Закладной камень будущего Большого Смоленского моста установили на Октябрьской набережной в Санкт-Петербурге. В церемонии принял участие губернатор города Александр Беглов и представители строительного комплекса.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
1 / 4
Фото: Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга
Фото: Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга
Фото: Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга
Фото: Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга
Камень поставлен в основание будущей девятой опоры моста. Градоначальник подчеркнул, что в Петербурге около 40 лет не возводили разводные мосты (в 1982 открылось движение по Кантемировскому мосту через Большую Невку), к нынешней стройке город приступает по поручению президента РФ Владимира Путина.
«Восемьсот тысяч жителей ждут новый мост. Проектная документация готова. Мост технологически хорошо продуман: шесть полос движения, трамвайное движение, велосипедная дорожка, пешеходная дорожка»,— сообщил господин Беглов.
Большой Смоленский мост станет двадцатым мостом с разводным механизмом. Переправа включена в Генеральный план города, в концепцию развития транспортной системы Петербурга. Новый мост соединит два берега Невского района на самом большом промежутке в черте города: его возведут между Володарским мостом и мостом Александра Невского, расстояние между которыми составляет около 9 км.
Благодаря новой переправе сократится нагрузка на набережные и прилегающие улицы. Большой Смоленский мост соединит районы с высокой плотностью населения, а также станет дополнительным способом выезда из исторического центра. Строители соединят переправу с несколькими развязками, а именно: на проспекте Обуховской обороны, Октябрьской набережной и на пересечении Дальневосточного проспекта с улицей Коллонтай и Союзным проспектом.
Губернатор выразил благодарность проектировщикам и строителям, отметив большой опыт работы последних. Господин Беглов добавил, что в оформлении моста будут сохранены традиции Петербурга в архитектуре. Пока что на объекте ведется вынос коммуникаций, работники подготовили площадки для поставок строительных материалов.
Согласно проектным характеристикам, длина Большого Смоленского моста составит 1,6 км, а в ширину он будет 38 м. Принцип разводки у него будет такой же, как и у Дворцового, поскольку разводной пролет — двукрылый. Судя по проекту, основания моста будут соединены полудугами, напоминающими волны на воде.
Правительство города анонсировало примерные даты начала строительства переправы еще в феврале 2023 года. Проектирование моста было профинансировано за счет средств инвестора. Предварительная стоимость возведения моста оценивалась в 50 млрд рублей, при этом из бюджета города предусмотрели свыше 27 млрд рублей на строительные работы. Эти деньги отвели на закупку материалов (в первую очередь металлоконструкций) и технологий, чтобы обеспечить своевременный старт строительно-монтажных работ.
Информация предоставлена пресс-службой Администрации Губернатора Санкт-Петербурга
Решение транспортной ситуации
«Работы по возведению первого за 40 лет разводного моста через Неву идут по графику», — сообщили в Смольном по итогам большого совещания с участием губернатора, которое прошло 23 августа на борту теплохода.
«Широтная магистраль скоростного движения, КАД-2, Цимбалинский путепровод, Большой Смоленский мост, Южная широтная магистраль, трассы М-32, М-49, ряд других объектов — непростые, но очень важные и нужные для города инфраструктурные проекты. Благодаря президенту и федеральному правительству Петербург сегодня имеет возможность их реализовать», — сообщал Александр Беглов в ходе встречи с министром транспорта России Романом Старовойтом 8 августа.
Большой Смоленский мост разместится между мостом Александра Невского и Володарским. Сейчас это самый большой участок набережных Невы без переправы. По замыслу властей, мост улучшит транспортную ситуацию не только между левобережной и правобережной частями Невского района, но также и между Фрунзенским и Красногвардейским районами, снизив нагрузку на Большеохтинский и другие ближайшие мосты.
Предполагается, что на новом мосту проложат трамвайные пути, организуют выделенные полосы для автобусов и троллейбусов. Это должно будет упростить передвижение на общественном и личном транспорте для 800 тысяч жителей Петербурга, а с учетом активной застройки Невского района — в перспективе для 1,1 миллиона человек.
По словам ведущего транспортного инженера бюро OTS Lab и автора Telegram-канала «Город в движении» Дмитрия Баранова, «с вводом Большого Смоленского моста потоки перераспределятся, где-то ситуация улучшится — например, в районе моста Александра Невского».
Иллюстрация: пресс-служба администрации Петербурга. Эскиз проекта Большого Смоленского моста.
Участок для стройки
Для строительства съездов с моста на левом берегу Невы снесут дома постройки конца XIX — начала XX века на проспекте Обуховской обороны. В 2021 году на Совете по сохранению культурного наследия эксперты пришли к выводу, что все «спорные» здания «перестроены в советский период и утратили исторический облик».
В марте 2023-го года депутаты ЗакСа поддержали поправку в закон Петербурга № 820-7 «О зонах охраны», лишив охранного статуса здания в зоне строительства моста.
Жилые дома, подлежащие сносу, в ближайшее время должны начать расселять. По словам руководителя «Дирекции транспортного строительства» Евгения Варова, там сейчас проживает примерно 60-70 семей. Собственникам должны предложить альтернативное по качеству жилье или денежную выплату. Жители домов разделились во мнении: одни рады такой возможности и жалуются, что старые дома давно не пригодны для комфортной жизни, другие, наоборот, всеми силами сопротивляются переезду.
Градозащитники обращали внимание, что ранее, ещё в советские годы, при планировании необходимого городу моста предполагалось, что съезды с него на левом берегу будут организованы на месте Невского метизного завода. Однако этот участок уже застроен новым жилым домом.
Недостающая деталь транспортного скелета города
Для чего нужен мост в створе улицы Коллонтай? По словам гендиректора компании, занимающейся его проектированием, это необходимая деталь в сложном механизме транспортной сети города, который без неё остаётся неполноценной.
— Санкт-Петербург, как и большая часть городов, изначально строится по принципу лучевой схемы с точки зрения организации основных транспортных потоков: исторический центр и вылетные магистрали, которые выходят (
за пределы города
), — рассказал Леван Харазов. — Наш город не является исключением из этого правила. Но, учитывая огромную акваторию Невы, мы не имеем ярко выраженных радиальных кольцевых магистралей, которые позволяют перемещать эти транспортные потоки между лучами.
Кольцевая автодорога и ЗСД, а в планах также Широтная магистраль скоростного движения (Восточный скоростной диаметр) составляют транспортный каркас города. КАД и так называемые дуговые магистрали города помогают транспорту перемещаться из центральных районов на те самые «вылетные» магистрали, и далее — в область. Но дуговая магистраль, включающая Благодатную улицу и Салова, проспекты Энергетиков и Северный «не работает полноценно из-за отсутствия моста в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай и подходов к нему», считают представители компании-проектировщика.
Помимо этого, планируется продолжить проспект Энергетиков, создать на нём развязки в стороны улицы Руставели и Союзного проспекта, а также создать переход через железнодорожные пути в створе улицы Салова и Большого Смоленского проспекта.
Строительство самого моста запланировано на 2025 год, на втором этапе строительства, к 2028 году, будет создана транспортная развязка с Дальневосточным проспектом и улицей Коллонтай и переподключение трамвайных путей на правом берегу Невы. Ввод в эксплуатацию всего комплекса намечен на 2028 год.
Новая трамвайная линия — один из «бонусов» моста:
— По просьбе Комитета по транспорту была проработана отдельная линия возможного расположения трамвайной линии, — рассказал Леван Харазов. — Вся территория с правой стороны набережной — промышленные районы, которые в скором будущем будут подвержены серьёзной реновации. Трамвайная линия обеспечит доступность и вывоз пассажиропотоков к основным станциям метрополитена. Здесь 800 тыс. человек, с точки зрения перспективной застройки это число может увеличиться до 1,1 млн человек в районе потенциального строительства моста.
Лёгкий, воздушный и не закрывающий виды
Каким же будет Большой Смоленский мост?
— Это будет самый широкий мост в Петербурге в наше время, который является разводным: его ширина — 37,4 метра, — рассказал гендиректор проектирующей компании. — Ширина тротуара — 3 метра, с одной стороны будет организовано велосипедное, с другой — пешеходное движение.
Общая длина моста составит 2,2 км. Впрочем, с учётом всех съездов и примыканий эта цифра оказывается значительно больше: общая длина дорожного полотна составит 8,8 км. Длина самого мостового пролета, согласно плану, — 484 метра.
— Мост (
будет
) лёгкий, воздушный, — рассказал гендиректор ООО «БКН Инжиниринг». — Наши коллеги использовали хороший приём, совместив классическую петербургскую арочную структуру пролётных конструкций, но, при этом, занизив опорные колонны. Опорные колонны сделаны менее массивными, единственные две основные колонны, в которых механизм разводки моста, представляют более серьёзные конструкции.
Колонны с разводным механизмом будут обыграны как будки обслуживания: их внешний вид «отсылает к облику Благовещенского моста». Арки моста планируется сделать «ажурными», дабы вся конструкция не заслоняла вид на Финляндский железнодорожный мост.
Единственная проблема во всей этой красивой схеме — восемь исторических зданий, которые расположились на пути строительства. Правда, Игорь Пасечник, архитектор и директор ООО «НИиПИ «Спецреставрация», заявил:
— Объекты культурного наследия, памятники в данной схеме никак не пострадают.
Орловский тоннель
Где находится? Между Смольной и Свердловской набережной под Невой.
Что за проект? Впервые переправа включена в генплан 1948 года. Последний проект, представленный в 2018 году, предполагает строительство двух тоннелей по 2 полосы движения. Начинаются они на левом берегу Невы в на территории сада «У Невы» в районе площади Растрелли и выходят на правом — на территории сада «Нева» между Пискаревским проспектом и шоссе Революции.
Какие плюсы? Может улучшить связность центрального района с северо-восточными направлениями, а именно — через Пискаревский проспект, который доходит до КАД, а в будущем должен продолжиться до Токсовского шоссе.
Какие минусы? Проект очень дорогой и сложный, без инвестора не обойтись, а значит и проезд может быть только платный. Строительство практически уничтожит сады «Нева» и «У Невы». Сам тоннель не имеет створной связи с улично-дорожной сетью центрального района. Единственный выход — Смольная набережная, которая уже достаточно сильно загружена.
Какие альтернативы? Арсенальный мост.
Нужен ли нам этот мост? Не вижу острой необходимости в нем. Проект не связан с развитием общественного транспорта. Улучшение условий для автомобиля противоречит задаче — разгрузить исторический центр.
Большой Смоленский мост
Где находится? Соединяет Невский и Красногвардейский районы, от створа улицы Коллонтай до Большого Смоленского проспекта.
Что за проект? Предполагается, что он улучшит транспортное сообщение между левым и правым берегами Невы. Мост будет разводной и общедоступный. Это решение уже на стадии проектирования. Планируют воплотить до 2030 года.
Какие плюсы? Мост — часть дуговой магистрали, связывающей почти все периферийные районы города. На нем запланированы трамвайные пути, тротуар и велодорожка. Это улучшит условия для мобильного транспорта. С точки зрения архитектуры проект симпатичный.
Какие минусы? Ради моста хотят снести восемь исторических зданий. Большие и сложные транспортные развязки на правом и левом берегах Невы избыточны. Учитывая узость проспекта Обуховской обороны, нет смысла строить полную развязку по схеме клеверный лист, тем более что один из съездов все равно не помещается. Съезды можно сделать более компактно, со светофорами.
Это позволит отказаться от сноса части зданий. Интенсивность движения на проспекте Обуховской Обороны необходимо снизить, а трамвайные пути — изолировать от потока. Мост не является самодостаточным решением и не сильно повышает связность двух берегов. Сейчас транспортные потоки направлены в основном вдоль Невы из-за того, что Невский район сильно изолирован от соседних. Потенциал моста раскроется только по мере продолжения магистрали во Фрунзенский и Московский районы, а В Красногвардейский район.
Какие альтернативы? Мостовой переход Широкой магистрали скоростного движения через Неву. Он будет платный, и только для индивидуальных автомобилей. Есть возможность скорректировать съезды с моста за счет светофоров. Это вполне обосновано, учитывая категории и параметры пересекающихся улиц.
Если сделать развязку более компактной, можно сохранить 7 из 8 предназначенных под снос домов.
Нужен ли нам этот мост? Необходимость обсуждают в свете большого расстояния между ближайшими мостами и низкой связности Невского района в широтном направлении, в формировании дуговой магистрали. Это неотъемлемый элемент развития улично-дорожной сети в сером поясе, где низкая связность — одна из основных проблем.
Фото: Travelpixs / Shutterstock
Назван срок завершения строительства моста через Неву за 50 миллиардов рублей
Большой Смоленский мост построят в Санкт-Петербурге к 2032 году. К сегодняшнему дню утверждены проекты его планировки и межевания территории, сообщает пресс-служба губернатора Александра Беглова.
Реализация одного из самых масштабных инфраструктурных проектов города, по словам чиновника, создаст новый транспортный обход исторического центра. Строительство Большого Смоленского моста станет возможным благодаря инвестиционному сотрудничеству, подчеркнул Беглов. Возводить объект начнут в ближайшие месяцы. К существующей дорожной сети города мост присоединят через транспортные развязки — на проспекте Обуховской Обороны, на пересечении Дальневосточного проспекта, Союзного проспекта и улицы Коллонтай. Кроме того, в планах властей Северной столицы — реконструкция Ситцевого переулка длиной 260 метров, отмечается в релизе.
Материалы по теме:
Дорожная паутина Последние 20 лет в России активно строят дороги. К чему это привело?
23 ноября 2020
Дороги для жизни. О дорожном строительстве в Москве
21 сентября 2021
Ориентировочная стоимость строительства составляет 50 миллиардов рублей. Мост с легкими арочными пролетами будет расположен между Володарским мостом и мостом Александра Невского, на самом длинном отрезке Невы, где нет переправ. Также известно, что мост будет разводным, его высота составит 15 метров, а протяженность — 1,6 километра. Предполагается, что там будет шесть полос (две — для общественного транспорта), в центре — трамвайные рельсы, с одной стороны — велодорожка, с другой — пешеходная.
План строительства новой переправы через Неву был представлен российскому президенту Владимиру Путину в 2021 году. К работам должны были приступить в 2023 году, но перенесли сроки на 2024-й.