Современное общество характеризуется динамичным социально-экономическим развитием, которое во многом определяется глобализационными процессами и стремительным развитием технологий. Экономика становится все более интегрированной, что создает новые возможности для бизнеса и повышает мобильность рабочей силы, однако также усугубляет социальное неравенство и вызывает проблемы в области трудовых отношений.
Культурное развитие общества сопровождается усилением влияния цифровых технологий на повседневную жизнь, что приводит к изменению форм общения и взаимодействия между людьми. Культурная идентичность адаптируется к новым условиям, что дает возможность как для сохранения традиционных ценностей, так и для появления новых культурных слоев и форм самовыражения.
Культура в системе развития современного российского общества
Владимир Владимирович Калинин, руководитель Рязанского заочного института (филиала Московского государственного университета культуры и искусств), преподаватель, кандидат педагогических наук.
Влияние различных идеологических, политических, экономических, информационных, технологических и других факторов формирует образ будущего общества и новую систему социальных отношений в современной России. В этом процессе культура играет немаловажную роль, хотя мнения о ее значимости могут существенно различаться и даже противоречить друг другу.
Таким образом, в новой системе взглядов на развитие общества ценность культуры недооценена и не соответствует ее реальному потенциалу.
Это приводит к узкой прагматической интерпретации воздействия культуры, сводящейся к инструментальным воздействиям. Культура — это область деятельности, сфера хозяйствования, предоставление услуг, другими словами, средство. Из этого становится очевидным полное отсутствие культуры (даже в ее инструментальном значении) среди национальных проектов развития России.
Поскольку культура фактически не стала носителем своей миссии, образ будущего, определяющий общественные цели, неопределен, а социальная эффективность проводимых реформ не достигает заявленного и ожидаемого уровня. Следовательно, не вырабатываются нормы и ценности личностного, организационного и общественного поведения.
Современный этап развития России можно описать как период перехода от коммунизма к иной форме государственного устройства, которая пока не имеет четкого облика и не осознается людьми. Этот переходный этап характеризуется тем, что идеалы нового общественно-политического строя не были полностью реализованы и не были приняты населением. Мы считаем, что это произошло из-за отсутствия социально-культурной составляющей в этом периоде. В результате приоритет был отдан идеалам обогащения и безнаказанности, что противоречит традициям российской культуры.
Если взглянуть на результаты поиска путей развития под другим углом зрения, то мы увидим определенные положительные изменения в некоторых экономических показателях, таких как рост рынка, экономический рост, увеличение инвестиций и т.д. Положительные изменения в экономике были следствием успешной административной политики и благоприятной ситуации на рынке сырьевых товаров. Однако игнорирование социально-культурных аспектов и отсутствие взаимосвязи между экономическими и социально-культурными показателями рано или поздно скажутся на качестве управления.
Примером может служить система управления культурой в российской социально-культурной сфере, которая сформировалась в советские времена. Наша цель не в том, чтобы оценивать качество советской системы управления культурой. Она служила механизмом реализации культурной политики государства, и концепция этой политики была четко сформулирована.
Однако в новых условиях этот механизм начинает становиться препятствием для развития культуры. Причина не в изношенности самого механизма управления. Это происходит из-за применения принципа обеспечения ресурсами, который до сих пор применяется в отношении культурной отрасли. Для эффективной системы управления и современных технологий необходимо признание роли культуры как основополагающего источника развития.
Пока общество и государство не осознают эту идею, проблема эффективности государственной деятельности будет ограничена отраслевым подходом. Поэтому необходимо говорить о стратегических приоритетах государства и о месте культуры среди этих приоритетов, а также об отдельных направлениях, включая перспективы развития образования в области культуры, "профильность" различных образовательных программ и технологии социально-культурной деятельности.
Однако с точки зрения управления, понятно, что уменьшение или лишение возможности воздействовать на общественные процессы и ценности будет приводить к ослаблению позиций культуры, то есть к увеличению ее зависимости. Положение падчерицы, скорее всего, создаст благоприятные условия и реальную перспективу для использования культурных явлений в деструктивных целях в отношении российского государства. Подобные цели могут быть сформулированы под видом благородных убеждений, например, освобождения от государственной зависимости, от произвола властей и так далее. Все это в современных условиях переходного периода представляет угрозу уничтожения культуры, понимаемой во всем ее разнообразии значений.
Однако, культура остается консервативной. Это ее главное преимущество и отличие от бизнеса, где изменения происходят быстро и несравнимо с фундаментальностью и стратегичностью культурных процессов. Бизнес динамичен, в то время как культура нуждается в качественном "динамическом приводе". Положительный результат будет достигнут, если менеджеры смогут реализовать эту задачу своими решениями, ориентированными на приоритетность культуры.
В этом контексте университеты искусств и культуры могут и должны оказать значительное влияние, являясь центрами, объединяющими ресурсы, необходимые для формирования нового поколения российских управленцев. Многие специалисты в сфере культуры и управления уже осознали, что культура играет важную роль в современном обществе, не только как следствие социально-экономического и политического влияния, но и как необходимое условие развития и само существование общества.
Поэтому рано или поздно государственные управленческие решения отразят роль культуры, демонстрируя, что государство не покидает эту сферу, а признает ее важностью для формирования системы, условием объединения общества, и ставит в основу ключевых национальных и региональных стратегий.
В то же время социально-культурная сфера объединяет некоммерческую и коммерческую деятельность и не может и не должна развиваться как область исключительно государственных интересов.
Развитие форм и методов сотрудничества государства, культурных организаций и бизнеса становится все более значимым и необходимым. Очевидно, что это требует времени для осознания сторонами важности партнерства, расширения его границ, разработки реальных мер и конкретных совместных проектов. Невозможно добиться всего этого без участия специалистов в сфере культуры, применения социально-культурных технологий и прямых профессиональных контактов.
Следует обдумать, как реализовать предлагаемый статус культуры. Опыт социализма наводит на мысль, что нельзя ограничиться просто заявлением о ее важной роли. Любая задача требует ресурсов, современных технологий, учитывающих концепцию будущего и специфику отрасли, адаптированных к условиям организации. Поэтому важная роль культуры, заключающаяся в ее способности формировать "идеальное состояние" общества, не отменяет развитие культуры в отраслевом плане. Это делает понятным их узкое значение для библиотек, театров, музеев, массовых праздников, профессиональных и любительских коллективов и других отраслевых направлений.
Суть в том, что эффективность управления и деятельности в области культуры практически полностью зависят от эффективности финансирования. В такой ситуации национальное и социальное значение культуры игнорируется решающими лицами, а управленческие решения принимаются на основе субъективных факторов. Например, на основе способности руководства "добиться" необходимой (или приемлемой) суммы бюджетных выделений.
Уровень финансирования в отраслевых бюджетах "на культуру" уже не учитывается на региональном уровне. И показатель, отражающий долю расходов на культуру в общем бюджете региона, зависит от общего объема консолидированного бюджета региона, а не от качества работы организации. При текущей структуре приоритетов качество не учитывается.
Взаимоотношения между субъектами и объектами обладают значительно более сложной системой взаимосвязей и взаимозависимостей, чем это учитывается в современной модели общественного развития. Многое зависит от того, на какой стадии находится организация, от уровня развития и направленности корпоративных традиций, от стиля управления и организационных приоритетов.
Это явления культуры, требующие проведения культурологического анализа.
Анализ современного управления показывает три основных внешних индикатора развития организаций. Их можно рассматривать и как факторы влияния. В качестве таковых выступают процессы глобализации, информатизации и интеллектуализации общества. Конкуренция переходит из сферы конкуренции продуктов (результатов) в сферу конкуренции интеллекта.
Возрастающая потребность в творческом подходе к управлению становится значимой тенденцией влияния культуры. Это проявляется в формировании устойчивого спроса на профессиональное управление. Реализация этого подхода требует акцентирования внимания на личности менеджера, способного использовать современные инструменты в соответствии с конкретной ситуацией. Индивидуализация решений будет усиливаться, включая критерии эффективности управления, такие как интуиция, умение использовать инструменты и способность абстрагироваться.
Культурная сфера способна формировать и предоставлять на рынок своих представителей из менеджерской элиты. Опыт демонстрирует наличие такого потенциала, а организации в области культуры, благодаря своей природе и характеру основной деятельности, являются наиболее подготовленными к формированию и применению творческого и интеллектуального управления. Менеджер, выросший в культурной среде, соответствует современным тенденциям, а культура управления имеет потенциал стать основой для управления в целом. Современное представительство культуры в этой роли характеризуется недооценкой своего значения, узким толкованием миссии культуры, что приводит к ограничению ее потенциала и является серьезным препятствием.
Важно, что преодоление этого явления зависит от множества факторов. Главным из них является формирование новой парадигмы культуры и менеджмента культуры. Для этого необходимо учесть два основных аспекта: экономический и психологический. Экономический аспект заключается в том, что культурные ценности должны стать целью экономической стратегии государства.
Психологический аспект, в свою очередь, представляет собой изменение мышления в процессе принятия решений, прежде всего управляющей элиты на всех уровнях общества. Эти два аспекта взаимосвязаны и влияют друг на друга в рамках одного процесса.
Этот элемент стоит учитывать, поскольку он представляет собой не просто политическую или административную традицию власти, а отчетливый культурный феномен. Стоит ли опираться на него в долгосрочной перспективе формирования идеального образа будущего состояния России? Если да, то каков будет результат от его использования? Ответы на эти вопросы следует искать в области культурологии.
Мы применяем файлы Cookie. Продолжая просмотр сайта, Вы соглашаетесь с Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности.
Этапы развития современного общества России
В течение 1990-х годов и до сегодняшнего дня в российском обществе произошли значительные изменения, которые можно разделить на три этапа:
Первый этап характеризуется радикальными изменениями и реформами в период с 1991 по 1993 год. Многие исследователи называют этот период буржуазной либерально-демократической революцией, направленной против авторитарно-бюрократического режима. Однако с точки зрения теории социальных изменений, эти события скорее можно назвать "социальной революцией", потому что:
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
- В бурных событиях 1991 года не произошла реальная смена правящей политической элиты;
- Революция — это изменения, когда народ убирает с власти правящую элиту и создает новую политическую и социальную структуру. В период с 1991 по 1993 годы происходили лишь кратковременные и местные выступления. Основные политические решения принимались элитой.
- Цель революции — решение проблем большинства, но радикальные реформы 1990-х годов казались скорее сговором правящих кругов.
Во втором этапе (1995-1999 годы) общество адаптировалось к новым условиям, что означало перспективы неопределенности.
Этот этап имел как положительные, так и отрицательные последствия.
- Продолжался негативный процесс приватизации государственной собственности;
- Бюджетные средства использовались неправомерно правящими кругами;
- Росла неофициальная экономика и прибыль от преступной деятельности;
- Реальные доходы населения снижались;
- Существовала постоянная угроза безработицы, невыплаты заработной платы, закрытия предприятий;
- Уровень преступности возрастал, а у граждан терялось чувство безопасности;
- Финансовые пирамиды становились популярными;
- Расширялся разрыв в доходах между бедными и богатыми.
«Социально-экономическое развитие современной России»
Помощь эксперта по теме работы
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Помощь с рефератом от нейросети
- Поддерживалось развитие частных инициатив, что способствовало формированию социального класса предпринимателей;
- Экономические отношения развивались, и граждане России успешно приспособились к изменяющимся условиям;
- Множество инициатив и экономических реформ были успешно протестированы.
Приход В. В. Путина к власти отмечает третий этап социальных изменений. Активность и решительность нового президента внутри страны и на международной арене способствовали укреплению государственности, экономической стабильности и повышению авторитета России в мире.
Улучшение человеческого капитала страны
Установление России в мировом сообществе как страны сильной, экономически и политически развитой заставляет ее руководство принимать новые вызовы в области социально-экономического развития. В условиях глобализации и усиления международной конкуренции возникает задача повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Быстро растет роль инноваций, новых технологий и человеческого фактора в качестве основной производительной силы общества. Развитие инновационной составляющей в экономике и человеческого капитала позволит обеспечить успешную конкуренцию и технологический прогресс страны.
В развитии России существуют основные проблемы и противоречия:
- Проблема демографии проявляется в снижении численности населения, высокой смертности и низкой рождаемости. В последние годы демографический потенциал сокращается;
- Здоровье нации определяется уровнем заболеваемости различными болезнями, приводящими к смерти;
- Старение населения является крупной социально-экономической проблемой для России. Это приводит к увеличению иждивенческой нагрузки на работающее население, а также к увеличению расходов на пенсии и социальное обслуживание;
- Качество жизни измеряется уровнем доходов, доступностью общественных благ для всех слоев населения и т.д.
Аспекты и специфика современной социокультурной обстановки в России
Социокультурная ситуация (от лат. socialis – общественный и cultura – воспитание) представляет собой совокупность тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества на определённом этапе его развития.
Современная социокультурная ситуация в России формируется под воздействием различных факторов, среди которых особое значение имеют:
- глобальные процессы;
- исторические факторы (особенности национальной культуры, в контексте которых происходило формирование современных поколений);
- внутренние факторы (социальная динамика, экономическая модель развития, изменения в политическом режиме, государственном устройстве и т.д.).
Проведенные исследования специфики социокультурной обстановки в настоящей России (преимущественно социологические) выявили положительные и отрицательные тенденции её развития, которые необходимо учитывать при планировании развития образования. Положительные тенденции развития социокультурной обстановки связаны с расширением возможностей социокультурной жизни.
Следующие положительные тенденции развития социокультурной обстановки выделяются:
- существует запрос на возможности в сфере гуманитарного потенциала русской культуры ‒ философское, культурологическое, социологическое, психологическое, экономическое мышление;
- происходит возрождение национально-культурного самосознания у различных этнических и социальных групп, что способствует формированию исторической памяти, развитию любви к родной земле, привязанности к месту проживания, восстановлению уважения к предкам и традициям, традиционным обычаям, верованиям и образу жизни;
- восстанавливается религиозная культура народов России;
- наблюдается активизация социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширение спектра художественного творчества и обогащение культурных инициатив за счёт роста общественных объединений, движений, клубов и ассоциаций.
- Отрасль культуры и досуга активно развивается.
Отрицательные тенденции в области социокультурной ситуации препятствуют реализации потенциала культурной среды.
Негативные тенденции в развитии социокультурной ситуации проявляются в следующем:
- Увеличивается разрыв между инновационным потенциалом культуры и способностью его освоения и использования в повседневной социокультурной практике;
- Более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус (интенсивные миграционные процессы, этническое расслоение и рост межэтнической напряженности);
- Происходит значительная переориентация общественного сознания ‒ от духовных, гуманистических ценностей к ценностям материального благополучия, гедонизма;
- Растут процессы размывания духовной самобытности российской культуры, что увеличивает риск её западнизации и потерю историко-культурной уникальности отдельных территорий, поселений и небольших городов; коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) под влиянием западных образцов;
- Уровень духовной жизни общества снижается, а недостаток требовательности к художественному уровню произведений искусства привел к увеличению потока низкокачественной литературы, кино, музыки, которые существенно искажают эстетические предпочтения населения;
- Культура становится объектом коммерциализации, что приводит к исчезновению бесплатных форм досуга и культурной деятельности, а также смещению акцентов с содержания на извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от цензуры, теперь подвержено экономическому давлению.
- Изменяется общественный статус гуманитарной интеллигенции, которая ранее считалась сторонником морального развития. Сегодня "духовный середняк", руководствуясь эгоистическими мотивами, определяет важные аспекты политики, экономики и культуры.
Проведя анализ позитивных и негативных тенденций развития социокультурной ситуации в России, эксперты пришли к следующим выводам:
- Современное общество сталкивается с тенденцией деградации духовной жизни и культурной среды, которая не компенсируется позитивными процессами и усилиями по оптимизации социально-культурной жизни, улучшению условий существования и качества жизни человека.
- Государственная политика недооценивает культуру как консолидирующий и смыслообразующий фактор, важный ресурс для духовного преображения России.
- Нормы и ценности, формирующие нравственную основу отечественной культуры, сегодня нестабильны, противоречивы; культура теряет свою социальную регулятивную функцию, общественную консолидацию и духовно-нравственное самоопределение людей, приближаясь к состоянию, описываемому понятием аномии в социологии, то есть состоянию безнормия и дисфункциональности.
Каким образом образовательная система, включая высшее образование, должна реагировать на особенности социокультурной ситуации? Может ли она оказывать влияние на эти проявления и может ли быть средством для создания благоприятной социокультурной среды для студентов? Возникают вопросы на эту тему.
Статьи по теме
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Значение общеучебных навыков для достижения успеха в учебной деятельности у студентов
Со временем общество и его структура претерпели изменения: если много веков назад социальные группы существовали в закрытой системе, то позже общество стало открытым, а затем приняло современный облик. В настоящее время благодаря прогрессу и глобализации общество живет в едином мировом пространстве. Таким образом, современное общество можно назвать глобальным и информационным (подробнее об информационном обществе см. тему "Динамика общественного развития").
Глобализация уничтожает часть старого, разделенного на племена общества, вместо этого пытаясь создавать ощущение дома в любой точке планеты.
В качестве примера можно привести торговые центры, которые есть практически везде. Где бы человек ни находился, он встречает ТЦ, организованные похожим образом, что снижает уровень стресса и неопределенности.
Глобализация представляет собой процесс всесторонней интеграции и унификации государств в области политики, экономики и культуры, который обусловлен международной системой разделения труда и зависимостью современных национальных экономик от распределения мировых ресурсов.
Факторы, способствующие появлению и усилению глобализации:
1. В политической сфере появляются специфические социально-политические аспекты информационного общества:
1. Появляются международные объединения различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), коалиции правящих групп ( "Большая семерка"), континентальные или региональные объединения (Европейское сообщество), всемирные международные организации (ООН).
2. Намечаются контуры будущего всемирного правительства (Европейский парламент, Интерпол).
3. Появляется мощное гражданское общество, укрепляется политическая гомогенность мирового сообщества – распространяются принципы демократии, включая электронную демократию (возможность участия граждан в политических процессах с помощью информационных технологий).
4. Формируются сильные социальные сети и онлайн-сообщества, активно участвующие в социальной, политической, экономической и культурной жизни.
В области экономики происходит становление глобальной информационной экономики (современной мировой экономики):
1. Растет значение наднациональной координации и интеграции (ЕС, ОПЕК), региональных и мировых экономических соглашений, что приводит к формированию всемирного единого экономического механизма.
2. Глобальная дифференциация труда и регионализация (углубление взаимодействия экономик отдельных регионов).
3. Значение многонациональных и транснациональных корпораций (ТНК) (например, "Самсунг", "Тойота", "Пепси-Кола") возрастает: они составляют более 25% мирового ВВП, контролируют 80% всех существующих в мире патентов, лицензий и других объектов промышленного и интеллектуального производства.
4. Происходит внедрение инновационной экономической политики, то есть экономика развивается благодаря научным исследованиям.
5. Развивается сектор информационных технологий.
6. Возникают новые требования к сотруднику: работник должен обладать интеллектуальным капиталом (знания рабочей силы, которые обеспечивают конкурентоспособность фирмы или страны).
В области культуры:
1. Преобразование планеты в "глобальную деревню" (Маршалл Маклюэн), когда миллионы людей благодаря средствам массовой информации почти мгновенно становятся свидетелями событий, происходящих в различных уголках Земли.
2. Вовлечение людей, проживающих в разных странах и на разных континентах, в один и тот же культурный опыт (олимпиады, рок-концерты).
3. Стандартизация вкусов, восприятий, предпочтений (роллы, джинсы, сериалы).
4. Непосредственное знакомство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах (через туризм, работу за рубежом, миграции, СМИ).
5. Появление международного языка общения — английского.
6. Широкое распространение унифицированных компьютерных технологий, интернета.
7. "Размывание" местных культурных традиций, их замена массовой потребительской культурой западного типа.
Глобализация представляет собой сложный, всепроникающий, многоуровневый и противоречивый процесс, обладающий как плюсы, так и минусы.
Преимущества глобализации:
Социально-экономическое, национальное и культурное развитие современной России
Во время проведения реформ происходили изменения в социально-экономическом положении различных социальных групп, их активности и сознания.
С появлением законов "Об индивидуально-трудовой деятельности" и "О кооперации" в 1986-88 годах началось формирование новых социальных групп и слоев, а также размывание старых. К концу "романтического периода" рыночных реформ (1993-1994 годы) появилась разнообразная категория богатых людей, которых неформально стали называть "новые русские".
Криминальные структуры также способствовали увеличению числа богатых людей в СССР. Изначальные предприниматели легализировали свои капиталы и управляли крупными компаниями. За первые пять лет реформ доходы самых богатых россиян увеличились более чем в 1,5 раза. Если в 1991 году 20% наиболее обеспеченных граждан получали 30% всех денежных доходов, то в 1997 году эта цифра составила 43%.
Прежняя социальная система Советского Союза была уничтожена. К концу 1998 года в России сформировались новые группы и слои населения с разным уровнем доходов: олигархи, региональные и корпоративные элиты (так называемый «высший класс»), средний класс и аутсайдеры.
Возможность использовать "социальный лифт" в начале 90-х годов для продвижения в высший класс общества не была доступна каждому амбициозному гражданину. На первых этапах постсоветского общества был сильный обмен между социальными слоями и группами, но спустя 4-6 лет произошло как бы "закрытие" доступа к высшему классу. Его вместимость ограничена и составляет 3-5% от общего населения во всех классах.
Процесс формирования среднего класса в России только начинается. Средние слои были особенно пострадали во время финансового кризиса 1998 года. Согласно данным Госкомстата, к началу 1998 года численность среднего класса составляла 15 млн. человек, в то время как независимые эксперты утверждают, что их было 25 млн. человек. Большинство представителей среднего класса живет в крупных городах России, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, где их численность составляет не менее 10% населения. Полное сформирование среднего класса в стране — это задача отдаленного будущего.
Характеристика современной социокультурной ситуации в России
Для того чтобы охарактеризовать нынешнюю социокультурную ситуацию в России, важно учесть три группы факторов, которые влияют на нее сегодня:
— факторы внутреннего развития, такие как экономическая модель развития, социальная динамика, изменения в государственном устройстве и политическом режиме и многие другие;
— исторические и национальные факторы развития российской культуры и особенности культуры советского периода, которые оказывают влияние на нынешние поколения россиян;
— воздействие мировой, в первую очередь западной, социокультурной ситуации на современные культурные процессы в России.
Важно отметить, что все указанные факторы не просто определяют нынешнюю социокультурную ситуацию, но и являются причиной ее острой объективной борьбы за доминирование в современном культурном развитии России. Можно провести параллель с эпохой средневековья, когда несколько традиций соперничали за влияние на социокультурную ситуацию в Европе: варварская — средневековые германские племена, античная — греческая и римская, и христианская.
Победу одержало христианство, став духовной доминантой европейского культурного развития на целое тысячелетие.
В настоящее время в экономике России происходят сложные и противоречивые процессы, связанные с накоплением капитала, часто принимающим нецивилизованные формы и вызывающим сложные отношения по поводу собственности. В условиях монополизма утверждаются рыночные отношения, что приводит к негативным последствиям.
Принцип частной собственности, который был провозглашен политически и юридически, стал предметом острой борьбы при его реализации, не находя адекватных форм (достаточно вспомнить ваучеризацию, приватизацию). Модель общественного развития изменилась в стране, однако говорить о замене социоцентризма антропоцентризмом еще рано, как утверждают некоторые исследователи. Сегодня можно говорить о антропоцентризме как о одной из тенденций в развитии российского общества. Расширенный антропоцентризм предполагает формирование гражданского общества, утверждение в обществе оформленной идеологии свободных собственников, уважение к достоинству личности на всех уровнях общества. В России это произойдет, когда каждый отдельный индивид, а не класс, нация, социальный слой или группа, станет мерой всех вещей в сообществе свободных собственников.
В 1984 году за распространение и цитирование произведений А.И. Солженицына (р. 1919) можно было лишиться работы, стать «пожизненно невыездным» и быть исключенным из партии. Тогда никому и в самом ярком сне не могло присниться, что через десять лет глава государства Российского будет проводить несколько часов в беседе с недавно опальным писателем-диссидентом, спрашивая у него совета, как улучшить Россию.
Социоцентризм — это концепция, согласно которой в отношениях между обществом и личностью приоритет отдается обществу.
Антропоцентризм означает, что по мнению итальянцев эпохи Возрождения, во вселенной всё зависит от человека. Эта идея стала основой для европейской мысли Нового времени и Просвещения. Тысячелетняя история этой концепции в европейской культуре способствовала формированию идеи прав человека, которая стала самостоятельной концепцией во второй половине XVII века. Эту концепцию, известную как "концепция естественного права", сформулировал английский философ Дж. Локк (1632—1704), выделяя основные естественные неотчуждаемые права человека — право на жизнь, свободу и собственность.
В новом Российском государстве гарантированы и реализованы основные свободы: свобода совести, свобода вероисповедания, при этом атеизм больше не является государственной позицией. Теперь государство не занимается идеологической цензурой, и российскому читателю доступны многие великие произведения философии и художественной литературы. Разнообразие средств массовой информации привело к устранению их пропагандистской функции в пользу информационной.
Глубокие изменения произошли в отношении государства и интеллигенции. Дискриминация передовой интеллигенции прекратилась, возвращено гражданство изгнанным, высланным и уехавшим в период предыдущих политических режимов. Их произведения не только реабилитированы, но и стали доступными для зрителей, слушателей и читателей, для которых они были созданы.
Власть впервые приблизила к себе на равных людей высокого профессионализма, предоставила политическую и профессиональную трибуну всем способным создать альтернативные программы по устройству экономической и общественной жизни в стране. Были устранены спецхраны, переполненные запрещенными произведениями русской и мировой классики. Разнообразие публикаций расширило круг чтения обычного гражданина, обеспечив возможность истинного духовного выбора (а подлинность выбора — критерий подлинности свободы), позволило формировать домашнюю библиотеку без опасения "стука в дверь" за то, что в ней имеются произведения А.И. Солженицына или А.Д. Сахарова.
Тем не менее, у данного явления, которое имеет ключевое значение для освобождения личности и развития подлинной культуры в стране, пока сохраняются отрицательные аспекты. В первую очередь интеллигенция, чья деятельность и борьба обеспечили произошедшие изменения, не всегда может воспользоваться принесенными ими благами. Невысокая заработная плата ученых, преподавателей, врачей, творческой интеллигенции, символическая стипендия студентов не позволяют им приобретать книги, посещать театры, путешествовать, чтобы познавать мировую и отечественную культуру.
Для людей, занимающихся творчеством и созданием художественных произведений, процесс освобождения от ограничений стал не только благом, но и испытанием. Однако это испытание затронуло всю интеллигенцию. Преподаватели столкнулись с вопросами, как преподавать, что преподавать, на основании каких источников преподавать, так как стали очевидны не только ошибки прошлого, но и негативные явления современности.
Некоторые из интеллигенции не могут выдержать это испытание. Свобода творчества часто превращается в свободу соперничества между различными группами духовной элиты. Например, конфликты и разногласия в Художественном театре, Большом театре, Союзе писателей и других творческих союзах.
За эти годы в культуре не было создано ни одного значительного произведения. Российские культурологи уже обсудили эти факты. Некоторые из них считают, что свобода, которую они получили, не достаточна:
«Я считаю, что нынешний социальный хаос, когда ты не знаешь, куда идти — в церковь или на рынок, — это не свобода, а хаос. И это влияет на культуру. А настоящая свобода еще не пришла. Свобода — это не просто отсутствие цензуры, это равновесие, основанное на собственной глубине, на сформированной личности».
После семидесятилетнего периода опеки (и бунта против нее) люди все еще не научились быть независимыми и идти своим собственным путем, не обращая внимания на политику. Проблема не в свободе, а в том, что к ней не привыкли.
Несмотря на положительные тенденции в современной социокультурной ситуации, они недостаточны для определения современного политического устройства России как демократии.
Демократия предполагает развитую общность, кроме вышеперечисленных характеристик. Однако сегодня организованное общество разрушено, а антропоцентрическая общность не сформировалась. В обществе идет борьба между демократами и консерваторами, но ни у кого из них нет готовой концепции положительного политического и государственного строительства. Все сводится к отрицанию: демократы против тоталитаризма, консерваторы против превращения России в "задворки Запада". Под влиянием процессов социального расслоения и политических разногласий общество распадается, теряя свою общность, включая культурную.
Прошлое было непростым и ставило россиян перед трудностями и страданиями, однако все справлялись, а ныне в России появляются новые русские, которые достигают духовного и материального процветания за счет ухудшения положения других людей, чьи психические способности опускаются ниже допустимого уровня.
Это все создает потенциальные и социальные условия для того, чтобы Россия либо превратилась в страну третьего мира, либо установился в ней авторитарный режим.
Однако это не означает слепого превозношения прошлого. Необходим анализ, учет и сохранение всех позитивных аспектов прошлого, потому что цивилизация и культура всегда строятся на сохранении достижений, а разрушение всегда ведет к варварству. Необходимо мудрое управление духовными и культурными процессами.
Позитивным аспектом нынешней социокультурной обстановки в стране является освобождение всей системы образования от идеологии.
Сама по себе свобода не решает никаких проблем, а, наоборот, нарушая социальные нормы и увеличивая спонтанность поведения людей, вызывает целый ряд новых проблем.
"Митинги — один из наиболее доступных способов выражения групповых массовых эмоций. Видимо, не случайно древние утверждали о преобладании охлократии — правления толпы в такие времена. На этом фоне процветает демагогия, потому что мнение массы в таком состоянии не является основой правды. Все решения, принятые под давлением подобных митингов, приводят к непредсказуемым, часто негативным социальным последствиям".
Также отмечается наличие характерного для переходного периода "расточительства чувств", поскольку переход больших групп людей к новым ценностям прежде всего происходит на эмоциональном уровне.
В этой связи возникает общая проблема культуры и демократии. По-видимому, данная проблема решается сама собой: демократия создает оптимальные условия для развития культуры. Действительно, демократия — это наиболее благоприятный режим для реализации власти народа. Именно демократия защищает плюрализм позиций и свободу выбора, но, как отмечал Н.А. Бердяев (1874—1948), между культурой и демократией существует обратная связь: для демократии необходима достаточная культурная основа, для ее осуществления необходимы определенные условия, формируемые в массах веками и даже тысячелетиями.
Социокультурные основания региональной модернизации современной России
Рухтин, А. А. Основы социокультурной модернизации регионов в современной России / А. А. Рухтин, Л. С. Пушкарская. — Текст : прямая ссылка // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 609-612. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32655/ (дата обращения: 04.03.2024).
Одной из основных задач наступившего века является необходимость модернизации общества в социально-экономическом плане. Эта проблема затрагивает власть, бизнес и население многих стран. Решение этих задач всегда зависит от конкретной ситуации и уникально для каждой страны. В России особенно актуальны проблемы неравенства в уровне жизни населения различных регионов, а также значительного отставания уровня жизни россиян по сравнению с жителями развитых стран. Ключевым условием успешной модернизационной политики является разработка национальной стратегии модернизации, учитывающей особенности социокультурного развития не только России в целом, но и каждого конкретного региона.
Модернизация представляет собой последовательное развитие человеческой цивилизации от аграрных обществ к индустриальным, а затем к информационным. Один из ведущих отечественных теоретиков модернизации Н. И. Лапин определяет модернизацию как комплексное решение политических, экономических, социальных и культурных задач, возникающих перед государством и обществом в контексте внутренних и мегарегиональных угроз и рисков. Целью современной модернизации является обеспечение безопасности государства и общества, устойчивое функционирование структур и повышение качества жизни населения. Ученый разрабатывает модель интегрированной модернизации, которая представляет собой комплексный процесс на трех уровнях: техническом, социально-экономическом и социокультурном, все эти уровни глубоко взаимосвязаны и образуют целостность.
Ключевые слова: модернизация регионов, социально-экономическое развитие, социальная модернизация, социокультурные факторы, социальная политика, социокультурный подход
Понимание культурных аспектов играет важную роль при объяснении событий и анализе политических ситуаций. Общие представления влияют на поведение людей и служат основой для интерпретации событий, действий и интересов. Социокультурные факторы оказывают влияние на принятие решений, выбор целей и способов деятельности.
Многие отечественные авторы считают, что ключевыми условиями успеха социальных изменений в России являются уважение культурных традиций и ценностей России и ее народов, глубокое понимание и уважение образа жизни народа, его норм, традиций, ценностей и морали, которыми руководствуется большинство людей; ответственность государства за судьбу страны; гармоничное сочетание частных и общественных интересов.
Ряд особенностей российского менталитета и общественной культуры фактически усложняют задачи модернизации. Например, низкая степень организованности, невысокая оценка труда, небольшое выражение прагматичности и другие факторы. Следует также отметить традиционное отсутствие у российского политического класса необходимой рациональности и социальной ответственности, что приводит к излишней бюрократизации и росту коррупции [2, с. 21].
В настоящее время в России стоит выбор: либо застой, либо модернизация существующих структур и процессов. По мнению некоторых исследователей, в стране и ее регионах наблюдается медленный, но постепенный рост модернизации по статистическим показателям, но в то же время низкая социокультурная эффективность этих процессов. Поэтому возникла острая необходимость отказаться от "подражательных" процессов во всех сферах жизни общества, которые усиливают застой, и перейти к реальной и эффективной модернизации России как способу саморазвития в XXI веке [3].
Наше убеждение заключается в том, что для преодоления проблем, возникших в процессе российской модернизации, необходимо решить две основные задачи: 1) переход от инструментально-технократической к сбалансированно-интегрированной модернизации; 2) разработать стратегию ее осуществления, основанную на социокультурном потенциале, в частности на механизме социокультурной интеграции, присущем культуре общества, находящегося в процессе трансформации [4]. Потребность в уделении внимания социокультурному уровню обусловлена его особенной спецификой и связью с социокультурным капиталом нации, человеческим измерением модернизации, так как в рамках культуры «были выработаны принципы, которые на протяжении тысячелетий помогали выживать различным человеческим сообществам» [5, с. 168].
Разобщенная от социокультурных основ и реальных интересов общества, инструментальная модернизация на самом деле направлена на укрепление власти политической и деловой элиты и создание условий для сохранения статусной ренты. Её результатом может стать либо стагнация и деградация страны, а затем распад федерального единства, либо события, подобные "украинскому майдану", но в российском стиле. Оба варианта не только нежелательны, но и неприемлемы с позиции сохранения российской нации как цивилизационного явления.
Нужда в социальных инновациях возникает не только благодаря готовности людей, но и зависит от окружающей их социальной среды. Рост гражданской активности и стимулирование новаторской работы становится возможным только в условиях нарастающих проблем социокультурного развития и наличии свободного пространства для гражданской деятельности.
Для реализации программы социокультурной модернизации необходимо понять, какую культурную среду следует формировать и какие ресурсы могут способствовать достижению этой цели в ближайшие десятилетия. Ответ на первый вопрос находится в сфере общенациональной идеологии, которая преобладает в стране, стремящейся к модернизации. Политическим властям и элите необходимо определиться: на какие ограничения исторической культурной традиции они готовы пойти ради ускорения социального и экономического развития; насколько решительно они готовы преодолевать консервативные и патерналистские ожидания, характерные для социальных аутсайдеров, зависимых от государственного патронажа (которые пока составляют основное электоральное большинство); какую степень свободы политического, социального и культурного самовыражения власть готова допустить и так далее. С этой точки зрения проблему согласования направлений социально-экономического развития и социокультурной динамики следует рассматривать, прежде всего, как проблему согласования временных рамок направления на модернизацию и инновационного общественного развития с российской ментальностью и ритмами культуры.
Вопрос же второй связан с культурной политикой. О. Н. Астафьева выделяет несколько блоков задач, направленных на следующее: создание ценностно-смысловой картины мира и регулирование социокультурного поведения людей; обеспечение накопительных и передающих функций культуры с учетом ее модернизационных контекстов; производство и продвижение продуктов актуального символического творчества, обеспечивающего нормативную реализацию социокультурных порядков сознания и поведения людей в различных формах. В результате последовательного и согласованного решения этих задач и стимулирования развития культурной деятельности в заданных направлениях произойдет создание новой культурной среды с заложенными ценностными доминантами и иерархиями. Поэтому первоочередной задачей стратегической разработки культурной политики должно стать четкое определение желаемых культурно-ценностных композиций в социальных ориентирах населения [6, с. 4–7].
Необходимо также отметить, что "изменения, направленные на модернизацию, поднимают вопросы формирования национальной идентичности, увеличения конкурентоспособности государства путем обращения к культурным ценностям и использования символических ресурсов в образе страны. Центральное значение имеют стратегии поддержки культурного разнообразия и самобытности, включение их в диалог как основу коммуникативной парадигмы культурной политики различных государств" [6, с. 9–10].
Традиции российской политической культуры реально могут создавать отрицательные последствия в политической жизни страны. Тем не менее, при правильном использовании традиционных компонентов или их изменении это может стать фактором, способствующим модернизации страны, сохранению целостности и относительной стабильности общества.
В повседневной практике необходимо развивать опыт участия в политике и традиции решения актуальных проблем граждан. Современный житель России главным образом становится субъектом, готовым и способным активно взаимодействовать только со своим ближайшим социальным окружением. Это также подчеркивает необходимость переноса акцента институциональной реформы на региональные и муниципальные уровни. Именно здесь можно достичь эффективной реализации человеческого потенциала, сформированного в контексте российской политической культуры [7].
Для того чтобы обеспечить успешность процесса модернизации в России в ближайшем десятилетии, необходимо увеличить темпы внедрения инноваций и, что самое важное, увеличить инвестиции в человеческий капитал. Нельзя игнорировать богатый социокультурный потенциал, имеющийся у региональных сообществ. Важно научиться эффективно управлять социокультурным капиталом регионов, поддерживая через него инновации. В противном случае этот потенциал, оставленный без должного внимания, может стать источником конфликтов и даже деструктивным фактором, отталкивающим инновации и приводящим к поларизации общества.
- Рухтин А. А. Модернизация и культура: от региональной к общероссийской стратегии // Региональная дифференциация и консолидация социального пространства / России. Саранск, 2015. С. 645–650.
- Скворцов И. П. О влиянии социокультурных аспектов на современную модернизацию России // Журнал "Теория и практика общественного развития" / 2011, № 4. С. 20–24. < /li >
- Рухтин А. А. Анализ стратегий модернизации регионов и их влияние на политическую культуру: возможности и возможные риски // Сборник "Исторические и культурологические исследования в регионе" / материалы VIII всероссийской школы-семинара молодых учёных, аспирантов и студентов / под редакцией В. С. Гуревича. Биробиджан, 2015. С. 301–304. < /li >
- Рухтин А. А. Изучение специфики развития России и ее регионов: от периода стагнации к новаторству // Конференция "Россия как традиционное общество: исторические связи, современная ситуация, перспективы" / Государственное бюджетное научное учреждение Институт гуманитарных исследований Республики Башкортостан. — Уфа: Мир печати, 2015. С. 289–296. < /li >
- Смирнов К. С. Парадоксы современной культуры: права человека или "право" капитала? // Политика и право в социально-экономической системе общества. Материалы XIII Международной научно-практической конференции / Под ред. А. Ф. Долматова. Москва, 2014. С. 164–169.
- Астафьева О. Н., Флиер А. Я. Социокультурная модернизация: формирование новой культурной среды // Культурологический журнал Journalofculturalresearch, Web. 11 марта 2013 http://cr-journal.ru/rus/journals/182.htmlj_id=13
- Рухтин А. А. Модернизация России и ее регионов: поиск оптимальной модели развития // "Молодой ученый". № 21 (101). Казань, 2015 г. С. 109–112.
Основные термины (генерируются автоматически): культурная политика, Россия, модернизация, российская политическая культура, социально-экономическое развитие, задача, практики повседневности.