Ординатура, аспирантура и интернатура в медицине: ключевые отличия и пути карьерного роста

Ординатура, аспирантура и интернатура в медицине: ключевые отличия и пути карьерного роста

Ординатура, аспирантура и интернатура являются ключевыми этапами профессиональной подготовки врачей в медицине. Интернатура представляет собой первую ступень, где выпускники медицинских вузов получают практические навыки работы под руководством опытных специалистов, обучаясь основам клинической практики. Это важный этап, который позволяет молодым врачам адаптироваться к реальным условиям работы в лечебных учреждениях.

Ординатура и аспирантура, в свою очередь, сосредоточены на углубленном изучении специализированных областей медицины. Ординатура предоставляет практическое обучение в конкретной специальности, тогда как аспирантура акцентируется на научной деятельности и проведении исследовательской работы. В конечном итоге, каждый из этих этапов способствует повышению квалификации и подготовке медиков к успешной карьере в здравоохранении.

Аспирантура ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России: вопросы и ответы

Не подходит возраст. Не устою. Нет времени… Будущим аспирантам интересно множество вопросов. Мы надеемся, что в этом тексте вы найдете много ответов и окрепнете в решении поступить в аспирантуру. На вопросы о поступлении в аспирантуру отвечает Светлана Юрьевна Астанина, кандидат наук, руководитель Методического симуляционно-аккредитационного центра Института повышения квалификации и аккредитации ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России.

Есть ли возрастные ограничения для поступления в аспирантуру?

Нет, нормативные акты не содержат таких ограничений. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» не устанавливает возрастные ограничения для поступающих в аспирантуру. В аспирантуру принимают тех, кто занимается актуальными исследованиями, испытывает потребность в проведении научных исследований и стремится к учебе. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», аспирантура является третьим уровнем высшего образования, и если человек до этого не обучался в аспирантуре, он имеет право воспользоваться этой возможностью.

Чем отличается аспирантура от соискательства?

Магистратура – это образовательный процесс, основанный на усвоении академической программы. По завершении обучения в магистратуре студент получает диплом с присвоением квалификации "Магистр". Диплом выдается после успешной защиты дипломной работы и прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА).

В отличие от магистратуры, аспирантура не предполагает изучения образовательной программы. Ее цель заключается в проведении научно-исследовательской работы по определенной проблеме. После защиты диссертации в аспирантуре не выдается диплом, удостоверяющий присвоение квалификации "Исследователь. Преподаватель-исследователь".

Какие преимущества имеет магистратура, а какие – аспирантура? Можно ли однозначно сказать, что один вариант лучше другого?

Имеются преимущества как в одном, так и в другом случае. Аспирантура – это еще один уровень высшего образования и еще один диплом, подтверждающий квалификацию. Это дает возможность специалисту участвовать в научной деятельности, проводить исследования, преподавать в вузах, учреждениях ДПО. Аспирант имеет такое право, даже если он не защитил диссертацию. Соискательство позволяет заниматься только исследованиями по конкретной научной проблеме, не отвлекаясь на освоение образовательной программы.

Многие воспринимают аспирантуру как следующий этап ординатуры. Это так?

Возможно ли ускорить процесс получения степени кандидата медицинских наук?

Если студент поступил в аспирантуру и уже выполнил все необходимые работы, его научный руководитель может подать заявление на разработку индивидуального учебного плана, который будет реализован в виде ускоренной программы обучения. В этом случае аспирант сможет закончить обучение значительно раньше и представить свою работу на защиту диссертации. Тем не менее, для получения степени кандидата наук необходимо иметь диплом аспирантуры.

В период пандемии из-за различных причин обучающий процесс может замедляться. Тем не менее, есть возможность вносить изменения. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки специалистов высшей квалификации) установлено, что срок обучения в очной аспирантуре составляет три года, что равно 180 зачетным единицам, в том числе 60 единиц в год. Однако этот же стандарт предусматривает, что по ряду причин, связанных со здоровьем, в связи с ограничениями или в случае форс-мажорных обстоятельств, количество зачетных единиц в год может быть увеличено до 75, но не более. При таком увеличении трудоемкости программы возможно освоение только при составлении индивидуального учебного плана.

Часто неудача на кандидатском минимуме может привести к прекращению обучения в аспирантуре. Не сдал – значит, нужно уйти?

Абсолютно нет. При неудовлетворительной оценке на промежуточной аттестации аспирант имеет право сдать экзамен еще раз. Преподаватели должны предоставить такую возможность и помочь в успешной сдаче экзамена. Они также несут ответственность за успешное прохождение экзаменов.

Существует множество способов подготовки – не только лекции, но и индивидуальные занятия, консультации. Преподаватель обязан определить, в чем причина, почему аспирант плохо усваивает определенный предмет кандидатского минимума и устранить проблему. Неудача на промежуточной аттестации – это не только серьезная проблема для аспирантов, но и для преподавателей. Чтобы избежать неожиданностей на промежуточной аттестации, преподаватель должен проводить регулярный текущий контроль успеваемости. Это позволяет отслеживать прогресс за полгода. Хотя промежуточная аттестация должна проходить после освоения определенной учебной дисциплины

Какие веские причины приведут к отчислению аспиранта из аспирантуры?

Где лучше получать образование в аспирантуре — в медицинском университете или в научно-исследовательском центре?

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает общие требования для всех учебных и научных учреждений, имеющих право обучать аспирантов. Стандартизация означает, что устанавливаются общие требования к результатам обучения выпускников, то есть к каким компетенциям должен обладать аспирант после окончания обучения, для всех научных, медицинских и образовательных учреждений. В свою очередь, эти требования определяют, во-первых, структуру программы, количество учебных часов в форме зачетных единиц на каждый год, разделенных на основную и вариативную части, на практику и научные исследования. Во-вторых, устанавливаются условия реализации программ (требования к материально-технической базе, информационно-образовательной среде, уровню подготовки преподавательского состава и т.д.).

Что представляет собой электронная информационно-образовательная среда?

Кроме веб-сайта, каждая организация должна иметь свою собственную разработанную электронную информационно-образовательную среду, которая доступна для каждого аспиранта и преподавателя. Аспиранту необходимо иметь возможность войти в свой личный кабинет в любое время, из любой точки мира, получить доступ к учебному плану, учебным программам, учебному графику, общаться с преподавателем и задавать ему вопросы.

В своем личном кабинете аспирант собирает свое портфолио, включая свои достижения, оценки, участие в конференциях, результаты выполнения работ и рецензии преподавателей. Внедрение электронной информационно-образовательной среды в образовательный процесс началось в 2014 году. Рособрнадзор контролирует эту работу от имени государства, и специальная комиссия проверяет готовность организации к выполнению требований федерального государственного образовательного стандарта каждые 6 лет. Конечно, это требует значительных затрат со стороны образовательной организации, но все окупается качеством подготовки аспирантов.

Может ли, например, аспирант, работающий врачом-анестезиологом-реаниматологом, защитить диссертацию по кардиологии?

Конечно, это возможно. Главное, чтобы у соискателя была специальность "Лечебное дело". При этом тема диссертации может сочетать две специальности в зависимости от объекта и предмета исследования. Такая возможность существует, особенно если исследование охватывает междисциплинарное направление.

Можно ли быть соискателем и вести научную работу в одной организации, а защищаться в диссертационном совете другой организации, не являясь при этом соискателем?

Да, это возможно. Статус соискателя в первую очередь определяет базу для проведения исследования. Соискателю нужна база и научный руководитель. Однако не во всех организациях есть диссертационные советы по всем специальностям. Поэтому вполне нормально, если работа проводилась в одной организации, а защита будет проходить в диссовете другой организации.

Будущим аспирантам страшно думать о том, что им придется одновременно заниматься написанием дизайна исследования, утверждением темы, освоением специальных дисциплин и написанием обзоров. Но на самом деле все не так плохо?

На самом деле все происходит немного по-другому. Учебный график на первые два месяца аспирантуры таков, что начало работы над исследованием не совпадает с началом изучения дисциплин. В начале он сосредотачивается на планировании, обзоре литературы и подготовке к защите темы и в этот момент не изучает дисциплины. Они остаются на февраль – апрель.

Аспиранты начинают свое знакомство с руководителем и базой с первого дня, им задается задача провести обзор литературы по проблеме исследования. Важно, чтобы они могли актуализировать тему исследования в установленные сроки (нормативно это должно происходить в течение первых трех месяцев обучения).

Это крайне важно, учитывая ограниченный срок обучения аспирантов — всего 3 года. Ключевым моментом является осознание аспирантами темы своего исследования, которая вырастает из понимания сути проблемы.

Для соискателей отсутствует универсальная программа. Они выбирают своего руководителя и тему исследования и, как правило, уже приходят с определенным набором материалов.

Их основная задача заключается в завершении исследования и написании диссертации. Руководитель направляет их в этом процессе, готовя к сдаче кандидатского минимума.

В учебном заведении всегда есть возможность сдавать кандидатские экзамены и получать консультации. А если студент хочет посещать дополнительные занятия по истории и философии науки, то он может написать заявление об этом, и ему будет предоставлена такая возможность.

Что если аспирант закончил обучение, получил диплом, но не защитил диссертацию?

Часто считается, что основной результат обучения в аспирантуре – это защита диссертации. Однако, на самом деле, результатом является успешное освоение программы и прохождение аттестации. Аспирант может получить диплом и статус "Исследователь. Преподаватель – исследователь", а защиту диссертации провести в последующем.

Подача работы в диссертационный совет подчиняется только ее актуальности. Однако при защите необходимо соответствие определенным требованиям — наличие определенного количества статей в журналах ВАК, научных и учебных работ, апробация. Результаты экзаменов кандидатского минимума не имеют срока давности.

Информация была подготовлена на основе интернет-трансляции.

БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ АСПИРАНТУРЕ ФГБУ «НМИЦ ТПМ» МИНЗДРАВА РОССИИ

База подготовки ординаторов и аспирантов включает в себя собственную клинику и консультативно-диагностическое отделение, а также научные подразделения Центра. Клиническая база (три кардиологических (включая операционные), терапевтическое и неврологическое отделения) оснащена современным оборудованием, что позволяет предоставлять специализированную медицинскую помощь пациентам, в том числе высокотехнологичную.

Обучение проводится в следующих областях

31.06.01 Клиническая медицина (с уклоном в кардиологию и внутренние болезни)

32.06.01 Медико-профилактическое дело (с уклоном в общественное здоровье и здравоохранение)

Где можно учиться

Есть много учебных учреждений, которые могут предоставить определенный уровень медицинских знаний:

  • колледжи;
  • институты;
  • университеты.

Каждое учебное заведение обеспечивает определенный уровень обучения. Например, обучаясь в колледже, можно рассчитывать на самый низкий уровень медицинской квалификации.

В этом смысле, институт или университет более выгодны — там представлен весь спектр научных знаний, необходимых для получения медицинского образования.

Главное, чтобы учебное заведение имело четкую специализацию. Например, трудно представить, что гуманитарный колледж может готовить квалифицированных медсестер.

Поэтому при принятии решения о выборе учебного заведения, стоит учитывать наличие слова "медицина" в его названии. Чем более престижным является университет, тем проще будет найти работу после окончания обучения. Хотя образование может показаться одинаковым, уровень знаний и глубина понимания часто отличаются.

Процесс получения высшего медицинского образования можно разделить на несколько этапов:

  1. Обучение младшего медицинского персонала. В эту категорию входят молодые люди, которые ухаживают за пациентами, выполняют поручения врачей и старших медсестер. Они могут получить специальность в колледже, изучая "сестринское дело".
  2. Обучение старших медсестер. Это первый уровень научной квалификации. Такие специалисты могут работать как старшие медсестры и руководить младшим персоналом.
  3. Прохождение интернатуры. Это уровень магистра, который уже прошел полное образование в медицинском учебном заведении. Однако это еще не доктор. Интерн пока только учится применять теоретические знания на практике, ставить диагнозы и назначать лечение под руководством опытного врача.
  4. Врач общей практики обладает высшим медицинским образованием и прошел интернатуру, что дает ему право на полную практику по специальности.

Это основные шаги в получении высшего медицинского образования. Если этого достаточно, можно работать в качестве терапевта или семейного врача.

Для получения более высокой специализации, например, профильного доктора, необходимо проходить дополнительное обучение в аспирантуре, а затем в докторантуре, и в конечном итоге заканчивать специализацию в ординатуре.

Среднее профессиональное образование

Получение среднего профессионального образования возможно после окончания 9 или 11 классов. Это влияет на продолжительность обучения и выбор доступных специальностей. Например, если поступить на сестринское дело после 9 классов, то учеба продлится три года, а после 11 — два года. Профилактическую стоматологию и ортопедическую стоматологию можно выбрать только после 11 класса. Раньше это правило распространялось также на фельдшеров, но сейчас на лечебное дело принимают с 9 классами.

Обычно для поступления достаточно пройти конкурс по среднему баллу школьного аттестата, но иногда нужно сдать дополнительное тестирование.

В рамках среднего медицинского образования можно освоить специальности:

  • лечебное дело (квалификация «фельдшер»);
  • Акушерское дело (квалификация "акушерка / акушер");
  • Лабораторная диагностика (квалификация "медицинский лабораторный техник", "медицинский технолог");
  • Медицинская оптика (квалификация "медицинский оптик", "оптик-оптометрист");
  • Стоматология ортопедическая (квалификация "зубной техник");
  • Стоматология профилактическая (квалификация "гигиенист стоматологический");
  • Медико-профилактическое дело (квалификация "санитарный фельдшер");
  • Фармация (квалификация "фармацевт");
  • Сестринское дело (квалификация "медицинская сестра / медицинский брат");
  • Медицинский массаж (на эту специальность могут поступить на бюджет исключительно слепые и слабовидящие студенты, квалификация "медицинская сестра по массажу / медицинский брат по массажу").

Выпускники медицинских учебных заведений имеют возможность пройти профессиональную переподготовку по ускоренной программе и получить дополнительную специализацию. Например, фельдшер может за несколько месяцев стать акушером.

Однако специалист со средним медицинским образованием не имеет возможности получить высшее образование в ускоренном режиме. Так, если медсестра хочет стать врачом, ей придется обучаться на общих основаниях. Ей могут зачесть лишь некоторые курсы и практику.

Выбор специальности для поступления на медицинский факультет с целью увеличения заработка

Ординатура, аспирантура и интернатура в медицине: ключевые отличия и пути карьерного роста

Высшее образование. Специалитет

Обучение в высших учебных заведениях медицинского профиля начинается с поступления на специалитет. Это возможно после окончания 11 классов или колледжа.

Абитуриенты проходят вступительные экзамены в выбранном университете или сдают ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку.

В рамках специалитета доступны следующие программы обучения:

  • медицинская биохимия (квалификация «врач-биохимик»);
  • медицинская биофизика (квалификация «врач-биофизик»);
  • медицинская кибернетика (квалификация «врач-кибернетик»);
  • лечебное дело (квалификация «врач-лечебник»);
  • педиатрия (квалификация «врач-педиатр»);
  • стоматология (квалификация «врач-стоматолог»);
  • медико-профилактическое дело (квалификация «врач по общей гигиене, по эпидемиологии»);
  • фармация (квалификация «провизор»).

Изучение специальностей «Стоматология» и «Фармация» длится пять лет, а других специальностей — шесть лет. После получения диплома выпускники могут пройти дополнительный экзамен — аккредитацию. Пройдя успешно аккредитацию, они получают право работать по специальности: врачом-терапевтом, провизором в аптеке, стоматологом в поликлинике и т. д.

Раньше для работы врачом требовалась интернатура продолжительностью один год. Однако в 2017 году этот требование было отменено, а программа обучения стала обеспечивать выпускников навыками для профессиональной деятельности сразу после окончания учебы.

Получи востребованную медицинскую специальность

Что такое ординатура и интернатура

Обучение после выпуска из медицинского вуза может быть двух типов, их отличает практическая направленность. Что такое ординатура и интернатура в медицине?

Ординатура представляет собой программу повышения квалификации для медицинских выпускников университетов и институтов. Основная цель ординатуры — подготовка специалистов для работы в государственных и частных медицинских учреждениях.

Программа ординатуры включает в себя:

  • учебные семинары, зачеты и лекции;
  • практика и обходы больных в больницах;
  • участие в тематических конференциях;
  • работа с пациентами в процессе лечения.

Для всех поступающих обязательно предусмотрена очная форма обучения, продолжительностью 2 года, при необходимости с возможностью продления до 5 лет. Количество бюджетных мест определяется ежегодным документом от Министерства образования, в то же время есть возможность обучения на платной основе. Подобные учебные заведения функционируют в рамках крупных университетов или научно-исследовательских институтов. Прием в ординатуру осуществляется при поддержке высококвалифицированных специалистов (кандидатов наук и выше), которые разрабатывают индивидуальный учебный план для каждого студента.

Существуют определенные различия между ординатурой и упраздненной интернской ступенью:

  • выпуск документов, подтверждающих прохождение послевузовского обучения;
  • получение сертификата, разрешающего самостоятельную практику;
  • дополнительная стипендия от Минздрава, в том числе по целевым направлениям;
  • отпуск, продолжительностью соответствующий врачебному отпуску;
  • возможность завершения обучения досрочно через полтора года (75% от общего срока программы) при выполнении учебного плана;
  • возможность продления срока обучения при беременности, болезни или других чрезвычайных обстоятельствах.

Порядок приема

Вступительное тестирование осуществляется в форме теста, на прохождение которого отводится 60 минут. Минимальное количество баллов для прохождения тестирования составляет 70 из 100. Тест проводится приемной комиссией, в состав которой входят преподаватели ординатуры. Результаты становятся известными на следующий день и должны быть опубликованы как на официальном веб-сайте организации, так и на информационном стенде.

При оценке кандидатов могут учитываться результаты аккредитации специалиста, если она была проведена в текущем году или в предыдущем году.

Интернатура и аспирантура

Первый год после окончания медицинского вуза называется интернатурой, в течение которого выпускник проводит время на практике под руководством опытных врачей. Отличие интернатуры от ординатуры заключается в том, что интерн не имеет права принимать самостоятельные решения, постановку диагноза и лечение осуществляет более опытный специалист. По завершении интернатуры выпускнику выдается сертификат о полученной специальности, после чего он может начать полноценную практику. Прохождение интернатуры зависит от выбранной больницы и наставника, который работает с молодым врачом.

Важно! С 1 января 2018 года интернатура была отменена, и теперь молодые врачи могут начинать полноценную работу в поликлиниках и амбулаториях сразу после окончания учебы.

Кроме того, существует классическая аспирантура, которая длится три года и необходима для научной работы и написания диссертации.

Чем интернатура отличается от ординатуры

Основное различие между интернатурой и ординатурой для медицинских студентов заключается в их будущей карьере в медицине. Если врач стремится к руководящей должности на отделении или хочет заниматься административной работой, то ему необходимо получить ординаторское образование. Для обычных специалистов, которые хотят начать работать сразу после окончания высшего образования, более подходит интернатура. В настоящее время они могут начать практиковать сразу, не тратя несколько лет на дополнительное обучение.

Помощь в поступлении в интернатуру

Интерны с самого начала были вовлечены в повседневную жизнь больницы, их необязательность в постановке диагнозов и выписке лекарств не спасала их от тяжелой рутины.

Общее количество занятий в аудитории не могло превышать 120 часов в год, весь остальной время было посвящено практике.

В отличие от ординаторов, у которых этот срок не ограничен и устанавливается программой, обучение в интернатуре было более общим по содержанию, чем углубленное обучение ординаторов.

Помощь в поступлении в ординатуру

Получение сертификата по специальности после прохождения ординатуры предоставляет значительное преимущество при поиске работы. Каждая медицинская учреждение в первую очередь рассмотрит кандидатуру специалиста с дополнительным профильным образованием перед обычным выпускником интернатуры. В то же время молодым врачам-интернам вначале придется работать в поликлиниках в качестве терапевтов, выполнять тяжелый монотонный труд в городских больницах.

Интернатура и ординатура: в чем разница

Прохождение ординатуры в сфере медицины считается более сложным этапом последипломного образования.

Что такое ординатура в медицинском университете

Задача ординатуры в медицинском вузе заключается в тщательной подготовке квалифицированных специалистов. После завершения ординатуры можно получить не только возможность предоставлять медицинские услуги, но и занимать должности в учреждениях Министерства здравоохранения или работать на частной основе.

Разница между интернатурой и ординатурой

Давайте сравним интернатуру и ординатуру:

  1. Окончив ординатуру, можно занять высокие должности в медицинской сфере.
  2. Ординатура — это углубленное изучение специальности с узкой направленностью, в то время как интернатура имеет общий характер.
  3. Несколько интернов работают под одним наставником, в то время как ординатура предполагает индивидуальное обучение.
  4. Ординатор имеет право устанавливать диагноз и назначать лечение.
  5. Ординатор может закончить обучение раньше срока или взять отпуск, если выполнил учебный план.

Ординатура: сколько лет учиться

Продолжительность обучения ординаторов определяется учебной программой. Новые ФГОС, принятые с 2019 года, устанавливают, что обучение на этом этапе займет от одного года до пяти лет.

Можно ли работать врачом без ординатуры

Получение сертификата о завершении ординатуры не является обязательным для трудоустройства. После окончания интернатуры или высшего медицинского учебного заведения вы можете работать в больнице, клинике или медицинском центре.

Однако, если вы стремитесь занимать высокие должности или работать в Минздраве, необходимо пройти ординатуру. Рассмотрим особенности поступления в ординатуру.

Как поступить в ординатуру

Определение условий поступления в ординатуру осуществляется Минздравом России. Последние корректировки были внесены с целью увеличения количества высококвалифицированных медицинских специалистов, работающих в сельской местности.

Правила поступления в ординатуру в 2024 году

Как и ранее, зачисление происходит на основе рейтинга. Баллы для поступления в ординатуру можно заработать двумя способами:

  1. Успешно пройти внутреннее тестирование.
  2. Накопить дополнительные баллы.

Внутреннее тестирование представляет собой 60 вопросов различной сложности. Допускаются к участию в конкурсе те, кто ответил правильно не менее чем на 70% вопросов.

Дополнительные баллы для поступления в ординатуру 2024 года могут быть получены за:

  • Получение «красного» диплома;
  • Получение президентской стипендии;
  • Стажировку в сельской местности;
  • Добровольную деятельность;

Вступление в ординатуру в 2024 году будет отличаться: кандидатам с опытом работы в сельских амбулаториях будет легче поступить. Оценки за этот опыт могут серьезно повлиять на результаты тестирования.

Поэтому абитуриентам, которые сомневаются в своих знаниях, следует поработать в селе после окончания университета, прежде чем претендовать на место на бюджетной основе. Тогда у них будет больше шансов пройти высокий конкурс.

Во многих специализированных вузах предлагается заочная ординатура. Ее стоимость ниже, но продолжительность обучения может быть больше, чем на дневной форме.

Как получить целевое направление в ординатуру

Целевая ординатура предполагает, что специалист, которого организация отправляет на обучение, будет трудоустроен по выбранной специальности по окончании программы.

Чтобы получить целевое направление в ординатуру, нужно подать заявку в медицинских учреждениях своего города. Несколько студентов будут выбраны на основе анализа и получат гарантийное письмо, обеспечивающее бесплатное обучение и обязывающее их работать в организации по выбранной специальности не менее 3 лет после окончания учебы.

Сколько стоит ординатура

В случае, если абитуриент не смог пройти конкурс на бюджетное место в ординатуре, он всегда может поступить на платное отделение. Стоимость обучения составляет от 150 000 рублей за академический год и зависит от выбранной специальности.

Где проходить ординатуру в Москве и других городах РФ

Информацию о местах для прохождения ординатуры можно найти на веб-сайтах городских или областных департаментов здравоохранения. Например, список учреждений, где можно пройти ординатуру в Москве с указанием количества мест, доступен на портале Мосгорздрава.

Также на сайте департамента здравоохранения или на веб-сайтах отдельных медицинских учебных заведений можно найти информацию об организациях для прохождения ординатуры в Санкт-Петербурге.

Входит ли ординатура в медицинский стаж

Если во время обучения было заключено трудовое соглашение между администрацией медицинского учреждения и самим ординатором, то ординатура будет учитываться как часть стажа. Если контракт был подписан с университетом и отсутствует факт трудовых отношений, ординатура не будет учитываться в стаже.

Для успешного завершения интернатуры или ординатуры необходимо много учиться. Вы можете подготовиться к семинару или написанию статьи для конференции вместе с экспертами сервиса для студентов и аспирантов. Здесь работают профессионалы, готовые помочь вам быстро освоить сложную тему или оформить работу любого вида.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий