Нравственность и духовность: Краткое описание и их значение в жизни человека

Нравственность и духовность: Краткое описание и их значение в жизни человека

Нравственность – это система ценностей, основанная на представлениях о добре и зле, которая регулирует поведение человека в обществе. Она формируется под влиянием культуры, религии и личного опыта, определяя, как индивид должен взаимодействовать с окружающими и какую ответственность нести за свои поступки.

Духовность, в свою очередь, предполагает внутреннее развитие человека, его стремление к самоосознанию и поиску смысла жизни. Она может выражаться в религиозной практике, философских размышлениях или гуманистических ценностях, и направлена на обогащение внутреннего мира, гармонию с собой и окружающим.

Что такое нравственность и духовность краткое описание

Гринёва Е.А. 1 Давлетшина Л.Х. 1

1 ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

Данная статья посвящена проблеме определения сущности таких понятий, как «духовность», «нравственность» и «духовно-нравственный потенциал». Высокая актуальность данной темы подтверждается потребностью в воспитании духовно-богатой, нравственной личности в современном образовании, способной не только потреблять, но и созидать.

Существует различные точки зрения на понятия "духовность" и "нравственность" в рамках философии, культурологии, психологии и педагогики. В данной статье исследуются различные подходы к пониманию сущности "духовности", включая светские и религиозные точки зрения. Также рассматривается взаимосвязь между "духовностью" и "нравственностью" через концепцию "духовно-нравственного потенциала". Авторы аргументируют необходимость присутствия духовно-нравственной составляющей во всех аспектах воспитательной работы.

Нравственность и духовность: Краткое описание и их значение в жизни человека

239 KB

Источник литературы

Гринёва Е.А., Давлетшина Л.Х. На ОБСУЖДЕНИИ ОСНОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИНЦИПАМИ "ДУХОВНОСТЬ", "НРАВСТВЕННОСТЬ", "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ" // Научное обозрение. Учебные науки. — 2014. — № 1. — С. 99-100; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=124 (дата обращения: 04.03.2024).

Мы рекомендуем вам журналы, которые издаются издательством "Академия Естествознания"

(высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Сущность и природа нравственности и духовности статья (10 класс) по теме

Важнейшими и базисными характеристиками личности являются духовность и нравственность. Нравственность представляет собой общие принципы поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Она регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения.

Духовность имеет "вертикальное" направление, так как она является связующим звеном между социальным и духовным мирами. Она определяется как стремление личности к высшим целям и ценностная характеристика сознания. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных и нравственных интересов над материальными (Словарь русского языка).

Сущность и природа нравственности и духовности

Делай так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Это «Золотое правило» нравственности

Личность обладает важными и базовыми чертами, такими как духовность и нравственность.

Нравственность охватывает общие принципы поведения людей в отношении друг к другу и обществу. Она регулирует чувства, желания и действия человека в соответствии с моральными принципами определенной системы ценностей. В энциклопедическом педагогическом словаре нравственность рассматривается как «термин, используемый, в основном, как синоним термина мораль, иногда – этика. Аналогично тому как понятие "этика" в греческом языке, "мораль" в латинском, слово "нравственность" в русском языке этимологически связано с словом "нрав" (характер) и лексически утверждено в Словаре Российской Академии (1793 г.)

Таким образом, мораль характеризует личность индивида, его общественное бытие. До некоторой степени ее можно отнести к человеческой душе, которая проявляется в материальном мире через нашу личность. Если говорить о пространственной направленности морали, то это "горизонтальные" связи, то есть — социальные. Мораль является критерием принятия, усвоения общественных норм и ценностей, поэтому она может быть в некоторой степени воспитана.

Моральный опыт общества, который личность осваивает, выражается в её нравственной культуре. Это проявляется в уровне развития нравственных понятий, суждений, чувств, ценностей, оценок, формировании ведущих нравственных качеств и культуры поведения, а В способности к нравственному выбору. Реализация нравственного воспитания предполагает знание содержания отношений личности, которые лежат в основе её нравственных качеств:

отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.).

отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);

отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);

Отношение к природе, материальным ценностям и общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей).

Этическое сознание — это синтез этических принципов, убеждений, оценок и моральных мотивов и т. д. Этические чувства — это способ, которым человек воспринимает свое отношение к природным и социальным явлениям, к другим людям и к самому себе. Только когда эти этические концепции, оценки и убеждения становятся объектом устойчивых чувств, они превращаются в реальные мотивы для деятельности. Этическое воспитание — это общественно ценные качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении и деятельности.

Сущность духовности заключается в том, что она представляет собой своего рода "мост" с социальной, личностной, "низшей" сферы к духовной, высшей, "верхней" реальности. Духовность определяется как стремление личности к высоким целям, ценностные характеристики сознания. Духовность — это свойство души, проявляющееся в преобладании духовных, моральных и интеллектуальных интересов над материальными (Словарь русского языка). Духовность направлена "вверх", поскольку она "не от мира сего" — она принадлежит духу, духовному миру, а не социальному. Но так же, как свет солнца дает растению возможность обрести "цвет" и расцвести в прекрасный цветок, так и духовность (дух) позволяет человеку (личности, душе) проявить свои самые лучшие качества в этом мире — любовь, милосердие, сострадание, терпение

В учебнике педагогических терминов можно прочитать: "Изначально слово "духовность", происходящее от слова "дух", указывает на связь с сверхъестественным трансцендентным началом Духовность не может быть определена, так как дух неопределен и выходит за рамки разума; в рамках только разума определение духовности отрицательно. Духовность противопоставляется социальности: насколько социальность спонтанна, корыстна, адаптивна, — она лишена духовности".

Изучая литературу на эту тему, заметила, что точки зрения на сущность духовности у представителей разных областей знания практически идентичны по своему содержанию, отличаясь только внешними проявлениями и названиями. Духовность, как правило, неразрывно связана с духом человека, с высшим, духовным сознанием человека; с действием Святого Духа, с Благодатью; с тончайшей, высшей энергией в человеке (в Учении Живой Этики ее называют психической), с божественной энергией Любви; с открытостью и воспламенением сердца.

Так, Н.Бердяев считал, что с духовностью связано глубокое "я" человека. Именно духовность, исходящая из глубины, по его мнению, является той силой, которая формирует и поддерживает личность в человеке.

Основой здоровой государственности и великой культуры являются дух и духовность. Личная духовность представляет собой свободу и стремление к совершенствованию, а также способность видеть последствия своих действий для людей и общества в целом.

На уровень духовности личности влияют различные аспекты, включая сознание, мышление, интеллект, чувства, воображение, интуиция, совесть, воля и способность к творчеству [1].

Духовную направленность личности определяет интеллект, сбалансированный любовью ко всему прекрасному.

Уровень духовности человека зависит от уровня развития его сознания. Стремление к культурным и нравственным ценностям, их осознание в повседневной жизни — самый эффективный способ духовного совершенствования. Таким образом, человек вступает во взаимодействие с высшим и прекрасным.

Гармония взаимодействия человека с другими людьми требует жизни, основанной на самоотверженной и действенной любви. Человек, ценности которого сводятся к эгоизму, не способен к такой любви и не может интересоваться общим благом, разрушая свою духовную целостность. Культура и стремление к прекрасному помогают избежать такого состояния души [4].

Духовность личности связана с гуманизмом и нравственными ценностями, включая индивида в сферу духовной деятельности, которая включает в себя эстетические, моральные, правовые и другие взгляды на человека и окружающий мир.

Поэтому у развития духовности нет внешних источников, она может развиваться только внутри человека.

Нравственность (но только истинная, осознанная) является неотъемлемым средством и условием для развития духовности.

Как уже упоминалось ранее, духовность и нравственность являются основой личности, при этом духовность – направляющая сила (саморазвития, самообразования, самовоспитания), и она является основой нравственности.

Не каждый нравственный человек — духовен, но каждый духовный человек обязательно нравственен. Понять полностью духовно-нравственное развитие человека, его духовность невозможно без понимания сущности самого человека [6].

Сегодня связывают возможность развития личности и общества в целом с духовно-нравственным воспитанием. Русские мыслители подчеркивали, что основополагающее качество человека находится в его внутреннем, субъективном мире.

Они доказывали, что духовное, субъективное формирование внутреннего мира личности менее подвержено воздействию внешней среды, чем телесное. Человек во многом сам определяет степень допуска внешней среды в свой внутренний, духовный мир. По их мнению, духовное измерение человека более точно отражает его социальную зрелость, чем другие показатели. Именно духовность выступает интегральным качеством, отражающим его сущность [2].

В свете глобальных проблем современности, напряженного поиска стратегии выживания и прогресса человечества осознание и подтверждение важности усилий каждого человека в построении гармоничного, бесконфликтного мира становится особенно актуальным и значимым в настоящее время.

1. Каган М.С. Философия культуры / М.С.Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.

2. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3. – С.20-50.

3. Никитина Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2008. – 273 с.

4. Основы духовного воспитания человека в законах его духовной жизни / И.А. Соловцова // Материалы «круглого стола» «Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М.

Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. – С. 5-10.

6. Экце-омо / Г.Федотов // Журнал "Человек". – 1991. – №1. – С.38-47.

7. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.

Взаимосвязь духовности и нравственности

Оба эти термины используются в европейских языках. Кроме них, в различных языках появляются собственные слова, отражающие те же понятия, что и "этика" и "мораль". Например, в русском языке это слово "нравственность", а в немецком – "Sittlichkeit".

С течением времени значения этих терминов в культуре становятся различными: под "этикой" преимущественно понимается соответствующая область знания и науки, а под "моралью" (или "нравственностью") – объект ее изучения. В этической и педагогической литературе и практике достаточно распространено понимание морали как совокупности правил и норм поведения, регулирующих отношения и поведение людей.

Большинство современных исследователей признают, что в морали существуют две относительно самостоятельных сферы: моральное сознание и нравственная практика. Согласно определению Л.А. Попова, моральное сознание представляет собой "своеобразный сплав чувств, представлений, в котором специфически выражаются наиболее глубокие, основополагающие стороны человеческого существования — отношения индивида с другими людьми, с обществом, с миром в целом" [12, с.48 – 49]. Исходя из носителя, моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное.

В своем труде, Попов выделяет три основных элемента индивидуального морального сознания [там же, 49 – 50]. Первый из них — это представления о добре и зле, долге, совести, о высших ценностях и другие, что составляет логическую сторону морального сознания. Также Сократ и Платон подчеркивали важную роль разума в нравственной жизни человека.

Именно разум формирует нравственную стратегию жизни человека, анализирует ту или иную ситуацию, тактику конкретных действий. Разум в определенных ситуациях может "подавлять" страсти. "Счастлив тот, у кого разум властвует над всеми страстями", — гласит поговорка. Но всегда ли нам нравится человек, который живет только разумом?

Не является ли он олицетворением холодности и даже равнодушия? Иногда бывают ситуации, когда нам не хватает информации или времени, чтобы принять правильное решение. В такие моменты нравственные чувства (совесть, долг, справедливость и т.д.) приходят на помощь разуму — это второй компонент индивидуального нравственного сознания.

Чувства играют важную роль в нравственной жизни человека. Они отражают его нравственный опыт, улавливают оттенки поступков и ситуаций, являясь мощным стимулятором тех или иных действий, перевода намерений в конкретные поступки. Для нравственной жизни необходимо наличие гармонии между разумом и чувствами.

Третий аспект морального сознания – это сила воли, которая проявляется в устойчивости, решимости и определенном психическом настроении, а также готовности к конкретным поступкам. Мораль существует не только как моральное сознание, она проявляется в различных действиях, выражающих отношение к другим людям, обществу и к самому себе. Л.А. Попов выделяет следующие особенности нравственных отношений:

  • В ходе этих взаимоотношений проявляются высокие моральные ценности, и жизнь человека соотносится с этими ценностями;
  • Моральные отношения возникают не случайно, а осознанно, целенаправленно, свободно;
  • Моральные отношения обычно не существуют отдельно, а являются частью других отношений, таких как экономические, политические, религиозные и т.д. [12, с.52 – 53].

Для понимания смысла морали важную роль играет выявление ее функций. В этике выделяют пять функций морали: оценочную (сопоставление сущего с должным), когнитивную (понимание внутреннего мира как собственного, так и других людей), мировоззренческую (восприятие мира через призму моральных понятий), воспитательную (помощь в развитии личности), регулятивную (направление мыслей и действий человека).

Сущность морали связана с областью должного, показывает, как должен вести себя человек. Нравственность часто рассматривается как синоним морали, но иногда это два разных понятия. Мораль указывает на то, что должен делать человек, она является набором требований к поведению человека в идеальном случае.

Нравственность же касается реальных поступков в жизни семьи, общества, государства. В связи с этим нормы морали часто внешние по отношению к личности. Человек строит свои отношения с окружающими не исходя из своей совести, а потому что нормы морали требуют этого в данной ситуации.

Только духовные ценности и их значение могут придать морали универсальный характер и использовать ее предписания в различных ситуациях. Вероятно, именно ценности служат связующим звеном между понятиями "духовность" и "нравственность". Оцените русское народное изречение "Нравом хорош, а норовом негож".

Степень духовности человека сложно оценить внешне из-за непроницаемости души для внешнего взгляда. Нравственность — это отношение человека к миру, в первую очередь к другим людям, к обществу. Ее оценка основана на поступках человека, хотя внутренние мотивы обычно остаются скрытыми от других.

Поэтому не все нравственные действия могут быть одновременно и действительно духовными, то есть совершенными по бескорыстным побуждениям добра или ради добра [9, с.45]. Т.И.

Петракова считает, что между "духовностью" и "нравственностью" есть не только семантическая, но и онтологическая связь: "Нормы и принципы нравственности находят идеальное обоснование в идеалах добра и зла, которые являются категориями духовности Если духовность характеризует высшие, "вертикальные" стремления личности, то нравственность — это область "горизонтальных" стремлений: отношений с людьми и обществом" [10, с.63 – 65]. Классическое выражение "дух творит себе формы", отражающее соотношение между духовным состоянием человека и его деятельностью, согласно Т.И. Петраковой, имеет фундаментальное значение для понимания специфики духовно-нравственного воспитания, потому что оно показывает, что дух может реализоваться не только в духовной практике, но и в реальных человеческих поступках, в творениях культуры, в глубоких эмоциональных переживаниях [там же, с.65]. Таким образом, духовность и нравственность, по нашему мнению, связаны между собой: духовность придает смысл моральным нормам, а нравственность является одним из этапов в развитии человека к духовности. Библиографический список

      Аристотель. Собрание сочинений: В 4 томах. –Издательство Мысль, 1984 год. –Том 4. – 860 страниц.Николай Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого в книге "Мир философии: Человек. Общество. Культура" в 2 частях. – Издательство М., 1991 год. – Часть 2. – Страницы 48 – 56.Лидия Буева. Духовность и проблемы нравственной культуры в журнале "Вопросы философии". – 1996 год. – Выпуск 12. – Страницы 3 – 9.Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Философия духа в собрании сочинений. – Москва, 1956 год. –Том 3. – Страница 16.Аббас Абульфаз оглы Гусейнов, Рубен Гуриевич Апресян. Учебник по этике. – Издательство М., 2002 год. – 472 страницы.Нина Григорьевна Дмитриева. Основы духовно-нравственного воспитания в журнале "Начальная школа". – 1994 год. –Выпуск 4. – Страницы 47 – 50.Владимир Васильевич Знаков. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры в журнале "Вопросы психологии". – 1998 год. – Выпуск 3. – Страницы 104 — 114.Наталья Александровна Коваль. Духовность в системе профессионального становления специалиста. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Москва, 1997 год.
    • А И Осипов. Православное понимание смысла бытия. – Киев, 2001. – 239 с .
    • Т И Петракова. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Дис. … д-ра пед. наук. – М., 1999.
    • Плотин. Избранные трактаты: Антология мировой философии. – М., 1969. – Т. 1. – Ч. 1. – С. 538 – 554.
    • Л А Попов. Этика: Курс лекций. – М.: Центр, 1998. – 160 с.
    • И В Силуянова. Духовность как образ жизни человека //Философские и научные исследования. – 1990. – № 12. – С. 100 – 104.
    • А В Усова, Н А Усова. Философские взгляды на мир: основные подходы к понятию «духовность» //Проблема сущности человека и типа личности: Материалы II-й и III-й региональной межвузовской конференции. – Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2003. – С. 163 – 173.
    • В статье "Духовность как педагогическое понятие (аспект светской духовности)" автором Черкасовым В.А. рассматривается проблема сущности человека и типа личности. Статья является материалами I-й региональной межвузовской научно-практической конференции, проведенной в Челябинске 20 декабря 2000 года. Издательство Челябинского государственного педагогического университета опубликовало эту работу в 2001 году на страницах 27-31.

    Основы нравственности и духовности

    Для каждого индивида важными аспектами являются нравственность и духовность, которые неотъемлемо связаны с его жизнью. Человек, соблюдающий моральные принципы общества и вселенной, изложенные великими духовными текстами (Библия, Коран, Евангелие от Иисуса Христа, Веды, сочинения О.М. Айванхова, и другие) достигает взаимодействия с природой и способен раскрыть свой потенциал в интеллектуальной, творческой или физической плоскостях. Нравственность и духовность – что это такое и как они влияют на жизнь человека?

    Моральный характер человека определяется наличием положительных и отрицательных черт. Положительные качества (честность, доброта, трудолюбие, милосердие, справедливость, терпение, мужество и т.д.) позволяют человеку жить по законам Бога и достигать своего духовного предназначения — Богоуподобления.

    Отрицательные черты (тщеславие, эгоизм, гордыня, зависть, злобность, жестокость и т.д.) делают человека морально неустойчивым и неуверенным в себе. Он способен на различные преступления, подстрекаемый Дьяволом. Безнравственные поступки ведут к гибели души и тела.

    Духовность — возвышенность нравственных сил человека

    Связь между духовностью и моралью крайне тесная, так как человек не может быть духовным, если он безнравственен. Лицо, обладающее множеством положительных качеств, не будет проявлять безнравственное поведение, и его индивидуальность будет духовной. Человек, в чьей Душе преобладают жестокость, хитрость, беспринципность, обман, жадность и эгоизм, в определенных ситуациях всегда будет готов к нечестным поступкам и будет лишен духовности.

    Духовно-нравственный человек обладает здоровой Душой, которая определяет не только его психическое, но и физическое состояние. Об этом говорил Учитель О.М. Айванхов, подчеркивая важность умения жить правильно. Это позволяет стать сильнее и приобрести духовные и физические силы. Поэтому важно стремиться к нравственности, очищая свою Душу, и таким образом достичь своей основной духовной цели — Богоуподобление.

    Также стоит помнить, что после смерти человеческая Душа приходит на Небеса, где оценивается ее уровень духовности и нравственности, или их отсутствие, в ходе жизни. Это определяет, попадет ли человек в Ад или Рай.

    • Тайны ауры в понимании синестезии и мистики
    • Удивительные места на территории Украины: где возможно отдохнуть и насладиться природой

    Генезис понятий «духовность» и «нравственность»: историко-теоретический аспект в России

    Ю. Г. Потомкина исследует генезис понятий «духовность» и «нравственность», раскрывая их смысл, а также исследует историко-теоретический аспект их возникновения в России. — [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98282/ (дата обращения: 04.03.2024).

    Ключевые слова: нравственность, духовность, история.

    Исследование и анализ концепций "духовность" и "нравственность", а также глубокое рассмотрение вопросов духовно-нравственного воспитания и развития личности всегда привлекали внимание как учёных, так и непрофессиональных исследователей. Философы, педагоги, психологи и теологи уделяли особое внимание трактовке этих понятий.

    С начала XIX века отечественная философия и педагогика основывались на идеалах православной культуры, воспринимая духовность и нравственность как главные ценности. Для каждого верующего христианина важным было стремиться к достижению этих идеалов. Ф. М. Достоевский утверждал, что вера в Бога является признаком духовности у человека. Н. А. Бердяев считал, что духовность и её компоненты в человеческой личности имеют не только человеческую, но и богочеловеческую природу, а также определял духовность как "богочеловеческое состояние".

    По традиции православия развитие духовности в человеке рассматривается как связанное с миром трансцендентного, которое существует за пределами человеческого индивидуального бытия. Таким образом, в православии духовность воспринимается как нечто божественного происхождения, но одновременно присутствующее в каждом человеке, оставляя выбор отношения к этому явлению за свободной волей каждого человека [4].

    Для православных духовность представляет собой направленность человека на активное участие в созидательных процессах, основанных на христианских добродетелях. В то же время она также означает желание личности достичь абсолютных и непостижимых вещей и состояний. С этой точки зрения духовность играет роль основного катализатора самосовершенствования личности. Русские религиозные философы считали, что духовность не может существовать в обезличенной форме, она представляет собой мерило соответствия каждого человека определенным идеалам христианства. Например, В. В. Зеньковский утверждал, что духовность каждого человека проистекает из его личностной природы, так как каждый человек создан по образу и подобию Бога [3].

    Однако в русской истории понятие "духовность" не ограничивается только православной традицией. В советский период истории России основным подходом к пониманию человеческой личности был диалектический материализм, который в первую очередь уделял внимание социальной сущности человека. Например, Энгельс считал, что духовная сущность человека является функцией высокоорганизованной материи или результатом материальной общественной практики. Он также утверждал, что мыслящий дух представляет собой "высший цвет" цикла смерти и вечного возрождения материи. Диалектический материализм, как философская концепция, отрицал существование любой духовной реальности и трансцендентного аспекта человеческого бытия, однако отдельные его элементы терпимо принимались в продуктах культуры и искусства.

    Понятие "нравственности" обычно включает в себя набор установок и предписаний, которым человек должен следовать при выборе своего образа жизни в соответствии с культурой и ценностями, присущими этой культуре. Однако, если взглянуть на это с точки зрения диалектического материализма, можно увидеть, что атеистическая культура отдаёт явное предпочтение морали и "нравственности" перед религией, подчёркивая превосходство рационального подхода к добродетелям над мистическим [6].

    В параграфе подчеркивается особое внимание к взаимосвязи духовности и нравственности в исследованиях 90-х годов XX века. Значимость этой взаимосвязи была подтверждена учеными, которые рассматривали духовность как основу для соблюдения нравственных норм. Асмолов А. Г. высказывал мнение о взаимосвязи личностной социализации и духовно-нравственного развития. Борытко Н. М. определяла нравственность как ориентацию на смысл жизни и окружающих явлений, в то время как выражение внешних идеалов и оценка других людей были отнесены к понятию "моральность" [2].

    Современные авторы и ученые XXI века Выдвинули концепции развития общества (П. Ф. Катерев, Н. А. Бердяев, О. В. Рогозина, Е. Шестун и другие), в которых подчеркивается значимость духовно-нравственного воспитания, призывая воспитанников стремиться к высшим проявлениям человеческого духа, проявлять беззаветность, милосердие, следовать законам ближнего, искать возвышенное в чувствах красоты [1].

    1. Бердяев Н. А. Самопознание. / Н. А. Бердяев. — Санкт-Петербург: Азбука, 2021. — 416 с.
    2. Ильин И. А. Путь духовного обновления. / И. А. Ильин. — Москва: Даръ, 2017. — 480 с.
    3. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. / В. В. Зеньковский. — Москва: ЁЁ Медиа, 2012. — 260 с.
    4. Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты и идентификации. / С. Б. Крымский // Вопросы философии. — 1992. — № 12. — С. 21–28.
    5. Лосский В. Н. Сочинение о мистическом богословии Восточной Церкви. Академическое издание. / В. Н. Лосский. — Москва: Академический проект, 2015. — 543 с.
    6. Маркс К. Сочинения. Издание второе. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955. — 698 с.
    7. Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека. / А. Ф. Никитин // Педагогика. — 1992. — № 1–2. — С. 6–10.

    Ключевые слова (автоматически сгенерированные): материализм, духовность, православие, личность, воспитание, нравственность.

    Нравственность и духовность как основополагающие категории воспитания

    Формирование духовно-нравственных устремлений является неотъемлемой частью образования, направленной на внутреннее усвоение и воплощение в поведении и поступках молодого поколения высших духовных и нравственных ценностей.

    В образовательной системе происходит спланированный процесс взаимодействия между учителями и учениками, направленный на формирование гармоничной личности и развитие её системы ценностей через передачу духовно-нравственных и основных национальных ценностей. Под "духовно-нравственными ценностями" понимаются основные принципы и нормы взаимодействия людей друг с другом, с семьей и обществом, основанные на концепциях добра и зла, лжи и истины. В современной повседневной жизни мы часто слышим слова "духовность", "нравственность", "духовно-нравственное воспитание", "духовная личность" и т.д., но каждый вкладывает в них свой смысл.

    Публикация «Нравственность и духовность как основополагающие категории воспитания» размещена в разделах

    • Обучение и воспитание детей: полезные материалы для преподавателей
    • Темы для обсуждения

    Необходимо понимать и отличать между собой нравственные и духовные аспекты. Эти концепции различны: нравственность и духовность. Хотя они взаимосвязаны и влияют друг на друга, они представляют собой разные понятия.

    В чем же основное различие между ними? Нравственность относится к нашему правильному отношению к окружающему миру, в первую очередь – к природе. Что это значит? Это означает следование золотому правилу: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

    Этика связана с определенным поведением человека. Ведь меня никто не назовет неэтичным из-за моих мыслей, которые могут быть не совсем этичными. Никто не знает, какие у меня мысли. Я говорю только о этичных мыслях, а о неэтичных молчу.

    Когда мы пытаемся оценить поведение человека, мы оцениваем его по его действиям. Мы считаем человека этичным? Того, кто не обманывает, не изменяет, не убивает и т.д. Видите ли, мы оцениваем деятельность, поведение и творчество человека с точки зрения очевидных норм.

    Каждый человек может быть судим, исходя из своих действий, слов и поступков, это позволяет нам сделать вывод о его нравственности. Например, если мы видим, что у человека есть открытки с подходящими надписями, мы можем сказать: ага, вот где проявляется его нравственность! Или можем судить по тому, какие фильмы он смотрит или какие книги читает. Поэтому наше представление о нравственности определяется его интересами. Это то, что связано с его нравственностью.

    Однако, нужно понимать, что это не имеет отношения к духовности. Внешне я могу выглядеть как весьма доброжелательный и человеколюбивый человек, могу помогать деньгами нищим при первой просьбе, участвовать в благотворительных мероприятиях или переводить деньги через банк и так далее. Вопрос: что я тем самым делаю – добро или зло? С моральной точки зрения, это безусловно добро. И вот здесь мы узнаем, что такое духовность.

    Никто не знает, почему я это делаю, но мне нужно это сделать, чтобы попасть в Думу. Я трачу деньги налево и направо, чтобы показать свою значимость, может быть, меня даже покажут по телевизору. Никто не знает, что движет мной — гордыня, выгода или чувство собственной важности.

    Мной могут управлять совсем не благие мотивы, не исполнение Божьих заповедей о любви к ближнему, а скорее самолюбие, желание преуспеть за счет других, даже отвратительные вещи. Но никто об этом не знает. Это скрыто в моем внутреннем мире. Ведь снаружи я могу казаться святым, но внутри исполнен гордыни, тщеславия и презрения к другим.

    Часто у нас встречаются ситуации, когда мы удивляемся и задаемся вопросом: "Как этот человек смог это сделать?" Если вы посмеете критиковать этого "нравственного" человека, он покажет вам, "где раки зимуют"!

    Духовность — это то, что скрыто от посторонних глаз, что находится в самом внутреннем мире человека и может быть почти не выражаться внешне или быть совершенно незаметным для непосвященных. Такие духовные ценности, как любовь и милосердие, могут не проявляться внешне, несмотря на их присутствие внутри человека. Наоборот, чем больше духовных ценностей у человека, тем больше он их скрывает.

    Больше материалов на тему:

    Игра — это не просто забава, а важный компонент воспитания дошкольников. Она необходима для их счастья, здоровья и правильного развития, как считала Д.В. Менджерицкая.

    Игра играет огромную роль в воспитании ребенка, являясь одним из основных видов деятельности, соответствующих его природе.

    Конспект занятия по теме "Согласование слов в категории рода" с использованием регионального компонента. Цель — упражняться в практическом применении знаний.

    Мастер-класс для воспитателей под названием "Духовность зарождается с детства". Проводила: О. В. Резникова, воспитатель первой квалификационной категории. Цель — улучшение работы по нравственному воспитанию.

    Инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории, имеющий педагогический опыт, работает в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детского сада "Русалочка" в городе Губкинском, под юрисдикцией Управления образования Администрации города.

    Воспитатель категории "ровень" составляет индивидуальный план работы (образовательного учреждения, района, города, межрегионального, республиканского, федерального, международного уровня) с определенной тематикой и видом работы.

    Сказка используется в качестве метода экологического воспитания дошкольников, поскольку дошкольное детство играет важную роль в формировании личности ребенка.

    Доктор психологических наук, профессор Валерий Сергеевич Агапов проводит сочинскую сессию научной школы на тему "Духовность и профессионализм субъекта социально-экономических преобразований России".

    Изучение народного творчества в качестве средства формирования патриотизма. Фольклор (по-английски народная мудрость, народное знание) — это народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, былины.

    Шарапутдинова Светлана Николаевна, педагог первой квалификационной категории. ОБО МНЕ: образование — среднее профессиональное, Нефтекамское училище.

    Миронов К.Г. Проблема категорий «духовность» и «нравственность» в «Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

    УДК 13+37

    ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЙ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ»

    В РАМКАХ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

    ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

    Миронов К.Г.

    В статье рассматриваются трудности определения понятий «духовность» и «нравственность» в документе «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

    Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, Россия, личность.

    Статья посвящена проблемам определения понятий "духовность" и "нравственность" в "Концепции морального и духовного развития и формирования характера российского гражданина".

    Ключевые слова: духовное, моральное развитие, воспитание характера, Россия, человеческая индивидуальность.

    Необходимость введения в российскую среднюю школу предмета, который предоставит объективное представление о морали и нравственности, кажется очевидной для всех. Однако проекты и концепции программ, посвященных морально-нравственному воспитанию, из которых можно выбрать лучшее, появились только недавно.

    Различные регионы России, а также отдельные школы и гимназии, разработали свои собственные программы "духовно-нравственного воспитания".

    Однако введение государственного стандарта образования в виде "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", разработанной Данилюком А.Я., Кондаковым А.М., Тишковым В.А. (далее просто "Концепция") [3], не гарантирует решение проблемы духовно-нравственного воспитания. Данная концепция скорее имеет декларативно-лозунговый характер, устанавливая цели и идеологические конструкции, но не предлагая конкретных решений для ряда проблем.

    Действительно, в данной концепции правильно отмечается об утрате духовных и нравственных ценностей в нашем обществе. Однако, чтобы преодолеть эту эрозию, необходимо четко определить для себя, что такое нравственность и мораль? Необходимо иметь объективное представление о них, а также представление об источниках этих ценностей. В соответствии с какой философской концепцией будут определяться более высокие моральные ценности? Этот вопрос может показаться абстрактным, но на самом деле, он очень актуален в наше время.

    Просто сформулировать наиболее распространенный случай, когда официальное лицо, представляющее государственную власть от имени страны, требует выполнения определенных действий, которые с точки зрения этики вызывают сомнения: например, применение силы против протестующих против социальной несправедливости. Тогда возникает вопрос, насколько это распоряжение соответствует общественной пользе? Или же чиновник скрывает за понятием "общественная польза" или даже "долг перед Родиной" свои эгоистические интересы?

    Все зависит от внутренней системы ценностей каждого человека. История показывает, что даже самые морально устойчивые люди могут исполнять преступные приказы. Этому подтверждение дает эксперимент Милгрема. [5]. Это явление ставит всех, кто работает с нравственностью и моралью, в непростое положение, так как их идеи будут реализованы в поступках людей, в том числе и деструктивных и преступных.

    В наше время понятие "нравственное" часто путают с "моралью" и "этикой" [1]. Однако уже со времен Гегеля было понятно, что эти понятия различны и необходимо различать [5].

    Нравственность представляет собой внутреннее стремление человека действовать согласно своей совести и свободной воле, в отличие от морали, которая является внешними нормами поведения. Диалектика отношения нравственности и морали, сформулированная Гегелем, по-прежнему актуальна в научном дискурсе.

    Авторы идеи имеют собственное, авторское понимание понятия "нравственность": "Нравственность, в отличие от морали, коренится не столько в юридических нормах, сколько в Родине, культуре, религии, народе, семье — во всем том, чем личность предает себя полностью и свободно" [3, с. 12]. Таким образом, для авторов "идеи" нравственность — это не внутреннее убеждение индивида, а лишь следование национальным, семейным и религиозным традициям. В строгом смысле, с точки зрения этики, национальные, религиозные и семейные традиции — это также форма морали. Единственное отличие от права заключается в отсутствии средства принуждения. Но именно в средстве принуждения авторы Идеи видят разницу между нравственностью и моралью.

    Соблюдение законов не гарантирует, что человек будет также соблюдать моральные нормы сознательно, добровольно и по совести. Если у человека нет духовных и нравственных основ, то он не будет следовать законам, потому что никто, кроме его родителей, не воспитывал его в этих ценностях» [3, с. 14].

    Мы можем опровергнуть этот факт (и мы рассмотрим его подробно ниже), утверждая, что право способно принуждать людей к выполнению своих норм, и поэтому оно может добиться исполнения их даже у тех, кто не желает этого. Различие между моралью и нравственностью заключается не в противопоставлении "добровольного выполнения" и "вынужденного выполнения", а в разделении на "внешнее" и "внутреннее". Внутренние нравственные нормы также обладают механизмом принуждения, но этот механизм реализуется на уровне подсознательного в психике человека. Чаще всего этот механизм называется "совестью", а его действия, вызывающие неприятные ощущения после совершения нравственно негативного акта (действия или бездействия), — "угрызения совести". Конечно, категория совести крайне субъективна.

    В западной науке много уважаемых ученых, таких как Юм, Поппер, Стивенсон, Скиннер и др., которые говорят о том, что невозможно рационально обосновать моральные нормы [6]. Это мнение также распространено и в российской науке. Если мы рассмотрим этот вопрос более глубоко, мы придем к мысли, что процесс воспитания, по сути, является процессом вовлечения в определенную систему моральных ценностей. Однако этот процесс следует понимать не только как информирование о том, что хорошо, а что плохо, но и как формирование склонности действовать в соответствии с этой системой ценностей.

    Однако, возникает вопрос о выборе самой системы ценностей. И этот вопрос остается открытым по определенной причине. Авторы Концепции предлагают ориентироваться на "духовность традиционных религий" России при построении иерархической системы нравственных ценностей.

    Недавно советские педагоги, следуя за другими философами модерна, считали религию пережитком интеллектуального прогресса или несостоятельной идеологической надстройкой. В научной литературе постоянно пропагандировалась мысль об отмирании религии в обществе будущего.

    Однако, на сегодняшний день мы можем наблюдать множество примеров, опровергающих данное утверждение. Начиная с 60-х годов ХХ века, религиозность в мире постепенно, но стабильно растет, несмотря на сокращение численности именно "традиционных конфессий" (сторонники "отмирания религии" пытаются использовать этот факт в свою пользу). Возможно, это связано с тем, что богословие в традиционных конфессиях обновляется, но при этом мы видим, что в наше время наибольшее влияние приобретают именно те конфессии, которые наименее гуманистичны и не склонны к обновлению, например радикальный ислам.

    Изначально религия представляет собой разрыв с традиционностью [4, с. 126], сохраняя её от посягательств с одной стороны и препятствуя развитию с другой, так что любой шаг в развитии религии (любой) является результатом конфликта "традиции" с "ересью".

    Когда говорят о "традиционных духовных ценностях" в России начала XXI века, заметно, что "традиционализм" здесь скорее представляет собой постмодернистскую игру, возникшую в преодолении модернистского наследия. Если в эпоху модерна первостепенное значение имело благо абстрактного человека, или даже абстрактное "будущее всего человечества", то сейчас на передний план выходят более конкретные вещи — народ, нация, Бог, традиция. При этом немногие решаются заявить, что именно их Бог или традиция должны быть главенствующими.

    Если бы Россия была моноэтнической и моноконфессиональной, как, например, Скандинавские страны или Польша, то это не вызывало бы таких проблем. Однако в России живут представители разных конфессий и этнических групп, в том числе тех, которые исторически находятся в конфликте друг с другом, например, армяне и азербайджанцы, чеченцы и ингуши, и так далее.

    Таким образом, нельзя говорить о "традиционной духовности" как основе нравственности без четкого определения этого понятия. Также нельзя определить, что является конструктивным, а что деструктивным, без определения категорий "добра" и "зла".

    Обычное в позитивизме определение "добра" как безусловного "блага" основано на понятии блага, заимствованном из авраамических религий. Для восточных религий (например, буддизма) категории "добра" и "зла" будут совершенно отличными.

    Реально не существует абстрактной "традиционной духовности". Есть множество национальных и религиозных традиций, каждая из которых имеет свои иерархии ценностей, различные по содержанию, в зависимости от культуры, народа и этнической группы. Любая попытка установить объективные критерии может привести к догматизму и навязыванию системы ценностей, поэтому она обречена на неудачу.

    Также обречена на провал попытка создать или синтезировать некую "традиционную духовность", которая удовлетворила бы всех.

    В данной Концепции присутствует лишь лозунговая программа, нацеленная на указание неких гипотетических приоритетов, но не на разработку конкретной концепции духовно-нравственного воспитания – теоретической модели содержания системы нового предмета. Без четких научных определений понятий "духовность" и "нравственность" невозможно разработать какую-либо концепцию духовно-нравственного воспитания. Однако такое определение вряд ли может быть представлено в рамках краткого документа.

    Список литературы:

    1. Апресян Р.Г. Нравственность // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. Т. 3.

    2. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. Гл. "Гегель". – М.: Мысль, 1987

    3. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России". М.: Просвещение, 2011.

    4. Макаров Н.О. Религиоведческое наследие Аврелия Августина // Религиоведение. 2006. № 4.

    5. Левин Роберт В. Прогресс Милграма // American Scientist. 2004. Июль-Август.

    6. Скиннер Б.Ф. За пределами свободы и достоинства. Нью-Йорк: Кнопф, 1971.

    Информация об авторе:

    Миронов Константин Геннадьевич – магистр богословия, старший преподаватель Современной гуманитарной академии (Санкт-Петербург, Россия).

    Data about the author:

    Mironov Konstantin Gennadyevich – Master of Theology, Senior Lecturer of Modern Humanitarian Academy (Saint Petersburg, Russia).

    Оцените статью
    SPBINFO24.RU
    Добавить комментарий