Материальная культура играет ключевую роль в формировании и развитии общества, так как она отражает уровень технического прогресса, состояние экономики и социальные изменения. Она включает в себя такие аспекты, как архитектура, предметы быта и инструменты, которые олицетворяют культурные и исторические ценности народа. Эти элементы не только служат практическими нуждами, но и формируют идентичность и самосознание людей.
Кроме того, материальная культура способствует сохранению традиций и передаче знаний от поколения к поколению. Она помогает нам понимать и интерпретировать наше прошлое, влияя на восприятие настоящего и будущее. Изучая материальную культуру, мы можем лучше осознать, как взаимодействуют традиционные и инновационные элементы, создавая уникальную культуру каждого общества.
Чем важна материальная культура
- Предмет изучения
- Алфавитный указатель
- Философия народов Аравии
- Философия древней Индии
- Философия Китая
- Русская мысль
- Этические учения
- Известные мыслители
- Дополнительные материалы
Культурный аспект подразделяется на материальную и духовную формы, которые широко используются в философии XIX и начала XX века. Материальная культура включает в себя широкий спектр предметов, созданных человеком (инструменты, машины, одежда, украшения, религиозные и ритуальные предметы, оружие, музыкальные инструменты и т.д.), а также измененные человеком природные объекты или техногенные ландшафты. Духовная культура охватывает все произведения человеческого духа и интеллектуальной деятельности, не имеющие материальной формы: религиозные системы, мифы, философские концепции, научные теории, обычаи, социальные системы и т.д. Он Включает в себя формирование духовного наследия человеческих групп (например, школа "психологии народов").
Отделение материальной и духовной культуры, очень популярное в период господства эволюционистской парадигмы, в настоящее время считается устаревшим в области социальных наук. Более распространена трехкомпонентная классификация культуры: материальная, духовная и социальная.
Под материальной культурой понимается все, что связано с взаимодействием человека с его окружающей средой, удовлетворением его потребностей, технологической стороной жизни и т.д., под духовной культурой – субъективные аспекты жизни, идеи, установки, ценности и способы поведения, ориентированные на них, под социальной культурой – отношения между людьми, системы статусов и социальных институтов (Кроебер А., Клукхон С. Культура. Критический обзор концепций и определений.
В работе Кембриджской (Массачусетс, 1952, с. 98) отмечается важная роль духовной культуры. Социальное поведение и артефакты (социальная и материальная культура) рассматриваются как результаты идеальных нормативных систем и знаний различного характера, которые являются частью духовной культуры.
Такой подход объединяет материальную и духовную культуры и вводит артефакты в контекст социальных наук. Материальная культура становится систематическим источником информации для социальной и культурной истории, при этом анализ направлен на выявление идей, порождающих определенные артефакты и образы поведения в рамках определенной культуры (Ходдер И. Смысл вещей: материальная культура и символическое выражение).
Важным вопросом для культурной антропологии является взаимосвязь идей и предметов, а также их «повседневное» существование в различных культурах. Артефакты могут рассматриваться как носители определенных идей, ценностей и норм во взаимодействии между культурами, однако они также могут приобретать относительную автономию, изменяя свою ценность и смысл в различных культурных и социальных контекстах (Томас Н. Переплетенные объекты: обмен, материальная культура и колониализм в Тихом океане. Кембр. (Масс.), 1991).
В современной философии отношение между материальной и духовной культурой изменилось. Работы теоретиков постмодерна (Ж.Бодрийар, Ж.Ф.Лиотар и других) вызвали сомнения в традиционном разделении субъекта и объекта, а также сосредоточили внимание на воспроизводстве и репродуцировании, в отличие от производства, которое было основной целью раннего капиталистического модерна.
Значимость потребительской ценности, отражающей материальные потребности, заняло место "знаковой" ценности. Реальные объекты "утратили доверие", так как все они подвержены моделированию и искусственному воспроизведению. Различные коды порождают гиперреальности (голография, виртуальная реальность и т.п.).
Это приводит к исчезновению конечностей любого типа; "идеи" и "вещи" заменяются на самоповторяющиеся "симулякры" (Бодрийар). С исчезновением этих конечностей пропадает основа для противопоставления материальной и духовной культуры. Сами по себе эти понятия становятся излишними.
В то же время в более традиционных философских контекстах, а В социальных науках (см., например: Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992), они сохраняют свою эвристическую ценность.
Роль материальной культуры:
- удовлетворяет потребности людей в материальном плане;
- помогает человеку адаптироваться к природным и социальным условиям жизни;
- обеспечивает удобные условия для жизни человека
Примеры материальной культуры включают в себя: инструменты, жилье, предметы быта, одежду, оружие, транспорт, школы, храмы, офисы, фабрики, утварь, украшения, телевизор, радио, станки, дороги, товары, магазины и многое другое.
Духовная культура.
Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и другие.
- Понятие морали включает в себя правила поведения и представления человека о добре и зле.
- Мифы — это рассказы и легенды, передающие первоначальные представления человека о мире, происхождении всего сущего и месте человека в мире.
- Религия — это система убеждений и мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественное, существование Бога или богов.
- Искусство — это способ отражения окружающего мира с помощью системы образов.
- Философия — это стремление к мудрости, изучение наиболее общих вопросов и проблем бытия.
- Наука — это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах научных исследований.
- Идеология — это набор убеждений, ценностей, целей и программы деятельности, которые определяют систему взглядов и установок.
Развитие материальной культуры в истории человечества
Этапы развития от первобытного общества до наших дней
В течение всей истории человечества материальная культура постоянно улучшалась. Мы можем выделить несколько ключевых периодов в ее эволюции:
- Первобытное общество – создание простых орудий труда из камня и кости
- Аграрные цивилизации – строительство городов, развитие ремесел и торговли
- Промышленная революция Нового времени – технический прогресс, паровые машины
- Научно-техническая революция ХХ века – электричество, конвейер, компьютеры, интернет
В настоящее время человечество вступает в новую эпоху – цифровую и биотехнологическую, которые радикально изменяют облик материальной культуры.
Влияние великих изобретений на историю человечества
Изобретение | Влияние |
Колесо | Транспорт, перемещение грузов |
Паровой двигатель | Промышленная революция |
Электричество | Освещение, бытовая техника, коммуникации |
Компьютер | Цифровая революция, интернет, искусственный интеллект |
Как показывает таблица, великие изобретения радикально меняли жизнь людей и общество в целом.
Интересные факты о известных артефактах прошлого
Многие сохранившиеся до наших дней предметы материальной культуры хранят захватывающие истории.
Например, знаменитая Маска Тутанхамона была создана из золота и драгоценных камней, ее вес составляет около 11 кг. Ученые до сих пор спорят о символическом значении этой маски.
На мече царя Ададнирари III, правившего в IX веке до н.э., обнаружена надпись, содержащая проклятие для всех будущих обладателей этого оружия. Это доказывает, что чувство юмора сопутствовало людям во все времена.
Материальная культура в повседневной жизни
Предметы быта, которые встречаются нам на пути
В повседневной жизни мы окружены разнообразными предметами, которые составляют нашу материальную культуру. Это могут быть мебель, посуда, бытовая техника, одежда, гаджеты и многое другое.
К примеру, типичная городская квартира может содержать следующие элементы материальной культуры:
- Мебель – стол, стулья, кровать, шкафы
- Бытовая техника – холодильник, телевизор, стиральная машина
- Посуда – тарелки, кастрюли, чайник, стаканы
- Декор – картины, фотографии в рамках, вазы
- Одежда – рубашки, брюки, платья, обувь
- Гаджеты – смартфон, ноутбук, планшет
Интересные предметы в наших домах с удивительной историей
Иногда самые обычные на первый взгляд предметы быта хранят за собой удивительные истории.
В музее Виктории и Альберта в Лондоне можно увидеть древние настенные часы с изображением петухов, которые датируются XVIII веком и все еще точно показывают время. В особняке аристократической семьи хранятся чайные чашки, подаренные самой Екатериной Великой. Эти ценные предметы передаются из поколения в поколение как семейные реликвии.
Жизненные хаки: идеи для творческого использования обычных предметов
С помощью фантазии можно придать новое применение многим вещам.
Например, старую виниловую пластинку можно превратить в стильные часы для стены. После небольшой обработки ржавое ведро станет оригинальным горшком для цветов. И сломанный стул можно использовать как вешалку в прихожей.
Взаимосвязь духовной и материальной культуры
Какие примеры показывают взаимосвязь материальной и духовной культур? На чем базируется соединение между духовной и материальной культурой? Какие основные примеры можно привести из материального и духовного мира?
Взаимосвязь материальной и духовной культуры легко усмотреть, поэтому разделение этих двух аспектов представляется затруднительным. Ясно, что материальный объект трудно создать без идеи, которая сама по себе не является материальной. Идея — это результат духовной деятельности. Поэтому духовная составляющая культуры представляет собой особую форму активности человека.
Влияние материальной и духовной культуры проявляется, в частности, через их воздействие на мораль, нравственность, поведение как общества в целом, так и отдельного человека. Однако для этого продукты духовной активности должны приобрести материальное выражение. Примерами материальной культуры могут служить действия, картины, книги, фильмы и другие формы.
Создание примеров материальной и духовной культуры осуществляется при участии СМИ, различных лабораторий, научного оборудования (в контексте материальной культуры), а также академий, институтов, университетов, школ и других аналогичных учреждений (в контексте духовной культуры).
Обсуждая связь материальной и духовной культуры, важно отметить инструменты, используемые в духовной практике для создания определённого продукта. Кроме материальных средств, таких как кисти, компьютеры и ручки, также существуют идеальные инструменты — средства языка и/или изобразительного искусства, которые формируют художественный образ.
Изначально придуманные и созданные человеком как творцом, артефакты являются материальными и духовными ценностями. Несмотря на то, что для их создания используются различные объекты, энергия или природное сырье, они имеют не естественное происхождение. Важно отметить, что человек творит в соответствии с законами природы, что указывает на взаимосвязь материальной и духовной культур.
Влияние духовной культуры на человека и на материальную культуру
Каким образом можно описать взаимосвязь между материальной и духовной деятельностью? Какие примеры можно привести для иллюстрации этой связи?
Когда речь идет о связи материальной и духовной культуры, следует отметить, что духовная сфера оказывает влияние на все аспекты общественной жизни. Слияние духовных потребностей и экономических принципов существенно влияет на состояние экономики. Отражение творческих идей можно увидеть в монументальной архитектуре и скульптуре, таких как пирамиды, храмы, монастыри, дворцы, которые восхищают нас в настоящее время.
Примером взаимосвязи материальной и духовной культуры может служить и дорожное строительство и транспорт, которые не только обеспечивали перемещение товаров, но и способствовали коммуникации между различными народами и распространению культурных ценностей.
Существуют и другие примеры взаимодействия материальной и духовной культуры, которые проявляются в том, что духовная культура оказывает воздействие на профессиональное направление. Духовная культура определяет отношение к накоплению, богатству, влияет на потребности, формирует понимание ценности материальных продуктов. В качестве примера неразрывной связи материальной и духовной культуры, а именно, значимости духовной составляющей в экономике, можно указать на трудности России в процессе проведения хозяйственных реформ.
Эти трудности возникают при попытках внедрения западных экономических моделей в экономику нашей страны. Видно, что связь между материальной и духовной культурой очевидна на примере насильственной импозиции западной демократии на восточные страны. Результатом этого является отчуждение населения и даже сопротивление (иногда в виде войн).
Анализируя примеры взаимосвязи духовной и материальной культуры, становится очевидно, что они не противопоставлены друг другу. Духовная и материальная жизнь общества тесно связаны, и ни одна из них не может быть абсолютизирована. Очевидно, что материальная и духовная культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эти примеры подтверждают неразрывную связь духовной и материальной культуры.
Сложность и разноаспектность взаимосвязи между материальной и духовной культурами проявляются в их взаимодействии с природой, обществом и другими людьми. Примеры духовно-материальной культуры ярко демонстрируют эту связь.
Из приведенного выше текста понятно, как тесно связаны материальный и духовный миры, как взаимодействуют материальная и духовная жизнь, и как неразрывно связаны материальная и духовная культура.
Духовная деятельность человека. Материальная и духовная культура. Функции культуры
Культура – это все, что создано человеком в процессе изменения окружающей среды и самого себя, имеющее исторические корни и изменчивость. (Учебник Никитина)
- Созданные человеком объекты в процессе освоения и изменения окружающей природы;
- Уровень развития определенной области знаний или деятельности (культура труда, правовая культура и т.д.);
- Характеристика конкретных исторических периодов, этносов и народов;
- Уровень развития человека как члена общества.
- Материальная – результат производства и использования предметов и явлений материального мира (техника, дома, одежда);
- Духовная сфера — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их развитию, освоению и применению (наука, религия, мораль, искусство и другие).
Сфера духовной культуры охватывает активности по созданию духовных "продуктов" (творчество ученых, писателей, законодателей и т.п.) и саму продукцию духовной работы — духовные ценности, научные результаты, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, религиозное, научное и философское) и воплощается в искусстве, литературе, архитектуре и других памятниках человеческой деятельности.
- религия – вера в сверхъестественные силы;
- мораль – система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
- искусство – отражение мира в художественных образах;
- наука – система знаний о закономерностях существования и развития мира;
- образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Все аспекты духовной культуры будут рассмотрены по отдельности в следующих модулях.
Важно отметить, что разделение на материальную и духовную культуру условно, поскольку они могут иметь пересечения (например, часть духовной культуры может существовать в материальной – представления ученых об устройстве нашего мира содержатся в книгах).
Культурные институты – это учреждения и организации, которые создают, исполняют, хранят и распространяют художественные произведения, а также обучают население культурным ценностям. (Учебник Боголюбова)
Основные функции культуры:
- Материалы из учебника Боголюбова для 10 класса на базовом уровне, а именно параграф 10.
- Изучаем учебник Никитина для 10 класса на базовом уровне, конкретно параграф 14.
- Переходим к урокам из учебника Барабанова для 10 класса на базовом уровне, а именно параграф 26.
- Полезная информация из справочника Баранова, тема 1.10.
- Рассматриваем материалы из Триактив-курса Котовой и Лисковой для 10 класса, в частности параграф 2.1.
Материальная культура
Материальная культура представляет собой процесс деятельности людей в сфере материального бытия общества. Она является показателем силы человека в его материальной деятельности, которая включает в себя: а) сферу материального производства; б) материальную сферу быта; в) преобразование физической природы человека.
Анализ материальной культуры как общественного явления обычно затруднен из-за того, что различие между материальной и духовной культурой всегда относительно. Нет никакой "чистой" материальной или духовной культуры. Материальная культура всегда имеет духовную сторону, потому что ни один процесс в материальной культуре не происходит без участия сознания.
С другой стороны, духовная культура всегда имеет свою материальную сторону, включающую в себя материальные элементы духовного производства. Однако ограничивать материальную культуру только вещами несправедливо. Материальная культура отражает деятельность людей по изменению и преобразованию материальных общественных отношений.
Качественные достижения составляют основу материальной культуры, указывая на уровень овладения человеком природными ресурсами, совершенство инструментов труда, технический уровень производства, умение использовать технологии, организацию труда и удовлетворение материальных потребностей людей. Суть материальной культуры заключается в инструментах труда, которые в современной эпохе все больше становятся материализацией научных достижений, из которых и берет начало материальная культура.
Особое значение имеет технология и коммуникационные средства, такие как печать, радио, кино, телевидение, компьютерная и лазерная техника. Также рекомендуется просмотреть лекцию "14 Культура России в 18 веке" на эту тему.
В более широком понимании техника представляет собой навыки и методы какой-либо деятельности и отождествляется с мастерством, искусством (этот термин имеет древнегреческое происхождение и изначально означал искусство или мастерство). Техника пронизывает всю культуру и часто используется как ее синоним, например: спортивная техника, строительная техника, музыкальная техника и т. д.
Можно утверждать, что весь материальный мир организован или существует благодаря применению различных технических принципов. Однако также можно сказать, что и духовная сфера организуется с использованием чисто технических методов. Этому способствует развитие средств коммуникации и массовой связи, которые в своей сути являются средствами воздействия на сознание людей, средствами манипуляции их психикой.
Современные коммуникационные технологии настолько продвинуты, что представляют собой искусственную нервную систему планеты, что позволяет управлять различными странами и регионами. Уровень культуры также определяется навыками и знаниями, которые применяются в процессе производства различных материальных благ. В этом смысле часто упоминается "культура труда" в разные периоды времени.
Материальная культура — это выражение духовности человека через предметы; это воплощение человеческой души в вещах; это материализованный и конкретизированный дух человечества. В материальную культуру входят, прежде всего, разные средства материального производства.
Здесь включены энергетические и сырьевые ресурсы, независимо от их происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные компоненты технологий материального производства. Это также различные средства потребления и продукты материального производства, а также разнообразные виды материально-предметной практической деятельности человека.
Отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена являются материально-предметными, именуемыми производственными отношениями. Важно отметить, что материальная культура всегда превосходит существующее материальное производство.
Она включает в себя различные виды материальных ценностей: архитектурные шедевры, здания и сооружения, средства связи и транспорта. Кроме того, материальная культура представляет из себя материальные ценности прошлого – памятники, археологические находки, природные объекты и т. д. Следовательно, объем материальных ценностей культуры превышает объем материального производства, что подчеркивает различие между материальной культурой в целом и материальным производством в частности.
Культурология оценивает материальную культуру в целом, а также материальное производство в отдельности, с точки зрения создаваемых ими средств и условий для улучшения жизнедеятельности человека, для развития его личности, его творческих способностей, его сущности как рационального существа, с точки зрения расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что различные условия и средства для воплощения творческих идей и замыслов человека создавались на различных этапах эволюции материальной культуры, а В конкретно-исторических общественных формах материального производства. Гармоничные отношения между материально-техническими возможностями и замыслами человека не всегда успешно складываются. Однако, при объективных условиях развития культуры она прогрессирует в оптимальных и сбалансированных формах. В случае отсутствия гармонии, культура становится неустойчивой и несбалансированной, либо же склоняется к инерционности и консерватизму, либо к утопичности и революционизму.
Расскажите мне своими ссылками:
Область социологии
Объекты, созданные для человека, могут представлять собой форму материальной культуры.
Идея о том, что социальные отношения воплощаются в материале, хорошо известна и утвердилась в археологии благодаря обширным исследованиям обмена, дарения подарков и предметов как части социальных церемоний и мероприятий. В отличие от археологии, где ученые опираются на материальные остатки предыдущих культур, социология склонна упускать из виду важность материала для понимания отношений и социального поведения людей.
Социальные аспекты материальной культуры проявляются в общественном взаимодействии с ней: способы использования материалов, их распределение, обсуждение и изготовление. Сам по себе предмет не обладает ценностью, поэтому важно помнить, что важность и смысл придаются интерпретациями объектов и способами их взаимодействия, когда речь идет о социальных аспектах материальной культуры.
Индустрия наследия
Музеи и другие хранилища материальной культуры по своей природе активно участвуют в индустрии наследия. Понятие индустрии наследия, которое определяется как "деятельность по управлению местами, имеющими историческое значение для региона, и поощрению людей к их посещению", во многом зависит от материальной культуры и объектов для интерпретации культурного наследия. Эта индустрия питается посещениями людей музеев, исторических мест и коллекций, чтобы взаимодействовать с идеями или физическими объектами прошлого. В свою очередь, организации получают доход от пожертвований, платы за вход и рекламы, которая распространяется "с уст на уста".
Многие считают, что индустрия наследия искажает значение и важность объектов культуры. Ученые-гуманитарии часто критически относятся к индустрии наследия, особенно к культурному туризму, считая, что это упрощение и искажение истории. В то же время другие полагают, что отношения и финансовая стабильность, которые они приносят, позволяют сохранять наследие материальной культуры.
Понятие
Давайте вначале определим понятие: материальная культура — это сумма материальных ценностей, являющихся результатом деятельности людей.
Казалось бы, такое определение просто. Однако простой вопрос может поставить учащегося в тупик: памятник Ленину является примером какой культуры — духовной или материальной? Конечно, верный ответ будет — материальной, поскольку памятник в первую очередь является предметом скульптуры. Однако памятник также символизирует ушедшие исторические ценности эпохи коммунизма. И в этом смысле — он воплощает определенные духовные ценности.
В тестах подобных вопросов, к счастью, стало меньше. Как правило, необходимо привести аргументы в пользу одной из точек зрения. Тем не менее, вы должны четко определить, какие предметы относятся к рассматриваемой культуре.
Фактически, здесь все просто: все предметы, созданные человеком, от крышек для люков канализации до наночипов, являются проявлениями культуры.
Поэтому некоторые ученые считают, что эти вещи не отражают подлинной культуры. Но это только на первый взгляд. Например, для археолога, копающего славянское городище, все найденные предметы являются произведениями человеческого творчества. Обычные височные кольца, гребни для волос, прялки, дома — все это ценности ушедшей эпохи и жизни людей.
Классификации
Все объекты, созданные людьми, могут быть разделены на различные категории, что облегчает проведение тестов и операции с ними.
Искусствоведы могут отнести данные объекты к предметам искусства. Эти предметы обладают двойной ценностью: материальной и духовной. Например, самурайский меч является не только смертоносным оружием, но также и объектом искусства, созданным мастером-кузнецом, который хранит свои секреты строго наедине.
Например, картина известного художника имеет ценность не только из-за мастерства исполнения, но и из-за древности данной вещи. Очевидно, что материальный аспект здесь очень важен: можно смотреть на ту или иную картину часами, забыв о времени, потому что это может приносить неописуемое удовольствие.
Предметы быта. Эта категория вещей может быть ближе к материальному миру, поскольку мы используем эти вещи, особо не задумываясь. Например, ваша шариковая ручка — сейчас это просто предмет. Но для ваших внуков она может стать раритетом, потому что скоро таких средств для письма просто не будет: их вытеснят планшеты и сенсорные перья.
Аналогично можно отметить по поводу кастрюль, сковородок, половников, ложек, вилок, компьютеров и телефонов. Подумайте об этом. У кого сейчас есть старый проводной телефон дома? А ведь в 90-е годы это было обычное явление! А сейчас такие телефоны уже не встретишь.
Они стали частью прошлого, частью истории, частью материальной культуры 90-х годов.
Надеюсь, теперь Вам яснее, что представляет собой материальная культура. Если у вас остались вопросы, не стесняйтесь задавать их в комментариях! Также присоединяйтесь к нашей группе в ВКонтакте!
С уважением, Андрей Пучков