Михайловский, или Инженерный замок, – дворцовый ансамбль в историческом центре Санкт-Петербурга, любимое детище императора Павла I. У этого дворца, отражающегося в водах Фонтанки и Мойки, интересная и драматическая история. Он наполнен старинными картинами и редкостями, его залы впечатляют красотой декора, а в полночь, как утверждают легенды, в одном из окон появляется призрак императора, задушенного в своей спальне.
- Михайловский замок интересен оригинальной архитектурой – это единственный в России дворец в стиле романтического классицизма, и к тому же с элементами крепости. Внутри вас ждёт 21 зал с золочённой лепниной, изысканной мебелью, ценными вазами и картинами. Особенно эффектны тронная зала Марии Фёдоровны, украшенная люстрой из рубинового стекла, Мраморная галерея, Овальный зал, Парадная лестница.
- Поклонники искусства оценят галерею Рафаэля и Константиновские покои с собраниями ценных полотен, портретную галерею «Лица России», зал с коллекцией скульптуры разных веков. Интересующимся историей стоит посетить выставку «Петербургское общество эпохи Романовых».
- А западный павильон превратился в интерактивную площадку, посвящённую Павлу I. Тут проводятся квесты, викторины, лекции. Изюминка павильона – трёхмерная голограмма короны Российской Империи.
- Если же вы любите городские легенды – стоит поискать статуэтку подпоручика Киже напротив центрального входа. Говорят, если с моста бросить монетку и попасть ему в голову – он либо исполнит желание, либо… наградит отборной армейской бранью.
Исторические факты про Михайловский замок?
Михайловский замок получил своё название в честь Архангела Михаила: по преданию, небесный воин явился задремавшему на посту солдату и велел построить здание в этом месте. Император Павел I так и сделал: велел возвести дворец-крепость, в котором он бы мог чувствовать себя в безопасности. Монарх, страдавший паранойей, не доверял подданным, поэтому здание было окружено водой и брустверами, а мосты сделаны подъёмными. Вот и получился не дворец, а замок.
Но фортификационная архитектура не спасла императора: он прожил в Михайловском замке всего 40 дней. Однажды ночью к нему ворвались заговорщики, стукнули по голове золотой табакеркой и задушили шарфом.
История создания
Идея воплощения принадлежала самому Павлу Петровичу. Вдохновившись всевозможной архитектурой, увиденной во время путешествий за границей, он лично изготовил первоначальные эскизы предстоящей планировки. На протяжении 12 лет разработки и создания проекта здания он привлекал к работе знаменитых зодчих А.-Ф.-Г. Виолье, В.Ф. Бренну, В.И.
Баженова. Первоначально дворец планировали строить в Гатчине.
По чертежам В.И. Баженова заложили фундамент. Строительством Михайловского замка руководил В.Ф. Бренна — придворный архитектор Павла I. Он доработал первоначальный проект и продумал художественное оформление помещений.
Фундамент дворца по форме образует квадрат с закругленными углами, в него добавлен внутренний парадный двор в виде восьмиугольника. Все фасады соединены гранитным подножием, совместной междуэтажной перекладиной и декоративными деталями, позволяющими рассматривать дворец как единое строение. Каждый фасад имеет свою особенность. Это позволяет при определенных ракурсах получать разноплановое представление о здании.
Величавость главному фасаду придают два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. Барельеф на фронтоне работы братьев Стаджи гласит: «История заносит на свои скрижали славу России».
Северный фасад, обращенный к Летнему саду, имеет парковую принадлежность. Он состоит из широкой пологой лестницы, колоннады и балкона.
Восточный фасад отличается срединным выступом с куполом и башней с флагштоком. В оформлении западного арьергарда Бренна использовал роскошные элементы декора с церковной символикой.
Отделка внутренних помещений вызывала у современников неподдельное чувство восхищения. Ряды галерей и залов по периметру внутреннего двора были заполнены лучшими творениями искусства из коллекции императора Павла I. Большинство деталей интерьерного оформления создавались по эскизам Винченцо Бренны и его юного подмастерья Карло Росси.
Залы декорировали выдающиеся художники А.М. Иванов, И.А. Акимов, монументалисты Я. Меттенляйтер, П. К. и Дж. Скотти, скульпторы И.П. Прокофьев, К. Альбани и другие.
Как было принято во дворцах XVIII века, строение выступало в качестве парадной резиденции и одновременно являлось музеем собрания выдающейся живописи. Ансамбль Михайловского замка считается уникальным дворцовым строением в России, созданным в стиле русского классицизма. В его архитектуре сочетаются противоречивые мотивы и неординарная стилистика. Название «Михайловский» закрепилось благодаря тому, что освящение дворца состоялось в день св. Архангела Михаила, который считался небесным защитником рода Романовых.
Два павильона Кордегардии, построенные В.Ф. Бренной по проекту В.И. Баженова, представляют крестообразные в плане трехэтажные строения. Они обладают полуциркульными южным и северным фасадами, связывающими два верхних этажа ионическими колоннами. На нижнем этаже — высокие окна с закругленными окончаниями, над ними — скульптурные барельефы.
Название «Кордегардия» в переводе с французского — помещение для военного караула. Раньше здания служили местом размещения дежурного караула. Находясь перед площадью, по бокам от главного въезда в Михайловский дворец, они играли роль пропилеев. Арьергарды строений сохранились в первоначальном виде.
После убийства императора дворец утратил свое предназначение и был отдан Министерству императорского двора. Со временем здание обветшало. Спустя более 20 лет в его стенах расположилось Николаевское инженерное училище, благодаря которому замок приобрел название «Инженерный».
В документах XVIII века говорится, что дворец располагался на острове, который реки Фонтанка и Мойка омывали с востока и севера. На западе и востоке остров ограничивали вырытые каналы — Воскресенский и Церковный. В систему оборонительных сооружений входили подъемные мосты, пушки, каналы и полубастионы. Они опоясывали Михайловский замок и находящуюся перед ним площадь Коннетабля.
Михайловский замок сегодня
К 300-летию Санкт-Петербурга восстановили уцелевшие инженерно-фортификационные сооружения на территории замка. Оставшиеся под землей части Трехпролетного моста и Воскресенского канала открыты для обозрения.
В наши дни замок считается знаменательным образцом Павловской эпохи, в образе которого воплотились эстетические предпочтения и личные пристрастия самого императора. Восстановлены залы и помещения дворца: Тронная Марии Федоровны, Зал Антиков, Галерея Рафаэля, Галерея Лаокоона, Парадная лестница, спальня Павла I, Общий столовый, Георгиевский и Овальный залы. В них можно увидеть постоянные экспозиции — «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Античные сюжеты в русском искусстве» и «Открытый фонд скульптуры». Во дворце функционирует современная интерактивно-информационная зона, с помощью которой визитеры могут узнать о строительстве, истории и выставках ансамбля Михайловского замка.
История строительства
Остров, на котором стояла деревянная летняя резиденция Елизаветы, ограничивался со всех сторон водными артериями: реками Мойкой и Фонтанкой, а Воскресенским и Церковным каналами.
Сегодня Михайловский замок нельзя назвать островным сооружением. Оба канала были засыпаны в XIX веке. Воскресенский канал сегодня частично восстановлен.
Место, уделённое строительству Михайловского замка, как нельзя лучше подходило для возведения особняка в духе средневековья — со рвами, насыпями, пушечными башнями и поднимающимися мостами. Изначально также рассматривался для строительства земельный участок в пригородной Гатчине, но император счёл, что так далеко строить новый дворец будет нецелесообразно.
Ради возведения Михайловского замка Павел повелел заморозить другие проекты, которые реализовывались в Петербурге в это же время. По описаниям современников, с остановленных строек сюда свозились все самые лучшие материалы: мрамор, наборный паркет, камень и скульптуры. На строительстве дворца день и ночь трудилось несколько тысяч человек. В тёмное время суток рабочие возводили здание при свете горящих факелов.
Проект замка создавал известный русский архитектор Василий Баженов. Зодчий скончался, не успев доработать свои эскизы, и закончить проект Павел пригласил итальянца Винченцо Бренну. К созданию рисунков также дополнительно привлекались такие известные архитекторы как Росси и Кваренги. Говорят, Павел сам сделал несколько набросков своей будущей резиденции. Говорят, что необычный пудрово-розовый цвет фасада здания символизировал цвет перчатки фаворитки императора, Анны Лопухиной.
Михайлов замок стал первым дворцовым сооружением в русской архитектуре, которое носит имя святого.
Резиденция императорской семьи открыла свои двери в первый день февраля. Магистр Мальтийского ордена, Павел собирался проводить в новом дворце собрания рыцарей и их торжественные церемонии. Для этого в череде парадных интерьеров было специально выделено несколько самых красивых апартаментов: Общий Столовый зал, Мраморная галерея (Георгиевский зал), Мальтийский тронный зал и другие помещения.
Интересный факт, связанный с Михайловским замком гласит, что незадолго до убийства императора в Петербурге появилась прорицательница, которая предрекла Павлу скорую смерть. При этом она не указала точное число лет, а сообщила, что жить ему придётся столько, сколько букв прописано в библейской фразе, украсившей фасад дворцовых ворот. Символов оказалось ровно 47, а этот возраст царя приходился как раз на 1801 год. После кончины Павла семья его спешно покинула место, с которым связывалось столько счастливых надежд, и уехала обратно в Зимний дворец. Почти два десятилетия замок стоял пустынным и одиноким, пока здание не отдали Инженерному училищу.
С переездом курсантов училища изменилось даже название сооружения — Михайловский замок чаще стал называться Инженерным, и это имя прочно закрепилось как дублирующее. Но как только лишь в здание переехали курсанты, в городе заговорили о привидении. По мнению тех, кто видел привидение в стенах замка, призраком Михайловского особняка стал сам покойный император.
Реставрация Михайловского замка
«Инженерный» период и последующие годы очень изменили внутренние очертания здания. Многие помещения подверглись безжалостной перепланировке. С начала нынешнего века в Михайловском замке проведена масштабная реконструкция с воссозданием парадных зальных интерьеров, которая продолжалась 10 лет:
- Георгиевский зал (Мраморная галерея). Зал не зря назывался мраморным. В его отделке использовалось множество видов этой горной породы различных оттенков. По длине одной из стен возвышались три величественно-белоснежных камина, украшенных драгоценными камнями и позолотой. Красоту Мраморной галереи подчёркивали античные изваяния, бронзовые светильники и двери из наборного дерева. Как и большинство интерьеров Михайловского замка, достояния Георгиевского зала были вывезены из дворца после смерти императора, а внутренние помещения перестроены. Первые реставрационные работы проведены в середине XX века, когда были воссозданы колонны и лепнина. Сегодня Восстановлена мраморная отделка стен по сохранившимся подлинным образцам и отлиты копии бронзовых светильников.
- Овальный зал. Один из немногих залов, внутреннее убранство которого сохранилось с царских времён. И сегодня помещение украшают скульптуры и барельефы, выполненные итальянским скульптором. В период реставрации начала нынешнего века на стены частично вернулась аутентичная отделка искусственным мрамором.
- Тронная Марии Фёдоровны. Для императрицы в Михайловском замке была построена целая галерея апартаментов. Тронный и Предтронный залы входили в череду парадных помещений. Стены Тронного зала были отделаны бархатной тканью малинового цвета и украшены живописными рисунками. В комнате стоял трон, барельефный камин и мраморные столы с золочёными вазами. В ходе реставрации начала нынешнего века восстановлена аутентичная планировка, позолота лепнины и паркетные полы. По лекалам одного сохранившегося бронзового светильника выполнены его нынешние копии.
- Галерея Лаокоона. Помещение, украшенное великолепными гобеленами и живописными потолочными плафонами, входило в череду парадных интерьеров дворца. Мифологические темы для гобеленовых рисунков Павел выбирал самолично. В центре зала высилась скульптура Лаокоона — древнегреческого жреца. За много лет лепная отделка галереи была утрачена и восстанавливалась в ходе ремонтных работ.
Также были частично восстановлены и другие залы Михайловского замка. Сегодня в помещениях дворца расположился филиал Русского музея. Во дворе-колодце Михайловского замка в год 300-летия Петербурга установлен памятник создателю особняка.
Экскурсии в Михайловский замок и другие архитектурные достопримечательности можно купить на сайте онлайн.
Смерть императора
Насладиться богатством и великолепием жизни в своем замке Павлу І было не суждено. Император прожил замке со своей семьей всего 40 дней – его убили в собственной спальне.
После его смерти, в 1819 году замок был передан Главному Инженерному училищу и приобрел другое своё название — Инженерный замок.
Здесь в 1838-1843 годах учился и до 1841 года жил Федор Михайлович Достоевский. Инженерное училище в Михайловском замке также закончили герой Севастополя Эдуард Иванович Тотлебен, физиолог Иван Михайлович Сеченов, физик Павел Николаевич Яблочков, композитор и учёный Цезарь Антонович Кюи, писатель Дмитрий Васильевич Григорович.
После революции 1917 года в Инженерном замке продолжали работать сотрудники инженерного училища.
Великая Отечественная война не прошла бесследно для Михайловского замка – на него упала тяжелая авиационная бомба. В результате этого существенно пострадала Парадная столовая и крыша.
С 1991 года в стенах замка расположился Русский музей. На сегодняшний день в музее работают постоянные экспозиции.
Легенды замка
Одна из легенд гласит, что к императору явился монах. Он предрек ему рождение сына, которого нужно назвать Михаилом. После чего старец велел построить дворец и назвать его именем ребенка.
Следующая легенда повествует нам о необычном цвете стен замка. Будучи на балу, будущая фаворитка Императора случайно обронила свою перчатку, а галантный Император ее поднял. Перчатка была необычного желто-оранжевого цвета. Этот колер так понравился Павлу, что перчатка тут же была отослана архитектору Бренне, чтобы тот выкрасил сены замка именно в такой цвет.
То ли этот цвет так пришелся по душе подданным императора, то ли из чувства преданности, но многие из них поспешили выкрасить фасады своих домов в такой же цвет.
Легенда о юродивой повествует нам о предсказании ею смерти императора Павла І. Он должен был умереть в год жизни равный количеству букв в тексте изречения над главными воротами в Михайловский замок.
Следующее придание гласит, что Император предчувствовал свою судьбу, и за несколько дней до своей гибели, вставая из-за стола, произнес: «Чему быть, того не миновать».
После смерти Павла І, все покинули Михайловский замок. Стали говорить, что в замке по ночам слышны стоны, шаги, а порой можно заметить неяркий свет. Царской семьей было решила сделать из замка Главное инженерное училище.
Однажды, перевозящие имущество солдаты заночевали в замке. Получив разрешение от старшего офицера на осмотр здания солдаты стали ходить по комнатам. Через некоторое время один из солдат прибежал, бледный и перепуганный. Он утверждал, что увидел привидение держащее свечу в руке.
Следующая «солдатская» история повествует нам о ефрейторе Лямине, который после развода караула в замке, вышел на крыльцо «по малой нужде». Отойдя немного от здания он увидел в окне третьего этажа парящую в воздухе свечу, будто ее держала невидимая рука.
Все эти истории нашли отклик и у туристов, и у экскурсоводов. Специально для любителей приключений был организован ночной тур по музеям, который включал в себя посещение Михайловского замка. Войдя в замок, туристам рассказывают о жизни замка и о его мифах.
Михайловский замок
Области знаний: Искусство эпохи классицизма в России, Архитектура Другие наименования: Инженерный замок Дата создания: 1797 – 1800 годы Историческое государство: Российская империя Современное государство: Российская Федерация
Общественные сооружения Общественные сооружения
Михайловский замок
Миха́йловский за́мок (Инженерный замок), дворцовый ансамбль в Санкт-Петербурге. Памятник архитектуры т. н. павловского романтизма , сочетающий черты рыцарского замка и классицистического дворца 18 в. Построен в 1797–1800 гг. (архитекторы В. И. Баженов , В. Бренна и др.; отделка интерьеров до марта 1801) на месте разобранного деревянного Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (архитектор Б. Ф. Растрелли ). C ноября 1800 г. до убийства в Михайловском замке Павла I [в ночь на 12(24) марта 1801] – резиденция императорской фамилии. До 1823 г. носил название Михайловского замка (в честь архангела Михаила , небесного покровителя Дома Романовых), затем получил название Инженерный замок; с начала 21 в. вновь называется Михайловским.
Главное здание образует в плане каре с восьмиугольным внутренним двором; первоначально оно было окружено каналами (засыпаны в 1823). В скруглённом выступе западного крыла – двусветная с золочёным шпилем Михайловская церковь (закрыта в 1918; с 1992 проводятся богослужения). Южный фасад оформлен ионическим портиком с треугольным фронтоном ( рельеф выполнен скульпторами-братьями П., Дж. и Л. Стаджи) и мраморными пилонами с арматурой по сторонам въезда. Северный фасад имеет высокий аттик , террасу на парных дорических мраморных колоннах и гранитную лестницу с бронзовыми копиями античных статуй Геракла и Флоры . Внутренние помещения сложной конфигурации (круглые, овальные, многоугольные и др.) были отделаны живописцами и скульпторами – братьями Стаджи, Ф. Тибо, П. Трискорни, П. Скотти и К. Скотти , А. Виги, П. Мадерни, Я. Меттенлейтером и др. (частично сохранился декор Парадной лестницы, Тронного зала, Рафаэлевой галереи, Овального и Церковного залов). Ансамбль Михайловского замка включает также две караульни с круглыми в плане помещениями, Михайловский манеж и дворцовые конюшни (1798–1800, архитектор Бренна; перестроены в 1824, архитектор К. И. Росси ). В 1800 г. перед главным фасадом установлена конная статуя Петра I (модель К. Б. Растрелли , 1716–1724, отлита в 1744–1746, архитектор Ф. И. Волков).
Во 2-й половине 1810-х гг. в Михайловском замке проводились заседания Вольного общества любителей словесности, наук и художеств . С 1820 г. в нём размещалось Главное инженерное училище; в 1855 г. часть помещений заняла Николаевская инженерная академия. В Михайловском замке до 1917 г. размещалось также Главное инженерное управление Военного министерства. В его стенах получили образование Д. В. Григорович , Ф. М. Достоевский , святитель Игнатий (Брянчанинов) , Р. И. Кондратенко , Ц. А. Кюи , И. М. Сеченов , Э. И. Тотлебен , П. Н. Яблочков и др. С 1918 г. здесь действовали 1-е Инженерные Петроградские командные курсы, в 1920–1930-х гг. – Военно-инженерная школа и Военно-инженерный исторический музей Рабоче-Крестьянской Красной Армии , в 1925–1932 гг. – Военно-техническая академия. Ансамбль значительно пострадал во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. ; реставрирован в 1947–1949, 1952–1964, 1974–1979, 1998–2003 гг. В 1991 г. передан Русскому музею .
Редакция искусства и архитектуры
Информация
Области знаний: Искусство эпохи классицизма в России, Архитектура Другие наименования: Инженерный замок Дата создания: 1797 – 1800 годы Историческое государство: Российская империя Современное государство: Российская Федерация