Общее природопользование: понятие, примеры и важность для экосистемы

Общее природопользование: понятие, примеры и важность для экосистемы

Общее природопользование подразумевает использование природных ресурсов и благ с целью удовлетворения нужд общества, при этом учитывая интересы всех пользователей. Это форма взаимодействия человека с природой, при которой ресурсы становятся общим достоянием, доступным для всех членов сообщества или общества в целом.

Примеры общего природопользования включают совместное пользование водными ресурсами, такими как реки и озера, доступ к лесным угодьям для сбора ягод и грибов, использование пастбищ для выпаса скота, а также рыбалку в общественных водоемах. Важным аспектом является необходимость ответственного обращения с ресурсами, чтобы избежать их истощения и негативного воздействия на экосистему.

Специальное природопользование. Общее природопользование

Возможность свободного доступа к природным ресурсам является общедоступной и не требует специального разрешения от государственных органов или юридических лиц, которым принадлежат эти ресурсы. Общее природопользование гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду в соответствии с законами и нормативными актами. Однако в некоторых случаях устанавливаются ограничения и условия общего использования природными ресурсами, которые описаны в соответствующих нормативно-правовых актах.

Использование природных ресурсов, таких как земля, недра, воды, леса, животный мир и атмосфера, чаще всего связано с удовлетворением экономических интересов общества и отдельных лиц. Это вид природопользования обычно оказывает более существенное воздействие на природу, чем общее природопользование. Поэтому у специального природопользования есть некоторые юридически значимые особенности. Например, оно осуществляется на основе разрешительной (лицензионной) системы и предполагает отдельное выделение частей природных объектов для использования юридическими и физическими лицами.

Специальное природопользование может проявляться в различных формах:

— особое использование водных ресурсов, недр, объектов животного мира и других природных ресурсов.

Необходимость комплексного природопользования обусловлена тем, что при предоставлении одного природного ресурса в пользование часто используются или оказывается воздействие на другие ресурсы.

Под комплексным природопользованием понимается использование природно-ресурсного потенциала территории с учетом окружающей среды, в рамках установленных государственными органами нормативов допустимого использования природных ресурсов и вредных воздействий на окружающую среду.

Различные природные ресурсы, такие как земля, недра, воды, леса, объекты животного мира и атмосфера, как правило, используются в специальных целях для осуществления предпринимательской деятельности.

Поделиться с друзьями:

Мы очень ценим ваше мнение! Помог ли вам опубликованный материал? Да Нет

studopedia.su — Студопедия (2013 — 2024) год. Все материалы на данном сайте представлены исключительно для ознакомления читателей и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее обновление

Генерация страницы за: 0.009 сек.

ПРАВО ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Согласно статье 58 Основного закона Российской Федерации, каждый гражданин обязан бережно относиться к природе и окружающей среде, уважать природные ресурсы[1].

Одним из наиболее актуальных вопросов современного общества является использование природных ресурсов. Не все они возобновляемы, поэтому от правильной организации их добычи и использования зависит качество жизни людей и сохранение ресурсов для будущих поколений. Важно установить эффективный правовой механизм для решения спорных вопросов в этой области. В Российской Федерации существует право природопользования, которое определяет порядок использования природных ресурсов для удовлетворения потребностей общества и человека.

Разграничение права на природопользование происходит в зависимости от объекта: есть право общего природопользования и право специального природопользования. Право общего природопользования возникает из естественных и неотъемлемых прав человека, для его осуществления не требуются специальные разрешения или лицензии. Этот тип природопользования является постоянным, бесплатным для удовлетворения основных потребностей населения и не включает передачу природных ресурсов во владение[2].

В России граждане имеют право бесплатно находиться в лесах и собирать дикие ягоды, орехи, грибы и другие лесные ресурсы для собственного использования, но запрещено собирать виды, занесенные в Красную книгу, а также растения, являющиеся наркотическими средствами.

Получение права специального природопользования не является автоматическим процессом, для этого необходимо получение разрешений от соответствующих органов, таких как лицензии и специальные разрешения. Примерами специального природопользования являются охота, добыча нефти, природного газа и разработка ресурсов континентального шельфа Российской Федерации[5]. Порядок получения разрешений, в частности, устанавливается для использования животного мира согласно Закону о животном мире[6], законодательству охоты и охотничьего хозяйства, а также законодательству о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов[7].

В реальной практике часто встречаются случаи, когда участники природопользования не соблюдают законодательство, требующее получение разрешения на использование природных ресурсов.

Нарушение правил природопользования, установленных законом, влечет за собой юридическую ответственность. Например, С.В.Ф., который имеет охотничий билет, но не разрешение на добычу охотничьих ресурсов, умышленно осуществил отстрел двух косуль, нарушив при этом правила охоты и законодательство Российской Федерации. За это он был привлечен к уголовной ответственности[8].

Рассмотрим пример ситуации, в которой взаимосвязаны право общего и специального природопользования: установление права на вылов охотничьих ресурсов должно содержать два необходимых элемента: право использования самих охотничьих ресурсов и право общего землепользования на определенной территории охотничьего угодья: два компонента этого права имеют различную природу. Если использование осуществляется для личных нужд, то право использования охотничьих ресурсов можно рассматривать как вид доступа граждан к природным ресурсам, однако это не будет правом общего природопользования, поскольку является платным и требует получения разрешения. В то же время право перемещения по земле (право общего землепользования), включая цели охоты, является видом права общего природопользования, которое осуществляется без специального разрешения и бесплатно[9].

Право общего и специального использования природы — это общая практика, которая гарантирует осуществление прав субъектов в области использования природных ресурсов для удовлетворения экономических и других потребностей общества и человека. При осуществлении этих прав необходимо строго соблюдать законодательство, регулирующее использование природных ресурсов.

Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 29.05.2019).

2 Боголюбов С.А., Сулейменов М.К. Интегрированная отрасль — экологическое право. Проблемы теории экологического права. Диалог // Экологическое право. 2014. № 4. С. 32 — 38.

3 Абанина Е.Н. В лесном законодательстве — ограничения права на благоприятную окружающую среду // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 3. С. 36 — 39.

4 Лесной кодекс РФ от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 03 августа 2018 г. № 342- ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 29.05.2019.

5 Демичев А.А., Грачева О.С. Учебник "Экологическое право". М.: Прометей, 2017. 348 с.

Научно-практическое пособие "Разрешительная система в Российской Федерации" под редакцией А.Ф. Ноздрачева и авторством Л.Ю. Акимова, Л.В. Андриченко, Е.А. Артемьевой и других опубликовано в Москве в 2015 году.

Объем 928 страниц.

Материалы уголовного дела под № 10-15/2019 доступны в архиве Давлекановского районного суда республики Башкортостан.

Статья А.П. Ушаковой "Правовое регулирование использования земель и земельных участков в границах закрепленных охотничьих угодий" опубликована в журнале "Законодательство и экономика" в 2016 году под № 5, с. 64-69.

Список источников и литературы

1. 12 декабря 1993 года Конституция РФ была принята путем всенародного голосования. Внесенные поправки законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ также учитываются // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 29.05.2019).

2. Лесной кодекс РФ был принят 04 декабря 2006 года под номером 200-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 03 августа 2018 года под номером 342- ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 29.05.2019.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О защите животного мира» (с изменениями и дополнениями от 03 августа 2018 года № 321-ФЗ) // Официальный сайт правовой информации Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения: 29.05.2019.

4. Материалы уголовного дела № 10-15/2019 // Архив Давлекановского районного суда Республики Башкортостан.

5. Статья Абаниной Екатерины Николаевны «Ограничения права на благоприятную окружающую среду в лесном законодательстве» // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 3. С. 36 — 39.

6. Статья Боголюбова Станислава Александровича, Сулейменова Максата Кадыралиевича «Экологическое право — интегрированная отрасль. Проблемы теории экологического права. Диалог» // Журнал "Экологическое право". 2014. № 4. С. 32 — 38.

7. Учебник Демичева Андрея Алексеевича, Грачевой Ольги Сергеевны "Экологическое право" // М.: Издательство "Прометей", 2017. 348 с.

8. Учебное пособие по разрешительной системе в Российской Федерации / Л.Ю. Акимов, Л.В. Андриченко, Е.А. Артемьева и другие; редактор А.Ф. Ноздрачев. — М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. — 928 с.

9. Правовое регулирование использования земель и участков в пределах охотничьих угодий / Ушакова А.П. // Законодательство и экономика. — 2016. — № 5. — С. 64-69.

Специальное и комплексное природопользование

Право на использование природных ресурсов может быть предоставлено на конкретно выделенную часть природного ресурса, такую как земельный участок, водный объект или лесной участок. Эта часть должна быть как физически выделена (например, с указанием границ на местности), так и юридически зафиксирована (например, в соответствующих документах, таких как свидетельство о праве собственности или договор аренды).

Законодательство обычно определяет такие объекты по отдельности для различных видов природопользования, таких как землепользование, водопользование, добыча полезных ископаемых и другие. Соответственно, объектом землепользования является земля, объектом водопользования — вода, а объектом добычи полезных ископаемых — недра и т.д.

Разделение происходит в зависимости от важности объектов использования для общества, влияния процесса использования на состояние природной среды, порядка и условий использования и т.д.

1.1. Общее использование природы

Общее природопользование является доступным для всех и право на него возникает у граждан с момента рождения в силу их существования, их естественных и неотъемлемых прав.

Право общего использования природы гарантировано законом и предполагает возможность для всех граждан свободно и бесплатно пользоваться природной средой в качестве места, условий и средства для жизни каждого человека. Оно напрямую вытекает из Конституции РФ и конкретизируется в нормах действующего законодательства (лесного, водного и т.д.).

Использование общего природопользования не направлено на извлечение прибыли и получение дохода, а предназначено для удовлетворения личных потребностей человека. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы только для личных нужд, но не для коммерческой деятельности. Это явно оговорено водным и лесным законодательством.

Например, использование атмосферного воздуха, использование воды без применения технических устройств, которые влияют на состояние воды (для питья и бытовых нужд), не требует специального разрешения; нахождение на территории природных объектов (лесов, лесопарков, водоемов и т.д.); использование государственных и муниципальных земель для отдыха, лесов – для сбора диких плодов, орехов, грибов, ягод, для наблюдения и фотосъемки животных и т.д.

1. Законодательство о земле непосредственно не предусматривает общественное землепользование. Однако в рамках населенных пунктов (п.

12 статьи 85 "Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий" Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 27.12.2019)) площади, улицы, дороги, набережные, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты могут быть включены в состав различных территориальных зон общего пользования. В земельных участках населенных пунктов Выделяются рекреационные зоны, включая городские леса, скверы, парки, сады, пруды, озера, водоемы (п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ), используемые для отдыха и туризма.

2. Нормы общедоступного использования водных ресурсов утверждены в статье 6 "Водные объекты общего пользования" Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).

3. Право общего доступа к недрам закрепляет статья 19 "Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод" закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 27.12.2019) "О недрах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.02.2020).

4. Правила общественного пользования лесными ресурсами устанавливает пункт 1 статьи 11 "Пребывание граждан в лесах" Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018). Статья 11 "Пребывание граждан в лесах".

Под специальным природопользованием в экологическом праве понимается использование природных ресурсов с разрешения государственных органов, которое связано с удовлетворением экономических интересов общества и лиц и имеет большее воздействие на окружающую среду по сравнению с обычным природопользованием.

Существуют две формы специального природопользования: комплексное природопользование и специальное пользование природными ресурсами (землей, недрами и т.д.).

Под комплексным природопользованием понимается одновременное использование одного или нескольких природных ресурсов с учетом экологической ситуации в регионе. Целью такого природопользования является минимизация негативного воздействия на окружающую среду и наиболее рациональное использование природных ресурсов территории.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, заключаемых в рамках установленных законодательством процедур (предоставление земельного участка, горного разреза, выдача лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т. д.) и в случаях, предусмотренных законом и договором.

Специальное природопользование может включать использование недр, вырубку леса, промышленный отбор природной воды, сброс сточных вод и другие виды деятельности.

Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств является специальным водопользованием. Лицензия на водопользование обязательна для граждан и юридических лиц, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных средствах и для посадок (взлетов) воздушных судов. Перечень видов специального водопользования определяется уполномоченным государственным органом управления водным фондом.

Право специального пользования животным миром регулируется статьей 36 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О животном мире», которая касается предоставления животного мира в пользование.

Одним из видов специального природопользования является предоставление прав на выброс отходов производства и потребления в окружающую среду. Пользование водными объектами для сброса сточных вод регулируется статьями Водного кодекса РФ, а атмосферой – для выброса загрязняющих веществ – статьями Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

2. Классификация природопользования в зависимости от использования природных объектов и ресурсов

Землепользование

Использование земли (землепользование) регулируется статьями 78, 83, 88-10, 105 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

2.2. Использование недр (недропользование) устанавливает статья 6 «Виды использования недр» Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.02.2020)

Пользование водными ресурсами

Использование воды осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины, и других целей.

Виды использования водных ресурсов регулируются статьей 38 «Виды использования водных ресурсов» Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019).

Использование лесов

Правила использования лесов устанавливаются в статье 25 "Виды использования лесов" Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

2.5. Пользование объектами животного мира (включая водные биологические ресурсы) регулируется статьей 34 "Виды и способы пользования животным миром" Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О животном мире".

Компании и частные лица имеют право на следующие виды использования животного мира:

— рыболовство, включая вылов водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

— вылов объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты и водным биологическим ресурсам;

– Воспользование полезными свойствами животного мира — создание почвы, естественные очистители окружающей среды, опылители растений, биофильтры и другие;

– Изучение, исследование и другое использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных и эстетических целях без вынесения их из среды обитания;

– Получение полезных свойств животного мира — создание почвы, естественные очистители окружающей среды, опылители растений, биофильтры и другие;

– Получение продуктов жизнедеятельности животного мира.

Использование животного мира осуществляется путем извлечения их из среды обитания или без этого.

2.5.1. Вопросы охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 12 "Виды охоты") и Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире".

2.5.2. Вопросы рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Федеральным законом "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире".

Использование атмосферного воздуха регулируется в соответствии со статьей 11 "Использование воздушного пространства" Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 18.02.2020).

Приложение Б

Хотите сохранить эту статью? Нажмите CTRL+D, чтобы добавить ее в закладки, и поделитесь с друзьями.

Понятие права природопользования. Право общего природопользования

Использование природы — это деятельность, связанная с извлечением полезных свойств природной среды для удовлетворения потребностей общества.

Согласно статье 9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов.

Природная среда необходима для жизни общества, поэтому сохранение благоприятной природной среды является интересом общества и каждого человека. Поэтому необходимо установление правильного поведения по отношению к природе, которое регулируется правом природопользования.

  • Соблюдение природоохранных норм и правил.
  • Устойчивое использование природных ресурсов.
  • Охрана природы и обеспечение экологической безопасности.
  • общественные ценности (принципы народовластия, федерализма, равноправия, законности, взаимосвязи прав и обязанностей);
  • принципы, непосредственно связанные с управлением природными ресурсами (подчинение права пользования государству, целевое использование ресурсов, сочетание эксплуатации и охраны).
  • Общее природопользование

    1- Определение и разновидности общественного использования природных ресурсов, с примерами2- Причины возникновения и прекращения права на общественное использование природных ресурсов3- Основы общественного использования природных ресурсов.4- Лица и объекты общественного использования природных ресурсов5- Права и обязанности участников

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    — 34.83 Кб (Скачать документ)

    Исследование на данную тему

    1. Принципы использования природных ресурсов……………………………. 9
    2. Субъекты и объекты использования природных ресурсов………………..13
    3. Права и обязанности субъектов……………………………14

    Общественное использование природных ресурсов доступно для всех и возникает у граждан с момента их рождения в рамках их естественных и неотъемлемых прав. Общественное использование природных ресурсов не связано с извлечением прибыли и получением доходов, оно предназначено для удовлетворения личных потребностей человека и поэтому не требует в каждом конкретном случае специального разрешения (лицензии, договора и др.) от компетентных органов и организаций. Однако в законодательстве устанавливаются ограничения, условия и рамки общественного использования природных ресурсов.

    Общественное использование природных ресурсов связано с осуществлением каждым человеком естественного права на благоприятную окружающую среду. Право на такое использование природных объектов возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. Институт права природопользования занимает важное место в системе экологического права.

    Он представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности пользователей. Право природопользования можно рассматривать и в субъективном плане как совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получением природного объекта в пользование.

    В земельном законодательстве прямого права общего землепользования не установлено. Однако в составе земель поселений (п. 1 ст.

    Согласно Земельному кодексу РФ (статья 85), обозначаются участки земли общего пользования, на которых размещены площади, улицы, дороги, набережные, парки, бульвары, пляжи и другие объекты для использования гражданами. В земельных угодьях поселений Выделяются зоны отдыха и рекреации (согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ), предназначенные для отдыха граждан и развития туризма. Гражданский кодекс РФ также устанавливает типы участков земли общего пользования в соответствии со статьей.

    Согласно статье 86 Водного кодекса РФ, общее водопользование — это использование водных объектов без использования специальных сооружений, технических средств и устройств. Граждане могут использовать воду для питья, хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных средствах и водопоя скота без необходимости получения специального разрешения.

    Однако общее водопользование требует соблюдения правил безопасности на водных объектах и других правил, установленных государственными органами. Для осуществления права общего водопользования используются водные объекты общего пользования, которые находятся в открытом доступе (ст.

    Пункт 20 Водного кодекса РФ отмечает, что не весь водоем предназначен для общего пользования, а только участок суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник), ширина которого не должна превышать 20 метров.

    Согласно Закону РФ «О недрах», каждый имеет право использовать бечевник для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, включая рыболовство и причаливание плавательных средств, без использования транспорта. Также право общего пользования ресурсами недр закреплено в этом законе.

    Согласно статье 19 Закона, собственники земельных участков имеют право осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых, строить подземные сооружения на глубину до пяти метров, устраивать бытовые колодцы и скважины без разрешения, при условии что полезные ископаемые не числятся на государственном балансе и работы проводятся без взрывов. Право общего пользования лесами установлено в Лесном кодексе РФ, позволяя гражданам находиться на территории лесного фонда, собирать плоды, грибы, охотиться, участвовать в различных мероприятиях.

    Законодательство Российской Федерации не содержит прямого упоминания о праве общего пользования животным миром. Согласно статье 33, юридическим лицам возможно предоставление долгосрочного пользования объектами животного мира на основании долгосрочной лицензии, а гражданам — краткосрочного на основании именной разовой лицензии. Однако, Положение о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова устанавливает лицензионный порядок лова только для ценных видов рыб, водных животных и растений. Лов спортивный и любительский видов, не относящихся к ценным, может быть осуществлен свободно без цели извлечения доходов.

    Право общего пользования природными ресурсами может быть реализовано через сервитутное право, которое регулируется Гражданским и Водным кодексами РФ. Согласно статье 274 ГК РФ, установление сервитута, то есть права ограниченного пользования чужим земельным участком, возможно, однако имеют право на это ограниченное число лиц.

    Владелец недвижимости (земельного участка или другого имущества) имеет право требовать у соседа предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута) или даже от собственника другого земельного участка в случае необходимости. Сервитут в основном имеет целевое назначение и может устанавливаться для обеспечения прохода через соседний участок, прокладки и использования инфраструктуры, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также для других нужд владельца недвижимости, которые невозможно удовлетворить без установления сервитута. Установление сервитута происходит по соглашению между заинтересованными лицами и подлежит регистрации в установленном порядке. В случае несогласия или споров о правоустановлении сервитута, эти вопросы разрешаются судом на основании заявления заинтересованного лица.

    Происхождение и прекращение права использования природных ресурсов.

    Право использования природных ресурсов является производным от права собственности, поэтому владельцы природных объектов, за исключением публичных образований, становятся субъектами права использования природных ресурсов с момента возникновения права собственности на природный объект.

    Право собственности на природный объект возникает на основании ряда юридических фактов, включая распорядительный акт владельца и акт государственной регистрации права. Распорядительные акты подразделяются на две категории: гражданско-правовые и административно-правовые.

    Гражданско-правовые акты включают в себя: • сделки, которые направлены на передачу природного объекта в частную собственность (например, договор купли-продажи, дарения и т. д.); • наследование; • правопреемство. Административные акты, с другой стороны, относятся к государственному акту передачи природного объекта в частную собственность.

    К факультативным основаниям возникновения права собственности можно отнести судебные решения, которые заменяют первые два вида оснований в случае возникновения спора о праве на природный объект. Государство или муниципальное образование осуществляет свои права владения природными ресурсами путем предоставления прав на использование природных ресурсов другим субъектам и установления требований, предъявляемых к использованию природных ресурсов.

    Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, свободу передвижения и т.д. Реализация этого права не требует предварительных юридических действий (разрешений, лицензий), бесплатна и имеет ограничения обоснованные опытом и здравым смыслом (например, право на сбор ягод для личного использования), а Вызванные наличием специальных прав у других субъектов. Право специального природопользования возникает на основе юридических фактов, включая распорядительный акт и акт государственной регистрации права.

    Право пользования природными ресурсами может возникнуть на основании различных распорядительных актов, таких как административный акт о предоставлении природного объекта в пользование, договор на природопользование, лицензия на природопользование или решение суда. Перечень оснований для возникновения этого права определяется отраслевым природоресурсным законодательством.

    Основанием для возникновения права на использование недр является совокупность следующих юридических фактов: наличие лицензии на осуществление деятельности по использованию недр и административный акт о предоставлении в пользование определенного участка недр. Общими основаниями для прекращения права на природопользование могут быть: 1) смерть гражданина или ликвидация юридического лица, которые являлись природопользователями; 2) прекращение оснований для осуществления права пользования, такие как расторжение договора о природопользовании, истечение срока лицензии и другие причины; 3) отказ от права на природопользование; 4) применение санкции в виде прекращения права на природопользование в случае нарушения экологического законодательства природопользователем; 5) изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.

    Также прекращение права использования природных ресурсов может быть обусловлено изъятием или ограничением оборота этих ресурсов. Изъятие подразумевает невозможность частной собственности, а ограничение — ограниченные возможности для совершения сделок и владения, указанные в законе. Большинство природных объектов, предоставляемых для использования, относятся к недвижимости. Это регулируется Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

    Характеристики субъектов и объектов природопользования.

    Субъектами, обладающими правом природопользования, могут быть как физические, так и юридические лица, которые приобрели право использовать природные ресурсы в соответствии с установленным законом порядком. Это могут быть различные организации, предприятия и учреждения, а также граждане.

    Для того чтобы приобрести право природопользования, необходимо иметь правосубъектность — то есть все необходимые права и возможности, как для физических, так и для юридических лиц. Для последних это также подразумевает способность использовать природные ресурсы в соответствии с их целями и деятельностью, предусмотренными в уставе или других учредительных документах.

    По сравнению с общим правом природопользования, специальное право природопользования может быть приобретено не только гражданами, но и юридическими лицами. Другие различия между этими двумя видами прав выражаются в их целях, порядке и условиях использования природных ресурсов, как видно из их определений. Кроме того, различия проявляются в основаниях возникновения этих видов прав природопользования: в то время как общее право природопользования происходит непосредственно из закона, основаниями для специального права природопользования являются юридические факты.

    Содержание права природопользования охватывает набор прав и обязанностей природопользователя в отношении предоставленного ему природного объекта.

    Особые права и обязанности, которые имеются у субъектов в зависимости от вида природного объекта и целей его использования, для каждого конкретного случая могут быть различными. Например, предприятия, владеющие лесными угодьями, имеют право на вырубку леса, сбор древесины, временное строительство объектов, связанных с использованием лесных ресурсов, а также обязаны восстанавливать лес после вырубки, соблюдать правила пожарной безопасности и санитарные нормы, не оставлять необрезанных деревьев и так далее (см. ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ).

    Предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых, могут проводить геологические исследования, осуществлять разработку месторождений и так далее. Однако они также обязаны вести геологическую и другую документацию, предоставлять информацию о разведанных и извлеченных полезных ископаемых в соответствующие государственные органы и так далее (см. ст. 22 Закона РФ "О недрах").

    Права и обязанности субъектов.

    Одновременно возможно выделить основные для всех пользователей природы права и обязанности по использованию предоставляемых им природных ресурсов.

    Субъекты права использования природы имеют право: — использовать природный объект в установленных пределах; — выбирать способы своей хозяйственной и иной деятельности;

    — требовать возмещения убытков и получения компенсаций в связи с изъятием природного объекта для государственных или муниципальных нужд; — защищать свое право использования природы от нарушения.

    Пользователи природы обязаны: — использовать природный объект в соответствии с его целевым назначением; — соблюдать законодательство, условия лицензии и другие документы на право использования природы; — вносить своевременно плату за пользование природным объектом; — выполнять правила рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

    Специальное природопользование

    Пункт 2

    Уникальным является такое использование природы, разрешение которого выдается органами власти и связано с удовлетворением экономических интересов общества.

    Уникальное использование природы имеет две формы – комплексное использование природы и специальное использование природы.

    Комплексное использование природы означает одновременное использование нескольких природных ресурсов. При этом экологическая ситуация в регионе должна обязательно учитываться.

    Комплексное использование природы осуществляется для того, чтобы рационально использовать природные ресурсы территории и свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду.

    В земельном законодательстве отсутствует определение специального природопользования, однако большинство случаев использования земли является специальным.

    Исключением здесь служат случаи использования земель общего назначения, установленные законодательством.

    Передача земельных участков для использования происходит либо на основании акта, либо договора.

    Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, устройств и технических средств. Это действие возможно только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на небольших плавсредствах.

    Существует специальный список, определяющий виды специального водопользования.

    Предпринимательскую деятельность можно начинать после получения лицензии на пользование недрами, независимо от того, является ли заявитель юридическим лицом или гражданином другого государства.

    Согласно ст. 33 Федерального закона "О животном мире", специальное пользование объектами животного мира может быть предоставлено юридическим лицам, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, на основании соответствующей лицензии. Лицензии выдаются органами государственной власти на федеральном или региональном уровне.

    Граждане, включая иностранцев и лиц без гражданства, могут получить право пользования объектами животного мира на один сезон на основании разовой именной лицензии, выданной на основании общей лицензии.

    В законодательстве РФ о лесах указано, что осуществление специального лесопользования происходит посредством аренды, безвозмездного пользования как физическим, так и юридическим лицам. Право пользования лесными ресурсами осуществляется на основании заключенных договоров и лицензий.

    Комплексное использование природных ресурсов

    Замечание 3

    Александр Евгеньевич Ферсман выражал мнение, что идея комплексного использования природных ресурсов имеет экономическое значение и представляет собой идею для будущего.

    Это означает, что необходимо охранять природные ресурсы от истребительного использования и сохранять их для будущих поколений.

    Существует огромный потенциал не только в комплексном, но и в полном использовании природных ресурсов при технологических схемах переработки апатито-нефелиновых руд.

    Апатито-нефелиновые руды содержат апатит и нефелин. Нефелиновые руды подвергаются переработке на металлургических, химических и цементных комбинатах.

    Обработка руды проводится не до конечного продукта, а только около 65%. При полном использовании, то есть извлечении титано-магниевого концентрата, этот показатель может достигнуть 96%.

    При производстве глинозема, соды, поташа образуются отходы, включающие нефелиновый шлам, общим объемом миллионы тонн. Но этот шлам можно использовать для производства различных товаров, таких как портландцемент, огнеупоры, бетон, стекло, ситаллы и др.

    Переработка апатитового концентрата позволяет получать фосфорную кислоту и её соли, удобрения, фтористые соли, редкие и редкоземельные металлы, цемент, гипс. При этом извлекается 90% фосфора и 50% фтора.

    Каждая тонна окиси фосфора при переработке дает 4 тонны фосфогипса. А в отходы солей фтора попадает до 50%.

    При полном извлечении медных руд можно получить до 25% ценных элементов, хотя текущая степень извлечения составляет менее 50%.

    Комплексное использование природных ресурсов позволяет организовать повторное производство изделий по схеме сырье-продукт-сырье.

    Этот план означает, что после окончания срока службы изделие должно быть не только отремонтировано и восстановлено, но и переработано в исходное сырье для производства другого продукта.

    При использовании сырья в комплексе происходит экономия самого сырья и затраченной на его переработку энергии.

    Сгораемое топливо содержит ценные элементы, такие как ванадий, никель, германий и редкие земли, которые в настоящее время не извлекаются. Однако для производства ванадия на Качканарском комбинате и никеля на Норильском комбинате тратятся сотни миллионов рублей. Технология извлечения ванадия и никеля из мазута, а также германия и редких элементов из золы угля уже разработана, и теперь дело осталось только за её внедрением.

    Общественное пользование природой доступно для всех и не требует специального разрешения от государственных органов или частных лиц, владеющих природными ресурсами. Это связано с осуществлением естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право использовать природные объекты возникает из законов и нормативных актов, однако в некоторых случаях устанавливаются ограничения.

    Гражданский кодекс РФ также определяет категорию земельных участков общего пользования. Граждане имеют право свободно находиться на общедоступных участках и использовать природные ресурсы в рамках установленных законом пределов. Если земельный участок не огорожен и не запрещен для посещения, любое лицо имеет право на проход через него, при условии, что это не нарушает прав собственника.

    Ограниченное право пользования земельным участком (сервитут) устанавливается Земельным кодексом РФ (ст. 23). Существует частный и публичный сервитут. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

    Публичный сервитут устанавливается законом или другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для защиты интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Инновацией Земельного кодекса РФ является то, что установление публичного сервитута происходит с учетом результатов общественных слушаний.

    Публичные сервитуты могут быть установлены, например, для:

    — прохода или проезда через земельный участок;

    — выполнение ремонтных работ по коммунальным, инженерным, электрическим и другим сетям, а также объектам транспортной инфраструктуры на земельном участке;

    — размещение геодезических знаков и подъездов к ним на земельном участке;

    — проведение дренажных работ на участке земли;

    — забор воды и водопой;

    — прохождение сельскохозяйственных животных через земельный участок;

    — сенокос, выпас сельскохозяйственных животных на земельных участках в установленные сроки и с учетом местных условий;

    — использование земельного участка для охоты, рыбалки в водных объектах на участке в установленные сроки и порядке.

    Согласно Земельному кодексу РФ, сервитут может быть временным или постоянным.

    Право использовать недресурсы для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений для личных нужд закреплено в Законе РФ «О недрах». По этому закону собственники земельных участков имеют возможность проводить работы на глубину до пяти метров и эксплуатировать колодцы и скважины на первый водоносный горизонт. Однако, эти работы должны быть согласованы с соответствующими органами власти и проводиться без применения взрывных работ при отсутствии общераспространенных полезных ископаемых на государственном балансе (ст. 7).

    Возможность использования собственниками земельных участков и землепользователями общераспространенных полезных ископаемых и пресных подземных вод для личных нужд также предусмотрена Земельным кодексом РФ (ст. ст. 40, 41).

    Полнота и ясность права общего пользования водами и лесами достаточно хорошо отражены в лесном и водном законодательстве.

    Для обеспечения безопасности от пожаров и уборки лесов, а также для защиты граждан при работе в лесах, их пребывание там может быть ограничено. Запрещение или ограничение входа в леса по иным причинам, не предусмотренным в Лесном кодексе РФ, запрещено.

    Использование водных ресурсов регулируется водным законодательством РФ, и водопользование общего пользования тесно связано с водными объектами, определенными Водным кодексом РФ.

    В соответствии с 6-й главой Кодекса, поверхностные водные объекты, принадлежащие государству или муниципалитету, являются общедоступными, если это не предусмотрено иным образом. Следовательно, каждый гражданин имеет право на доступ к таким водным объектам и их бесплатное использование для личных и бытовых нужд. При этом использование таких водных объектов регулируется правилами безопасности, установленными Правительством РФ. Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд определяются местными органами власти.

    На водных объектах общего пользования в России могут быть установлены запреты на изъятие водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование судов и других технических средств, предназначенных для отдыха на воде, а также на водопой и другие действия.

    Правила общего пользования водными биоресурсами регулируются федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в контексте любительского и спортивного рыболовства. См. статью 24 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (с изменениями от 6 декабря 2011 года) // "Российская газета" от 23 декабря 2004 года № 284.

    Таким образом, законодательство ограничивает право общего природопользования в рамках удовлетворения собственных нужд.

    Использование земель, недр, водоемов, лесов, животного мира и атмосферы в рамках специального природопользования, как правило, направлено на удовлетворение экономических интересов общества и юридических/физических лиц. Это также сопряжено с более серьезным воздействием на окружающую природу по сравнению с общим природопользованием. Поэтому специальное природопользование обладает рядом юридически значимых особенностей.

    В частности, оно регулируется разрешительной (лицензионной) системой и предполагает выделение определенных участков природных объектов для осуществления отдельного пользования юридическими и физическими лицами.Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): учебник. — М.: Юристь, 2009.- С. 89.

    Существует необходимость осуществления специального природопользования в различных формах:

    — таких как специальное использование водных ресурсов, недр, объектов животного мира и других природных ресурсов.

    Введение комплексного природопользования обусловлено тем, что при предоставлении доступа к одному природному ресурсу, часто используются или оказывают воздействие на другие ресурсы.

    Под комплексным природопользованием понимается использование природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов юридических или физических лиц, включая использование одного или нескольких природных ресурсов, утилизацию отходов в одной или нескольких средах и т. д., с учетом состояния окружающей среды, соблюдения установленных нормативов и условий, предусмотренных лицензией. (Brinchuk M.M. Environmental Law: textbook. — M .: Jurist, 2009.- P. 90.)

    Отдельные природные ресурсы, такие как земля, недра, воды, леса, животный мир, атмосфера, обычно используются для осуществления бизнес-деятельности через специальное природопользование.

    Право специального природопользования возникает на основе разрешений, лицензий, договоров, которые оформляются в соответствии с законодательством (например, предоставление земельного участка, горного отвода, выдача разрешения на рубку леса, лицензия на размещение отходов и т. д.) и в случаях, предусмотренных законом.

    Землепользование

    Этот термин обозначает не только законные нормы, но и отношения, которые они регулируют, связанные с разумным использованием земельных ресурсов. Каждый гражданин имеет право на ведение фермерского хозяйства и личного подсобного хозяйства, что включает право пользоваться землей.

    Допускается строительство жилья, уход за ним, создание садоводства или содержание домашних животных на земле. Также можно использовать землю для промысла, традиционного для данной местности. Право на землю могут получить наследники и покупатели жилых домов. Пользование землей может быть временным, но Возможно получение постоянного права на нее.

    Общее природопользование: понятие, примеры и важность для экосистемы

    Пользование недрами и лесом

    В рамках данного права установлено несколько правил, которые определяют целесообразность: условия, которым необходимо соответствовать, порядок использования ресурса. Работать с недрами можно только при условии предварительного получения лицензии, причем основание для ее получения должно соответствовать конституционным нормам и положениям, указанным в кодексах и федеральных законах.

    Использование лесных ресурсов требует соблюдения ряда законодательных норм на уровне государства. В них отражена разносторонняя природа осуществления права на использование, тесно связанная с процессами восстановления лесных территорий и сохранением уже существующих в стране. Пользователи леса обладают определенными законом правами, однако на них также ложатся обязанности, обусловленные ответственным использованием природного ресурса.

    Оцените статью
    SPBINFO24.RU
    Добавить комментарий