Нетипичные формы правления: анализ, примеры и влияние на общество

Нетипичные формы правления: анализ, примеры и влияние на общество

Нетипичные формы правления представляют собой системы, которые не вписываются в традиционные категории, такие как демократия, авторитаризм или монархия. К примеру, синдикализм, основанный на профсоюзах и трудовых ассоциациях, подчеркивает важность рабочего самоуправления и коллективного принятия решений. Такая модель управления может создавать уникальные условия для участия граждан в политической жизни, формируя более горизонтальную структуру власти.

Другим примером является система неоплатонизма, где власть принадлежит интеллектуалам и философам, основываясь на идее, что знание и мудрость должны быть в центре политических решений. Эти альтернативные подходы к управлению демонстрируют, что политические системы могут быть разнообразными и отражать специфические культурные и исторические контексты, а не следовать единому шаблону.

Монархическая республика как нетипичная форма государственного правления

Артём Дмитриевич Кузьмин — старшекурсник юридического факультета Академии труда и социальных отношений.

Эта статья посвящена изучению монархической республики как нетрадиционной формы государственного управления. В ней определяются особенности этой формы в сравнении с традиционными республиканскими и монархическими формами, а также другими нетипичными формами управления. На примере различных стран демонстрируется практическое воплощение модели монархической республики. Делается вывод о излишнем увеличении этой формы управления, не соответствующей современным представлениям о демократии в государственной власти.

Основные понятия: система управления, монархическая республика, руководитель государства, государственная власть, положение главы государства.

Как известно, внутренняя структура любого государства определяется понятием "форма государства", которое охватывает различные формы управления, структуру государства и политический режим. Форма государственного управления определяет организацию государственного аппарата, а также положение и роль главы государства в нем.

В настоящее время существует общепринятое разграничение форм правления на две категории — монархию и республику, как указывает учебник Працко Г. С. "Теория государства и права" (М., 2022). Однако многие авторы отмечают тенденции эволюции форм правления и существование нетипичных форм, которые нельзя однозначно отнести к монархиям или республикам (Цуканов, С. С. "Современные нетипичные формы правления государством" // "Теория и практика общественного развития". 2016. № 5. С. 89-90).

Изменившиеся традиции формирования высших органов государственной власти в различных странах мира, обусловленные социально-экономическими, культурными и другими факторами, на наш взгляд, являются причиной существования нетипичных форм государственного правления. По мнению Д. А. Авдеева, "…акценты в сфере публичного управления изменились".

Принцип образования высших органов государственной власти теряет свое значение, демократия перестает быть отличительным признаком только республиканской формы правления, и верховная власть в государстве принадлежит не только одному человеку» (Авдеев Д. А. Форма правления в России (краткий конституционный очерк). Тюмень, 2015. 244 с.). Именно поэтому сочетание черт монархии и республики все чаще встречается в конституционном законодательстве и практике государственного строительства разных стран, что актуализирует изучение этих форм.

Существуют несколько нетипичных форм правления, сочетающих черты классической монархии и республики, такие как выборная монархия, суперпрезидентская республика и другие. Однако помимо названных форм, существует особо гипертрофированная разновидность республики – монархическая республика.

Прежде чем мы приступим к изучению монархической республики, нам нужно выделить особенности тех форм правления, которые она объединяет — монархии и республики. Основными признаками монархии является принадлежность всей государственной власти монарху, передача власти по наследству и пожизненное осуществление власти монархом, а признаками республики — выборность государственных органов и ограниченность их деятельности определенным сроком (Рассказов Л. П. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 2014. 475 с.). Для этой нетрадиционной формы правления характерно определенное сочетание этих признаков.

Один из признаков — монархические республики используют наследственный метод передачи власти главы государства. Например, глава государства в Корейской Народно-Демократической Республике на самом деле наследует свой статус (от Ким Ир Сена к его сыну Ким Чен Иру, и затем к его сыну Ким Чен Ыну), несмотря на отсутствие упоминания об этом в Конституции Северной Кореи [5].

Другим признаком является отсутствие ограничения срока полномочий главы государства. Например, президент Иосип Броз Тито был провозглашен пожизненным президентом Югославии в 1974 году и управлял страной до своей смерти.

Кроме того, отсутствие конституционной ответственности у главы монархической республики за свои действия является одной из ее особенностей. Такая гарантия иногда распространяется и на бывших глав государств, но встречаются случаи, когда действующий глава не несет ответственности за свои действия. Примером такой модели может служить чрезмерная неприкосновенность Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, которая сохранялась даже после окончания его президентских полномочий до 2023 года [7].

Кроме того, согласно конституционно-правовому положению, глава монархической республики признан именно в качестве главы республики (например, президента), а не монарха. Таким образом, ни в одной из рассмотренных нами конституций не утверждается статус монарха в качестве главы государства. Этот признак также различает монархическую республику от выборной монархии, где главой государства является именно монарх. Мы считаем, что такой конституционно-правовой статус не подразумевает священность главы государства, что характерно для всех типов монархий. Возможно, этот признак является единственным, который определяет монархическую республику как форму с чертами классической республики.

Однако, этот показатель, имеющий юридическое, а не фактическое значение, имеет свои исключения. Например, в Германии во время правления Адольфа Гитлера официально действовала Веймарская конституция 1919 года, которая заявляла о демократическом политическом режиме и республиканской форме правления [8]. Однако ее положения, относящиеся к основам государственного устройства и правовому статусу личности, фактически не применялись, а должность президента оставалась вакантной, поскольку все полномочия перешли к фюреру в соответствии с Законом "О верховном руководителе германского рейха" 1934 года [9]. В данном случае введение должности фюрера с фактическим отсутствием возможности избрания президента свидетельствует об усилении власти главы государства.

В качестве дополнительного признака монархической республики можно назвать риск ее превращения в собственно монархическую форму в абсолютистском типе. Например, такой сценарий был характерен для Центральноафриканской республики в 70-е годы XX века, когда она была преобразована в империю (Носов В. А. Варлордизм и ограниченный суверенитет как отличительные черты африканской политики на примере ЦАР // Материалы конференций СПб ГБУ ДМ "ФОРПОСТ" за 2019 год: "Гражданская война на Северо-Западе"; "Военная история: люди, факты, обстоятельства". Санкт-Петербург: ГБУ ДМ "ФОРПОСТ", 2019. С. 447-452). В данном случае прослеживается эволюционное преобразование республики в монархию: в 1972 году было снято ограничение по сроку полномочий президента Жана Беделя Бокассы, а в 1976 году президент был коронован как император Бокасса I. По нашему мнению, данный сценарий закономерен, поскольку эволюция формы государства была обусловлена усилением полномочий главы государства.

По нашему мнению, ключевым компонентом формы государства является политический режим. От политической обстановки в конкретной стране (которая определяется через понятие "политический режим") зависит структура государственного аппарата. Рассмотренные нами примеры государств традиционно относятся к странам с недемократическим (авторитарным или тоталитарным) политическим режимом, поэтому их можно рассматривать как монархические республики. Они отличаются особым положением главы государства в системе власти, которое не характерно для других видов республик.

Важно определить, как соотносится монархическая республика с другими нетрадиционными формами правления, такими как выборная монархия и суперпрезидентская республика. Например, выборная монархия предполагает периодическое переизбрание главы государства из заранее определенного круга кандидатов (Мурзина В. А. Нетипичные формы правления на примере выборной монархии // Альманах молодого исследователя. 2022. № 13. С. 152-155), а также особый конституционно-правовой статус главы государства в качестве монарха. В отличие от этого, монархическая республика не предусматривает статуса монарха и механизма выборов главы государства, как уже отмечалось ранее.

Согласно исследованию, суперпрезидентская республика характеризуется явным перевесом власти в пользу президента. Эта форма правления отличается от типичных республик и имеет свою историю и особенности. Информация приведена в материалах конференции Юридического института Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, проведенной в 2019 году.

В соответствии с исследованием, проведенным нами, монархическая республика имеет большую степень усиления власти главы государства (Пушкарев С. В. Нетипичные формы республик с президентской системой правления // Современное право. 2012. № 7. С. 16-19). Определение преемника главы государства главой самого государства характеризует республику как монархическую. Если же данная возможность принадлежит законодательному органу или населению через институты народовластия, то республика классифицируется как суперпрезидентская.

В результате проведенного исследования можно сделать выводы о форме правления, называемой монархической республикой. Она отличается преобладанием черт монархии и отсутствием классических элементов республиканской формы правления.

Монархическая республика является гипертрофированной версией республики, у которой еще меньше признаков демократической организации власти, чем у суперпрезидентской республики. Модель монархической республики реализуется как фактически (через осуществление власти органами государства без специальных механизмов, характерных для монархических республик), так и юридически (с применением конституционных норм, устанавливающих такую форму правления).

Важную роль в характеристике монархической республики играет правовой статус ее главы, который может изменяться в зависимости от трансформации и определяет саму форму правления. Кроме того, основным фактором, влияющим на риск перехода к монархической республике, является политический режим, особенно усиление авторитарных или тоталитарных черт.

Мы считаем, что монархическая республика не соответствует современным представлениям о демократической власти, так как она лишь создает иллюзию демократии и республиканизма, завуалируя власть и социальное неравенство в государстве.

Нетипичные формы правления

Основания появления нетипичных форм управления. Ранее рассмотренные монархические и республиканские формы управления обычно считаются типичными. Однако, помимо типичных форм, существуют также нетипичные формы управления. Их часто называют смешанными или гибридными, но ставить знак равенства между нетипичными и смешанными (гибридными) формами управления не следует, поскольку не все нетипичные формы управления можно рассматривать как смешанные.

Появление нетипичных форм управления обусловлено различными причинами.

Во-первых, чистые формы управления имеют, как принято считать, недостатки, свойственные форме в целом. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентской республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки.

Во-вторых, нестандартное устройство правления зачастую связано с желанием улучшить взаимодействие и согласованность высших органов власти. В-третьих, появление таких форм также обусловлено влиянием гуманистических идей и институтов, распространением общечеловеческих ценностей в различных странах мира. В-четвертых, нетипичные формы правления могут возникать под давлением и в результате борьбы прогрессивных сил общества. В-пятых, причин может быть и других.

Существуют различные типы нетипичных форм правления. Можно выделить следующие: полуабсолютные и полудуалистические (полупарламентарные) монархии, теократические монархии и теократические республики, так называемые "республиканские монархии" и "монархические республики", полупрезидентские (полупарламентарные) республики.

Полуабсолютные монархии — это форма монархии, которая сочетает в себе черты как абсолютной, так и ограниченной монархии. Сегодня практически нет чистых абсолютных монархий, где вся власть принадлежит монарху без каких-либо ограничений конституцией или парламентом. Последняя чистая абсолютная монархия, по мнению профессора В. Е. Чиркина, прекратила существование в Омане в 1996 году после принятия конституции[10]. Однако полуабсолютные монархии имеют конституции и парламенты, которые формально ограничивают власть монарха, но фактически монарх правит без каких-либо ограничений.

Он может остановить действие конституции в Бахрейне или отменить ее в Свазиленде, а также роспустить на неопределенный срок парламент в Кувейте и отменить любой акт парламента благодаря своему абсолютному праву вето. Парламенты в этих монархиях не имеют реальной власти, так как полностью подчинены воле монарха. Поэтому полуабсолютные монархии по своей сути остаются абсолютными монархиями.

Полудуалистические монархии, также известные как полупарламентарные монархии, объединяют черты дуалистической и парламентарной форм правления. Если в такой монархии преобладают черты дуалистической монархии, то она считается полудуалистической, если же парламентарной, то полупарламентарной. По мнению В. Е. Чиркина, последняя дуалистическая монархия была отменена в Иордании в 1991 году. Современные полудуалистические, полупарламентарные монархии могут быть таковыми лишь на бумаге, исходя из действующих в них конституций. На деле же они остаются дуалистическими монархиями.

Монархии с теократическим уклоном и теократические формы правления в республиках. В монархиях с теократическим уклоном власть главы государства и высшего духовного лидера переплетаются. Например, римский Папа, глава католической церкви, Возглавляет Ватикан, а король Саудовской Аравии руководит ваххабизмом — одним из направлений ислама.

Теократическая форма правления, где реальная власть принадлежит духовенству, также сложилась в некоторых республиках. Например, Конституция Исламской Республики Иран 1978 года предусматривает, что решения духовного руководителя страны обязательны для светской власти и оказывают на нее значительное влияние.

Монархии, которые обладают некоторыми признаками республиканской формы правления, называются "республиканскими монархиями" (например, Малайзия, Лесото, Объединенные Арабские Эмираты). Например, в современной Малайзии существует такая форма правления как "выборная монархия", где глава государства не наследует свою должность, а переизбирается каждые пять лет.

Эта система приближает монарха к президенту и объединяет монархическую и республиканскую формы правления. Однако Малайзия не становится республикой из-за периодического переизбрания главы государства. В этой стране главой государства может быть выбран только один из правителей федерации, а не любой гражданин.

Малайзия является федеративным государством, где 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами. Эти 9 султанов образуют Совет правителей, который каждые пять лет выбирает главу государства. Султаны избираются по очереди с использованием специального списка.

Также "выборной монархией" является Лесото, где король выбирается общим собранием племенных вождей.

Некоторые специалисты по государственности также относят Ватикан к категории "выборных монархий", поскольку Верховный Понтифик, правитель Государства Города Ватикан, избирается коллегией кардиналов в соответствии с каноническим правом[12].

Еще одним типом "республиканской монархии" является "коллегиальная монархия", которая имеет место в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь власть главы государства фактически принадлежит Совету эмиров семи эмиратов федерации, хотя председатель этого Совета, обычно являющийся эмиром крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимает в Совете ключевое положение и обладает значительной властью.

«Королевские республики» — это форма государственного правления, где глава государства несменяем. В этих республиках президент занимает пост пожизненно. В XX веке такие страны как Индонезия, Социалистическая Югославия, Филиппины, Малави, Уганда, Тунис, Экваториальная Гвинея и другие проявляли этот признак. В настоящее время Корейская Народно-Демократическая Республика сохраняет эту форму правления, где пост президента передается по наследству согласно действующей конституции.

Существует такое понятие как "суперпрезидентские республики", которые похожи на "монархические республики". Они чаще всего возникают в результате военного переворота и характеризуются тем, что президент обладает широкими полномочиями, которые он получает нелегитимным путем — либо как лидер переворота, либо как глава хунты. Чаще всего эти полномочия используются для жесткой репрессии оппозиции.

Полупрезидентские (полупарламентарные) республики объединяют черты президентской и парламентарной формы правления. Если президентская республика приобретает черты парламентарной, она считается полупрезидентской, а если парламентарная республика приобретает черты президентской, она считается полупарламентарной.

Обычно обе они условно называются полупрезидентскими республиками. Характерной чертой полупрезидентской республики является то, что президент избирается населением и обладает обширными полномочиями (является главой государства, обладает основными исполнительными полномочиями, является верховным главнокомандующим). Одновременно правительство, назначаемое президентом и действующее под его общим руководством, зависит от доверия парламента. Принятие вотума недоверия может привести либо к отставке правительства, либо к роспуску парламента президентом. В настоящее время формой правления в Австрии, России, Франции и ряде других стран является полупрезидентская республика.

Контрольные вопросы

1. Какова суть монархической формы правления и какие ее особенности?

2. Какие классификации монархий существуют?

3. Каково понятие республиканской формы управления и какие у нее признаки?

4. Как можно классифицировать республики?

5. Что такое нетипичные формы управления и почему они возникают?

Литература

Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А. С. Автономов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с.

Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. Н. Андреева. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 656 с. – (Российское юридическое образование).

Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах / Й. Благож. – М.: Юрид. лит., 1985.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б. А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. – М.: Норма, 2007. – 896 с.

Учебник "Конституционное право зарубежных стран" под редакцией М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина во втором издании от 2009 года содержит 1056 страниц.

Статья "Монархия – традиционная форма государственности" авторства Ю. Г. Сумбатян была опубликована в журнале Вестник Московского государственного университета. Серия 12. В 2001 году. № 1. Стр. 120–126.

Книга "Монархическая государственность" Л. А. Тихомирова издана в 1998 году и содержит 672 страницы. Издательство — Облиздат.

Учебник "Государствоведение" авторства В. Е. Чиркина во втором издании от 2000 года содержит 384 страницы. Издательство — Юристъ.

Статья "Нетипичные формы правления в современном государстве" В. Е. Чиркина была опубликована в журнале Государство и право в 1994 году. № 1. Стр.109–115.

Нетипичные формы правления: анализ, примеры и влияние на общество

Сайт studopedia.org — это Студопедия.Орг, который существует с 2014 по 2024 год. Важно отметить, что Студопедия не является создателем материалов, размещенных на сайте, однако предоставляет возможность их бесплатного использования (0.008 с).

Нетипичные формы правления

Причины возникновения нетрадиционных форм управления. Рассматриваемые выше монархические и республиканские формы управления обычно называют типичными. Однако помимо типичных существуют и нетипичные формы управления. Их часто называют смешанными или гибридными, однако не стоит ставить знак равенства между нетипичными и смешанными (гибридными) формами управления, так как не все нетипичные формы управления можно рассматривать как смешанные.

Появление нетипичных форм управления вызвано различными причинами.

Во-первых, чистые формы управления имеют определенные недостатки, свойственные самой форме. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентарной республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки.

Во-вторых, возникновение нетипичных форм управления часто связано с целью улучшить взаимодействие и согласованность высших органов государственной власти. В-третьих, появление таких форм также объясняется влиянием гуманистических идей и институтов, а также распространением всемирных ценностей во все большем числе стран. В-четвертых, возникновение нетипичных форм управления может быть результатом давления и борьбы прогрессивных сил общества. В-пятых, к этому могут привести и другие факторы.

Основные виды нетипичных форм управления. По-видимому, к основным нетипичным формам управления можно отнести: полуабсолютные и полудуалистические (полупарламентарные) монархии, теократические монархии и теократические республики, так называемые "республиканские монархии" и "монархические республики", полупрезидентские (полупарламентарные) республики.

Полуабсолютные монархии – это монархии, которые объединяют в себе черты и абсолютной, и ограниченной монархии. Как уже отмечалось, в современном мире практически нет чистых абсолютных монархий, где вся власть принадлежит монарху, без конституции и парламента. Последняя абсолютная монархия, по мнению проф.

В. Е. Чиркина, прекратила свое существование в Омане в 1996 году, когда монарх принял конституцию[10]. В то же время, полуабсолютные монархии – это монархии, у которых есть конституции и парламенты, формально ограничивающие власть монарха. На практике, однако, монарх в таких монархиях властвует без ограничений.

Возможно, он остановит действие конституции (как в Бахрейне) или отменит ее (как в Свазиленде). Он может Временно распустить парламент (как в Кувейте) или отменить любой закон, так как обладает абсолютным правом вето. Кроме того, парламенты в этих монархиях фактически лишены реальной власти, поскольку полностью подчинены воле монарха. Поэтому полуабсолютные монархии по своей природе остаются абсолютными монархиями.

Полудуалистические монархии объединяют черты как дуалистической, так и парламентской монархии. Если в таком государстве преобладают признаки дуалистической монархии, оно считается полудуалистическим, если же парламентской, то полупарламентским. Согласно В. Е. Чиркину, последняя дуалистическая монархия была упразднена в Иордании в 1991 году. Современные полудуалистические и полупарламентские монархии могут считаться таковыми лишь на бумаге, исходя из их действующих конституций. Фактически же они остаются дуалистическими монархиями.

В странах с теократическими монархиями глава государства одновременно является и высшим духовным лицом, например, Римский Папа является главой римской католической церкви и главой государства Ватикан, а король Саудовской Аравии является главой ваххабизма – одного из направлений ислама.

Также теократическая форма правления сложилась в некоторых республиках. Например, Конституция Исламской Республики Иран предусматривает пост духовного руководителя иранского народа, чьи решения обязательны для светской власти и оказывают на нее решающее влияние.

«Республиканские монархии»–это монархии, где видны некоторые признаки республиканской формы управления (Малайзия, Лесото, Объединенные Арабские Эмираты). В современной Малайзии, например, существует «выборная монархия». Глава государства здесь не является пожизненным и наследственным монархом, а переизбирается каждые пять лет.

Это подводит монарха к президенту и сочетает монархическую форму правления с республиканской формой. Однако Малайзия не становится республикой из-за периодической переизбираемости главы государства, поскольку этот пост может занимать не любой гражданин, а только один из правителей федерации. Малайзия — федеративное государство, где 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами. Эти 9 султанов образуют Совет правителей, который каждые пять лет выбирает главу государства. Султаны избираются по очереди из специального списка.

Также "выборной монархией" является государство Лесото, где король избирается общим собранием племенных вождей.

Некоторые специалисты в области государственного управления также относят Ватикан к категории "выборных монархий", так как верховный понтифик, правитель Государства города Ватикан, избирается коллегией кардиналов в соответствии с каноническим правом[12].

Еще одним примером "республиканской монархии" является "коллегиальная монархия", существующая в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь власть главы государства фактически принадлежит Совету эмиров семи эмиратов федерации, хотя председатель этого совета, как правило, выбирается эмиром крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимает в совете ведущую роль и обладает значительной властью.

«Монархические республики» — это государства, где президент занимает должность главы государства на протяжении всей своей жизни, что является признаком монархической формы правления. В прошлом веке такой порядок сохранялся в различных странах, таких как Индонезия, Югославия, Филиппины, Малави, Уганда, Тунис, Экваториальная Гвинея и другие. Сегодня это правило еще действует, например, в КНДР, где согласно конституции президент передает власть по наследству.

Существуют страны, которые относятся к категории "суперпрезидентских республик". Такие республики обычно возникают после военного переворота и характеризуются тем, что президент обладает широкими полномочиями, полученными в результате нелегитимных способов, и использует их для жестких мер в отношении оппозиции.

Полупрезидентские республики сочетают черты президентской и парламентарной формы правления. Если президентская республика приобретает черты парламентарной, она становится полупрезидентской, а если парламентарная республика приобретает черты президентской, то она становится полупарламентарной.

Обычно обе эти формы правления называют полупрезидентской республикой. Для такой формы характерно избрание президента народом и наделение его большими полномочиями (он является главой государства, обладает основными полномочиями в исполнительной власти, и является верховным главнокомандующим). В то же время правительство, которое назначается президентом и действует под его общим руководством, должно иметь доверие парламента. Принятие вотума недоверия может привести к отставке правительства или распаду парламента президентом. В настоящее время к полупрезидентским республикам относятся Австрия, Россия, Франция и несколько других стран.

Нетипичные формы правления и их влияние на правовую культуру


Система управления — это способ управления государством, т. е. организация высшей власти, их структура, особенности формирования и взаимодействие не только между собой, но и с населением, а также ограничения полномочий этих органов и степень участия населения в их формировании.

Система управления указывает, кто управляет государством и кто осуществляет властные полномочия на уровне верховной власти.

В старые времена наши предки проживали в племенах, которые не имели четких границ, их законы основывались на обычаях, а власть принадлежала старейшинам племени. Однако со временем племена увеличивались, и отношения между людьми становились более сложными. Для поддержания порядка была введена централизованная власть, представленная правителями, управляющими обществом. Они устанавливали законы, вводили наказания, определяли границы территории и формировали армию для защиты народа. Также они взимали налоги и защищали интересы жителей, что привело к превращению племен и общин в государство.

+ Суд идет

Присоединяйся к сообществу юристов в Telegram

Обменивайся материалами, советуйся с коллегами и помогай другим. Ждем тебя в нашем чате.

Создание государства — одно из великих достижений человечества, которое способствовало развитию культуры, науки и медицины, а также улучшению уровня жизни. Сегодня не существует более эффективного способа организации общества. Возникновение государственности неразрывно связано с формами правления.

Форма правления в каждом государстве зависит от многих факторов, среди которых ключевыми являются:

  • Исторические условия возникновения и развития страны;
  • Уровень культуры и особенности традиций;
  • Площадь и географическое положение государства;
  • взаимоотношения между различными классами общества, социальное представительство лиц, обладающих властью.
  • национальный состав населения.

Замечание 1

Следует отметить, что сосуществование нескольких наций на территории одного государства, как правило, приводит к установлению федеративной формы правления.

"Нетипичные формы правления и их влияние на правовую культуру"

Помощь эксперта по теме работы
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Найди решение своей задачи среди 1 000 ов

Через форму правления могут быть выявлены три основные характеристики государства:

  • Особенности организации высших органов власти в государстве, их структура, процесс формирования, участие населения в этом процессе;
  • Взаимодействие между высшими органами власти и населением;
  • Полномочия государственных органов.

Нетипичные формы правления

Как уже было отмечено, уровень культуры (в первую очередь правовой), традиции, зарубежный опыт и другие субъективные факторы оказывают особое воздействие на форму правления. Часто именно социальные факторы становятся важнейшими во времена революционных событий.

Существующее разделение государств на монархии и республики, и их внутренняя классификация на абсолютные, дуалистические и парламентарные монархии, а также президентские и парламентарные республики, имеет стабильный характер. Все эти формы существуют и по сей день, при этом их совмещение может порождать новые, ранее неизвестные формы правления, так называемые "нетипичные" или "гибридные".

Важно отметить, что эта тенденция становится все более сильной с каждым годом, так как традиционные "чистые" формы становятся все реже, а формы правления в новых государствах (например, после распада СССР, Югославии, Чехословакии) обычно объединяют в себе признаки различных форм правления.

Касаясь темы "гибридных" форм правления, стоит отметить, что существующие классификации и юридические критерии существенно утрачивают свою жесткость, что оказывает значительное влияние на правовую культуру.

Так, возникновение "гибридных" форм правления позволяет улучшить взаимодействие между органами власти за счет уменьшения роли парламента или президента или путем установления подчинения правительства как парламенту, так и президенту.

У "чистых" форм правления есть свои недостатки, характерные их форме. Например, президентская республика склонна превращаться в президентский авторитаризм, что подтверждается возникновением суперпрезидентских республик в Латинской Америке и президентско-монистических республик в Африке. Парламентарная республика подвержена нестабильности правительства, частым кризисам и отставкам. Включение элементов президентской республики в парламентарную или парламентарной монархии в президентскую, использование других методов может помочь преодолеть недостатки "чистых" форм правления.

Новые формы управления сегодня появляются из-за распространения и признания общечеловеческих ценностей в разных государствах, а также из-за влияния монистических идей и институтов.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий