Менталитет: Понятие, особенности и влияние на культуру

Менталитет: Понятие, особенности и влияние на культуру

Менталитет — это совокупность устойчивых психических характеристик и ценностных ориентаций, присущих определенной группе людей, обычно связанной с географическим, культурным или историческим контекстом. Он формируется под влиянием традиций, языка, религии и социальных норм, что определяет способ восприятия мира и реагирования на различные ситуации.

Особенности менталитета проявляются в коллективных убеждениях, привычках и предпочтениях, которые влияют на поведение и принятие решений. Это может касаться таких аспектов, как отношение к власти, семейным связям, времени и труду. Таким образом, менталитет служит своеобразным фильтром, через который люди воспринимают и интерпретируют реальность вокруг себя.

Сущность понятия «менталитет»

В 1920-х годах в исследованиях "картины мира" оказалось понятие "менталитета". Его изучали представители историко-психологического и культурно-антропологического направлений, такие как Л. Леви-Брюль, Л. Февр, М. Блок. Изначально "менталитет" означал наличие у представителей конкретного общества, рассматриваемого как национально-этническое или социально-культурное сообщество людей, определенного "умственного инструментария", своего рода "психологической оснастки", которая позволяет им воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение, а также себя.

В настоящее время наблюдаются два основных направления в толковании сущности менталитета: с одной стороны, менталитет включает в себя уклад жизни, особенности народных реалий, обрядов, стиль поведения, нравственные принципы народа, самоопределение человека в обществе. В узком смысле менталитет – это то, что позволяет единообразно воспринимать окружающую действительность, оценивать ее и действовать в соответствии с установившимися в обществе нормами и образцами поведения, адекватно воспринимая и понимая при этом друг друга.

Культурный код, восприятие мира, духовные особенности и ценностные установки народа – всё это составляет менталитет, который формирует коллективное представление о жизни и определяет поведенческие реакции и образы культуры. Важно отметить, что менталитет отличается от временных общественных настроений и идеологии своей устойчивостью и целостностью. Это как бы объединение противоположностей – природы и культуры, эмоций и разума, индивидуального и коллективного, которое невозможно осмыслить без использования языка нации. [3]

Менталитет представляет собой определенный набор символов, которые формируются в каждую историческую и культурную эпоху и национальность. Эти символы закрепляются в сознании людей в процессе общения с другими людьми. Они служат в обыденной жизни для того, чтобы объяснить знания о мире и месте человека в нем.

Менталитет охватывает основные представления о человеке, его месте в природе и обществе, его понимание природы и Бога как творца всего. Это эмоциональные и ценностные ориентации, коллективная психология, образ мышления и человека и коллектива;

Менталитет, как специфика психологической жизни людей, проявляется через:

— систему взглядов и оценок, норм умонастроений, основанных на существующих в данном обществе знаниях и верованиях;

Анализ языка позволяет точно определить культурное отношение людей к окружающему миру и отражает внутренний мир человека. Язык также отражает стиль мышления;

Иерархия ценностей, убеждения, идеалы и интересы, проявляющиеся в группе, позволяют выявить социальные установки, формирующие готовность действовать определенным образом. Менталитет выражается в типичном поведении и принятии решений, представляя собой выбор из поведенческих альтернатив;

Эмоциональную сферу можно анализировать через доминирующие чувства;

Важно анализировать основные социально-политические и этнические категории, используемые в повседневном сознании: "свобода", "труд", "время", "пространство", "семья".

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Баглиева А. З

Понятие менталитета: вопрос о развитии проблемы

Теоретико-методологические аспекты изучения менталитета

Проблемы исторической антропологии и символическое понимание ментальности

Роль менталитета в формировании картины мира этноса: философский взгляд

Является ли термин "Менталитет" синонимом "Ментальность"?

Не можете найти нужную литературу? Попробуйте сервис подбора книг.

Надоела реклама? Вы всегда можете отключить баннеры.

Текст научной работы на тему «Понятие «Менталитет»: особенности определения»

Представление о «менталитете»: особенности определения

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

В данной работе автор отмечает, что понятие менталитета изучается несколькими гуманитарными науками: этнопсихологией, этносоциологией, этнолингвистикой и историей. Далее автор исследует изменение содержания термина "менталитет" в отечественной и зарубежной науке, а также связь между терминами "менталитет" и "ментальность", отмечая их диалектическую взаимосвязь. В заключении автор делает вывод, что под "менталитетом" следует понимать единство образа мыслей, культурных особенностей нации и, в особенности, национального языка, определяемого экономическими и политическими условиями жизни в историческом контексте.

Менталитет — одно из ключевых понятий в области гуманитарных знаний. Оно охватывает основные характеристики этноса и является важным критерием при сравнении различных народов.

Менталитет изучается несколькими гуманитарными науками, которые занимаются изучением этносов. Этнопсихология рассматривает психологические и психические особенности народов, сравнивая их национальные мысли. Этносоциология проводит сравнительные исследования социальных институтов и проблем жизни этносов.

Этнолингвистика изучает взаимосвязь этнической культуры и языка. Историческая наука занимается изучением наций в контексте их истории.

Таким образом, разнообразные гуманитарные науки изучают проявления менталитета, каждая из них вносит свой вклад в определение этого понятия. Поэтому логично предположить, что полное понимание "менталитета" как гуманитарного понятия должно включать в себя все вышеперечисленные аспекты. Однако традиционное понимание менталитета противоречит этому предположению. Согласно современному "Философскому энциклопедическому словарю", менталитет трактуется как "образ мышления, общая духовная направленность человека или группы" [1, С. 263], ограничиваясь лишь изучением мышления. Энциклопедический словарь "Терра Лексикон" описывает менталитет как —

♦ Кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой Философии

В российской науке также можно найти отражение понятия "менталитет" и его аспектов. Чтобы исследовать духовную структуру общества, часто использовались синонимы, такие как "национальный характер", "национальная душа", "национальное сознание".

Исследователи также раскрывают структуру национальной души, в частности, через анализ духовного мира русского народа. Следует отметить, что изучение русского национального характера было запущено историками XIX века, такими как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский.

К.М. Бэр, Н.И. Надеждин и К.Д. Кавелин старались выработать философское и психологическое обоснование для исследований указанной проблематики в рамках «психологической этнографии». Развитием этого направления явились работы отечественных религиозных философов конца XIX — начала XX вв., таких как Н.А. Бердяев, B.C.

Соловьев, Л.П. Лосский, Г.П. Федотов, Л.П. Карсавин, В.В.

Зеньковский и другие. Можно ли говорить о менталитете во всех этих случаях? Определяется ли так называемый «народный дух» или «национальное сознание» характеристикой этноса?

Исследователи используют термин «духовный мир», но возникает впечатление, что подразумевались особенности мышления нации. Отражает ли духовный мир народа, изучаемый этими учеными, смысл понятия «менталитет»?

Предположим, что исследователи опирались на представление о том, что мышление проявляется через язык и культуру, то это понимание может быть справедливым. Однако следует отметить обратную зависимость между этими понятиями, особенно "мыслить — значит оперировать знаками языка" [3, С. 83], как предполагал Э. Бенвенист.

Конечно, прежде чем что-то сказать, мы формулируем свою мысль, выражаем ее словами, но также мы размышляем с помощью слов. Язык определяет способ мышления. Культура народа формируется под влиянием его мышления. В различных культурных проявлениях, будь то устные или нематериальные, отражаются особенности менталитета.

Например, жесткость и краткость немецкой культуры, чувственность и изящество Франции. Однако мышление часто формируется культурными особенностями. Человек мыслит, опираясь на понятия, созданные в культуре своей нации. Традиции также оказывают влияние на особенности мышления.

Именно поэтому не следует сводить менталитет только к национальному мышлению. Культурные компоненты и, особенно, язык, не только означают "мышление", но и представляют собой самостоятельные характеристики менталитета.

Термин "mentalit" возник во Франции. Он встречается уже в работах Р.Эмерсона в 1856 году. Кроме того, У. Раульф на основе анализа французской публицистики на рубеже XIX-XX веков пришел к заключению, что "смысловой заряд слова "mentalit создался до того", как термин появился в повседневной речи.

Можно отметить, что вплоть до Л. Леви-Брюля, понятие «mentalit» стало использоваться не столько для описания особенностей мышления определенного социального или этнического сообщества, сколько для отражения его специфики в конкретной исторической эпохе. Например, проблемами ментальности первобытной эпохи занимались П. Раден, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс. Основатели и последователи французской исторической школы «Анналов», такие как М.Блок и Л. Февр, изучали ментальности людей других исторических периодов, понимая их как «групповое, коллективное сознание» [6, С. 115] и «преломление коллективного в индивидуальном» [7, С. 204].

Другой подход к определению менталитета, который акцентирует его исторические корни, вновь возвращает нас к понятиям "сознание" и "мышление". Культурные и особенно языковые характеристики понятия "менталитет" кажется опять забытыми

Например, О.Г. Усенко одним из первых стал разделять эти категории, предлагая определить ментальность как "универсальную способность индивидуальной психики сохранять типичные неизменные структуры, в которых проявляется принадлежность индивида к определенному обществу и времени" [8, С. 15]. Другими словами, индивидуальная ментальность в сущности растворяется в социальном менталитете, что кажется не совсем достоверным отражением реальности.

Анализируя социологический подход, В.В. Козловский подметил различие между терминами «менталитет» и «ментальность». По его мнению, менталитет выражает порядок мышления и определяет шаблонное отношение к окружающему миру, что позволяет адаптироваться к внешним условиям и корректировать выбор социального поведения [9, С. 12].

Этот концепт представляет собой особый подход к пониманию менталитета и ментальности.

Во-первых, В. В. Козловский отмечает, что и "менталитет" и "ментальность" связаны с особенностями индивидуального и коллективного мышления. Само мышление имеет специфические характеристики, такие как набор свойств, качеств, уникальный тип и способ мыслительной деятельности. Во-вторых, по мнению ученого, ментальность "не является состоянием психики, а представляет собой социокультурный феномен" [9, С. 19].

Е.А. Ануфриев и Л. В. Лесная выразили схожую точку зрения, отметив, что ментальность — это частичное проявление менталитета в деятельности субъекта, связанной с его умонастроением, в то время как менталитет — это аспектное проявление ментальности. В обычной жизни мы чаще всего имеем дело с ментальностью, хотя для теоретического анализа важнее менталитет» [10]. Поэтому исследователи считают, что феномены менталитета и ментальности настолько сближены, что в одном случае индивид обладает ментальностью, а в другом — менталитетом.

Таким образом, обзор основных подходов к рассмотрению категорий «менталитет» и «ментальность» указал на их диалектическую взаимосвязь.

В то же время, зачастую данные понятия можно использовать как синонимы из-за их частой идентичности в употреблении.

Во всех вышеупомянутых исследованиях менталитет описывается как ключевая черта нации. Представляя определенные характеристики определенной нации, авторы выделяют их стойкость и принадлежность только этой группе. По традиционному мнению, индивиды из других групп не могут принять менталитет этой группы.

Этот взгляд может быть подвергнут сомнению. Менталитет формируется под воздействием социальных факторов, таким образом, индивидуум, присоединяясь к группе, неосознанно принимает ее характеристики, вопреки традиционному пониманию.

Кроме того, формирование менталитета не зависит от индивидуальных особенностей личности, поэтому персональные качества человека уступают место групповым особенностям.

Таким образом, менталитет — это взаимосвязь мышления, культурных особенностей нации и, в частности, национального языка, определенная экономическими и политическими условиями жизни в историческом контексте.

1. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского. -М.: Изд-во Цифра, 2002.

2. Терра Лексикон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. / Под ред. Новикова. — М.: Терра, 1998.

3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. — М., 2002.

4. Раульф У. История ментальностей. К реконструкции духовных процессов. Сборник статей. — М., 1995.

5. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. — М., 1996.

6. Блок М. Апология истории. — М., 1993.

7. Февр Л. Бои за историю. — М., 1991.

8. Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет» // Русская история: проблемы менталитета. — М., 1994.

9. Книга В.В. Козловского описывает понятие ментальности в социологической сфере, изданная в Санкт-Петербурге в 1997 году.

10. Статья Е.А. Ануфриева и Л.В. Лесной рассматривает российский менталитет как социально-политический феномен, опубликованная в журнале "Социология и социальная антропология" в 1997 году, номер 4.

Менталитет общества

Восприятие мира обществом является глубоким уровнем осознания социума, устойчивой системой жизненных ориентиров. Эти ориентиры служат основой восприятия реальности, определяют отношение к событиям, вещам и видам деятельности. Поскольку менталитет включает в себя наиболее общие характеристики, в результате формируются определенные признаки, которые являются лишь частными проявлениями менталитета.

Мировосприятие взаимодействует со сознанием как неосознанные представления, образы, на основе которых человек воспринимает и интерпретирует мир.

Сознание и менталитет — это два различных понятия, поскольку они не совпадают с образами действий и мыслями, выражаемыми индивидуумом. Мировоззрение находится за ними, определяя границу между мыслимым, допустимым и ощущаемым как "невероятное", "невозможное".

Менталитет не строится на логических категориях и понятиях. Он основан на двойственных, "вживленных" образах, либо на шаблонах мнений и поведения, которые предрасполагают индивида к определенным видам реакций.

Менталитет можно назвать нестандартным механизмом, определяющим характер длительных форм поведения и взглядов человека в рамках определенного сообщества.

Рассматриваемое понятие охарактеризовывает широкий спектр культурных явлений, начиная от традиций и стадий духовного развития культуры, заканчивая взглядами и типами мыслительной деятельности различных общностей.

Менталитет общества отражает уровень направленности и уровня сознания (коллективного и индивидуального), его способность усваивать нормы и жизненные ценности, адаптироваться к социальной среде и воспроизводить опыт прошлых поколений.

Социально-сословно можно выделить рабское, крепостническое, крестьянское, помещичье, феодальное, дворянское, массовое, бюрократическое, пролетарское, маргинальное и аристократическое мировоззрение.

Мировосприятие общества можно определить с использованием универсальной формулы: менталитет равен общественному сознанию за вычетом общечеловеческих ценностей.

Чувство любви к родственникам и собственным детям, горе от их утраты, ненависть к тем, кто им причинил вред — все это присуще всем людям. Однако национальное мировоззрение восточных народов отличается морально-этической приемлемостью кровной мести, поощряемой вероисповеданием и традицией.
Таким образом, менталитет общества представляет собой принятые обществом формы поведения, образцы жизненных решений и стандарты взглядов, которые отличают данное общество от других обществ.

Несомненно, общественное влияние сильно влияет на восприятие личности. При этом степень его воздействия зависит от активности или пассивности данного индивидуума в общественной жизни.

Индивидуальное восприятие мира представляет собой уникальное сочетание психологических особенностей и их проявлений. Менталитет может быть разделен на несколько сфер общественной жизни: политическое, культурное, экономическое, социальное, духовно-нравственное. В зависимости от типа деятельности, мировосприятие может быть техническим, производственным, научным, административным и литературным.

В соответствии с характером мыслительной деятельности мировосприятие может быть религиозным, городским, национальным, гражданским, сельским, военным. Согласно историческому развитию общества, можно выделить 4 вида менталитета: варварский, аристократический, интеллигентный и буржуазный.

Первый тип менталитета основан на силе, устойчивости, отсутствии страха перед смертью и активности в сексуальной жизни. Представитель этого типа менталитета не воспринимает абстрактные понятия, поэтому легко меняет свои религиозные взгляды. Для варвара семья занимает первое место в шкале значимости, поэтому он накажет любого, кто посягнет на нее. В то же время он занимает более холодное отношение к государству.

Аристократический тип менталитета появился одновременно с возникновением феодализма. Верность долгу, сексуальная избирательность и изысканные манеры являются отличительными особенностями этого типа ментальности. Представители этого типа менталитета вынуждены совершать смелые поступки из-за опасения проявления слабости ради удовлетворения собственных принципов, взглядов и убеждений.

В период Возрождения появился интеллектуальный тип менталитета. Уровень безопасности и жизни резко возрос, что сделало бессмысленной необходимость бороться за выживание и преодолевать трудности. Основными чертами этого типа являются коллективизм, высокая производительность труда, отказ от излишеств, страх боли и смерти.

Буржуазный тип менталитета характеризуется озабоченностью экономией, расчетливостью и работоголизмом. Стремление к власти и жажде быстрого обогащения считаются определяющими чертами поведения представителей этого типа менталитета. Здесь семья утрачивает свою значимость, а религиозные убеждения и моральные ценности подчиняются обстоятельствам.

Редко можно встретить в «чистом» виде описанные разновидности менталитетов. В большинстве случаев самые разнообразные влияния переплетаются в процессе развития личности, что формирует «композитные менталитеты».

Большинство смешанных вариаций менталитета менее стабильны, чем чистые варианты. Это объясняется невозможностью объединения различных целевых установок менталитетов в рамках одной личности. Таким образом, совмещенные менталитеты имеют меньшую устойчивость, но большую динамичность. Психическое развитие смешанных типов происходит быстрее, чем у «чистых» вариантов. Наиболее нестабильным сочетанием считается соединение буржуазного и аристократического типа мировоззрения, поскольку их ценности противоположны.

Встреча различных менталитетов всегда является попыткой разрешения антагонистических противоречий. Так как мировоззрение формируется путем индукции, оно неизбежно стремится внедрить свою структуру (ориентиры, приоритеты, ценности) в окружающую среду. Сопротивление будет тем сильнее, чем больше различаются ценностные ориентиры.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Менталитет формируется на протяжении поколений, и лучше всего рассматривать его конструкцию как состоящую из стабильной структуры – «ядра» и более изменчивой «периферии».

Ядро формируется под воздействием геосреды, ландшафта и климата.

К более изменчивым структурам периферии следует отнести язык, традиции, религию, воспитание, быт.

На формирование ментальных предпосылок народа большое влияние могут оказывать также геополитические факторы.

В стремлении выжить и прийти в сбалансированное состояние с окружающей средой естественным образом происходит отбор определенных векторных свойств и способностей, наиболее востребованных для выживания и адаптации людей в данных условиях окружающей среды.

Вся уникальность, способности и таланты каждого человека заложены в его векторном наборе и проявляются по мере его развития. Менталитеты формируются из ценностей тех векторов, которые в основном определяют выживание данной социальной группы на определенной территории.

Типы менталитетов

Существует ровно четыре типа менталитетов, созданных в определенных природных условиях. Примерами этих менталитетов может служить кожный менталитет западной Европы и США, анальный менталитет арабских стран, мышечный менталитет стран юго-восточной Азии и уникальный двойной уретрально-мышечный менталитет в России и других странах бывшего СССР. Особенности формирования и территориальное распределение менталитетов тесно связаны с природными факторами. Кожный менталитет формируется в местах с благоприятным климатом и географическими условиями, анальный в гористых местностях, мышечный в лесах и уретральный в степях.

Формирование менталитета следует изучать с исторической точки зрения.

В наши дни места обитания этноса часто сильно отличаются от мест, где эти этносы сформировались и где проявляются их уникальные особенности. Территории, где проживают этносы, исторически меняются. Например, русскому этносу, населявшему территории западной и южной частей Восточно-Европейской равнины, характерно постоянное расширение.

Кожный менталитет

Западная Европа является живым примером менталитета, формирование которого сильно повлиял климат. Мягкий и благоприятный для сельского хозяйства климат способствует высокой урожайности. Ландшафт Европы богат разнообразием форм поверхности, ограниченных извилистыми береговыми линиями. Люди, живущие здесь, неизбежно ощущают границы, пределы, точные определения, отчетливость и постоянное присутствие человека с яркими признаками его упорного и продолжительного труда.

Использование новых технологий для сбора урожая стимулируется благоприятным климатом и высокой урожайностью. Инстинкт частного собственника и необходимость защиты от разграбления формируются излишками урожая. Менталитет каждого человека склоняется к урегулированию отношений на основе общих законов, где основной постулат — «мое – это мое, твое – это твое». Закон, равный для всех, выступает в роли защитника и гаранта сохранности частной собственности, а его соблюдение контролируется соответствующими органами по охране общественного порядка. Защита обеспечивается за счет уплаты налога с прибыли.

Анальный менталитет

Жизнь в горной местности имеет свои особенности: жители этого региона в большей степени зависят от окружающей природы и имеют ограниченные возможности изменения ландшафта. Из-за этого народы, проживающие здесь, обычно отстают в техническом развитии и менее открыты к новшествам. Горы также являются серьезным барьером для вторжения других народов и новых идей. Поэтому жителям горного региона свойственно сохранение традиций и консерватизм в отношении социокультурных изменений.

Люди, проживающие в горах, обычно представляют собой небольшие, разрозненные группы народов. Из-за небольшого количества пригодных для жизни мест в горах, горцы всегда были готовы отстаивать свою землю от захватчиков. Именно по этой причине у горцев сильно развито чувство привязанности к своей земле и своим согражданам. Изолированность и закрытость, в которых жили горные народы, способствовали их неприязни ко всему новому и неприязни к чужим соседям и их культуре.

Процесс самоидентификации у горцев происходит на основе «кровных» связей: они очень ценят свои родственные отношения, уважают родителей и старших.

Консерватизм, приверженность традициям, ценность семьи и чувство кровного родства — это основные ценности горцев.

Мышечный менталитет

В лесах формируется особый менталитет, основанный на ценностях физической силы, выносливости и трудолюбия. Эти качества необходимы для выживания в суровых условиях дикой природы.

Например, в Руси основным способом выживания было земледелие, но в лесистых районах оно требовало множества работников и тяжелого труда. Это сильно затрудняло ведение индивидуального хозяйства и способствовало формированию коллективистских принципов.

Принцип выживания общины — это объединение группы людей на основе базовых потребностей тела: еда, питье, дыхание, сон. Люди могут жить в нищете, но при этом сплоченно и взаимопомощи для выживания.

Мышечный человек получает удовлетворение от тяжелого физического труда и не имеет особых амбиций помимо удовлетворения базовых потребностей (еда, питье,дыхание, сон). Он не ощущает себя отдельной от всех остальных, а чувствует себя частью коллективного "мы".

Уретральный менталитет

Уникальное менталитетное свойство формируется у народов, обитающих в степях. Особую роль играет географическая область Великой Евразийской степи, которая находится в умеренном климатическом поясе. Эта зона представляет собой единственную широкую полосу травянистых пустынь и степей, идеальных для кочевничества и скотоводства.

Примерами народов с уникальным ментальным свойством могут служить татары, монголы, гунны, скифы, половцы.

Степь — это особый ландшафт, просторные, широкие земли. Для человека степь символизирует свободу и независимость от любых ограничений. Однако это также опасное пространство, населенное кочевниками-разбойниками и ворами. О степи говорят: чтобы почувствовать всю ее просторность, необходимо прокатиться по ней верхом на быстрой лошади.

Психологические ценности, связанные с уретрой, также нашли свое отражение в образе идеального всадника-воина, который был смелым, легким, быстрым, отважным и смелым в битве. У кочевых народов был распространен культ всадника, который также связан с культами коня, солнца, огня и неба. Военная история конно-кочевых народов отличается великими политическими и военными достижениями. Это были люди величайшей военной доблести, завоеватели.

Кочевая культура в Новом Свете не могла появиться из-за отсутствия лошадей до прихода европейцев. Лошадей в Америку привезли в XVI веке, в Австралию — в XVIII веке.

Общая типология менталитетов

Исследователи в области социологии и психологии стремились выявить ведущую черту, характерную для всего общества в определенный период времени.

Это позволило выявить несколько разновидностей менталитета:

Варварский менталитет

Архаический образ жизни, отличительный для древних обществ. Принятая стратегия направлена на выживание, поэтому ценится повышенная сексуальность, способность терпеть боль без угрызений совести. Люди с варварским менталитетом обычно полностью посвящают себя своей группе — обычно это небольшая семья, община или племя. Существование микрогруппы всегда приоритетнее жизни отдельного индивидуума.

Феодальный менталитет

С развитием соответствующего строя возник новый тип менталитета, который стал распространяться по Европе. В отличие от более раннего варварского менталитета, здесь наблюдается почитание индивидуальности, осознанности и личного служения (Богу, королю, лорду, семейным ценностям). Этот менталитет сложился в Европе под влиянием идей христианства.

Буржуазный менталитет

Первоначально возникший в конце XVII века, по мнению исследователей, возникший во Франции. Экономичность, строгое отношение к сексуальным желаниям, высокая производительность в сочетании с равнодушием к посторонним и даже к собственной семье — характерные черты данного менталитета.

Современный или постиндустриальный менталитет

Ученые-социологи до сих пор не готовы объединить нашу современную эпоху в один общий образ. Но они все согласны, что эпоха Интернета реально изменила мир, формируя общемировой "виртуальный" образ мышления.

Хотя типология несовершенна, и любые попытки анализировать душу человека вызывают сомнения, представление о менталитете народа или определенной группы поможет в общении с ними.

Это такое распространенное сегодня слово, которое активно используется как в повседневной жизни, так и в СМИ. Но что оно значит и какова история его происхождения? Менталитет — это совокупность культурных, религиозных, психических и эмоциональных особенностей, характерных для определенной социальной группы или этноса.

Менталитет: Понятие, особенности и влияние на культуру

Реже выражение применяется для описания внутреннего мира определенного человека. Л. Леви-Брюль, французский этнолог, ввел этот термин, описав модели поведения в первобытных обществах (от латинских слов mentis – ум, alis – другие). Но что такое менталитет в повседневном понимании?

Это определенные стереотипы и образцы поведения, характерные для людей, объединенных проживанием в одном культурном пространстве. Менталитет формируется в процессе социализации индивида и является результатом приспособления к нормам и ценностям, преобладающим в обществе, и их принятия. Различия в поведении разных народов объясняются различными климатическими, историческими, психологическими, религиозными и т. д. факторами.

Менталитет и ментальность — в чем разница?

Определенные ученые и журналисты наклонны устанавливать знак "равно" между этими двумя понятиями. И хотя приблизительно ясно, что такое менталитет, ментальность — столь абстрактная сущность, что в русском языке отсутствуют определения для ее систематизации.

В большинстве случаев использование этих двух терминов как синонимов не исказит значение. Существует только одно отличие: "ментальность" — это более общее понятие, описывающее способ мышления в целом, а "менталитет" — более конкретное определение, обобщенная характеристика специфических качеств и явлений.

Каков же менталитет россиян?

Славяне, так же как и другие народы, обладают рядом психологических и поведенческих черт, которые присущи только им. Итак, что такое менталитет русского человека? Давайте перечислим основные черты многогранной и загадочной "русской души", которые иногда так трудно понять иностранцам:

1. Первенство коллективного над индивидуальным. Русскому человеку намного проще высказать свои мысли, чем держать всё в себе. Как пример: понятия "общество", "общественное мнение", "народное осуждение" никогда не были особо популярны на западе.

2. Пренебрежительное отношение к государству и законам. "Жить по правде" — вот лозунг русского народа.

3. Искренность — это качество, которое ценится превыше всего. В русской культуре не принято "искусственно" улыбаться на улицах.

4. Относительная пассивность в общественной и политической жизни — общая черта. Многие люди не привыкли принимать активное участие в различных мероприятиях и митингах. Предпочтительнее осудить творящуюся несправедливость коллективно.

5. Негативное отношение к незнакомым людям проявляется в русском обществе. Достаточно случайно толкнуть незнакомого человека на улице, чтобы убедиться в этом.

6. Русская культура богата внутренней эмоциональностью, где проявляются добродушие, понимание и милосердие.

Показывать:НовыеПопулярные

ОбсуждаемыеAreg Diwshunts 5 ноября 2017, 4:10

В чем разница между "ментальностью" и "менталитетом"? Наверное, не многие могут ответить на этот вопрос. Ведь для этого нужно понимать точное внутреннее значение этих слов. Философские определения в словарях дают лишь приблизительное, но недостаточно точное определение. Без понимания корней этих слов в праязыке это невозможно.

А вот ответ: Это из комментариев в моей книге "Код разума: Последняя тайна цивилизации", 2006 год. Миниатюра

Ментальность — это образ мышления, общая духовная направленность человека или группы. Ментальность — это восприятие окружающего мира и культура общения с ним.

Философия жизни формируется взаимодействием с окружающим миром и создается под воздействием условий окружающей среды. Как отмечает В. В. Бабаянц, ментальность представляет собой совокупность подсознательных комплексов, формирующихся в процессе приспособления человеческого коллектива (этноса) к природной и социальной среде и играющих роль основных механизмов в этнической культуре, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде"[8. с.181]. Менталитет (от лат. mens, mentis — ум и alis — другие) — это специфическая система психической жизни людей, принадлежащих к определенной культуре, качественное сочетание особенностей восприятия и оценки окружающего мира.

Психическая организация (Mentalitat, нем. — умственная организация, от позднелат. mentalis — умственный), если перевести с английского "mentality", (что вошло основой в русский лексикон для слов "менталитет", "ментальный"), описывается как понятие "образ мышления", "способ мышления", что, в целом, не совсем разъясняет, о чем идет речь. Способ мышления, также, как и способ произношения слов, не сильно отличаются на западе и на востоке для всех людей, даже несмотря на разницу артикуляции и языка. Образ мышления, возможно, различен, но и это понятие не совсем выражает смысл, который вложен в слово "менталитет". Так что же это такое? Ответ получим, расшифровывая с помощью ар(мен)ийского (мен+арийского = первоарийского) праязыка.

Перевод слова "мысль" на армянский язык — "Миткх". В этом слове звукосочетание "thq" заменено на "сл", что часто встречается в русском языке, но редко в армянском. Слово "Миткх" в родительном падеже изменяется, окончание "q" меняется на "а", а гласная "i" выпадает, вместо нее появляется буква, похожая на русскую "ы", превращая слово в "м(ы)т(н)а".

Это слово в латыни, как и в других европейских языках, слышится как "мента". Оно является составным, вторая часть — "ал" — происходит от hal (состояние). Затем следуют окончания, которые могут быть "уцюн" — в этом случае получается mtahal(i)uthiwn, или "ноц" (инверсия niwth) — в этом случае получается "мтахьалноц", что напоминает русское "ментальность". В общем и целом это выражение означает "мыслесостояние". Если же вместо этих окончаний добавить "дзевь" (в диалектах — "тьевь"), что означает "форма, вид", и в немецком стало "тъя(т)", а затем добавить окончание (ui)th, то получится mtahalidzew(ui)th — менталитет, то есть "форма мыслесостояния".

Жизнь «по блату»

Характерная черта русского народа – взятничество, сложившееся с давних времен. Даже после отмены платы чиновникам за услуги, эта привычка осталась. 200 лет назад она была обычной практикой в России.

Исторические события, такие как войны, восстания, блокады и частые смены правителей, привели к тяжелому положению русского народа. Это сформировало у жителей страны выносливость, терпеливость и умение противостоять невзгодам.

Русский народ недавно начал привыкать к комфорту. Раньше большая часть времени проводилась на полях для обеспечения семьи, часто периоды бывали неурожайными, и затем приходилось работать без отдыха и сна.

Типы менталитета

Существует 4 типа менталитетов, которые присущи различным этапам развития человеческой цивилизации. Чтобы более глубоко понять суть менталитета, рассмотрим каждый из этих типов подробнее.

  1. Первый тип менталитета — варварский. Он появляется на ранних этапах формирования всех цивилизаций. В таких культурах ценится физическая сила и героизм, при этом нет страха перед смертью. Люди с варварским менталитетом религиозны, но не фанатичны. Они легко меняют свои религиозные убеждения, если новая религия лучше объясняет, где находится Солнце ночью и что оно там делает.
  2. При эволюции любого общества неизбежно происходит ощутимое социальное деление. В результате появляется слой богатых людей, наслаждающихся изысканной едой и имеющих возможность ухаживать за своим телом. Именно поэтому в аристократическом обществе активно развивается явление сексуальной избирательности. Кроме того, заметно возрастают ценности чести и достоинства. Теперь благородные мужчины должны демонстрировать мужество и отвагу, а благородные женщины – неприступность и целомудрие.
  3. Интеллектуальный. Этот вид менталитета формировался в период позднего феодализма и эпохи Возрождения. Условия жизни значительно улучшились, уровень безопасности повысился, а войны не были слишком разрушительными. Поэтому у представителей всех сословий появилось чувство относительной безопасности. Для интеллектуального менталитета характерно более высокая ценность человеческой жизни. Меньшее значение придавалось умению воевать, и большее — умению трудиться.
  4. Буржуазный. Этот тип менталитета является доминирующим в современности. Главные ценности — трудолюбие, умение управлять деньгами, экономить и правильно инвестировать их. Для носителей данной ментальности характерно стремление к власти и наживе, а также подчинение своих религиозных и идеологических взглядов практическим соображениям.

Сегодня в мире преобладает буржуазный менталитет, который формирует базу для мышления народов всех стран, населяющих нашу планету. Однако существуют и племена, которые сохраняют первобытные обычаи и варварский тип менталитета.

Менталитет в исторических, религиозных и научных источниках

Идея о том, что у различных этносов есть свои уникальные социально-психологические особенности, уже присутствовала в произведениях Плиния и Геродота. Также художественная литература того времени дополняла эту картину, где особенно популярным был сюжет путешествий в дальние страны. В таких произведениях всегда детально описывались культурные особенности различных народов (реальных и вымышленных), а также недопонимания, происходящие из-за этих различий.

Множество сведений ученые современности черпают также из священных текстов – Библии и Корана. В Библии содержатся подробные описания исторических событий, по которым можно судить об обычаях, моральных и этических нормах, присущих различным эпохам. В Коране особое внимание уделяется ценностям, культурным и духовным принципам, которым должны следовать последователи ислама.

В XVIII веке интерес к особенностям поведения, присущим отдельным народам и нациям, проявил шведский натуралист Карл Линней (известный как создатель первой системы классификации животных и растений). Он стал первым, кто попытался в научном контексте понять, что такое менталитет. Примерно тогда же появилась этнопсихология – новая наука, изучающая "душу народа" и "национальный характер".

Французский философ, антрополог и этнограф Люсьен Леви-Брюль ввёл термин "менталитет" (mentality) в научный обиход. Он провел исследование австралийских аборигенов и папуасов, которые на тот момент сохраняли первобытно-общинный строй, и изложил результаты в книге "Первобытный менталитет", где описал специфические черты представителей разных племён.

Популярность термину придала "Школа Анналов" – французское историческое сообщество, основанное Марком Блоком и Люсьеном Февром. Они определили менталитет как черту характера, присущую как рядовому солдату, так и королю Франции. Это определение подчеркивало коллективную природу данной черты и её проявление у каждой личности.

В последующем вопрос о менталитете привлекал внимание крупнейших психологов XIX-XX веков: Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Эриха Фромма и других. В настоящее время данная тема также активно изучается в области социальной психологии, культурологии, истории, этнологии и других дисциплинах.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий