожный транспорт, один из символов индустриальной эпохи, постепенно уступает свои позиции. Традиционные железнодорожные перевозки медленны и не могут конкурировать с авто- и авиаперевозками. Например, в Великобритании за вторую половину прошлого века разобрали тысячи километров железнодорожного пути. Одновременно были проложены скоростные железнодорожные магистрали, особенно большое внимание уделяли Франция и Германия.
После Второй мировой войны активно строились нефтегазопроводы и продуктопроводы, включая те, которые проходят из России (ранее — из СССР) и арабских стран Средиземноморья, играющих важную роль в энергоснабжении региона.
Транспорт: основные магистрали и узлы.
Транспортная система региона относится к западноевропейскому типу и, хотя по дальности перевозок она уступает США и России, но занимает первое место в мире по обеспеченности транспортной сетью. Развитие автомобильного транспорта стимулировалось сравнительно небольшими расстояниями, и сеть железных дорог в большинстве стран сокращается. Крупные новостройки в 50-70-х гг. были характерны только для некоторых стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Албания). Главную роль в перевозках играет автомобильный транспорт, который перевозит как пассажиров, так и грузы.
Сложная конфигурация сухопутной транспортной сети региона делает ее особенно важной. Основные магистрали имеют международное значение: широтные и меридиональные направления составляют каркас сети.
Важные широтные трансевропейские магистрали пролегают через такие города, как Брест — Париж — Берлин — Варшава — Минск — Москва и Лондон — Париж — Вена — Будапешт — Белград — София — Стамбул.
Меридиональные (Рейн) и широтные (Дунай) речные пути также играют важную роль в транспортной системе региона. Особенно велико значение имеет водный путь Рейн — Майн — Дунай.
Дунай проходит через несколько стран, становясь "транснациональной стрелой": Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия, СРЮ, Болгария, Румыния, Украина.
Рейн протекает через Швейцарию, Лихтенштейн, Австрию, Германию, Францию, Нидерланды.
Драва проходит через Италию, Австрию, Словению, Хорватию, СРЮ, а Тиса — через Украину, Румынию, Словакию, Венгрию и СРЮ.
Все эти комплексы превратились в единые портово-промышленные структуры. Их особенностью является развитие морского сектора и особенно портовой промышленности, которая зависит от импортного и заморского сырья. Самым крупным из них является Роттердам. Грузооборот порта Роттердам составляет примерно 300 миллионов тонн в год.
Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 километрах от моря, он служит главными морскими воротами для многих европейских стран. Он связан с глубоководными акваториями через водные пути Рейна и Мозеля, железные и автомобильные дороги, а также нефтегазопроводы.
Западная Европа — пример того, как крупные естественные препятствия не являются непреодолимыми для транспортных связей. Альпы пересекают множество железных дорог, автомобильных дорог и трубопроводов. Паромные переправы соединяют берега Балтийского, Северного и Средиземного морей. Автомобильные мосты перекинуты через Босфор и Большой Бельт.
Автомобильный транспорт
В сравнении с Россией и США, Зарубежная Европа отстает по расстоянию перевозок, что способствует развитию автомобильного транспорта. Это касается как пассажирских, так и грузовых перевозок. Ведущую роль в транспортной системе Европы играют именно автомобили, благодаря небольшим расстояниям между пунктами.
Так как автомобильный транспорт считается самым удобным способом перевозки грузов и пассажиров, то использование железнодорожного транспорта постепенно снижается. Люди все чаще предпочитают ездить на автобусах. Парк автомобилей в Европе по объему уступает только США. Для обеспечения комфорта и безопасности автомобильные дороги постоянно совершенствуются. По многим критериям они считаются лучшими в мире.
Морской вид транспорта
Огромное значение для развития международной торговли имеет морская доставка. Самыми крупными торговыми флотами обладают Нидерланды, Великобритания и Франция. Основной целью большинства морских портов является обеспечение грузоперевозок в больших объемах.
Крупнейшим европейским морским портом является Роттердам, который широко известен своими впечатляющими объемами перевозок. Его также часто называют "воротами Европы", потому что через него проходит связь между основными экономическими и промышленными центрами.
Важную роль в системе морского транспорта играет Кильский канал, который соединяет Балтийское и Северное моря. Его размеры и годовой грузооборот делают его третьим по значимости в мире после Суэцкого и Панамского каналов.
Характеристика сухопутного сообщения
- Путешествие из Бреста в Париж, затем в Берлин, далее в Варшаву, Минск и, наконец, в Москву;
- Поездка из Лондона в Париж, затем в Вену, Будапешт, Белград, Софию и, наконец, в Стамбул.
Железнодорожная сеть символизирует эпоху индустриализации. Ее сложная структура включает многочисленные пути, общая протяженность которых превышает 11 тысяч километров. Применение последних технологий привело к значительному увеличению скорости движения поездов.
К примеру, во Франции начало эксплуатации первого в мире поезда, способного разгоняться до 400 км/ч. Он является ключевым элементом на маршруте Париж-Лион.
Однако, восточноевропейские государства продолжают оставаться зависимыми от железнодорожных узлов, в то время как их значимость в западной части континента снижается. Железнодорожные поезда остаются наиболее удобным способом передвижения для местного населения. Железнодорожными услугами активно пользуются жители Чехии, Словакии, Румынии и Польши. С 1994 года введена в эксплуатацию Центральная Евротоннель, предназначенная для скоростных поездов, которая позволяет добраться из Лондона в Париж за 2 часа.
В отличие от Северной Европы, транспортная сеть Южных регионов определяется небольшими расстояниями между железнодорожными узлами. Это сильно повлияло на развитие автомобильных дорог. Региональный парк поражает своими масштабами и разнообразием. Дороги удивляют своим комфортом, освещенностью и качеством покрытия.
Самой плотной транспортной сетью в Европе являются Германия и Великобритания. Также характерно распространение концепции "работа точно в срок".
На дорогах также преобладают частные автомобили. В большинстве европейских семей есть более одной машины, что приводит к высокой загруженности трасс и, как результат, к пробкам в часы пик.
Речные и морские пути
Водный вид транспорта в странах Западной Европы находится в хорошем состоянии. Он играет ключевую роль как в пассажирских, так и в грузовых перевозках. Основные маршруты:
- по широте (по рекам Темза и Дунай);
- по меридиану (Рейн и Рона).
Основная водная артерия пронизывает большую часть европейской территории. Это река Рейн. В течение года по ней перевозится более 300 миллионов тонн грузов.
Самым большим речным портом в Европе считается Дуйсбург, расположенный в Рурском регионе. Недавно было завершено строительство нового пути, соединяющего Дунай, Майн и Рейн.
Особенностью морской торговли в европейских странах является наличие крупных портов и больших торговых флотов. Такие страны, как Великобритания, Франция и Нидерланды, владеют ими. Основная цель — перевозка грузов на большие расстояния и в больших объемах. Самый известный порт Роттердам впечатляет оборотом грузов и расстоянием между важными промышленными и экономическими центрами. Его часто называют "воротами Европы".
Не менее значимыми для приема и стоянки судов являются следующие порты:
- Гамбург;
- Антверпен;
- Лондон;
- Марсель;
- Генуя.
Канал имеет большое значение для транспортной сети, так как соединяет Северное и Балтийское моря. По своим грузообороту и размерам он занимает третье место, уступая только Панамскому и Суэцкому каналам.
Эти транспортные узлы, которые образовались на пересечении сухопутных и водных путей Европы, играют важную роль в развитии портово-промышленных корпораций. Они способствуют развитию различных отраслей морского хозяйства, работающих как на привозном, так и на собственном сырье.
Западная Европа демонстрирует, как возможно преодолеть природные преграды при помощи развитой транспортной инфраструктуры. Например, множество автомобильных и железнодорожных маршрутов пролегают через Альпийские горы. Берега Балтийского, Средиземного и Северного морей связываются паромными переправами, а через Большой Бельт и Босфор проложены автомобильные мосты.
Виды транспортных средств
Западная часть Европы простирается от острова Крит на юге до острова Шпицберген на севере, и восток-запад простирается на более чем 3 тыс. км. В отличие от России, транспортная система Центральной Европы характеризуется разнообразием и высоким уровнем развития узлов. На этой территории преобладают следующие виды транспорта:
- Автомобильный транспорт. С появлением XX века автомобиль стал основным средством перевозки на суше. Развитая сеть дорог и производство автомобилей являются ключевыми особенностями местного транспорта.
- Железнодорожный транспорт. Общая протяженность железнодорожных путей в мире огромна, но более половины из них приходится на европейские страны.
- Трубопроводный транспорт. Северная, западная и южная Европа являются крупными потребителями газа и нефти. Государства этого региона играют важную роль в импорте энергоресурсов, что способствует развитию трубопроводного транспорта.
- Водный транспорт. Большинство европейских стран имеют выход к морю, что способствует развитию водного транспорта.
- Воздушный транспорт. Авиаперевозки в Европе доступны и недорогие благодаря высокому уровню развития авиатранспорта. Внутреннее воздушное пространство представлено крупными авиационными хабами, включая Париж.
Перевозка пассажиров осуществляется в соответствии с правилами, установленными альянсом железных дорог, который включает в себя страны, расположенные на юге и западе Европы.
Перечень услуг и их особенности
Уникальная система автобусных перевозок в Европе характеризуется отсутствием стабильной централизации и системы обмена информацией. Несмотря на это, во Франции, Великобритании, Испании созданы местные информационные системы. В некоторых городах, таких как Венеция, водный транспорт играет основополагающую роль в передвижении.
Страны, имеющие доступ к океану, активно используют морской пассажирский и грузовой транспорт. С учетом географических, климатических и территориальных особенностей, выделяются различные типы путей сообщения:
- канатный;
- гибридный;
- паромный;
- вьючный.
Авиаперелеты пользуются большим спросом в странах Европы благодаря развитому туризму.
Автомобили и воздушный транспорт
Одним из основных факторов, способствующих развитию автомобильного сообщения, является небольшое расстояние между крупными узлами. В современной Европе автомобили занимают лидирующее положение как в пассажирских, так и в грузовых перевозках, их удобство и доступность постепенно вытесняют железнодорожную сеть. Отдельно стоит выделить автобусное сообщение между населенными пунктами.
В Западной Европе небольшие расстояния способствуют развитию автомобильного транспорта, и автопарк занимает второе место после США. При выборе вида транспорта учитываются различные критерии:
- Состояние и освещение дороги;
- Комфорт при перемещении;
- Расстояние.
Для сокращения времени в пути при междугородних и других поездках используется воздушный транспорт.
Увеличение пассажиропотока на самолетах привело к проблеме переполнения воздушного пространства. Главы развитых стран разрабатывают программу создания Единого неба Европы для ее решения.
Железнодорожные пути
Особенности транспортной системы в западной Европе включают в себя высокую техничность и разветвленную инфраструктуру. Железные дороги, которые представляют собой западноевропейский тип, отличаются многообразием и плотностью. Общая протяженность железнодорожных путей в этом регионе превышает 11 тысяч километров.
Использование новейших технологий способствует непрерывному усовершенствованию железнодорожной сети, а также повышению скорости поездов. Во Франции были предприняты комплексные меры, позволяющие ввести в эксплуатацию поезд, развивающий скорость до 400 км/ч, который следует по маршруту Париж-Лион.
Некоторые из основных проблем, с которыми сталкивается железнодорожная отрасль, включают в себя:
- нужду в классификации транспортных услуг;
- принципы управления инфраструктурой.
Электрифицированные железнодорожные сети функционируют при напряжениях переменного и постоянного тока в пределах от 750 до 25000 вольт. Восточная часть Европы испытывает значительный объем перевозок по железнодорожным путям, в то время как значение железнодорожного транспорта в Западной Европе постепенно снижается.
Речное и морское передвижения
Торговля международная осуществляется по морским маршрутам. Великие торговые порты расположены в Великобритании, Франции и Нидерландах. Их главная задача заключается в перевозке грузов в больших объемах. Среди крупных европейских портов можно выделить Роттердам, который из-за своего огромного грузооборота называют "воротами Европы".
Роттердам обеспечивает связь между главными промышленными и экономическими центрами мира.
Кильский канал, соединяющий Северное и Балтийское моря, занимает третье место в мире по грузообороту. Для торговли между европейскими странами используется речной транспорт, который действует в двух направлениях:
- Дунай-Темза;
- Рейн-Рона.
Наибольшее количество грузов перевозится по реке Рейн. Ежегодно грузооборот превышает 300 млн тонн. Крупным речным портом считается Дуйсбург, расположенный рядом с Рурской областью. Через него провозится различный товар. Новое водное путевое сообщение — Дунай-Майн-Рейн.
Неоднородность — характерная черта развития транспорта в Европе. Западная часть занимает лидирующую позицию в мире по обеспеченности транспортной сетью и частоте движения. По дальности перевозок и объему грузопотока территория уступает Восточной Европе и странам Северной Америки. С учетом развитости государств обладают системой транспортных средств различного уровня развития.
Слайд 10 Транспорт ФранцииГородской транспорт большинства городов Франции состоит из
автобусов, иногда трамваев, метро, пригородных поездов и такси. Метро во
Французское транспортное обслуживание представлено в различных городах — Париже, Лионе, Марселе, Лилле, Тулузе, Руане. В городе Руане функционирует уникальная подземная система скоростного трамвая. Во всех уголках Франции популярны автобусы, которые охватывают множество маршрутов, остановок и обеспечивают связь между пригородами.
Обычно расписание автобусов от 6:30 до 20:30, за исключением крупных городов, где движение продолжается до позднего вечера. Для ночных прогулок по Парижу можно воспользоваться ночными автобусами Noctambus, которые отправляются с площади Шатле (place du Châtelet). Автобусы могут не останавливаться на каждой остановке, если там никто не ждет, поэтому придется подождать.
В некоторых автобусах двери откроются после нажатия кнопки снаружи. Чтобы выйти на следующей остановке, нужно нажать на красную кнопку у дверей. На каждом автобусе есть схема маршрута, а на остановках отображается время до прибытия следующего. Также не забудьте прокомпостировать билет.
Слайд 11 Трамваи НиццыНицца – средиземноморский город на юге Франции
на морском побережье. Население города составляет всего 340 тысяч
В настоящее время в Ницце функционирует только один трамвайный маршрут, который протяженностью 9,2 км и включает 22 станции. Трамвай работает ежедневно с 4:25 до 1:35, с интервалом движения от 3 до 7 минут.