Особая экономическая зона Калининград была создана с целью стимулирования экономического развития региона, который находится в уникальном географическом положении между странами Европейского Союза. Она предназначена для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест и повышения конкурентоспособности местной экономики.
В рамках зоны действуют налоговые льготы и упрощенные административные процедуры для резидентов, что позволяет им значительно сократить затраты и ускорить процессы ведения бизнеса. Это делает Калининград привлекательным местом для российских и зарубежных компаний, стремящихся расширить свое присутствие на рынке.
Особая экономическая зона в Калининградской области
Изначально Федеральным законом от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ было предусмотрено создание Особой экономической зоны в Калининградской области. В настоящее время порядок ее работы и прекращения деятельности определен Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ и внесены изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации.
Управление работой ОЭЗ осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
Минэкономразвития России и администрация Особых экономических зон (ОЭЗ) обеспечивают действие специального правового режима ОЭЗ и организацию ее функционирования. При этом Минэкономразвития России взаимодействует с федеральными органами государственной власти и координирует работу администрации ОЭЗ и федеральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения функционирования ОЭЗ. В свою очередь, администрация ОЭЗ осуществляет следующие функции:
1) Ведение реестра в соответствии с установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядком и формой;
2) Принятие решений о включении юридических лиц в реестр, отказе во включении их в реестр, а также об исключении резидентов из реестра;
3) отправка информации о включении юридических лиц в реестр и об исключении резидентов из реестра в налоговые органы и таможенные органы;
4) проверка соблюдения резидентами условий инвестиционных деклараций;
5) согласование изменений, вносимых резидентом в инвестиционную декларацию, и добавление таких изменений в реестр;
6) предложения по включению товаров в перечень, не подлежащих таможенной процедуре свободной таможенной зоны;
7) защита законных интересов резидентов в отношениях с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления при реализации инвестиционных проектов;
8) представление годового отчета о работе ОЭЗ за соответствующий отчетный год, ежегодного доклада о результатах проверок деятельности резидентов в установленной форме и порядке, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
9) выдача выписки из реестра по требованию резидента;
10) утверждение формы инвестиционной декларации.
Администрация ОЭЗ — это структурное подразделение высшего исполнительного органа государственной власти Калининградской области. Назначение и освобождение от должности руководителя осуществляется высшим должностным лицом (губернатором Калининградской области) Калининградской области.
Юридическое лицо может быть включено в реестр резидентов ОЭЗ при соблюдении следующих требований:
1) Юридическое лицо создано согласно законодательству Российской Федерации;
2) Государственная регистрация юридического лица проведена в Калининградской области;
3) Производство товаров осуществляется юридическим лицом исключительно на территории Калининградской области;
4) Инвестиции осуществляются юридическим лицом на территории Калининградской области;
5) Инвестиционный проект, представленный юридическим лицом, должен:
– быть реализованным на территории Калининградской области;
Не разрешается заниматься такими видами деятельности, как добыча нефти, газа, предоставление услуг в этих областях, производство спирта, алкогольной продукции, табачных изделий и других товаров с акцизом (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) в соответствии со списком, утверждаемым Правительством Российской Федерации; оптовая и розничная торговля; ремонт бытовых товаров и предметов личного пользования; финансовая деятельность;
Также предусматривается проведение инвестиций в виде капитальных вложений не менее чем на 150 млн. рублей в течение срока до трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ.
ООО “Томмак” обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с запросом о признании недействительными ненормативных актов Калининградской таможни, а именно: требования об уплате таможенных платежей и пеней и решения о взыскании их в бесспорном порядке.
Эти акты были приняты после проверки соблюдения обществом и индивидуальным предпринимателем А.А. Смертанюком требований таможенного законодательства при помещении товаров под режим свободной таможенной зоны. В результате было обнаружено, что ввезенная обществом продукция по этому таможенному режиму была передана на хранение индивидуальному предпринимателю А.А. Смертанюку до помещения продукции под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Требования, заявленные в арбитражных судах всех трех уровней, были удовлетворены. Они указали, что таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, распространяется на иностранные товары, ввозимые на территорию области и использованные здесь юридическими лицами, зарегистрированными в Калининградской области в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 9).
Товары, находящиеся под таможенным режимом свободной таможенной зоны, а также продукция их переработки, могут быть потреблены исключительно на территории Калининградской области (пункт 4 статьи 9).
Кроме того, данный Федеральный закон предусматривает передачу права собственности, пользования и распоряжения такими товарами (пункт 5 статьи 9).
Поскольку товары, по данным грузовых таможенных деклараций, были выпущены 13 августа 2006 года и 12 ноября 2006 года, а их распоряжение на основании накладных N А0/542381 1 и 00000А/01 было осуществлено после оформления в режиме свободной таможенной зоны — соответственно 13 августа 2006 года и 13 ноября 2006 года, то ООО "Томмак" соблюли все условия при помещении товара под режим свободной таможенной зоны, предусмотренные Федеральным законом от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В то же время резидентами ОЭЗ не могут быть:
1) юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2) Список организаций, которые могут быть исключены из реестра, включает финансовые учреждения, такие как кредитные и страховые компании, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Резидент ОЭЗ может быть исключен из реестра по следующим основаниям:
1) Если администрация ОЭЗ получила письменное заявление об исключении из реестра, то резидент будет исключен со дня, следующего за днем подачи такого заявления;
2) Если арбитражный суд принял решение об исключении резидента ОЭЗ из реестра, которое вступило в законную силу;
3) Если в ЕГРЮЛ зарегистрирована запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, резидент будет исключен со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
4) Если деятельность юридического лица – резидента ОЭЗ прекращается в результате его реорганизации, то он будет исключен со дня, следующего за днем завершения реорганизации.
Особенности предпринимательской деятельности в ОЭЗ Калининградской области включают в себя следующее:
1) Особый порядок оплаты налогов: резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на имущество в течение первых шести календарных лет и платят налоги со скидкой 50% в течение последующих шести лет.
Компания "БалтКерамика" провела реализацию инвестиционного проекта по строительству кирпичного завода в Калининградской области, который был включен в программу развития региона, утвержденную Правительством Российской Федерации. 5 октября 2006 года, после принятия Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", компания была внесена в реестр резидентов ОЭЗ.
Применение ставки 0% налога было установлено только для имущества, приобретенного обществом в 2004–2006 годах до того, как оно получило статус резидента Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы (ФНС) по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области произвела дополнительную оплату налога на имущество в размере 539736 рублей, а также пени и штрафы.
ООО "БалтКерамика" подало иск в Арбитражный суд Калининградской области, не согласившись с таким решением.
Арбитражные суды всех трех инстанций удовлетворили заявленные требования, отметив, что инвестиционный проект общества включал информацию об объектах недвижимого имущества, которые были приобретены в рамках данного проекта до регистрации общества в качестве резидента ОЭЗ, а затем были реконструированы для строительства кирпичного завода.
Учитывая, что условия пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”, которые устанавливают требования к инвестиционным проектам, позволяют осуществлять инвестиции в виде капитальных вложений не только в рамках нового строительства, но и путем реконструкции зданий, технического переоборудования и модернизации основных средств, применение 0% ставки налога на имущество к спорным объектам, приобретенным и реконструированным компанией в целях реализации инвестиционного проекта, было признано законным.
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что ООО "КНАУФ-Пласт" неправомерно пользовалось налоговой льготой по налогу на имущество организаций за период с 2006 по 2008 гг. в отношении 10 объектов основных средств. Они были приобретены до включения общества в реестр резидентов ОЭЗ в качестве резидента, хотя согласно статье 385.1 НК РФ должны были быть приобретены после включения налогоплательщика в реестр резидентов ОЭЗ в рамках инвестиционного проекта.
Инспекцией ФНС N 8 по г. Калининграду было принято решение о привлечении ООО "КНАУФ-Пласт" к ответственности за неуплату налогов в виде штрафа, а также произведено доначисление налога на имущество, НДС, единого социального налога и пеней за неуплату налогов. В связи с этим общество обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании такого решения недействительным.
Три различные инстанции арбитражных судов подтвердили, что за 2006 год компания приобретала оборудование и отражала его как капитальные вложения на счете 08 для целей бухгалтерского учета.
После 25 августа 2006 года оборудование было введено в эксплуатацию и перенесено на счет 01 в качестве основных средств, сразу после включения общества в реестр резидентов ОЭЗ. В соответствии с бизнес-планом инвестиционный проект осуществлялся этапами: в 2005 году на базе реконструированного механосборочного цеха открытого акционерного общества "Система" началось производство изделий из термопластиков; затем предполагалось расширить производство изделий из термопластиков и начать выпуск упаковки и изделий из пенополистирола. Реализация второго этапа проекта началась в середине 2006 года.
Так как использование спорных основных средств при производстве изделий из пенополистирола и термопластиков не было оспорено налоговым органом, а на момент применения льготы общество уже было включено в реестр резидентов ОЭЗ, арбитражные суды подтвердили, что оборудование было приобретено обществом именно для реализации инвестиционного проекта, и пришли к выводу, что общество выполнило условия применения установленной пунктом 3 статьи 385.1 НК РФ налоговой ставки;
2) процедуру свободной таможенной зоны (статьи 8 – 15.2);
3) Простой порядок получения виз для иностранных граждан, которые являются представителями резидентов ОЭЗ, инвесторами или приглашены для обсуждения сотрудничества в ОЭЗ, в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при въезде в Калининградскую область.
Данная процедура осуществляется представительством федерального органа исполнительной власти в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации на основании приглашений, оформленных администрацией ОЭЗ в соответствии с установленным порядком (часть 2 статьи 19);
4) гарантии от негативных изменений в законодательстве (статья 6).
Окончание срока действия и прекращение существования ОЭЗ. ОЭЗ будет функционировать до 1 апреля 2031 года. Порядок прекращения действия специального правового режима и применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ должен быть определен федеральным законом, который вступит в силу не позднее чем за один год до окончания этого срока.
Функционирование ОЭЗ также может быть прекращено досрочно федеральным законом, принятым по одной из следующих причин:
1) введение военного положения на всей территории Российской Федерации;
2) введение чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации на срок более трех месяцев.
Калининград ОЭЗОсобая экономическая зона
10 причин, почему Калининградская область является одной из самых привлекательных инвестиционных территорий в современной России. Награды TAdviser IT Prize в 16 номинациях
1. С 1 января 2018 года режим Особой экономической зоны теперь распространяется не только на всю территорию региона, как было ранее, но также на прибрежную акваторию. Это открывает новые возможности для реализации транспортных и туристических проектов.
2. Срок действия режима ОЭЗ увеличен до 2045 года – на 14 лет, по сравнению с предыдущим сроком до 2031 года. Для инвесторов, ставших резидентами в 2018 году, закон гарантирует как минимум 27-летний период стабильности и неизменности правил игры.
3. Для резидентов Особой экономической зоны (ОЭЗ) устанавливается минимальная фискальная нагрузка. Они могут пользоваться налоговыми льготами, где налог на прибыль и налог на имущество составляют 0% в первые 6 лет реализации проекта. С 7 по 12 годы реализации проекта налог на прибыль составляет 10%, а налог на имущество — 1,1%. При этом, первый период льгот отсчитывается с момента получения первой прибыли по проекту.
Если прибыль не появится в течение первых трех налоговых периодов, то отсчет начнется с 4 года, что позволяет продлить льготный период до 15 лет. Нулевая ставка на землю действует в течение первых пяти лет. Также страховые взносы для новых резидентов ОЭЗ снижены с 30 до 7,6%.
Снижение налоговых ставок применимо только к созданию новых рабочих мест и действует в отношении инвестиционных проектов в течение семи лет с момента включения в реестр резидентов. Предельный срок действия сниженных тарифов — 31 декабря 2025 года. С точки зрения уменьшения фискальной нагрузки, эти нововведения считаются самым прорывным и привлекательным условием для проживания в Калининградской области.
4. Положения о свободной таможенной зоне являются основой экономики региона, отделенного от основной территории России границами других государств. Для инвесторов в Калининградской области предусмотрено отсутствие таможенных пошлин при ввозе товаров, сырья и комплектующих на территорию региона. Ввозной НДС обнулен и предусмотрена 180-дневная отсрочка его уплаты при вывозе импортных товаров на территорию России. Нет квот на ввоз товаров, сырья или комплектующих на территорию Калининградской области.
5. Следует отметить, что основные изменения затронули обязательства резидентов в области инвестиций. Власти региона сумели достичь снижения минимальных требований к инвестициям для резидентов ОЭЗ двух категорий: в сфере информационных технологий — до одного миллиона рублей, и для инвестиционных проектов в здравоохранении — до 10 миллионов. Напомним, ранее для получения статуса резидента ОЭЗ Калининградской области требовалось инвестировать не менее 150 миллионов рублей в виде капитальных вложений в определенный период.
6. Федеральным законодательством установлены гарантии стабильности условий ведения бизнеса для резидентов ОЭЗ Калининградской области. Например, это касается арендной платы за земельные участки — их ставки останутся неизменными на протяжении всего срока действия договора аренды. Предусмотрены гарантии отсутствия мер, увеличивающих налоговое бремя на резидента.
7. Цена готовых индустриальных участков для запуска производства в Калининградской области является одной из самых низких в России. Например, аренда одного гектара в технопарке, оснащенного всей необходимой инфраструктурой, составляет примерно 189 000 рублей в год. Стоимость выкупа земельного участка в технопарке после запуска производства составит 2,9 млн. рублей за один гектар.
8. Калининградская область имеет значительное преимущество в виде развитой логистики и транспортной инфраструктуры. В этом регионе расположен единственный порт на Балтийском море, который не замерзает. Наличие двух видов железнодорожных путей — ширококолейных (для стран ЕАЭС) и узкоколейных (для Европы), открывает уникальные возможности для транзитных и экспортных проектов. Также через регион проходят автомобильные трансевропейские транспортные магистрали. В преддверии Чемпионата мира по футболу в Калининграде была проведена реконструкция аэропорта, который теперь способен принимать самолеты любого типа.
9. Один из ключевых факторов, влияющих на привлекательность инвестиций в западном регионе России — его географическое расположение. Он находится ближе всего к индустриально развитым странам Европы, которые представляют потенциальные рынки сбыта и источники инвестиций. Калининградская область с низкими затратами, налоговыми льготами и развитой инфраструктурой промышленных парков является идеальной площадкой для производства конкурентоспособной продукции и её внедрения на российские и зарубежные рынки.
10. В Калининградской области инвесторы получают не только налоговые льготы, но и полноценный консьерж-сервис. Власти региона помогают предпринимателям найти офисы и промышленные площадки, а также найти квалифицированных специалистов. При необходимости правительство области готово помочь с поиском жилья для иногородних сотрудников и предложить варианты трудоустройства для их семей, а также устроить детей в школы или детские сады.
История
Половина ИТ-компаний покинула ОЭЗ за 6 лет в Калининграде в 2023 году
С 2018 года из 59 резидентов ОЭЗ в сфере IT ушло 27 компаний, что составляет почти половину от общего числа. Эти данные были опубликованы на сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в ноябре 2023 года.
По данным РБК, в 2022 году большинство заявлений об исключении из реестра ОЭЗ было подано именно ИТ-компаниями, в итоге 7 из них покинули ОЭЗ по собственному желанию.
Из 59 резидентов Калининградской Особой Экономической Зоны (ОЭЗ) уже ушли 27. Также стоит отметить, что в 2018 году ОЭЗ покинула одна компания, в 2019 — пять, в 2020 — шесть, а в 2021 — всего три. За январь-ноябрь 2023 года пять фирм уже подали заявления об исключении из реестра.
Эксперты связывают эту ситуацию с изменением условий для ИТ-бизнеса на уровне федерации. В 2018 году компании могли вступить в реестр ОЭЗ, вложив всего миллион рублей и получить взамен обширное количество льгот — возможность применения пониженной ставки по социальным отчислениям при создании новых рабочих мест, полное освобождение от налогов на прибыль и имущество на первые шесть лет.
В 2020 году у ИТ-компаний появилась возможность перейти на сниженные социальные платежи на общероссийском уровне. По общероссийской льготе плата составляла всего 7,6%. Также для компаний снизили налог на прибыль — с 30 до 3%.
Согласно информации к ноябрю 2023 года, в российском правительстве обсуждается возможное внесение изменений в Налоговый кодекс, которые могут иметь существенное влияние на льготы, предоставляемые новым резидентам Особых экономических зон в регионе. Однако Комитет Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам выразил свое недовольство этими поправками, инициативу также не поддержали представители местного бизнеса. [1]
ОЭЗ Калининград
В 2020 году предоставляются уникальные условия для ведения бизнеса. В Калининградской области действует режим Особой экономической зоны с страховыми взносами в размере 7.6% до 2045 года.
- Порт на Балтике, который не замерзает
- Уникальный климат
- Готовые промышленные площадки
- Близость к европейским рынкам
- Прямое сообщение с Китаем
Особая экономическая зона
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И ИМУЩЕСТВО
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ С ФОТ
от 1 млн. руб. ИНВЕСТИЦИИ
Свободная таможенная зона
ПОШЛИНАИ ТАМОЖЕННЫЙ НДС
180 ДНЕЙ
Отсрочка уплаты таможенного НДС при вывозе с территории области
Компенсация затрат производителям
Специальный административный район
Особый налоговый режим, аналогичный зарубежным офшорам
Игорная зона
100 га для размещения игорной и гостиничной инфраструктуры
Моногорода
До 1 миллиарда рублей можно взять в кредит под 0% годовых. Чтобы заказать звонок, нажмите на кнопку. В 2018 году были выбраны топ-15 регионов с лучшим инвестиционным климатом.
Также был составлен рейтинг топ-10 российских регионов по качеству жизни. Одиннадцатый регион занял первое место по доле малых и средних предприятий в РФ, а в четвертом регионе на одного жителя приходится около 1 миллиона квадратных метров жилья в год.
Население составляет около 13 миллионов человек, в 30 университетах обучается 30 тысяч студентов, а годовой миграционный прирост составляет 10 тысяч человек, что составляет примерно 1% от общего числа населения. В год в страну приезжает более 1,7 миллиона туристов, и их количество увеличивается на 15% ежегодно.
Резидентам Особой экономической зоны в Калининградской области предоставляются налоговые льготы на прибыль и имущество. Налог на прибыль составляет 0% в течение первых 6 лет реализации проекта, затем 10% с 7 по 12 год. Налог на имущество составляет 1,1%. Для применения льготного налогового режима необходимо вложить от 1 до 150 миллионов рублей в течение трех лет.
Особая экономическая зона — это
В целом области нет налогов на прибыль, имущество и землю, а взнос на ФОТ составляет 7,6%. Таможенная зона предоставляет 0% пошлин и НДС на импорт, а также компенсацию расходов. Кроме того, в моногороде доступны займы.
До 1 миллиарда рублей
Под 0% ставкой до 5%, на срок до 15 лет
Специальный административный район для международных компаний с 0% налогом на прибыль от дивидендов и облегченным валютным контролем
Игорная зона площадью 100 гектаров на побережье для размещения игорной и гостиничной инфраструктуры
Индустриальный парк "Храброво" площадью 345 гектаров
Площадь Greenfield — 180 тысяч рублей в год
Стоимость аренды 1 гектара включает: точку присоединения к сетям газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, точку присоединения к электрическим сетям мощностью 0,18 мВт, выкуп за 2,9 миллиона рублей в год
Газоснабжение — 20 миллионов м3 в год
Электроснабжение — 39 мВт с собственной электростанцией
Водоснабжение и водоотведение — 2500 м3 в сутки
Индустриальный парк "Черняховск" площадью 1146 гектаров
Площадь Greenfield — 60 миллионов м3 в год
Газоснабжение — 34 мВт
Энергоснабжение — 5000 м3 в сутки
Сети водоснабжения и канализации
Также имеются перспективные возможности для размещения производственных объектов на территории области, включая как уже существующие, так и новые промышленные объекты Brownfield и Greenfield.
Промышленность, которая занимается производством автомобилей и машин.
Производство авто и машиностроение
Здоровье и лекарства
Охота на рыбу и её дальнейшая обработка
Значение туризма для развития экономики
Отрасль туризма играет важную роль в развитии экономики различных стран. Туризм способствует созданию новых рабочих мест, развитию инфраструктуры и привлечению инвестиций. Кроме того, туристы также оказывают значительное влияние на культурный и социальный аспекты жизни страны, в которую они приезжают.
Аграрные отрасли и продовольственная промышленность
Судостроение и ремонт судов
Судостроение — это отрасль промышленности, занимающаяся проектированием, строительством и ремонтом судов. Она имеет огромное значение для развития морского транспорта и торговли, а также для обеспечения безопасности на море. Судоремонт включает в себя обслуживание и восстановление судовых конструкций, двигателей, системы электроники и других компонентов. Это важный процесс, который позволяет сохранить суда в хорошем состоянии и продлить их срок службы. Кроме того, судоремонт способствует улучшению экологической безопасности судоходства, путем устранения утечек и предотвращения загрязнения морской среды.
Успешные проекты в области информационных технологий
В развитых странах информационные технологии играют важную роль в различных отраслях бизнеса. Множество компаний стремятся к реализации уникальных IT-проектов, что позволяет им оставаться конкурентоспособными и успешными на рынке. Реализация таких проектов требует больших вложений, профессиональных знаний и усилий со стороны специалистов в области информационных технологий. Несмотря на это, успешные IT-проекты приносят компаниям значительную выгоду и способствуют их дальнейшему росту и развитию.
Производство украшений из янтаря
Исследования и разработки по заказу государства
Важные федеральные законы от 05.12.2017 N 393-ФЗ (изменения от 19.07.2018) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области"
Федеральный закон от 27.11.2017 N 353-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (изменения от 26.07.2019) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Распоряжение Правительства РФ от 29_11_2014 N 1275 "О выделении из федерального бюджета средств бюджету Калининградской области иных межбюджетных трансфертов на поддержку юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области"
Распоряжение Правительства РФ от 15_11_2014 N 1210 "Об утверждении методики расчета сумм компенсации таможенных пошлин, налогов и установлении (фиксации) увеличения величин таможенных пошлин, налогов или возникновения"
Распоряжение Правительства РФ от 11_10_2014 N 1044 "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов в Российской Федерации на основе проектного финансирования"
Законодательство, связанное с иностранными инвестициями в стратегически важные предприятия для обороны и безопасности государства, регулируется Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ (в редакции от 28 ноября 2018 г.)
Методика расчета налоговой нагрузки на начальном этапе финансирования инвестиционных проектов в Особой экономической зоне Калининградской области утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2006 г. N 391
Создание Особой экономической зоны в Калининградской области и внесение изменений в законодательство Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ (в редакции от 29 июля 2018 г.)
Функционирование особых экономических зон в России регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ (в редакции от 18 июля 2017 г.)
В чем заключается особая экономическая зона калининград
Согласно Федеральному закону №16-ФЗ от 10 января 2006 года, в Калининградской области действует Особая экономическая зона, созданная с целью обеспечения социально-экономического развития региона. Она охватывает всю территорию области и будет действовать до 1 апреля 2031 года.
Резидентами ОЭЗ могут быть только юридические лица, зарегистрированные и работающие в Калининградской области, которые осуществляют инвестиционные проекты, за исключением определенных видов деятельности, таких как добыча нефти, природного газа, оптовая и розничная торговля и другие.
Территория особой экономической зоны (ОЭЗ) предоставляет возможность осуществлять свободные таможенные операции согласно соглашению о свободных (специальных, особых) экономических зонах на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуре свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года. В рамках данного режима осуществляется ввоз иностранных товаров на территорию ОЭЗ без выплаты таможенных сборов и налогов, а Вывоз товаров, произведенных с использованием иностранных товаров (при выполнении условий достаточной переработки), без уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС.
Кроме вышеперечисленного, жители ОЭЗ также имеют право на льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество (нулевая ставка в течение первых 6 лет после включения и 50% с 7-го по 12-й год), а также на земельный налог (нулевая ставка в течение 5 лет после приобретения права собственности на участок).
На сегодняшний день в ОЭЗ зарегистрировано 94 резидента. На 1 января 2014 года они инвестировали более 91,5 млрд рублей, включая 44 млрд рублей в обрабатывающую промышленность, 22,4 млрд рублей в транспорт и связь, создав более 10 тыс. новых рабочих мест.
Резиденты ОЭЗ в 2013 году произвели товаров и услуг на сумму 76,1 млрд рублей (10% от общего объема производства в Калининградской области), что на 19% превышает показатели 2012 года.
Основную долю предприятий, которые функционируют в ОЭЗ, составляют юридические субъекты, которые на 1 апреля 2006 года ведут свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 22 января 1996 года №13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". На данный момент в Калининградской области действует 785 подобных предприятий.
Экономический хит: как Калининградская ОЭЗ попала в топ-10 мирового рейтинга
Впервые в международном рейтинге лучших особых экономических зон появился регион из России — Калининградская область, и сразу же вошел в топ-10 списка. Что понравилось международным экспертам в этом самом западном крае страны?
Издание Foreign Direct Investment Intelligence из Великобритании (подразделение The Financial Times) опубликовало ежегодный рейтинг лучших особых экономических зон мира — Global Free Zones of the Year. Калининградская ОЭЗ, где льготный режим действует на всей территории области до 2045 года, заняла в этом списке восьмое место.
"Долгое время существует Калининградская особая экономическая зона, но в этом году впервые мы вошли в топ-10 мировых особых экономических зон. Это впервые в истории ОЭЗ в России такое произошло — Калининградская область смогла попасть в этот рейтинг", — сообщил губернатор Антон Алиханов на встрече с председателем правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным в октябре 2021 года.
Седьмой год подряд рейтинг лидирует Дубайский многопрофильный товарно-сырьевой центр (Объединенные Арабские Эмираты). На втором месте — свободный порт Маврикий, за ним следуют китайские и польские особые зоны. Калининград обошел коста-риканскую зону Койол и британскую West of England, расположенную неподалеку от Бристоля."
Стоит отметить, что среди прочих лауреатов в различных номинациях также оказались несколько Особых экономических зон из России: Технополис в Москве был отмечен за развитие медицинских технологий и фармацевтики, Иннополис в Татарстане — за развитие беспилотного транспорта, а Дубна в Подмосковье — за разработку лекарств от коронавируса. ОЭЗ Калининграда победила в номинациях "Логистика", "Новые инвестиции" и "Программы релокации" в рейтинге Global Free Zones of the Year 2020. На этот раз ей досталось топовое место благодаря своим достижениям. По словам редактора Global Markets FDI Intelligence Алекса Ирвин-Ханта, это было возможно из-за успешных инициатив Калининградской ОЭЗ по поддержке инвесторов, развитию инфраструктуры и улучшению своего профиля ESG.
В реакцию на кризис
Аналитики отмечают, что особые экономические зоны пережили свой самый сложный период в истории во время пандемии.
В 798 зонах, отслеживаемых fDi Intelligence, количество новых проектов прямых иностранных инвестиций сократилось с 431 в 2019 году до 309 в 2020 году. В первой половине 2021 года их количество уменьшилось на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Однако, если судить не по количеству проектов, а по суммарным инвестициям, то ситуация не так пессимистична. После резкого падения показателя в 2020 году, сейчас происходит восстановление. За январь–июнь 2021 года прямые иностранные инвестиции в новые проекты достигли $29,3 млрд, что соответствует результатам всего 2019 года.
Калининградская Особая Экономическая Зона (ОЭЗ) занимает лидирующие позиции. С 2018 года ее показатели постоянно улучшаются. Несмотря на пандемию, количество резидентов увеличилось на 46 человек (из которых пять — крупные компании), а с начала текущего года прибавилось еще 38. Теперь их общее число достигло 275.
Калининградская область предлагает значительные льготы для новых проектов до 2045 года: нулевые ставки на налоги на прибыль и имущество, а также снижение социальных взносов с фонда оплаты труда почти в четыре раза. Благодаря режиму свободной таможенной зоны, можно ввозить иностранное оборудование, сырье, материалы и комплектующие без уплаты таможенных пошлин и ввозного НДС. Экономическая активность в области восстанавливается темпами выше среднего по стране, что отражается в индексе промышленного производства, превышающем 110 по сравнению с 104,5 по России в целом за январь–август 2021 года.
Важную роль в оценке экспертов fDi Intelligence сыграло масштабное проведение региональных мер поддержки во время пандемии коронавируса. Помимо федеральной программы льготного кредитования под 2%, 74 субъекта МСП получили 180 млн рублей под 0,1% годовых, что способствовало сохранению 1773 рабочих мест. Кроме того, 13 компаниям предоставили кредиты на сумму более 345 млн рублей под 1% годовых на семь лет (создание новых рабочих мест было ключевым критерием). Компаниям ивент-индустрии, кино и кинопроизводства было выделено более 30 млн рублей в виде субсидий.
Если у предпринимателя в сфере малого и среднего бизнеса в Калининградской области доходы упали более чем на 10%, ему предоставлялась возможность отсрочки по уплате налогов. Эта льготная финансовая поддержка распространялась не только на физических лиц и индивидуальных предпринимателей, но также на самозанятых граждан. Арендаторам государственной и муниципальной недвижимости также была предоставлена отсрочка, а частным арендодателям, которые соглашались на отсрочку платежей для своих арендаторов, в свою очередь предоставлялась отсрочка по налогам.
Диверсификация в качестве стратегии
Уже пять лет регион следует курсу на промышленную диверсификацию. "Выдающиеся новости о проектах в Калининградской ОЭЗ подчеркивают ее успех в качестве предпочтительного места для производства", — отмечает Алекс Ирвин-Хант, редактор FDI Intelligence.
На территории области начнется строительство промышленного комплекса «ЭнКОР Групп» (индустриальный парк «Черняховск»), на который планируется инвестировать 24,7 млрд рублей. Компания «РЭНЕРА», структурное подразделение «Росатома», также намерена вложить более $500 млн в производство литий-ионных батарей и систем хранения энергии.
Фармацевтическая компания OTCPharm выделяет $50 млн на строительство нового завода, специализирующегося на производстве противовирусных, противовоспалительных и противогрибковых препаратов. Компания OSQ Group вложит $25,5 млн в производство биоразлагаемой упаковки. А швейцарская компания Barry Callebaut, один из крупнейших в мире производителей шоколада и какао-продуктов, запустит свою третью в России производственную площадку.
В регионе активно развивают свои проекты крупные компании. Кроме того, они планируют расширить производство в ближайшее время. Например, компания «Автотор», сотрудничая с KIA и Hyundai, намерена запустить выпуск электромобилей к 2023 году. Компания «Грюнвальд» также работает над расширением производства полуприцепов. А рыбоперерабатывающая компания «ЗаРодину» строит новый завод по производству рыбных консервов, который будет являться самым крупным в России — его мощность составит 114 миллионов банок в год.
Создание Калининградского специального административного района оказало значительное воздействие на экономическую активность в регионе. Крупные компании перевели свои юридические лица из офшорных зон в этот регион. Среди таких компаний — "Яндекс", "Русал", En+, OTCpharm, "Лента", Газпромбанк, Совкомбанк, группа ПИК, агропромышленная группа "Содружество". Например, после перерегистрации из кипрского офшора, агропромышленная группа «Содружество» начала производство соевого белкового концентрата на территории Калининградского специального административного района с инвестициями в размере 71 миллиона долларов.
Занять первое место в важном международном рейтинге — это в первую очередь подтверждение качества применяемых решений на данной территории и их реального воздействия. Профессиональные консалтинговые компании обращают внимание на позицию в рейтинге и рекомендуют инвесторам конкретные территории для осуществления проектов», — отмечает Денис Салий, руководитель офиса Калининградской области в Москве.
Глава руководства и управляющий партнер компании KPMG в странах СНГ Олег Гощанский убежден: «Многие инвестиционные проекты отдают предпочтение территориям особых экономических зон для их реализации. Это свидетельствует о высокой эффективности управления такими территориями и способствует быстрой реализации проекта, упрощая подключение к инфраструктуре и получение разрешений на строительство. Еще одним привлекательным фактором для инвесторов, выбирающих Калининградскую Особую экономическую зону, является широкий спектр налоговых льгот, которые постоянно совершенствуются, а также уникальные программа финансовой поддержки. Отдельно стоит отметить слаженную работу региональной команды, которая индивидуально взаимодействует с каждым инвестором, защищая его интересы как на региональном, так и на федеральном уровне».
Для стабильного развития
Особое внимание в Калининграде уделяется экологическим вопросам. Алекс Ирвин-Хант комментирует: "Усилия по улучшению ESG-профиля Калининградской ОЭЗ также привлекли внимание. Это включает концессионное соглашение, подписанное между ОЭЗ и компанией "Сибинвест" в июне 2021 года, о создании экотехнопарка для обращения с отходами и их переработки".
Согласно договору на территории зоны будет построен комплекс по утилизации и переработке отходов мощностью 300 000 тонн в год. Он обеспечит переработку 100% твердых бытовых отходов в регионе и вторичное использование 42% прочих отходов. Следовательно, несколько полигонов ТБО будут закрыты".
Площадь намеревается стать вторым регионом после Сахалина, в котором будет запущено экспериментальное углеродное регулирование. Речь идет о квотировании выбросов крупнейших эмитентов парниковых газов, благодаря этому до 2030 года планируется достичь в регионе углеродной нейтральности, то есть поглощения таких газов и нулевого баланса выбросов. Технологии контроля эмиссии парниковых газов будут разрабатываться на двух карбоновых полигонах — морском и сухопутном, которые создадут на месте заброшенного торфяника.
Из-за своего местоположения Калининградская область полностью отражает большую часть европейской природной среды. Именно поэтому испытания, проведенные здесь, будут приняты Евросоюзом, который в данный момент разрабатывает систему торговли квотами на выбросы. Управляющий партнер EY по странам СНГ Александр Ивлев подчеркивает: "Калининград становится привлекательной площадкой для реализации проектов как на рынке ЕАЭС, так и на европейском рынке. Особенно актуальными являются инициативы по достижению углеродной нейтральности".
Перспективы не ограничены
С каждым годом Калининградская область извлекает все больше преимуществ из своего географического положения. Один из последних примеров — перенос маркировки импортного алкоголя на ее территорию.
В течение последних лет бутылка маркировки на ввозимую в Россию продукцию стала наклеиваться в странах Прибалтики, где сформировались целые логистические кластеры, и часть прибыли остается там. Губернатор Алиханов убедил федеральные власти, что упущен потенциальный источник доходов для бюджета.
С 1 октября в областном центре заработал новый резидент Особой экономической зоны — центр маркировки импортного алкоголя "Терминал Западный". В случае успеха эксперимента, инвестор готов построить еще один терминал в индустриальном парке "Черняховск", площадью втрое больше первого. Ожидается, что он создаст до 2000 рабочих мест, а годовой объем перевалки импортируемой продукции через него достигнет полумиллиона тонн.
Общая сумма заявленных проектов в Калининградской ОЭЗ сейчас превышает 153 миллиарда рублей. Общее количество рабочих мест, создаваемых при достижении проектной мощности — 47 000. Один из показателей успешной инвестиционной политики — более 80% студентов остаются в регионе после окончания обучения.
«Совместно с регионом мы улучшаем механизмы специальных юрисдикций на территории Калининградской области, — прокомментировал вход российской юрисдикции в топ-10 мировых ОЭЗ министр экономического развития РФ Максим Решетников. — Так, в этом году внесены изменения в закон о предоставлении резидентам ОЭЗ льготы в виде 7,6% сбора на обязательные социальные отчисления в течение 10 лет. Это еще один инструмент для увеличения инвестиционной привлекательности региона».
Для успешного развития бизнеса в регионе необходимо упростить процедуру администрирования инвестиционных проектов. Власти Калининграда готовы предоставить полную поддержку на всех этапах их реализации. Подробная информация о льготах и преференциях для инвесторов, а также процедура получения статуса резидента ОЭЗ представлены на нашем сайте. Вы можете задать любые вопросы по инвестициям в Калининградской области через форму обратной связи или позвонив по горячей линии 8-800-444-30-39.
* Это платная реклама
Калининградская область — особая экономическая зона
Калининградская область отличается от других российских регионов своим уникальным статусом и историей. Она была сформирована как область переселенческая, что отличает ее от большинства других регионов. Экономико-географическая литература использует термин "страны переселенческого капитализма", и Калининградская область, в этом смысле, можно назвать "регионом переселенческого социализма", со всеми его уникальными особенностями и вызовами.
Заселение будущей области переселенцами из других регионов СССР началось уже в 1945 году. Наркомбумпром отправил сюда группы ученых, инженеров и других специалистов для восстановления целлюлозно-бумажной промышленности. В августе 1946 года по постановлению правительства началось массовое заселение области, которое проводилось на добровольной основе.
Уже в начале 1948 года количество прибывшего населения в области достигло 380,2 тыс. человек. Основная часть переселенцев прибыла из различных регионов России (Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского и Поволжского экономических районов), а также из Белорусской ССР. Население сформировалось с преобладанием русских (77,9% на 1 января 1996 года), сейчас в области проживает около 100 различных национальностей и народностей.
Через год после начала переселения советских граждан в Калининградскую область, 11 октября 1947 года, И.В. Сталин утвердил секретное Постановление Совета Министров СССР “О переселении немцев из Калининградской области РСФСР в Советскую зону оккупации в Германии”. В период с октября 1947 года по май 1951 года из области было выселено 102494 немецких граждан (большинство из них было выселено в 1947-1948 годах) в соответствии с этим и последующим Постановлением от 15 февраля 1948 года.
Большинство современных жителей Калининграда родились здесь, на этой земле. Уже выросло третье поколение коренных жителей этого региона. Постепенно (по меньшей мере, среди образованных людей) идея о том, что регион был освоен советским народом "с нуля" и не имеет истории, уходит в прошлое, которое тщательно пропагандировалось прежней властью.
Многие калининградцы осознают свою принадлежность к российскому народу и стремятся восстановить и органично вплести в культурную жизнь области духовное наследие различных народов (немцев, литовцев, поляков). Область перестает быть местом "переселенцев". Постепенно, но не легко, формируется группа граждан, которые осознают себя как часть региона и одновременно чувствуют себя частью России.
После выселения немцев, Калининградская область была закрыта для иностранцев на долгий срок. Это было связано со стратегическим значением области как места базирования Балтийского флота ВМФ СССР и сухопутных и воздушных сил, относящихся к "второму эшелону". В 1956 году Балтийск сменил Кронштадт в качестве главной базы Дважды Краснознаменного Балтийского флота. В 1950-е годы штаб флота также был перемещен в Калининград. Гарнизонный характер оказал влияние на развитие области, но мнение о регионе как о "большом гарнизоне" или "крепости" является преувеличением.
Важным компонентом экономики Калининградской области, наряду с военным, является рыбопромышленный комплекс, занимающий третье место в бывшем Советском Союзе (после Владивостока и Мурманска). Как уже упоминалось, океанического рыболовства не существовало в Восточной Пруссии.
Первая дальняя экспедиция рыбаков из Калининграда к берегам Исландии состоялась в июне 1948 года. До распада Советского Союза Калининградская область поставляла столько же рыбных продуктов, сколько три Прибалтийские республики вместе взятые. Рыбопромышленный комплекс стал сильным, заняв каждого десятого работника в хозяйстве области и почти 40% от общего числа работающих в промышленности. Остальные отрасли — военное и гражданское машиностроение, целлюлозно-бумажная промышленность, агропромышленный комплекс — имели меньшее значение.
Таким образом, до распада СССР Калининградская область отличалась:
— переселенческим населением;
— "гарнизонным" характером региона;
— преобладанием рыбопромышленного комплекса в экономике.
Однако данные различия оказались не такими значительными. В конечном итоге, из-за переселения после 1945 года, население Курильских островов и Южного Сахалина увеличилось. Например, Мурманская область и Приморский край отличаются высокой концентрацией вооруженных сил и развитым рыбопромышленным комплексом. И здесь мы подходим к главному фактору, который определяет уникальность Калининградской области РФ — ее политико-географическое (геополитическое) расположение.
Долгое время этот фактор не играл важной роли. Область развивалась в рамках союзного государства, входя вместе с Литвой, Латвией и Эстонией в Прибалтийский экономический район. Балтийский флот базировался как в Калининградской, так и в Ленинградской областях, а Во всех трех Прибалтийских республиках.
Сухопутные войска входили в состав Прибалтийского военного округа с штабом в Риге. Жители региона не ощущали себя оторванными от основной части РСФСР, так как имелось свободное транзитное сообщение через соседние союзные республики, которые тогда рассматривались как "советские" земли. В то же время в общественном сознании регион воспринимался как "самая западная точка России", "самый западный гарнизон", что считалось тупиком на пути к Западу. Взаимоотношения с польскими соседями сводились к символическим мероприятиям: обмену делегациями, встречам на границе, Дням дружбы и т.д., при этом контакты с ФРГ и Скандинавскими странами практически не возможны были. Жизнь за границей, помимо начальства и небольших групп тщательно отобранных туристов, могли видеть только члены экипажей рыболовных, научных и торговых судов во время кратких заходов в иностранные порты.
Ситуация быстро менялась во второй половине 1980-х годов. В Литве 22-23 октября 1988 года прошел учредительный съезд Литовского движения за перестройку "Саюдис", которое ставило перед собой задачу восстановить независимость Литвы. На выборах в Верховный Совет, которые состоялись 24 февраля 1990 года, "Саюдис" получил большинство мест.
11 марта 1990 года Верховный совет Литвы объявил о независимости республики. Хотя СССР признал независимость Литвы только 6 сентября 1991 года, положение Калининградской области фактически изменилось уже в 1989-1990 годах. Эксклав, принадлежащий РСФСР и отделенный от нее территориями других республик, стал территорией, отделенной от России сначала одним, а потом несколькими иностранными государствами. Окончательно такая изоляция области произошла с распадом Союза ССР 8 декабря 1991 года.
Из-за изолированного расположения Калининградской области от основной части России возникли серьезные проблемы в экономике региона, и многие внутренние проблемы стали международными. Традиционные связи с балтийскими странами — торговые, между предприятиями и т. д. — были прерваны. Одним из характерных примеров может быть следующее.
Ранее Калининградская область традиционно поставляла песок в Литву и получала оттуда цементные блоки. Однако после того, как Литва стала независимой, пришлось начать платить пошлину за вывозимый песок и ввозимые цементные блоки, что привело к удорожанию строительства и, в конечном итоге, к спаду этой отрасли. Также область прекратила поставку добываемой нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Литве и Белоруссии, и вынуждена направлять ее в Россию. Кроме того, до 80% потребляемой электроэнергии регион получает через Литву, что делает его крайне зависимым от российско-литовских отношений и вызывает ряд межгосударственных экономических проблем.
Однако основной проблемой было не только в экономических трудностях, но и в том, что жители области осознали в конце 1980-х — начале 1990-х гг., что Калининградская область является эксклавом России, и что события в прилегающих, еще советских, республиках непосредственно затрагивают их самих. Следует напомнить, что в это время происходило объединение Германии, разгорались дебаты в российской прессе о возможном создании "Балтийской немецкой республики" на основе переселения в регион большого числа советских немцев, а также появлялись заявления некоторых литовских политиков и общественных деятелей о том, что Калининград — историческая территория Литвы, а Калининградская область — "Малая Литва", колыбель литовской культуры. На картах, опубликованных в отечественной печати, Калининград выделялся как одна из зон территориальных и этнических конфликтов в СССР.
Географическое положение Калининградской области начало быстро меняться, оставаясь при этом на своем месте. Очевидно, что регион больше не может оставаться закрытой "гарнизонной" территорией после окончания "холодной войны". Москва долгое время не обращала внимание на область, которая, несмотря на свои проблемы, оставалась политически стабильной во время "перестройки" и не создавала излишних проблем для центральной власти. Поэтому необходимо было искать решение на местном уровне, и таким решением стала идея свободной экономической зоны (СЭЗ), чтобы реагировать на изменяющуюся геополитическую ситуацию.
Особая экономическая зона в Калининградской области (ОЭЗ)
1) Нулевая ставка налога на прибыль действует в течение шести налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором была зафиксирована первая прибыль от инвестиционного проекта (но не более трех налоговых периодов). В последующие 6 налоговых периодов ставка налога на прибыль составляет 50% от установленной.
2) Нулевая ставка налога на имущество организаций применяется в течение 6 лет со дня включения в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области (год включения считается первым в шестилетнем периоде), с 7 по 12 годы резиденты уплачивают налог на имущество в размере 50% от установленной ставки, установленной законодательством.
3) Вместо обычных 30%, резиденты ОЭЗ в Калининградской области платят страховые взносы в размере 7,6% (в период с 01.01.2018 по 31.12.2022 включительно);
3) Резиденты ОЭЗ в Калининградской области освобождаются от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента приобретения права собственности на земельный участок, находящийся на территории ОЭЗ, в соответствии со статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации.
Правила для особого региона
В последнее время все чаще можно встретить словосочетание «Калининградская особая экономическая зона». Недавно оно стало своеобразным эмблемой западного российского региона. Однако не у всех есть точное представление о том, что представляет собой данная региональная особая экономическая зона (ОЭЗ).
Сегодня в Калининградской области действует особый правовой режим, позволяющий осуществлять различные виды деятельности. Создание Особой Экономической Зоны было вызвано политическими событиями 1991 года, когда область стала эксклавным регионом, окруженным зарубежными государствами. Позднее область стала российским анклавом внутри Европейского союза после вступления Польши и Литвы 1 мая 2004 года.
Независимость Калининградской области от остальной части Российской Федерации и разрыв производственных связей привели к необходимости поиска новых способов развития региона. Это также повлияло на формирование особых отношений к нашей территории, что привело к принятию ряда специальных нормативных актов. В 1996 году начал действовать Федеральный закон № 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", который устанавливает правовые и экономические основы создания и функционирования данной ОЭЗ, а также особый режим инвестиционной и предпринимательской деятельности, включая внешнеэкономическую.
Через 10 лет, начиная с 1 апреля 2006 года, Федеральный закон № 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу. Все резиденты ОЭЗ и зарегистрированные юридические лица в регионе сегодня осуществляют свою деятельность в соответствии с ним. Недавно срок действия закона был продлен до 1 апреля 2031 года.
В соответствии с его положениями
Необходимо подчеркнуть, что Калининградская ОЭЗ отличается от других типов особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Одной из основных целей её является обеспечение комплексного социально-экономического развития региона. Это означает, что льготы, предусмотренные законодательством, распространяются не только на резидентов ОЭЗ, но и на все юридические лица, зарегистрированные в Калининградской области. Это особенность играет ключевую роль в развитии экономики Калининграда.
В настоящее время Особыми экономическими зонами (ОЭЗ) воспользовались около 100 предприятий. Некоторые из крупнейших резидентов включают в себя компании, такие как ЗАО «Содружество Соя», ООО «Технобалт», ЗАО «Алко-Нафта», ООО «Союз ТТМ», ЗАО «Балт-Транс», ООО «Мираторг Запад» и другие. Общие инвестиции этих предприятий в Калининградской области превышают 90 миллиардов рублей.
Главным образом эти инвестиции направлены в область обработки промышленных товаров, транспорта и связи. По данным на 1 января 2015 года в области зарегистрировано 4724 участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Некоторые из них занимаются производством пищевых и промышленных товаров, мебели и бытовой электроники.
Жители Особой экономической зоны и компании, зарегистрированные в Калининградской области, имеют право использовать таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ). Эта процедура была установлена Соглашением от 18 июня 2010 года "О свободных (специальных, особых) экономических зонах на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуре таможенной зоны", которое было подписано странами-членами Таможенного союза (ТС). В этом Соглашении также учтены некоторые правовые нормы, которые учитывают специфику функционирования Калининградской ОЭЗ.
Произведено в Особой экономической зоне
Одной из основных особенностей таможенной процедуры СТЗ в Калининградской области является то, что под данной таможенной процедурой находятся не только товары, завезенные из-за рубежа, но и товары, произведенные в регионе с использованием импортных материалов. При этом их можно потреблять, продавать в розницу и передавать права владения.
Производители из Калининграда активно используют льготы, позволяющие им ввозить импортное сырье без уплаты таможенных платежей. Это значительно снижает стоимость сырья и, соответственно, цену готовой продукции. Благодаря этому в регионе процветает производство товаров, которые приобретают статус товаров Таможенного союза и могут быть беспошлинно ввезены на территорию других стран-участниц через территорию соседних с областью государств.
Учитывая уникальное географическое положение Калининградской ОЭЗ относительно остальной территории России и ТС, данное Соглашение также предусматривает возможность использования транспортных средств, находящихся под таможенной процедурой СТЗ, в международных перевозках грузов, пассажиров и багажа между Калининградской областью и иностранными государствами, а В перевозках, не являющихся международными, между областью и остальной частью Российской Федерации.
Поскольку действие данной зоны распространяется на всей территории области, которая является регионом деятельности Калининградской областной таможни, это существенно влияет на специфику работы самого западного таможенного органа России. Это наглядно проиллюстрировано на примере распределения декларационного массива в 2014 году. Так, основная часть таможенного декларирования пришлась на процедуру «свободная таможенная зона» (55,1% от общего объема).
Второе место занимает процедура таможенной декларации в случае "реимпорта" (33,5%), которая включает в себя декларации о товарах, подвергшихся достаточной переработке на территории Калининградской ОЭЗ и выпущенные для ввоза на остальную территорию Союза. На третьем месте находятся товары, находящиеся под таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" (6,6%). По стоимостному выражению распределение внешнеторгового товарооборота по таможенным процедурам за январь-декабрь 2014 года выглядит следующим образом: основной объем также приходится на процедуру "свободная таможенная зона" — 48,2%. На втором месте снова "реимпорт" — 32,6%. На третьем месте — товары, выпущенные для внутреннего потребления (6%).
Местные особенности
Калининградская областная таможня работает в условиях ОЭЗ, что отличается от других регионов тем, что большие объемы товаров, которые подлежат таможенному декларированию с льготами по уплате таможенных платежей, приводят к небольшим поступлениям денежных средств в федеральный бюджет по сравнению с суммами начисленных платежей. Так, в 2014 году таможня начислила более 180 млрд рублей таможенных платежей.
Однако только 11 млрд рублей, или 6%, из этой суммы были перечислены в федеральный бюджет. Эта часть представляет собой товары, на которые были налагаемы реальные таможенные платежи. В отношении товаров, которые подверглись процедурам «свободной таможенной зоны», были предоставлены льготы в размере более 170 млрд рублей.
Организация экономической зоны в Калининградской области создает определенные трудности для местной таможни, связанные с подтверждением статуса товаров в качестве товаров Таможенного союза. Не редки случаи, когда нечестные предприниматели пытаются ввезти импортные товары на территорию Союза под видом продукции, прошедшей достаточную переработку в Калининградской ОЭЗ, без уплаты пошлин. Таможенники западного региона борются с такими попытками: в 2014 году было возбуждено 47 дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 16.19 КоАП России "Заявление в декларации недостоверных сведений либо представление недействительных документов, которые могут являться основанием для помещения товара под таможенную процедуру СТЗ".
Актуальная проблема на 2016 год
Когда речь идет об Калининградской Особой экономической зоне, нельзя не упомянуть проблему 2016 года. Суть ее заключается в том, что Федеральным законом №16-ФЗ установлен 10-летний переходный период, в течение которого действуют льготы для юридических лиц, действующих в соответствии с Федеральным законом №13-ФЗ. На практике это означает, что после указанной даты большинство участников внешнеэкономической деятельности и производителей региона не сможет беспошлинно ввозить на остальную часть территории Таможенного союза товары, подвергнутые достаточной переработке в Калининградской ОЭЗ.
Нельзя не отметить, что в настоящее время верховное руководство страны уделяет данной проблеме, а Вопросам развития указанной зоны в целом самое пристальное внимание. Так, в мае 2014 года в Калининграде прошло выездное совещание Правительства РФ под председательством премьера Дмитрия Медведева. Оно было полностью посвящено функционированию местной особой экономической зоны.
Так как, как сообщают большинство специалистов в своих прогнозах, предстоящее отмена льгот окажет сильное отрицательное воздействие на экономику региона, премьер-министр на заседании поставил перед Правительством Российской Федерации и руководством Калининградской области задачи, решение которых должно обеспечить выход из данной ситуации. Необходимо в самые короткие сроки максимально адаптировать экономику региона к завершению переходного периода, разработать и принять эффективные меры по сохранению благоприятных условий для ведения бизнеса в области.
Калининградская областная таможня инициировала упрощение таможенных процедур для улучшения бизнес-среды в ОЭЗ. Многие предложения получили поддержку ФТС России. Важным шагом стало вывод Калининградской областной таможни из состава Северо-Западного таможенного управления в 2014 году, что позволило более оперативно решать вопросы, включая функционирование ОЭЗ.
Благодаря этим изменениям, работать стало намного легче.
Результаты такого подхода оказались очень эффективными. Начиная с 15 декабря 2014 года, удалось провести эксперимент, который позволил урегулировать вопросы, связанные с транспортировкой товаров Таможенного союза по морю из терминала Морского порта Калининград (г. Балтийск) в Морской порт Усть-Луга.
В рамках этого эксперимента таможенные органы осуществляют таможенные процедуры для проверки статуса товаров как товаров Таможенного союза. При этом перевозка грузов из Балтийска в Усть-Лугу (только в одном направлении) осуществляется без прохождения таможенной процедуры таможенного транзита. ФТС России Внесла необходимые изменения в Федеральный закон № 16-ФЗ. Это открывает перспективы для упрощенной транспортировки грузов и в обратном направлении, то есть из Усть-Луги в Балтийск.
Напомним, что Калининградская областная таможня совместно с ФТС России смогла упростить таможенные процедуры. Например, с 2011 года жители Калининградской области, владеющие автомобилями для личного пользования, зарегистрированными на территории области и помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны местной ОЭЗ, могут временно вывозить свои транспортные средства на остальную территорию РФ без уплаты таможенных платежей. В 2013-2014 годах это право было использовано около 4,5 тыс. жителями Калининграда.
Благодаря активности Калининградской областной таможни была разрешена еще одна проблема. Таким образом, с 14 января 2013 года вступил в действие приказ ФТС России от 12.10.2012 № 2067 «О специфике таможенного транзита иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Таможенного союза до внутреннего таможенного органа, расположенного на территории Калининградской области». С этим документом удалось внедрить новшество, которое значительно облегчило условия работы участников ВЭД в Калининграде, сократив их временные и финансовые затраты при транзите.
Также следует обратить внимание на проделанную работу над проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Ранее при разработке законодательных актов часто не учитывалась специфика функционирования Особых Экономических Зон в Калининградской области. Чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, представители деловых кругов региона и Калининградской областной таможни активно включились в подготовку предложений для внесения в проект ТК ЕАЭС. В течение 2014 года они обсуждались на встречах, семинарах и круглых столах, которые регулярно проводились на различных дискуссионных площадках.
В настоящее время к проекту кодекса было разработано приложение, в котором учтены особенности региона. Отныне можно быть уверенным, что калининградские таможенные органы и местные предприниматели будут вести свою деятельность в соответствии с усовершенствованным таможенным законодательством и единым документом, утвержденным всеми заинтересованными сторонами, в условиях непростой экономической и политической ситуации в мире.
Взгляды специалистов указывают на необходимость более тесного сотрудничества государственных органов и бизнеса для успешного завершения переходного периода к 1 апреля 2016 года и начала работы в новых условиях. Всем участникам процесса необходимо разработать четкую стратегию и тактику для своей деятельности после этой даты. Невозможно предугадать, как будет развиваться ситуация после этой даты, и важно быть готовыми к возможным непредвиденным проблемам, требующим оперативного решения.
Наталья Каданцева, "Таможенные новости"