Основные образовательные ресурсы представляют собой материалы и инструменты, которые помогают в процессе обучения и развития знаний. Это могут быть учебники, электронные курсы, видеоуроки, статьи и интерактивные платформы, доступные как в традиционных, так и в цифровых форматах.
Они служат не только для передачи информации, но и для формирования навыков, критического мышления и практического применения знаний. Использование разнообразных ресурсов способствует более эффективному усвоению материала и адаптации обучения к различным стилям и потребностям студентов.
Образовательные ресурсы
Университеты играют важную роль в развитии информационного общества. С их помощью формируются кадры, соответствующие требованиям современного общества, и обеспечивается свободный доступ к знаниям. Создание открытых информационных ресурсов в сфере образования и науки является инициативой правительств, межправительственных организаций, негосударственных фондов и университетов. Государственная политика направлена на поддержку инноваций в экономике и информационном обществе.
Университеты играют важную роль в создании образовательных ресурсов, которые имеют большую ценность для всего образовательного сообщества. В начале XXI века началось движение по разработке, расширению и популяризации открытых образовательных ресурсов (OOP). Каждый год все больше университетов со всего мира присоединяются к этому движению.
Образовательные ресурсы играют важную роль в интеллектуальной собственности учебных учреждений и преподавателей. Однако с каждым годом все больше информационных ресурсов размещается в интернете бесплатно для использования как OOP. Концепция OOP была впервые обсуждена в 2002 году.
В результате обсуждения на международном уровне было создано определение открытых образовательных ресурсов — это цифровые материалы, доступные для преподавателей, студентов и других заинтересованных лиц, которые могут использоваться в учебном процессе, научных исследованиях и для самообразования.
Согласно этому определению, открытые образовательные ресурсы Включают научные журналы, программное обеспечение и материалы, созданные в музеях, государственных и международных организациях.
Основное различие OOP от популярного сайта Википедия заключается в том, что они служат для распространения качественной информации, созданной ведущими университетами и специалистами со всего мира. Пользователь может получить информацию об авторах учебного курса, о дате его разработки и публикации, а также о месте и времени его прохождения.
Открытый доступ к отдельным материалам предоставляют ведущие университеты мира, занимающие верхние позиции в международных рейтингах:
· Yale University (США, http://oyc.yale.edu/);
· Princeton University (США, www.princeton.edu/WebMedia/lectures);
· Harvard University (США, http://ocp.hul.harvard.edu);
· Massachusetts Institute of Technology (США, http://ocw.mit.edu)
· Нагойский университет (Япония, http://ocw.nagoya-u.jp/iiKlc php?lang=en);
· Университет Ноттингема (Великобритания, http://unow.nottingham.ac.uk);
· Университет Южного Квинсленда (Австралия, http://ocw.usq.etln.au) и другие.
Университеты играют ключевую роль в создании научных и учебных ресурсов, которые разрабатываются преподавателями, сотрудниками, аспирантами и студентами. Эти ресурсы обычно проходят процедуры экспертной оценки ведущими специалистами в соответствующих областях, содержат результаты научных исследований и отражают современные образовательные методики и технологии. Эти ресурсы имеют огромное значение для развития и распространения образования по всему миру.
Более 300 крупнейших университетов участвуют в инициативе ЮНЕСКО по созданию открытых образовательных ресурсов. Консорциум Open Course Ware (OCW, www.ocwconsortium.org) уже разработал более 3000 курсов. Основная цель консорциума — разработка качественных курсов для высшего образования. Участвующие университеты представлены 29 странами, включая Австралию, Австрию, Канаду, Китай, Францию, Японию, Южную Корею, Мексику, Голландию, Саудовскую Аравию, Южную Африку, Испанию, Португалию, США, Великобританию, Россию и другие. Полный список стран и университетов, участвующих в программе создания курсов, доступен на веб-сайте консорциума.
Большинство участников академического сообщества поддерживают идею свободного распространения информации и знаний, что способствует развитию научных дисциплин и улучшению образовательных услуг. Следующие факторы также поддерживают создание OOP.
1. Образовательные учреждения, получающие государственное финансирование, должны обеспечивать свободный доступ и использование своих материалов, так как они частично создаются за счет налогов граждан и уже оплачены обществом.
2. Размещение OOP способствует формированию положительного имиджа университета, что влияет на привлечение студентов и финансирование из частных фондов.
MIT является главным пропагандистом создания и распространения ООП и воплощает в жизнь проект ОCW MIT. Этот некоммерческий проект финансируется из государственных средств и пожертвований. Ежегодный бюджет OCW MIT составляет примерно 4,3 миллиона долларов, а затраты на разработку одного курса оцениваются в Ютыс. долларов.
Европейские университеты также активно участвуют в создании ООП, например, Paris Institute of Technology (http://graduateschool.paristech.org) предоставляет доступ к более чем 2,5 тысячам образовательных материалов, в основном на французском языке.
Исследование аудитории OCWMIT показало, что ресурс ежемесячно посещает около 1 миллиона пользователей, из которых 48% используют его для самообучения, 32% — студенты и 17% — преподаватели. Цели использования ООП отражены в таблице 5.3.
0CW МП и их цели посещения ресурса
Категория пользователей | Цель обращения к ресурсу | Использование,% |
Преподаватели | Повышение собственного уровня знаний | |
Изучение новых методик преподавания | ||
Включение OOP в читаемые курсы | ||
Поиск справочных материалов для студентов | ||
Развитие учебного плана | ||
Студенты | Повышение собственного уровня знаний | |
Дополнение изучаемых курсов | ||
Планирование изучения курса | 1Б | |
Самостоятельно обучающиеся | Изучение курсов, не связанных с профессиональной деятельностью | |
Просмотр основных материалов по профессиональной деятельности | ||
Выполнение профессиональных проектов |
Всемирные вузы предоставляют доступ к OOP, что приводит к фрагментации информации и затрудняет поиск и использование ресурсов. Следующим этапом в развитии единой образовательной среды станет интеграция образовательных ресурсов.
Интегрированные образовательные ресурсы имеют важное значение для создания единой информационной среды образования. Они могут включать информацию из различных источников. Анализ информационных систем, содержащих интегрированное описание OOP, выделяет несколько уровней интеграции OOP:
· на уровне учебного заведения;
· на национальном уровне;
· на международном уровне.
Цели включения цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс.
- Увеличение потенциала умственных способностей обучающихся в условиях цифровой образовательной среды;
- повышение эффективности обучения от начальной школы до университета.
- Расширение образовательных программ,
- улучшение качества образования,
Отрицательные изменения в сфере образования в переходный период к цифровой образовательной среде (ЦОС):
- Сложность, связанная с необходимостью адаптации системы образования к новым условиям;
- Потребность в повторном обучении большого количества специалистов, способных использовать новые технологии в образовательной сфере.
- Текстовая информация (электронные учебники, словари, справочники).
- Аудиоинформация, которую можно прослушивать (аудиокниги, записи лекций).
- Видео- и аудиоинформация, представленная в виде видеозаписей, доступных для просмотра и прослушивания записанной речи (учебные видеоролики, видеолекции).
- Визуальная информация — это статичные цифровые графические образовательные ресурсы, которые можно просматривать, но не поддерживают посимвольную обработку и прослушивание (электронные таблицы, графики, диаграммы).
- Интерактивные модели похожи на визуальную информацию, но также динамичны и реагируют на взаимодействие при работе с ними (модель человеческого тела, восстановление исторических событий, модели физических и химических приборов и другие).
- Комбинированный тип информации (включает в себя два или более из перечисленных выше типов ЦОР) (например, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), в которых могут использоваться практически все типы информации (видео и аудио лекции, текстовые и графические ресурсы).
Что такое мультимедиа ЭОР
Мультимедиа — это множество способов передачи информации. В контексте образования это означает использование различных видов материалов, таких как графика, фотографии, видео, анимация и звук, для представления учебного материала. Другими словами, это использование всех средств визуального и звукового восприятия человеком.
Сегодня термин "мультимедиа" широко применяется, поэтому важно понимать, к каким конкретно объектам он относится. Например, известный мультимедийный плеер может воспроизводить фотографии, видео, аудиозаписи и тексты, но в каждый момент времени он воспроизводит только один тип материала ("одномедийный"), за исключением озвученного видеофильма, который можно назвать "двухмедийным".
То же самое можно сказать о "сборнике мультимедийных материалов": в целом он представляет собой коллекцию мультимедийных элементов, но каждый из них в отдельности не является мультимедийным.
Если говорить о мультимедийном обучающем ресурсе, то под этим подразумевается возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке различных объектов, представленных в различных формах. Конечно, это не просто бессмысленное сочетание, все объекты логически связаны, подчинены определенной образовательной концепции, и изменение одного из них приводит к соответствующим изменениям в других. Такую связную совокупность объектов можно назвать "сценой". Использование театрального термина вполне обосновано, поскольку в мультимедийном обучающем ресурсе чаще всего представлены фрагменты реальности или воображаемого мира.
Уровень соответствия отображения части реального мира определяет качество мультимедийного продукта. Самым высоким проявлением этого является "виртуальная реальность", в которой используются мультимедийные компоненты максимального качества для человеческого восприятия: трехмерное визуальное изображение и стереозвук.
Как можно получить электронные учебные модули
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) является центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения. На его портале доступно большое количество электронных учебных модулей, а также программное обеспечение, необходимое для их воспроизведения.
Среди электронных образовательных ресурсов можно найти:
- do2.rcokoit.ru — Городской портал дистанционного обучения
- www.edu.ru — «Российское образование». Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов ( можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека. Стандарты. Вузы. Тесты ЕГЭ.
- www.school.edu.ru — «Российский образовательный портал»: представляет основную и полную среднюю школу, а также информацию о ЕГЭ и экзаменах. В его каталоге представлены интернет-ресурсы для дошкольного образования, начального и общего образования, дистанционного обучения, педагогики, повышения квалификации и справочно-информационные источники.
- www.ege.edu.ru — «Портал информационной поддержки единого государственного экзамена»: здесь размещены новости, нормативные документы, демоверсии и предварительные результаты ЕГЭ.
- allbest.ru — «Союз образовательных сайтов»: предлагает библиотеки, тесты, рефераты, а также информацию о иностранных языках и "электронные библиотеки".
- fcior.edu.ru, eor.edu.ru — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- fipi.ru ФИПИ — Федеральный институт педагогических измерений.
- www.ed.gov.ru — Официальный сайт Федерального агентства по образованию Российской Федерации. Здесь вы найдете всю необходимую информацию об управлении образованием, нормативно-правовые документы, а также последние новости в этой области.
- obrnadzor.gov.ru — Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Здесь вы узнаете официальные документы, информацию о надзоре и контроле качества образования, включая информацию об ЕГЭ, лицензировании и аттестации.
- mon.gov.ru — Официальный интернет-ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации.
- edunews.ru — Информационный портал "Все для поступающих". Здесь вы найдете полезные разделы для школьников, дошкольников, абитуриентов, студентов и множество информации о экзаменах, тестах и дополнительном образовании. На сайте есть ссылки на другие образовательные ресурсы и учебные материалы.
- window.edu.ru — Платформа, объединяющая образовательные ресурсы. Здесь вы найдете тематический каталог образовательных ресурсов для удобного доступа.
- www.edu-all.ru — портал « Всеобуч» — информационный образовательный сайт, посвященный образовательным учреждениям Москвы и регионов России. С возможностью поиска, просмотра рейтинга, отзывов и комментариев.
- www.openclass.ru/dig_resources — Сборник цифровых образовательных ресурсов и учебных материалов пользователей.
- InternetUrok.ru — Видеоуроки по основным школьным предметам.
- school-collection.edu.ru — Коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
- window.edu.ru — Портал доступа к образовательным ресурсам.
- ege.yandex.ru — Онлайн-подготовка к ЕГЭ и ГИА на Яндексе.
- vk.com/dopedu_spb — Группа ВКонтакте «Дополнительное образование детей в Санкт-Петербурге ».
- 2berega.spb.ru/lib — Электронная библиотека от « 2берега.спб.ру»
- На сайте 2berega.spb.ru/club/zaitseva72/list/1−11 112−54 894 вы найдете Методическую копилку по информатике.
Основные образовательные ресурсы что такое
0 Килобайт
информационные технологии
электронные образовательные ресурсы
типы
критерии качества
1. Калдыбаев С.К., Касымалиев М.У., Онгарбаева А. О влиянии информатизации на систему образования // Международный журнал экспериментального образования. – М., 2016. – №6; часть 2. – С.211–213.
2. Boucher, A. (1998). Обучение и обучение на основе информационных технологий в высшем образовании: взгляд на экономические вопросы // Журнал информационных технологий для обучения учителей. – 7 (1). – 87–111.
3. Государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование (бакалавр). – Бишкек, 2013. – 176 с.
4. Использование современных электронных образовательных ресурсов в учебном процессе: Методические материалы / Г.А. Бордовский, И.Б. Готская, С.П. Ильина, В.И. Снегурова – Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, 2007. – 31 с.
5. Потребность современной школы в электронных образовательных ресурсах // Электронный ресурс: it-n.ru/attachment.aspx?id=159475.
6. Роль электронных образовательных ресурсов в учебном процессе начальной школы // Высшее образование Кыргызской Республики. – Бишкек, 2016. – №2(32). – С. 32–34.
Использование информационных технологий охватывает практически все области человеческой деятельности. Процессы информатизации общества значительно влияют на образование. В настоящее время концепция школы как поставщика готовых знаний, навыков и умений устарела. В 21 веке требуется от человека способность самостоятельно ориентироваться в новых ситуациях, находить и решать проблемы, разбираться в различных ситуациях и находить оптимальные решения, а также эффективно использовать информационные технологии в этих ситуациях.
Зарубежные эксперты считают, что применение информационных технологий повышает качество образования [2]. ИТ:
• стимулирует мотивацию учащихся;
• позволяет перейти от пассивного к активному обучению;
• Содействует формированию культуры информированности, особенно в области умения использовать технологии.
• Поддерживает развитие навыков переноса, таких как независимое обучение или использование информационных технологий.
• Обеспечивает качество образования.
• Обеспечивает гибкий доступ студентов к учебным материалам, как через веб-сайты (или телекоммуникационные системы), так и вне сети.
Сегодня важно использовать информационные технологии в образовательном процессе, а особенно электронные образовательные ресурсы. Государственный образовательный стандарт Кыргызской Республики подчеркивает, что студенты педагогического направления должны уметь применять современные образовательные ресурсы, включая электронные [3]. Существует множество исследований по использованию электронных образовательных ресурсов [4; 5; 6].
Цифровые учебные ресурсы представляют собой материалы для обучения, которые воспроизводятся с использованием электронных устройств. Они необходимы как средство экономии времени преподавателя на занятии, так и для стимулирования учебного процесса учащихся. В цифровых учебных ресурсах используются разнообразные мультимедийные технологии, включая аудио и видео материалы, что позволяет представить учебный материал в виртуальной форме.
При использовании электронных образовательных ресурсов основной упор делается на организацию активных форм познавательной деятельности обучающихся и формирование активной познавательной позиции. Учитель в этом процессе выступает в роли педагога-менеджера обучения, тьютора, готового предоставить обучающимся необходимый набор образовательных средств, оказать необходимую помощь, направить ученика на правильный путь освоения учебного материала. Задания учителя и учебная информация используются как средство организации познавательной деятельности. Обучающийся в этом процессе выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие, как результат обучения, является одной из основных образовательных целей.
Ясно, что современная школа предоставляет возможность учиться и обучаться с максимальной эффективностью, используя электронные образовательные ресурсы нового поколения. Ученик может значительно расширить свои знания, взаимодействуя с ровесниками из разных стран, исследуя различные источники, получая помощь в выполнении заданий и проводя эксперименты. Учителя также получают больше возможностей для общения с учениками и оказания методической помощи.
Использование электронных образовательных ресурсов возможно на всех этапах обучения, но оно должно быть осознанным. Они могут использоваться для проверки домашних заданий, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации учебного материала и т.д. Также их можно использовать для выполнения самостоятельных работ.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего среднего образования предлагает разные возможности для выполнения самостоятельных работ. В частности, проектные работы и работы по созданию портфолио являются важными. В этом процессе электронные образовательные ресурсы могут быть полезными, включая в себя различные виды заданий: тесты, контрольные вопросы, различные виды презентаций и проектов.
В рамках образовательного процесса возможно использование разнообразных электронных образовательных ресурсов. Ученые и методисты обсуждают целесообразность и эффективность различных типов таких ресурсов. Из обобщения их исследований мы можем выделить следующие категории:
Учебные ресурсы, которые способствуют качественному усвоению учебного материала и могут служить основой для формирования компетентности учащихся.
Самостоятельные ресурсы, которые помогают выполнению самостоятельных работ, развитию навыков анализа и критического мышления.
Демонстрационные ресурсы, которые визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы и обеспечивают доступное представление образовательной информации в целом.
Учебные тренинги предназначены для отработки различных навыков и умений, а также для повторения и закрепления изученного материала.
Диагностические и тестовые задания направлены на оценку знаний, умений и навыков учащихся, а также определение уровня сформированности личностных качеств и интеллектуального развития.
Контрольные задания автоматизируют процессы оценки результатов обучения и определяют уровень овладения учебным материалом.
Экспертные задания управляют процессом обучения и организуют взаимодействие пользователя с образовательной системой при решении учебных задач.
Коммуникативные задания обеспечивают доступ к информации в локальных и глобальных сетях, а Возможность удаленного интерактивного общения между участниками учебного процесса.
Компьютерные программы. Автоматизируют процессы обработки результатов учебных экспериментов, расчетов и измерений в изучаемых процессах и явлениях.
Сервисные программы. Гарантируют безопасность и удобство работы пользователя на компьютере.
Развлекательные программы. Включают в себя компьютерные игры и средства компьютерной коммуникации для организации досуга, внеклассной работы и личностного развития учащихся.
Эксперты оценивают качество электронных образовательных ресурсов с учетом множества факторов. Однако основные критерии оценки включают в себя:
• соответствие учебной программе;
• научная обоснованность представленного материала и его соответствие современным знаниям по предмету;
• соответствие единой методике, включая последовательное представление материалов и т. д.
• Исключение фактических ошибок, аморальных и неэтичных элементов и прочего;
• Оптимальное качество технологических характеристик учебной продукции (например, качество печати);
• Гарантированное наличие всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; оценка (контроль учебных результатов).
Следует отметить, что современность повышает требования к процессу обучения и его результатам. Сегодняшние информационные технологии, включая электронные образовательные ресурсы, играют ключевую роль в развитии образования. Вовлечение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс является привлекательным фактором, определяющим выбор учащимися и их родителями образовательных учреждений. Использование электронных образовательных ресурсов открывает огромные перспективы для учебного процесса. Они способны повысить эффективность образовательной системы и способствовать развитию общества в целом.
Что такое ЭОР?
Понятие "Электронные образовательные ресурсы" (ЭОР) охватывает все разнообразие обучающих средств, которые разрабатываются и воспроизводятся с использованием компьютерных технологий. Также можно встретить термин "ЦОР", то есть цифровые образовательные ресурсы — то есть те, которые созданы с применением цифровых технологий и которые можно воспроизводить с помощью цифровых устройств.
Использование ЭОР на уроках имеет главной целью вывод образовательного процесса на новый уровень, который крайне важен для современных школьников.
Во-первых, электронные учебные материалы представляют информацию в более наглядной форме и обеспечивают ученикам наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях. Во-вторых, они обладают сильным мотивирующим потенциалом: школьникам интересно учиться с помощью современного оборудования, самостоятельно изучать различные темы, проверять свои знания и получать обратную связь. Наконец, электронные ресурсы обладают большими возможностями по организации больших объемов информации — поэтому ЭОР могут предоставить ученикам гораздо больше информации, чем традиционные учебные материалы, причем вся текстовая, визуальная и звуковая информация будет компактно размещена на одном цифровом устройстве.
Использование современных образовательных ресурсов в учебном процессе — это неотъемлемая часть работы современного преподавателя. Ведение занятий в соответствии с ФГОС без применения современных методов и средств обучения является крайне сложной задачей.
ЭОР — это не просто еще одно название электронного учебника?
Нет, не совсем. Понятие электронного образовательного ресурса гораздо шире — это и аудиозаписи, и видеофрагменты, и обучающие компьютерные игры, тесты, викторины, которые учащиеся проходят на компьютере или планшете. Все эти возможности реализованы на платформе LECTA. ЭФУ, безусловно, является частным случаем и отличным примером того, как можно использовать современные технологии в рамках одной образовательной программы.
Информатика. 9 класс
Учебник представляет собой часть УМК по предмету "Информатика" для 8-9 классов. В нем содержатся современные представления о основных понятиях предмета, измерении количества информации и системах счисления, а также информация о возможностях и принципах работы компьютера и периферийных устройств, о программном обеспечении.
Этот учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и включен в Федеральный перечень учебников в рамках завершенной предметной линии. Электронная форма учебника (ЭФУ) "Информатика. 9 класс" Включена в учебно-методический комплект по предмету "Информатика" для 9 класса, созданный Быкадоровым Ю.А. Данное издание соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Каким образом использование электронных образовательных ресурсов может быть полезным для педагога?
ЭОР позволяют решать задачи по приведению учебного процесса к стандартам ФГОС с легкостью, а именно:
- Обеспечение большого объема информации по изучаемой теме в различных формах — текст, изображение, звук, видео, мультимедиа, интерактивные игры и т.д., с использованием готовых презентаций сервиса "Классная работа";
- Предоставление учащимся возможности самостоятельного усвоения и изучения новых тем, поиска и анализа информации;
- Быстрая и легкая организация работы в парах и группах;
- Индивидуальный подход к каждому ученику, подбор уникальных заданий и помощь в формировании индивидуальных образовательных траекторий.
Возможно ли использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на всех этапах учебного процесса и во всех уроках?
Конечно! Применение электронных образовательных ресурсов — это не просто добавление к урокам, а часть современного метода преподавания. Например, при изучении нового материала вы можете использовать иллюстративные материалы, такие как визуальные или звуковые фрагменты. Для самостоятельной работы вы можете предоставить ученикам текстовые объекты.
Для закрепления полученных знаний можно использовать мультимедийные средства, такие как презентации и интерактивные таблицы. И наконец, для контроля и оценки можно использовать электронные тесты. Таким образом, современные техники и технологии обучения готовы помочь на любом этапе работы.
Если ученик должен обращаться к программам, таким как PowerPoint, Publisher и другим, можно ли считать, что он обращается к электронным образовательным ресурсам?
Нет, все не так. Ученик обращается к служебной компьютерной программе для решения определенных задач и создания конкретного продукта, такого как презентация, макет брошюры и другие. Обычно у этих сервисов нет образовательного потенциала. Но если ученик создает онлайн-викторину в PPT для своих одноклассников и они вместе решают ее на уроке, то можно сказать, что ученик участвует в создании своего локального, неофициального образовательного продукта, но не в полном объеме образовательного ресурса.
Изучение русского языка и литературы включает в себя базовый и углубленный уровни для учеников 11 класса.
Возникает вопрос: возможно ли самостоятельно подбирать электронные материалы для работы, или нужно использовать только те, которые предлагаются в рамках данного учебно-методического комплекса?
Безусловно, можно самостоятельно подбирать и составлять материалы для своей работы. Но стоит учитывать, что электронные образовательные ресурсы, разработанные профессиональными издательствами в рамках учебно-методических комплексов, экономят время на подготовку к урокам и гарантируют качество контента. Все ЭОР для школы проходят серьезную редактуру и экспертизу, им присваивается официальный гриф. Вы можете быть уверены, что данный электронный образовательный ресурс соответствует ГОСТ, в отличие от неофициальных ресурсов, не прошедших проверку.
Со временем должны ли ЭОР вытеснить другие образовательные ресурсы из учебного процесса? Например, должны ли электронные энциклопедии полностью заменить бумажные?
Электронные образовательные ресурсы несомненно полезны, но они не должны заменять традиционные методы обучения. Ученикам все еще важно читать книги, изучать классические энциклопедии и использовать другие печатные материалы.
Электронные ресурсы становятся незаменимыми, когда необходимо визуализировать сложные процессы и явления, далекие от повседневной практики учеников. Примеры можно найти в интерактивных объектах презентации "Классная работа". С течением времени все больше педагогов предпочитают современные технологии, и, возможно, традиционные образовательные ресурсы будут вытесняться из учебного процесса. Электронные ресурсы удобны для педагогов, увлекают учеников, раскрывают их когнитивный потенциал и прививают готовность к самостоятельной работе.
Если я показываю детям отрывок из исторического художественного фильма, можно ли считать, что я использую электронные образовательные ресурсы? Даже если этот фильм не предусмотрен в учебнике ни в каком виде?
Да, в данной ситуации Вы не используете официальные образовательные ресурсы, а обращаетесь к неофициальному электронному образовательному ресурсу – то есть, действуете без учебно-методического сопровождения. То же самое с обучающими компьютерными играми, которые доступны в сети Интернет. Самостоятельный поиск и отбор видео, мультимедийных и аудиоматериалов для работы – это сложный путь, который, тем не менее, открыт для педагога.
Геометрия. Углубленный уровень. 11 класс
Данный учебник представляет собой часть УМК для старших классов, ориентированный на изучение геометрии на более глубоком уровне. Основной материал структурирован по разделам, таким как преобразования пространства, многогранники и фигуры вращения. Кроме того, в учебнике присутствует также и дополнительный материал.
Достижение высоких результатов в усвоении материала по геометрии происходит с помощью решения разнообразных задач, отличающихся уровнем сложности. Электронная версия данного учебника Включена в учебно-методический комплект по предмету геометрии для 11 класса, разработанный Потоскуевым Е. В. и Звавич Л. И.
Программа 11 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Электронная версия учебника также рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
LECTA предоставляет бесплатные сервисы и электронные учебники для учителей и учеников на сайте lecta.rosuchebnik.ru. Не забудьте обновить ссылку в своих закладках!
У каждого пользователя на rosuchebnik.ru есть личный кабинет, где можно найти LECTA.
Для доступа к электронным учебникам и интерактивным презентациям "Классная работа" необходимо зайти в личный кабинет на my.rosuchebnik.ru. Если вы еще не пользуетесь продуктами и сервисами LECTA, пройдите в личный кабинет, чтобы получить бесплатный промокод на пять учебников и скачать готовые презентации для уроков.
Электронные и цифровые образовательные ресурсы
Ежегодно, мировые информационные сообщества отмечают рост следующих фактов:
- объем знаний в мировом сообществе удваивается каждые 2-3 года;
- каждый день в мире публикуется 7000 научных и технических статей;
- объем информации, передаваемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для наполнения 19 миллионов томов;
- в развитых странах учащиеся к моменту окончания средней школы получают больше информации, чем их бабушки и дедушки за всю жизнь;
- в последующие три десятилетия произойдет столько же изменений, сколько было за последние три века.
Безусловно, такие изменения не могут не повлиять на современные подходы к обучению математике в средней школе. Современное обучение математике предполагает, что учащиеся приобретут не только определенную систему знаний, умений и навыков, но также компетенции, необходимые для продолжения образования. Они смогут применять полученные навыки на практике и в повседневной жизни.
Современные процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются улучшением и массовым распространением современных цифровых и электронных образовательных ресурсов.
Центры образовательной работы включают в себя:
- Интерактивные элементы — вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;
- Демонстрационный контент — иллюстрации, анимации, видеофрагменты;
- Текстовый материал — параграфы текста, звуковые записи текстов, биографии ученых, таблицы;
- Ресурсы для учителей — презентации и уроки.
Основные инновационные характеристики цифровых образовательных ресурсов:
- Комплексность. Возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса (получение информации, практические занятия, контроль).
- Интерактивность, которая обеспечивает значительное расширение возможностей самостоятельной учебной деятельности за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
- Возможность более полноценного обучения вне учебного заведения.
Использование интерактивных моделей значительно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений и понятий, возникающие при помощи моделей и анимации, запоминаются на долгое время.
На сегодняшний день существует множество цифровых и электронных образовательных ресурсов. Рассмотрим два из них.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru);
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).
Основная цель этого портала — собрать в одном месте и обеспечить доступ к разнообразным современным образовательным ресурсам, которые используются для обучения и изучения различных дисциплин. Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный доступ к учебным материалам. Все ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов предназначены только для использования в системе образования Российской Федерации и не имеют коммерческой цели. На сегодняшний день в хранилище на базе дата-центра ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика" размещено более 110 тысяч ресурсов по практически всем школьным предметам.
Одним из важных направлений развития Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов является создание и поддержка функционирования региональных коллекций:
- наборов ЦОР к учебникам, обеспечивающих региональную составляющую учебного плана;
- региональных тематических коллекций;
- ресурсов, разработанных учителями и методистами региона.
Региональные коллекции Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов созданы в следующих регионах РФ и городах: республиках Карелия, Марий Эл и Чувашия, Красноярском и Хабаровском краях, Ивановской, Новосибирской, Тверской, Челябинской и Ярославской областях, городах Новосибирск и Реутов Московской области.
Очень важным фактом является то, что все образовательные материалы портала имеют лицензии на использование в учебном процессе. Доступ к некоторым ресурсам доступен только с территории Российской Федерации, чтобы соблюдать авторские и смежные права.
Один из основных проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг., www.fcior.edu.ru, — это Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
ФЦИОР имеет следующие цели:
- принять и хранить различные типы электронных образовательных ресурсов в центральном хранилище данных;
- систематизировать и публиковать эти ресурсы на портале.
- Обеспечение доступа к центральному хранилищу ЭОР и удобный поиск;
- Поддержка использования нового поколения ЭОР в учебном процессе;
- Создание условий для совместной работы участников процесса создания и использования ЭОР;
- Предоставление доступа к различным сервисам, включая сайты школ и электронную почту;
- Поддержка и предоставление доступа к унифицированной среде дистанционного обучения;
- Интеграция информационных и управленческих систем на платформу ФЦИОР;
- Развитие сети региональных представительств ФЦИОР.
Учителям математики поставлены нелегкие задачи в процессе обучения учащихся математике:
- Развивать навыки логического и математического мышления, формировать представления о математических моделях;
- Обучать математической логике; научить применять математические знания при решении различных задач и оценивании полученных результатов;
- Способствовать развитию математической интуиции в процессе решения учебных задач и прочее.
Таким образом, возникает потребность внедрения инноваций в учебный процесс для улучшения качества образования. Одним из способов решения этой проблемы является использование электронных и цифровых образовательных ресурсов (ЭОР и ЦОР) в образовательном процессе.
Основная задача заключается в разумном использовании электронных образовательных ресурсов с пользой для учебного процесса и, в конечном итоге, для каждого ученика.
По моему мнению, использование цифровых образовательных ресурсов дает возможность:
- Перейти от пассивного процесса обучения к активному;
- Поддерживать разнообразие методик и организационных форм обучения;
- Создавать индивидуальные образовательные пути в соответствии с потребностями и возможностями ученика;
- Побуждать успешное обучение всех категорий учащихся.
Список использованной литературы
- Есипова Н.Д. Развитие логического мышления на внеклассных занятиях по математике с использованием ЭВМ: Дис. …канд. пед. наук/ Н.Д. Есипов. Орёл, 2001. 183с.
- Мартиросян Л.П. Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики / Л.П. Мартиросян // Информатика и образование, 2002. №12. С.78-82.
- Учебные технологии: Сборник научных статей. Выпуск 1. Под редакцией Молокова Ю.Г., Молокова А.В.
- Молокова А.В. Перспективные направления информатизации учебного процесса в средних школах. Третий Сибирский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тезисы докладов, часть V. Новосибирск: институт математики СО РАН, 1998. С. 146-147.
- Полат Е.С. — Новые подходы и информационные технологии в образовательной системе. — М: Омега-Л, 2004. — 215 с.
- Никифорова М. А. Использование новых информационных технологий в преподавании математики. // Математика в школе, 2005, № 6. № 7
Автор текста: Гаврилова Лариса Валерьевна
Поделиться с друзьями
Вам не хватает прав для оставления комментариев. Для того чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.
Рекомендуем пройти курсы повышения квалификации и переподготовки
Курсы повышения квалификации
- «Организация работы с обучающимися с ОВЗ в практике учителя физики»
Особенности ЭОР
В зависимости от применения в учебном процессе, все электронные образовательные ресурсы (ЭОР) обычно делятся на несколько типов:
- Распределенные ресурсы, которые размещены в информационно-образовательных средах. Например, электронные образовательные ресурсы по информатике могут находиться в электронных библиотеках, хранилищах, на образовательных порталах. Они необходимы для дистанционного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
- ЭОР для использования в локальных сетях образовательных учреждений.
- Ресурсы для одного пользователя, предназначенные в основном для использования на персональных компьютерах. Эта категория может включать использование CD или DVD-носителей.
Учет возрастных особенностей при составлени ЭОР
Один из основных элементов этого онлайн-учебного ресурса — это учет уровня и этапа обучения. Образовательные материалы для общего образования предназначены для детей дошкольного и начального школьного возраста, а также для учеников основной и средней школы. Профессиональное обучение предназначено для тех, кто уже получил высшее образование и хочет пройти дополнительную подготовку.
Еще одной особенностью портала электронных образовательных ресурсов УРГЭУ является предложение материалов для различных форм обучения, таких как очное, заочное, семейное обучение, экстернат и самообразование.
Что такое ЭОР и ЦОР?
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) понимается совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети.
В более общем смысле, к ЭОР относятся учебные видеофильмы и звукозаписи, которые можно воспроизводить с помощью обычного магнитофона или CD-плейера.
Современные и эффективные электронные образовательные ресурсы воспроизводятся на компьютере. Иногда их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), чтобы подчеркнуть использование цифровых методов записи и воспроизведения.
Наиболее простые электронные образовательные ресурсы (ЭОР) — это текстографические. Они отличаются от обычных книг в основном тем, что тексты и иллюстрации представлены на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя их легко распечатать, чтобы получить бумажный вариант.
Другие электронные образовательные ресурсы также являются текстографическими, но отличаются от них существенно в способе навигации по тексту. В случае книг мы читаем страницы последовательно, осуществляя линейную навигацию. Однако в учебных текстах часто встречаются термины или ссылки на другие разделы того же текста.
В подобных ситуациях книга не самое удобное средство: нужно искать объяснения где-то еще, перелистывая множество страниц. В электронных образовательных ресурсах это можно сделать намного удобнее: указать незнакомый термин и сразу же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно изменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (или фразы). Само ключевое слово или фраза — это аналог известной всем оглавления книги, но этот элемент не выделен на отдельную страницу (оглавление), а встроен в основной текст. В данном случае навигация по тексту становится нелинейной (вы читаете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстовый продукт называется гипертекстом.
Третий уровень ЭОР представляет собой ресурсы, содержащие визуальные или звуковые фрагменты. Здесь нет возможности сравниться с книгой: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для печатного издания не подходят. Тем не менее, стоит отметить, что такие ресурсы суть не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на CD-плеере.
Наиболее значительные различия от книги присутствуют у мультимедийных ЭОР. Они являются наиболее мощными и интересными для образовательных целей, и заслуживают особого внимания.
Мультимедийные ЭОР — это возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Все эти объекты имеют логическую связь, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них влияет на другие.
Для создания мультимедийных электронных образовательных ресурсов используется представление учебных объектов множеством различных способов, таких как графика, фотографии, видео, анимация и звук. Иными словами, используется все, что человек может воспринимать через зрение и слух.
Новое поколение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) представляют собой уникальные мультимедийные системы, способные предоставить обучение, ориентированное на личность. Открытые образовательные модульные мультимедийные системы (ОМС) дают учителям возможность создавать собственные учебные программы для школьников.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) включают в себя фотографии, видео, модели, объекты виртуальной реальности, карты, звукозаписи, символьные объекты и графику, необходимую для обучения.
Центральный офис ресурса образования (ЦОР) имеет структуру, которая состоит из следующих основных классов: • рубрикатор ЦОР; • ЦОР простой структуры; • ЦОР сложной структуры; • метаданные ЦОР.
Рубрикатор ЦОР представляет собой формальное представление иерархической структуры в виде древа, соответствующей содержанию учебного курса, учебнику, плану урока.
Простой ЦОР – это ЦОР, который может быть использован как единое целое и не подлежит разделению на отдельные элементы, которые можно было бы использовать по отдельности.
Примеры простых ЦОР: • статья; • иллюстрация с сопроводительным текстом; • набор отсканированных страниц с оглавлением; • аудиозапись; • видеозапись; • презентация в формате MS Power Point; • отдельный медиаобъект учебного курса, выполненный на определенной технологической платформе.
Сложный ЦОР представляет собой образовательный ресурс, состоящий из отдельных элементов, которые могут использоваться независимо друг от друга.
Примеры сложных ЦОР:
- гипертекстовый документ с иллюстрациями, который можно делить на отдельные разделы (части, главы);
- электронный учебный курс по определенному предмету (программе), выполненный на определенной технологической платформе или требующий определенной среды (проигрывателя) для использования;
- система тестирования;
- тренажер;
- тематический каталог.