Особенности классицизма: Обзор материала из учебника Коровина для 8 класса

Особенности классицизма: Обзор материала из учебника Коровина для 8 класса

Классицизм — это художественное направление, возникшее в Европе в XVII-XVIII веках, которое основывается на идеалах античности и стремится к гармонии, ясности и простоте форм. В литературе классицизма главными требованиями являются рациональность, строгое соблюдение жанров и соблюдение правил, таких как единство времени, места и действия в произведениях. Основными темами стали высокие добродетели, моральные ценности и социальные идеалы.

В классической литературе особое внимание уделяется характеристике героев через их действия и решения, что позволяет читателю лучше понять внутренний мир персонажа. Также важным аспектом является эстетика стиля — произведения должны быть не только познавательными, но и красивыми, что отражает стремление авторов к совершенству в языке и композиции. Классицизм оказал значительное влияние на развитие литературы и искусства, оставив после себя яркие произведения, которые до сих пор изучаются в школах.

КЛАССИЦИЗМ К уроку литературы в 8 классе (курс «В мире литературы» под ред. А.Г.Кутузова) 1Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун. — презентация

1 КЛАССИЦИЗМ Урок литературы в 8 классе (курс «В мире литературы» под ред. А.Г.Кутузова) 1Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун

2 Литературное направление – это основные принципы, которыми руководствуется писатель, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты. Признаки литературного направления объединяет писателей определённой исторической эпохи; общее понимание жизненных ценностей и эстетического идеала; особый тип героя; стиль художественной речи; характерные сюжеты; излюбленные жанры; выбор художественных приёмов изображения жизни; мироощущение и миропонимание писателей.

3 Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 3 Классификация стилей в литературе:

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

4 КЛАССИЦИЗМ — это направление в искусстве и литературе Западной Европы и России, которое отражает идеологию абсолютной монархии, представления о гармонии и строгой упорядоченности мира, а Веру в человеческий разум. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 4

5 КЛАССИЦИЗМ возник во Франции и достиг наивысшего развития в конце 17 века, во время правления Людовика XIV. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 5

6 Представители классицизма в Западноевропейской и Русской литературе:

Корнель Буало

Мольер

Расин

А.П.Сумароков

М.М.Херасков

М.В.Ломоносов

Г.Р.Державин

Д.И.Фонвизин

Я.Б.Княжнин

Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 6

Традиции античного искусства передаются через 7 отличительных черт. Герои принимают решения с точки зрения разума, а художественное произведение представляет собой логически цельное. Герои строго делятся на положительных и отрицательных, сюжет и композиция подчиняются правилам, включая правило трёх единств: места, времени, действия. Повествование должно быть объективным, а также иметь значимость для гражданской проблематики содержания. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 7

Различные жанры делятся на высокие и низкие, также на трагедии и комедии, поэмы и басни, оды и сатиры. В них действуют герои, повествующие о общественной жизни, и обычные люди, рассказывающие о повседневной жизни. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун8

9 Классическая композиция пьесы обычно состоит из 4 актов, в третьем акте происходит кульминация, а в четвертом — развязка. Особенности экспозиции: в пьесе появляются второстепенные персонажи, которые знакомят зрителей с главными героями и рассказывают их предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.

10 — Сатирическое направление; — Преобладание национально-исторической тематики; — Основное развитие жанра оды и поэмы. Периоды русского классицизма: 1) 30-50-е годы XVIII века. Писатели на этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы национального языка; 2) конец XVIII века. Задачи воспитания человека — гражданина ставятся на первый план.

Произведения яростно осуждают личные недостатки, которые мешают служению человека государству. В конце XVIII века — начале XIX века наблюдается уменьшение влияния классицизма. Усиливаются родные темы. Писателей больше не интересует просто идеальный дворянин, а именно русский идеальный дворянин. Таким образом, высокая гражданская позиция характеризовала русский классицизм на всех этапах.

12 Владимиров, А.Г. Книги для чтения. 8 класс: Учеб.-хрестоматия для школы/Под ред. А.Г.Кутузова. – 7-е изд. – М.:Дрофа, Александрова О.Н. Разработки уроков по литературе по учебнику под ред.

А.Г.Кутузова: 8 класс. – М.:ВАКО, Литературные схемы и таблицы/Авт.-сост. Петрова И.А. – СПб.: Тригон, О.В.Иванова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун 12

Презентация по литературе на тему "Классицизм" (8 класс) презентация к уроку по литературе (8 класс)

КЛАССИЦИЗМ – это художественное направление в искусстве и литературе XVII-начала XIX века, отличающееся высокой гражданской тематикой и строгим соблюдением творческих норм и правил.

Основной чертой классицизма является принцип трех единства (места, времени и действия).

Единство места предполагает, что действие происходит в одном помещении, не выходя за его пределы, например, в одной усадьбе.

Единство времени подразумевает, что действие начинается и заканчивается в течение одних суток.

Единство действия предусматривает наличие только одной сюжетной линии, при этом все персонажи задействованы в конфликте.

ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССИЦИЗМА: · Отчетливое разделение персонажей на положительных и отрицательных. · Неподвижность характеров (невозможность изменения героев). · Использование говорящих фамилий. · Присутствие героя-резонера. Данный персонаж не участвует активно в действии, а служит выражением идей автора. · Строгая иерархия жанров (высокие, средние и низкие). · Запрет на смешение высокого и низкого. · Теория "трех стилей". · Традиционное завершение — триумф добродетели и наказание порока. · Признание античного искусства высшим образцом.

Презентация урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Данная презентация посвящена творчеству поэтов, находящихся на фронте, и их литературным произведениям, созданным в условиях военных действий.

Презентация. Урок литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов"

На уроке литературы в 10 классе будет проведена презентация по роману И.А.Гончарова "Обломов".

Проектный урок – презентация по литературе в 10 классе

Рассказ о жизни и творчестве знаменитого русского писателя А.П.Чехова в период пребывания в Москве и его взаимоотношениях с москвичами.

Доклад о литературе для учеников шестого класса, посвященный произведению Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Особенности классицизма: Обзор материала из учебника Коровина для 8 класса

Презентация по литературе в 5 классе

Доклад под названием "Музыка Петербурга" для занятия, посвященного произведению "Черная курица или подземные жители" А. Погорельского.

Презентация по литературе в 11 классе "По страницам "гениально угаданного" романа" (М.Булгаков. "Мастер и Маргарита")

Проведение викторины по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" — это интересное мероприятие, которое поможет глубже погрузиться в атмосферу этого "гениально угаданного" произведения. Викторина может стать не только частью обобщающего урока, но и оригинальным внеклассным мероприятием.

Презентация по литературе в 6 классе на тему: "Устное народное творчество"

Усиление ученического понимания различных жанров устного народного творчества и расширение знаний о возможностях словесного искусства в выразительном и изобразительном плане.

ГДЗ Литература 8 класс (часть 1) Коровина. Фонвизин и классицизм. Размышляем о прочитанном. Номер №1

Каковы основные принципы классицизма?

reshalka.com

Классицисты считали, что необходимо следовать нормам красоты в античном искусстве и строго их придерживаться, не нарушая творческих правил. Они основывались на канонах искусства Древней Греции и Древнего Рима, описанных Аристотелем, Горацием и другими мыслителями прошлого.

Эти нормы требовали ясности изложения, точности выражения мыслей, порядка в структуре произведений. Последователи этого направления в литературе стремились к умеренности, гармонии и балансу во всем. Они даже разделяли жанры на "высокие" (трагедия, ода) и "низкие" (басня, сатира, комедия).

Для классического писателя проза должна соответствовать правилу "трех единств". 1) Место действия должно быть ограничено одним местом и не выходить за его пределы, например, в одном здании, но в разных комнатах. 2) Время действия должно начинаться и заканчиваться в течение одних суток.

Конспект урока по теме : "Классицизм как литературное направление"

Восьмиклассникам предоставляется детальное объяснение данной темы на уроке.

А вы уже ознакомились со всеми суперспособностями современного учителя?

Экономия усилий при подготовке и проведении занятий.

Проводить быструю и объективную проверку знаний учеников.

Создание комфортных условий для освоения нового учебного материала.

Отказаться от необходимости подбирать упражнения и проверять их после занятий.

Установить порядок во время занятий.

Получить возможность творчески выражать себя.

Просмотр содержимого документа «Конспект занятия на уроке : "Классицизм как литературное явление"»

Разбор материала по литературе для 8 класса.

Тема: « Классицизм как литературное явление».

а) объяснить понятие классицизма в литературе;

б) выделить его особенности и характерные черты;

а) закрепить знание о классицизме;

б) развивать внимание, логическое мышление, навык сравнения и т.д.

а) формирование культуры умственного труда на основе анализа, синтеза, сравнения и т.д.

  1. Иллюстрация фонтана Петергофа, создание Растрелли.
  2. Иллюстрация дворца в Петергофе, творение Баренцева.
  3. Портрет императрицы Екатерины II, рисунок Левицкого.

На сегодняшнем занятии мы начнем изучение нового материала.

Прогесс урока. Приветствую вас, ученики. На прошлом уроке мы начали обсуждение XVIII века в России, пытаясь определить характер петровской эпохи. Отличительными чертами этого периода были прежде всего: утверждение идеи государственности и идеи просвещения.

Давайте вспомним, что такое "идея государственности" и "идея просвещения". Каждая эпоха, включая эпоху Петра I, порождает свое искусство, включая литературу, которая отражает дух времени. Начнем нашу беседу с живописи, а именно — с портрета.

  1. Портрет классицизма;
  2. Портрет XX века; реалистическое искусство, о котором мы поговорим позже.

Классицизм (от слова classicus – образцовый) – это художественное течение в литературе и искусстве, которое просуществовало с XVII по начало XIX века. (сделать запись в тетрадь). Преподаватель. Классицизм получил своё имя благодаря тому, что он считал античное классическое искусство образцом для подражания, и, безусловно, поэты, художники и прозаики любили и ценили красоту античной литературы.

Они считали, что красота – это неизменное понятие для всех времён и народов. Они верили, что художники должны творить в соответствии с её законами. Классицизм – это целая эпоха в истории искусства. Рассмотрим запись, в которой рассказывается об эпохе классицизма во Франции.

Вам, вероятно, будет легко определить, какое здание принадлежит к какой эпохе? (Михайловский замок – эпоха классицизма; проект Башни – искусство XX века). Преподаватель. Да, вы почувствовали разницу в принципах архитектуры. Несмотря на то, что мы сравнивали архитектуру и живопись, мы увидели сходство в стиле, манере и способе изображения мира. Михайловский замок и портрет Куракина поражают строгостью и ясностью композиции, произведения завораживают спокойствием, благородством линий, они прославляют мощь государства.

Проект Татлина и портрет Кара-Караева, напротив, поражают напряженностью, остротой, эти работы говорят о творческой мощи человека, о его безудержной фантазии. Итак, давайте попытаемся сделать вывод, какие черты были характерны для эпохи классицизма и для эпохи XX века. (работа у доски).

В искусстве XX века классицизм выражается через 1. ясность и строгость композиции, а также через 2. произведения, излучающие спокойствие и мощь государства. Главное в этом стиле не только соразмерность форм, но и их напряженность и острота. Они говорят о беспредельных возможностях творчества человека и пропорционированной строгости. Учитель.

Возможно, вы предпочитаете современное искусство, оно ближе по духу и отражает ваши чаяния в этом напряженном веке. Однако современное искусство не заменит искусства прошлого, просто это разные направления в искусстве.

Разнообразность представлений о красоте и эстетические идеалы являются отображением различных подходов к искусству. Для глубокого понимания современного искусства необходимо изучить его историческое развитие, смену художественных направлений и утверждение различных идеалов. Одним из основных принципов классицизма является идея о воспитании человека через искусство, особенно через образы и идеи классической литературы. Посмотрим на примере классицистической трагедии, сцену из произведения Корнеля "Гораций".

Давайте попытаемся понять, какие уроки мудрости передает нам драматург, в чем он пытается убедить зрителя и каких героев он прославляет. Чтобы лучше понять суть произведения, давайте прослушаем предысторию трагедии. Два величественных города, Рим и Альбалонга, должны объединиться в Римское государство, но для этого один город должен подчиниться другому.

Поэтому было решено устроить поединок между знаменитыми жителями этих знаменитых городов: Горациями и Куриациями. Однако трагедия заключается в том, что старший Гораций женат на сестре Куриация, а Камилла (сестра Горация) влюблена в одного из Куриациев и обручена с ним. Победа Альбалонги сохранит ее любовника, но принесет гибель братьям и любимому городу. Это история полна трагизма.

Бой происходит за кулисами. В живых остаются только два человека (один Гораций и один из Куриациев – любовник Камиллы). Брат Гораций, гордый победой Рима, встречает свою сестру Камиллу. Учитель. Что же здесь является высшей доблестью, что тут побеждает, что является главным в жизни человека? (победа разума над любовью, победа гражданского чувства над личным).

Учитель.

Учитель. Еще одним принципом классицизма является идея создания идеального образа героя, а не его реального отображения. Французский классицизм прославился не только трагедиями, но и комедиями. Литературный классицизм предполагал четкое разграничение между высоким и низким стилем, жанрами и героями.

Комедия считалась "низким" жанром, в отличие от трагедии. Кто, по вашему мнению, мог стать героем комедии, учитывая её статус? (простые люди). Да, героями комедий были обычные люди, представители мелкого буржуа, в отличие от героев трагедии, которыми были военачальники, цари, императоры.

Комедия Мольера была инструментом воспитания зрителей благодаря своему демократическому характеру. Мольер считал, что комедия должна исправлять людей, развлекая их. Сейчас мы представим вам сценку из его комедии "Скупой" и посмотрим, как он это сделал. Чтобы понять, о чем идет речь, послушайте предысторию сценки.

Главный герой комедии Мольера "Скупой", Гарпагон, известен своей феноменальной скупостью. Его сын влюблен в небогатую Марианну, но Гарпагон хочет жениться на ней сам. Чтобы предотвратить это, они решают выкрасть у Гарпагона его шкатулку с драгоценностями и обвинить в краже молодого человека по имени Валер.

Эта молодой парень Валерия влюблен в Элизу. Гарпагон, увидев Валерия, думает о шкатулке, а Валерий говорит о своей возлюбленной. Комичность ситуации заключается в том, что герои не понимают друг друга: Гарпагон говорит о шкатулке, а Валерий о своей возлюбленной. Таким образом, какую особенность характера Гарпагона подчеркивает Мольер? (скупость).

А.С.Пушкин говорил: «У Мольера скупой лишь скупой». Это основная черта в характере героя. Но этот порок показан ярко и отчетливо, поэтому зрители и смеются. Отсюда следует еще один принцип классицизма – однозначность характера героя. Учитель.

Русский классицизм, унаследовавший черты французского классицизма, отличался острой социальной направленностью и просветительским характером. Яркое просветительское начало проявилось в творчестве М.В.Ломоносова. Он был теоретиком классицизма в России. Любимый жанр поэта — ода, высокий жанр.

Ода — это своеобразный стихотворный жанр, который создавался для особого торжественного или официального случая, а В честь важной и высокопоставленной личности. Ода предназначалась для чтения вслух перед большой и знатной аудиторией, будь то в тронном зале, парке или на сцене. Аудитория обычно состояла из знатных и богатых людей, украшенных драгоценностями, которые ожидали, чтобы язык "оды" был таким же блестящим, как и они сами.

Послушайте фрагмент из оды Ломоносова "Ода на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года". Подумайте, кого восхваляет Ломоносов в своей оде, и как звучат стихи этой оды?

Учитель. Слушая оду, невозможно не почувствовать торжественность и монументальность. Ломоносов ставит императрицу в центр внимания, словно она является центром вселенной. Церковнославянские слова и риторические вопросы придают стихам Ломоносова особую атмосферу, словно мы слышим органную музыку.

Таким образом, мы ознакомились с произведениями классицизма и поняли, что они подчиняются определенным правилам и канонам. Независимо от вида искусства, классицизм имеет свои правила и принципы. Задание для вас — сделать выводы из сегодняшнего урока и выделить эти принципы.

На вашем столе лежат листы ватмана и карточки, на которых написаны основы классицизма (задание усложнено, так как среди них есть отличительные особенности и другие художественные направления, которые мы изучим в будущем). Ваша задача — составить схему "Принципы классицизма как литературного направления" (но на сегодняшнем уроке мы еще не выделили все принципы классицизма, так что оставьте место на схеме для продолжения на следующем уроке, когда будем изучать комедию Фонвизина "Недоросль").

Принципы классицизма как литературного направления.

1. Принцип разумности. 2. Принцип должного. 3. Четкое разграничение и распределение жанров. 4. Одноплановость характера героя.

Перед тем, как закончить урок, давайте определим цель нашего занятия. Классицизм как литературное направление уже исчез, выполнив свою историческую миссию, но те духовные ценности, которые он передал нам, до сих пор вдохновляют и воспитывают зрителей. Чем более напряженным становится искусство, тем чаще мы захотим остановиться перед произведениями классицизма, насладиться отточенностью форм, продуманностью композиции, ясностью замысла, которые были свойственны поэтам, художникам и архитекторам эпохи классицизма. Чтобы наглядно увидеть это, давайте совершим прогулку по Санкт-Петербургу.

Пожалуйста, прокомментируйте и выставьте оценки.

Презентация "Классицизм как литературное направление" 8 класс

После того, как вы распространите информацию, внизу появится возможность скачать материал.

Закрыть

Получить код —>

Описание слайдов:
  • Этот прием искусства и метод художественного выражения, происходящий от лат. "classicus" — образцовый.
  • Был разработан во Франции в XVII веке.
  • Никола Буало — теоретик классицизма.

Никола́ Буало́- Депрео́

  • Это направление в литературе и искусстве с XVII по начало XIX века, основанное на образцах древнего (классического) искусства.
  • В русском классицизме преобладает национально-патриотическая тематика, связанная с изменениями в Петровскую эпоху.

Строгое разделение жанров

  • Высокими жанрами являются те, которые описывают выдающиеся события и личности — трагедия, оды, героические песни.
  • Возвеличение выдающихся личностей характерно для высоких жанров, их высмеивание считается неприемлемым.
  • Низкие жанры описывают повседневную жизнь обычных людей: буржуа, мещан, крестьян, слуг.
  • Это могут быть комедия, сатира, басня, написанные в разговорном стиле.
  • Для каждого жанра характерен определенный языковой стиль — высокий или низкий.
  • Персонажи произведений классицизма часто представляют собой своего рода "шаблоны".
  • Так, образы служанок-помощниц и мужественных героев переносятся из произведения в произведение.
  • Это так называемые "типичные образы".
  • Герои являются носителями одной добродетели или одного порока.
  • Важность тем и сюжетов;
  • Искажение жизненной правды: утопические, идеализированные, абстрактные изображения;
  • Фантастические образы, уникальные персонажи;
  • Моральный посыл произведения, четкое разделение героев на хороших и плохих;
  • Использование сложного языка, непонятного для простого человека;
  • Поднятие высоких героических моральных идей;
  • Общенациональное и гражданское направление;
  • Установление иерархии жанров.
  • Система ролей.
  • Принцип "трех единств":
  • единство времени;
  • единство места;
  • единство действия.
  • время,
  • место,
  • действие
  • Все события происходят за 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии.

Принцип "трех единств":

  • Западноевропейская литература:
  • Пьер Корнель (трагедии "Сид", "Гораций", "Цинна"),
  • Жан Расин (знаменитые трагедии "Федра", "Митридат"),
  • Вольтер (известные трагедии "Брут", "Танкред"),
  • Жан-Батист Мольер (популярные комедии "Тартюф", "Мещанин во дворянстве"),
  • Николя Буало (знаменитый трактат в стихах "Поэтическое искусство"),
  • Жан Лафонтен (непревзойденные "Басни").

(Мари Франсуа Аруэ)

(Жан Батист Поклен)

ЖАН де ЛАФОНТЕН

  • Русская литература:
  • Михаил Ломоносов (памятные стихотворения "Разговор с Анакреонтом", "Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года"),
  • Гавриил Державин (известная ода "Фелица"),
  • Александр Сумароков (славные трагедии "Хорев", "Синав и Трувор"),
  • Яков Княжнин (известные трагедии "Дидона", "Росслав"),
  • Денис Фонвизин (популярные комедии "Бригадир", "Недоросль").

Яков Борисович КНЯЖНИН

  • (Фон-Визин, фон Ви́зен, 3 [14] апреля 1745, Москва — 1 [12] декабря 1792, Санкт-Петербург) — русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.

1. Каковы основные характеристики классицизма и где он возник?

2. Какие жанры являются наиболее престижными в классицизме?

3. Какие принципы лежат в основе русского классицизма?

4. В чем основные отличия русского классицизма от европейского?

  • Классицизм — это культурно-эстетическое направление и стиль в литературе и искусстве, ориентированные на античное искусство, античную литературу и мифологию в качестве образца.
  • Классицизм как литературное направление начало формироваться в Италии в эпоху Возрождения, но как целостная художественная система он сформировался во Франции в XVII веке.
  • Вершиной своего развития было конце XVIII века во время царствования Людовика XIV.
  • Этот жанр стал популярным в Европе.

Строгое разделение жанров

в прозе — это торжественные высказывания,

в драматургии — трагедии.

Самые престижные жанры

Комическое проявлялось только в "низших" жанрах: басне, эпиграмме, комедии.

Они отражали общественную жизнь, историю, действовали герои, полководцы, монархи. Также были присутствовали мифологические и библейские сюжеты. В период классицизма — времени Просвещенного абсолютизма важной была идея служения государству, гражданского долга. Они обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родовыми (например, вместо волк — зверь). Трагедия, эпопея, ода

Русская православная культура

Простор и логика — вот два важных принципа русского классицизма.

Первый русский писатель-классицист –

Антиох Дмитриевич Кантемир.

Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir;

10 [21] сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы —

31 марта [11 апреля] 1744, Париж) — русский поэт-сатирик и дипломат,

деятель раннего русского Просвещения. Самый значительный русский

поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского — Ломоносова).

Считается, что его творчество оказало влияние

на развитие русского литературного языка и стихосложения.

Младший сын молдавского правителя

Дмитрия Константиновича Кантемира и Кассандры Кантакузен.

Родился в Константинополе (Стамбуле). Дмитрий Кантемир

Петр I был союзником Кантемира в неудавшейся турецкой кампании и потерял свои владения на родине. В 1711 году семья Кантемира переехала в Россию, где его отец был наделен княжеским титулом.

В 1729 году он написал свою первую сатиру под названием "На хулящих учение". Эта сатира была политически значимой — после смерти Петра I многие в России выступали против его реформ. Сатира была высоко оценена Феофаном Прокоповичем.

Несведение знания теперь у нас поселилось, Под митрой то гордится, то в шитом платье ходит, За красным сукном судит, полки водит. Наука обронена, в лоскутах обтянута, Из всех знатных домов с ругательством сбита.

Всего Кантемир создал 9 сатир, последние 4 из которых были написаны за границей. В них, он, в соответствии с просветительской традицией, учит "что такое хорошо, а что такое плохо" и обличает пороки как общественные, так и человеческие.

Кантемир считает литературную деятельность своим гражданским долгом. Он пишет в предисловии ко второй своей сатире: "Все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может".

Хотя сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни из-за их острой актуальности, они были хорошо известны в списках. Первое издание его сатир на французском языке появилось в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры были изданы впервые только в 1762 году, через 18 лет после смерти автора.

  • М. Ломоносов (стихотворение "Разговор с Анакреонтом", "Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года"),
  • Г. Державин (ода "Фелица"),
  • Александр Сумароков (трагедии "Хорев", "Синав и Трувор"),
  • Яков Борисович Княжнин (трагедии "Дидона", "Росслав"),
  • Денис Фонвизин (комедии "Бригадир", "Недоросль").

Яков Борисович КНЯЖНИН

  • 1-й период: петровская литература; происходит замена религиозной литературы светской (1689-1725 годы) — это становление классицизма.
  • 2-й период: 1730-1750 годы — формирование классицизма, создание новой жанровой системы, развитие русского языка.
  • 3-й период: 1760-1770 годы — дальнейшее развитие классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к сентиментализму.
  • В четвертом периоде (1775-1800 гг.) произошел кризис классицизма, развитие сентиментализма и укрепление реалистических тенденций.
  • Вместе с Тредиаковским, Сумароковым и Фонвизиным, Ломоносов создал уникальный русский классицизм.
  • Классицизм в России имел свои особенности по сравнению с Западной Европой. В Российской культуре не было сильной традиции индивидуализма, которая преобладала в Западной Европе в период Возрождения и позже. Поэтому классицизм в России был менее конфронтационным. Например, во французской литературе конфликт между долгом и страстью был неразрешимым и заканчивался трагически, в то время как в русской литературе этот конфликт мог разрешаться соединением ума и страсти или счастливым финалом. Также жанровая иерархия была иной: во французской литературе основным жанром была драма, а высшим жанром была трагедия. В русской литературе лидировал лирический жанр, в котором на первом месте стояли торжественная ода или высокая сатира, близкая к философской или нравоучительной оде. Державин даже назвал свое теоретическое сочинение "Рассуждение о лирической поэзии, или об оде", подчеркивая тем самым равенство лирики и оды.

Первый этап истории русского стихотворства:

Работы Василия Кирилловича Тредиаковского, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Петровича Сумарокова внесли значительный вклад в развитие стихотворного искусства в России.

Второй этап:

Третий этап:

  • Рекомендуем ознакомиться со стихотворением
  • В. К. Тредиаковского "Стихи похвальные России", которое стало классикой нового русского стихосложения.

Позвольте мне исполнить на флейте эти грустные стихи,

Проходя мимо дальних стран, ты зря ищешь Россию:

Сегодня для меня все ее доброты

Думать о ней умом большое удовольствие.

Россия, моя мать! Ты — мой бесконечный свет!

Позволь мне, твое преданное дитя,

О, как же ты красиво сидишь на троне!

Ты — ясное солнце для российского неба!

Для некоторых, золотые скипетры делают их прекрасными,

И дорогие порфира и митры;

Ты украсила свой скипетр сама,

И венок уважения тебе полагается.

О твоем благородстве

Кто не знает в широком мире?

Само благородство вся в тебе:

Ты — светлое дарение Бога.

Для верующих ты — вся вера,

Не праведники не решатся приблизиться к тебе;

В тебе нет двойной веры,

Злые не смеют приближаться к тебе.

Все твои люди веруют в православие,

И славятся всюду своей храбростью;

Таковой матери достойны ее дети,

Всегда готовы помочь тебе.

Сколько же благ ты, Россия, несешь в себе?

Где ты, Россия, не показала свою силу?

Ты — единое сокровище всех добр.

Всегда богата, причина славы.

Когда в тебе звезды ярко светят здоровьем!

И Россияне так громко выражают свою поддержку:

Да здравствует Россия! да здравствует драгоценная!

Да здравствует надежда! да здравствует добрая.

Я завершу эту печальную песню на флейте,

Путешествуя по далеким странам в поисках России:

Мне бы понадобилось сто языков,

Чтобы прославить все то, что делает тебя милой!

  • Источник:
  • Г.Фефилова. Литература. 9 класс. I полугодие
  • Другие материалы
  • Выполнила
  • Бурмистрова Р.А.

Сочинение на тему Черты классицизма в комедии Фонвизина «Недоросль»

В комедии "Недоросль" присутствуют определенные черты классицизма, который является литературным направлением, к которому относится творчество Фонвизина. В произведении соблюдается правило трех единств — единство времени, единство места, единство действия.

Действие происходит в одном конкретном месте — в имении госпожи Простаковой, и разворачивается в течение одного дня. Единство действия проявляется в структуре произведения: четко прослеживается завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.

Герои комедии четко разделены на положительных и отрицательных.

Классицисты уделяли особое внимание разуму и нравственному долгу, что отчетливо проявляется в персонаже Стародума.

Комедия Фонвизина оказала значительное нравственное воздействие на своих читателей.

Фонвизин и его связь с классицизмом

В начале XVII века появилось понятие Классицизма. В Древней Греции великое уважение пользовались исследования и труды Аристотеля и Горация, которые внесли значительный вклад в искусство. Драма, наряду с эпосом и лирикой, была признана одним из трёх жанров литературы. На сегодняшний день сохранились три основных единства в драме — единство места, единство времени и единство действия.

Благодаря единству действия в драме очень чётко и последовательно развивается сюжет — вступление, развитие и развязка. В России классицизм начал развиваться в период с 1730 по 1750 годы.

Комедия "Недоросль" Д. И. Фонвизина — это рассказ о том, как незнание иногда разрушает семьи. Это произведение можно считать представителем классицизма из-за наличия определенных характеристик.

Для того чтобы соблюдалось единство места, необходимо, чтобы все действие происходило в рамках одного помещения, не выходя за его пределы. Например, в одном доме, но в различных комнатах. Так, действие комедии "Горе от ума" разворачивается в доме Фамусова, перемещаясь то в кабинет Фамусова, то в спальню Софии, то в гостиную, то на лестницу и так далее.

Соблюдение единства времени предполагает, что действие начинается и завершается в течение одних суток. Например, с приезда Чацкого в дом Фамусовых утром и его отъезда ночью.

Конспект урока (8 класс): Литература 18 века. Особенности русского классицизма

Сегодняшний урок посвящен анализу изменений и преобразований, которые произошли в 18 веке, и их влиянию на литературу. Мы также изучим литературное направление "классицизм" (одно из основных течений русской литературы 18 века). Было это странное время, когда молодая Россия, напрягая силы в борьбе, росла вместе с гением Петра.

  1. Урок будет проводиться в форме лекции с элементами беседы

Литература 18 века (как и любого другого периода) неразрывно связана с эпохой, культурной и общественно-политической жизнью страны.

Обзор общественно-политической ситуации в России XVIII века. В это время Россия (в начале Петровской эпохи) проходит через ряд радикальных изменений во всех сферах государственной, культурной и политической жизни. Страна укрепляет свою независимость, ее военная мощь растет, а влияние на европейской арене усиливается. Все эти изменения также укрепляют самодержавную власть. XVIII век является веком просвещенного абсолютизма, с его принципами гражданской ответственности, патриотизма и национальной единства. Абсолютизм — это форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку /Открывается Московский университет, основываются общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, вводится новый календарь, учреждается первая русская газета, создаются Академия наук, Академия художеств, первый постоянный русский театр /

Для того чтобы продвигать страну вперед и устранить патриархальные устои и суеверия, необходимо придать большее внимание развитию следующих областей: — образование — наука — культура — печать

Особенно важную роль в этом играет литература.

Литература 18-го века представляет собой образ человека, который видит себя гражданином и патриотом, готовым пожертвовать личным благосостоянием ради блага общества и государства, готовым подчинить свои чувства общественному долгу. Доминирующим направлением в литературе 18-го века был классицизм.

Классицизм — (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе 18 — начала 19 века, одним из важнейших его аспектов было обращение к античным образам как идеалу красоты.

Идеал прекрасного в искусстве классицизма связан с балансом и согласием. Это также отражалось в поведенческих правилах светского общества: в 18 веке эмоциональные всплески считались неприличными и ассоциировались с низким происхождением или плохим воспитанием. Даже самые сильные страсти должны проявляться сдержанно, подобно тихим водам, окруженным каменными берегами.

  1. Поддержание идей Просвещенного абсолютизма — любви к Родине, гражданской активности, единства нации.
  2. Признание преимущества разума.
  3. Основополагающим принципом эстетики классицизма является рационализм: произведение искусства должно быть разумно и логически построено (в соответствии с принципом "подражания природе").
  4. Соблюдение определенных творческих норм и правил (строгая сюжетно-композиционная организация).
  5. "Отсутствие внутреннего развития" героя.
  6. Идеализация героя (пример — оды Ломоносова).
  7. Интерес к народному языку и использование народной речи в произведениях.
  8. Объективность в повествовании.

Характерные черты классицизма

  1. Разделение жанров на "высокие" и "низкие".

Высокие жанры (трагедия, эпопея, ода) описывают государственную жизнь, исторические события и мифологию, их герои — монархи и полководцы. Низкие жанры (комедия, сатира, басня) изображают повседневную жизнь людей средних сословий.

У каждого жанра есть четко определенные границы и формальные признаки, которые исключают любое смешение высокого и низкого, трагического и комического, героического и обыденного. В классицизме ведущим жанром была трагедия, затрагивающая самые важные общественные и моральные проблемы века. Общественные конфликты отражаются в душах героев, поставленных перед выбором между нравственным долгом и личными страстями.

  • Закон "трех единств" (единство времени, места и действия)
  • единство времени — действие разворачивается в течение одних суток
  • единство места — действие происходит в одном месте
  • единство действия — односюжетная линия, большое количество героев (связанных с сюжетом)
  • Во второй четверти 18 века в русской литературе появилось новое направление — русский классицизм, чьими зачинателями стали А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов.

    Особенности русского классицизма:

    • связь с современной действительностью
    • наличие сатирической направленности
    • обращение к конкретным явлениям русской жизни
    • предпочтение национально-исторической тематике
    • высокий уровень развития жанра оды

    Итоги урока:

    В период классицизма русская литература освоила западные жанры и стили, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохраняя при этом свою национальную самобытность.

    1. Домашнее задание: а) выучить лекцию по классицизму
    Оцените статью
    SPBINFO24.RU
    Добавить комментарий