Обуховский завод в Санкт-Петербурге: история и современное производство

ОАО "ГОЗ Обуховский завод" — одно из ведущих предприятий военно-промышленного комплекса страны. Наряду с выпуском гражданской продукции, в интересах атомной энергетики, гражданского судостроения и других отраслей промышленности, предприятие специализируется на проектировании, изготовлении, монтаже и обслуживании в эксплуатации различного рода систем вооружений и военной техники для нужд Министерства обороны РФ.

Инвестирование 37 млрд рублей в развитие бывшего завода Toyota в Петербурге

Концерн ВКО «Алмаз-Антей» инвестирует 35-37 млрд рублей в подготовку к производству грузовиков для гражданских нужд и электромобилей на бывшем предприятии Toyota в Петербурге. Речь идет об Обуховском заводе. Его генеральный директор Михаил Подвязников рассказал о намеченных вложениях в бывшую площадку Toyota.

По его словам, на указанные средства на предприятии будут созданы линии сборки грузовиков собственной разработки БАЗ и электромобилей «Е-Нева». БАЗы планируется начать выпускать в 2024 году, электромобили — в 2027-м. Ожидается, что на полной мощности работы завода годовой объем выпуска БАЗов составит 2 тыс. машин, а «Е-Невы» — до 60 тыс.

Электромобиль Е-нева

Вице-премьер — глава Минпромторга Денис Мантуров ранее в 2023-м говорил, что, как ожидается, производство разработанного «Алмаз-Антеем» электрокроссовера E-Neva может начаться на бывшей площадке Toyota в 2026 году. Метавселенная ВДНХ

Электрический кроссовер E-Neva построен на оригинальной платформе, разработанной Обуховским заводом. Силовая установка прототипа состоит из двух электромоторов суммарной мощностью 435 л.с. и 824 Н·м крутящего момента. Максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 197 км/ч. Также планируется создать водородную версию и последовательный гибрид.

Кроме того, как отметил в интервью «РИА Новости» Михаил Подвязников, на заводе в Санкт- Петербурге планируется освоить производство электрического микрокара L-type. Презентация новинки пройдет 25–26 мая 2023 года.

Микрокар получит быстрозаменяемые батареи российского производства, благодаря которым запас хода составит 183 км на одной зарядке. Максимальная скорость — 90 км/ч. Старт производства намечен на 2024 год. [1]

Получение контроля над бывшим заводом Toyota в Санкт-Петербурге

«Обуховский завод», входящий в оборонный концерн «Алмаз-Антей», в конце апреля 2023 года официально стал управляющей компанией бывшего завода Toyota в Санкт-Петербурге. Саму производственную площадку японского производителя при этом выкупила компания «Шушары-Авто» – «дочка» ФГУП «НАМИ». Подробнее здесь.

2020: "Алмаз–Антей" завершил создание регионального центра, вложив в него 50 млрд рублей

Концерн воздушно–космической обороны "Алмаз–Антей" завершил в январе 2020 года формирование своего Северо–Западного регионального центра (СЗРЦ) в Петербурге, о планах по созданию которого было объявлено ещё в 2007 году. Он модернизировал корпуса Обуховского завода, построил там новые площади и перевёл на них свои подконтрольные промышленные предприятия из исторического центра. Проект стал одним из самых крупных по масштабам модернизации и переноса производств за последние годы [2] .

Для его реализации в 2008 году было создано ООО "СЗРЦ Концерна ВКО `Алмаз–Антей`". В ближайшее время оно будет присоединено к ключевому петербургскому активу холдинга — Обуховскому заводу (официально он теперь называется АО "СЗРЦ Концерна ВКО `Алмаз–Антей` — Обуховский завод").

Банк России 22 декабря 2020 года зарегистрировал дополнительный выпуск обыкновенных акций АО, их разместят путём обмена на акции долей участников в уставном капитале ООО.

Обуховский завод является крупнейшей производственной площадкой концерна ВКО "Алмаз–Антей" в Петербурге: на территории почти 62 га расположено более 320 тыс. м2 производственно–технологических площадей, включая научно–исследовательскую, производственную и лабораторно–испытательную базы.

Обуховский завод санкт петербург что производит

— отливки для горнодобывающей и энергетической промышленности — крупные отливки для станкостроительной промышленности и ЗИП — отливки из немагнитных сталей и сплавов для нефтегазовой и судостроительной промышленностей — жаропрочные отливки для аглопроизводств и продукция сельхоз назначения — услуги по термической обработке — модельную оснастку из дерева и пластика — песчаные формы по безмодельной технологии (3D-печать) — металлические порошки (метод газовой атомизации)

Марки материала

Постоянно в производстве находятся следующие виды сплавов: — чугун серый, износостойкий, антифрикционный, жаростойкий, высокопрочный; — сталь углеродистая, низколегированная, среднелегированная, высоколегированная (110Г13Л (сталь Гатфилда), 08ГДНФЛ, 12ДН2ФЛ и др.); — сталь нержавеющая марок 12Х18Н9ТЛ, 18Х25Н19СЛ и др. На данный момент также успешно отработана технология изготовления отливок из чугуна СЧ20, СЧ25 и спец. чугуна марки ЧХ16М2, ЧХ22, ВЧ40, ВЧ50 и др.

Освоена технология изготовления отливок из инварного сплава НС-33НК5УЛ по ТУ2505000600-2022 (разработчик АО "Обуховский завод").

Обуховский завод – стратегическое предприятие ОПК России

АО «Обуховский завод» – уникальное многопрофильное машиностроительное предприятие, специализирующееся на изготовлении изделий с механическими, гидравлическими, гидромеханическими и электромеханическими приводами. В своем составе предприятие имеет мощный производственный комплекс, развитую инфраструктуру и отдельное конструкторское бюро. На протяжении полутора сотни лет Обуховский завод вносил и поныне вносит немалый вклад в развитие науки, техники и обороноспособности Российской Империи, СССР и Российской Федерации.

Обуховский завод был образован 16 мая 1863 года как сталелитейный завод, основной продукцией которого стало артиллерийское вооружение военных судов и крепостей. Назвали завод в честь русского ученого-металлурга П.М.Обухова – Обуховский сталелитейный завод, и с момента своего основания он получил государственное значение.

В 1872 году Обуховский сталелитейный завод первым в России освоил производство бессемеровской, а через 6 лет – мартеновской стали. Динамично развиваясь, предприятие к концу XIX века освоило выпуск артиллерийских орудий различных систем и калибров, броневых плит для судов, хирургического, чертежного, слесарного инструмента, валов, ружейных стволов, торпед и мин. Выпускалась также гражданская продукция. Обуховская сталь поставлялась за границу: в Германию и Англию, где ценилась за качество и низкую цену.

Кроме того, Обуховский завод – это первая металлографическая лаборатория в стране, первая оптико-механическая промышленная мастерская, первый отечественный гусеничный трактор, первый авиационный мотор, первые серийные танки и многое другое. К 1913 году в мастерских и цехах завода было спроектировано и изготовлено более 90% вооружения для Российского императорского флота и более 50% всей техники для сухопутной армии.

Успехи Обуховского завода всегда подтверждались высшими государственными наградами и медалями всемирных выставок. Заслуги предприятия в советское время были отмечены 6 орденами. В 2008 году герольдмейстер РФ подтвердил право Обуховского завода использовать собственный флаг, полученный в мае 1908 года по указу Императора Николая II.

В 2002 году завод был включен в состав Концерна ПВО «Алмаз − Антей», а спустя 2 года в соответствии с Указом Президента РФ – внесен в список 100 наиболее важных стратегических предприятий страны. В 2013 году предприятие посетил Президент России Владимир Путин, а в 2018 году коллектив завода получил благодарность Президента РФ «За большой вклад в разработку и создание новой специальной техники, высокие показатели в производственной деятельности».

Сегодня Обуховский завод – базовое предприятие Северо-Западного регионального центра Концерна ВКО «Алмаз – Антей», современного производственно-технологического комплекса, включающего научно-исследовательскую, производственную и лабораторно-испытательную базы, объединившего на одной территории петербургские предприятия Концерна.

Завод располагает уникальными технологиями и модернизированным производством для создания сложных, высокотехнологичных и наукоемких изделий. Выпускаются новейшие зенитно-ракетные комплексы С-300 «Фаворит», С-350 «Витязь», С-400 «Триумф», а Вооружение для всех типов кораблей подводного и надводного флота. Обуховский завод играет ведущую роль в производстве изделий в интересах РВСН, обеспечивая стратегическую безопасность России, и, несомненно, является одним из ведущих предприятий ее оборонно-промышленного комплекса.

Уважаемый Александр Дмитриевич!

От имени коллектива АО «Обуховский завод» и от себя лично поздравляю Вас с юбилеем!

Значительную часть своей жизнь Вы посвятили служению государству, развитию Северо-Западного региона и в частности Санкт-Петербурга. На протяжении многих лет Вы активно участвуете в жизни крупнейшего оборонного концерна страны – АО «Концерн ВКО «Алмаз –Антей», уделяя внимание его развитию и процветанию. Вы успешно справляетесь со всеми задачами, которые стоят перед Вами.

В своей деятельности Вы всегда стремитесь к наилучшему результату и неизменно добиваетесь его, в связи с чем снискали уважение многочисленных коллег на каждом этапе свой работы.

Своими личностными качествами и организаторскими способностями Вы заслужили авторитет и уважение коллег, добились высокого ответственного поста. Ваши заслуги перед страной отмечены государственными наградами, в том числе Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. В 2019 году трудовым коллективом было принято решение о присуждении Вам премии имени П.М. Обухова за особый вклад в развитие «Обуховского завода».

Коллектив Обуховского завода, входящего в АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей», выражает огромную благодарность за многолетнюю поддержку предприятий оборонно-промышленного комплекса России. Желаем Вам успехов и долгих лет работы на благо Родины на Вашем ответственном посту губернатора Санкт-Петербурга.

В этот праздничный день искренне желаем Вам крепкого здоровья, оптимизма, неиссякаемой энергии и достижения самых амбициозных целей.

Генеральный директор АО «Обуховский завод» М.Л. Подвязников

Обуховский завод

После восхождения на престол Александр II продолжил политику расширения Российской империи. В период бурного промышленного роста особенно быстро развивался флот – Россия активно восстановила свои права на Чёрном море, осваивала водные просторы Приморья. Для технической поддержки российского флота давно назрела идея устройства крупного сталелитейного завода — «…предприятие это в случае успеха должно иметь государственное значение относительно вооружения крепостей и постройки броненосных судов…». И в 1863 году на Шлиссельбургском тракте в селе Александровском товариществом П. М. Обухова, Н. И. Путилова и С. Г. Кудрявцева по соглашению с Морским министерством был основан Обуховский завод.

Идея создания такого предприятия принадлежит Павлу Матвеевичу Обухову — известному металлургу, изобретателю способа производства литой стали и крупному промышленному магнату Н. И. Путилову, которые заключили между собой в 1861 году «Договор по распространению и развитию производства литой стали, необходимой для изготовления артиллерийских орудий». При поддержке адмирала и члена Государственного Совета графа Е. В. Путятина был основан секретный комитет, который постановил: «… Считаем насущной необходимостью… закладку под Санкт-Петербургом нового… завода, способного изготовлять большекалиберные орудия литой стали полковника Обухова для вооружения флота и крепостей…».

Завод был построен на месте Александровской бумагопрядильной мануфактуры, постройки которой частично были использованы при строительстве Обуховского завода. Процесс создания проводился под руководством П. М. Обухова, была создана необходимая производственная и лабораторная база. Впервые в России на заводе начали работать конверторы и мартеновские печи.

К началу 1870-х годов Обуховский сталелитейный завод занял ведущие позиции в мире по производству вооружения, к сотрудничеству были привлечены крупнейшие учёные-металлурги России. С 1884 года завод становится ведущим предприятием России по производству торпед. В 1886 году завод перешёл под государственное управление.

На заводе использовались передовые технологии, производились 20 сортов стали, продукция военного и гражданского назначения, броня для кораблей, артиллерийские башенные установки, пушки разных калибров (в том числе для знаменитого крейсера Аврора), ружейные стволы, снаряды, мины; стальное, медное и чугунное литьё; двигатели для самолётов; пароходные коленчатые валы, хирургические и чертёжные инструменты; колёса, шины и оси для железнодорожных поездов и др.

Завод стал призёром во всероссийских и зарубежных выставках: Парижской 1867 года, Всероссийской Санкт-Петербургской — 1870 года, Московской — 1872 года, Венской — 1873 года, Филадельфийской — 1876 года и др. В мае 1901 года на заводе произошло крупное политическое выступление рабочих, перешедшее в столкновение с полицией и войсками (в историю вошло как Обуховская оборона).

В 1904 году к Обуховскому заводу был присоединен Александровский сталелитейный и рельсопрокатный завод. В 1905 году на заводе было освоено производство оптических приборов: прицелов, стереотруб, панорам, призматических биноклей. При заводе в 1912 году была основана футбольная команда «Обуховец» (Мурзинка).

В 1922 году завод был переименован в Петроградский государственный орудийный оптический и сталелитейный завод «Большевик». Здесь изготовляли первые советские тракторы и первые танки. В 1932 году это Ленинградский государственный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова», затем «Ленинградский завод опытного машиностроения № 185 им. С. М. Кирова». В настоящее время входит в Концерн ВКО «Алмаз-Антей», здесь создан футбольный клуб «Алмаз-Антей» (с детско-юношескими отделениями), открыт новый стадион.

Музей истории Обуховского завода был основан в конце XIX века, но после революции был закрыт. Открыт в 1976 году как Музей трудовой, революционной и боевой славы завода. Возрождён в 2014 году в отдельном историческом здании (на углу проспекта Обуховской Обороны и улицы Бабушкина).

Здесь, в 8 тематических залах представлены предметы материальной и духовной культуры, представляющие собой не только историческую, научную, но и художественную ценность. Одним из самых интересных экспонатов является интерактивный макет Обуховского завода начала ХХ века. Также на территории расположена кузница, здесь изготавливают художественные кованые изделия ручной работы, которые можно приобрести.

Что происходит в цеху

Производство встречает шумом, состоящим из многочисленных гудящих станков, подъемников, скрежета металла. В этом цеху налажено производство гидроцилиндров, которые используются в самосвалах, экскаваторах, пусковых установках ракет, а также ими оборудуют разводные мосты Петербурга.

На полу цеха, на деревянных подставках, лежат заготовки для производства гидроцилиндров разного диаметра. Рядом находятся станки, благодаря которым и происходит обработка материала.

Работа кипит. Каждый занят своим делом у оборудования. Например, за одним станком вытачивают заготовки разных размеров, за другими – сверлят отверстия в сплошных цилиндрах, за третьими – доводят внутреннюю высверленную поверхность изделия до зеркального блеска, за четвертыми – зачищают и калибруют резьбу, убирают заусенцы.

Воздушное пространство завода – от пола до высоких потолков – тоже задействовано. Над рабочими то и дело проплывают связки с заготовками. Чтобы переместить тяжелые цилиндры от одного оборудования до другого, используют кран. Крановщики расположились в своих кабинках над всем производством. Они по команде поднимают связки с тяжелыми изделиями и едут с этими «пучками» по верху, как по рельсам.

«Что-то типа розыска» – золотые кадры Обуховского завода

Завод славится своими кадрами. Один из них – опытный инженер Борис Ходин, который работает на предприятии уже почти полвека. На завод он пришел в 1975 году, сразу после окончания Военмеха.

«Мой прадед, оба деда и родители здесь работали, потом и супруга сюда пришла. Прадед сюда устроился еще до революции. Они жили недалеко – в деревне Мурзинка, которая располагалась между нынешними станциями метро «Обухово» и «Рыбацкое», – рассказал он «ФедералПресс».

Ходин занимался проектированием сложных конструкций и быстро продвинулся по служебной лестнице, став ведущим конструктором. Среди его изобретений прочный штаговый нефтяной насос, который уходит 2–3 км в длину.

«Самое страшное, когда такой насос выходит из строя, то есть оттуда доставать, заменять, а иногда и скважину приходилось глушить. Наши насосы были хромированными и покрывались алмазной крошкой. Я сделал для этого станок, который обрабатывал до хрома, после хрома. Такого в мире станка еще не было», – объяснил инженер.

Сейчас Борис Ходин – системный инженер по качеству. Он следит за тем, чтобы на производстве не было брака. Если таковой и происходит, то в его обязанностях – понять, можно ли восстановить деталь или ее нужно отбраковать и делать новую. В его обязанности входит узнать, почему была совершена та или иная ошибка, чтобы не совершить дальнейших промахов и остановить брак.

Как объяснил специалист, на заводе есть требования к размерам, к поверхности изделия. Когда детали получаются не соответствующими требованиям конструкторской документации, то его, Ходина, приглашают, чтобы решить проблему.

«Очень часто бывает, что непонятно, кто виноват, почему так получилось. Работа напоминает розыск. Бывает по-разному. Человеческий фактор никто не отменял. Как правило, работник может совершать порядка 7 % ошибок, если меньше, то это хороший специалист», – рассказал Ходин.

Работу Бориса Ходина отметил губернатор Петербурга Александр Беглов во время годового отчета. «Как он сказал, конструктор от Бога. Я бы его поправил, что я – конструктор от родителей, а не от Бога, потому что у меня родители конструкторы», – сообщил Ходин, который побывал на ежегодном отчете градоначальника.

Фото: ФедералПресс /Татьяна Буторина

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий