Русская ода — это жанр лирической поэзии, который обычно прославляет важные события, героев или идеи. Характеризуется торжественным и устремленным к высокому стилю языком, который часто включает в себя элементы риторики и пафоса. Оды могут выражать чувства восхищения, гордости или патриотизма, создавая яркие образы и метафоры.
Кроме того, русская ода часто строится на контрастах и аллегориях, что придаёт ей глубину и многослойность. Важным аспектом является обращение к высокой морали и идеалам, что делает оду не только произведением искусства, но и средством передачи философских и социальных идей. В целом, ода служит платформой для выразительного и мощного самоосознания автора.
Новый взгляд на русскую оду
Новая книга от Надежды Алексеевой под названием "Русская ода" 1 – долгожданное событие для всех, интересующихся XVIII веком. Это значимое событие, поскольку до сих пор не было ни одного исследования русской оды, начиная с ее несовершенных немецких экспериментов и заканчивая Державиным. Были книги, посвященные отдельным поэтам, но такого полного и последовательного обзора русской оды за век не существовало. Именно поэтому эту книгу особенно интересно и внимательно читать.
В своем введении автор заканчивает определением основной цели своей работы: "Это исследование основывается на понимании оды как поэтической речи, организованной по стихотворным строкам, и стихотворная форма оды тесно связана с ее внутренней формой — лирическим выражением" (с. 31).
Одной из основных черт становления строфической оды на европейской почве, по мнению автора, является поэтизация окружающего мира: все вокруг становится предметом воспевания.
Исследование строфической формы оды и ее лирического содержания осуществлено на примере од Симеона Полоцкого и применено через всю книгу, что свидетельствует о твердом убеждении автора в правильности общей концепции.
Тот факт, что отдельного внимания заслуживает раздел, посвященный анализу формы пиндарической торжественной оды (на примере од Ломоносова), не вызывает сомнений. Общее определение ломоносовской оды и оды его последователей, предложенное исследовательницей, удивляет глубиной подхода и плодотворностью выводов, которые из него следуют: «Постигнув в состоянии furor poeticus идеальную сущность предмета, поэт видит реальный предмет уже через призму его идеальной сущности и изображает те его черты, которые этой сущности соответствуют.
Действительность, следовательно, важна и дорога одописцу, но она предстает не в вещном виде, а поверенной знанием ее идеальной сущности» (с. 189). В более распространенном виде автор в этом определении ссылается на Ю. Лотмана, который утверждал, что «в русской поэзии допушкинского времени художественной точкой зрения становилось отношение истины к изображаемому миру» (с. 188).
Несмотря на остроумие данного определения (если рассматривать его в контексте XVIII века), легко можно обнаружить в "допушкинской поэзии" явления, которые не соответствуют такому общему определению Лотмана. Подпадают ли под него "Душенька" Богдановича или "Елисей" Майкова? Это вызывает сомнения
Авторская глава о Ломоносове является одной из наилучших и наиболее убедительных в данной книге. Надежда Алексеева отвергает мои наблюдения о тематической структуре оды Ломоносова, которые были изложены мной еще в 1965 году. Естественно, у нее есть право принимать или отвергать мои наблюдения и выдвигать свои собственные. В моей книге "Поэтический стиль Ломоносова" аспект, который я называю словесно-тематическим построением оды, занимает страницы с 118 по 128, и поэтому меня поражает, почему исследовательница решила переместить свои критические замечания из раздела о Ломоносове в скромную сноску в главе о Хераскове (с. 266), где они выглядят незначительными.
Кроме того, исследовательница по каким-то непонятным причинам полностью игнорирует "Оду 1750 года" в своем анализе, в которой тематический принцип построения оды торжествует
Позвольте предположить, что не "истина", оторванная от реальности и трудно воспроизводимая поэтически в "допушкинской поэзии", определяла значимость событий, которые мы можем условно назвать содержанием торжественной оды как жанра.
Первоначально Надежда Алексеева в нашей литературной критике была заинтересована немецкой одой в России в период с 1730 по 1740 год, и проанализировала ее содержание и государственно-общественную функцию.
Я не сомневаюсь, что Н. Алексеева отлично понимает, насколько одическое творчество русских поэтов XVIII века отражало актуальные проблемы и запросы своего времени. Однако, углубившись в стилистический анализ, она отказалась искать политический смысл в одах Сумарокова и Петрова. Поэтому ее сравнение од Сумарокова и Ломоносова представляется очень оригинальным, но слишком обобщенным: "Благодаря сумароковским одам в русской поэзии впервые возникло поле нравственного напряжения".
Анализируя разницу между одами Хераскова и Ломоносова, Н. Алексеева приходит к выводу, что в одах Хераскова преобладает радость и веселье, вместо того чтобы испытывать ужас и блаженство, как в одах Ломоносова (с. 266). Здесь можно было бы искать причины этого различия в масонских убеждениях Хераскова, но исследовательница ограничивается указанием на общехристианские мотивы в его творчестве.
Относясь к Петрову, Н. Алексеева применяет ту же самую тщательность, которая присуща всей книге. Она считает, что если Ломоносов считал, что высокий смысл делает речь возвышенной, то для Петрова высокость речи определяется звучностью и трудностью почти каждого стиха. Речь превращается в самодовлеющий процесс» (с. 287).
Иногда автор отказывается связать развитие оды с текущими общественно-политическими событиями, что может привести к тупику. Он считает, что потеря способности к поэтическому восхищению связана с просветительским гуманизмом. Однако, есть основания полагать, что причины более глубокие, и, скорее всего, оба этих явления являются следствием одной общей причины, которая пока не до конца ясна (с. 307). Я даже посмею предложить, что "общая причина" здесь — Пугачевщина – как самый острый кризис системы дворянской государственности.
В отрывке "Новая ода Державина" меня заинтересовал подход исследовательницы к "Объяснениям" Державина. Она отметила, что если при написании стихов Державин стремился отразить реальность, то в "Объяснениях" он подтверждал реальность своей поэзии. Осознание того, что реальность не всегда полностью узнаваема в его стихотворениях, привело к созданию Державиным жанра "Объяснения на свои "Сочинения"" (с. 337).
Мною было предложено другое понимание «Объяснений» Державина, осознание того, что они перестали быть понятными для новых поколений и требовали толкования, потому что потеряли поэтическую актуальность. Н. Алексеева не разделяет моей точки зрения, хотя не заявляет об этом. Интересен спор, который поможет прийти к истине и пониманию работы Державина и проблем, о которых так убедительно пишет Н. Алексеева.
Со своими сомнениями и возражениями я хочу подчеркнуть, что эта книга станет значительным событием в изучении XVIII века, определяя отношение к русской оде на многие годы. Мы можем ожидать от талантливого ученого новых открытий и успехов.
- Алексеева Н. Ю. Русская ода. Эволюция одической поэзии в XVII- XVIII веках. Санкт-Петербург: Издательство "Наука", 2005. 370 стр. [↩]
Ольга Лапенкова: заметки о лирических жанрах
В предыдущих статьях мы поговорили о том, что такое эпиграмма и эпитафия — это лирические жанры, которым исполнилось уже несколько тысяч лет. Мы отметили, что оба этих жанра значительно изменились со временем. Изначально слово "эпиграмма" обозначало любую памятную надпись, а затем превратилось в короткое колкое стихотворение, способное вызвать дуэль или ссылку из-за его язвительного содержания. Что касается эпитафии — стихотворения о смерти близкого человека, — то многие отечественные классики, как ни удивительно, писали как шутливые, так и весьма серьезные "надгробные" стихи сами о себе.
Ода представляет собой ещё один жанр, который пришел к нам из античных времен: это стихотворение, которое прославляет какого-либо человека или событие. Изначально оды писались очень серьезно и посвящались только выдающимся личностям. Например, в I веке до н.э. римский поэт Квинт Гораций Флакк написал оду Меценату:
- Славный внук, Меценат, праотцев царственных,
- О моя радость, честь и опора!
- Есть такие, кто находит высшее счастье
- В беге по пыли арены,
- Разогретые колеса: пальма победоносца
- Подымает их к богам, владыкам мира.
- Тот счастлив, когда с поля ливийского
- Он приносит урожай в хранилища;
- Многих привлекает лагерь, — смешанный шум
- Рогов, труб и ненавистных матерей
- Всех война.
- Но меня привлекает только виноград, славные узоры,
- Подхожу к высшим, меня привлекает прохладный лес,
- Там, где Нимфы танцуют легкий хор с Сатирами,
- Выше всех, — если бы только Евтерпа
- Взяла флейту в руки, и Полигимния
- Помогла мне наладить лесбийскую лиру.
- Если ты присоединишься к лирным певцам со мной,
- Я взнесу мою гордую голову до звёзд.
Гай Цильний Меценат, знатный и богатый римлянин, покровитель творческих людей, обладал отличным вкусом. Он поддерживал молодых поэтов, вводил их в высшие круги и предоставлял все необходимое для их творчества. В середине 30-х гг. до н.э. Меценат подарил виллу Горацию в 20 километрах от Рима, что позволило поэту отказаться от предложения императора Августа стать его личным секретарем. Имя Мецената стало нарицательным — слово "меценат" теперь означает влиятельного человека, инвестирующего в искусство.
Один из классических европейских поэтов, Пьер де Ронсар (XVI век), принял традицию писать оды. Его поэзия была восхвалительная и легкая, но передавала чистый восторг перед прошлым, настоящим и будущим. Приведенный ниже отрывок — одно из произведений из сборника "Оды":
- В веки веков, хвалу пою тебе, Гастин, в твоей тени,
- Так поет о лесе Эриманфа греки,
- И благодарный, я не скрою перед новым поколением,
- Что ты напоил мою гордую юность вдохновением.
- Ты будешь вечно привлекать сердца своим нарядом,
- И предлагать приют сильванам и наядам.
- Пусть они посвятят тебе свой дар,
- Для музы и ленивых питомцев,
- И священный пожар
- Не тронет твоего убежища.
С одной стороны, восхищение лирического героя — это чувство сугубо личное, и, вероятно, каждый мог бы выразить свои восторженные годы. С другой стороны, Ронсар уважает традицию, обращаясь к античным предшественникам и вспоминая эрифманский лес, где Геракл совершил свой подвиг, а также "сильвинов и наяд" (мелких божеств, в которых верили древние греки).
Однако в России развитие литературы как национального явления шло гораздо медленнее, и первые оды наших соотечественников звучали намного "тяжелее", чем хвалебные стихи Ронсара.
Феофан Прокопович был одним из первых российских писателей, который обратился к жанру оды. В 1709 году он написал «Епиникион», восхваляющий Полтавское сражение. Однако, чтение этих стихов было трудно как в XVIII веке, так и сейчас. Познакомьтесь с отрывком и сделайте свой собственный вывод:
- Всемогущий Господь,
- Вы услышали нашу молитву и умоляющий плач,
- Вы еще не осудили нас, отвергнуть нас до конца!
- Мы одержали победу! Наш жестокий противник пал,
- И предатель, великий враг отечества,
- Возвращается к нам с веселым миром,
- И принесет с собой спокойствие и благосостояние.
Чтение одному М. В.Ломоносову представляется более доступным, но и здесь нам нужно приложить усилия. Приведем отрывок из его знаменитой "Оды на день восшествия на Всероссийский престол Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года", которая была написана в 1753 году, на шестую годовщину этого самого восшествия:
- Царств земных радость и царей,
- Любимая тишина,
- Счастье деревень и оград городов,
- Ты так полезна и прекрасна!
- Когда она взошла на трон,
- Как будто небесный венец ей дарован,
- Она возвратила тебя в Россию,
- Поставила конец войне,
- Обняла и поцеловала тебя:
- "Мне достаточно тех побед, — она сказала, —
- За которые проливается кровь.
- Я удовлетворяю Россию счастьем,
- Я не меняю их спокойствия
- Во всем западном и восточном"
Ломоносов пишет более понятно, чем Прокопович. Однако, в стихотворении «Ода на день восшествия» возникает дополнительная сложность из-за того, что лирический герой обращается не к самой Елизавете I, а к «возлюбленной тишине», то есть миру, покою, процветанию. Фраза «Тебя в Россию возвратила» означает, что императрица возвратила «россам» гармонию и благополучие. А «Тебя прияла облобызала», означает то же самое, только в терминах метафоры (вообще-то целовать тишину немного странно).
Г.Р.Державин также работал в этой традиции, он родился значительно позже и поэтому прославил другую императрицу — Екатерину II. Война с Швецией (1788-1790 гг.) вдохновила его на написание оды «На Шведский мир», вот какими словами начинается это стихотворение:
- Ты шествуешь в Петрополь с миром
- И лавры на главе несешь;
- Ты провождаешься зефиром
- И Россам пальмы раздаешь.
- Ты шествуешь! — Воззри, царица,
- На радостныя всюду лица,
- На сонмы вкруг тебя людей!
- Не так ли на тебя взирают,
- Как нежную весну встречают
- В одежде розовых зарей.
Неудивительно, что ода в XIX веке стала меняться и вбирать в себя черты других жанров, пока не превратилась в полную противоположность самой себе. Так, в оде А. С. Пушкина «Вольность» прославляется вовсе не Российская Империя, а, наоборот, некое вымышленное государство, где всё не так, как было в царствование Александра I:
- Беги, сокройся от очей,
- Цитеры слабая царица!
- Где ты, где ты, гроза царей,
- Свободы гордая певица?
- Приди, сорви с меня венок,
- Разбей изнеженную лиру…
- Власть поражает порок.
- К сожалению, куда ни погляжу —
- Везде угнетения, везде оковы,
- Позор разрушительных законов,
- Бессильные слезы рабства…
- Только там над правительской головой
- Не лежит страдание народов,
- Где крепко сочетается с Свободой
- Мощное объединение законов;
- Где их крепкий щит протянут всем,
- Где руки верных сжаты,
- Граждане стоят над равными главами
- Их меч неизбирательно скользит
- И справедливо ударяет преступление свысока;
- Где их рука не подкупна
- Ни жадностью, ни страхом…
- 1817
После выдающегося А. С. Пушкина — любое произведение, которое автор метил как "ода", было либо пародией, либо сатирой, либо явным ироническим насмешкой. Например, в 1834 году М. Ю. Лермонтов написал "Ода к нужнику" (то есть к, извините, туалету), и вот как начинался его стихотворный шедевр:
- О ты, освященная храмом неизвестной богини!
- К тебе мой глас, к тебе взываю из пустыни,
- Где шумная толпа теснится столько дней
- И где так мало я нашел еще людей!
- Прими мой душистый и свободный дух,
- Неопытный цвет поэзии народной!
- 1834
Также Н. А. Некрасов обращался к этому жанру, чтобы еще раз разоблачить знать и богачей, равнодушных к страданиям народа. Лирический герой "Современной оды" обращается к одному из них, кто хвастлив и насмешлив:
- Ты украшен добродетелями,
- Даже для тех, кто далеко,
- И — свидетели небес —
- Уважаю тебя искренне…
- Ты не напрасно помогаешь,
- Ты готов помочь и злодеям,
- И твои сокровища не украдены
- У беспомощных сирот и вдов.
- Ты не стремишься быть другом сильного,
- Чтобы помочь успеху,
- Ты не оставляешь его без умаля,
- Чтобы очаровать его дочь.
- Я не спрошу, откуда пришло,
- Что теперь у тебя в сундуках лежит;
- Знаю: все это упало с небес
- За твою добродетель и честь!..
- 1845 г.
Да-да, ты, неизвестный богач, действительно честен и милостив. Вот именно таким ты заработал эту гору золота честным трудом. Конечно, конечно…
В ХХ веке творчество отечественных поэтов приобрело ностальгический, очень личный оттенок, что мы уже видели в работах Ронсара. Следует упомянуть стихотворение А. А. Ахматовой, которая провела свою юность в Петербурге и его окрестностях. Однако в стихотворении, посвященном столетию Царскосельского лицея (где учился Пушкин), Ахматова вспоминает не великих предшественников, а мелкие, иногда даже грязноватые детали быта, которые навсегда остались в ее сердце:
- Настоящую оду
- Нашептало… Постой,
- Царскосельскую одурь
- Прячу в ящик пустой,
- В роковую шкатулку,
- В кипарисный ларец,
- А тому переулку
- Наступает конец.
- Тут ходили по струнке,
- Мчался рыжий рысак,
- Тут еще до чугунки
- Был знатнейший кабак.
- Тут не археологические находки,
- А просто деревянный забор,
- Склады интендантские
- И двор для кучеров.
- Хрипло и неуклюже
- И немного с грехом,
- Молодая девушка
- Там гадает гостям.
- Там солдатская шутка
- Звучит, желчь не скрывая…
- Полосатая будка
- И трубка для курения.
- 1911 год
В экспериментальные оды ХХ века также проникла любовная тематика, что было совсем невозможно в эпоху классицистов. Вспомним стихи из работы И. А. Бродского "Прощальная ода":
- Ночь поднимается на колени перед лесной стеной.
- Она ищет слепые ключи в своей огромной связке.
- Твои родные птицы громко кричат надо мной.
- Карр! Чивичи-ли, карр! — словно напев посмертный.
- Где ты! Вернись! Ответь! Где ты. Тебя не видно.
- Ты словно ангел, крылом своим и безумием, все это слилось в единое целое,
- как будто в твоих руках легкий снег нежно таял.
- Где ты сейчас! Ответь мне! Боже, почему ты скрываешься?
- Боже, почему ты молчишь? Я грешен и не посмею молиться.
- Боже, почему ты устилаешь следы её снегом?
- Она ли здесь, в лесу? Или уже за моей спиной?
- 1964
Кто знает, какие преобразования ждут эту оду, переходящую от поэта к поэту, из поколения в поколение?
Основные характеристики русской оды
Сфера познания: Роды и разновидности литературных произведений
Направления, стили и жанры в литературе
Ода (от греч. ᾠδή — песнь, песня) — это разновидность лирической поэзии.
В древности слово "ода" изначально не обладало терминологического значения, затем стало обозначать в основном написанную строфами лирическую песню хорового характера, торжественного, возвышенного, морализирующего (особенно песни Пиндара). В византийской гимнографии каждая из девяти частей канона называлась одою.
В эпоху Возрождения и барокко слово "ода" в основном применялось к патетической высокой лирике, ориентированной на античные образцы (Пиндар, Гораций) и написанной строфическими стихами (П. де Ронсар во Франции, Г. Кьябрера в Италии, Дж. Драйден в Англии).
В поэзии классицизма оды являются важным жанром высокого стиля, содержащим канонические темы (прославление Бога, родины, жизненной мудрости и прочее), приемы («тихий» или «стремительный» всплеск, использование отступлений, допустимый «лирический беспорядок») и различные виды (духовные и торжественные оды – «пиндарические»; нравоучительные – «горацианские»; любовные – «анакреонтические»): Ф. де Малерб , Вольтер , Ж.-Б. Руссо , П.-Д. Экушар-Лебрен (Франция).
Оду в русскую поэзию впервые ввёл Владимир Кириллович Тредиаковский в 1734 году. Классиками этого жанра стали Михаил Васильевич Ломоносов и Александр Петрович Сумароков, представляющие соответственно "восторженный" и "ясный" типы оды. В период предромантизма характерные черты оды начали размываться (Гавриил Романович Державин и другие). В 19-20 веках жанровая система в лирике стала терять свои очертания (оды романтиков, таких как Джон Китс, Виктор Гюго, Алессандро Мандзони и другие, лишены канонических жанровых признаков), и термин "ода" часто использовался в переносном смысле (например, "Ода революции" Владимира Маяковского, 1918 год).
Ода — это музыкальные произведения гимнического характера, которые пишутся на тексты литературных од. Например, финал 9-й симфонии Л. ван Бетховена на текст Ф. Шиллера («An die Freude», написан в 1785) часто называют "Ода к радости". Ещё одним примером может служить кантата Н. Д. Набокова (1928) на текст М. В. Ломоносова (написан в 1743) под названием "Ода: вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния". А. Шёнберг написал произведение сатирической направленности под названием "Ода Наполеону" («Ode to Napoleon Buonaparte», 1942) для чтеца, фортепиано, струнного квартета или струнного оркестра на одноимённый текст Дж. Байрона (создан в 1814), в которой объектом сатиры стал А. Гитлер . С. С. Прокофьева (1945) написал пример инструментального произведения под названием "Ода на окончание войны" для восьми арф, четырёх флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов.
Ода в России (Ломоносов, Пушкин)
В 18-м веке ода получила большую популярность в России, так как в это время страна обрела имперский статус и стала мощным государством благодаря реформам Петра Великого.
Первые образцы этого жанра были созданы В.К.Тредиаковским с такими названиями, как "Стихи похвальные России", "Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу", "Оды духовные". Поэт в своих произведениях воспевает величие родины, красоту природы и милость Творца, создавшего землю.
В одах Ломоносова («Утреннее Размышление о Божием Величестве», «Ода на день восшествия на престол Государыни Императрицы Елисаветы Петровны», переложения псалмов) также звучат гражданские и религиозные мотивы.
Исследователь русского языка отмечает, что в оде следует изображать возвышенные и великие явления, без просторечий и других "подлых" слов низкого стиля.
Уникальные произведения в этом жанре можно найти в творчестве Г.Р.Державина. Ода "Бог" является выдающимся образцом религиозно-философской лирики для своего времени. Державин придерживался классицистических традиций, его оды выдержаны в соответствии со стилем.
В то же время поэт одновременно является реформатором жанра и разрушителем канонов. В оде "Фелица", посвященной императрице Екатерине Великой, традиционные похвалы царствующей особы сочетаются с простотой и дружеской прямотой.
Поэт разрешает себе давать советы императрице. В стихотворении "Памятник" он позднее выразит эту особенность своей лиры известной строчкой "И истину царям с улыбкой говорил".
Уникальный подход к жанру оды представлен в творчестве А.С.Пушкина. В своей первой оде «Вольность» поэт выражает свое противодействие абсолютной власти монарха, нарушая традиции похвальных песен. Пушкин начинает свой творческий путь с протеста, разрушая старые формы и прославляя новые ценности.
В последующие периоды, после смерти Пушкина, классицизм утратил свою власть, и жанр оды начал восприниматься с забавой. Появились пародийные произведения, где слово "ода" использовалось как насмешка, как, например, "Ода сплетникам" А.Вознесенского.
Основные характеристики русской оды
ПОДАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА |
Ода — это поэтический жанр, посвященный важным событиям или героям, происходит это слово из древнегреческого языка и переводится как «песнь». В древности одой называли хоровое пение, например, во время спортивных соревнований. Древнеримский поэт Гораций писал оды в I веке до нашей эры, поднимая актуальные общественные проблемы.
В XVI веке французкий поэт Пьер де Ронсар обратился к античной поэзии, в частности, к форме оды. В своих произведениях он воспевал любовь, пиры, балы, маскарады и турниры. В XVII веке, в эпоху классицизма, за одами закрепились определенные темы: торжественное прославление Отечества, Бога, прекрасной дамы. В одах описывали героические победы государства над врагом, восхваляли воинов, вождей и королей.
В русской литературе XVI–XVII веков появились схожие с одами панегирики — восхваления в честь знатных лиц. К самому жанру оды в России одним из первых в XVIII веке обратился Василий Тредиаковский: он написал, например, «Оду о непостоянстве мира» и «Оду торжественную о сдаче города Гданска». А благодаря Михаилу Ломоносову ода стала главным лирическим жанром литературы этого столетия.
Царственные монархи и земные владыки, радость и утешение, любимая тишина, блаженство деревень и защита городов — как же ты несравненно полезна и прекрасна! Вокруг тебя разноцветные цветы расцветают, а на полях зреют класы; корабли полны сокровищ и смело отправляются в море за тобой; ты щедро раздаешь свое богатство по земле.
Михаил Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
В русской литературе известны торжественные, нравоучительные, любовные и духовные оды. В конце XVIII жанр утратил свою популярность и на смену ему пришли баллады и элегии.
Возникновение жанра
Развитие оды как литературного жанра произошло в период творчества поэта Горация, жившего в 1 веке до нашей эры. Ода начала обращаться к людям, обладающим властью, большим и важным. После этого жанр оды пошел на убыль, и его второе возрождение произошло только в 16 веке, когда в Европе начали формироваться первые абсолютные монархии. Ода постепенно стала государственным жанром, направленным на прославление и увеличение монарха, правителя или государя. Особую изящность и силу оды получило в творчестве французского поэта 16 века Ронсара.
Жанровыми чертами оды являются утонченная лексика, отсутствие просторечий, слов, относящихся к конкретной территории, и новых слов. Это тексты высокого стиля, полные мифологических образов.
Ода в России
Первым в России начал писать оды В.К. Тредиаковский. Его духовные оды, такие как «Ода о непостоянстве мира» (1730), «Ода торжественная о сдаче города Гданска» (1734) и другие, стали известны. После него оды начал писать М.В. Ломоносов.
Наиболее известной его одой стала «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны».
В 19 веке жанр оды постепенно утрачивал свою популярность. В 20 веке практически никто не писал оды, за исключением В. Маяковского, который написал известное произведение этого жанра — «Ода революции».
Ода
С течением времени эти основные черты античной оды претерпели изменения. В XVII веке французская ода стала преимущественно признанием короля и его окружения, утратив свое народное начало. Так называемый "лирический беспорядок" стал характерным для французской оды, часто лестный, подчиненный, неискренний набор слов.
В России безусловно главным одистом считается М. В. Ломоносов. Его оды написаны на важные темы, в торжественной словесной форме, и в то же время они имеют черты низшего происхождения: мифологизм, иллюзия величия, близкая к реальности. В основном русская ода была привилегией высшего общества, ода воспевала представителей этого класса, при этом в ней присутствовало большое количество славянизмов.
С постепенным развитием русской оды ее сфера распространения расширилась до низших слоев общества, и торжественность уступила место реалистическим деталям, оттененным живым языком. Одним из главных трансформаторов русской оды стал Державин. В этом жанре творчеством занимались также знаменитые поэты, как А.С. Пушкин, А.А. Фет, Некрасов.
Считается, что в XX веке ода пережила свое второе рождение: многие пролетарские поэты стали одописцами, в том числе, например, Маяковский.
Песня
Известно, что песня может быть как эпической, так и лирической. В эпической песне обычно больше объема и сюжетности, в то время как лирическая песня отражает переживания главного героя или автора. Примерами известных эпических песен можно назвать "Песнь о Вещем Олеге" и "Пир во время чумы" А. С. Пушкина.
Сообщение — это литературное послание или обращение философского, учебно-публицистического, любовного или дружеского характера. Этот жанр возник в древней культуре и стал популярным в европейской. Считается, что основоположником этого жанра был римский поэт Гораций. Известными поэтами, работавшими в этом жанре, были Пушкин, Лермонтов, Тютчев. В основном этот жанр использовался высшим обществом, и когда дворянство стало вымирать, сам жанр постепенно исчез.
Ода в литературе – это довольно уникальный жанр благодаря ряду своих характеристик:
- Использование 4-стопного ямба.
- Наличие высокой, часто устаревшей, архаичной лексики, что иногда затрудняло понимание текста.
- Текст обычно имеет четкую структуру, в начале и конце обязательно должно быть обращение к адресату. Хотя некоторые авторы отступают от этого правила.
- Обилие риторических вопросов, богатых тропов, длинных распространенных предложений.
- Иногда в торжественных стихах можно найти удивительное сочетание лирического и публицистического начал, что особенно характерно для творчества Ломоносова.
- Большинство произведений довольно велики по объему.
- Замена в тексте местоимения "я" на "мы" (что также характерно для Ломоносова) свидетельствует о том, что автор выражает не свое личное мнение, а позицию всего народа.
Такие произведения предназначались для исполнения вслух, только громкое эмоциональное чтение могло передать все чувства, которые горели в душе автора. Именно поэтому многие оды запоминали наизусть.
Тематика
Самые популярные темы в литературе — это значимые исторические события, героические поступки, похвала монархам. Например, первая торжественная ода Ломоносова посвящена захвату турецкой крепости Хотина. А Державин в своем стихотворном произведении обращался к Фелице — именно так он называл Екатерину Вторую.
Ода — это уникальный жанр русской литературы, который позволяет нам по-новому взглянуть на важные события русской истории, понять взгляд автора на тот или иной исторический персонаж, оценить его роль. Именно поэтому такие сложные на первый взгляд, но увлекательные на самом деле произведения нужно читать.