Обряд лютеранской церкви, основанный на принципах реформаторства Мартина Лютера, акцентирует внимание на Слове Божьем и таинствах, таких как крещение и причастие. Важным элементом служения являются проповеди, которые играют ключевую роль в духовном обогащении прихожан, подчеркивая индивидуальное отношение к Богу и необходимость личной веры.
Лютеранские богослужения зачастую отличаются простотой и отсутствием излишнего роскоши, что отражает идею о внутреннем богатстве веры. Музыка также занимает важное место в литургии, включая гимны и хоральные произведения, что способствует созданию атмосферности богослужения и объединяет общину в поклонении.
Гравюры Гюстава Доре
Церковь, называемая Лютеранской евангелической, обозначает, что она следует учению евангелия и не принимает ничего, что не находится в евангельских и апостольских писаниях. Она определяется как общество верующих, где проповедуется правильное евангелие и совершаются таинства. Лютеранская церковь считается "видимой" и "невидимой". Она "видима", потому что существует там, где проводятся правильные таинства и проповедуется правильное евангелие, но она "невидима", потому что вера в сердцах людей невидима и известна только Богу. В современном лютеранстве по этому вопросу существуют разногласия: некоторые подчеркивают ее "видимый" характер, а другие — "невидимый".
Лютеранство выдвинуло принцип демократии вместо иерархического строения церкви. Лютер утверждал, что избранный обществом будет истинным пастырем, подобно всем епископам и папам. В отличие от католической церкви, лютеранская церковь не централизована, и существует множество независимых лютеранских церквей. Основной единицей церкви является церковная община, или конгрегация, которая управляется церковным советом во главе с пастором, приглашаемым, но не смещаемым конгрегацией. Церковный совет состоит из мирян, избираемых прихожанами.
Права общины ограничены, и она подчинена вышестоящим церковным организациям, которые ihrerseits (например, и по сей день в скандинавских странах) подчинены светской власти.
Мартин Лютер и лютеранство
Монах-августинец Мартин Лютер родился в 1483 году в Саксонии. В 1507 году он был рукоположен в священники после того, как дал монашеский обет. Увлекшись изучением Писания, христианский богослов Лютер пришел к выводу о несовершенстве католической Церкви и необходимости реформы. Он не стремился создать собственную церковь или вероисповедание, а лишь хотел избавить мир от индульгенций, провозгласить Библию единственным божественно вдохновенным текстом и лишить Папу Римского монополии на прощение грехов.
31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил к дверям Виттенбергской Замковой церкви 95 тезисов в пользу своей позиции. Так началась история протестантизма.
Новые идеи не вызвали энтузиазма у Римско-католической Церкви. Учение Лютера заключалось в том, что спасение не может быть достигнуто через добрые дела, это дар благодати. Спасение приходит только через веру в Христа, который искупил наши грехи. По легенде, реформатор похоронил самоубийцу на сельском кладбище, заявив, что его погубил дьявол.
Лютер выступал против монашества, так как Христос не отделял себя от людей. Он вступил в брак с бывшей монахиней Катариной фон Бора. Позднее Мартин Лютер начал переводить Библию на немецкий язык. Тогда только священнослужителям было позволено читать и толковать Священное Писание. Для Папы Римского Лютер стал "костью в горле".
Основа лютеранства
Основой лютеранства были три ключевых утверждения:
- Сола фиде,
- сола гратиа,
- сола Скриптура.
Спасение только верой, только благодатью и только Священным Писанием.
Мартин Лютер и его последователи считали доктрину о посредничестве Церкви между Богом и человеком неприемлемой. Сегодня лютеранский пастор — это просто человек, который хорошо разбирается в Священном Писании.
Мельхиор Лоттер младший, 1522 год. Мартин Лютер
Лютеранское учение о таинствах
Отрицание фактического видимого существования Церкви означало бы признание церковных таинств как несовместимых с учением о невидимости Церкви. Это было бы логичным решением. Однако отвергнуть крещение или таинство Тела и Крови Христовой противоречило бы Священному Писанию. Лютеранам пришлось признать таинства как часть своей догматической системы, основанной на принципах невидимости Церкви и спасения верой. Разрешить этот вопрос без противоречий невозможно.
Лютеранские символические книги определяют таинства как "источники благодати, необходимые для христиан".
Согласно учению лютеран, таинства проводятся для того, чтобы утешать совесть грешников постоянным напоминанием о прощении.
141. Но что, в сущности, дает христианину таинства, почему они необходимы для тех, кто спасается "одной верой", и какой смысл должны иметь эти видимые священнодействия в отсутствие видимой Церкви? Протестантам трудно ответить на все эти вопросы? Символические книги лютеран называют таинства еще и печатями, "знаками" обетований Божьих. Зачем, таким образом, нужны эти "печати" и "знаки"?
Символические книги отвечают: для укрепления веры. Если такова лишь цель этих "знаков", то, казалось бы, они не столь необходимы, ведь вера возбуждается словом и без них.
Отвергнув учение римско-католической церкви об ex opere operatum и вооружившись полным основанием против представлений о механическом воздействии таинств на человека, протестанты не смогли противопоставить этим взглядам чего-либо убедительного и глубокого. Одна из причин этой ситуации заключается в том, что они пытались решать вопрос о таинствах в отрыве от веры в Церковь.
В тексте "Апологии" говорится, что из семи церковных обрядов только три могут быть названы истинными таинствами: Крещение, Причащение и Разрешение от грехов. Остальные обряды, такие как Миропомазание, Брак, Священство и Елеосвящение, не устанавливаются Богом в качестве таинств, хотя могут напоминать о Боге. В "Большом катехизисе" также упоминаются только два настоящих таинства: Крещение и Причащение. Лютеране считают, что символические книги не упоминают о специально посвященных лицах, совершающих таинства. Их мнение состоит в том, что все члены церкви имеют право совершать таинства.
Изменение взгляда на учение лютеран об отдельных таинствах происходит в свете лютеранских положений о спасении одной верой и выглядит непоследовательным.
Согласно Христу, Вера и Крещение обязательны (Мк. 16, 16), и апостолы также учили о необходимости веры и крещения (Деян. 2, 38). Лютеране, однако, вынуждены признавать Крещение важным в деле спасения, хотя это не соответствует основному положению их учения о спасении через веру. Как говорится в Малом катехизисе:
Крещение является исцелением от грехов, избавлением от смерти и дьявола, приносящим вечное блаженство верующим. "Формула согласия" утверждает, что "Крестившиеся вновь обрели свободную волю". "Большой катехизис" утверждает, что через Крещение человек получает "неисчислимые сокровища". Таким образом, Крещение не просто знак, напоминание или заменитель слова, но у лутеран нет четкости в этом вопросе.
Особое внимание заслуживает то, что лутеране признают Крещение младенцев, даже несмотря на их неспособность верить. В "Аугсбургском исповедании" осуждают "перекрещенцев" (анабаптистов) по вопросу необходимости крещения детей.
Лутеране не могут отрицать значение таинства Евхаристии. Символические книги называют таинство "дополнением к Крещению".
Отрицая термин "пресуществление", символические книги предпочитают говорить о "присутствии" в Евхаристии Тела и Крови Христовой ("Аугсбургское исповедание") "в хлебе и под хлебом" ("Большой катехизис"), "с хлебом" ("Апология") или in pane, sub pane, cum pane ("Формула согласия"). Не знают лютеране и церковного термина "преложение".
Лютеранские символические книги ничего не говорят и о том, что таинство это действительно только в том случае, если оно церковно, то есть если совершается пастырем, имеющим по преемству полномочия от тех, кому было заповедано сие творить.
Что касается Исповеди, то Лютер поначалу считал ее безусловно необходимой и признавал таинством. Но вместе с тем у Лютера очень рано проявляется тенденция к умалению значения исповеди.
Все теории лютеранской веры указывают на то, что Лютер отказался допустить, что покаяние обладает силой благодати, способной реально влиять на нравственное состояние человека. По мнению Лютера, священник на исповеди просто объявляет о прощении грехов, которое было совершено ранее по заслуге Христа. Казалось бы, верующий человек может знать об этом и без священника.
"Шмалькальденские члены" считают исповедь необходимой "для простого грубого народа". Впоследствии в лютеранстве утвердился взгляд на исповедь как на нечто необязательное.
Церковное устройство
Лютеране не привержены какой-либо определенной организационной форме, считая ее Божественной или обязательной для церкви. Всюду, где возвещается Евангелие и совершаются таинства, люди принимают веру и получают оправдание перед Богом. Церковь существует там, где люди внимают слову Божьему и отвечают на него верой.
Таким образом, в литературной церкви была свобода выбирать организационные формы, которые соответствуют потребностям времени и места. В некоторых странах, таких как Швеция, была сохранена епископальная форма управления церковью. Во многих частях Германии князь или другой правитель назначал консисторию, состоящую из священников и юристов, для управления всеми общинами на данной территории. Периодически вносились изменения в организацию, чтобы удовлетворить новые потребности или обеспечить более эффективное функционирование церкви.
В Северной Америке успешно использовалась смесь конгрегациональной и пресвитерианской моделей, где автономия местных церковных общин сбалансирована властью синода. Каждая местная община управлялась церковным собором, состоящим из избранных чиновников-мирян и пастора. Общины могли объединяться в синоды, территориальные участки или конференции, где они представлялись своими пасторами и выбранными представителями из мирян. Синоды в свою очередь объединялись в более крупные структуры — на уровне государства или международном, и обычно приобретали название церковь.
Лютеране акцентируют внимание на общем священстве всех верующих. Пасторы отличаются от обычных прихожан только своими обязанностями в церкви. В соответствии с учением лютеран, они не обладают какими-либо особыми признаками или властью, подобной той, которую имеют священники Римско-католической церкви. Ординация (посвящение в сан), которая проводится на всенародных собраниях синода, рассматривается просто как публичное подтверждение должности, связанной с христианской проповедью, религиозным обучением и исполнением таинств. Поэтому говорят, что пастор — это не сан, а просто должность.
История
Историю возникновения «лютеранства» можно найти в биографии Мартина Лютера и в событиях Реформации. Появившись в небольшом городке Виттенберге, где собралась группа критически настроенных монахов, лютеранское движение быстро распространилось по всей территории Германии, охватив примерно две трети её земель.
Скоро влияние Лютера распространилось на Северную Европу, и в конечном итоге в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии возникли протестантские церкви. Большинство населения Латвии и Эстонии также приняли лютеранскую веру, в то время как в других странах (Чехия, Венгрия, Польша) появились лютеранские меньшинства. Когда в 17 веке европейцы начали осваивать Западное полушарие, лютеранские общины появились в Северной Америке практически сразу. Географическое распространение лютеранства продолжалось и в 18 веке: лютеранские миссии были созданы в Индии, Китае, Африке и других отдаленных от Европы регионах. В 1600 году, по оценкам, в мире было около 15 миллионов лютеран, а к 1975 году их число увеличилось почти в 5 раз.
Начиная с периода Реформации, различные идеологические направления оказывали влияние на лютеранство в разных странах. В период примерно с 1580 по 1675 гг. в лютеранской церкви происходило возрождение схоластики, что привело к преобладанию рационального подхода к христианской вере. Церковь воспринималась как образовательное учреждение, в котором проводится обучение истинной вере. Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и активно противостояли противоположным взглядам.
К концу 17 века схоластика была вытеснена пиетизмом, который создал совершенно другую духовную атмосферу. Правая вера стала менее значимой, чем правильные чувства. Религия сердца стала более предпочтительной по сравнению с религией разума, и главной заботой стало развитие личной благочестивости.
Сущность конфессии [ ]
Лютеране утверждают, что после падения в грех Иисус Христос, будучи истинным Богом и истинным человеком, умер на кресте, став жертвой и искуплением за все грехи людей перед Богом Отцом; Он воскрес, взошел на небо и вернется на землю, чтобы судить живых и мертвых.
Лютеране уверены, что люди могут быть спасены лишь по милосердию Божьему, благодаря жертве Христа и только через свою веру в Него. Лютеране верят, что это спасение, как дар, дается через действие Святого Духа, когда Церковь Христова проповедует Евангелие и совершает Таинства. Лютеране верят, что в Таинстве Крещения происходит возрождение Святым Духом, а в Таинстве причащения принимается действительно присутствующее Тело и Кровь Христа под обеими видами — хлебом и вином.
В период Реформации основные принципы этого "евангелического" учения были выражены в пяти латинских выражениях с префиксом "sola" — означающим "только" или "единственно":
• Sola Gratia — "Только благодать": Люди могут быть спасены исключительно благодаря Божьей милости, выраженной через спасительное действие Христа. Никакими своими усилиями люди не могут заслужить этот бесконечный дар благодати от Бога.
• Sola Fide — "Только верой": Человек получает прощение своих грехов перед Богом только через веру в то, что он принят в такое спасительное состояние благодаря милости Божьей, т.е. через веру в Евангелие Христа. Эта вера является даром Божьим, а не результатом человеческих усилий — при этом у человека есть свободная воля и он может отвергнуть этот дар.
• Уникальное Священное Писание: Согласно вероучению лютеран, Святая Библия, данная и сохраненная Церковью, является "единственным судьёй, нормой и правилом, согласно которому следует испытывать и оценивать все догмы" ("Формула Согласия", 1-7). Поскольку Священное Писание было написано по вдохновению Святого Духа, его текст, записанный через избранных Богом святых людей, является точным и безошибочным выражением божественной воли.
В отличие от тех, кто отвергает или считает неважным все, что не прописано непосредственно в Святом Писании, или готов вводить любые новшества, не запрещенные текстом Святого Писания, лютеранство — основываясь на Святом Писании как на критерии и "пробном камне" или "норме нормирующей" (лат. "norma normans") — принимает во внимание также и соборность (католичность) Св. Библии.
Традиции (или Предания), как "норма, уже установленная" вышеупомянутым критерием Библии (лат. "norma normata"). Ибо, хотя Священное Писание действительно представляет собой сборник знаний о Божественном откровении, необходимых для сохранения правильной христианской веры, но из самого Священного Писания следует, что не все учение апостолов было зафиксировано письменно (например, 2 Фессалоники 2:15; 3 Иоанна 13-14). Эти устные апостольские наставления изначально передавались в живом единодушии Святого Предания (или "Традиции") Вселенской (Католической) Христианской Церкви, как на Западе, так и на Востоке. Но поскольку вся изначальная, подлинная апостольская ученье была, несомненно, всегда в соответствии с писанным апостольским божественным откровением, то критерием Священного Слова должно быть то, что передается устно или письменно.
Священные тексты позволяют оценивать учения, для которых свидетельством могут служить только Соборная апостольская Традиция Церкви.
Так, согласно «Формуле согласия» (1:3), в древности Церковь создала Символы веры, которые содержат единогласное согласие Церкви и истинную веру. Мы подтверждаем свою верность этим символам веры. В споре о крещении детей Мартин Лютер ссылался на вселенский опыт Церкви, соответствующий Священным писаниям. Аугсбургское исповедание веры утверждает, что в учении и обрядах мы не принимаем ничего, что противоречило бы Священным писаниям или Кафолической Церкви.
Очевидно, что мы приложили усилия, чтобы предотвратить проникновение новых и безбожных учений в наши церкви»; по мнению сторонников Реформации, Рим изобретал новые и противоречащие Библии учения (например, обязательный целибат священников).
Таким образом, критерий Святого Писания в лютеранском понимании принимает такие древние единогласные учения Соборной Церкви Востока и Запада, в которые верят, хотя их буква Святого Писания не предписывает, но целиком допускает: например, учение о том, что Богородица и после рождения Христа оставалась Девой.
В России существуют две крупные лютеранские Церкви: Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ELKRAS) и Церковь Ингрии.
В XVI веке Лютеранская Церковь выразила свои учения, согласные с Священным Писанием, чтобы четко противопоставить их важнейшим неверным и противоречащим Библии учениям того времени, в собрании Исповеданий христианской веры (Libri Symbolici). Вместе с тремя старинными Символами Веры, эти исповедания включали Большой и Малый Катехизисы Лютера, неизменное Аугсбургское Исповедание и его Апология, Шмалькальденские Статьи веры, Формулу Согласия. В 1580 году они были собраны в Книге Согласия, которая стала обязательным выражением лютеранского вероучения (в почти всех церквях мира).
Вероисповедания лютеранства не считаются равными Библии. Классики лютеранской догматики объясняют, что статьям веры, изложенным в этих документах, следует верить только потому, что они соответствуют Священному Писанию (Иоганн Герхард, Теологические диспуты).
• Solo Christo — "Только во Христе": Иисус Христос, в котором действительно сочетаются божественная и человеческая природы, является единственной надеждой на Божью милость и объектом нашей веры, необходимой для спасения. Ведь только через Христа и только в Нем мы можем быть спасены. Только Христос победил смерть за нас, и только Он даёт жизнь с Богом тем, кто верит в Него.
• Величествен Богу одному! — «Благодарим только Бога!» Хотя память Марии и других святых людей Божьих направляет всех истинных христиан, а чтение святых помогает в нашем укреплении веры и благодарности Богу как образцы благочестивой жизни и свидетельства Его благодеяний для искренних верующих (Апология Аугсбургской исповеди, XXI: 4-6) — однако, согласно Священному Писанию, только Богу одному принадлежит вся слава и поклонение, только Ему следует молиться и обращаться к Нему через Иисуса Христа, нашего Господа. (См. Авгсбургское исповедание, XXI; Апология Аугсбургской исповеди, XXI, 31).
Лютеране веруют в Единую Святую Кафолическую (т. е. «Вселенскую», «Соборную») и Апостольскую Церковь в соответствии с древними Экуменическими [Вселенскими] Символами Веры и признают себя частью этой Церкви. Мартин Лютер утверждал, что «тому, кто желает обрести Христа, необходимо сначала найти Церковь»; «тот, кто хочет узнать что-либо о Христе, не должен полагаться на свои силы и не строить мостов в небеса своим умом, а должен прийти к Церкви, посещать её и задавать вопросы о Церкви… Ибо вне Христианской Церкви нет истины, нет Христа, нет спасения» (М.
Проповедь на Рождество Лютера, из его работы «Вартбургская постиль» (1521-1522 годы). Лютеранские церкви придерживаются назначения служителей (орденированных) пасторов и епископов, в то время как некоторые церкви признают Таинство Исповеди, а также святого Крещения и Причастия, которые признаются всеми Лютеранскими Церквами как средства Божьей благодати (Аугсбургское исповедание, ст. 5).
Лютеране отмечают Литургию как высшую богослужебную службу, которая включает исповедь и прощение грехов, благословение крестным знамением, традиционные литургические песнопения (Kyrie, Gloria, Sanctus, Agnus Dei). Богослужения могут различаться в зависимости от местной церкви.
Таким образом, в христианстве лютеранского исповедания органично сочетаются как апостольское евангельское учение, так и преемственность подлинного кафолического предания (Традиции) Христианской Церкви.
Организационная структура и особенности религиозной практики
Каждая церковь лютеранская независима. Нередко на территории одной страны может существовать несколько церквей лютеранских, отличающихся своими историческими и этническими корнями, традициями или богословием. Не существует единого центра, способного принимать обязательные для всех церквей лютеранских решения.
Однако подавляющее большинство из них объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию, которая занимается развитием внутриконфессиональных связей и отношениями с другими христианскими сообществами. Всемирная Лютеранская Федерация уделяет большое внимание гуманитарной и социальной службе в мире.
Решение вопросов в каждой местной общине принимается на собрании, а между собраниями общину руководит церковный совет вместе с её пастором. Несколько общин одной церкви в одном регионе могут быть объединены в пробство с пробстом в качестве духовного руководителя.
Важно отметить, что церковное служение в лютеранстве существенно отличается от служения в некоторых традиционных церквях, особенно в православной и католической церквях. Пастор в лютеранстве по своему духовному статусу не отличается от других верующих.
Каждый человек, крестившийся, считается священником, он сам не нуждается в посредничестве в своих отношениях с Богом и имеет право и дар проповедовать Слово Божие (учение о всеобщем священстве верующих). Однако для поддержания порядка в церкви публичная проповедь и преподавание таинств обычно поручаются специально назначенным людям — пасторам, чтобы избежать хаоса.
В этом смысле пасторское служение ничем не отличается от других профессий. Оно не более "священно". Пастор не обладает особыми "духовными дарами". Он получает духовные предпосылки для своего служения во время Крещения, а не во время ординации. Необходимость пасторского служения скорее имеет организационную, техническую природу, а не духовную.
Так как пастор в лютеранской церкви не имеет иерархической власти перед другими верующими и не отличается от них духовно, то мужчины и женщины могут служить как пасторы и епископы в большинстве церквей данной конфессии в соответствии с принципами Евангелия, которые утверждают, что в Христе все люди равны.
Обряды богослужения в различных церквях и общинах лютеран могут отличаться друг от друга. В данной области лютеранская церковь открыта для новаторства, а также готова к возрождению старинных обычаев. Важным событием для прихожан является церемония конфирмации, во время которой подростки (часто после многолетнего обучения) публично исповедуют свою веру и получают благословение от священника. Этот обряд сочетает в себе элементы таинства миропомазания, которое до сих пор существует в православной и католической церкви, и необходимости обучения молодежи в вопросах веры.
Свадебная церемония — это прекрасное и торжественное событие, которое, однако, не считается таинством. Она представляет собой молитву за молодоженов, их обеты о ведении христианской жизни в браке и благословение на совместную жизнь. Брак рассматривается как "светская вещь" (Лютер), и его заключение считается моментом его официальной регистрации. Развод не является запретным. Повторное венчание Возможно, но требует тщательной предварительной беседы с пастором.
В ходе богослужения и официальных мероприятий пасторы и проповедники церкви Лютеранской веры обычно носят специальные одежды. Это может быть черное судейское одеяние талар или более древнее и традиционное западноцерковное белое облачение, называемое альба. Хотя нет официального предписания для повседневной одежды, многие пасторы носят рубашку с белым воротником — коллар. В некоторых церквях каждый пастор носит церковный крест, в то время как в других только пробсты и епископы имеют право на это.
Церкви Лютеранской веры могут быть построены в различных архитектурных стилях. Если у общины нет собственного здания для проведения богослужений, они могут использовать любое подходящее для этого место, даже на открытом воздухе.
Во время церковной службы прихожане занимают места на стульях или скамьях, встают (или иногда опускаются на колени) только во время молитвы или в самые важные моменты литургии. Огромное значение в жизни лютеранской церкви имеет музыка. С самого начала движение Реформации завоевывало новых сторонников своими песнопениями. И по сей день лютеранское богослужение нельзя представить без общего пения. Это могут быть переложенные на современный язык древние церковные песнопения, хоралы времен Реформации (многие из которых были написаны самим Лютером), песнопения более поздних времен, современные духовные песни из разных стран и традиций.
Почти в каждой церкви евангелическо-лютеранской веры имеется орган. Без великих церковных музыкантов и верующих лютеран, таких как, например, Дитрих Букстехуде или Иоганн Себастьян Бах, невозможно представить себе мировую культуру. С таким богатым наследием, церковь лютеранская и по сей день уделяет большое внимание сохранению и развитию музыкальной культуры. Убранство храмов евангелическо-лютеранских может быть очень простым, создавая ощущение пустоты, как это описано в знаменитом стихотворении Ф. Тютчева: Я лютеран люблю богослуженье, Обряд их строгий, важный и простой — Сих голых стен, сей храмины пустой Понятно мне высокое ученье. Но также церковь евангелическо-лютеранская может быть и изобилующей украшениями, полной картины и скульптурных изображений.
Здесь нет универсальных правил и канонов. Главное — чтобы вся обстановка в церкви и все, что происходит во время богослужения, помогало верующим сосредотачиваться на восприятии Евангелия. Лютеранство строит свои отношения с другими христианскими церквями на основе взаимоуважения и взаимной заинтересованности.
Лютеранские богословы ведут продуктивный диалог на разных уровнях с православными, католическими церквями и другими христианскими конфессиями. Хотя до полного церковного общения ещё далеко, но лютеране надеются, что принцип примирения различий окажется полезным в отношениях с этими церквями.
В России первые лютеране появились ещё в XVI веке. Первая лютеранская церковь в Москве была построена в 1576 году, спустя несколько десятилетий после Реформации.
Общее число российских лютеран на сегодняшний день составляет от 50 до 150 тысяч человек.
Вам понравилась данная публикация? Не забудьте добавить ее в закладки (нажмите CTRL+D) и поделиться с друзьями:
Кто такие "лютеране"? Обычаи, обряды и прочее?
Лютеране — это протестантская конфессия, которая руководствуется вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 веке. Лютеранство является самой старой и крупнейшей ветвью протестантизма. Протестантизм представляет собой религиозное движение, включающее все западные вероисповедания, которые соответствуют христианской традиции, но отличаются от римско-католической веры.
Изначальное происхождение этой церкви прямо связано с инициатором протестантской Реформации. В XVII веке название "Евангелическая лютеранская церковь" получило полуофициальный статус, а ее члены стали называться просто лютеранами. На сегодняшний день по всему миру насчитывается более 70 миллионов лютеран, преимущественно проживающих в США, Канаде, скандинавских странах и Германии. Большинство лютеран в Российской Федерации — граждане немецкой национальности, живущие в Омской, Новосибирской и Кемеровской областях, Алтайском крае, Поволжье, Москве и Санкт-Петербурге. Существует несколько различных течений внутри лютеранства:
В ЧТО ВЕРУЮТ ЛЮТЕРАНЕ?
Самое важное и, по сути, единственное, что Бог требует от нас — это чтить Его как Бога: полностью возлагать свою надежду только на Него, доверять Ему полностью в жизни и смерти, во времени и в вечности.
Человеческая ошибка заключается в том, что он не способен на такое, не думает о Боге, а обращен к себе. Грех — это не конкретные поступки, а отдаленность от Бога и обращение к себе.
В большинстве религий, а В многих христианских церквях учат, что человек должен стать угодным Богу, преодолеть грех, используя внутренние силы. Из-за таких учений человек обращается к себе и своим усилиям. Спасение становится его делом, и он полагается, по крайней мере отчасти, на себя. И поэтому он не может полностью
Мафетбое-ртпфеуфбофщ?
Почему, когда читаешь, тяжело понять смысл предложения? Ведь, ведь так легко можно сделать его понятным, а вот зачем всегда нужно усложнять, и вот тут вопрос?
Изучение иностранного языка — это увлекательное и полезное занятие. Мы можем видеть его применение в различных сферах: от чтения книг и общения с людьми из других стран, до путешествий и изучения культуры и истории, а также развития навыков анализа и критического мышления. Изучение иностранного языка может быть сложным и трудоемким процессом, но он также может быть увлекательным, вдохновляющим и наградным, как личностно, так и профессионально, открывая новые горизонты и возможности для развития
Откуда произошел протестантизм? Это религия, признаваемая как одна из христианских конфессий. Развитие этого направления было далеко не гладким. Несмотря на то, что протестантизм занимает второе место по численности сторонников, он возник позже всех остальных христианских течений.
В начале XVI века благодаря Мартину Лютеру, кто был матчастием, появились лютеране. Они проповедовали новое учение, сочетающее католические обряды и догмы с идеей английского папы. В 1571 году парламент принял решение о том, что король становится верховным главой церкви. Таким образом, у него не было права совершать обряды, но он мог управлять церковью.
Касательно кальвинистов, они возникли в 1536 году, когда Жан Кальвин отрекся от католицизма и выехал в Женеву. Там он стал лидером нового религиозного направления, которое получило название кальвинизм. Основным принципом кальвинистов стало учение об абсолютном предопределении человечества, согласно которому Бог Кто такой Лютер и какое отношение он имеет к англиканству?
КТО ТАКИЕ ЛЮТЕРАНЕ? — раздел Образование, На Том Стоим …
КТО ТАКИЕ ЛЮТЕРАНЕ?
Предисловие к американскому изданию
I. ВОПРОС, ВОЗНИКАЮЩИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Раздел 1 Что подразумевается под термином "лютеранин"?
II. ВОПРОС ОТНОСИТЕЛЬНО РЕФОРМАЦИИ
Раздел 1 Эпически-героическое толкование Реформации
Раздел 2 Культурно-историческая интерпретация Реформации
Раздел 3 Национальная интерпретация Реформации
Раздел 4 Реформация как часть церковной истории
III. ВОПРОС ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕРКВИ ЛЮТЕРАНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Раздел 1 Лютеранская Реформация и западные церкви
Раздел 2 Лютеранский конфессионализм
Раздел 3 Доктринальные различия между Лютеранской и Реформатской церквями
Раздел 4 Лютеранское…
ЛЮТЕРАНЕ
Лютеранство — это направление в протестантской вере, основанной на учениях Мартина Лютера в XVI веке. Лютеранство считается одним из старейших и самых крупных течений протестантизма, прямо связанным с инициатором Протестантской Реформации.
В XVII веке Евангелическая лютеранская церковь стала практически официальной, и ее приверженцы стали называть себя просто лютеранами. В настоящее время по всему миру насчитывается более 70 миллионов лютеран, преимущественно в США, Канаде, скандинавских странах и Германии. Учение.
Лютеране считают, что христианство развивается непрерывно и верят, что Реформация не создала новую церковь, а восстановила древнюю. Реформы проводились там, где, по мнению реформаторов, средневековые учения отклонялись от Библии, а религиозная практика и церковные учреждения противоречили Писанию. Последователи Лютера утверждали, что
Внучка лесника
Германн Зассе На том стоим. Кто такие лютеране?
Глава 4 Лютеранское учение
и современная реформатская теология Карла Барта
А. Барт "пробуждающий"
Изучение специфики лютеранского учения станет более прозрачным, если рассматривать его через призму теологии, охватывающей весь современный мир протестантов и оказывающей влияние на лютеранскую теологию, особенно в Германии. Это теология Карла Барта.
Однажды Пеги написал: "Великая философия не стоит на месте; она всегда что-то добавляет… Великая философия не избегает противоречий; она приносит пользу, она что-то говорит. Великая философия не утверждает истину окончательно; она вызывает беспокойство, оживляет мир". Понимание теологии Барта будет лучше всего
Древний ритуал и современный обряд. Восточный обряд и западный обычай. Покрестное крещение, бракосочетание, крестное знамение, зажжение свечей и курение… Современный христианин настолько привык к этому слову, что уже не представляет себе христианство без него.
И, действительно, многие не могут представить религиозную и церковную жизнь без этого привычного и почти родного понятия. Термин "обряд" встречается в статьях старообрядцев и новообрядцев, католиков и униатов, англикан и лютеран, индуистов и идолопоклонников.
Однако сто лет назад термин «обряд» не использовался среди древлеправославных христиан и отсутствовал в учении апостолов, отцов церкви и вселенских соборов. Сегодня многие не знают, что этот термин не только не православный, но и еретический, глубоко чуждый подлинному христианству.
Большинство святых отцов высказывались против использования этого термина
Глеб ЧИСТЯКОВЕсть ли в Православии «обряды»?
Глеб Чистяков – редактор Информационно-издательского отдела Русской Православной Старообрядческой Церкви, историк, член Союза журналистов России
Этот текст является результатом обширного количества бесед с различными христианскими священнослужителями и богословами. В процессе этих обсуждений был выделен главный богословский аспект, который объединяет большинство современных христианских конфессий, включая Католицизм, некоторые ветви Православия и Протестантизма. Этот аспект, известный как учение об обряде, по мнению автора, представляет собой основное и безусловно догматическое различие между подлинным православием и другими христианскими вероисповеданиями.
Слово "обряд" не имеет церковного происхождения и не относится к церковной литургической терминологии.
Старый и новый обряды, восточный и западный обряды, обряды крещения, венчания, крестного знамения, зажигания свечей и так далее
В Лютеранской церкви существует множество различных богослужебных традиций, что связано с одним из артикулов основного исповедания лютеран — Аугсбургского исповедания. Оно было принято реформированными церквями в 16 веке в г.Аугсбурге, Германия. Артикул гласит: "В разных местах не нужно устанавливать одинаковые обряды и обычаи, установленные людьми…".
Это выражает один из основных принципов Лютеранской Церкви "Solo Scriptura" (Только Писание). Лютеране считают, что только Библия может быть критерием истинности. В Библии очень мало упоминаний об обрядах, и их соблюдение не является условием спасения. Главное — это искренняя вера.
Лютеранское служение посвящено поклонению Единому Богу через Иисуса Христа в Духе Святом. В отличие от католических церквей, алтарь в лютеранской церкви не скрыт иконостасом, что символизирует отсутствие преграды между Богом и верующими благодаря жертве Иисуса Христа. На центральном алтаре…
Лютеранские кирхи в России:
В России много лютеранских кирх.
Самое большое количество лютеранских храмов находится в Санкт-Петербурге, где часто поселялись приезжие из Финляндии и скандинавских стран. В столице насчитывается две лютеранские кирхи.
- Церковь Святой Анны (Аннекирхе) в Петербурге (популярное туристическое место, особенно после восстановления уникального антуража после пожара).
- Церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе) на Невском проспекте в Петербурге (одна из старейших церквей в городе, построенная в начале 19 века).
- Финская церковь Святой Марии в Петербурге
- Немецкая церковь Святой Екатерины в Петербурге и другие.
- Кафедральный собор Петра и Павла в Москве.
- Церковь святого Георга в Самаре (изначально католическая, но позже переданная лютеранам).
- Церковь Святой Екатерины в Казани была построена в 1863 году и восстановлена по оригинальным чертежам 19 века.
- Калининградские лютеранские церкви являются частью архитектурного наследия Германии.
- И многие другие.
Есть ли иконостас в лютеранском храме?
В общем, иконостасы не являются обязательными для церквей лютеранства. Они имеют важное значение для православной религии, но не требуются для лютеранских храмов.
Причина заключается в том, что лютеране не поклоняются ни иконам, ни статуям религиозной тематики.
В то же время они считают приемлемым украшать свои храмы изображениями святых, ангелов, а также изображениями Христа и Богородицы.
Важное значение в лютеранском храме имеет крест.
В некоторых случаях, влияние различных культур все же приводило к тому, что иконостасы появлялись в лютеранских храмах. Например, когда лютеранскую церковь преображали в православную или наоборот.
Часто архитекторы могли влиять на свои проекты, вдохновляясь своими убеждениями и предыдущим опытом. Примером такого влияния может служить иконостас Петропавловского собора, который схож с иконостасом собора Преображения Господня в городе Ревеле. Несмотря на то, что Ревельский собор долгое время принадлежал к лутеранской церкви.
Иконостас в Ревеле не имеет Царских врат, вместо этого он состоит из двух симметричных половин с собственными вратами. В свою очередь, в иконостасе Петропавловского собора играет важную роль его арочная конструкция, о которой мы подробно рассказывали в отдельной публикации. Больше информации вы можете найти по ссылке: Иконостас Петропавловского собора: наиболее значимый иконостас Петербурга
Кирха Святого Петра в Гатчине — пример лютеранской церкви с собственным иконостасом, построенной еще в 1640 году. В 1801 году в ней установили иконостас и кафедру с балдахином. Алтарная часть отделялась конусообразной аркой и балюстрадой с широкими перилами. В центре иконостаса была установлена икона распятого Спасителя, а под ним — "Тайная вечеря".
Таким образом, присутствие иконостаса в лютеранской церкви не является запретным, но и не является обязательным. Форма иконостасов в храмах этой конфессии может быть разнообразной, иногда напоминая больше арку, чем стену. Ведь алтарь не требуется закрывать, и роль икон здесь минимальна или отсутствует, зато присутствуют скульптуры.
Иконостасы в лютеранских церквях часто повторяют стиль здания, в котором они находятся.
Если вам нужна разработка индивидуального проекта, обращайтесь к нам.
Вам могут быть интересны и другие статьи на сайте:
- Храмы в готическом стиле и их иконостасы
- Католические варианты иконостаса: ретабло и лекторий
- Особенности католического иконостаса и возможность изготовления на заказ