По замыслу Петра Первого в новой Российской империи, направленной на развитие и рост, должна была появиться и новая столица, новый город, возведенный с нуля. Итак, в 1703 году была заложена крепость в устье реки Невы, еще через год появилось Адмиралтейство, а 1712 году Санкт-Петербург был провозглашен столицей.
Согласно сохранившимся архивным документам, первоначально крепость называлась Петрополь или Петрополис.
Для возведения города было выбрано достаточно ровное, но болотистое место, которое имело свои сложности с точки зрения строительства. Место было выбрано не случайно, это была часть отвоеванных в ходе Северной войны территорий. Первыми постройками были крепости и укрепления, поскольку война продолжалась вплоть до 1721 года.
Чтобы местность стала пригодной для строительства болота в дельте реки осушались, но наводнения продолжались и приносили с собой массивные разрушения строящемуся городу. Работы велись крестьянами, которые были направлены на строительство в рамках трудовой повинности. Известно, что для строительства в первый год было вызвано сорок тысяч работных людей.
После нескольких месяцев работник возвращали домой и на его место заступал новый. Работа была тяжелой, нужно было валить лес, засыпать болта и строить набережные, поэтому многие крестьяне сбегали. Согласно архивным данным численность требуемых работников и фактически прибывших была разной. Долгое время считалось, что условия работы были невыносимыми и Санкт-Петербург – город, построенный на костях крепостных, но по данным археологов и историков эта теория не подтвердилась, и смертность при строительстве Санкт-Петербурга была обычной для того времени и составляла от 6 до 8 процентов. Крепостные получали за свою работу жалование около 50 копеек в месяц.
«Основание Петербурга: проблемы градостроительства петровского времени»
Помощь эксперта по теме работы
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Найди решение своей задачи среди 1 000 ов
В 1712 году из Москвы в Санкт-Петербург были переведены официальные учреждения, к этому моменту уже были созданы:
- Петропавловская крепость;
- Летний дворец Петра;
- Александро-Невская Лавра;
- Петровские ворота;
- Гостиный двор.
Матросы и солдаты стали первыми петербуржцами, компанию им составили жители местных деревень, а также переведенцы.
Переведенцы – это лица, которых по указу Петра Первого принудили к переезду в Санкт-Петербург.
Проблемы градостроительства петровского времени
В отличие от Москвы, расположенной на холмах, для Петербурга была выбрана равнина, но болотистая местность существенно осложняла строительную задачу. Некрепкое основание, слабые грунты не могли служить надежной опорой для масштабных зданий. Одним из важных этапов любого строительства стала забивка свай. Тысячами свай укрепляли основание, чтобы избежать размывов грунта и просадки зданий.
Для города было выбрано стратегически важное место, имевшее выход к мору. Захваченная в результате военных действий крепость Ниеншанц не обладала нужной прочностью, поэтому был выбран Заячий остров в качестве места для строительства новой крепости.
Каменное строительство в Санкт-Петербурге начинается в 1706 году. Все каменное строительство в стране было остановлено на время возведения Санкт-Петербурга, все каменщики были вызваны в новую столицу, чтобы участвовать в ее возведении. Материалы в основном были завозными, кирпичи привозили из Голландии, камень, песок и известь из России. Вначале использовали деревья, которые росли на островах, но их вскоре оказалось недостаточно. Первым каменным зданием стал Меншиковский дворец, его начали строит в 1710 году, после ссылки Меньшикова, дворец был отдан кадетскому корпусу.
В качестве образца для подражания был выбран Амстердам, город особенно понравившийся императору, во время его заграничных поездок. Климат и местоположение были схожими.
Сегодня сложно сказать на скольких островах стоит Санкт-Петербург, историки утверждают, что в центральной части их не менее 16, к известным относятся:
- Крестовский;
- Петроградский;
- Васильевский;
- Безымянный;
- Елагин;
- Заячий.
В некоторых источниках можно найти цифру 33 острова, но многие из островов были образованы искусственно в результате создания многочисленных каналов.
«Столица России – в чужом государстве». Тайны строительства Петербурга
Строительство Санкт-Петербурга является, пожалуй, одним из главных достижений Петра Первого. Несмотря на европейский облик, своим появлением город на Неве обязан чисто русским качествам: крепкой государственной воле, предприимчивости и беспримерной самоотверженности. 20 октября 1714 года император Петр Первый запретил строительство каменных зданий в России везде, кроме Санкт-Петербурга. Таким образом государству удалось собрать необходимые ресурсы для возведения одного из красивейших городов в мире.
Тем не менее историков до сих пор не перестает мучить вопрос: насколько оправданным было это строительство? Об особенностях Северной Пальмиры портал «История.РФ» поговорил с профессором Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ Евгением Анисимовым.
«Строительство с многочисленными ошибками»
– По мнению некоторых исследователей, Санкт-Петербург создавался методом проб и ошибок. Как вы считаете, насколько успешным был этот метод на первых этапах строительства города?
– Да, я согласен с мнением экспертов. Санкт-Петербург строился так, как это представлял себе Петр. Что это вообще означало? Сначала город возводился возле крепости, которая была построена на Заячьем острове в 1703 году. Рядом образовался поселок, который первоначально назывался Городской, а потом Петроградской стороной.
Затем возле Адмиралтейства и Зимнего дворца Петра начала расти слобода. В России слобода – это всегда хаос, хаотичное строительство. Петр этого терпеть не мог… В 1711 году он решил основать город на острове: был разработан план из 61 линии с площадями и прочим. И все жители России, помещики и все остальные, обязаны были построить там дома!
– Получается, Санкт-Петербург был пограничным городом, находящимся на острове? Но ведь его могли захватить.
– Только в 1715 году стало ясно, что город на острове – это нонсенс. Он ведь действительно мог подвергнуться нападению! Петр разработал третий вариант застройки города – на Васильевском острове. Вдоль всех берегов Васильевского острова решили построить гигантскую стену.
И опять же, помещики и прочие посадские люди обязаны были строить дома почти насильно! Из России они должны были привозить материал, получать в полиции план дома и в зависимости от количества душ строить здание. Если было больше тысячи душ, например, то нужно было большой дом строить…
– Правильно ли я вас понимаю, что строительство города нельзя было назвать аккуратным?
– Поначалу строительство Петербурга фактически проводилось очень бережно, пока наконец Петру и многим другим стало ясно, что во время ледокола, ледостава разрыв между столицей и всей остальной Россией будет катастрофичен. Поэтому в конечном итоге было принято решение строить на Адмиралтейской, материковой стороне. Недаром Зимний дворец Петра стоит на первом твердом участке земли.
Строительство это сопровождалось многочисленными ошибками! Грунт Невы был крайне зыбким, поэтому строить нужно было при помощи сложной техники. Нужно было вбивать сваи только зимой, когда был лед. И если вы сейчас представили себе сваи из фундамента, то вы глубоко ошиблись! Это были не фундаменты, а острова из свай!
Здание Двенадцати коллегий стоит на острове из трех тысяч свай глубиной 6–12 метров! В России до этого ничего подобного не было! Это был колоссальный эксперимент!
Более того. Когда Петр все-таки решил обосноваться на Адмиралтейской стороне, то приказал выпрямлять улицы. Похожие на московские кривые средневековые улицы выпрямляли следующим образом: безносые каторжники и преступники брали в руки гигантскую раму из четырех бревен и тащили ее по улице. Если рама не проходила между двумя домами, то один из них нужно было снести.
«Петр Первый хотел построить новый Амстердам…»
– По вашему мнению, в то время и при тех технологиях можно было по-другому построить такой город?
– В принципе – да. Дело в том, что русские, угро-финны и шведы, жившие в устье Невы, в этом месте никогда не селились, потому что в городе до строительства дамбы за триста лет произошло триста наводнений! Город можно было строить выше на два километра, и никаких потопов бы не было! Но Петр был государственным романтиком. Ему хотелось, чтобы это был новый Амстердам…
Знаете, что совершенно феноменально? Город был объявлен столицей в 1712 году, а мир со шведами был заключен в 1721-м. Поэтому девять лет, что уникально для мировой истории, столица была на территории чужого государства! Это была беспрецедентная вещь! В чистом виде если сказать, то это был каприз Петра!
– В какой момент было принято решение сделать Санкт-Петербург каменным городом?
– Петр с самого начала хотел сделать его таким. На Западе для многих городов делали деревянный скелет, который потом заполнялся глиной и нарубленной соломой. Многие здания первоначально строились именно таким образом. Но на нашем Севере эти стены быстро промерзали, и это было неэффективно.
Не хватало камня. На протяжении семидесяти лет в Петербурге существовал закон, согласно которому каждый приезжающий в город должен привести с собой семьдесят килограмм камней. Конечно, если я еду из Москвы, я не возьму с собой семьдесят килограмм камней. Умные люди продавали их перед въездом в город.
Камней было чрезвычайно мало… Известняк, лежащий в основе многих домов, достаточно тяжело добывался. Он тоже стоил дорого.
– Но ведь деревянные дома бывают разными. Некоторые из них могут быть очень устойчивыми…
– Петр приказывал дворянству строить именно каменные здания. Причем он предписывал выставлять из боков кирпичи стен, чтобы следующий дом мог зацепиться за этот. В его сознании Петербург был сплошным Амстердамом, состоящим из фасадов домов.
Но жизнь все равно была сильнее его проектов, и в 1718 году он приказал построить за лето пятьсот деревянных домов. В России деревянные дома представляли собой своеобразный конструктор: сделанные срубы лежали кучей – приезжали рабочие и собирали их за один день. Эта техника была использована и здесь!
Петр, способствуя строительству каменных зданий в Петербурге, издал несколько указов, запрещающих строительство каменных зданий в остальной России. Это было сделано для того, чтобы перебросить каменщиков в Петербург для дальнейшего строительства. Каменное строительство с трудом осваивалось в России. Одним словом, по-настоящему каменным Петербург стал только к середине XVIII века…
Строительство новой столицы
Северная война началась в 1700 году, и её первые месяцы оказались неудачными для царства Русского из-за поражения под Нарвой.
Пётр собрал новое войско и после побед 1702–1703 годов смог установить контроль над Ингерманландией, то есть землями на юго-восточном берегу Финского залива. Начало строительства Санкт-Петербурга связано с закладкой Петропавловской крепости 16 мая 1703 года. Место закладки находилось на Заячьем острове рядом со шведской крепостью Ниеншанц. Изначально крепость назвали в честь апостола Петра, а название Санкт-Петербург закрепилось через несколько лет. В период с 1703 по 1705 год в документах город называли Петрополем и Петрополисом.
Для строительства нового города были приглашены иностранные мастера. Царь хотел ускорить каменное строительство, поэтому запретил его по всей России, но по факту этот запрет не всегда соблюдался: например, в Тюмени в 1709 году был построен каменный Троицкий собор.
Первый иностранный торговый корабль прибыл в строящийся город в ноябре 1703 года. Большой проблемой при строительстве стали наводнения. Одно из них произошло в октябре 1705 года. В 1712 году в город переехала царская семья. К этому времени в Санкт-Петербург и окрестности стали переселять людей из внутренних губерний, в том числе ремесленников и торговцев.
Для высших сановников и дворян строились каменные дома.
С 1704 по 1717 год на строительство новой столицы было мобилизовано множество «работных людей». В основном они были из государственных и крепостных крестьян, общее количество превысило 40 тыс. человек. Их задачей было валить лес, засыпать болота, строить набережные. Работы велись сначала в три, а затем в две смены, с конца марта и до конца сентября.
Труд строителей Санкт-Петербурга оплачивался сначала «хлебным жалованьем», а затем — 1 рублём в месяц. Несмотря на это, в 1707 году были случаи бегства работников в Белозерский край. С 1717 года город стали строить вольнонаёмные рабочие.
Архитектура Санкт-Петербурга при Петре I
К первым постройкам в городе относятся:
- Домик Петра I, возведённый в 1703–1708 годах.
- Троицкая церковь, построенная в 1709 году.
- Гостиный двор. Он был деревянным, поэтому вскоре сгорел, а назывался «ростовские ряды», так как большинство торговцев прибыло из Ростова Великого.
- Адмиралтейство. Его строительство велось в 1704–1706 годах.
- Кронверк Петропавловской крепости, его заложили в конце 1706 года.
Из того, что построил архитектор Доминико Трезини в Санкт-Петербурге следует запомнить:
- крепость Кронштадт;
- Александро-Невскую лавру;
- Летний дворец;
- Петровские ворота;
- Петропавловский собор;
- здание Двенадцати коллегий
Пётр I скончался в начале 1725 года и к этому времени в Санкт-Петербурге проживало от 25 до 40 тыс. человек. В том же году была основана Академия Наук. Одной из сохранившихся каменных построек первой четверти XVIII века являются Кикины палаты. Они построены в петровском барокко в 1714–1720 годах для Александра Кикина — первого начальника Адмиралтейства.
Александр Кикин, сподвижник Петра I, был казнён в 1718 году по делу царевича Алексея. Палаты построил, вероятно, немецкий архитектор Андреас Шлютер. С 1719 года в них разместилась царская библиотека и коллекция первого в России музея — Кунсткамеры.
Как строили Санкт-Петербург?
Прекрасный и завораживающий город Санкт-Петербург. Особенно, если в него приезжаешь туристом. Город красивейший, развлечений масса. Памятники, дворцы, улицы, церкви, рестораны и рюмочные… Опять же, белые ночи. А вокруг императорской столицы — множество не менее императорских дворцов и дач.
Нет, скучно не будет! Воистину, город-праздник.
А. Ф. Зубов, «Летний сад в 1716 году», 1716 г. Фото: Общественное достояние
Вокруг всего этого великолепия налеплено столько исторических интересностей и интересных историй! Ничего не поделаешь, постаралась великая русская литература! К историческим личностям подселила ещё и массу героев художественных произведений, которые, как доложит гид, жили вот в этом самом доме. Гидам стоит внимать с любопытством и почтением, стараясь запомнить если не все, то главные события из истории города.
Впрочем, ни один гид не расскажет о том, что его любимый город (а питерские гиды любят Питер трепетно и нежно) совершил в течение нескольких десятков лет странное путешествие.
- Основатель города, Пётр I, начиная постройку Санкт Питер бурха, взял за образец Амстердам. Его же наследники, вроде бы продолжая дело великого предшественника, каким-то образом умудрились построить на берегах Невы копию Парижа.
Амстердам и Париж! Есть ли в Европе два более разнящихся города?
Амстердам — интроверт. Город, выстроенный для своих жителей с умной простотой, без оглядки на то, что скажут приезжие. Каждый дом сделан так, чтобы хозяину в нём было тепло, сытно и спокойно.
Гордость города, каналы, проложены были не только и не столько для красы — по ним перевозили грузы. Все жители города занимались делом, все зарабатывали деньги. Благо, было где заработать, в порт Амстердама стекались товары со всего мира. Даже уважаемую королевскую семью поселили, чтобы не мешали, поодаль от всей этой суеты, в Гааге, фактически в деревне.
Париж же — типичный город-экстраверт. Главное в атмосфере города — удивить, огорошить, ошеломить. Жить в роскошном дворце без душа и нужника. А ещё лучше — в деревне Версай, подальше от столицы, всё время норовящей взбунтоваться. Там и воздух чище, и люди поблагороднее.
Куда взгляд не брось — граф или герцог. В крайнем случае, маркиза де Помпадур.
И кстати, своей блестящей экставертностью легкомысленный Париж зарабатывал не меньше денег, чем обстоятельный Амстердам. Петиметры со всей Европы слетались сюда пчёлками. Тёрлись друг об друга боками и прочими выдающимися частями. И, как следствие, оставляли здесь нектара, золотого порошка, видимо-невидимо.
Так что не стоит сравнивать два равновеликих полюса, оба хороши. Жить можно и так, и этак. Как возжелается.
Царю Петру I возжелалось воздвигнуть у балтийских вод столицу по образу и подобию Амстердама. И пока у него хватало желания носиться по финским болотам, пока не иссякла сила поднимать тяжёлую свою палку, дабы охаживать ею воров да лентяев, что-то там, на фронтире вечно текущей войны со шведами, строилось.
Но в январе 1725 года Пётр I скончался. Крутить шестерёнки государственной машины, подгоняя нерадивых, оказалось некому. И Петра творенье стало медленно умирать.
В середине XVII века часть санкт-петербургских строений пришла в жалкое состояние, а часть вообще разрушилась. Что было не удивительно. Многие придворные, которых император обязывал проживать в «северной столице», тихонько перебазировались в Москву. Многие царедворцы советовали взошедшей на трон Анне Иоанновне перенести столицу империи в Москву. А Санкт-Петербург пусть себе остаётся портом.
Впрочем, состояние балтийского флота тоже было достойным жалости. Корабли строить перестали. Многие из заложенных раннее тихо догнивали в адмиралтействе или на Ладоге. Число боевых кораблей балтийского флота стало меньше минимального для того, чтобы считать флот боеспособным. Так что, если бы двор уехал в Москву, проект «Санкт-Петербург» можно было бы окончательно считать закрытым.
К счастью для города, Анна Иоанновна решила остаться здесь, в какой ни на есть, но Европе. 1 августа 1730 года был издан указ о восстановлении боевого состояния балтийского флота. А в невские болота стали вбивать крупные суммы денег, в результате чего дома и домики, раскиданные по здешним островам, стали выстраиваться в некоторое подобие города.
Количество островов в дельте Невы значительно поубавилось. Маленькие острова соединяли вместе, засыпая протоки, и на образовавшихся больших островах строили усадьбы и дворцы в классическом стиле.
В 1737 году, после того как город в очередной раз сгорел в пожаре, Анна Иоанновна приказала создать комиссию по строительству Санкт-Петербурга. План этой комиссии можно считать первым генеральным планом Санкт-Петербурга. В этом плане в качестве «городского скелета» впервые были предложены три проспекта, расходившихся от Адмиралтейства. Причём главной магистралью становился Невский проспект.
«Переезд» Санкт-Петербурга из Амстердама в Париж произошёл по вполне объяснимой причине. Длительное время город являлся резиденцией императоров, и это была его главная функция. Кроме императора и членов императорской семьи, здесь жили царедворцы, военные, чиновники… Людей низкого звания среди обитателей Питера было немного, а свободных, не крепостных, среди них насчитывалось и того меньше. Это тоже сказалось на архитектуре города — некому было строить крепкие и уютные буржуазные жилища на широких невских просторах, да и не для кого.
Вплоть до начала XIX века, то есть до царствования Александра I, город фактически застраивали императоры, вкусы которых, naturellement, были повёрнуты в сторону великолепного Парижа. Храбрые и умелые портняжки — Растрелли, Росси, Монферан — прекрасно знали вкусы заказчиков и вместо свободного партикулярного платья обрядили имперскую столицу в мундир с золочёными аксельбантами и роскошными обшлагами. Куда там Парижу!
Впрочем, скажем по-честному. У каждого города — своя судьба. И Санкт-Петербург, который хотели построить, как Амстердам, построили, как Париж, и неоднократно сравнивали с Венецией, имеет и судьбу свою, и образ, ни с какими другими городами на планете не схожий. Отчего он не перестаёт манить — прекрасный и завораживающий.