В работе над данной темой можно оттолкнуться от традиции изображения Петербурга в творчестве А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, а затем начать разговор о Петербурге Ф.М. Достоевского.
Ф.М. Достоевского совершенно справедливо называют петербургским писателем, но Петербург в романе «Преступление и наказание» — это не только город, в котором живут герои. Читатель воспринимает его как своеобразного участника событий, как действующее лицо.
План к сочинению
- Образ Петербурга в романе и его идейно-художественный смысл.
- Развенчание «града Петрова» и скрытая полемика с Пушкиным.
- Углубление трагической темы Петербурга в творчестве Гоголя.
- Резкая антитеза, разделяющая Петербург Достоевского на два противостоящих мира:
а) официальный Петербург, его веющая холодом панорама, открывающаяся взору Раскольникова с Николаевского моста;
б) петербургский мир «униженных и оскорблённых» (петербургские углы, доходные дома, уличные сцены, трагедии).
- Петербург Достоевского – город страданий, нищеты, человеческого отчаяния.
Пушкинские и гоголевские традиции в контексте романа «Преступление и наказание»
Сделаем несколько уточнений, имеющих отношение ко 2 и 3 пунктам плана.
Петербург Пушкина. Поэт любит город Петра – «окно в Европу», это державный град. Это и город – источник вдохновения для поэта. Для героя поэмы Пушкина «Медный всадник» Евгения Петербург – город, в котором было разрушено наводнением его простое человеческое счастье.
Петербург Гоголя. Можно вспомнить повесть «Невский проспект» или «Шинель». Петербург – город, соединивший в себе реальность и бред, явь и кошмар, город фантастических контрастов, данный глазами «маленького человека».
Ключевые детали в изображении города на страницах романа
- Говоря об облике городских улиц, отметьте такие детали, как жара, пыль, дурные запахи, пёстрая толпа. Например, исследователь В.В. Кожинов пишет: «Чрезвычайно жаркое время» — это не просто метеорологическая примета: как таковая она была бы излишней в романе… Через весь роман пройдёт атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя, мутящих его сознание до обморока. Это не атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления…»
- Облик города дополняется описанием жилищ героев (комнаты Раскольникова, Сони, Мармеладовых, номеров в гостинице, где останавливаются мать и сестра Раскольникова, где проводит последнюю ночь Свидригайлов). Ключевые детали в описаниях таковы: беспросветная бедность, неправильные формы, жёлтые обои, простая мебель.
- Улицы, проходные дворы, колодцы домов, лестницы, трактиры, распивочные, полицейские конторы, Сенная площадь с прилегающими в ней канавами. Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, чего-то неправильного, безобразного, рождаемый пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего вида людей и каморок, в которых они живут. Всё несёт на себе печать неустроенности, скудности человеческого существования.
- Обратите внимание на тяжелейшее впечатление, которое усиливается встречами Раскольникова с людьми на улицах Петербурга. Это и пьяные (мужчины и женщины), «всякого рода промышленники и лохмотники», пьяная девочка на бульваре, бросившаяся в реку женщина, которая до этого «удавиться хотела», Мармеладов с жёлтым, стекшим зеленоватым лицом, Сонечка в лохмотьях и др.
Перечитайте эпизоды, которые дадут вам нужный материал: ч. 1, гл. 1, 2 — петербургские улицы; ч. 1, гл. 4 — опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе; ч. 2, гл. 2 — удар кнута на мосту; ч. 2, гл.
7 — смерть Мармеладова; ч. 5, гл.
5 — смерть Катерины Ивановны.
- Приводя примеры из текста романа, вы должны прийти к выводу: нет сомнений в том, что Петербург связан с преступлением героя. В другом, прекрасном Петербурге вряд ли в сознании молодого человека родилась его антигуманная теория. Но Петербург «униженных и оскорблённых», в котором страдают и погибают люди, доведённые до отчаяния, заставляет Раскольникова искать выход из положения, пути изменения несправедливо устроенного мира.
У Достоевского Петербург — это город контрастов: город «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик, из которого некуда идти. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.
Вариант сочинения
Действие произведений Федора Михайловича Достоевского часто происходит именно в Петербурге, который в то время был столицей Российской империи. Исключением не стал и роман «Преступление и наказание». Петербург в нём не просто город, в котором живут герои, он является своеобразным участником событий, действующим лицом.
Петербург Достоевского предстает перед читателями городом душных, пыльных улиц и грязных, мрачных дворов-колодцев. На таком угнетающем фоне, придающем особенную, напряженную атмосферу, и происходит действие одного из самых известных романов писателя.
Все события «Преступления и наказания» разворачиваются в той части Петербурга, где живут бедные и зачастую неблагополучные люди: ремесленники, бедные чиновники, попрошайки, пьяницы, женщины легкого поведения. Повсюду в городе встречаются распивочные, сточные канавы, мрачные здания.
Однако такой вид Петербурга, открывающийся с самых первых страниц романа, как нельзя лучше соответствует состоянию души его главного героя – Родиона Раскольникова, задумывающего убийство старухи процентщицы. Юноша окружен угрюмыми домами и равнодушными, зачастую пьяными и злыми людьми; эта атмосфера словно подталкивает его к совершению злодеяния. После этого Раскольников ходит по душному городу с его изнуряющей летней жарой и пылью: в этой части Петербурга нет ни деревьев, ни фонтанов. О действии петербургской атмосферы на людей говорит и один из героев романа Аркадий Свидригайлов: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!» Современный критик В.Кожинов пишет по этому поводу так: » Это не атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления…»
Удручающе выглядят и жилища персонажей произведения. Крошечная каморка Раскольникова похожа на гроб; квартирка Сони Мармеладовой напоминает сарай, номер Свидригайлова в гостинице душный и тесный, а семья Мармеладова вообще живет в проходной комнате. Люди живут в «вонючих» дворах, ходят по облитым помоями лестницам: условия проживания также оказывают влияния на поступки и душевное состояние персонажей.
Одной из ключевых деталей является нездоровый и раздражающий желтый цвет. В него окрашены обои, мебель, казенные учреждения Петербурга; желтые лица у пьяного Мармеладова и женщины-самоубийцы. Сочетание этого цвета с серым подчеркивает безысходность и тоску, беспросветность существования людей в этом городе: в их Петербурге нет радости и красоты.
Ежедневно видя перед собой серые, старые стены зданий, разбитые мостовые и желтые пьяные лица, они сами отправляются в многочисленные питейные заведения, совершают преступления, заканчивают жизнь самоубийством, занимаются проституцией. Другой Петербург, панораму которого видит с Николаевского моста Раскольников, безучастен к бедам этих людей. Неслучайно от него веет холодом и равнодушием.
На улицах Петербурга, о котором когда-то с восхищением писал А.С. Пушкин, разворачиваются жизненные драмы. На страницах романа Достоевского создан город контрастов: это город «униженных и оскорблённых » и город «сильных мира сего». Это город, где нечем дышать, город-тупик, из которого некуда идти. Это город, в котором рождаются безумные идеи и появляются люди-убийцы, считающие себя способными перестроить мир, в основе которого будет лежать преступление.
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание города
Санкт-Петербург является основным местом событий знаменитого романа "Преступление и наказание" Достоевского.
В этой статье представлен образ Петербурга в романе "Преступление и наказание", характеристика, описание города в цитатах. Смотрите: — Все материалы по роману "Преступление и наказание" — Все статьи о Раскольникове
Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание"
Как известно, во времена Достоевского Санкт-Петербург являлся столицей Российской Империи.
В 1860-е годы обстановка в Петербурге была не вполне благополучной: уровень преступности возрастал, увеличивалось количество бедного населения (как например, семья Мармеладовых), появлялось все больше женщин "непристойного поведения" (как Соня Мармеладова) и алкоголиков (Мармеладов).
На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица).
Среди молодежи и "прогрессивного населения" набирали популярность такие явления, как нигилизм ("модное безверие" Раскольникова), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (взгляды Лебезятникова), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти новые явления нашли отражение в романе "Преступление и наказание".
Санкт-Петербург времен Достоевского — это центр всех "новостей, реформ и идей" страны, по словам господина Лужина:
"Все эти наши новости, реформы, идеи — все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге. " (Лужин о Петербурге, часть 2 глава V)
По словам Свидригайлова, Петербург — это город канцеляристов и семинаристов:
"Город канцеляристов и всевозможных семинаристов. " (Свидригайлов о Петербурге, часть 4 глава I)
Господин Свидригайлов считает Петербург городом "полусумасшедших", в частности из-за климата:
". я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем. " (Свидригайлов о Петербурге, часть 6 глава III)
Петербург середины XIX века — это крупный, густонаселенный город, из-за чего здесь нередко случается "толкотня":
"На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня. " (часть 1 глава I)
"Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой." (часть 3 глава VI)
Петербург времен Достоевского плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания кажутся "громадными, теснящими и давящими", по словам Достоевского:
". его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. " (часть 1 глава V)
По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, поэтому женщинам не стоит одним ходить по улицам. Об этом в романе упоминает Разумихин:
". я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…" (Разумихин сестре и матери Раскольникова, часть 3 глава I)
В Петербурге проживает множество иностранцев, которые держат свои лавки и т.д. Среди иностранцев есть и состоятельные люди, как например Амалия Ивановна Липпевехзель, хозяйка квартиры Мармеладовых:
". все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудова-то приезжают, все глупее нас. " (Катерина Ивановна Мармеладова о Петербурге, часть 5 глава II)
В Петербурге Достоевского живет много бедного населения. Так например, студент Раскольников снимает комнату в районе Сенной площади, где живут рабочие и ремесленники. Здесь же живут и другие главные герои. В этом районе много "грязи, вони и гадости", по словам самого Раскольникова:
"Он был до того худо одет. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. " (часть 1 глава I)
". почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость." (Раскольников размышляет о районе Сенной в Петербурге, часть 1 глава VI)
Район Сенной площади был хорошо знаком самому Достоевскому, который жил в этой зоне в 1840-х и 1860-х гг. Благодаря этому он описывает этот район с "физиологической", невероятной точностью.
В районе Сенной, где проживает Раскольников, расположено много распивочных, из-за чего здесь в любое время дня можно увидеть много пьяных:
"Близость Сенной, обилие известных заведений. " (о распивочных в районе Сенной, часть 1 глава I)
"Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. " (часть 1 глава I)
"На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики." (часть 2 глава I)
"Он находился на — ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги." (часть 6 глава III)
В летние месяцы Петербург превращается в грязный и душный город с "зараженным воздухом":
". а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город. " (Пульхерия Александровна, часть 3 глава IV)
"Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. " (автор, часть 2 глава VI)
Состоятельные горожане летом живут за городом на дачах, а бедное население вынуждено дышать "вонючим" воздухом летнего Петербурга:
"На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. " (часть 1 глава I)
Небогатые жители Петербурга часто снимают жилье в многоквартирных домах, которые полностью сдаются в аренду. Такие дома называются "доходными домами". Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимают жилье в доходном доме, хозяйкой которого является немка Амалия Ивановна Липпевехзель.
В доходных домах жилье сдается без кухни, поэтому квартирантам негде готовить себе еду. Обычно хозяева сами обеспечивают жильцов обедами. Например, Раскольников сначала получает обеды от хозяйки, но позже, из-за долгов за квартиру, лишается этого питания. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:
". как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч. " (часть 2 глава II)
"Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать. " (Раскольников о хозяйке квартиры, часть 1 глава I)
"Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог." (часть 1 глава V)
Основным общественным транспортом в Петербурге в XIX веке являются извозчики. Богатое население ездит на своих собственных щегольских колясках, а бедные люди нанимают извозчиков (как современное такси), чтобы добраться в то или иное место:
"Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей. " (часть 2 глава VII)
". и полуразвалившиеся извозчики." (часть 2 глава I)
"Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами. " (часть 1 глава V)
В романе "Преступление и наказание" автор обозначает большинство улиц сокращенно, например, "С-й переулок", что означает Столярный переулок, "В-й проспект", что означает Вознесенский проспект и т.д. Эти сокращения легко расшифровать, если изучить карту Петербурга того времени. В Санкт-Петебурге до наших дней сохранились те самые здания, упомянутые в романе "Преступление и наказание". Например, до сих пор существуют:
- "дом Раскольникова" (Гражданская улица, 19, на углу Столярного переулка)
- "дом Сони Мармеладовой" (Набережная канала Грибоедова, 73, на углу Казначейской улицы)
- "дом старухи-процентщицы" (Набережная канала Грибоедова, 104/25)
Это был цитатный образ Петербурга Достоевского в романе "Преступление и наказание", характеристика, описание города в цитатах.
Интерьеры квартир героев романа
Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…».
Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое».
Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама. Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате.
Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью».
Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.
Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.
Влияние величественного города на его обитателей
Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри.
Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой.
Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.
Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.
Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.
Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа.
Влияние города на героев произведения
Героям романа «Преступление и наказание» не знакомо то чувство, когда город становиться родным домом и любимой родиной. Они не чувствуют себя спокойными и защищенными. Читая произведение, мы знакомимся с Петербургом изнутри, видим глазами трудового человека, «униженного и оскорбленного», лишенного прав и задавленного нищетой.
Поражающие воображение дворцы, великолепные парки, роскошь, сияние и блеск – это парадная сторона Петербурга. Там прожигают свою жизнь богатые вельможи и знатные дамы. И мало кого из них, из этих обитателей великолепных дворцов, интересует судьба простого человека, обеспечивающего их безбедную сытую жизнь.
Достоевский с огромной болью описывает среду существования миллионов людей, которым просто «некуда больше идти». Тяжелые условия их жизни вынуждают совершать убийства, подталкивают к созданию безумных теорий, заставляют пьянствовать и заниматься проституцией. Трагедия жизни этих людей разворачивается за стенами серых домов, стоящих на улицах великолепного Петербурга.
Петербург Достоевского заставляет читателя задуматься о социальном неравенстве и несправедливости, царящих в обществе. Равнодушный Петербург в произведении является олицетворением равнодушия людей. Им нет совершенно никакого дела до голодающих сирот, безработных спивающихся мужчин, больных женщин, талантливых, но нищих студентов, юных девушек, продающих свое тело.
Мехтиев В.Г. Еще о символах Санкт-Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
УДК 82+821.161.1
ЕЩЕ О СИМВОЛАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Мехтиев В.Г.
В статье рассматриваются семантические грани символического образа Санкт-Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Пограничные смысловые зоны изображенного писателем города вступают в сложную сюжетную и композиционную связь с другими элементами повествования. Тем самым Ф.М.
Достоевский добивается особой концентричности в описании городского пейзажа, интерьера персонажей и внутреннего мира героев. Кроме того, автором исследуются интертекстуальные связи романа со знаменитым богословским произведением «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника.
Ключевые слова: Достоевский, «Преступление и наказание», символ, Санкт-Петербург, цвет, интерьер.
MORE ABOUT THE ST. PETERSBURG’S SYMBOLS
IN THE NOVEL “CRIME AND PUNISHMENT” BY FYODOR DOSTOEVSKY
Mekhtiev V.G.
The article examines the semantic facets of St. Petersburg’s symbolic image in the novel “Crime and Punishment” by Fyodor Dostoevsky. The border semantic zones of the city shown by the writer join a complex plot-compositional connection with other elements of the narrative. Thus, F. Dostoevsky achieves a special concentricity in the description of the urban landscape, the interiors of the characters and their inner world. In addition, the author explores the intertextual connections of the novel with the famous theological work “The Ladder” by St.
John Climacus.
Keywords: Dostoevsky, “Crime and Punishment”, symbol, St. Petersburg, colour, interior.
Образ Санкт-Петербурга, как известно, является стержневым в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Петербург Достоевского – это не сияющий и радостный «град Петров» Пушкина, а город-призрак, с громадами домов и различного рода строений, теснящимися и давящими на маленького человека; с маленькими двориками, обставленными глухими стенами.
Это – «город полусумасшедших» [4, с. 357]. Хронотоп Петербурга входит в сюжетную и композиционную раму произведения и наделяется идеей: Достоевский описывает город, связывая его характеристики с общим для бедных и униженных унылым настроением персонажей.
В сюжете «Преступления и наказания» прослеживается связь образа Петербурга с более частными и даже, казалось бы, незначительными мирами, населенными людьми. Петербург – это и трактир, и комнаты Сони, Мармеладова и Раскольникова, и квартира старухи-процентщицы, которые скрупулезно описывает Достоевский. Писатель уделяет много внимания таким вроде бы мелочам, как этаж, цвет обоев, расположение комнат. Неоднократно повторяясь, частные детали описания приобретают символический смысл.
Объективности ради следует сказать, что Петербург в романе Достоевского – тема не новая. Более того, она давно фигурирует в качестве темы даже для школьных сочинений. Исследователи, изучившие образ города в «Преступлении и наказании», отмечали топографическую точность Достоевского.
В. Кожинов писал, что художественный мир романа «предельно достоверен, как бы даже документален» [5, с. 108]. Это же отмечали другие ученые [см.: 6; 8]. Они обращали внимание на расшифровку названий улиц, переулков, мостов и др., прослеживали путь героев, находили в Петербурге дома, в которых «жили» герои Достоевского и сравнивали их с описаниями в романе. С.В.
Белов, автор комментария к роману, писал о влиянии города на души людей: «Самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя»; только «в мрачном и таинственном Петербурге могла зародиться "безобразная мечта" нищего студента, и Петербург здесь не просто образ – Петербург участник преступления Раскольникова» [3, с. 32]. Ученый позже расширил и обобщил свои наблюдения над образом Петербурга Достоевского – самом отвлеченном и умышленном городе [см.: 2].
М.М. Бахтин же писал, что «самое место действия романа – Петербург (его роль в романе огромна) – на границе бытия и небытия, реальности и фантасмагории, которая вот-вот рассеется, как туман, и сгинет. И Петербург как бы лишен внутренних оснований для оправданной стабилизации, и он – на пороге» [1, с. 189]. Вот эти «пограничные», «пороговые» зоны образа Петербурга представляют наибольший интерес для исследования.
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время. » – так Достоевский начинает свой роман. Эта характеристика погоды лейтмотивом проходит через все произведение.
Далее автор дополняет описание: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. ». Узкие улицы, грязные дома и вода в Неве – все это соотносится с обстановкой комнаты Мармеладова (она является проходной), Раскольникова, которая имеет «самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями», в ней запылены даже книги и тетради; в распивочной герой показан сидящим в «темном и грязном углу» [4, с. 5, 25, 10, 6]. Часто в повествовании прослеживается связь: город – комната (жилище) – эмоциональное состояние героев. Несмотря на то, что город необозрим, как бы не имеет границ, в нем тесные улицы, а громадные дома поделены на крохотные квартирки-клетки, в которых ютятся почти все герои романа. Комнатушки похожи на «шкаф», «гроб», «сундук» или «морскую каюту» и далеки от образа нормального человеческого жилья.
Низенькие, крошечные помещения вдобавок разделены перегородками (квартира старухи-процентщицы, комната Сони). В «жилище» Мармеладова через задний угол протянута дырявая простыня, что еще более усиливает ощущение тесноты. Даже Лужин «покамест и сам» теснится в номерах.
Но если выбор этого типа объясняется его прагматичностью, то герои вроде Мармеладова или Раскольникова чаще всего невольно оказываются в теснящих их мысли и душу обстоятельствах, что отражается на их внутреннем состоянии. «Знаешь ли, Соня – восклицает Раскольников – что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!». Связь с городом отмечается и в сочетании слов «желчный» и «желтый».
Не случайно одной из частых характеристик душевного мира Раскольникова является слово «желчный»: «Проснулся он желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на каморку». Достоевский постоянно говорит о том, что желчь с невиданной силой поднимается в герое, как только он прямо или косвенно оказывается в каморке, в безобразном Петербурге.
Восприятие Раскольникова нередко соединяет впечатления, полученные от города, его каморки и людей, даже близких, как части общей атмосферы. Об этом свидетельствует замечание Разумихина: «Думал было тебя развлечь и болтовней потешить, а, кажется, только желчь нагнал». Слово «желчный» часто используется в характеристике Лужина, Свидригайлова.
Лужин, например, после того, как получил отказ от Дуни, встав с постели, «тотчас же посмотрелся в зеркало. Он опасался, не разлилась ли в нем за ночь желчь?» [4, с. 114, 320, 25, 98, 276]. Созвучие слов «желчный» и «желтый» в романе встречается постоянно. У Раскольникова лицо после болезни стало бледно-желтым. Такое же лицо у Катерины Ивановны, пребывающей в предсмертной агонии.
У Мармеладова лицо не только желтое, но и с зеленоватым оттенком; у Порфирия Петровича оно темно-желтое, у женщины-самоубийцы, которую Раскольников встретил на мосту, – желтое.
Интерьер также носит на себе отпечаток Петербурга с его желто-грязными домами. Это и желтые обои в комнатах, и желтый камень в перстне Лужина. В конторе Раскольникову подают желтый стакан с желтой водой; желтая мебель у Порфирия Петровича и у старухи-процентщицы. Примечательно, что даже во снеРаскольников видит ее желтый диван.
Стоит обратить внимание на то, как Достоевский описывает обои в комнатах героев. Например, у Сони, в которую еще не проникла вся грязь окружающего мира, они всего лишь желтоватые. В комнате Раскольникова на грязных желтых обоях можно разглядеть белые цветочки с коричневыми черточками.
В гостинице, где перед самоубийством остановился Свидригайлов, обои в комнате до того обшарпанные, что желтый «цвет их угадать еще можно, но рисунка уже нельзя было распознать никакого». Герои как будто сроднились с желтым цветом. Раскольникову «ужасно не понравилось» смена обоев в комнате старухи: «он смотрел на новые обои враждебно, точно жаль было, что все так изменилось».
Ведь желтый цвет в жилища героев проник извне, где «уныло и грязно смотрели ярко-желтые домики с закрытыми ставнями». Закрытые ставни, глухие стены – все это создает атмосферу замкнутости, скрытности. В кабинете Порфирия Петровича есть закрытая дверь; и в комнате Сони, в стене справа, дверь, всегда запертая наглухо. Глухо и мертво на перекрестке, куда вышел Раскольников после посещения квартиры старухи, глуха и нема для него великолепная панорама Невы, пусто и глухо в его сердце при виде женщины-самоубийцы, бросившейся с моста в воду. «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния» – вкладывает Достоевский свою мысль в уста Свидригайлова [4, с. 388, 133, 394, 357].
Символическая связь существует между пейзажными рисунками, порожденными общей петербургской атмосферой. В первом сне Раскольникова убийство лошади совершается в удушливый день. На протяжении почти всего повествования в романе встречается мотив «жары», «духоты». Привлекает такая деталь: когда Раскольников пришел убивать старуху, в ее комнате, несмотря на духоту, окна были заперты. Нередки случаи, когда пространство города как бы упирается в тупик: под самой крышей находится каморка Раскольникова; в конце длинного коридора под лестницей расположилось «жилье» Свидригайлова; в подвальных этажах – трактиры и увеселительные заведения; в самой последней комнате (четвертой) сидел письмоводитель, к которому ходил Раскольников.
В связи с образом Петербурга в романе появляется символ паука. Старуха, как паук, ловит всех в паутину и «из всех живые соки высасывает». Порфирий Петрович ждет, когда его жертва «станет задумываться, запутываться», сама себя «вокруг запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть». В сети Лужина попадают Дуня с матерью, Соня.
Так возникает образ города-паука, плетущего свою паутину. Эта своего рода метафора жизни и судьбы почти всех персонажей. Отношение Раскольникова к городу двоякое. С одной стороны, он его ненавидит, а с другой – без «вонючего, пыльного, зараженного городом» [4, с. 262, 120] воздуха он чувствует себя не совсем уютно.
Лестница у Достоевского – особый элемент пространства. Недаром, прежде чем перейти к описаниям комнат, квартир, он пишет о лестнице, которая, как правило, темная, узкая, крутая, грязная, «залитая помоями и засыпанная яичными скорлупами». «Но вот и эта лестница. Какая ужасная лестница» [4, с. 210], – говорит Пульхерия Александровна, идя к Раскольникову.
Герои как бы живут и действуют на лестнице, которая часто является поворотным моментом в их поведении или судьбе. По христианской традиции семь ступеней при входе в храм символизирует семь смертных грехов, а поднимающийся по лестнице очищается от них. Так известный подвижник Древней Церкви, игумен синайского монастыря преподобный Иоанн в книге «Лествица» [см.: 7] указывает, что путь духовного самосовершенствования – это непрерывное восхождение по лествице (лестнице), состоящей из тридцати ступеней.
Герои «Преступления и наказания» иногда совершают путь «вверх», но чаще жизнь их ведет в противоположную сторону. Они обычно спускаются по лестнице, а не поднимаются. Лужин, спускаясь с лестницы, все еще воображал, что дело еще, может быть, совсем не потеряно и, что касается одних дам, «весьма и весьма» поправимое.
Разумихин сообщает Раскольникову: «А мне, сходя с лестницы, мысль одна пришла, так и осенила меня». Раскольникова на середины лестницы нагоняет священник, на последних ступенях – Полечка. Комната Свидригайлова в гостинице находится под лестницей; герою неоткуда начать свое восхождение.
Для входа в различные увеселительные заведения, в распивочные надо спускаться в подвальный этаж, как будто прямо в ад. Люди в Петербурге просто обречены на движение «вниз». Слова, сказанные о Соне: «Ей здесь три дороги – броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом. или броситься в разврат, одурманивающий ум и отменяющий сердце» [4, с. 234, 226, 247], – словно возможные пути исхода всех персонажей, если в их жизни не случится чудесное преображение.
Мармеладов исповедуется в трактире, который выступает в романе как часть общего петербургского пространства. Символический образ северной столицы Достоевский создавал, помня «Лествицу». В одном из эпизодов книги преподобный Иоанн повествует о своем посещении темницы, где надеялись обрести спасение заключенные, осужденные и кающиеся.
Здесь было множество «грешников», они по-разному вымаливали свои грехи. Одни считали себя преступниками, «преклонялись к земле», думая, что недостойны «взирать на небо»; другие были «исполнены мрака и как бы тонкого отчаяния». Преподобный видел и тех, кто находился в исступлении: эти молили Господа, «чтобы здесь потерпеть мучения, а там быть помилованными».
Некоторые уже находились «пред вратами небесными», то есть отчаянно ждали смерти и хотели знать, что их ожидает в будущем. Одежды заключенных были нечистые и неопрятные: «у всех они были разорванные, смердящие и покрытые насекомыми». Картину дополняет красноречивое упоминание о «зловонии» и «смраде» [7, с. 120, 122, 124, 127, 130].
Рассказ об «осужденных» в «Лествице» заставляет усмотреть в образе Петербурга религиозно-символический подтекст. События в «Преступлении и наказании», как было отмечено, начинаются в июле, «в чрезвычайно жаркое время».
В воздухе витает «особенная летняя вонь», усиливаемая «нестерпимой вонью из распивочных»; и «отвратительный и грустный колорит», который питается видом темных, узких, черных лестниц. Дверь, ведущая в жилище Мармеладова, была «закоптелой». «Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но наверху лестницы было очень темно» [4, с. 26]. Описание трактира словно дублирует характерные приметы общей петербургской атмосферы. Детализируя обстановку, автор упоминает о «черных сухарях» и особо подчеркивает, что в трактире «очень дурно пахло».
Мармеладов даже по приметам своей одежды напоминает заключенных в темнице мучеников: «Он был в поддевке и в страшном засаленном черном атласном жилете, а все лицо его было как будто смазано маслом, точно железный замок» [4, с. 13]. Сила художественной выразительности стиля Достоевского заключается и в том, что писатель создает особые «пространственно-временные миры», вмещающие «образ вечности на аршине пространства» и допускающие «сосуществование всего во всем» [9, с. 145, 152].
Достоевский символизирует почти каждую создаваемую им картину. В его стиле сквозь историко-бытовой план просвечивают универсальные религиозные схемы. В сакральное пространство стянуты чувство и переживания Раскольникова, Мармеладова. Ситуация Мармеладова, как, впрочем, и Раскольникова, упирается в предельную точку, названную в романе «отчаянием».
Таким образом, изображение Петербурга в романе «Преступление н наказание» имеет два плана: с одной стороны, картины городской жизни и быта поражают своей точностью, достоверностью, что углубляет чувство реальной «текучести» времени и событий, предельно сужается пространство повествования и делается зримым, ощутимым, осязаемым, а с другой – над реальными картинами, связанными с пространством Петербурга, отчетливо проявляется символический план. Значение этого символического плана велико, поскольку он возводит основные конфликты произведения и художественные приемы Достоевского, связанные с изображением судеб героев, к универсальным, всеобщим категориям бытия. Символизм Петербурга более отчетливо проявляется, если соотнести образ города с «Лествицей» преподобного Иоанна.
Список литературы:
1. Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. / Ин-т мировой лит. им. М. Горького Российской акад. наук. Т. 6: Проблемы поэтики Достоевского, 1963. Работы 1960-х-1970-х гг.
М.: Русское слово 2002. 799 с.
2. Белов С.В. Петербург Достоевского. СПб.: Алетейя, 2002. 384 с.
3. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Изд.
2-е. М.: Просвещение, 1985. 240 с.
4. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 6. Преступление и наказание: Роман в 6 ч. с эпилогом / Текст подгот. Л.Д. Опульская.
Л.: Наука, 1973. 423 с.
5. Кожинов В.В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского // Три шедевра русской классики. М.: Художественная литература, 1971. 300 с.
6. Купман К.А., Конечный А.М. Наблюдения над топографией «Преступления и наказания» // Известия АН СССР. Сер. яз. и лит. 1976. № 2. С. 18-190.
7. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. М.: Даниловский благовестник, 2013. 592 с.
8. Саруханян Е.П. Достоевский в Петербурге. Л.: Лениздат, 1972. 273 с.
9. Селезнев Ю. В мире Достоевского. М.: Современник, 1980. 376 с.
Сведения об авторе:
Мехтиев Вургун Георгиевич – доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и журналистики Педагогического института Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск, Россия).
Data about the author:
Mekhtiev Vurgun Georgiyevich – Doctor of Philological Sciences, Professor of Literature and Journalism Department of Pedagogical Institute, Pacific National University (Khabarovsk, Russia).