Особенность пушкинских повестей заключается в их гармоничном сочетании лирических, исторических и философских элементов. Пушкин мастерски передает атмосферу времени и настроение персонажей, вплетая в narratif глубокие размышления о человеческой природе и судьбе.
Кроме того, его стиль отличается изысканной простотой и эмоциональной насыщенностью, что позволяет читателю легко погрузиться в описываемые события. Пушкин создает яркие образы и живые диалоги, которые делают его повести актуальными и в современном контексте.
Художественное своеобразие прозы Пушкина
Проза Александра Пушкина стала новым этапом в развитии русской литературы, а именно прозы. Чтобы понять, в чем заключается инновационность его творчества, необходимо изучить предшествующее развитие русской прозы. В XVIII веке русская литература в основном уделяла внимание организации стиха, и проза отступала на второй план, как отмечает Б. М. Эйхенбаум.
В XVIII веке русская проза, особенно в конце века, была миром нравоучительных, любовных и авантюрных романов, проникших в Россию из Западной Европы. С другой стороны, она имела связи с монументальными стихотворными жанрами, такими как философская ода и сатира. Поэтому в русской прозе того времени преобладали сатирические произведения (Новиков) и философско-публицистические (Радищев).
Перед Карамзиным возникает задача обновления русской прозы, а именно, преодоление традиций XVIII века. При этом Карамзин в первую очередь стремится сблизить прозу с сентиментальной поэзией, а во-вторых, обращается к повседневному и историко-бытовому материалу, придавая ему ярко выраженный моральный оттенок.
К началу 10-ых годов XIX века сентименталистская проза становится тенденцией, которую необходимо искоренить. Это и было сделано в русской прозе того времени: романтиками (Бестужев-Марлинский, Одоевский) и "дидактиками" (Нарежный, Булгарин).
Несмотря на значительные различия, например, на инсистирование романтиков на уникальности, оба направления имели много общего с Карамзиным: обращение к бытовому материалу у "дидактиков", сближение прозы с поэзией, только уже с романтической поэзией, у романтиков. К концу 20-ых годов и такая проза становится тенденцией.
В это время Александр Пушкин начинает работать над своим первым прозаическим произведением — недоконченным романом "Арап Петра Великого". Как мы уже знаем, до Пушкина русская проза стремилась быть похожей на поэзию. Однако основной принцип прозы Пушкина заключается в отказе от этого подобия, можно сказать, что он намеренно делает ее проще и более прямой.
Проблематика художественного произведения всегда зависит от цели, которую ставит перед собой автор, и от жанра. Пушкин, как преобразователь русской прозы, интересовался как частными проблемами русской жизни, так и более общими вопросами. При этом, рассматривая более частные проблемы, Пушкин использует жанр новеллы, а для более общих тем — романа и повести.
Среди проблем, на которые следует обратить внимание, можно выделить роль личности в ходе истории, взаимодействие дворянства и народа, а также проблему старого и нового дворянства (в романах "История села Горюхина", "Дубровский", "Капитанская дочка"). Предшествующая Пушкину литература, будь то классицистская или романтическая, формировала определенный, зачастую одномерный образ героя, где преобладала какая-то одна страсть.
Пушкин отвергает подобного героя и создает своего собственного. Пушкинский герой прежде всего — живой человек со всеми его страстями, кроме того, Пушкин явно отказывается от романтического героя.
Персонаж Алексей из романа "Барышня-крестьянка" на первый взгляд сочетает в себе все черты романтического героя: "Он первым из всех барышень появился в их жизни мрачным и разочарованным, первым говорил им о потерянных радостях и увядшей молодости; кроме того, он носил черное кольцо с изображением мертвой головы". Алексея сопровождает охотничья собака по имени Сбогар (как у главного героя Тургеневской повести "Жан Сбогар"). Однако сам Пушкин отмечает особенности своего героя: "Дело в том, что Алексей, несмотря на роковое кольцо, таинственную переписку и мрачный разочарованный вид, был добрым и страстным юношей с чистым сердцем, способным ощущать наслаждение невинности".
В романе "Дубровский" Пушкин перерабатывает тему благородного разбойника: главный герой мстит не за обиды, нанесенные бедным и обездоленным, а за смерть отца. Это отличается от романтического уклона и делает среднего человека основным персонажем прозы.
Это позволяет Пушкину выявлять типичные черты эпохи и обстановки, приближая его к Вальтеру Скотту. Произведения Пушкина отличаются разнообразием сюжетов: от бытового "Арапа Петра Великого" до фантастических "Гробовщика" и "Пиковой дамы".
Пушкин в своей прозе придерживался принципа объективности в изображении реальности. В отличие от романтиков, которые искажали события через свое воображение, усиливая трагический или героический эффект произведения, Пушкин выбирал другой путь.
Он отказывался от романтических сюжетов и обращался к обыденным темам. Но Пушкин не следовал примеру авторов нравоучительных романов XVIII века или сентименталистов. Он отвергал любые сентименталистские сюжеты, понимая, что большинство читателей не разделят его удовольствие от подробного описания свиданий, взаимных чувств и разговоров молодых людей.
Эти детали, вероятно, кажутся излишними, так что я их пропущу. ("Барышня-крестьянка"). Таким образом, Пушкин обычно не описывает чувства героев в подробностях, что было характерно для его предшественников. Пушкина интересует не только отдельные проявления жизни, но и жизнь в целом.
Поэтому сюжеты прозы Пушкина отличаются от сюжетов "дидактиков" и романтиков. Большинство прозаических произведений Пушкина имеют острую сюжетную линию, "накапливающуюся до развязки" (Б. М. Эйхенбаум). Ю. Н. Тынянов даже отмечает, что основой некоторых прозаических произведений Пушкина является анекдот ("Повести Белкина", "Пиковая дама").
Однако Пушкин специально замедляет развитие сюжета, используя сложную структуру, образ рассказчика и другие художественные методы. Все это необходимо для создания особой напряженной атмосферы в произведении, в которой эффект неожиданности еще более усиливается.
Иногда Пушкин берет сюжеты у других авторов, но значительно изменяет их, добавляет новых персонажей, новые детали, обращает внимание на другие аспекты сюжета. Так, "Рославлев", очевидно, напоминает роман М. Загоскина "Рославлев, или Русские в 1812 году", а "Метель" — новеллу Вашингтона Ирвинга "Жених-призрак" (эту параллель отметил Н. Я. Берковский).
Особенно интересной с точки зрения сюжета является незаконченная повесть Пушкина “Египетские ночи”. В этом произведении фактически отсутствует сюжет, но основная тема связана с взаимоотношениями поэта и общества, поэта и толпы, что делает ее явно стихотворной.
С другой стороны, стихотворения Пушкина, посвященные этой теме, не имеют четкого сюжета. Возможно, поэтому в “Египетских ночах” он отсутствует.
Краткость сюжета подразумевает краткость самого произведения. Действительно, у Пушкина нет крупных по объему произведений: самое большое из них — “Капитанская дочка” — занимает чуть более ста страниц.
Большинство прозаических произведений Пушкина отличается четкой композицией: они разделяются на главы или могут быть легко разделены на несколько частей, каждая из которых может рассматриваться как законченный сегмент. Подобное разделение часто достигается с использованием особых приемов повествования.
Например, рассказ "Станционный смотритель" можно разделить на три части, в каждой из которых рассказчик встречается со станционным смотрителем Самсоном Выриным. В прозе Пушкина часто можно выделить вступление и заключение. Во вступлении рассказывается предыстория произведения или даётся характеристика главных героев, например, в "Дубровском" или "Барышне-крестьянке".
Заключение всегда описывает дальнейшие судьбы героев. Иногда вступления нет, и действие начинается сразу (это особенно характерно для новелл, которые не требуют подробной характеристики героев). Это подчеркивает ритм и стиль пушкинской прозы ("Выстрел", "Гробовщик", "Пиковая дама").
Часто произведение остается открытым, не имея заключения ("Метель", "Гробовщик"), что отражает философский взгляд Пушкина на жизнь как на бесконечное явление без конца. Поэтому у пушкинских повестей нет окончания. Мы уже упоминали, что Пушкин использует различные композиционные приемы для замедления развития сюжета.
Среди этих приемов следует отметить введение в прозаический текст песен, стихов, даже документов ("Дубровский"). Интересным композиционным приемом является продолжение прозы стихами, что особенно часто можно увидеть в "Повестях Белкина" и "Путешествии в Арзрум". Приведем пример из "Барышни-крестьянки": "Поля свои обрабатывал он по английской методе:
Но на чужой манер хлеб русский не родится".
При всех значительных сокращениях расходов, доходы Григория Ивановича так и не увеличивались”. Такие методы не только замедляют развитие сюжета, но также характеризуют героя или среду, в которой он действует. Часто Пушкин использует такой художественный метод, как рассказ в рассказе или вставная новелла.
Этот метод необходим не только для замедления сюжета (как отмечает Борис Михайлович Эйхенбаум в своей работе “Проблемы поэтики Пушкина”), но и для столкновения в произведении различных точек зрения. Иллюстрацией этому могут служить “Повести Белкина”: они изданы Пушкиным, написаны Белкиным, а переданы им от разных лиц (титулярный советник А. Г. Н., подполковник И. Л. П. и т. д.), а в самих повестях встроены рассказы их действующих лиц.
Сложность рассказчика в прозе Пушкина является объектом особого внимания. Пушкин часто не только вводит в прозу условного рассказчика, но и описывает его, характеризует, выступает в роли издателя, что делает трудно различить авторские высказывания и высказывания рассказчика.
Нельзя считать их эквивалентными. Уже было сказано, что Пушкин противился лишенной смысла описательности в прозе. Однако описания природы и обстановки неоднократно встречаются в его прозе. Они, без сомнения, необходимы для создания особой атмосферы повествования, для характеристики внутреннего состояния героя.
Стремление Пушкина точно передавать природу всегда соответствует общему настроению его произведений. Примеры из "Барышни-крестьянки" и "Пиковой дамы" ярко это демонстрируют: "Рассвет светил на востоке, и золотые облака, будто ожидая солнца, словно дворцы ожидают царя; конечно, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птиц наполнили сердце молодой Лизы радостью детства" ("Барышня-крестьянка"). "Погода была ужасной: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты."
Герман стоял в одиночестве, не замечая ни мороза, ни снега” (“Пиковая дама”). Описания интерьера не только характеризуют героя, но и отражают общие нравы людей и даже эпоху. Важно помнить, что главный герой Пушкина представляет собой типичного человека.
Таким образом, каждая деталь играет ключевую роль в произведениях Пушкина, выделяясь и выполняя определенные функции в развитии сюжета и характеристике персонажей: “Я не буду описывать ни русского кафтана Андрияна Прохорова, ни европейского наряда Акулины и Дарьи, так как отступлю от общепринятого обычая, принятого нашими романистами.
Однако необходимо отметить, что обе девушки были в желтых шляпах и красных башмаках, что было характерно только для особых случаев (“Гробовщик”). Иногда целое произведение строится на одной детали: так поступил Пушкин в "Станционном смотрителе", где играется с историей блудного сына на картинках, висящих в комнате Вырина.
Для Пушкина важным был вопрос о слоге и языке прозы. В заметке "О причинах, замедливших ход нашей словесности" он писал: "Проза наша так мало еще обработана, что даже в простой переписке мы вынуждены создавать новые обороты для изъяснения обыденных понятий." Таким образом, перед Пушкиным стояла задача создания нового языка прозы.
Сам Александр Пушкин определил характерные черты такого языка в заметке "О прозе": "Точность и краткость — вот первые преимущества прозы. Она требует мыслей, и без мыслей блестящие выражения бесполезны". Именно такой стала проза Пушкина.
Простые двухчленные предложения без сложных синтаксических конструкций, незначительное количество метафор и точные эпитеты — вот стиль пушкинской прозы. Вот отрывок из "Капитанской дочки", типичный для пушкинской прозы: "Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка. Народ разошелся. Швабрин скрылся.
Я вернулся в дом священника".
Эту страницу посетили 18913 человек. Зарегистрируйся или войди, чтобы узнать, сколько людей из твоей школы уже списали это сочинение.
«Повести Белкина» Пушкина: герои, образ рассказчика, жанрово-стилевое своеобразие
Искусно отказываясь от заявления об авторстве, Пушкин создал сложную структуру стиля, состоящую из двух противоположных стилистических слоев — один возвышающийся к сентиментализму, описанию нравов, романтизму, а другой опровергающий, пародирующий. При этом Пушкин придерживается объективизма — информация о герое представлена как его собственными словами, словами его противника и от имени наблюдателя-рассказчика.
Совмещение повестей в один цикл заставляет задуматься о их уникальном жанровом своеобразии. Ученые склоняются к тому, что жанр близок к роману, хотя некоторые относят его к повести. Однако каждая из повестей представляет собой 5 уникальных новелл. Отличие между пушкинской и традиционной западной новеллой заключается в том, что первая имеет народно-эпическую тенденцию, в то время как вторая сочетает в себе эпические и европейские элементы.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Тематика и проблематика «Повестей Белкина»
Все пять рассказов цикла посвящены жизни простых людей, с их маленькими и большими проблемами, мечтами и надеждами. Жизнь в своей простоте и безыскусности прекрасна. Она полностью отражает реалии окружающего мира, далекие от высоких романтических идеалов.
В этих небольших произведениях А.С. Пушкин затрагивает несколько тем:
- положение "маленького человека" в обществе (рассказ "Станционный смотритель");
- любовь ("Метель", "Барышня-крестьянка"),
- социальные противоречия и нравственность ("Выстрел"),
- стремления и желания простых ремесленников (рассказ "Гробовщик").
В творчестве Пушкина нет четкого разграничения между положительными и негативными персонажами. Каждого героя писатель показывает во всех его аспектах, во всей их многогранности.
Примечание 2
Пушкин не объясняет поступки своих героев, оставляя читателям возможность сделать свои собственные выводы.
Характеристика героев цикла «Повести Белкина»
Нельзя определить одного главного героя цикла. Каждая повесть имеет своего главного героя. Но есть персонаж, который объединяет все эти истории – Иван Петрович Белкин. Белкин – персонаж-повествователь, помещик села Горюхина. Известно, что он родился в 1879 году, в семье секунд-майора.
Деревенский дьячок учил Белкина, через которого герой пристрастился к сочинительству.
В 1815-1823 гг. Белкин служил в егерском полку. В 1828 году он умер от лихорадки, не дожив до публикации повестей.
При создании образа Белкина Пушкин использует ряд литературных приемов. Так, историю жизни помещика читатель узнает из письма «почтенного мужа», к которому издателя отправила Мария Алексеевна Трафилина, ближайшая родственница Белкина. Все истории читатель узнает именно от Белкина.
Персонажи Пушкинских произведений сильно различаются между собой. Ярким примером этого является Сильвио, главный герой повести "Выстрел", который одержим местью и является офицером-дуэлянтом. Полковник И.Л.П. рассказал Белкину о Сильвио, от лица которого ведется повествование. Сначала он описывает свои личные впечатления от встречи с героем, затем пересказывает эпизод со слов графа Т. Сильвио – неприкаянный романтик, который не находит своего места в жизни.
Основной героиней повести "Метель" является Марья Гавриловна, молодая романтичная девушка, воспринимающая жизнь как литературное произведение. Все персонажи повести "Метель" заражены романтическим взглядом на мир. Они стремятся прожить жизнь, подобно литературному роману, но каждый раз сталкиваются с неудачами.
Марья Гавриловна рассматривает возможность создания чего-то романтического из-за своей любви. Родители ее избранника неодобрительно относятся к нему. Однако, наша героиня решает вступить в брак с ним тайно, надеясь, что после этого ее родители сначала разозлятся, но потом примут его. Но жизнь всегда имеет свои планы, которые не всегда соответствуют нашим ожиданиям.
Адриян Прохоров, главный герой повести "Гробовщик", работает гробовщиком в Москве. Этот мужчина мрачен и не находит радости в ничем, даже после переезда своей семьи в их новый дом на Никитской. Он мучается вопросом — если купчиха Тюрина, находящаяся на грани смерти, умрет, вызовут ли его, учитывая то, насколько далеко его дом от ее. Мрачность Прохорова не связана с постоянным окружением смерти, а скорее с тем, что вся его жизнь сводится только к выгоде, которую он может получить.
Самсон Вырин, главный герой повести "Станционный смотритель", отличается от других персонажей своей уникальностью. После того, как его жена умерла, все заботы о доме легли на плечи его дочери, Дуни. Минский, пораженный красотой девушки, увозит ее с собой, и Вырин отправляется за ней. Сначала Минский пытается дать Самсону деньги, но после того, как Дуни появляется и теряет сознание, он прогоняет его.
Брошенный отец погружается в пьянство и умирает в одиночестве.
Герои повести "Барышня-крестьянка" подвержены романтическим мечтаниям. Знания главной героини о жизни основаны на книгах, но ее чувства свежи и переживания остры. Лиза обладает сильным и ярким характером.
Краткий анализ
Прежде чем приступить к изучению анализа, рекомендуется ознакомиться с оригинальным произведением Ивана Петровича Белкина.
Год написания – 1830 год.
История создания – Цикл написан в селе Болдино, наряду с другими произведениями Пушкина, от лица вымышленного рассказчика Ивана Петровича Белкина.
Тема – Автор затрагивает различные темы, такие как любовь, нравственность, общественное положение и социальные противоречия.
Композиция – Все повести отличаются простым сюжетом, отсутствием лишних деталей, недоговоренностями и интригой сюжета.
Жанр – Рассказы.
Направление – Романтизм («Выстрел», «Гробовщик»), сентиментализм («Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка»).
История создания
В 1830 году осенью Александр Сергеевич остался в селе Болдино из-за вспышки холеры. Этот сезон всегда придавал поэту вдохновение и дарил ему творческую энергию. По его словам, осенью ему всегда лучше всего удавалось писать в деревне.
Три месяца, проведенные в Болдино, были очень продуктивными для Пушкина: он закончил роман "Евгений Онегин", написал поэму "Домик в Коломне", несколько драматических сцен, более 30 стихотворений. В этот же период он написал цикл повестей под названием "Повести Белкина", в который вошли пять небольших произведений: "Выстрел", "Метель", "Станционный смотритель", "Гробовщик", "Барышня-крестьянка".
Материал для повестей Пушкин брал из своих воспоминаний, преданий и бытовых эпизодов, замеченных им в жизни друзей и совершенно незнакомых людей.
Сущность названия сборника довольно легка – для своего первого прозаического произведения Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его Ивану Петровичу Белкину, вымышленному человеку, да еще и усопшему. Он предположительно собрал эти "простые" повести, при этом записал их от различных рассказчиков, которых названы в предисловии, обработал их по своему усмотрению. Пушкин здесь скрывается за двойной цепочкой наивных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования. За этим ложным авторством Белкина проглядывается народная Россия.
В чем особенность пушкинских повестей
Webkonspect.com — это интернет-ресурс, который объединяет элементы социальной сети и создан специально для помощи студентам в их учебной деятельности.
На этом сайте вы сможете легко создать свой собственный конспект, который облегчит вам учебу.
Какой пользы может принести webkonspect.com:
- Простота создания и редактирования конспекта (всего лишь 200 вопросов в 3 клика).
- Возможность просмотра конспекта без подключения к интернету.
- Удобный текстовый редактор, который позволит вам форматировать текст, создавать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
- Возможность совместного создания конспекта с друзьями или одногруппниками.
- Webkonspect.com — надежное место для хранения небольших файлов.
Общий обзор сайта:
Гений литературы – Александр Сергеевич Пушкин
Творчество Пушкина отличается от всех произведений русской литературы 19 века: его стиль – ясный, лаконичный и выразительный. Разберем основные произведения, их характеристики и героев.
Это часть интерактивных уроков, разработанных образовательной платформой Level One при участии ведущих российских экспертов.
Еще 500 уроков по 15 различным темам – от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии доступны на levelvan.ru/plus
Доктор филологических наук, ведущий образовательного проекта «Открытая кафедра» в Новосибирске.
5 минут —>
Давайте рассмотрим прозу Пушкина, начиная с "Повестей Белкина"
✍️ Пушкин как прозаик ориентировался не на романтиков, а на Вольтера и французскую классическую традицию. В 1822 году в наброске статьи "О прозе" были сформулированы принципы будущего стиля: "Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей, а без них блестящие выражения ни к чему не служат".
В 1830 году был опубликован цикл "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Книга вышла без указания имени автора, чтобы поддержать игру. Пять текстов в сборнике приписаны вымышленному помещику Белкину.
Мы знаем немного о Белкине: в предисловии книги «издатель» рассказывает, что ему с трудом удалось найти краткую биографию писателя. Белкин каждую повесть снабдил пометкой «слышано мною от такой-то особы». Значит, у каждой истории есть как минимум три вымышленных автора: устный рассказчик, Белкин, издатель — и за всеми ими реальный автор, Пушкин. К ним добавляются вставные рассказы персонажей.
Повести расположены в следующем порядке:
➖ «Выстрел». Отставной военный вспоминает о загадочном Сильвио: его тайна — в истории мести и отложенной дуэли. ➖ «Метель». Тайная свадьба из-за типичной пушкинской инфернальной метели приводит к недоразумениям — сначала трагическому, а потом и счастливому. ➖ «Гробовщик». Похоронный предприниматель Адриан Прохоров переезжает на новое место.
Во время праздника он вдруг решает сделать тост в честь клиентов, которые ушли из жизни — они появляются в его кошмарах. ➖ "Поездной сторож". Дочь скромного сторожа на станции убегает с гусаром. Погибший от горя отец уверен, что ее судьба ужасна, но после его смерти оказывается, что она вышла замуж и богата. ➖ "Дама-крестьянка". Лиза переодевается в крестьянку, чтобы встретиться с молодым соседом. Их семьи враждуют, но молодые влюбленные одержат победу, и все закончится помолвкой и примирением.
Повести Белкина — это короткие рассказы о различных событиях, которые имеют решающее значение для их развития, содержат минимум персонажей и деталей, их интрига достигает неожиданной развязки. У каждой из них своя уникальная атмосфера. В «Выстреле» — темный герой в стиле Байрона. В «Метели» и «Гробовщике» играются готические мотивы, в «Станционном смотрителе» и «Барышне-крестьянке» — сентиментальные мелодрамы (последние две повести противоположны по эмоциональной окраске).
Мир Белкина — простой и ничем не выдающийся. Вторжение необычного — загадки, сны, роковые ошибки, притворства — на время нарушает устоявшийся порядок, но в конце концов всегда восстанавливается нормальное положение вещей. Пушкин пародирует модное увлечение экстраординарными событиями, страстями и тайнами. Возможно, Белкин пытается писать о романтических сюжетах, но его стиль не романтический и не сентиментальный.
В поколении Достоевского начали ценить "Повести Белкина". В 20 веке они стали возвращаться, рассматриваясь как нереализованный потенциал русской прозы. Ярким примером служит "Талисман" Михаила Зощенко, "шестая повесть Белкина".
Читать Закрыть —>
текст • 5 мин —>
«Дубровский» — это первый прозаический роман Пушкина. Написанный в 1833, он остался неоконченным и был опубликован только в 1841.
Пушкин попробовал себя в популярном для западной литературы жанре "разбойничьего романа". Он обращается к легендам о Робин Гуде и к драме Шиллера "Разбойники". В центре сюжета — образ "благородного разбойника": герой, оказавшийся вне закона не по своей воле, следует кодексу чести и вызывает симпатию у читателей. Конфликт между неправедной властью и высокими принципами часто сопровождается историей любви с препятствиями.
В роли разбойника в романе Пушкина выступает молодой дворянин Владимир Дубровский. В начальной ситуации конфликта не он является главным участником, а его отец. Противостоящими сторонами являются «старый русский барин» Кирила Петрович Троекуров, известный своими жестокими шутками, и Дубровский-старший, которого оскорбляет шутка псаря. Именно с этого момента начинается вражда, в результате которой Троекуров побеждает и отбирает имение у Дубровских.
Впоследствии молодой Дубровский приезжает к униженному отцу и начинает мстить с романтическим размахом: поджигает бывшее отцовское имение и сеет ужас в округе. Однако по законам трагического столкновения Владимир влюбляется в дочь Троекурова, Машу Дальнейшая судьба героев остается в тайне, так как третий том романа остался лишь в кратких планах.
❤️ В Дубровском проявляются образы романтического бунтаря и трагического героя, судьба которого предопределена роком. Когда он раскрывается перед Машей, он говорит: "Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах" — для героя это необычное решение стать разбойником кажется единственным спасением.
Подобно "Онегину", с появлением героини баланс в тексте становится в ее пользу. Марья Кириловна, хоть и выросла в другом окружении, похожа на Татьяну: она выросла в уединении, и ее внутренний мир сформирован библиотекой с французскими романами. Пушкин пародирует сюжет сентиментального романа о мезальянсе: барышня влюбляется в учителя. Под маской скромного учителя скрывается Дубровский, который также не подходит ей, но не из-за происхождения, а из-за конфликта. Марья нарушает весь ход событий: влюбленный герой отказывается "от мщения, как от безумства".
"Дубровский" часто ассоциируется с неудачей Пушкина: он является почти бульварным романом, менее глубоким и более мелодраматичным, чем другие произведения Пушкина. Однако, помимо эксперимента с популярным жанром, роман также интересен своим заданием конфликта. Разногласия между Троекуровым и Дубровским не сводятся к обычной ссоре — сталкиваются два несовместимых взгляда на жизнь, на границы дозволенного и социальные иерархии. И сам молодой Дубровский — редкий пример деятельного и решительного героя в истории русского романа.
Читать Закрыть —>
Телеграм-канал Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
«Дочь капитана» — это самое объемное произведение в прозе Пушкина. Ее называли то повестью, то романом: в настоящее время предпочитают называть «романом», хотя она отличается от классических русских романов краткостью и отсутствием сложных сюжетных линий.
✍️ В 1832 году Пушкин начал работу одновременно над двумя текстами: художественным и документально-историческим. Оба посвящены событиям конца 18 века — восстанию Емельяна Пугачева. Пушкин работал с архивными документами, посещал Казань и Оренбург, планируя написать "Историю Пугачева" — замысел проблематичный для цензуры, но очень важный с точки зрения пушкинского взгляда на историю. В 1834 году вышла "История пугачевского бунта", а в 1836 году был завершен рукописный вариант "Дочь капитана".
❓ В чем между ними различие?
В книге "История Пугачевского бунта" собраны разнообразные свидетельства. Пушкин тщательно изучал источники и обнаружил разрыв между точками зрения "сверху" и "снизу". Не только позиции сторон конфликта различаются. Рациональное представление о Пугачеве как политике-авантюристе отличается от народных легенд, в которых он является главной надеждой на спасение. Пушкин внимательно и трезво исследует эту тему, пытаясь разобраться в том, почему вокруг обычного человека разгорелось восстание.
"Капитанская дочка" написана от первого лица. Главный герой и рассказчик, Петр Гринев, случайно оказывается в центре исторических событий, но его цель — не анализировать, а просто и честно рассказать свою историю. Сюжет его рассказа связан с историей счастливой любви и брака — отсюда и название романа.
В комедиях и сказках, подлинное изложение завершается свадьбой, где влюбленные персонажи преодолевают все трудности. Пугачев для рассказчика — это не только историческая личность, но и загадочный ключ к личному сюжету.
Как и в «Повестях Белкина», наличие фиктивного рассказчика позволяет Пушкину манипулировать несколькими уровнями текста. Гринев — человек 18 века, и, хотя текст написан современным языком, в речи и мышлении рассказчика, в литературных отсылках воссоздается образ другой эпохи.
Значительным является и разрыв между рассказчиком Гриневым и героем Гриневым. Историю ведет взрослый человек, иронично вспоминая свои юношеские ошибки и приключения.
Основная идея романа заключается в выражении этой цитаты: «Сохраняй свою честь с детства». Для главного героя самое главное — соблюдать кодекс чести, даже когда он оказывается в опасных или морально сложных ситуациях. Гринев всегда проверяет себя на соответствие этому кодексу. Со стороны можно было бы подумать, что он выглядел бы как более возвышенный благородный герой, но Гринев-рассказчик предпочитает быть скромным и не расхваливать себя, вместо этого он рассказывает о своих страхах и сомнениях.
Роман "Капитанская дочка" отличается от традиционного исторического романа: Пугачев внес в текст не реальные отсылки, а скорее сказочные элементы. Он уникален тем, что играет роль как сказочного злодея, представителя злых сил, так и волшебного помощника главного героя.
Во второй главе "Вожатый" появляется Пугачев. Заблудившиеся герои видят в мутной метели темную фигуру, напоминающую и волка, и человека. Таинственный незнакомец помогает им выбраться, но Гриневу приснится жуткий сон, в котором его отца заменил "мужик с черной бородой". В реальности герой отдает свой заячий тулуп замерзшему вожатому, и рассказчик объясняет читателям, что в это время начинается восстание и вожатый оказывается самим Пугачевым.
Пушкин поэтически размышлял о том же вопросе, который беспокоил его как историка и исследователя: чтобы понять бунт, нужно обратиться к народной мифологии.
Читать Закрыть —>
текст • 5 мин —>
Во время второй осени Болдино, вместе с "Медным всадником" и "Историей Пугачева", была написана и опубликована повесть "Пиковая дама" Пушкиным в 1834 году. Она пользовалась большим успехом у современников поэта.
Сюжет "Пиковой дамы" напоминает романтическую готику, с ее тайной, роком и неопределенностью фантастики и реальности. Некоторые видят влияние фантастических повестей Гофмана. Главный герой, Германн (или Герман), хоть и холоден и рационален, но цепь случайностей в конце концов ведет его к безумию.
Под влиянием своего друга Томского, Германн узнает о тайне "трех карт" от бабушки Томского, которая когда-то была знаменитой светской львицей. Он овладевает идеей узнать секрет этой игры, но, когда он кажется, что он на пороге победы, одна карта — пиковая дама — ломает всю игру и приводит его к отчаянию.
В рассказе детально описываются наиболее популярные в то время карточные игры. Подробнее об их правилах и возможных значениях можно прочитать в статье, написанной Анатолием Королевым.
⚡️ Особенно опасной игрой оказывается фараон — простая игра, построенная на случайности. Германн надеется, что с помощью таинственного правила он сможет победить хаос игры, но в итоге хаос овладевает самим его сознанием. Особое значение имеет также гадание на картах: в эпиграфе приведена цитата из "Новейшей гадательной книги": "Пиковая дама означает скрытую враждебность".
Сказка могла бы развернуться в комедию: вначале рассказа игра только развлечение. Зловещий оттенок текст приобретает из-за разрушительной мании Германна. Он соблазняет юную подопечную графини Лизы, преследует старуху и пугает ее до смерти. Позднее Томский поражает Лизу мрачным описанием Германна: "Этот Германн, — продолжал Томский, — лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодеяния".
Германн — первый "наполеонический" герой в русской прозе (к нему присоединятся Чичиков и Раскольников): речь не о сходстве с историческим лицом, а о мифологии успеха любой ценой и сверхчеловеческих претензиях. Желания Германна при этом приземленные и простые, он мечтает только о богатстве.
️♀️ Персонаж старой графини в романе — остаток эпохи великих приключений и загадок 18 века. Она основана на княгине Наталье Петровне Голицыной, звезде дворовых интриг 18 века: во время написания "Пиковой дамы" ей было около 90 лет, как и героине романа. Графиня узнала о загадочных картах от Сен-Жермена — известного авантюриста, алхимика и шпиона. То, что имена Жермен и Германн — варианты одного имени, может быть намеком на фатальный поворот событий.
✍️ В "Пиковой даме" мистический сюжет контрастирует с ясным стилем Пушкина — в этом романе Пушкин даже более краток, чем обычно. Короткие, точные эпитеты и предложения передают шаг за шагом движение к неизбежному завершению: "Время шло медленно. Все было тихо."
Двенадцать ударил в гостиной; каждые часы прозвучали двенадцать раз в другой комнате, и снова все стихло. Германн стоял, прислонившись к холодной печке. Он был спокоен; его сердце билось ровно, как у человека, решившегося на что-то опасное, но необходимое.
Читать Закрыть —> текст • 5 мин —>
✍️ Давайте прочитаем незаконченный текст Пушкина «Мы проводили вечер на даче. »
Время прочтения 〰️ 12 минут
Анна Ахматова считала, что его можно читать не как отрывок, а как завершенное произведение — а как думаете вы?
1830
Первое произведение Пушкина в жанре прозы. Простые истории о воздействии случая, где автор скрывается за литературными персонажами. Современники не оценили "Повести Белкина", но потомки увидели в них начало великой русской прозы.
Что представляет собой данная книга?
В книге с названием «Сборник произведений Ивана Петровича Белкина, изданный А. П.» можно найти пять рассказов о жизни в провинции и Москве, рассказанных разными людьми переданным составителю Белкину. «Выстрел» — это история о длительной дуэли, в которой сталкнулись самолюбие, храбрость и месть. «Метель» — это забавная история о странном браке, который неожиданно завершился встречей главной героини с незнакомцем, с которым ее обручили летами ранее. «Гробовщик» — это рассказ о темном и печальном профессионале похоронной службы, которому во сне являются его обманутые клиенты. «Ты не узнал меня, Прохоров, — сказал скелет. — Помнишь ли отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина, того самого, которому, в 1799 году, ты продал первый свой гроб — и ещё сосновый за дубовый?»
Всегда женское сердце тягостно перед тайной, какого бы она ни была рода Александр Пушкин
«Смотритель станции» — это новая версия истории о «блудной дочери», которая сбегает в Петербург с гусаром, несмотря на волю своего отца, и, к удивлению отца, она не становится позором, а выходит замуж и появляется на могиле своего отца, который умер от горя, на карете с шестью лошадьми, тремя маленькими барчатами и кормилицей, а также с черной моськой». «Барышня-крестьянка» — это счастливая версия «Ромео и Джульетты» в русской деревне. У враждующих соседей есть сын и дочь; богатая Лиза переодевается в крестьянку, чтобы познакомиться с молодым человеком; страстные свидания заканчиваются тем, что барышня раскрывает свою личность, семьи примиряются и обещается помолвка. «Читатели должны избавить меня от описания развязки». Развязка не описана здесь, но понятна. В других случаях Пушкин следует законам Аристотеля: вступление, развитие действия, кульминация и развязка. Однако в структурном плане "Повести Белкина" очень разнообразны по тематике и эмоциональной окраске.
kovalerova
Первые законченные прозаические произведения Пушкина – Повести Белкина. В их число входят такие произведения, как “Выстрел”, Станционный смотритель, Метель, Гробовщик, Барышня-крестьянка. Они объединены предисловием, написанным самим Пушкиным, где он выступает в роли публикатора и приписывает авторство провинциальному помещику Белкину, который, в свою очередь, указывает, что истории были рассказаны разными людьми.
Сюжеты произведений разнообразны: Смотритель – титулярный советчик, Выстрел – военный, Гробовщик – приказчик, Метель, Барышня-крестьянка – девицей. И исходя из этого, меняется как стиль, так и язык написания. Например, рассказ Барышни-крестьянки, рассказанный девицей, напоминает французский роман с сюжетом о переодевании.
Отказавшись от авторства, Пушкин создал многоуровневую стилевую структуру, противопоставляя романтизм и пародию на него, что создает ощущение реальности происходящих событий. Объединение повестей в цикл определяет их жанровое своеобразие, скорее всего, это 5 новелл, отличающихся от западных новелл тем, что у пушкинских новелл преобладает народно-этическая тенденция. За цепочкой простодушных рассказчиков скрывается большая свобода повествования и возможность выразить собственное мнение.
Поскольку ПБ рассказываются как простые и увлекательные истории о обычных людях простого звания, а рассказчик — маленький человек, то они изображают низшее, простое Россию с реальными проблемами. Тема всех повестей — счастье человека в народном понимании. В ПБ показано, как обычные люди через несправедливость и препятствия стремятся обрести своё счастье.
Так, в "Выстреле" Сильвио стремится отомстить графу за то, что тот имел всё. Он потратил всю свою жизнь на ожидание мести и поиски счастья, но пощадил врага и выстрелил 2 пули в картину — поставив точку.
"Метель" — это история о желании счастья и чувстве долга, которая получает свою награду.
Гробовщик — Адриан Прохоров обижается тем, что его отвергают общество из-за его профессии, и он ищет утешения у своих клиентов. Узнав, что это был лишь сон, он становится очень радостным.
Фильм "Барышня-крестьянка" рассказывает о преодолении вражды между отцами и о возможности настоящего счастья между их детьми.
"Станционный смотритель" является вершиной и центром цикла, где сентиментализм сменяется реализмом. Здесь описывается жизнь станционного смотрителя со всеми радостями и горестями, а также две основные темы: история блудной дочери и жизнь маленького человека — Самсона Вырина, который отказывается примириться со своей судьбой.
Описывается его внешность, страдания и пьянство, а также его смерть. История Дуни имеет логическое развитие: возвращение блудной дочери, прощение и раскаяние на могиле. Однако есть некоторые особенности, например, Метель и Барышня-крестьянка написаны в виде пародии на романтические романы, а Гробовщик наполнен романтической таинственностью и мистификацией, которая развеивается в конце, когда выясняется, что это всего лишь сон пьяного гробовщика. Ничего не изменилось в его жизни, и он снова требует своего чаю и бранит горничную.
В романе "Выстрел" главный герой уходит в прошлое, чтобы поставить точку и погибнуть в сражении, что делает его по-настоящему романтичным. Следовательно, можно утверждать, что данный роман представляет собой переход к реализму.