Неровномерность экономического развития является важной темой в истории, отражающей, как различные регионы и страны достигали своих экономических целей в разное время и с разной интенсивностью. Она обусловлена множеством факторов, включая географические условия, наличие ресурсов, политическую стабильность и уровень технологического развития. Например, в XIX веке индустриализация ускорила экономический рост в Западной Европе, в то время как многие страны Африки и Азии оставались в состоянии аграрного общества.
Современный мир также демонстрирует яркие примеры неровномерности, где развитые страны, такие как США и Германия, имеют высокие уровни жизни и технологические достижения, в то время как другие регионы, например, в Африке, сталкиваются с бедностью и недостатком ресурсов. Эффективные меры международной помощи, инвестиции и развитие инфраструктуры могут помочь сгладить эти различия, способствуя более сбалансированному глобальному экономическому развитию.
Неравномерность развития мировой экономики
За последние 10-15 лет произошли стремительные изменения в мировой экономике, невиданные ранее. Рост неравномерности и противоречивости экономического развития отдельных стран и регионов произошел настолько быстро, что привел к радикальным изменениям в мировой экономике. В результате обозначились контуры нового мира, который не соответствует привычным теоретическим представлениям о законе неравномерного экономического и политического развития стран в период империализма.
1. Неравномерность развития мировой экономики. 32. «Утечка умов»: характеристика, причины и последствия 63. Укажите одну из предложенных приоритетных сфер приложения капитала в развивающихся странах. Ответ обоснуйте. 10Список литературы 14
Работа содержит 1 файл
— Размер файла 71,50 Кб (Нажмите, чтобы скачать)
Оглавление
За последние 10—15 лет ситуация в мировой экономике меняется с большой скоростью, чем когда-либо ранее. Неравномерность и противоречия в экономическом развитии отдельных стран и регионов увеличиваются настолько быстро, что приводят к резким изменениям в мировой экономике.
Это приводит к появлению новой мировой карты, которая не соответствует привычным теоретическим положениям о неравномерном экономическом и политическом развитии в эпоху империализма. Ранее неравномерность описывалась как простой процесс с простой формой, содержанием, причинами и последствиями. Считалось, что неравномерность является прямым следствием капиталистического метода производства и, в конечном итоге, жажды прибыли. Под империализмом неравномерное, но постепенное, эволюционное развитие было заменено резкими скачками, вызвавшими острые противоречия между империалистическими странами, вплоть до военных конфликтов и войн за колонии. Очевидно, что в настоящее время эти положения больше не отражают действительность, поскольку мир кардинальным образом изменился, а экономическая теория отодвинула идеологические подходы на задний план. [2, с. 125]
После окончания Второй мировой войны и вплоть до 1970-х годов, несмотря на неравномерность экономического развития, мировая экономика оставалась достаточно стабильной и в общем находилась в состоянии равновесия. Это состояние, хотя и упрощенно, было отражено в традиционных концепциях "Север-Юг" и "Запад-Восток".
Изучая экономическую историю, мы можем заметить, что некоторые государства периодически процветали, а затем сталкивались с разрушением, в то время как другие приобретали экономическую мощь. Примером этому служит взлет и падение Британской империи. История экономики демонстрирует, что равномерное развитие неосуществимо. Каждый случай потери лидерской позиции и появления новых лидеров имеет свои объяснения. Однако в современном мире неравномерность не только принимает различные формы, но и приобретает новый смысл. [1, с. 215]
Сегодняшнее состояние глобальной экономики и мировых хозяйственных связей отличается тем, что рыночные отношения проникают в основную часть экономики, и все страны участвуют в них. Традиционные нерыночные модели в развивающихся странах либо затрагиваются товарно-денежными отношениями, либо могут быть проигнорированы при условии их полной изоляции. Административно-командные экономики бывших социалистических стран проходят реформы в сторону рыночной экономики. Таким образом, мировая экономика стала единой рыночной системой. Следовательно, капитал является системообразующим фактором.
Когда говорим о различиях в экономическом развитии, мы имеем в виду различные уровни промышленного развития, и, в конечном итоге, техническую оснащенность труда. Национальные экономики как бы подвергаются отбору по этому критерию: либо соответствуют ему, либо отсеиваются.
С переходом мировой экономики к новому этапу международного разделения труда, когда информатика выделяется в отдельную отрасль и изменяет все сферы хозяйства и жизни, критерий усложняется и трансформируется. Техногенная цивилизация превращается в технотронную, но пока нет речи о замене критерия, а идет речь о его модификации.
Одним из важнейших проявлений неравномерности экономического развития является наличие слаборазвитых стран, которые представляют собой застойную зону бедности. Разрыв между этими странами и наиболее развитыми экономиками только расширяется.
Однако данная ситуация не статична, а весьма динамична. «Центр» оказывает активное воздействие на «периферию» и формирует ее, привлекая к себе международные торговые и финансовые потоки. Таким образом, «центр» создает экономические пространства на мировом уровне, где занимает лидирующую роль, основываясь на передовых технологиях и монополизируя научно-технический прогресс.
Таким образом, неравномерность развития мирового хозяйства является одним из существенных аспектов. Кризисное состояние отдельных стран и регионов, их отставание от «центра» представляется закономерной обратной стороной рыночного развития.
1. Текущее состояние и динамика основных макроэкономических показателей национальной экономики, таких как ВВП, общий и на душу населения ВНД.
2. Эффективность труда.
3. Развитие отраслей экономики в целом и на душу населения, включая объем производства товаров и услуг.
4. Роль страны в мировой торговле и ее участие в глобальном экспорте и импорте.
5. Инвестиционная обстановка, включая экономические, правовые, социальные и политические условия, способствующие активной инвестиционной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов.
6. Уровень научно-технического прогресса, отражающийся в затратах на научные исследования и разработки, числе зарегистрированных патентов, а В торговле лицензиями.
7. Уровень жизни населения.
8. Конкурентоспособность национальной экономики — это способность выхода на мировой рынок с современной продукцией и поддержание/наращивание конкурентных преимуществ.
Обсуждая неравномерность экономического развития, мы говорим о судьбе целых стран и народов, включая Россию и ее регионы. Возможно ли избежать дальнейшего отставания уже отстающих? Наблюдаем как новые лидеры, такие как Япония, Корея, Сингапур, вырываются из числа отсталых стран, в то время как другие находятся в безысходном и перспективном положении.
Неравномерность экономического развития стран
Одной из самых выразительных черт неравномерности экономического развития является наличие слаборазвитых стран, которые представляют собой зону стагнации и бедности, и стран "золотого миллиарда" — группы ведущих стран мира, определяющих тенденции мирового развития и получающих основную часть мирового дохода. Разрыв между этими двумя полюсами мировой экономики продолжает увеличиваться.
Однако эта картина не остается статической, наоборот, она постоянно меняется. "Центр" активно влияет на "периферию" и даже формирует ее путем вовлечения в международное разделение труда через торговые и финансовые потоки. При этом центр сохраняет свою роль как вершина НТП.
Неравномерность экономического развития оценивается путем сопоставления стран по следующим основным показателям:
- Состояние основных макроэкономических показателей национальной экономики, таких как ВВП в общем и на душу населения, в настоящее время и их динамика.
- Эффективность труда.
- Развитие отраслей экономики, объем производства товаров и услуг в общем и на душу населения.
- Роль страны в мировой торговле (включая экспортно-импортные операции в национальном производстве).
- Инвестиционная обстановка (инвестиционный климат, включая экономические, юридические, социальные и политические условия, способствующие активной инвестиционной деятельности как отечественных, так и зарубежных инвесторов).
- Уровень научно-технического развития (затраты на научно-исследовательские работы, количество зарегистрированных патентов, лицензионная деятельность и т. д.).
- Уровень жизни населения.
8. Возможность национальной экономики выходить на мировой рынок с современной продукцией, поддерживать и увеличивать свои конкурентные преимущества, определяет ее конкурентоспособность.
Система современных экономических отношений
Социально-экономическая сфера — это система экономических отношений, возникающая и развивающаяся в процессе материального производства. Основой экономических отношений и их определяющим фактором является способ производства и распределения материальных благ в обществе.
Экономические системы — это формы организации хозяйственной деятельности. Они различаются по типам собственности на производственные ресурсы, методам координации экономической деятельности людей, уровню технического развития и характеру экономических отношений.
Экономические отношения подразделяются на 2 блока:
1. Формы социально-экономических отношений, связанные с владением и использованием производственных ресурсов.
2) Экономические отношения включают в себя:
• Разделение труда и специализация в производстве;
• Совместная работа — это способ организации труда, при котором несколько людей участвуют в одном или разных процессах, связанных друг с другом. Совместная работа порождает новую производственную силу.
• Увеличение масштаба производства и его централизация. Увеличение — это увеличение масштаба предприятия за счет собственных ресурсов. Централизация — объединение предприятий.
• Организация общественного хозяйства — это натуральное и товарное хозяйство.
• Управление. Формы управления экономикой: спонтанное-рыночная и плановая.
2) Социально-экономические отношения — это отношения между людьми по производству, распределению, обмену и потреблению. Определяется формами собственности на средства производства.
Экономическая теория изучает закономерности развития экономики, ее законы и их использование.
Социально-экономические отношения (СЭО) — это взаимодействие между людьми в обществе в отношении распределения и потребления материальных благ и услуг. Оно происходит как между различными социальными группами и классами, так и между странами, предприятиями, фирмами, а Внутри отдельных организаций и между собственниками в различных местностях.
Экономические отношения рассматриваются в контексте их взаимосвязи и единства, их система должна соответствовать состоянию производства для обеспечения его развития и эффективного функционирования.
Материальное производство играет основополагающую роль в экономических отношениях, оно является их материальной основой.
Предмет труда — это то, на что человек воздействует своим трудом, изменяя его.
Средства производства — это то, что человек использует для воздействия на предмет труда. Основным фактором производства является работник.
Производственные ресурсы и работники, которые их активизируют, формируют производственные силы общества. В соответствии с Марксом, производственные силы вместе с экономическими отношениями составляют способ производства, прошедший 5 исторических этапов развития. Зарубежные экономисты, в свою очередь, используют теорию стадий экономического роста (Ростоу) для периодизации развития человеческого общества.
Согласно этой теории, выделяют 5 стадий экономического роста:
— переходное общество (подготовительная стадия);
— стадия сдвига и перехода к индустриальному обществу;
— стадия массового потребления.
Презентация к уроку по Всеобщей истории 9 класс (учебник под редакцией Искендерова): Экономическое развитие в XIX – начале XX века презентация к уроку по истории (9 класс)
Революция в промышленности в 19 веке была своего рода техническим переворотом, который охватил целые континенты и привел к индустриализации — процессу создания крупной промышленности. Постепенно она превратила промышленность в основу экономики. Лидерами этого процесса стали США и страны Европы.
На первоначальном этапе промышленной революции ключевую роль сыграла текстильная промышленность из-за невысоких затрат на оборудование, так как период 30-40 гг. 19 века был временем расцвета ткацкого станка Жаккара. Важную роль в этом процессе также сыграли уголь и чугун, которые способствовали росту паровых машин и строительству железных дорог.
Поглощая миллионы тонн угля и чугуна, железная дорога стала самым сложным техническим сооружением своего времени, требующим создания множества новых машин и механизмов — паровозов, оборудования депо, новой строительной техники. Это все способствовало появлению машиностроения в качестве самостоятельной отрасли экономики.
Строительство железных дорог стало важной частью "транспортной революции", которая происходила в 30-70-х годах 19 века. Первая железная дорога между английскими городами Стоктоном и Дарлингтоном (39 км) была построена в 1825 году (Дж. Стефенсон). После этого появились первые отрасли железной дороги в США (1830) и Франции (1832).
В Европе и США началась настоящая "железнодорожная лихорадка". В 1860 году протяженность железных дорог в Англии достигла отметки в 16 тысяч километров, а в США — 50 тысяч. К 1880 году железнодорожная сеть в обоих регионах была в целом завершена. Время путешествия от Парижа до Марселя сократилось с 112 до 14 часов, а пересечь США можно было за 7 дней, вместо прежних 3 месяцев. Строительство железной дороги в США
Самая протяженная железная дорога в мире была русская Транссибирская магистраль (1891-1916 годы). Благодаря ее строительству стало возможным пересечь на поезде весь огромный евразийский континент, от Мадрида до Владивостока.
В 1807 году первый пароход был изобретен американцем Р. Фултоном, что значительно ускорило морское плавание, освободив его от зависимости от ветра. Теперь пересечь Атлантический океан можно было за неделю, вместо месяца, как это делали парусники. Важную роль в ускорении морских перевозок сыграли прорыв Суэцкого канала в 1869 году и Панамского канала в 1913 году.
Эпоха капитала началась с промышленного производства, основанного на капитале — деньгах, приносящих прибыль. На них покупались станки и сырье, нанимались рабочие. Владелец капитала получал название капиталиста.
Капитал в акционерных обществах делился на акции и продавался на бирже, привлекая вложения многих людей, которые в свою очередь получали часть прибыли. Например, именно на эти деньги строились железные дороги. Биржа в Нью-Йорке была одним из финансовых центров 19 века.
Фабрика – это крупное промышленное производство, которое стало основным типом предприятия в период индустриализации.
Была введена стандартизация – производство деталей по образцу, что позволило перейти к массовому производству однотипной продукции. Разделение труда усилилось из-за увеличения числа машин, которые рабочий не мог обслужить. Раньше владелец фабрики сам управлял ею, но из-за усложнения производственного процесса управление фабрикой все чаще переходило в руки специально подготовленных профессионалов – менеджеров.
Экономическое развитие стало неравномерным после промышленной революции. Она не только ускорила темпы роста экономики, но и изменила его качество. До этого момента рост был экстенсивным: валовой продукт рос вместе с численностью населения, в то время как производство на душу населения увеличивалось медленно. Новый вид роста стал интенсивным, что проявилось в увеличении ВВП на душу населения.
Помимо изменений в экономическом росте, произошло изменение и в самой экономической структуре: сельскохозяйственный сектор потерял свои позиции в пользу промышленности. Англия стала первой страной, где к 1851 году доля занятых в сельском хозяйстве сократилась до 23 %, в то время как число работников промышленного сектора возросло до 51 %.
Развитие промышленности было неравномерным, включая международный, региональный и отраслевой аспекты. Ведущей страной в мире была Англия, которая производила треть всей мировой промышленной продукции. США также имели значительное преимущество перед странами Нового Света.
Развитие отраслей также было неравномерным из-за неравного распространения технологических новшеств. Ведущими отраслями были текстильная, угольная и чугунная промышленность в 1880 году. Особое внимание уделялось химической промышленности, стали и электроэнергетике, которые были ключевыми двигателями индустриализации.
Эти отрасли имели огромное значение. Из-за своей дешевизны сталь вытеснила чугун с рынка, устанавливая новые стандарты качества и долговечности. В США с 1870 по 1900 год производство стали выросло в 150 раз. Возможность передачи энергии на большие расстояния сделала электричество ключевым ресурсом.
Использование электричества привело к появлению нового типа двигателя — электромотор. Химическая промышленность принесла эпоху новых искусственных веществ, таких как аспирин и пластмасса. Автомобили и самолеты стали символом "транспортной революции" благодаря появлению новых типов моторов — дизелей и ДВС.
В течение 19 века экономика переживала подъемы и кризисы. В тот период государство не вмешивалось в экономику, предприятия свободно конкурировали. Это привело к кризису перепроизводства, когда предложение превышало спрос, особенно во время мирового экономического кризиса 1873 года.
Монополистический капитализм привел к появлению крупных корпораций, стремящихся установить монопольное доминирование в различных отраслях. Картель стал особой формой монополистического объединения или соглашения.
В отличие от других монополистических структур, каждое предприятие, вступившее в картель, сохраняет свою финансовую и производственную независимость. Синдикат — это одна из форм объединения предприятий, целью которой является устранение конкуренции и улучшение условий коммерческой деятельности в сфере ценообразования, закупки сырья и продажи продукции, при этом сохраняя производственную и юридическую самостоятельность для ее членов. Трест — это одна из форм монополистических объединений, где участники теряют свою производственную, коммерческую и даже юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках его управления или главной компании. Эти структуры были наиболее широко распространены в XIX веке.
В период сельского хозяйства в первой половине 19-го века можно сравнить с "малым ледниковым периодом". В 1848-1849 годах в Европе произошла революция, в результате чего подневольный труд был заменен трудом свободных людей (в деревне установились капиталистические отношения).
Увеличение производительности труда произошло по нескольким причинам: развитие капиталистических отношений в деревне, селекция скота, использование химических удобрений, фабричное изготовление орудий труда и появление различных машин (жатка, молотилка, трактор). Прогресс в сельском хозяйстве и индустриализация способствовали взаимному развитию.
Развитие торговли было также несомненным результатом транспортной революции, которая способствовала развитию мирового рынка благодаря появлению паровозов и пароходов. Фритред также содействовал снижению или отмене таможенной пошлины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Употребление глагола Have Got" ( 5 класс. Учебник под редакцией кузовлева В.П)
Причины создания данной формы обобщающего урока по теме "Have Got"(Иметь) были следующими: 1. Школьный предмет "английский язык" является синтетическим и полиаспектным. В процессе проведения урока.
Презентация к уроку по Всеобщей истории в 7 классе "Война североамериканских колоний за независимость и образование США"
Учебный материал с иллюстрациями.
Презентация к уроку по Всеобщей истории в 7 классе "Промышленный переворот в Англии"
визуальные пособия для объяснения учебного материала.
Презентация к уроку по Всеобщей истории в 7 классе "Китай в 16-18 в"
Графический материал для учебного занятия.
Презентация к уроку по Всеобщей истории в 7 классе "Япония в 16-18 в"
Учебный материал с использованием иллюстраций.
Презентация к уроку по Всеобщей истории в 7 классе "Индия в 16-18 в"
Графическое описание для учебного занятия.
Презентация к уроку по всеобщей истории Нового времени на тему "США в эпоху "позолоченного века" и "прогрессивной эры"
Этот доклад был создан с применением учебного материала из учебника Истории Нового времени авторов Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. под редакцией Искендеровой А.А. для 9 класса.
ГДЗ по истории России 9 класс Арсентьев Часть 1, 2 Часть 2 | Страница 118
На переломе XIX–XX веков мир переживал переходной период в своей истории. Индустриализация, обозначавшая формирование буржуазного общества на Западе, в основных чертах завершилась.
Экономическое развитие ведущих стран мира претерпело серьезные изменения. В 1860-1870-х годах произошла технологическая революция, тесно связанная с научным прогрессом. Различные страны продемонстрировали неравномерность в развитии экономики. Россия оказалась на втором этаже мирового экономического развития. В начале XX века Российская империя представляла собой огромное многонациональное государство, начавшее индустриальную модернизацию, но сохранившее традиционные политические структуры.
2. Проведите анализ социально-экономического развития России на рубеже веков.
В начале ХХ века Россия была страной среднего уровня развития, смешанной аграрно-промышленной экономикой. Одной из основных задач была модернизация сельского хозяйства. Однако низкая производительность крестьянских хозяйств, нехватка земли у крестьян и сохранение общинной собственности сильно затормаживали развитие сельского хозяйства.
3. Укажите причины и последствия первой российской революции 1905-1907 гг. Составьте хронику основных событий.
В результате событий революции 1905-1907 годов была учреждена первая в истории России представительная организация власти Государственная дума, которая обладала законодательными полномочиями и ограничивала власть императора. Подданные Российской империи приобрели ряд демократических прав, а также сформировались легальные политические партии. Несмотря на это, революция не решила все проблемы, но вынудила власть провести неотложные изменения.
3 января 1905 года начались забастовки в Санкт-Петербурге.
9 января 1905 года произошло Кровавое воскресенье.
Май 1905 года — время стачки текстильщиков в Иваново-Вознесенске.
Июнь 1905 года стал временем восстания матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».
Октябрь 1905 года — период Всероссийской октябрьской стачки.
17 октября 1905 года был опубликован Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
В декабре 1905 года произошло вооруженное восстание, которое приняло название Декабрьского вооруженного восстания.
27 апреля 1906 года начала работу I Государственная дума.
9 июля 1906 года I Государственная дума была роспущена.
20 февраля 1907 года начала работу II Государственная дума.
3 июня 1907 года произошел Третьеиюньский переворот.
5. Оцените социально-экономические реформы П. А. Столыпина.
Можно выделить аграрную реформу, в рамках которой проводились следующие мероприятия: продажа удельных и казенных земель малоземельным крестьянам по льготной цене; указ, приравнивающий крестьян в гражданских правах к другим сословиям; указ от 9 ноября 1906 года, который предоставлял крестьянам право свободного выхода из общины и закрепления в личную собственность своего надела; "Положение о землеустройстве" (1911 год); содействие переселению крестьян в малообжитые районы.
Организация этих мероприятий положительно повлияла на развитие сельского хозяйства и экономики в целом. Производство зерновых культур в годы до войны увеличилось в 1,5 раза, а технических культур – в 3 раза. Экспорт сельскохозяйственной продукции Вырос. Россия стала поставлять 25% всего мирового экспорта зерна. Доход от сельского хозяйства в 1913 году составил 53% от общего валового дохода.
Товарность аграрного производства увеличилась. Результаты реформы стали одним из факторов промышленного развития в России в период с 1909 по 1913 год. Реформа в целом способствовала капиталистическому развитию. Однако она не решила проблемы перенаселенности и голода.
5. Проведите анализ политического развития России в 1905-1914 годах, составьте хронику событий и определите основные тенденции развития страны в указанный период.
9 января 1905 года – Кровавое воскресенье и начало революции.
17 октября 1905 года — Провозглашение "О совершенствовании государственного устройства".
Декабрь 1905 года — Декабрьское вооруженное восстание.
27 апреля 1906 года — начало работы I Государственной думы.
9 июля 1906 года — распуск I Государственной думы.
20 февраля 1907 года — начало работы II Государственной думы.
3 июня 1907 года — Переворот в Третий июнь, распуск II Государственной думы.
1 ноября 1907 года — начало работы III Государственной думы.
1 сентября 1911 года — убийство П.А. Столыпина.
15 ноября 1912 года — начало работы IV Государственной думы.
Намерения и цели: формирование представления об индустриальном обществе; демонстрация причин и последствий промышленной революции XIX века; содействие в осознании особенностей периода индустриализации; отображение влияния промышленной революции на различные сферы жизни общества; создание понимания о постоянном научно-техническом прогрессе, развитии идей правового государства.
Ожидаемые результаты: объяснение значения понятий: индустриализация, капитал, капиталист, акционерное общество, акция, биржа, банковский кредит, стандартизация, картель, синдикат, трест, монополизация; характеристика основных черт индустриального общества, его успехов и проблемы; объяснение изученных положений на конкретных примерах; использование фактов для подтверждения особенностей периода индустриализации; восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи; поиск необходимой информации в тексте; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; разработка плана действий и соотнесение своих действий с планируемым результатом; установление причинно-следственных связей; анализ материала учебника; выражение оценки и своего отношения к открытиям и достижениям периода промышленной революции; оценка их влияния на развитие общества; развитие познавательного интереса к изучению всеобщей истории.
Набор оборудования для урока включает в себя учебник, карту "Мир в XIX веке", а также различные схемы и таблицы.
Тип урока: это урок, на котором открывается новое знание для учащихся.
Ход урока
I. Начальный этап
II. Закрепление знаний
1. Давайте вспомним, что такое промышленный переворот. В какой из стран Европы он начался уже в XVIII веке?
2. Какие изобретения в области техники привели к началу промышленного переворота в текстильной промышленности, а затем в металлургии?
III. Вводный этап с целью мотивации
В конце XVIII века в Англии началась период промышленной революции. В следующем столетии она распространилась на страны Европы, изменяя социальную структуру общества и образ жизни населения. Ушел в прошлое традиционный аграрный строй, замененный новой индустриальной цивилизацией, основанной на промышленном производстве. Главным показателем развития стал рост добычи угля, выплавки чугуна и стали, а также строительство железных дорог.
Как протекала промышленная революция в странах Европы и Америки? Какие технические новшества и изобретения сделали ее возможной? Как изменилось общество в результате этого промышленного переворота? Об этом вы узнаете на сегодняшнем занятии.
План урока
1. Промышленная и транспортная революция в первой половине XIX века.
2. "Вторая промышленная революция".
3. Изменения в социально-экономической жизни.
4. Новшества в области военной техники.
IV. Работа по теме урока
1. Промышленная и транспортная революция в первой половине XIX века.
Место использования | Водный транспорт | Железнодорожный транспорт |
Принцип движения | Движение по воде с помощью паровой силы | Движение по рельсам с помощью паровой силы |
Период изобретения | Конец XVIII века | Начало XIX века |
Изобретение паровоза и парохода было ключевым событием в истории транспорта и привело к значительному улучшению скорости и надежности перевозок.
Во второй половине XX века заметно проявилась неравномерность экономического развития отдельных государств и регионов мира. Азия стала наиболее динамично развивающейся территорией в это время, прежде всего Япония, затем Китай и другие индустриальные государства Юго-Восточной Азии достигли значительных успехов в экономическом развитии.
Благодаря этим странам темпы роста валового внутреннего продукта в развивающихся государствах почти в два раза превысили аналогичные показатели развитых стран. В результате уменьшилась доля развитых стран в мировой экономике, а количество развивающихся государств увеличилось.
Также произошли значительные изменения в экономическом развитии государств с переходной экономикой.
Замечание 1
Самые низкие темпы роста валового внутреннего продукта отмечаются в странах тропической части Африки, которые являются самыми отстающими среди всех стран с развивающейся рыночной экономикой.
«Проблема неравномерности экономического развития»
Экспертная помощь по теме работы
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Помощь с рефератом от нейросети
Страны с развитой рыночной экономикой
Разделение стран на развитые и развивающиеся государства приводит к неравномерному экономическому развитию. В североамериканском регионе ясно выделяются Канада и Соединенные Штаты Америки, которые входят в число индустриально развитых стран мира.
Помимо Канады, у США есть также Мексика как их южный сосед, в экономическое развитие которой Внедряется американский капитал. К к концу XX века формируется зона свободной торговли, население которой превысило 375 миллионов человек, а совокупный валовый продукт достиг 8 триллионов долларов США в год.
Интегрированная Америка, с ее геополитическими и экономическими возможностями, значительно усиливает свое влияние на международное сообщество в целом. За последние десять лет она становится лидером мировой экономики.
Превосходство США в мировой экономике в основном обеспечивается за счет своего масштаба и богатства рынка, развитой структуры рынка, высокого уровня научно-технического потенциала и мощной системы международных связей в области торговли, банковского капитала и инвестиций.
Высокая емкость внутреннего рынка является уникальным фактором, обеспечивающим Америке особое место в мировой экономике. США имеют самый высокий уровень валового национального продукта, тратят больше всех на текущее потребление и инвестиции. Потребительский спрос в Америке характеризуется высоким уровнем доходов по сравнению с другими странами и большим средним классом с высокими стандартами потребления.
В Америке имеется огромное количество продаж товаров длительного использования. Можно утверждать, что современная американская промышленность потребляет примерно 1/3 всего извлеченного в мире сырья. В то же время у страны выраженный рынок машин и оборудования.
На данный момент США обладает самым большим в мире научно-техническим потенциалом, определяющим динамичное развитие экономики и конкурентноспособность на мировой арене. Америка до сих пор значительно опережает страны Европы и Японию по общему научно-исследовательскому потенциалу. Это позволяет широкий спектр научных исследований, обеспечивая быстрое внедрение результатов фундаментальных исследований в новые технологии и прикладные разработки.
Неравномерное развитие
Началом неравномерного развития экономики стран стало интенсивное развитие стран Азии в середине 20 века. Япония и Китай смогли занять ведущие позиции не только в Азии, но и на мировой торговой арене, сократив количество развитых стран и увеличив количество развивающихся. Уровень ВВП Китая и Японии превышал показатели Германии, Швеции и США более чем в два раза.
С точки зрения развития, страны Африки казались отсталыми на фоне Японии и Китая из-за низких темпов развития в середине 20 века по сравнению с другими развивающимися странами.
Великую семерку экономически несравненно возглавляла Америка, с ее колоссальным экономическим ростом, ВНП и ВВП, что впоследствии обеспечило ей статус мирового экономического лидера.
Список использованных источников:
- Аджемоглу Д., Робинсон Дж.А. Почему некоторые нации богаты, а другие бедны, Изд.: АСТ, 2015.-704с.
- Войтов А.В. Хозяйство, экономика, рынок. Политэкономия 21 века, Изд.: Дашков и Ко, 2019.-376с.
- Сухарев Е.Н. Индустриализация экономики: стратегия, структура и технологическое развитие, Изд.: Ленанд, 2019.-320с
Длины волн инфракрасного света настолько велики, что они могут проникать сквозь облака, которые в противном случае могли бы закрыть наш взгляд. Используя большие инфракрасные телескопы, астрономы смогли взглянуть в центр нашей галактики. Многие звезды излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, который составляет лишь небольшую часть спектра, видимую нашими глазами.
Поскольку длина волны связана с энергией, цвет звезды показывает, насколько она горяча. Астрономы, используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, получают представление о множестве объектов и явлений в космосе.
Пример №1 Построить центральную симметрию тетраэдра относительно точки O, изображенной на рисунке 3.
Решение.
Для построения центральной симметрии необходимо провести через все точки тетраэдра прямые, проходящие через точку O. Затем построить отрезки, удовлетворяющие условиям AO = A?O , BO = B?O , CO = C?O , DO = D?O Таким образом, мы получим искомую симметрию (рис. 4).
В механике особое значение имеют колебания, так как они представляют собой периодические движения и процессы.
Электромагнитные колебания занимают важное место среди электромагнитных явлений, в которых заряды, токи, электрические и магнитные поля периодически изменяются в соответствии с законами.
Если велосипедист едет со скоростью 300 м/с или идеальный газ оказывает давление 100 паскалей в большой тепловой машине, это кажется странным.
Требуется помощь с написанием курсовой или дипломной работы?
НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
ИЗМЕНЕНИЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. За последние 10-15 лет ситуация в мировой экономике стремительно меняется, что ранее не наблюдалось. Неравномерность и противоречивость экономического развития отдельных стран и регионов нарастают настолько быстро, что приводят к кардинальным изменениям в мировой экономике.
Ясно, что в настоящее время обстановка изменилась, поскольку мир кардинально изменился, а экономическая теория вытеснила идеологические подходы. После Второй мировой войны до 70-х годов, несмотря на неравномерность экономического развития, мировая экономика была устойчива и в целом находилась в равновесии.
Эта ситуация достаточно неплохо отражается в традиционных моделях: "Север — Юг" и "Запад — Восток". Сначала стали разрушаться привычные представления о взаимоотношениях богатого Севера и бедного Юга, так как на Юге появились новые индустриальные страны. Позже изменилась и другая ось — "Запад — Восток", поскольку рухнули командно-административные системы бывших социалистических стран. На месте СССР появился ряд независимых государств, а Россия проявила явную тенденцию к усилению неравномерности развития регионов. Мировая экономика стала, с одной стороны, многополярной, потеряв свой симметричный вид, а с другой стороны, она вступила в состояние дисбаланса.
История экономики показывает, что государства проходят через периоды процветания и краха. Примером этому является Британская империя, которая достигла величия и затем потеряла свое экономическое превосходство. Экономическая история также утверждает, что равномерное развитие невозможно, и каждый случай потери лидерства имеет свое объяснение. Однако в наше время неравномерность не только продолжает существовать, но и приобретает новые формы и сущность.
Мировая экономика и мировые экономические связи сегодня характеризуются преобладанием рыночных отношений, которые охватывают большую часть мирового хозяйства и вовлекают в себя все страны.
Традиционные нерыночные структуры в странах, находящихся в процессе развития, либо оказываются затронутыми товарно-денежными отношениями, либо могут быть проигнорированы в случае их полной изоляции. Административно-командные экономики бывших социалистических стран преобразуются в сторону рыночной экономики. Это означает, что мировая экономика стала единым рыночным обществом. Таким образом, капитал выступает в этой системе системообразующим фактором.
КАПИТАЛ КАК ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ФАКТОР. Капитал интернационален и представляет собой интегрирующий фактор. Национальные хозяйственные комплексы — национальны. Это не является парадоксом. Национальные экономики обладают своей спецификой и уникальностью.
Связи между ними, однако, однородны и имеют товарно-денежную форму. Они все более унифицируются посредством международных правил, соглашений, конвенций и т.д.
Мировая экономика, будучи рыночной системой, подчиняется определенным рыночным закономерностям.
Прежде всего, рыночная экономика определяется спросом, объемом производства, ценами, заработной платой и национальным доходом.
Во-вторых, равновесие и дисбаланс чередуются в рыночной экономике, так как ее сущность заключается в отклонениях от "стандартов", а равновесие является лишь временным состоянием.
В-третьих, рыночная система существует в виде кризисов (циклических и структурных) и динамического роста. Мировая экономика представляет собой систему с иерархией подсистем различных уровней: отдельные страны и их объединения, внутристрановые элементы — регионы и районы. С развитием глобализации теперь можно говорить об их роли в мировой экономике.
Действительно, описание процессов неравномерности экономического развития имеет свою схематичность и условность, поскольку роль каждой страны в мировом хозяйстве зависит от множества социально-экономических и политических факторов, конкретной конкурентной борьбы и темпов экономического роста при учете цикличности экономического развития.
НТП КАК ФАКТОР НЕРАВНОМЕРНОСТИ. Помимо капитала, существует еще один интернациональный фактор экономического развития в мировом хозяйстве, связанный с неравномерностью — научно-технический прогресс (НТП). С конца XIX века мировая цивилизация начала свой путь техногенного развития.
Развитие общества стало результатом технологического прогресса и использования новых технических средств труда. К концу прошлого века этот принцип стал всеобщим. Модель экономического развития на основе рыночных отношений приобрела международный и затем глобальный характер.
Такая ориентация изначально привела к установлению иерархической структуры мирового хозяйства и формированию центров индустриального развития и отсталой «периферии» как в глобальных масштабах, так и внутри отдельных государств. Одни страны и регионы имели преимущества в процессе индустриализации, в то время как другие, лишенные этих преимуществ, вынуждены были стать поставщиками сельскохозяйственной и минеральной продукции. В техногенной модели мирового развития "периферия" заняла подчиненное и зависимое положение. Возможность изменить эту ситуацию связана исключительно с включением в индустриальный тип развития.
По сути, индустриальная модель развития мирового хозяйства приводит к неравномерности экономического развития и является его основной причиной. Однако, она также открывает возможности для подключения новых стран и регионов к общему руслу научно-технического прогресса благодаря отдельным изобретениям и открытиям.
Таким образом, когда мы говорим о неравномерности экономического развития, мы имеем в виду не только различные уровни индустриального развития, но и техническую вооруженность труда. Национальные экономики оцениваются по этому критерию и либо подходят под него, либо отсеиваются.
С переходом мировой экономики к новому этапу международного разделения труда, когда информатика становится отдельной отраслью и преобразует все сферы хозяйства и жизни, критерий усложняется и трансформируется. Техногенная цивилизация постепенно превращается в технотронную. Однако на данный момент речь идет лишь о модификации критерия, а не о его замене.
Неравномерное экономическое развитие проявляется в наличии слаборазвитых стран, которые представляют собой застойную зону бедности. Разрыв между этими странами и наиболее развитыми экономиками продолжает увеличиваться.
Таким образом, неравномерность является важным аспектом развития мирового хозяйства. И кризисное состояние отдельных стран и регионов, их полное отставание от "центра" представляется неизбежной стороной техногенного рыночного развития.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Существует множество экономических теорий, изучающих проблемы бедности и неразвития. Наиболее популярные взгляды на эти проблемы представлены в работах известных экономистов, их идеи лежат в основе работы международных организаций и составляют "золотой фонд" мировой экономической науки.
Шведский экономист Г. Мюрдаль, нобелевский лауреат, исследует причины неравенства не только в экономике. В своей знаменитой книге "Азиатская драма: исследование бедности народов" (1968) он представляет социальную концепцию слаборазвитости, утверждая, что основная проблема заключается в системе традиционного общества и специфике трудовых ресурсов, а не в нехватке капитала.
Экстремально низкий уровень потребления приводит к неспособности к современному промышленному труду. Следовательно, важно начать с решения проблемы продовольствия и повышения уровня жизни. Мюрдаль утверждает, что "с увеличением дохода должна увеличиться и работоспособность, и эффективность труда" (Мюрдаль Г. Современные проблемы "третьего мира". М.,1972. С. 251).
Вместе с Ф. Хайеком Г. Мюрдаль разработал стратегию удовлетворения основных потребностей, которая была рекомендована ООН развивающимся странам. В 1974 году они были удостоены Нобелевской премии за это.
Среди других концепций, объясняющих слаборазвитость, стоит упомянуть теорию квазистабильного равновесия американца X. Лейбенштейна, суть которой заключается в том, что любой рост производительности сельского хозяйства компенсируется приростом населения (рис. 29.3).
Рис. 29.3. Теория квазистабильного равновесия Х. Лейбенштейна
Идея "порочных кругов", возникших в слаборазвитых странах, была заимствована другими учеными. Попытаемся проследовать их логику на следующих схемах (рис. 29.4 и 29.5).
Рис. 29(14).4. "Круг отсталости" Б. Кналла
Источник: История экономических учений: Учебник/Под ред. А.Г. Худокормова. М., 1999. С. 452.
Согласно Р. Нурксе, на рисунке 29.5 изображен порочный круг нехватки капитала.
Этот рисунок взят из учебника "История экономических учений" под редакцией А.Г. Худокормова, изданного в Москве в 1999 году (с. 452).
Исследование неравномерности экономического развития проводится путем сравнения стран по нескольким основным показателям.
1. Основные макроэкономические показатели национальной экономики (ВВП, ВИД в целом и на душу населения) в настоящее время и динамике.
3. Развитие отраслей (объем производимой продукции и услуг в целом и на душу населения).
4. Роль в мировой торговле (или экспортно-импортная составляющая в национальном производстве).
5. Инвестиционная ситуация (инвестиционный "климат" как совокупность экономических, правовых, социальных и политических условий, способствующих активной инвестиционной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов).
6. Уровень НТП (затраты на НИОКР, количество зарегистрированных патентов, купля-продажа лицензий и другое).
7. Уровень жизни населения.
8. Конкурентоспособность национальной экономики, то есть способность выхода на мировой рынок с современной продукцией, поддержание и увеличение своих конкурентных преимуществ.
Рассуждения о неравномерности экономического развития имеют серьезное значение для судьбы целых стран и народов, включая Россию и российские регионы. Неизбежно ли их дальнейшее отставание? Мы видим, как некоторые новые лидеры вырываются из числа отстающих стран (Япония, Корея, Сингапур), и как в настоящее время другие находятся в безвыходном и неопределенном положении.
ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Россия в XX веке
Директор Института экономического анализа, А. Илларионов, представил результаты сравнительного анализа.
Таблица 29.1 показывает изменение доли России в мировом объеме в XX веке.
Таблица 29.1
Основные показатели развития мировой экономики в XIX—XX веках
Показатель | 1820 г. | 1913 г. | 1998 г. |
ВВП, млрд дол. в ценах 1993 г. | |||
Мировой объем | 831 | 2941 | 36836 |
Россия в 1913 г. | 41 | 274 | |
Россия в 1998 г. | 22 | 143 | 600 |
В % от мирового уровня — всего | |||
Россия в 1913 г. | 4,98 | 9,32 | |
Россия в 1998 г. | 2,60 | 4,86 | 1,63 |
Население, млн человек | |||
Мировой объем | 1068 | 1772 | 5952 |
Россия в 1913 г. | 48 | 171 | |
Россия в 1998 г. | 25 | 89 | 147 |
В % от мирового уровня — всего | |||
Россия в 1913 г. | 4,49 | 9,64 | |
Россия в 1998 г. | 2,34 | 5,03 | 2,47 |
ВВП на душу населения, дол. в ценах 1993 г. | |||
Средний мировой уровень | 778 | 1660 | 6189 |
Россия | 864 | 1605 | 4081 |
Россия в% от среднемирового уровня | 111,0 | 96.7 | 65,9 |
Источник: А. Илларионов. Экономическая свобода и процветание общества//Журнал "Вопросы экономики". 2000. № 4, С. 84.
Вам понравилась статья? Сохраните ее (CTRL+D) и поделитесь с друзьями: