Народная культура является важной составной частью идентичности любого народа. Она включает в себя традиции, обряды, фольклор, искусство и ремесла, которые передаются из поколения в поколение и отражают уникальный образ жизни и мировосприятие народа.
Изучение народной культуры помогает нам лучше понять наше прошлое и сохранить уникальные ценности. В школе, как на уроках, так и в проектах, мы можем исследовать различные аспекты народной культуры, что способствует развитию уважения к традициям и разнообразию разных народов.
Сочинение-рассуждение по теме "Обычаи и традиции моего народа"
В современном мире существует множество различных культур. У русского народа есть свой собственный язык, религия, национальная одежда, кухня, а также уникальные традиции и обычаи, уходящие своими корнями в древние времена, опираясь на природные и православные обычаи.
В древности жизнь людей напрямую зависела от урожая, который давало поле. Летом, весной и осенью люди трудились на земле, и с этим связаны были особенные обычаи, передаваемые из поколения в поколение.
Особенно ярко русские традиции проявляются в народных праздниках, на которых отмечаются важные события в жизни. На таких праздниках носились украшенные национальные костюмы, пелись народные песни, и устраивались хороводы. Молодежь устраивала игры, а на праздничном столе обязательно были блюда национальной кухни. Кроме общенародных праздников, также существовали семейные торжества, особенно ярко отмечались свадьбы.
В соответствии с обычаем, жених и невеста должны были надеть свадебные наряды. Затем следовал пир, песни и подарки для молодоженов, что также соответствовало традициям.
После того, как князь Владимир принял христианство, в Руси появились христианские обычаи и традиции. Теперь жизнь людей ориентировалась на церковный календарь. Во время больших праздников люди оставляли все дела, наряжались и направлялись на богослужение в церковь. В домах готовили праздничные угощения. Эти традиции сохранились до наших дней.
Из года в год на Пасху испекают куличи, на Троицу украшают комнаты зелеными ветками, а на Крещение освящают дом святой водой.
Наш народ всегда придавал большое значение своим древним традициям и обычаям. Они придавали жизни яркости и разнообразия. Многие из них ушли в прошлое, но важно сохранить то, что осталось. Нам нужно чтить наших предков, помнить, как они жили, и передавать это наследие будущим поколениям. Поддерживая русские традиции и обычаи, которые отличают наш народ от остальных, мы сохраняем свою национальную идентичность.
- Сочинение-рассуждение о том, как отправить сообщение с мобильного телефона
- Сочинение-рассуждение о школьной олимпиаде по физкультуре
- Сочинение-рассуждение о вопросах, которые я хочу задать Деду Морозу
- Сочинение-рассуждение о том, почему диалектные слова все реже встречаются в нашей речи
- Размышление на тему "Действительно ли весна лучшее время года?"
- Эссе на тему "Моя самая любимая игрушка"
- Сочинение-рассуждение по теме "Описание камчатского бурого медведя: черты головы, глаза, лапы, место обитания зверя". Основываясь на картине.
Презентация к уроку ОДНКНР "Величие многонациональной российской культуры" презентация к уроку (5 класс)
Учебное заведение города Абакана под названием "Средняя общеобразовательная школа № 19" проведет урок по основам духовно-нравственной культуры народов России, посвященный ВЕЛИЧИЮ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Этот урок проведет уважаемая учительница Буляева Елизавета Евгеньевна.
В рамках урока будет проведен опрос, в котором ученики будут отвечать на вопросы, касающиеся государства, его авторитетных фигур, столицы, а также национального многообразия и многоязычия, присутствующего в России.
В России обитают разнообразные этносы. Наиболее многочисленными являются русские. За ними следуют татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы.
У каждого народа собственный язык и уникальная культура. Религия занимает важное место в культуре народов России. В мире существует множество религий. В России особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
Официальным языком в России является русский. На нем составляются государственные документы, ведутся переговоры на международных встречах, обучение в школах и других учебных учреждениях.
Работа с картой: что означают разноцветные области на карте? Укажите на карте, где вы живете. В каком субъекте России вы проживаете? Какие регионы находятся рядом с вами? Какие национальности обитают в этих регионах?
Культурное наследие России всегда получало признание во всем мире. Кто же создает эту культуру? Это народ, люди.
Великая культура России — это результат совместного труда различных народов. Наряду с русскими, в ее формировании принимали участие татары, осетины, кабардинцы, мордва, якуты, чеченцы. В каждом из этих народов мы можем найти имена тех, кто оставил свой след в культуре страны.
Что же такое культура? В общем смысле — это все, что было создано человеком. В узком смысле — это национальные традиции, поэзия, литература, фольклор, кухня и многое другое. Богатство национальной культуры — это общее достояние страны.
Национальный костюм является визитной карточкой культуры любого народа. Уникальны не только его форма и цвета, но и головные уборы и орнаменты на одежде.
Невозможно представить народные танцы без соответствующих национальных костюмов. Сложно определить количество народных танцев и плясок, существующих в России — их просто невозможно пересчитать. У каждой нации есть свои народные танцы, с уникальными особенностями и стилем исполнения.
Русский народный танец
Чукотский народный танец
Чеченский народный танец
Башкирский народный танец
Известный танцор Махмуд Эсамбаев, исполнявший танцы различных народов мира, говорил: "Для меня понять народ — значит понять его танец, рожденный выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа. Танцы, которые издревле танцуются в народе, — это подлинная энциклопедия жизни. В любой отдаленной местности, глядя на танцы народа, вы живо почувствуете дух этой страны, сущность их национального характера".
Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и соседства. Она обучает нас понимать и уважать друг друга независимо от национальности, вероисповедания и убеждений.
Продолжите предложения: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… мне захотелось…
Конечно, культура России включает не только народные сказания, обряды, ремесла, но и произведения писателей и поэтов, композиторов и музыкантов, художников. Домашнее задание: Стр. 8 Что мы можем сказать о профессиях этих людей? Чем они прославляли Россию? Попробуйте составить небольшие словесные портреты.
В учебнике по основам духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса, авторами которого являются Н.Ф. Виноградов, В.И. Власенко и А.В. Поляков, содержится информация об этой теме. Также есть методические ресурсы в виде методических рекомендаций от Н.Ф.
Виноградовой, изданные Вентана-Граф в 2018 году.
Всего в них 64 страницы.
Предварительный просмотр:
«Средняя общеобразовательная школа № 19» города Абакана рада представить вам презентацию для урока
на тему «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
подготовленную социальным педагогом, учителем ОДНКНР.
Эта презентация призвана ознакомить учащихся 5 класса с темой «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и провести вводный урок по теме «Величие многонациональной российской культуры».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: комбинированный.
Основная цель урока — формирование способности обучающихся к самостоятельному поиску информации и изучение духовно-нравственной культуры многонационального народа России.
Основные задачи урока:
- сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- Принимать участие в общей работе для достижения общих результатов;
- Проявлять толерантность к собственным и чужим ошибкам, уважать другие точки зрения и быть готовым обсудить их;
- Планировать предстоящую работу и определять способы достижения поставленной цели;
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Направлять самостоятельно свою работу над заданиями;
- Самоконтролировать свои действия, оценивать результаты учебной деятельности;
- Практиковать взаимоконтроль между учащимися;
- Корректировать свою деятельность;
- Понимать значение понятий "многонациональная культура", "духовно-нравственная культура";
- Расширять знания об известных деятелях науки и культуры;
- Извлекать и обрабатывать информацию для приобретения новых знаний;
- Извлечение информации из различных форм (текст, иллюстрации);
- Переработка полученной информации: выводы в результате коллективной работы класса.
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- Формулирование своих мыслей устно и выражение своей позиции в соответствии с задачами и условиями общения;
- Развитие умения анализировать;
- Слушание других, попытка принять другую точку зрения, готовность изменить свою точку зрения;
- Совместное установление правил общения и поведения и их соблюдение.
Условия проведения урока:
- Информационные ресурсы: презентация "Величие многонациональной российской культуры".
- Учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5 класса.
Методические ресурсы: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации / Н. Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2018. — 64 с.
Используемое оборудование: учебник, компьютер, проектор, экран.
Инструкция для работы с презентацией:
2. Проведение актуализации знаний и блиц-опроса.
— Кто является руководителем нашей страны?
— Что означает слово «федерация»?
— Сколько народностей проживает на территории России? На скольких языках они говорят?
— Сколько субъектов входит в состав России?
3. Определение цели урока, изучение нового материала, обсуждение численного состава народов России, распространенных религий и языков.
Россия — это огромная страна, разделенная на множество регионов, включая области, республики, края и округа. В ней проживает более 190 различных народов, с русскими народ — самым многочисленным. Второе место занимают татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы…
Каждый народ имеет свой уникальный язык и культуру, и религия занимает важное место в жизни народов России. Христианство, ислам, иудаизм и буддизм являются основными религиями в стране. Русский язык — государственный язык России.
Сегодняшнее занятие направлено на изучение духовно-нравственной культуры многонационального народа России.
Сегодня мы отправимся в путешествие исследователей!
На сегодняшнем уроке мы уже определили цель и тему. Теперь давайте установим задачи. Одна из наших задач — познакомиться с многонациональной культурой России.
На карте мы можем увидеть названия республик, областей, краев и округов. Каждая часть страны имеет свое название, но все вместе они составляют Российскую Федерацию. Посмотрите на политическую карту России и ответьте на следующие вопросы:
— За что отвечают разные цвета на карте?
— Покажите на карте, где находится ваш дом.
— В каком субъекте России вы живете?
— Какие регионы находятся рядом с нами? Какие национальности проживают в этих местах?
Видимо, это большая и красочная карта, напоминающая цветок с разнообразными лепестками различных форм и размеров. Однако на самом деле эти "лепестки" представляют собой края, области, округа и республики. Россия населена самыми разнообразными народами.
5. Открытие новых знаний о культуре России, всегда пользовавшейся признанием и высокой оценкой во всем мире. Ответ на вопрос "Кто создает культуру страны?". Великая культура России — результат труда различных народов. В ее создании участвовали не только русские, но также татары, осетины, кабардинцы, мордва, якуты и чеченцы. В каждом из этих народов мы найдем имена тех, кто оставил свой след в культуре России.
Размышления над вопросом "Что такое культура?" и обсуждение того, что включает в себя культуру народов России: национальные костюмы, танцы, песни, поэзия. Обсуждение на основе иллюстративного материала.
6. Основной акцент на усвоении знаний. Разнонациональная культура способствовала укреплению дружбы и соседства. Она учила уважать и понимать друг друга независимо от национальности, вероисповедания и убеждений.
7. Отражение проведенной работы. Школьники должны продолжить предложения: сегодня я узнал; было интересно; было трудно; я понял, что; мне захотелось.
8. Выводы урока. Домашнее задание: подготовить небольшой «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России».
Признаки и примеры народной культуры
Рассмотрим ключевые черты местной культуры и приведем соответствующие примеры.
- Культура строится на местных традициях, обычаях, ценностях (например, сжигание чучела на «масленицу»);
- Она отличается коллективностью в процессах творчества, анонимностью создателей (например, пословицы и поговорки — мало кому известны их реальные авторы);
- Сохранение созданных культурных продуктов, их передача происходит из поколения в поколение (например, народные костюмы);
- Ее передача в основном устная (анекдоты, сказки);
- Она выражает национальный характер (национальные костюмы и блюда);
- Основана на идее уникальности развития определенного государства, народа (былины и легенды, которые раскрывают историю становления народа, его прошлое);
Как возникает народная культура?
Истоки народной культуры уходят в глубокое прошлое. Она включает в себя элементы и структуры с этническими особенностями, выполняющие этнически-интегрирующую функцию для народа.
Классическая культура формируется людьми, существующими в закрытом общественном и географическом пространстве, связанными общим происхождением и экономической деятельностью. Культурная коммуникация осуществляется через активные контакты в рамках общества и ежедневное воспитание детей в семье и общине. Знания, навыки и общий культурный опыт дети получают непосредственно от родителей, ученики – от мастера, верующие – от священника без необходимости использовать специальные средства для сохранения и передачи культурного наследия.
Народная культура отличается от профессиональной именно своей непрофессиональностью и анонимностью. В ней нет четкой специализации и конкретных авторов. Она представляет собой творческий продукт коллектива людей, в котором роль отдельной личности играет незначительную роль. Поэтому невозможно точно сказать, кто именно придумал ту или иную песню, легенду и т.д.
Если в культуре все-таки присутствует специализация, то она обладает довольно слабым фрагментарным уровнем. Человек, исполняющий роль музыканта, может быть также плотником или торговцем. В редких случаях все-таки встречается профессионализм, особенно когда речь идет об отраслях сложной деятельности, но это скорее исключение, чем правило.
Культурное наследие различных народов России обладает огромным богатством и разнообразием. Это проявляется в уникальных чертах языка, верований, национальных обычаев, моральных ценностях, менталитете, образе жизни. Давайте кратко рассмотрим некоторые примеры таких проявлений.
Традиционная одежда представителей различных национальностей может отличаться по крою, использованным материалам, цветовой гамме, украшениям, а также по виду головных уборов. В древности одежда служила индикатором социального статуса, профессии, материального благосостояния и национальной принадлежности. Конечно, в современных городах маловероятно увидеть людей в традиционных национальных костюмах, но во время национальных праздников это становится возможным.
Уникальные танцы народов носят национальный характер и исполняются в традиционной национальной одежде. У каждой нации народный танец имеет свою характерную музыку и уникальные движения, но в то же время могут обладать и общими чертами.
В русской культуре традиционным танцем является хоровод, который сопровождается народной музыкой, песнями и играми. Бурятский танец ёхор, символизирующий солнечный круг, отличается мелодичностью и также является хороводным.
Жители России проявляют большой интерес к народным ремеслам и промыслам. В Сибири и на Дальнем Востоке народы искусно изготавливают изделия из меха и дерева. Жители Приамурья славятся уникальной посудой из бересты. На Северном Кавказе создаются неповторимые кубки, подносы и сосуды из меди. Фарфор из Гжеля и роспись из Жостово популярны не только в России, но и за её пределами.
Архитектура различных народов отражает не только их национальную идентичность, но и особенности их верований, взглядов на мир и традиций. Российский народ с гордостью смотрит на Храм Василия Блаженного, в то время как буряты почитают Иволгинский дацан.
Слайд 5ТатарыТатарское жилье представляло собой срубный четырехстенный дом, огороженный со стороны
фасада и отдаленный от улицы, с сенями. Внутри помещение делилось
Женская часть дома служила также кухней и была украшена яркой росписью, особенно ворота.
Одежда различных подгрупп татар может иметь свои особенности, однако влияние на общий национальный костюм оказала одежда поволжских татар. У них он состоит из рубахи-платья и шаровар, как для мужчин, так и для женщин, а в качестве верхней одежды часто использовали халат. Мужчины носили тюбетейку, а женщины — бархатную шапочку.
Слайд 6ЧеченцыДревнейшим народом мира, жителями Кавказа, считаются чеченцы. По мнению археологов,
на рассвете человеческой цивилизации Кавказ был очагом, в котором зарождалась
Человеческая культура обогатилась в XVIII веке с появлением на Северном Кавказе народа, известного как чеченцы, образовавшегося в результате разделения нескольких древних родов.
Наиболее распространенными типами жилищ в горных селениях были одноэтажные дома с плоской крышей. Также можно было встретить двухэтажные дома и оборонительные башни высотой от 3 до 5 этажей.
Задание: используя справочную литературу, составьте небольшой словесный портрет
Задание: найдите информацию о Дмитрии Сергеевиче Лихачёве, известном российском ученом-литературоведе, и расскажите о его вкладе в культуру России. Шаблон выполнения:Имя и фамилия деятеля культуры, род деятельности (писатель, музыкант и т.п.);Краткая характеристика личности: годы жизни, место рождения (проживания), образование, профессиональная деятельность;Описание вклада данной личности в культуру России.
1) Дмитрий Сергеевич Лихачёв – российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик Российской Академии наук.
2) Дмитрий Сергеевич Лихачёв появился на свет 28 ноября 1906 года в городе Санкт-Петербурге, в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачёва. С 1914 по 1917 годы он учился сначала в Гимназии императорского человеколюбивого общества, а затем в гимназии и реальном училище Карла Мая. В 1917 году Дмитрий Лихачёв продолжил образование в Советской трудовой школе имени Л.Д. Лентовской.
После этого, в 1923 году, он поступил учиться в Ленинградский университет на факультете общественных наук по специальности языкознание и литература.
Татары – это представители тюркской этнической группы, которые проживают в основном на территории России в республике Татарстан, а В других регионах страны и за её пределами (Казахстан, Украина и другие). Татары составляют одну из самых многочисленных народностей России.
Татары известны своей богатой историей и культурой, а также традиционными блюдами и обычаями, которые получили признание во всем мире.
Официальным языком татарского народа является татарский язык. По данным переписи 2021 года, им владеют около 4,7 миллионов человек. Татарский язык вводится на добровольной основе в детских садах, школах и университетах. Большинство населения Владеет русским языком.
Большинство татар исповедует ислам, однако также существует небольшое количество православных христиан. Мусульмане посещают мечети, а православные – храмы и церкви.
Знаменитая кухня татар представляет собой богатую историю, связанную с историческими событиями, верой и повседневной жизнью народа.
Среди популярных традиционных блюд следует выделить:
• Чак-чак – угощение из теста с медом • Шурпа – суп на мясном бульоне (кроме свиного) с картошкой • Бишбармак – основное блюдо с говядиной и домашней лапшой • Беляш – круглый жареный пирожок с мясом
У татар есть несколько основных праздников. Среди них:
- Сабантуй — древний языческий праздник плуга, празднование прихода весны и день всех земледельцев.
- Нардуган — праздник, связанный с зимним солнцестоянием, когда злые силы теряют свою власть.
- Новруз — праздник, символизирующий наступление весны и начало нового года по астрономическому календарю.
Также у татар есть религиозные праздники:
- Курбан-байрам – это праздник жертвоприношения, когда мусульмане вспоминают историю пророка Ибрахима и приносят в жертву барашка.
- Ураза-байрам – это праздник окончания поста, когда верующие радуются окончанию месяца Рамадан.
Среди татар популярными народными промыслами являются:
- Ткачество — народные мастерицы создают из пряжи полотенца, скатерти, фартуки, небольшие ковровые дорожки. Часто используется геометрический узор на ткани.
- Мозаика из кожи — фигурные лоскуты из коровьей или овечьей кожи используются для создания затейливого узора, который затем применяется для изготовления мозаичной обуви и декоративных украшений для дома.
- Художественная керамика — это глиняная посуда с национальными узорами, такие как чайные сервизы, кувшины, вазы и блюда.
Доклад на тему: Культура народов России
Культурные традиции играют важную роль в становлении цивилизации. Несмотря на исчезновение некоторых народностей, их культура остается в мировой истории на долгие времена.
Каждая страна имеет свою уникальную культуру, которая отличается от других. Россия, с ее богатой историей и культурным наследием, датируемым с древних времен, продолжает быть объектом изучения под охраной ЮНЕСКО.
Каждый этап развития государства внес свой вклад в формирование культурных традиций русского народа, создавая государство с уникальным культурным наследием, которое вызывает интерес у людей во всем мире.
Уникальная культура России раскрывает перед нами не только богатое наследие литературы, архитектуры и великих сражений, вошедших в историю, но и удивительные национальные традиции, обычаи и духовные ценности различных народов. Россия — это страна, где уважают и ценят культурное разнообразие. Она объединяет более двухсот народов со своими уникальными языками, традициями и национальными особенностями.
Каждый уголок России удивляет своей уникальностью и привлекает внимание путешественников. Центральная часть страны богата историческими памятниками и величественными сооружениями, чья архитектура и история играют значительную роль в общем культурном наследии России.
Северные регионы страны славятся производством меха и изготовлением предметов из кости. Одной из важных составляющих татарской культуры является национальная кухня, блюда которой были заимствованы многими народами. Народы Северного Кавказа выделяются ярким темпераментом, а по всему миру они известны благодаря своему национальному танцу – лезгинке.
Национальный танец — не единственная особенность горских народов. Некоторым из них передалось мастерство в области ювелирного и оружейного дела на протяжении веков. Удивительная и до сих пор не до конца изученная духовная культура бурят, ведь существует множество народов, проживающих на территории России, и не все из них полностью изучены.
Каждая нация обладает уникальностью, которая заслуживает внимания и изучения. Неудивительно, что в условиях технологического прогресса историческая память народов ослабевает, а национальная культура теряется. Для предотвращения этого в музеях России хранятся ценные предметы, имеющие важное культурное значение.
Проводятся различные выставки и фольклорные мероприятия, организуются туры по местам культурного наследия, чтобы привлечь туристов и молодежь. Несмотря на различия, у народов России есть одно общее качество — уважение к традициям предков. Благодаря этому национальные особенности будут передаваться из поколения в поколение на протяжении многих лет. И, возможно, через многие века представители будущих поколений будут восхищаться уникальной многонациональной культурой России.