Ценность настоящей службы заключается в глубоком осознании своей ответственности перед обществом и людьми, которым посвящаешь своё время и усилия. Это не просто выполнение обязанностей, а искреннее желание помочь, поддержать и быть полезным другим. Служба позволяет каждому из нас внести свой вклад в общее благо, создавая прочные связи и ощущение единства.
Кроме того, настоящая служба формирует в людях такие качества, как сострадание, уважение и самоотверженность. Она способствует личностному росту, давая возможность развивать лидерские навыки и учиться работать в команде. В конечном счете, служение становится неотъемлемой частью нашего существования, позволяя лучше понять других и, в первую очередь, самих себя.
Ценности государственных служащих
Под организационной культурой понимается уникальный образ жизни индивида внутри группы, а также его принадлежность к общей культуре организации. Независимо от того, каковы отношения между сотрудниками и как происходит взаимодействие, они всегда имеют культурный оттенок, так как все аспекты управления персоналом напрямую связаны с культурой. Важно понять, какова специфика этой культуры и её уровень. Можно заставить человека сделать что-то принудительно, но можно Вовлечь его в идею этого действия, мобилизуя через стимулирование и убеждение.
Понимание важности организационной культуры как инструмента управленческой деятельности подразумевает, что она основана на коллективном "самосознании", архетипы которого влияют на поведение в организации. В подсознании руководителей управления (политических и административных должностных лиц, специалистов всех категорий, менеджеров, работников технического обеспечения) закладываются все основные идеи и модели участия в управленческой деятельности, определяющие эффективность работы государственной организации.
Существование организационной культуры во многом зависит от структуры деятельности персонала, уровня их творческого вовлечения и результатов их работы, а также от влияния результатов управленческого труда на самочувствие других сотрудников. Организационная культура государственного учреждения и профессиональная культура его сотрудников являются ключевыми компонентами этой сложной системы. Итак, организационная культура учреждения включает в себя:
— ценности, которые являются основой для сотрудников;
— нормы, правила и традиции, которым они следуют;
— взаимодействие и поддержание внутренних отношений.
— результаты выполненной ими работы;
— образ жизни участников данной группировки. Рассмотрим эти аспекты более подробно.
Часто чиновники оказываются в ситуации, когда им приходится делать выбор или решать насущные проблемы. Какие принципы должны руководить чиновников в таких случаях: следовать общим правилам или доверять своей интуиции?
Вероятно, ответ зависит от того, какие ценности придерживается государственное учреждение и его чиновники, а также конкретные личности, принимающие решения. Конечно, широкие обобщения вряд ли возможны, поскольку государственные учреждения сталкиваются с разнообразием проблем, решений, инструкций и видов деятельности. Законы часто применяются к конкретным организациям (например, местному самоуправлению или природным ресурсам) и могут быть использованы только определенными органами. Различные организационные нормы формируются конкретными учреждениями и, следовательно, изменяются в зависимости от того, какое учреждение их разработало. Учреждения и группы учреждений развивают свою собственную культуру, свои нормы и ценности, что оказывает влияние на "конечный продукт" этих учреждений.
Разнообразие в государственной сфере подразумевает, что в работе государственных учреждений существуют значительные отличия, и поэтому невозможно сформулировать общие правила. Ценности, характерные для государственных учреждений, могут частично рассматриваться как производные от ценностей общества в целом. Однако можно выделить некоторые идеи, лежащие в основе управленческих теорий.
Доминирующие ценности как фактор организационной культуры. Ценности — это набор наиболее важных предпочтений, принимаемых членами организации и задающих людям ориентиры для их поведения и действий.
В свое время известный социолог Питирим Сорокин утверждал, что "именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры" 1 [59]
Основу культуры государственной службы составляют непреходящие ценности, которые не сводятся к количественным показателям, а скорее отражают качество и определяют смысл работы государственных служащих. Их значение особенно проявляется в критические моменты, когда моральный аспект играет ключевую роль.
Главную роль в культуре управления играют организационные ценности — объекты, явления и процессы, направленные на обеспечение деятельности госслужащих и признанные большинством членов организации: коммуникабельность, профессионализм, деловая культура, открытость, система принятых норм и ритуалов государственной службы.
Одна из основных категорий корпоративной культуры — это субъективные ценности или ценностные ориентации, которыми руководствуется государственный служащий в своей работе. Идеологические и политические цели, моральные приоритеты определяют то, какое поведение в организации допустимо, а какое недопустимо. Ценности и ценностные ориентации преобразуются в принципы государственного служащего и отражают его высокую гражданскую и профессиональную зрелость.
Проблема честности и отсутствия коррупции. К сожалению, Россия относится к числу государств, где уровень политической и управленческой коррупции высок, и многие представители власти и потребители государственных услуг относятся к этому весьма снисходительно.
Всем известно, что коррупция становится источником нестабильности в государственной власти. В настоящее время формы и виды коррупции усложняются и становятся трудными для выявления. Это может быть приглашение на круиз, подарки к юбилею, привилегии в элитных санаториях и поликлиниках, большие гонорары за консультации, публикации книг и так далее.
Также следует учитывать, что в системе власти задействовано большое количество низкооплачиваемых служащих, которые стараются компенсировать низкую зарплату, используя служебное положение. Вот почему власть привлекательна даже на низших уровнях в аппарате, где служащие напрямую взаимодействуют с гражданами и ежедневно принимают решения или готовят проекты решений. Поэтому проблема административной этики касается не только руководителей различных уровней, это проблема всех государственных и муниципальных служащих в целом.
Поскольку государственные учреждения обязаны предоставлять услуги с учетом принципа равноправия граждан, то ценностной ориентацией государственного (муниципального) служащего в его публичном администрировании должно быть обеспечение равенства прав при предоставлении услуг, то есть — обязательство соблюдения справедливости. Действительно, сложно определить, каким образом равенство будет проявляться в каждой отдельной ситуации.
Например, в определенных районах Москвы списки людей, ожидающих сложные хирургические операции, значительно длиннее, чем в других. Это связано с децентрализацией управления здравоохранением. Люди, находящиеся в схожих условиях, но проживающие в разных регионах страны, сталкиваются с разным уровнем обслуживания. Учитывая это, имеет смысл расширить понятие "равенство прав", которое предполагает стандартизированность (однообразие), понятием "справедливость", тесно связанную с честностью в соблюдении различных законов, норм и правил.
Взаимное доверие как ценность можно понять так: если государственное учреждение сравнить с "большой деревней", где каждый знает каждого (или почти каждого), то взаимное доверие — это "валюта", с помощью которой ее жители ведут дела между собой.
Объективность и рациональность в принятии решений требуют нейтральности. Каждый чиновник имеет свои убеждения и политические предпочтения. Однако он должен готов давать советы политическим деятелям, не вступая на чью-либо сторону и учитывая общественные интересы. Нейтральность позволяет чиновнику сотрудничать с любым политическим деятелем.
Этика в административной сфере включает в себя профессиональную честь и неподкупность. Она требует от служащих служить обществу и государству, а не преследовать личную выгоду, проявлять беспристрастие и гордиться хорошо выполненной работой, проявлять толерантность и соблюдать законность в отношениях с людьми, а также нести ответственность и быть надежным. Профессионалу же говорят хорошие отзывы, называя его "чистыми руками" и "надежным партнером в работе" и так далее.
Разрыв в ценностях и конфликт ценностей вызывают дезорганизацию в коллективе, что приводит к коммуникационным повреждениям. Такое явление наблюдается в государственных учреждениях из-за отдельных работников. Например, лидер одного из районных управлений, представляя программу и регламент органа местного самоуправления, заявил, что он всегда следует закону, заботится о населении, несет ответственность за их нужды, чаяния и решения, стимулируя их активное участие.
Однако в этом же районе местный чиновник страдал предубеждениями (национальными, религиозными), испытывал недоверие к мигрантам, решая вопросы их регистрации, трудовой занятости, искусственно волокитил, требуя взятки, или вообще решал не в их пользу. Ясно, что общество ожидает от представителей публичной власти совершенно иного поведения. Каждая государственная (муниципальная) организация сталкивается с парадоксом: средства, используемые в управлении для достижения поставленных публично значимых целей, не всегда облегчают эффективное достижение этих целей. Средства вовлекают людей, у которых могут быть свои цели и ценности, не всегда совпадающие с целями и ценностями тех, кто управляет ими.
Известно, например, что наибольшее признание у госслужащих получают ценности объективного организационного характера, связанные с функциональным предназначением госслужбы: наличие правовой основы деятельности, четкое разграничение полномочий, профессиональная компетентность, гласность и демократичность в процессе принятия публично значимых решений и взаимодействия с общественностью. Но при этом одни сотрудники органов власти молча мирятся с такими проявлениями низкой организационной культуры, как слабость правовой базы, бюрократизм, карьеризм, коррупция, другие активно борются с этим, а третьи причастны к подобным аномалиям. 35% опрошенных госслужащих оценивают гласность как «очень важную» составляющую управления, а каждый десятый считает, что гласность не имеет никакого отношения к процессу принятия решений и продолжает рассматривать государственный орган управления как некое «закрытое» для гражданского общества учреждение.
Конфликт поколений в организациях негативно влияет на формирование целостного коллектива и связан с различиями в ценностных ориентациях людей. Старшее поколение руководителей и сотрудников склонно к бюрократическому мышлению и попыткам навязать строго определенные модели поведения, в то время как молодое поколение чаще открыто к новым идеям и изменениям. В результате возникают попытки регламентации всех аспектов общественной и частной жизни граждан.
Эта ситуация не вызвана злобой или несовершенством конкретной группы сотрудников. Она является результатом долгого существования административной системы, которая внедрила в себя множество негативных сторон. Хотя процесс изменения в работе аппарата происходит, он не всегда движется в нужном направлении.
Существует глубоко укоренившийся стереотип о том, что государственные органы управления — это своего рода "надсоциальные" структуры, предназначенные для "управления" населением. Молодое поколение, пришедшее работать в сферу государственного (муниципального) управления, — это активные, прагматичные люди, ориентированные на достижение поставленных целей.
Они относительно мало обращают внимания на правила, традиции, процедуры и ограничения. Их вдохновляет дух развития, роста и возможность быстрой карьеры. Обладая современным профессиональным образованием, молодые специалисты в основном имеют хорошие знания в области экономики, права, политики, социальной психологии и т.д. Они знакомы с теорией и практикой зарубежного социального менеджмента, владеют иностранными языками и компьютерной техникой.
Если в одной компании сталкиваются усталость, бездействие геронтократии и активность, дерзание юности, то это может вызвать разрушительный конфликт. Как сказал Фрэнсис Бэкон: «Достоинства каждого возраста могут исправить недостатки другого».
Какие признаки указывают на профессиональное и моральное старение чиновников, работающих в органах власти? Вот некоторые, которые должны быть под контролем организации:
— ослабление готовности к переменам, трудности с внедрением новых методов и технологий, боязнь идти на риск;
— желание сохранять привилегии и увеличивать их количество;
— предпочтение узкой специализации;
— ориентация на получение краткосрочных прибылей;
— увеличение потребительских расходов;
— отрицательное отношение к порядочным работникам, занимающимся творческой деятельностью.
Эти и прочие признаки усталости и старения коллектива, отдельных его участников — могут проявиться в жизни организации, лишь бы они не накапливались до критической точки. В таком случае разрушение может затронуть не только культуру коллектива, но и само существование организации.
В результате, мы сталкиваемся с очень изменчивым фактором — людьми. Они могут по-разному отождествлять себя с целями организации. Некоторые могут быть преданными до определенной степени, в то время как другие поддерживают их только в случае успеха. Для третьих главной мотивацией является размер заработной платы, а моральное удовлетворение они получают за пределами работы — в семье и среди друзей. Такие ситуации приводят к сбоям в работе государственных органов, и вместо ожидаемого достижения целей часто получаются результаты, которые парализуют рациональную и эффективную деятельность учреждения.
Значение государственных служащих в системе государственного управления
Государственная власть представляет собой особый институт, контролируемый ведущим классом, который включает в себя различные социальные группы, блоки классов и население. Этот институт обладает специальными полномочиями и функциями для осуществления государственного управления. Чтобы обеспечить выполнение этих функций, необходимо формировать персонал, ответственный за действия от имени государства. Этот персонал обычно называется государственными служащими.
Тема: Значение государственной службы в системе государственного управления
Уверенно найдите решение вашей задачи среди 1 000 ов
Наличие профессиональных государственных служащих определяет реальную мощь государства и влияет на качество государственного управления.
Государственная служба неотъемлемо связана с функционированием государства и необходима для практической реализации его полномочий и функций. Становление и укрепление государства зависит от эффективной работы государственной службы.
Активные члены государственной службы в современном государстве заняты обслуживанием общества. Элементы государственного управления, такие как создание норм, политика, защита прав и свобод человека и так далее, представляют собой инструменты, используемые государственными служащими для обслуживания общества, и объединенные этой службой в систему.
Государственная служба представляет собой один из компонентов государственного управления, который может быть интерпретирован в широком и узком смысле. В широком смысле государственное управление — это деятельность государства, включающая организацию и властное влияние на все сферы общественной жизни, требующие государственного регулирования и вмешательства.
"Государственная служба в системе государственного управления"
Помощь эксперта по теме работы
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Найди решение своей задачи среди 1 000 ов
Органы государственной власти осуществляют государственное управление в узком смысле, придавая особое значение исполнительным органам.
Юридически государственная служба является практическим механизмом осуществления государственного управления.
Сущность и понятие государственной службы
Государственная служба — это многоаспектное явление, которое требует нескольких подходов для его полного понимания.
В первую очередь, государственная служба представляет собой профессиональную деятельность российских граждан, направленную на обеспечение полномочий Российской Федерации, государственных органов управления и должностных лиц. В процессуальном аспекте государственная служба — это функционирование органов управления в пределах их компетенции.
Во вторую очередь, государственная служба представляет собой сложную структурную систему различных видов деятельности, осуществляемых в соответствии с функциями и полномочиями органов государственного управления.
В третьем пункте рассматривается организационная структура государственной службы, которая состоит из определенных государственных должностей с конкретными целями, статусом, квалификационными требованиями и иерархической подчиненностью. На основе государственных должностей осуществляется не только иерархическая система, но и происходит должностное продвижение.
В четвертом пункте рассматривается институциональный аспект государственной службы, который представляет собой нормативную систему, обеспечивающую реализацию функций, целей и принципов государственного управления. В этом случае государственная служба характеризуется общекультурным статусом.
В пятой очереди государственная служба в социальном аспекте может рассматриваться в качестве интегрирующего фактора по отношению ко всем вышеперечисленным факторам. Государственная служба представляет собой обязательный элемент социального устройства, который существует в связи с динамикой государственного управления. Она уже не выполняет функцию принуждения, а скорее становится инструментом общественной согласованности.
Государственную службу можно рассматривать как деятельность и институт, который определяет правила работы для выполнения государственных полномочий и функций, а также как систему государственных служащих, способных обеспечить реализацию государственных полномочий и функций.
Служба в армии – дело настоящих мужчин!
Взгляд Дмитрия Давыдова, члена фракции "Единая Россия" в городской думе, заключается в том, что служба в армии всегда была и будет делом истинных мужчин.
Он говорит: "В таком духе нас воспитывали, и мы с радостью отдали свой воинский долг стране, когда пришло наше время. У моего поколения не возникал вопрос служить или не служить, и уклонистов не было среди нас. ‘Кто, если не мы, будет защищать Отечество?’ – думал каждый из нас. Свою армейскую школу я прошёл в 1994-1996 годах в Подмосковье в 15-м мотострелковом полку Таманской дивизии."
"Два года пролетели быстро и незаметно. За это время я повзрослел, возмужал, изменилось моё мировоззрение, я многому научился, появились армейские друзья, с которыми до сих пор поддерживаю связь. Считаю, что те, кто служил и сейчас отдаёт свой долг Отечеству, это действительно элита нашей страны."
Конечно, военная служба требует от мужчин много усилий, независимо от того, где они служат. Но настоящие мужчины идут в армию не за легкой жизнью, а чтобы защищать свою страну и научиться обращаться с оружием для защиты своей семьи.
Армия всегда выполняла роль воспитателя и учителя. Это ранний подъём, строгий режим, учения, зарядки и военная подготовка. Все это помогает молодым людям развивать дисциплину, укреплять здоровье и менять свое отношение к жизни. Служба в армии необходима для молодых людей.
Те, кто решает служить по контракту, – настоящие защитники, воины и патриоты. Могу сказать так: аргументов в пользу военной службы много – это и зарплата, и социальный пакет, и жильё, и форма, и питание. Конечно, бывают разные ситуации, когда по объективным причинам служить не представляется возможным: плохая физическая подготовка новобранца, слабое здоровье и прочее. Но если государство требует выполнить свой гражданский долг, то нужно его принять с честью, не уклоняться. Ведь спустя время каждый вспоминает армейские дни как один из лучших периодов в своей жизни.
Желаю крепкого здоровья, новых профессиональных высот и успехов всем храбрым бойцам, выбирающим контрактную службу.
Дополнительную информацию о службе по контракту можно найти ЗДЕСЬ.
Ценность военной службы для современных молодых людей допризывного возраста
Кулагина Н. В. Значимость армейской службы для молодых людей допризывного возраста в современном обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 36. – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95611.htm.
Резюме. В данной статье рассматривается проблема уклонения молодежи от призыва в армию. Представлены результаты исследования отношения молодежи к армейской службе (16-17 лет).
Ключевые слова: армейская служба, допризывник
Полный текст статьи
Одной из наиболее важных функций любого государства является защита от внешних угроз. Для реализации этой функции формируются Вооруженные Силы страны. Государство без армии – это не государство. Военная служба во все времена была специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности на благо Отечества.
На протяжении всей истории России наши соотечественники постоянно вставали на вооружённую защиту Родины, посвящали себя воинской службе. Статья 59 Конституции РФ устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Российское законодательство предписывает каждому совершеннолетнему гражданину мужского пола (за немногими исключениями) отслужить положенный срок в армии.
Среди причин положительного отношения к службе в армии – возможность испытать свои силы, стать самостоятельным, независимым от родителей. При этом желание служить в армии высказывают не только юноши, но и девушки.
В последние годы наблюдается возрастание отклонений молодежи от выполнения данной обязанности, хотя это утверждается несмотря на. Такая тенденция объясняется несколькими факторами, в том числе страхом перед принудительной братственной подчиненностью; нежеланием покидать комфортную жизнь (включая семью и друзей); убеждением в бесполезности военной службы в целом; желанием потратить время, необходимое для службы, на образование; опасением за ухудшение здоровья, вызванного службой; и другими причинами. Особенно высок процент желающих избежать армии среди выпускников школ и студенческой молодежи.
В последние десятилетия в мировоззрении молодежи России наблюдается двойственное отношение к призыву в армию. С одной стороны, молодые люди осознают необходимость защиты Отечества и признают важность службы. В массовом сознании живет глубокое уважение к традициям Российской армии, к образу солдата-воина, солдата-защитника, солдата-победителя. Но, с другой стороны, значительное количество молодых людей не желают служить в армии и активно уклоняются от призыва [2].
Несколько десятилетий назад армия считалась сильным фактором социализации и воспитания молодых мужчин, а Выполняла роль социального контроля неправильного поведения молодежи. Часто матери жаловались на своих непослушных сыновей, говоря, что "когда же тебя возьмут в армию, тогда ты станешь настоящим мужчиной".
Идеология советского времени создала положительный образ армии, который был выразлен поэтом А. Ждановым через женское лицо: "Вы стали взрослыми, ребята/Вы не мальчишки, а солдаты/Теперь за вас спокойна я/Служите верно, сыновья".
В настоящее время ситуация кардинально изменилась. Успех и престиж современного человека теперь связаны с образованием, личной инициативой и ориентацией на внешний мир. Поэтому время, проведенное вне своего социума (как многие считают о службе в армии, что это потерянное время), не окупается.
У молодого поколения изменились основные ценности для достижения успеха: от престижа долга к престижу свободы выбора [3].
Упадок имиджа армии произошел из-за доступности информации, которая ранее скрывалась. Негативные отзывы о низкой боеспособности, коррупции, дедовщине и гибели солдат стали общедоступными. Этот постоянный поток негатива серьезно поставил под сомнение престиж и авторитет армии, особенно среди молодежи, которая теперь считает "отмазаться" от армии престижным.
Интернет предоставляет возможность использовать ресурсы, не контролируемые государством, для распространения информации, направленной на дискредитацию армии. Зачастую в сети можно найти ресурсы, которые на вид предоставляют юридическую консультацию призывникам, советуя, как избежать призыва в армию. Примером такой информации может служить следующее:
Без сомнения, государство должно разработать механизмы для борьбы с подобными явлениями.
Интересно, как обстоит ситуация с этим вопросом в маленьком региональном городе – Соликамске, который находится в Пермском крае. С одной стороны, известно, что большинство жителей города уверены в том, что современные подростки не хотят служить в армии. Информация из местных СМИ (выступления военкома города по телевидению, статьи в газетах) показывает, что набор призывников на военную службу в городе невелик (меньше запланированного). С другой стороны, многие молодые люди планируют поступить в армию и считают это необходимым. Каковы же причины подобного явления – уклонения от армии у юношей из Соликамска в возрасте призыва (16-17 лет)?
Чтобы узнать это, мы провели небольшое социологическое исследование с целью изучения отношения юношей допризывного возраста к службе в армии и выявления основных причин уклонения от срочной службы.
Мы предположили, что большинство юношей допризывного возраста не хотят служить в армии.
Для проведения исследования была разработана анкета с 14 вопросами и несколькими вариантами ответов. Всего было опрошено 80 молодых людей в возрасте 16-17 лет.
Результаты оказались неутешительными.
Большинство юношей (62%) не хотят служить в армии, что означает, что они не готовы физически и морально. Если они все же пойдут служить, это будет не по желанию, и, соответственно, они будут служить неэффективно.
Только 31% молодых людей имеют позитивное отношение к службе. Даже при риске лишения возможности работать в государственных структурах, 7% призывников готовы отказаться от армейской службы.
Для 60% призывников устроит служба на срок 1 год. При этом 58% из них не считают необходимым альтернативную службу. Позитивно относятся к контрактной службе 78% респондентов.
На вопрос "зачем нужна альтернативная армия", опрошенные дали такие ответы: пацифизм (нежелание участвовать в вооруженных конфликтах); убежденность в моральной устаревшости такого подхода к формированию вооруженных сил; убежденность в собственном праве выбирать, служить или нет; невозможность реализовать свои конституционные права (свобода перемещения, общения, времяпровождения и другие) во время службы.
Большинство молодых людей (56%) оценивают армию как только удовлетворительную. При этом 45% затрудняются ответить, что не хватает армии, четверть опрошенных считает, что порядка не хватает (26%), и достаточно большая группа (17%) утверждает, что не хватает безопасности.
Основные причины, по которым молодые люди уклоняются от армии: опасение унижения, издевательства и насилия – 44%; срок службы «вырывает» из жизни (учебы, работы) – 28%; плохие бытовые условия проживания в казармах, некачественная еда – 19%.
Над этим чиновникам следует серьезно задуматься.
Основное, на что молодые люди ‘потратили’ бы время, уклонившись от армии, это: учеба (54%) и работа (35%).
Большинство опрошенных (90%) считают, что на "гражданке" после армии нужно от 1 до 3 месяцев для адаптации. Это немаленький период времени. Необходимо учитывать этот факт при разработке программ по интеграции возвращающихся из армии (особенно из "горячих точек") в обычную жизнь (консультации с психологом, гарантированная помощь в трудоустройстве, поддержка в обучении и т. д.).
Большинство респондентов (59%) выразили желание видеть девушек в армии. Возможно, это имеет смысл с точки зрения поддержания позитивного эмоционального настроя у молодых людей. В настоящее время это явление не является редким. Несколько раз СМИ сообщали, что моральный климат и дисциплина в тех подразделениях, где служат девушки, выше.
Подводя итоги, можно сказать, что эксперимент показал: большинство юношей из числа опрошенных (62%) предпочли бы избежать армии. Желание служить составило всего 31%.
Хотя анализ причин отсутствия желания служить показывает, что они вполне обоснованы (наличие дедовщины с негативными последствиями для здоровья ребят, отрыв от учебы, неблагоприятные бытовые условия и другие), результаты все равно печальны.
Из этого следует, что руководству российской армии необходимо незамедлительно приступить к работе по улучшению своего имиджа, созданию порядка в воинских частях в плане жилищных и безопасностных условий. В противном случае ярко выраженная негативная тенденция последних лет, когда молодежь все чаще пытается избежать армейской службы, может привести к серьезным социальным проблемам.
Поэтому, необходимо, чтобы государственные чиновники принимали активные меры по устранению тех причин, которые серьезно подорвали престиж и авторитет армии. Одной из таких причин являются реформы, проводимые в армии, которые, к несчастью, не приводят к улучшениям. Еще одной причиной является доступность информации для населения, которая раньше скрывалась. Например, много публикаций о низкой боеспособности нашей армии, коррупции, воровстве, дедовщине, массовой гибели солдат в горячих точках (часто из-за некомпетентных действий командования) и многом другом. Неконтролируемые государством ресурсы Интернета полны советов "Как уклониться от армии" и "Как не служить в армии" (например, http://www.znatnado.ru/-kolonki_page_366).
Многие из молодежи, с которой мы общались в ходе исследования, отмечали, что если бы условия службы в армии были лучше, то число уклонистов значительно сократилось бы. Повышение престижа армии приведет к увеличению привлекательности службы. И вот тогда фраза "Служить надо, и мы обязательно пойдем" станет нормой для молодежи.
Список литературы
1. Володин А. Как пресечь пропаганду негативного отношения к армии [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Армейский вестник», 22 октября 2012. –Режим доступа: http://blog.kp.ru/users/3790905/post245577947/
2. Попова Л.В. Служба в армии как мотивационно-ценностный феномен в юношеском возрасте //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социализация и ресоциализация подростков и молодёжи: междисциплинарный аспект». –Пермь, ПГПУ.-2011. -с.111-113.
3. Дмитрий Николаевич Сальников. Методика формирования у студентов ценностного отношения к военной службе //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 2009. — № 4.
Общечеловеческие ценности и государственная служба
Развитие кадетского движения — это явление, которому есть веские основания. В первую очередь, обществу нужны здоровые, талантливые, образованные и патриотичные личности. Во-вторых, это видится как возможность частично решить острые проблемы, которые охватывают общество, такие как рост безнадзорности, подростковая преступность и наркомания. И наконец, многие родители хотят не только обеспечить своему ребенку хорошее образование, но и воспитать самостоятельность, ответственность, эстетическую культуру и общие моральные принципы.
Однако что привлекает детей и подростков в кадетство? Не только великолепная форма, в которой они находятся каждый день в школе, но и их поступки и дела. Кадетские классы, помимо обязательного изучения общеобразовательных предметов, предлагают дополнительное образование, включающее разделы по различным направлениям: физкультурно-спортивному, художественно-эстетическому, туристско-краеведческому, военно-патриотическому, культурологическому.
Что делает кадетские классы особенными по сравнению с другими классами общеобразовательной школы? Прежде всего, это особые атрибуты. Форма, знамя, эмблема, кодекс чести, особый порядок приветствия и обращения к учителю, правила поведения на уроке. К атрибутам также относится и клятва, которую произносит каждый кадет при поступлении в кадетский класс.
Наша цель — поделиться опытом, как повысить престиж кадетских классов и привлечь детей и родителей к кадетскому движению.
Важность кадров нельзя недооценивать! Иосиф Сталин сказал свои знаменитые слова: «Кадры решают все» еще в 1935 году, и эта фраза по-прежнему актуальна. Компетентный отбор офицеров-воспитателей играет ключевую роль в формировании положительного имиджа военного учебного заведения. Важно, чтобы воспитание кадета основывалось на военно-профессиональных качествах, таких как компетентность, дисциплинированность, командирская воля, организаторские способности, творческая активность, психологические и физические качества.
Внутри социально-педагогической структуры кадетского класса существуют особенные правила, которые основаны на Уставе Российской армии и Кодексе кадетской чести. Они регулируют взаимоотношения между обучающимися, администрацией школы и педагогическим коллективом.
Задача развития у кадетов навыков командования и методики решается на протяжении всего обучения в школе, во время занятий, в процессе внутренней службы и в повседневной жизни. Каждое занятие должно быть интересным и познавательным, чтобы кадеты могли усвоить опыт организации и проведения занятий, а также научиться эффективным методам обучения. Основой развития навыков командования и методики должно быть самостоятельное ведение занятий по подготовке и управлению отделением. При обучении кадетов необходимо соблюдать логическую последовательность изучения различных тем и предметов. Существующие методики проведения занятий в Вооруженных силах РФ должны творчески применяться с учетом потребностей кадетских классов и возрастных особенностей кадет.
Каждый кадет должен примерять на себя доблесть, отвагу и честь, которые являются главными качествами офицеров-воспитателей. Они не только учителя, но и друзья для кадетов, влияя на них важным образом.
Деятельность кадетского класса основана на идее о том, что воспитание и образование неотделимы друг от друга. В кадетском классе это многоплановый процесс, который требует согласованной работы педагогического коллектива, а Взаимодействия социальных партнеров, государственных органов и общественных организаций. В результате этой деятельности формируется образованная, гармоничная, морально и физически здоровая, патриотичная личность, готовая эффективно служить государству и успешно развиваться в карьере.
В рамках программы социального партнерства школа заключила договор о сотрудничестве с Московским государственным лингвистическим университетом (ИНЯЗ имени Мориса Тереза). Занятия с учащимися 7‑9‑х классов проводятся по лекционно-семинарской системе по лексике и грамматике иностранных языков с упором на углубленное изучение военного перевода. Лекции проводят студенты старших курсов бакалавриата и магистранты МГЛУ.
Обучающиеся кадетского класса (кадеты) находятся в школе в режиме продленного дня. Продолжительность учебного времени, его распределение, время отдыха и дополнительных занятий определяются распорядком дня кадетского класса.
По плану дня время, проведенное в школе, разделено на две части: основное образование, когда ученики учатся по общей программе кадетского класса, и дополнительное образование, которое является важной частью учебного процесса в кадетском классе. Здесь ученики могут заниматься индивидуально или в малых группах, следуя личной траектории обучения, направленной на развитие их творческих, духовных, физических и других способностей. Кадетский класс предоставляет дополнительные образовательные программы в области военного искусства, хореографии, этики и физической подготовки кадетов.
С этого учебного года школа и центр воспитательной работы на «Сумском» заключили соглашение об организации занятий художественно-эстетической и технической направленности во второй половине дня для успешной организации занятости ребят. Это включает в себя занятия по хореографии, хоровому пению, видеомонтажу и анимации, которые проводятся на высоком профессиональном уровне.
1. «Память о прошлом, настоящее и будущее!»
Формирование воспитательной программы работы с кадетскими классами расценивается как необходимость, включая: четкое определение патриотической и нравственной направленности воспитания, учет особенностей подростков, развитие личности, формирование ценностного отношения к прошлому, настоящему и будущему, к истории своего народа и страны, повышение социализации личности, развитие лидерских качеств.
Исходя из изложенного, в работе по воспитанию кадетских классов обязательно проводятся как мероприятия культурной и гражданской направленности (участие в конкурсах и праздниках, уход за памятниками и патриотические мероприятия), так и волонтерские акции (помощь ветеранам, поздравления с праздниками).
Активное участие и творческий подход к организации учебного процесса в кадетском классе создают благоприятные условия для будущего обучения наших кадет в военных учебных заведениях и прохождения срочной службы в рядах Российской армии. Этот подход способствует увеличению доступности кадетского образования и формированию структуры для организации и осуществления учебно-воспитательного процесса на основе кадетских принципов обучения и воспитания. Он направлен на формирование образованных и воспитанных личностей, способных к активной социальной деятельности в различных сферах общественной жизни, особенно в сфере военной и других видов государственной службы, связанных с ней.
Подготовили: заместитель директора школы №851 по социализации, воспитанию и безопасности обучающихся — Екатерина КУЗЬМИНА; старший офицер-воспитатель, ветеран военной службы, ветеран боевых действий, подполковник запаса — Дмитрий ЕРЕМИН
Стремление к духовности всегда было одним из основных показателей прогресса в военном деле. Маршал Кутузов выразил мнение о том, что даже важность военного порядка и дисциплины становится бесполезной, если не обладать "воинским духом, который преображает все обстоятельства". Относительно процессов формирования и укрепления вооруженных сил национальной гвардии, можно отметить увеличение значимости духовности военнослужащих и их духовных ценностей.
Из-за своей исторической специфики, геополитического положения и национальных традиций в России воинская деятельность изначально базировалась на духовных основах. В течение многих веков они обеспечивали единство, мужество и отвагу воинов на поле боя, а также способствовали объединению воинских коллективов и выполнению служебно-боевых задач в мирное время.
Понятие "ценности" стало широко распространено в философии с XIX века. Существует множество различных определений ценности. Следует отметить, что эта проблема не связана с каким-то конкретным философским направлением, и существует несколько типов теории ценностей [1].
Так, представители Баденской (Фрейбургской) школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и Марбургской школы (П. Наторп, Э. Кассирер и др.) в рамках неокантианства определяли ценности как идеальное бытие [2].
М. Шеллер, выдающийся представитель персоналистического онтологизма, утверждал объективный характер ценностей.
А. Мейнонг, Дж. Дьюи и другие сторонники натуралистического психологизма рассматривали ценности как объективные факторы реальности, поддающиеся эмпирическому наблюдению.
В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Тойнби и другие сторонники культурно-исторического релятивизма доказывали множество равноправных ценностных систем.
Социологическая теория ценностей, представленная М. Вебером, Ф. Знанецким и школой структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Е. Шилз, К. Клакхон и другими), решает проблему ценностей в рамках социальной философии [3].
Русская философия в конце XIX — начале XX века (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве, С. Франк и другие) определяет ценности в духе неокантианства, обогащая марксизм ценностным подходом к общественному прогрессу. Подход к проблеме ценностей в советский период строится на марксистско-ленинской идеологии, устанавливающей коммунистический идеал и советский образ жизни в качестве духовных ценностей.
В современной отечественной литературе существует более ста определений ценности. Из имеющихся исследований природы ценности и ценностного отношения в общенаучной литературе [4], можно дать в самом общем виде следующее определение ценности. Ценности — это предметы и явления материального и духовного порядка, их свойства, имеющие социокультурный смысл и предназначение, способные удовлетворить природно-биологические, физиологические и духовные потребности людей, составляющие основу, цель и средство развития человека.
Духовные ценности можно определить как систему идеальных образов, определяющих свойства, процессы и явления, обладающие социокультурной значимостью и реализующиеся в морально-нравственных качествах человека, проявляющихся преимущественно в его деятельности на благо общества [5].
Изучение содержания духовных ценностей среди военнослужащих заключает в себе выявление тенденций их развития.
В философской литературе тенденция определяется как «направление развития определенного явления или процесса» [6]. Тенденция выступает в качестве способа проявления одного или нескольких законов, которые реализуются в обществе через осознанную деятельность людей, поэтому имеет множество значений.
Когда мы обращаем внимание на развитие духовных ценностей военной службы в настоящее время, мы видим, что эта проблема довольно сложна из-за разнообразия подходов и определений самих духовных ценностей. Как и все идеальное, духовные ценности ускользают от традиционных научных исследований. Кроме того, современное общество переоценивает ценности, что делает изучение духовных ценностей военнослужащих национальной гвардии еще более сложным. Самым же тенденциям только начинают проявляться, поэтому говорить о них как о законченном факте сейчас еще рано.
Важно отметить, что в процессе развития вооруженных сил правопорядка сохраняется непрерывность духовных ценностей, которая выражает объединение двух аспектов этого процесса: отрицание, критическое переосмысление старого, а также сохранение и наследование всего ценного и прогрессивного из духовных ценностей прошлого.
Чтобы понять настоящее и перспективы развития нашего общества и его духовной культуры, необходимо изучать историю его становления и относиться к ней с уважением.
Важно, чтобы духовные ценности военной службы отражали историю нашей Родины и ее военную мощь, включая вооруженные силы национальной гвардии. Развитие Российского государства было сложным из-за различных внутренних и внешних причин, и поэтому необходимо постоянно осмысливать этот процесс и формировать духовные ценности военнослужащих, учитывая положительный опыт мировой и отечественной практики.
Последние годы привели к увеличению интереса к истории вооруженных сил, их традициям и духовным ценностям [7]. Сейчас эти богатые духовные традиции и опыт вооруженных сил должны стать основой для их духовного возрождения и укрепления морального духа военнослужащих.
Другими словами, мы можем и должны говорить о устойчивых духовных ценностях, которые проникают через всю историю развития национальной гвардии, имеющие постоянный и скрепляющий характер, а не только временный.
В последние годы ярко проявляется такая тенденция развития духовных ценностей военнослужащих, как укрепление влияния традиционных ценностей государства, общества, церкви и семьи на формирование и развитие духовных ценностей военнослужащих правопорядка.
В настоящее время, когда духовность общества испытывает серьезные трудности, важно сохранить и развить наследованное нами бесценное достояние во всех сферах жизни. В этих условиях особенно важными становятся гуманистические, мировоззренческие и духовные ценности.
Одно из направлений — общественный патриотизм, который является традиционной ценностью, основанной на богатой истории российского государства. Все усилия в области патриотизма должны быть направлены на то, чтобы сделать Россию сильной, экономически развитой и процветающей страной. Для формирования патриотизма в качестве традиционной духовной ценности в настоящее время предпринимаются следующие практические меры: внедрение и усовершенствование на государственном уровне комплексной программы "О патриотическом воспитании молодежи"; создание художественных произведений, культурных объектов и символики в военных частях национальной гвардии, отражающих историю войск; деятельность ветеранских организаций и т.д. Патриотизм и другие духовные ценности, такие как достоинство воина, свобода совести, честь, долг, находят свое развитие в сотрудничестве вооруженных сил и традиционных религиозных общин.
Полное усвоение духовных ценностей происходит только в том случае, если их соблюдение гарантировано как голосом разума, так и голосом совести. Поэтому важным условием развития активной жизненной позиции личности военнослужащего в современных условиях является их постоянное самосовершенствование.
Важным направлением развития духовных ценностей военнослужащих внутренних войск является формирование особого отношения к собственной истории, боевому братству, глубокого уважения к ветеранам войск, а также почитания государственных символов и символики войск правопорядка в современных условиях.
Многие граждане верят, что все проблемы общества можно решить только через возрождение высоких духовных ценностей и укрепление обороноспособности государства, обусловленные сложными процессами формирования Российского государства. Особенности духовной жизни военнослужащих национальной гвардии включают в себя коллективизм, товарищество и боевое братство. В мирное время они являются примером дружелюбного отношения к товарищам, взаимопомощи и уважения к командирам, старшим товарищам и ветеранам при выполнении боевых задач.
Помимо вышеупомянутых тенденций развития духовных ценностей военнослужащих, существует и ряд других. В основном они находятся на стадии формирования и развития. Степень их реализации или устранения будет определяться тем, насколько конструктивно и целеустремленно будет осуществляться военная реформа и усовершенствоваться процесс воспитания личного состава, повышен престиж и авторитет вооруженных сил, обеспечен механизм социальной и правовой защиты военнослужащих.
- Петрий П. В. Синергия общества и армии в аксиологическом пространстве современной России: монография. — М.: ВУ, 2013. — С. 41.
- Барышков В. П. Аксиология: учебное пособие. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. — С. 13–15.
- Кравченко А. И. Социология: учебник. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — С. 40–43.
- Манерко И. В. Исследование духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной российской армии: основные аспекты и пути развития (анализ с социально-философской точки зрения). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. — М.: Военный университет, 2011; Музяков С. И. Исследование ценностных оснований воинской деятельности: монография. — М.: ВУ, 2008; Петрий П. В. Синергия общества и армии в аксиологическом пространстве современной России: монография. — М.: ВУ, 2013; Шевченко О. В. Духовные традиции современного российского общества и их влияние на Вооруженные Силы (социально-философский аспект): монография. — М., 2012 и многое другое.
- Петрий П. В. Синергия общества и армии в аксиологическом пространстве современной России: монография. — М.: ВУ, 2013. — С. 40.
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — С. 646.
- История Внутренних войск / Под редакцией В. П. Баранова. — М., 2007; Внутренние войска: вехи и люди / Под редакцией Н. Е. Рогожкина. — М., 2008; Дзержинский. — М: Молодая гвардия, 2013; Одушевленный рвением к службе. — М.: Редакция журнала «На боевом посту», 2013 и др.
Основные ключевые слова (генерируются автоматически): духовные ценности военнослужащих, национальная гвардия, ценности, духовность, воинское братство, военная служба, история войск, время мира, Российская Федерация, Россия.
Нет более важной ценности, чем воинская должность и честь — Шанцев
Губернатор Нижегородской области, Валерий Шанцев, подчеркнул, что в России нет более важной ценности, чем воинская должность и честь, и нет более почетного труда, чем труд защитников Отечества. Он также отметил, что история России свидетельствует о том, что ни одна другая страна не перенесла столько испытаний и нашествий. Эти слова звучали во время торжественного мероприятия, которое прошло в четверг, 20 февраля, где губернатор поздравлял нижегородцев с наступающим Днем защитника Отечества.
Руководитель региона вспомнил о значимых событиях, когда нашей стране требовалась отвага наших защитников. «За последние годы мы отметили много памятных дат, когда вся наша страна объединялась и одерживала победы. Это особенно важно сейчас для нас, жителей Нижегородской области. В этом году мы отмечаем 300-летие образования нашего региона. А совсем недавно отмечали 400-летие нижегородского ополчения, которое спасло страну и положило начало возрождению государства. Мы готовимся сейчас к празднованию 70-летия Великой Победы, и ветераны обещают нам, что мы подойдем к этому юбилею всем нашим ветеранским полком в полном составе и отпразднуем этот великий праздник прекрасным парадом», — подчеркнул Валерий Шанцев.
Занятие воинской профессией, защищающей Отечество, всегда ценилось на Руси. В настоящее время мы с гордостью вспоминаем историю нашей страны и тех, кто в многочисленных сражениях и походах прославил русское оружие, защищал права нации на независимость», — подчеркнул первый заместитель командующего 20-ой гвардейской краснознаменной общевойсковой армии генерал-майор Александр Чайко.
Валерий Шанцев пожелал всем участникам события — ветеранам, воинам нижегородского гарнизона крепкого здоровья, счастья и благополучия.
После поздравлений начался праздничный концерт с участием творческих коллективов Нижегорода, Нижегородского русского народного оркестра, группы «Каскад» и народного артиста России Василия Овсянникова.
В чем ценность настоящей службы
Данная публикация не предназначена для гуманитариев, а для предпринимателей. Поэтому мы постараемся изложить свою точку зрения четко, кратко и понятно, чтобы не тратить ваше драгоценное время.
Давайте обсудим сложные вопросы: ценности и миссию. Каждый человек, как творение природы, обладает осторожностью. При посещении экзотической страны мы не торопимся пробовать местную еду, а внимательно ее рассматриваем, думая: не отравимся ли мы этим блюдом.
Иногда, бездумно усваивая западный опыт, мы склонны не внедрять лучшие практики, а просто копировать. Используя академические источники, мы понимаем, что ценности и миссия – это основа любого успешного бизнеса.
Миссия определяет направление компании, а наличие корпоративных ценностей создает условия для достижения стратегических целей. Через ценности возможно создать культуру общения как внутри коллектива, так и между сотрудниками и клиентами. Ценности показывают, чем отличается компания от конкурентов, ее специфику и основные преимущества, а также решают задачи внутреннего и внешнего PR компании. Жаль, что все не так просто.
В российских СМИ можно найти множество статей, утверждающих, что ключевым фактором эффективности сотрудников являются их ценности. Тем не менее, данное утверждение вызывает определенные сомнения.
Прямой связи между ценностями и эффективностью не существует, она складывается иначе: эффективная команда формируется благодаря взаимопониманию, лояльности к бизнесу и собственникам, а главное — общим ценностям. Когда люди разделяют общее видение, они легче общаются друг с другом и возникает меньше конфликтов и внутрикорпоративных противоречий. Это все положительно сказывается на эффективности бизнеса. Ценности способствуют увеличению удовлетворенности, лояльности и приверженности сотрудников.
При обсуждении ценностей, необходимо упомянуть, что существует управление ценностями и взаимодействие на основе ценностей. Управление ценностями означает, что руководство учитывает ценности при принятии решений, а взаимодействие на основе ценностей подразумевает сотрудничество компании с клиентами с учетом их ценностей. Давайте рассмотрим концепцию Ицхака Адизеса.
Основные составляющие этой концепции — взаимное доверие и уважение. Поэтому успех компании напрямую зависит от уровня доверия клиентов. Логично, что ценностный подход к бизнесу способствует созданию доверительных отношений между сторонами.
В России существует «два крайности: или в рот, или за ручку!» — написал Салтыков-Щедрин. Это высказывание идеально описывает ситуацию, сложившуюся в множестве корпораций в наши дни. Подражание различным внешним атрибутам западных компаний привело к тому, что миссия и ценности стали модной тенденцией в современном бизнес-сообществе. Это стало ловушкой для системы управления.
Если ценности, созданные HR или PR-отделом компании, не соответствуют ситуации в компании, то они вызывают раздражение у сотрудников и могут даже побудить их уйти от работодателя (например, в случае утверждения ценности "ориентация на клиента", а на самом деле компания занимается продажей просроченных продуктов). Этот когнитивный диссонанс раздражает людей: знание одного, и совершение другого, и они решают покинуть работодателя. Менеджеры, как говорится, всегда голосуют ногами.
Если ценности, представленные PR и HR-отделом на сайте, не противоречат реалиям в компании, то сотрудники будут относиться к ним безразлично, а наиболее активные будут ждать того момента, когда компания перейдет на следующую ступень развития и будет активно внедрять их в управление.
Как было написано в свое время Крыловым: "Если перенимать с умом, то чудес не будет // И польза будет найдена". Следует отметить, что на российском рынке существуют компании, которые принялись очень серьезно относиться к этому вопросу, прикладывая много усилий для качественной разработки своих ценностей.
Для внедрения ценностей в компаниях проводятся сессии и разрабатывается план их внедрения в реальную деятельность. По идее, ценности бизнеса — это ценности его владельцев, поэтому при построении системы ценностного управления следует опираться именно на ценности владельцев, топ-менеджеров компании и сотрудников, формирующих ее интеллектуальный капитал.
В будущем только те люди, которые разделяют ценности компании, должны быть приняты на работу. Почти все культовые западные компании строились по такому принципу, включая компанию Gillette (до ее приобретения Procter Gamble в 2005 году). В этой компании было принято быть пунктуальным. И что самое важное, эта ценность соблюдалась самими владельцами компании.
Однажды произошло следующее событие: внезапно, во время сильного снегопада, владелец припарковал свою машину на обочине и побежал к офису, чтобы начать работу вовремя. Разумеется, после этого сотрудники компании больше не боялись опоздать, а осознанно стремились приходить вовремя. Можем ли мы представить, что российский топ-менеджер готов оставить свой роскошный Bentley посреди дороги и побежать через грязь в сторону офиса, чтобы не опоздать на работу? Возможно, именно из-за того, что наше правое полушарие не способно создать такой образ, у нас в стране остается проблема с управлением временем и соблюдением правил трудового распорядка.
Мы, команда «Агентство Контакт», уже действуем на рынке более двух десятков лет, и наше мировоззрение сформировалось под влиянием основателя компании — Анатолия Наумовича Купчина. Однако мы понимаем, что сейчас наступило время для обновления. В течение столь длительного периода времени значение наших ценностей изменилось.
Например, понимание терминов "инновационность" и "интеллектуальность" в 1991 и 2012 году различается. Поэтому мы серьезно занимаемся адаптацией наших ценностей к современным реалиям. При отборе сотрудников в нашу команду мы уделяем особое внимание их соответствию нашим ценностям, уровню развития навыков, и лишь затем — опыту работы.
Заканчивая наше краткое общение, с вашего позволения, процитирую фразу из замечательного анекдота студентов факультета психологии Санкт-Петербургского университета: "Мадам — это ваш сон, вы сами его и трактуйте". Поэтому каждому из нас самостоятельно выбирать, что и когда делать в бизнесе, где нам делегировали на это полномочия, но давайте руководствоваться тем, что не стоит досрочно "рыть себе могилу". Если у вас есть настоящее желание, время и деньги для реализации данного проекта, включайтесь, если вы не рассматриваете данный процесс как трудоемкий проект, то занимайтесь первоочередными, по вашему мнению, задачами. Сейчас не самое лучшее время для поспешных шагов.
Любовь Корпачева, Директор по персоналу, "Агентство Контакт"