Коммуникативная сфера в микросреде отличается значительной динамичностью и многообразием форм взаимодействия. Особое внимание следует уделить такому явлению, как нарушенные формы коммуникации, которые могут проявляться в различных контекстах, например, в семьях или малых группах. Эти нарушения зачастую вызваны недостатком информации, психологическими барьерами или различиями в восприятии, что может приводить к конфликтам и недопониманию между участниками общения.
Специфика общения в таких микросредах требует от всех участников повышенной внимательности и эмоциональной чуткости. Применение активного слушания, ясное самоизложение мыслей и использование ненасильственного общения помогают смягчить влияние нарушений, создавая более комфортные условия для взаимодействия. Таким образом, важно развивать навыки эффективного общения, чтобы минимизировать риски и укреплять взаимопонимание.
Особенности коммуникации в психокоррекционных группах
Маленькие группы, специализирующиеся на психокоррекции, обычно привлекают людей, которые регулярно встречаются в течение определенного периода. Основная цель таких групп — обмен опытом, получение информации о себе и возможностях улучшения социальных навыков и преодоления эмоциональных проблем.
Группы психокоррекции (иногда их называют тренинговыми и терапевтическими) не являются простой копией естественных групп. Они скорее символизируют созданную психологами искусственную реальность, приносящую конкретную пользу. Такие группы возглавляет специально назначенный руководитель, который выполняет такие ролевые функции, как эксперт (специалист, комментатор), катализатор, аранжировщик (помощь в тупиковых ситуациях), образцовый участник (в зависимости от формы работы с группой может занимать позицию как активного участника группы, так и аутсайдера). Однако, пожалуй, самая важная функция руководителя заключается в создании коммуникационного пространства для группы.
Обычно психокоррекционные группы делятся на четыре категории: группы для организационного развития или решения проблем; группы для обучения руководителей и развития межличностных навыков; группы для личностного развития; терапевтические группы.
Преимущества работы в группе определяются спецификой места, которое занимает малая группа в обществе: с одной стороны, межличностное взаимодействие, а с другой — группа в известной степени является миниатюрной моделью общества. Поэтому опыт, приобретенный в специальной среде, часто может быть успешно использован и во внешнем мире.
Для полного понимания важной роли, которую играют участники (и лидер) в группе, необходимо проанализировать процесс взаимодействия. Этот анализ широко применяется для изучения групп в лабораторных условиях и исследования реальных психотерапевтических групп. Наблюдения за вербальным и невербальным общением в коррекционных группах выявили два типа поведенческих функций, необходимых для успешного функционирования группы: функции решения задач и функции поддержки.
Функции решения задач представлены процессами, направленными на достижение определенных целей.
Особенности коммуникативной сферы у лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития статья
Данная статья посвящена особенностям коммуникативной сферы у лиц, страдающих интеллектуальными нарушениями.
Коммуникативные особенности у лиц
с тяжелыми нарушениями развития.
Одной из ключевых проблем детей с множественными нарушениями развития является приобретение навыков и умений в области коммуникации. У человека общение возникает раньше, чем другие психические процессы, и присутствует во всех сферах деятельности. Общение оказывает влияние на психическое развитие ребенка и формирует личность в целом.
При отсутствии достаточного общения из-за социально-психологической депривации скорость формирования психических процессов замедляется. У детей замедляется развитие психических процессов и формирование речевой активности. Это препятствует развитию речевой и когнитивной активности, усвоению знаний, навыков и умений.
У многих детей с множественными нарушениями развития отмечается низкая потребность в общении с взрослыми во всех видах деятельности. В первые годы жизни они проявляют пассивность. У таких детей часто возникают сложности не только с использованием собственной речи, но и с пониманием обращенной к ним речи взрослых. Это может быть связано с нарушением интеллекта или анализаторных систем.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью часто имеют серьезные проблемы с развитием своей речи. Уровень этих проблем обычно соответствует общему уровню их умственного развития. У некоторых детей можно наблюдать бессмысленный поток слов, которые они просто повторяют из ранее услышанных источников. У других детей речь либо вообще не появляется, либо очень медленно развивается в течение нескольких лет. Дети с умственной отсталостью плохо понимают чужую речь и обычно могут улавливать только тон, интонацию, мимику и отдельные слова, связанные с их окружением и потребностями.
Часто у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью могут быть серьезные проблемы с развитием речи в вербальной форме. Они могут говорить только на уровне слога, слова, предложения или даже менее, и часто у них имеются проблемы с произношением. (Шипицина Л.М., 2004).
Недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи характерно для детей с множественными нарушениями развития и может проявляться в нарушениях звукопроизношения, связанных с недоразвитием аналитико-синтетических процессов, самоконтроля и фонематического восприятия, а также артикуляционной моторики различного генеза (Шипицина Л.М., Михайлова Е.В., 2012).
Изучение высшей нервной деятельности лиц с умственной отсталостью показало нарушение у них регулирующей функции речи (Липакова В.И., Малер А.Р., Марциновская Е.Н., Цикото Г.В. и др.) (Бориснёв С. В., 2003).
Важно, чтобы ребенок с нарушением интеллекта учился общаться. Умение выражать свои желания, просить о помощи и реагировать на слова других людей поможет ему быть частью общества. Эти навыки помогут ему адаптироваться к окружающему миру. (Шипицина Л.М., 2004).
Для успешной социализации и интеграции людей с множественными нарушениями развития необходима комплексная система психолого-педагогической коррекции, которую предоставят педагоги и члены семьи.
Исследование, проведенное в институте специальной педагогики и психологии (Шипицина Л.М. и др., 2002), показало, что у некоторых лиц (примерно 4-5% подростков и юношей) отсутствует умение говорить. Некоторые молодые люди понимали речь окружающих, но сами почти не общались, используя только жесты и отдельные слова.
Лица в возрасте от 11 до 19 лет, прошедшие обследование, имели очень слабые речевые способности. Среди лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью были выделены 3 группы: ситуативное общение с использованием жестов и отдельных слов; ситуативное общение без помощи жестов, но с использованием фразовой речи; невербальное общение с наличием связной речи.
Непонимание обращений со стороны таких людей вызывает у окружающих состояние фрустрации и агрессии. Однако систематическая коррекционная работа по развитию коммуникативной сферы у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью приводит к улучшению результатов – они начинают лучше общаться и развивают отношения со взрослыми и сверстниками. Наиболее положительные результаты достигаются у подростков и юношей в возрасте от 12 до 18 лет. Показатели межличностного взаимодействия с родными, сверстниками и педагогами улучшаются даже у лиц с тяжелой умственной отсталостью (Шипицина Л.М., 2004).
Библиография
- Акатов Л.И. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические аспекты: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательство "ВЛАДОС", 2003. — 368 стр.
- Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – Санкт-Петербург, 2011
- Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Издательство "ЮНИТИ-ДАНА", 2003.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как оказать помощь «особенному» ребенку. Книга для педагогов и родителей. — Санкт-Петербург, 2000.
- Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Санкт-Петербург, 2003.
- Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. Учебное пособие. Москва, 1985.
- Фрост, Бонди: Альтернативная коммуникация с использованием карточек (PECS)// Теревинф. – 2011. 416 с. 16.
Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб., 2000.
Лечение коммуникативных расстройств
Для устранения коммуникативных расстройств необходимо использовать разнообразные методы и стратегии, как, например,
- Диагностика и оценка. Перед началом терапии необходимо провести диагностику и оценку коммуникативного расстройства. Только после этого специалисты смогут определить индивидуальные потребности пациента и разработать подходящий план лечения
- Реабилитационная терапия. Работа логопедов считается одним из ключевых методов коррекции коммуникативных расстройств. Они помогают пациенту развивать навыки общения, улучшают произношение, грамматику и расширяют словарный запас. Занятия у логопеда могут проводиться как индивидуально, так и в группе.
- Для людей с коммуникативными нарушениями установление социальных связей и взаимодействие с окружающими могут быть затруднительными. Важную роль в этом процессе играют различные методики социальной тренировки, включающие ролевые игры, обучение распознаванию эмоций и развитие навыков общения.
- Использование современных технологий, таких как специализированные приложения и программы, может оказаться эффективным в лечении коммуникативных расстройств. Они способны помочь улучшить коммуникацию, развить навыки речи и общения. В нашем центре успешно применяется метод биоакустической коррекции.
- Важность поддержки родителей и семьи. Близкие играют ключевую роль в успешном лечении коммуникативных расстройств. Помощь, обучение и вовлечение родителей в процесс реабилитации способствует созданию благоприятной среды для пациента.
- Психологическая помощь. Коммуникативные расстройства могут серьезно повлиять на эмоциональное состояние человека. Психологическая поддержка, включая терапию или консультации, может быть полезной для смягчения эмоциональных трудностей и стресса, связанного с расстройством.
Комбинация этих подходов и стратегий способствует улучшению коммуникации у людей с коммуникативными расстройствами. Важно помнить, что каждый пациент уникален, и его лечение должно быть персонализированным и адаптированным под его потребности.
Вы можете оставить заявку на нашем веб-сайте или связаться с нами по телефону +7 (921) 999-18-21.
Коммуникативная среда и сферы коммуникации
Большая часть окружающего нас мира, в котором мы живем, также является средой для общения. Некоторые объекты и явления могут использоваться для коммуникации, в то время как другие специально созданы для передачи сообщений.
Исследователи обращают внимание на различные аспекты области коммуникации. Повседневное общение (в основном межличностное) считается традиционной сферой. Однако развитие психоанализа, нейролингвистического программирования, а также появление служб семейной и подростковой психологической помощи приводят к возникновению новых проблем и задач в области коммуникации.
В нашей стране в последнее время активно развивается сфера производственной коммуникации, исследования ведутся как в области инженерной психологии, так и в направлении коммуникативного менеджмента и прикладной риторики. Взаимодействие между руководителями и подчиненными, коммуникация сотрудников в рабочей среде, а также оформление служебной документации — все эти аспекты играют важную роль в успехе предприятия.
Развивающиеся рыночные отношения страны сделали акцент на бизнес-коммуникацию или деловое общение. Это привело к публикации учебной литературы по коммуникации и культуре общения, что способствовало распространению коммуникативных знаний и методов, даже в упрощенной форме.
Исследование научного дискурса уже давно представляет собой объект изучения для ученых. В настоящее время исследователей интересуют различные проблемы, начиная от создания виртуального глобального научного сообщества через интернет и заканчивая организацией научных конференций и конгрессов. В некоторых странах организация научной коммуникации стала предметом бизнеса, что открывает новые перспективы для исследования.
Сфера образовательного дискурса также изменяется в связи с развитием рынка образовательных услуг, ростом потребности в рекламе и PR в образовательных учреждениях. Деятельность образовательных учреждений, связанная с привлечением студентов, профориентацией, консультированием и тестированием, является основной составляющей их коммуникации с потребителями.
Взаимодействие международных актеров может происходить на различных уровнях, включая официальную (традиционную) дипломатию и народную (современную) дипломатию. Обширная литература посвящена особенностям межкультурного общения, дипломатическому этикету, протоколу и другим аспектам.
Недавно специалисты из области коммуникации, лингвистики, психологии и других общественных наук начали изучать медицинский и юридический дискурсы. Известно, что "слово лечит", и это заставляет нас задуматься о том, каким образом это происходит и как правильно общаться. Разговор между врачом и пациентом должен быть тщательно спланирован, иначе могут произойти ограниченные случайности.
Область религиозной риторики служит потребностям общения в храме. Здесь Важны понимание и толкование, ведь наука герменевтики (теория интерпретации) возникла из необходимости разъяснения древних текстов Священного Писания.
Этапы коммуникативного процесса
Эксперты в области психологии выделяют 5 этапов в процессе коммуникации:
- Этап представления. Отправитель ясно представляет себе мысль, которую хочет передать получателю.
- Этап воплощения. Он выражает эту мысль в виде слов, жестов или символов.
- Этап передачи. Информация передается получателю через выбранный канал связи.
- Этап интерпретации. Получатель декодирует информацию и преобразует ее в свои мысли (иногда не такие, какие ожидал отправитель).
- Этап обратной связи. Получатель реагирует на сообщение, а отправитель интерпретирует эту реакцию.
Просматривая этот список, легко понять, что на каждом этапе коммуникационного процесса могут возникать помехи, искажающие смысл информации.
Средства передачи информации
Существует два способа передачи информации: устный и невербальный. Рассмотрим их подробнее.
1. Вербальное общение
Различают все виды передачи информации, в которых слова используются какой-либо форме. Это может быть разговор, обычный письменный текст, рельефный письменный текст, нанесенный шрифтом Брайля, звуковое сообщение, передаваемое кодом Морзе, или визуальное сообщение с использованием семафорной азбуки.
Независимо от способа передачи информации, любое сообщение, которое можно перевести в слова (набор слов), является вербальным.
Существует три типа вербального общения:
- формализованное – общение, подчиняющееся определенным правилам (конференции, совещания);
- частично формализованное – общение, не подчиняющееся строгим правилам, но требующее соблюдение норм (светские беседы, знакомство с новыми людьми);
2. Важность невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация представляет собой передачу информации через жесты, интонацию, знаки и другие символы. Ее значение осознает каждый человек, использующий телефон, и знает, насколько трудно понять собеседника, когда не видишь его жестов и мимики. Исследователи межличностных коммуникаций утверждают, что до 55% передаваемой информации приходится на невербальное общение.
Межличностные, специализированные и массовые коммуникации
Тема 5. Межличностные, специализированные и массовые коммуникации Вопросы темы: 1. Что такое межличностная коммуникация, каковы её особенности и функции? 2. Каково понятие специализированной коммуникации и какие виды её существуют? 3. Какова сущность и функции массовой коммуникации?
Коммуникация между людьми — это процесс обмена информацией и ее интерпретации несколькими людьми, находящимися друг у друга на виду. В этом процессе психологический аспект играет очень важную роль, он влияет на общение и обогащает обмен информацией. Так как межличностная коммуникация происходит через непосредственные контакты между людьми, они должны быть рядом друг с другом, чтобы обеспечить обратную связь.
FREE
Шпаргалка по психологии и педагогике
Прочее
FREE
Шпаргалка по педагогике
Прочее
FREE
Шпаргалка по возрастной психологии
Прочее
FREE
Шпаргалка по основам безопасности жизнедеятельности
Прочее
FREE
Полный_зачет_шпаргалка_по_криминологии
Прочее
FREE
Шпаргалка о предмете адвокатуры и нотариата
Другая информация
Поделиться ссылкой:
В данной статье автором В. П. Балашовой рассматриваются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Этот текст относится к категории "непосредственный" и был опубликован в журнале "Молодой ученый" в 2018 году, выпуск № 46 (232), на страницах 247-249. Подробнее можно узнать по ссылке: https://moluch.ru/archive/232/53728/ (дата обращения: 04.03.2024).
В статье подробно рассматриваются характеристики развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Основные темы статьи: расстройство аутистического спектра, коммуникация, социальное взаимодействие, мутизм, стереотипное поведение.
С каждым годом в мире увеличивается количество детей с расстройствами аутистического спектра. По данным Минздрава, в России в 2017 году количество детей, зарегистрированных с диагнозом "аутизм" к 18 годам, значительно увеличилось по сравнению с 2016 годом: в 2016 году было зарегистрировано 17,7 тысяч случаев, а в 2017 году — уже более 22 тысяч [2].
Совокупность высокой частоты встречаемости и разнообразия клинической картины, значительным процентом тяжелых и осложненных форм, а также сложностью коррекционной работы делает расстройство аутистического спектра не только медицинской, но и социальной проблемой. Расстройство аутистического спектра (РАС) — это отклонение в психическом развитии личности, которое проявляется нарушением процесса общения с внешним миром и трудностями в формировании эмоциональных контактов с другими людьми [1, с. 9].
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) демонстрируют специфические особенности в своем развитии:
‒ ощущение одиночества (недостаток социального взаимодействия);
‒ нарушения в развитии навыков общения;
‒ повторяющиеся стереотипные поведенческие реакции и действия;
‒ нарушения в формировании эмоциональной сферы и волевого контроля;
‒ неравномерное развитие познавательных процессов.
Ощущение одиночества представляет собой критическое снижение способности устанавливать контакты социальной среды. Общение является одной из основных потребностей человека. Только через общение и взаимодействие с другими людьми человек может понять себя и найти свое место в жизни. Дети с РАС предпочитают находиться в своем собственном, безопасном мире.
Дети с расстройством аутистического спектра характеризуются:
‒ отсутствием понимания языка как средства общения и отсутствием удовольствия от его использования в общении;
‒ непониманием того, что язык служит для передачи информации другим людям. Они могут просить о чем-либо для удовлетворения своих потребностей, но испытывают трудности в выражении своих чувств, мыслей, а В понимании эмоций, чувств и убеждений других людей;
‒ слабым восприятием информации, содержащейся в жестах, мимике, выражении лица, интонации голоса и т. д.;
‒ неспособностью использовать жесты, мимику, выражение лица, интонацию голоса и позу тела для передачи информации (некоторые дети могут использовать жесты, но они будут выглядеть странно и неуместно в данной ситуации);
Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение развития коммуникативной сферы. Этот признак проявляется уже в самом раннем возрасте: у детей наблюдается отсутствие заинтересованности взгляда на лицо близкого взрослого, отсутствие реакции на улыбку, речь и жесты.
По мере взросления детей, их слабость в контакте с окружающим миром только усиливается. Они не проявляют стремления к близости с родителями, нет желания эмоционально и физически контактировать с ними. Более того, у них может появляться страх или агрессивное поведение по отношению к родителям (или одному из них).
Отклонения в развитии речи, в первую очередь, ее коммуникативной функции, являются одним из ключевых признаков расстройства аутистического спектра у детей. Выражения нарушений речи чрезвычайно разнообразны по своей природе и динамике, и в большинстве случаев связаны с нарушениями общения.
По мнению К. С. Лебединской и О. С. Никольской, начальные проявления речевой активности в раннем возрасте свидетельствуют о некоторых проблемах в развитии речи. Первые активные проявления речи в виде бормотания могут существенно запаздывать у детей с аутизмом.
То же самое относится к лепету: у 11 % детей фаза лепета отсутствовала, у 24 % была очень слабо выражена, у 31 % не было никакой реакции на взрослого. Первые слова обычно появляются довольно рано, у 63 % были это слова «мама, папа, деда», но у 51 % использовались без связи с присутствующим взрослым.
Дети с автимом имеют проблемы с использованием личных местоимений при построении предложений. Они часто используют безличные высказывания или местоимения "ты" и "он" вместо указания на себя. Кроме того, дети-аутисты редко реагируют на обращенную речь взрослых и не стремятся повторять фразы по подражанию.
Они либо не задают вопросов, либо задают повторяющиеся и бессмысленные вопросы. Речевые нарушения проявляются и в других аспектах: у них практически отсутствует мимика и жесты, а также наблюдается необычное интонирование и темп речи [4, с. 87].
Таким образом, можно выделить особенности речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Мутизм представляет собой психопатологическое состояние, при котором отсутствует возможность произнесения слов, однако функции речедвигательного аппарата, слуха и определенных участков коры головного мозга, отвечающих за речь, сохраняются;
Эхолалии означают повторение слов и фраз, сказанных другим человеком (часто с некоторой задержкой, а не немедленно);
Слова-штампы, фразы-штампы, фонографичность речи («попугайность»);
Неиспользование личных местоимений в речи, их некорректное использование;
Отсутствие обращения в процессе разговора, отсутствие последовательности в диалоге;
Нарушение семантики (метафорическая замена, расширение или сужение толкования слов до буквального значения);
Новые слова, созданные ребенком (неологизмы);
Нарушение грамматической структуры речи;
Нарушение просодических компонентов речи.
Таким образом, у детей дошкольного возраста с РАС есть специфические особенности в их речи, такие как автономность речи, отсутствие личных местоимений, эхолалии и слова-штампы. Они также имеют особенности, характерные для задержки речевого развития, такие как недоразвитие фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи. Кроме того, у детей с РАС нарушено понимание обращенной речи — страдает не только экспрессивная сторона речи, но и импрессивная сторона.
Общение включает в себя средства общения, которые представляют собой операции, с помощью которых осуществляется процесс общения. Среди них можно выделить три основные категории:
‒ средства общения через выражение (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные звуки);
‒ Эффективные методы коммуникации (физические и предметные движения, а также позы, используемые для общения; это включает приближение, отдаление, передачу предметов, предложение различных предметов взрослому, привлечение внимания и отталкивание взрослого; позы, выражающие протест, желание избежать контакта, или наоборот);
‒ Устные методы общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).
У детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра часто наблюдается ограниченное использование невербальных средств коммуникации (мимика и физические движения).
Стереотипы и стереотипное поведение — это активное стремление сохранить привычные условия жизни, сопротивление любым изменениям и увлечение рутинными действиями.
Моторные стереотипы — это повторяющиеся движения одной или нескольких частей тела человека. У детей с типичным аутизмом такие движения обнаруживаются уже в раннем детстве. Самым распространенным проявлением моторных стереотипов являются махи руками (махание, кружащиеся движения, слабые пощечины пальцев, хлопки и т. д.), иногда дети могут закрывать лицо (глаза) рукой и смотреть сквозь пальцы.
Живописные атрибуты предметов (звуки, оттенки) способны пленять внимание детей, страдающих расстройствами аутистического спектра. Эти объекты и их использование предназначены для визуальной, слуховой и двигательной стимуляции. Как правило, признаки двигательной стереотипии проявляются в раннем и дошкольном возрасте, после чего постепенно уменьшаются [3, с. 56].
Проблемы в формировании эмоционально-волевой сферы являются характерными для детей с аутизмом. У них возникают страхи перед обыденными звуками и предметами, а также перед новыми и непонятными ситуациями. Кроме того, у таких детей наблюдается сниженное чувство самосохранения, а иногда и проявления аутоагрессии, такие как царапание, кусание и битье себя. Они не всегда осознают опасность и могут предпринимать опасные действия, такие как переходить дорогу или подниматься на высоту без страховки.
Таким образом, можно заключить, что аутизм — это особое расстройство психики, при котором человек не способен вступать в контакт с окружающими с использованием словесных и невербальных средств коммуникации. Это серьезно искажает психическое развитие и влияет на все аспекты социальной жизни.
- Азова О. И. К вопросу об аутизме / О. И. Азова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: сборник. — 2016. — № 1. — С. 7–20.
- Думчива Е. В. Неизвестный аутизм. В России за год число детей-аутистов выросло на 25 % — URL: https://life.ru (дата обращения: 10.11.2018).
- Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра", которая прошла с 22 по 24 ноября 2017 года в городе Москва под редакцией А. В. Хаустова, издательство ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017 год, общий объем 456 страниц.
- Книга "Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом" под редакцией А. В. Хаустова, издательство ВЛАДОС, 2005 год, общий объем 176 страниц.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, спектр, моторная стереотипия, нарушение, РАСА, расстройство, речевое развитие, социальное взаимодействие, коммуникативная сфера.
Характеристики межличностного общения
В обычных разговорах различают деловое и личное общение. В рамках делового взаимодействия существуют определенные способы контакта, цели и мотивы общения.
В неофициальном, личном общении нет строгого контроля над эмоциями, поведением и мыслительными процессами. Неспособность к личному общению и его отсутствие негативно влияют на активность и психическое состояние человека.
Общение считается оптимальным с психологической точки зрения, если участники достигают своих целей в соответствии с мотивами, определяющими эти цели, и используют те методы, которые не вызывают недовольства у другой стороны.
Заметка 1
Эффективное общение между людьми представляет собой диалог. Его ключевые черты: равенство позиций участников общения; взаимная открытость и доверие; восприятие друг друга как ценных и независимых личностей; отсутствие суждений об индивидуальных особенностях.
Диалог является одной из основных форм выражения человеческой индивидуальности, средством достижения различных целей, таких как воспитание, образование, решение научных и творческих задач.
Проблемы на межличностном и внутриличностном уровне, вмешательства в личностное развитие и девиантное поведение могут быть следствием отсутствия или недостатка общения.
Коммуникативные умения и компетентность социального работника
Одним из важных признаков коммуникативной компетентности социального работника является его ориентация на развитие и поддержку образа «Я» клиента (системы самоотношения, системы знаний о себе).
Если стабильность образа «Я» не обеспечивается, то в общении со стороны клиента активно начинают проявляться различные механизмы психологической защиты:
- отказ от демонстрации проблемно-смыслового, личностного поля, уход в формальное осуществление социальной роли- «ролевая защита»;
- желание занять позицию «жертвы» (самобичевание, покаяние, отрицательная самооценка), призванную помочь переложить ответственность на других – «дискуссионная защита»;
- стратегия запугивания – «открытая защита»;
- ссылка на привычный способ действий;
- ссылка на неинформированность;
- Ссылка на отсутствие силы;
- Ссылка на отсутствие веры в благоприятный результат.
Учет признаков защитного поведения клиента помогает социальному работнику получить больше информации о характере проблемы, а также о складывающихся отношениях, что в свою очередь помогает лучше их регулировать.
Техника профессионального общения – это осознанное варьирование и свободное владение социальными работниками средствами межличностной обратной связи. Навыки активного слушания и стимулирование межличностной обратной связи являются элементами техники профессионального общения.
Деятельность социальных работников включает в себя выполнение основных функций:
- Диагностической (изучение особенностей личности, семьи, социальной группы, направленность и степень влияния на них микросреды);
- прогностическая (прогнозирование развития процессов, событий, происходящих в обществе, социальной группе, семье, выработка в соответствие с ними определенных моделей социального поведения);
- правозащитная (применение законодательных актов, законов, направленных на поддержку населения, оказание ему помощи, защиту);
- организационная (организация социальных служб по месту жительства и на предприятиях, ориентация их деятельности на оказание разных видов социальных услуг и помощи населению);
- предупредительно-профилактическая (преодоление и предупреждение негативных явлений);
- социально-медицинская (профилактика возникновения заболеваний, обучение основам оказания первой медицинской помощи, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни и т.д.);
- Выявление потребностей и интересов людей в различных сферах деятельности (творчества, спорта, культуры) и привлечение к работе с ними различных общественных организаций и творческих союзов;
- Консультирование по вопросам межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и реабилитации личности;
- Оказание поддержки и помощи различным категориям населения в улучшении жилищных условий и быта.
Для выполнения всех этих функций необходимо обладать высокими коммуникативными навыками для организации обмена информацией, установления контактов с клиентами и разработки общей стратегии взаимодействия.
Организация общения социального работника — это организация, планирование, согласование деятельности различных систем социальной поддержки.