Сфера культуры России характеризуется многогранностью и глубокими историческими корнями, отражая богатство национального наследия и разнообразие этнических традиций. Искусство, литература и музыка страны пронизаны уникальными стилями и течениями, что делает их важной частью мирового культурного пространства.
Одной из ключевых особенностей российской культуры является её способность к синтезу различных влияний, как внутреннего, так и внешнего происхождения. Эта интеграция привела к возникновению уникальных направлений в живописи, литературе и театре, которые продолжают развиваться и сегодня, сохраняя лучшие традиции прошлого и открывая новые горизонты.
Россия как тип культуры
Культурное наследие России (КНР) олицетворяет культуру русского народа, которая возникла на восточно-славянской почве в форме древнерусской культуры (8-9 века), а с 14 века до сегодняшних дней представлена великорусской, белорусской и украинской культурами. Это первоначальное и наиболее характерное для русской нации видение своего культурного наследия.
Содержимое работы — 1 файл
Россия: 53.00 Кб (Скачать файл)
Культура и история России
2.Основные аспекты.
Культура России (КР) – это понятие, относящееся к культуре русского народа, который сформировался на восточно-славянской основе в виде древнерусской культуры (8-9в.в.) и с 14 века продолжает развиваться через великорусскую, белорусскую и украинскую культуры. Это основополагающее и наиболее типичное для русского народа восприятие собственной культуры.
Существуют и другие подходы к определению понятия КР – более узкие и более широкие.
Первое отчетливо оппозиционирует Русь-Украину и последующее образование, которое сформировалось именно в России. Второе, характерное для современности: Россия — собрание множества национальных культур, каким-то образом связанных с русской культурой (здесь не путается культура русского народа и культура России — пояснить).
В христианском мире РК — одна из трех наиболее значимых (византийской и западно-христианской).
Развивалась русская культура (примерно до 11-12 веков) в условиях государственной консолидации, объединения восточно-славянских племен (Киевская Русь) перед лицом внешней опасности (Хазары, норманны-викинги) и из-за внутренних распрей. Воздействовал также на язычников-славян христианский мир, прежде всего, Византия.
Христианизация Руси (10 век) — решающий момент в формировании древнерусской культуры, характеризующейся: грамотностью, образованностью, книжностью, высоким развитием богословской, исторической и художественной литературы, а также архитектуры и живописи. После 13 века единая РК развивается по трем направлениям (У., Б., Р.). В это время сохраняется византийский след, но в то же время идет тесное взаимодействие с Востоком (Орда) и Западом (Ливонский орден, Польша, Литва). 14-15 века — расцвет КР (Московское царство), затем — Смута (однако, помимо негативных тенденций, были и позитивные — подъем духовно-религиозного, национально-государственного и общекультурного самосознания). С 17 века и до наших дней — «новый период» в РК: период «Европеизации», «Универсализации», неуклонного нарастания секуляризации (освобождения от церковного влияния) и даже атеизма (в советское время) и — одновременно!_ возврата к христианству и православной духовности (в настоящее время).
2. Позиционирование культуры России в контексте Запада и Востока
Россия может быть рассмотрена как принадлежащая к одной из этих культурных сфер, либо имеющая свою собственную специфику, которая не совпадает с ними. Эта проблема была впервые высказана П.Я.Чаадаевым в его "Философских письмах" (написанных в первой половине 19 века). В этих письмах отразилась полемика между западниками и славянофилами. Первые утверждали, что Россия принадлежит к европейской культурной традиции.
Вторые же считали, что Россия представляет собой уникальное духовное образование, максимально подготовленное к правильному восприятию истин христианского мировоззрения. Чаадаев Высказал мысль о том, что Россия может стать мостом между Западом и Востоком, поднимая вопрос о "третьей силе" в мировой истории.
Н.Данилевский рассматривал Россию как основу нового, формирующегося и переходящего в стадию цивилизации славянского типа. Протяжении 19 века господствовало мнение о глубоком, принципиальном различии КР от Запада: «Россия требует другой мысли, другой формулы» (Пушкин), «Умом Россию не понять» (Тютчев), «Русь, куда несешься ты?»(Гоголь).
Русский религиозный философ Вл. Соловьев предложил формулу Восток – Запад – Россия, выделяя три ступени исторического развития: 1) человечество представлял Восток; затем – христианский рубеж и на исторической сцене появляется Запад. Символ Востока – бесчеловечный Бог, символ Запада – безбожный человек.
Реальное противостояние Запада и Востока завершится на третьей ступени, когда утвердится истинное христианство. Носителем единения станет молодой народ, не связанный традициями ни с Востоком, ни с Западом – Россия.
3. Особенности культуры России. 3.1. Природно-географические уникальные условия.
1. Жесткость и многообразие природно-климатических условий; из этого вытекает сложная хозяйственная деятельность, включая рискованное земледелие.
2. Миграция населения с запада на восток и на юг, из лесов в степи, на нетронутые земли (лес и степь даже стали символами русской культуры). Это привело к изменению менталитета (ненадежность древесины привела к неуверенности в будущем), формированию хозяйственных стереотипов.
3. Большая территория, которая привела к
— разнообразию жизни (различные этнические группы, разобщенность, низкая плотность населения, разнообразие быта и т.д.);
— сложности экономических связей;
— стремлению к экономической автономии регионов и городов;
Мысль о величии наших земель приводила к ощущению непоколебимости России, которая неоднократно помогала одолевать врагов.
3.2.Геополитические и этнические аспекты.
1. Статус крупнейшей цивилизации с фокусом на суше, центр евразийского мира, противостоящий "атлантизму" Запада.
2. Приоритет политики над экономикой.
3. Положение между Востоком и Западом, влияние их мощных культур.
4. Стремление России на Запад, вызывающее опасения. Территориальное расширение всегда происходило на Восток, что неизбежно влияло на восприятие восточных культур.
5. Привлекательность для западных завоевателей из-за ограниченности сырьевыми ресурсами и территорией европейских стран.
6. Расширение территорий происходило не только путем завоеваний, но и путем добровольного присоединения благодаря хозяйственному освоению свободных территорий. Тем не менее, за последнее столетие Россия почти не получила хороших земель для плодородного земледелия. Таким образом, это движение было вызвано преимущественно заботой о безопасности.
7. Культурно-религиозная формированность основана на трех этнических группах: славянская, тюркская и угро-финская, что создает ситуацию взаимодействия, этнической и национальной толерантности, а также различной экономической ментальности.
3.3. Социальная культура России.
1. В основном, основана на идеях (идеократическая культура), в отличие от "законной" культуры Запада и "властной" культуры Востока. Отсюда вытекает важность государственной идеологии для всех сфер общественной жизни.
2. Размазанность населения, недостаток административных связей и коммуникационных систем, затрудняющие формирование и функционирование государства как единой социальной системы.
3. Основное внимание уделялось не личности, а коллективу. Это было обусловлено тем, что власть учитывала только группу: из-за обширности территории система вынуждена была ориентироваться на группу в качестве объекта управления. Человек чувствовал себя более комфортно в коллективе, группа обеспечивала его защиту и выживание (например, казачьи станицы, ремесленные слободы, крестьянские общины, профсоюзы, заведующие, партии и т.д.).
4. Коллективистский образ жизни, приоритет общности (а не общества в целом), особенно в экономической сфере.
В свете текущих изменений можно сказать, что утверждать, будто коллективизм является ключевой чертой российского характера, было бы слишком упрощенным взглядом. Ведь коллективная работа основана на уважении личности в контексте коллектива. Русский человек, принимая участие в совместной деятельности (не обязательно коллективной!), не требует признания своего личного мнения и вклада. Поэтому можно говорить о подражании ценностям коллективизма, о формировании чувства конформизма у русского человека (возможно, связанного со временами Советского Союза): об этом ярко свидетельствует реальность – безобразный порядок наступает, а люди не оказывают сопротивления (примеры: льготы, цены, коммунальные платежи и т.д.).
6. Русский народ всегда рассматривал себя как неотъемлемую часть общества, всегда готовую служить своему народу, выступая в роли преданного слуги своего народа и государства. Из этого вытекает искреннее желание приносить пользу другим людям.
7. Идея служения была коренным принципом социальной структуры России, основанной на разделении обязанностей перед государством, а не на индивидуальных правах, как на Западе.
8. Отношение к государству как к высшей ценности (патриотизм) совмещается с негативным восприятием государственной власти. Государство воспринимается как "родной дом", а не как "гостиница" на Западе.
9. Государство и царь, как его высшее воплощение, выступали в роли посредника и арбитра в решении социальных конфликтов (рабочие обращались к царю, а не к закону в 1905 году; к Ленину обращались люди и т.д.), поэтому классовая борьба приняла не экономический, а политический характер (между партиями).
10. Создание единого государства под воздействием военно-политических факторов (независимость), а не экономических.
11. Авторитаризм, тоталитаризм, централизм в системе правления, отсутствие гражданского общества, экономическая зависимость людей.
12. Традиции иждивенчества у населения, потребность в гарантиях со стороны государства, стабильности в любой сфере деятельности.
13. Превосходство государства над законом, что вызывает недоверие к суду (правовой нигилизм). Справедливость ставится выше закона.
14. Покорность власти в сочетании со случайными волнениями.
15. Неуважение к государству, к его решениям, готовность заменить государство чиновниками (причем чиновники считают государственную власть своей собственной).
16. Русский человек ищет понимание социальной свободы в воле, как в эмоциональном состоянии, в независимости от других людей (а не в уважении к правам) («мне бы только волю, волю в чистом поле, волю в чистом поле да буланного коня» — атаманщина). Почему? Потому что веками он был зависим от власти, которая не видела его как отдельного человека, поэтому экстремистская независимость для него стала ценнее цивилизованной свободы. Поэтому, в отличие от Запада, свобода в России никогда не была личной. Она понималась как акт, совершаемый не индивидуальным, а социальным человеком (отсюда – общие бунты, банды, в истории нет одиночных разбойников, они геройствуют «всем миром»).
3.4. Духовная культура России. КР – культура религиозная. Ее черты:
1. Значимая роль православия в русской культуре на протяжении всей её истории, особенно в период до Петра Великого (в литературе известен как период Древней Руси, а после — как культура нового времени).
2. Моральный либерализм православия в повседневной жизни.
3. Воплощение истинного христианского духа — духа любви, всепрощения, единства человечества (в отличие от католицизма и протестантизма, которые опираются на власть, богатство, дисциплину, законы и стремление к господству в мире).
4. Принятие христианства сверху, через административные меры, а не его "вызревание".
5. Высокая религиозная терпимость, существование различных религиозных убеждений.
Святость — это особый образ жизни, который приверженцы (старцы, юродивые, отшельники и другие) считают особым, но необязательным для обычной жизни.
"Соборность" — важная идея религиозного мышления, которая предполагает объединение людей общими целями и делом, исходя из глубоких внутренних убеждений, осознание духовной общности народа.
Эти качества проявляются в открытости Российской Церкви, отсутствии национальной высокомерии, важности национальной принадлежности и готовности бескорыстно помогать каждому, кто готов принять принципы народной жизни.
Помимо религиозных аспектов, важны также особенности духовной жизни России в целом.
1. Большую роль играют нравственные факторы и оценки; нравственный максимализм, стремление связать каждое дело с высшими ценностями.
3. Крайности в мышлении, отсутствие желания искать общий язык, а также стремление выиграть схватку идей («КТО прав?»), недоверие к разнообразию мнений – вот основные проявления экстремизма, радикализма. В российском обществе обычно побеждали крайние взгляды, в то время как центристские программы не находили должной поддержки.
Ваш браузер не поддерживается
Студворк — это современный интернет-сервис, созданный с использованием передовых технологий. Однако мы не можем гарантировать полную поддержку текущего браузера.
Желаете установить новый браузер? Выбирайте из списка ниже:
- Google Chrome
Или может быть вы предпочтете скачать
Яндекс Браузер?
Загрузить
браузер Opera
Получить
новую версию браузера Firefox
Загрузить
Майкрософт Эдж
Нажимая эту кнопку, вы подтверждаете ваше согласие на возможное некорректное отображение сайта в вашем браузере. Если у вас возникли проблемы, обращайтесь в нашу техническую поддержку
Мы работаем по будням с 8.00 до 18.00 по Московскому времени
Культура современной России
Современное состояние общества в России можно охарактеризовать как переходное. Сейчас активно формируется гражданское общество, которому присуще разнообразие духовной жизни и стремление к созданию политической и правовой системы, соответствующей мировым демократическим стандартам. Это общество требует повышенного уровня образования, экономической и политической культуры, способности самостоятельно ориентироваться в различных идеологических и духовных течениях. Для этого необходимо не только широкое распространение культуры среди масс, но и способность граждан широко использовать наследие человечества в сфере культуры.
Современное стремление к переосмыслению значения культурного наследия заключается не только в его сохранении в первозданном виде, но и в его активной интеграции в современную жизнь — открытии нового в старом.
Современная культура проявляется во множестве материальных и духовных явлений, таких как новые технологии, продукты питания, элементы инфраструктуры, научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы, искусство и другие произведения.
Сегодня все больше людей осознают негативные аспекты современной жизни и ищут способы решения возникших проблем. Движение за экологию, стремление к новым нравственным устоям, интерес к здоровому образу жизни (вегетарианство, занятия йогой, карате, различные виды медитации и т.д.) — все это признаки развития новой альтернативной культуры.
Важно отметить, что возникает новый вид культурного взаимодействия, который предполагает отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем. В настоящее время большое значение придается способности понимать другие культуры и точки зрения, анализировать свои действия, признавать уникальность и чужие истинны, умение включать их в свою позицию и признавать множество истин, а также способность строить диалог и идти на компромисс. Новый вид социального взаимодействия требует большего внимания к культурным аспектам и должен соответствовать культурной логике общения.
Отсутствие современных высококультурных образцов
С одной стороны, представители сферы культуры пытаются сопротивляться низменным и явным продающимся продуктам, а с другой стороны, сами являются инициаторами полной коммерциализации культуры. Продвигать русскую культуру в ее прежнем облике, с высокими образцами и примерами, не прибыльно, поскольку они плохо продаются и требуют вложения средств без ощутимого возврата для повышения общего уровня культуры.
Пошлость порождает пошлость, и некому продавать высокие идеалы. Такой товар не очень востребован, поэтому нет смысла его производить. В конечном итоге, общее упадок российской культуры может привести к ее восстановлению при условии, что этой проблеме будет уделено внимание.
Упадок духовных ценностей
Из-за радикальных изменений в ценностной ориентации России многие ученые отмечают упадок традиционных духовных ценностей. Это происходит в том числе из-за отсутствия новых высококультурных образцов и сложности интеграции старых в новую среду.
Под влиянием культурного упадка растет уровень преступности, насилия и жестокости, которые не сдерживаются нравственными и моральными образцами. Значимость образования и науки снижается.
Русская скульптура
В истории России развитие скульптуры было неравномерным. Древние славяне создавали из дерева и камня идолов, символизирующих различные стихии и духовные силы. В период христианства скульптура почти исчезла, но жанр продолжал развиваться в рельефах и украшении зданий. Это связано с запретом на идолопоклонство в православной культуре.
Возрождение скульптуры началось во время реформ Петра I, когда было много влияния западноевропейского стиля. В Советском Союзе скульптуре уделяли большое внимание, увековечивая вождей и общественных деятелей в материалах как мрамор, камень, бронза и гипс.
Русская музыка
Изначально русская музыка была представлена простыми народными песнями, однако со временем она претерпела значительные изменения и стала воплощаться в грандиозных симфонических композициях. Произведения выдающихся русских композиторов, таких как Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, были исполнены на сценах крупнейших театров мира. Не найдется человека, который не сможет узнать известные музыкальные произведения из балетов Чайковского, такие как «Щелкунчик» или «Лебединое озеро», начиная уже с первых нот. Музыкальные творения русских классиков сочетают в себе грандиозность, художественную глубину, легкость и драматичность образов. Возможно, именно поэтому они завоевали сердца любителей музыки по всему миру.
Общая характеристика духовной жизни
После распада Советского Союза в России произошли значительные изменения. Изменение политического курса, переход к рыночной экономике и глубокие социальные преобразования сказались на духовной жизни. Многие исследователи утверждают, что на данный момент эта область находится в состоянии критического упадка.
Вследствие снятия ограничений и запретов резко возросло влияние западной культуры на мировоззрение россиян. Уменьшился интерес к народным традициям. Вместо классической литературы, живописи и музыки население увлеклось более простыми для восприятия произведениями, не несущими ценности.
Согласно учёным, существуют два наиболее продуктивных направления в развитии духовной жизни:
- взаимодействие и обогащение культуры России и западных стран;
- сохранение русских традиций, вовлечение молодого поколения в искусство, снижение влияния западной культуры.
Кризисные явления духовной жизни России
Для лучшего понимания особенностей духовной жизни, проведем краткий обзор её негативных аспектов.
- Воздействие западной индустрии развлечений привело к резкому снижению интереса к отечественному искусству.
- Краткосрочные произведения массовой культуры, созданные по требованию публики, вытеснили классическое искусство. Искусство стало иметь коммерческий характер.
- Недостаточное финансирование негативно повлияло на деятельность культурных учреждений.
- Под влиянием Запада произошел отказ от традиционных русских ценностей, что привело к снижению духовности и нравственной деградации.
- Люди, пропагандирующие аморальный образ жизни, распущенность и безнравственность, стали идолами для миллионов.
Культура
В России проживает множество разнообразных национальностей, что формирует ее культуру весьма уникальной. Важнейшими составляющими русской культуры являются православие и различные языческие традиции, сохраняющиеся с дохристианских времен. На формирование культуры также оказали влияние татаро-монгольское иго и Западная Европа. Это разнообразное наследие можно увидеть в различных формах национального искусства.
До наших дней дошли памятники древнерусской литературы. Среди них наиболее известны: "Повесть временных лет", "Слово о законе и благодати", "Память и похвала русскому князю Владимиру", "Житие Феодосия Печерского", "Сказание о Борисе и Глебе", "Поучение Владимира Мономаха", "Слово о полку Игореве", "Моление Даниила Заточника", "Задонщина", "Повесть о житии Александра Невского" и многие другие.
Народное творчество представлено былинами и сказками.
Необходимо также отметить великих писателей и поэтов. Среди них: Гоголь, Достоевский, Тургенев, Толстой, Чехов, Горький, Булгаков, Бунин, Набоков, Платонов, Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Некрасов, Блок, Есенин, Маяковский, Цветаева, Пастернак, Ахматова, Бродский и многие другие.
Одним из основных направлений в изобразительном искусстве является иконопись. Русская иконопись получила наследие от мастеров Византии. Однако у русских икон есть свой неповторимый стиль, а имена таких иконописцев, как Андрей Рублев и Феофан Грек, широко известны в мире.
Великий русский поэт А. С. Пушкин изображен в бюсте
Музыкальное искусство России объединяет творчество выдающихся композиторов XVIII—XX веков, русский музыкальный фольклор, русский романс, популярную музыку советского и постсоветского периодов, русский рок и творчество бардов.
Три отечественных фильма были удостоены премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»: «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова.
Былины и сказки, передающие мудрость простых людей, до сих пор продолжают распространяться среди народов, населяющих Россию.
Нельзя не упомянуть частушку — короткую русскую народную песню, часто с юмористическим содержанием. Частушка является обязательным элементом фольклора.
Ремесла были развиты на основе народного творчества, и профессиональные художники воплотили его в различных видах декоративного искусства: игрушках из Дымково и Филимонова, оренбургские пуховые платки, миниатюры из Палеха, абашевские игрушки, хохломская роспись, гжельская керамика и игрушки из Хлуднева.
Несмотря на упомянутые ранее угрозы и проблемы, следует отметить положительные аспекты развития российской культуры на сегодняшний день:
- увеличилось количество разнообразных видов и форм художественного творчества, а также расширился круг культурных инициатив за счет развития общественных объединений, движений, клубов и ассоциаций;
- произошло обогащение историко-культурного обмена в России;
- исчезло чувство культурной изоляции;
- в культурные и образовательные учреждения страны вернулось большое количество художественных ценностей, которые ранее были забыты;
- гуманитарный потенциал российской культуры, включая философскую, культурологическую, социологическую, психологическую и экономическую мысль, стал более востребованным и во многом вновь освоенным;
- Оказание целевой поддержки разнообразным инициативам путем применения определенных адресных программ, о которых будет подробно рассказано далее.
Целевые программы
- В перечень целевых программ входят следующие:
- Программы федерального уровня:
- "Сохранение и эффективное использование музейных фондов"
- "Поддержка молодых талантов в сфере культуры и искусства"
- "Сохранение и развитие культурных традиций народов России, межнациональное культурное сотрудничество"
- Программы регионального значения:
- "Развитие культуры и туризма в Брянской области (2014-2020)"
- Программы муниципального значения:
- "Развитие и сохранение культуры и искусства в городе Брянске (2013-2017)"
Исследование места и значения культуры в общественной жизни и закономерностей ее развития обладает огромным практическим значением. В настоящее время становится очевидным факт: невозможно осуществлять хозяйственные и политические программы, не учитывая культурный уровень населения. Другими словами, повышение культурного уровня является необходимым условием общественно-хозяйственного развития.