Материальная культура: Лучшие идеи для 5 класса — Краткий обзор и советы

Материальная культура: Лучшие идеи для 5 класса — Краткий обзор и советы

Материальная культура – это все то, что создали люди для удовлетворения своих потребностей. Она включает в себя предметы быта, одежду, архитектуру и технику. Материальная культура отражает уровень развития общества и его традиции.

Изучая материальную культуру, мы понимаем, как жили люди в прошлом, какие ценности они исповедовали и как изменялись их потребности с течением времени. Это помогает нам сохранить наследие и лучше понять современный мир.

Материальная культура ОДНКНР 5 класс | Наталья Владимировна Болдырева. Работа №323991

Основы духовно-нравственной культуры российских народов. В пятом классе проведен урок на тему "Материальная культура". Были рассмотрены понятия материальной культуры и артефактов культуры. Также были изучены артефакты материальной культуры, которые окружают нас (кузнечные, гончарные артефакты, резьба по дереву и т.д.) и их создатели.

Было показано влияние времени на материальную культуру и ее изменение. Также проведена физкультминутка с загадкой. Было дано определение материальной культуры от Д.С. Лихачева, а также показано влияние материальной культуры на духовную культуру.

Прикреплены следующие файлы: fba64212562962c81a93be68f302f9a1.DOCX

  • Обучающие курсы
  • Тестирование для педагогов
  • Олимпиады
  • Викторины
  • Творческие конкурсы
  • Разместить контент на веб-сайте
  • Опубликовать статью в журнале или сборнике
  • Запросить рецензию
  • Условия использования
  • Политика конфиденциальности
  • Информация о компании

Что такое материальная культура?

Материальная культура – это общее накопление всех физических объектов, созданных человеком или определенным народом. Это довольно широкое понятие, охватывающее все вещи, созданные людьми (здания, памятники, одежда, посуда, украшения, оружие, техника) или появившиеся в результате их деятельности (сельскохозяйственная продукция, сады).

Смысл материальной культуры заключается в том, что человек берет природные материалы и превращает их в предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей.

Одни предметы материальной культуры обладают духовной ценностью, другие — нет. Но для человека, создавшего их, они всегда имеют свой смысл и помогают адаптироваться к окружающим условиям. Поэтому для учёных, изучающих древние культуры, каждый найденный предмет имеет большую научную ценность.

Материальная культура отражает образ жизни людей, их интересы, ценности, нравы, желания и стремления. Таким образом, любой предмет — от наконечника стрелы до глиняного кувшина или детской игрушки — является ценным артефактом, помогающим учёным воссоздать образ жизни древних цивилизаций.

Примеры материальной культуры

Давайте рассмотрим несколько примеров материальной культуры из повседневной жизни:

  • Сельское хозяйство. Это огромная область деятельности, включающая большое количество материальных ценностей, некоторые из которых были созданы тысячелетия назад. Сюда входят разведенные породы животных и сорта растений, обработанные почвы, техника, инструменты, растения на полях и деревья в фруктовых садах.
  • Строительство. Людям нужны здания для жизни, развлечений, работы, производства и хранения продукции. Поэтому основная часть материальной культуры человечества на всех этапах его развития была связана именно с сооружениями.
  • Транспорт и инфраструктура. Появление транспортных средств привело к необходимости строительства дорог, мостов и других инженерных сооружений. Вместе с развитием технологий появляются новые виды транспорта, усложняя инфраструктуру, включая эстакады, железные дороги, порты, аэропорты и прочее.
  • Связь. В наше время значительную роль играют инфраструктуры почтовой, телефонной и других видов связи, обеспечивающие обмен информацией на большие расстояния. В прошлом связь была тесно связана с транспортной инфраструктурой, но с развитием технологий стала менее зависима от неё.
  • Системы трубопроводов. В современном обществе имеется обширная инфраструктура для передвижения воды, газа, нефти и других жидкостей. Она также тесно связана с транспортной инфраструктурой.
  • Инновационные технологии. Уровень развития общества определяется уровнем новейших технологий, доступных обычным людям. В современной материальной культуре это компьютеры, смартфоны и другие электронные устройства, которые облегчают нашу жизнь и расширяют возможности.

Продукты, производимые человеком для удовлетворения своих потребностей, представляют основной аспект существования материальной культуры. Стоит отметить, что со временем они могут обретать историческую ценность не только для историков, но и для обычных людей, которым нравится владеть чем-то уникальным.

Духовная культура.

Комплекс духовных ценностей и творческой деятельности по их созданию, изучению и использованию: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и другие.

  • Мораль – набор правил поведения, представлений о добре и зле, принятых в обществе.
  • Миф – рассказы, легенды, передающие первоначальное представление о мире, происхождении всего, месте человека в мире.
  • Религия – мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественное, существование бога или богов.
  • Искусство – отражение окружающего мира через систему образов и символов.
  • Философия – «любовь к мудрости», наука о самых общих вопросах и проблемах бытия.
  • Наука – теоретические знания об окружающем мире, основанные на результатах научных исследований.
  • Идеология – это комплекс убеждений, ценностей и целей, определяющий программу деятельности и систему взглядов.
  • Понятие духовной культуры включает в себя:

  • конкретные искусственные произведения (литература, скульптура, архитектура, музыка, танцы, песни и т.д.);
  • идеи, взгляды, теории, концепции;
  • традиции, нравы и многие другие аспекты.
  • Культурные ценности — это предметы, которые имеют историческую и культурную ценность для страны. Это могут быть изделия ручной работы, скульптуры, иконы, гравюры, ценные рукописи, редкие книги, антикварное оружие, старинные монеты, почтовые марки и ордена, архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы, уникальные и редкие музыкальные инструменты.

    Материальная культура представляет собой средства производства и материальные блага, которые производятся человеческим трудом и имеют конкретное вещественное выражение. Она направлена на удовлетворение физиологических потребностей человека.

    Под материальной культурой обычно понимаются искусственные объекты, которые помогают людям наилучшим образом адаптироваться к природным и социальным условиям жизни.

    • Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и рассматриваются как ценности.
    • Когда говорят о материальной культуре какого-либо народа, обычно имеют в виду такие конкретные вещи, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, жилище, архитектурные сооружения.
    • Современная наука, изучая эти артефакты, способна воссоздать образ жизни даже вымирающих народов, о которых нет упоминаний в письменных источниках.

    При более широком понимании материальной культуры выделяют три основных элемента.

  • Человек создал собственный мир, заполненный зданиями, дорогами, коммуникациями, приборами, предметами искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, в интеграции среды обитания человека. Современная жизнь человека невозможно без сложных искусственных устройств, таких как компьютеры, телевидение, мобильные телефоны и другие, которые формируют основу современной информационной культуры.
  • Технологии — это средства и методы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, так как они воплощены в конкретных практических методах деятельности.
  • Техническая культура представляет собой конкретные навыки, умения и способности человека, которые передаются из поколения в поколение. В отличие от знаний, навыки и умения формируются на практике, обычно через непосредственный опыт. С развитием культуры усложняются и технологии, а также навыки.
  • Артефакты материальной культуры:

    1. Вещи, созданные или обработанные людьми.

    2. Территории, подвергнутые искусственному преобразованию.

    3. Материальные носители идей и образов, такие как графика, звук и т.д.

    4. Одомашненные животные и отселектированные растения.

    Виды материальных ценностей:

    2. Средства коммуникации

    4. Энергетические сырьевые ресурсы

    5. Транспортные средства и т.д.

    Духовная культура и ее сущность

    Духовное развитие — это уровень интеллектуального, морально-этического, эстетического и эмоционального развития общества, а также результаты творческой деятельности человечества. Они могут быть выражены в конкретной форме, но их суть заключается в другом.

    К ней относятся творческие продукты человека, которые существуют в идеальной форме: понятия, представления, убеждения, чувства и переживания, доступные для восприятия и понимания всех людей. Духовное развитие создает уникальный мир ценностей, удовлетворяет наши интеллектуальные и эмоциональные потребности. Духовное развитие — это продукт социального развития, его главная цель — формирование сознания.

    Благодаря закреплению в символах, знаках, организационных структурах, а также компьютерных технологиях, духовная культура становится отчасти автономной от своего создателя — человека. Она выражается и выделяется в особых областях духовного творчества.

    Философия, искусство и различные науки являются способами формирования духовного и духовно-практического понимания всей реальности. Практическое освоение общественной жизни, включая регулирование, осуществляется в политике, праве, морали. Миф и религия выполняют универсальные духовные функции, как мировоззренческие, так и нормативно-регулятивные. Возможно, в будущем произойдут революционные изменения в духовной культуре в связи с развитием экологического сознания и освоением космоса.

    Духовная культура возникает и функционирует в человеческом сознании.

    Индивидуальное и коллективное сознание.

    Основные формы духовной культуры:

    5. Правовая культура

    6. Художественная культура

    7. Интеллектуальная культура

    8. Нравственная культура

    Духовная культура пронизывает все сферы человеческой деятельности и общества, включая саму духовную деятельность человека и артефакты этой деятельности.

    Артефакты духовной культуры:

    1. Обычаи и традиции

    2. Нормы и образцы поведения

    Отличия между материальной и духовной культурой

    Материальная и духовная культура представляют собой различные аспекты культурной жизни, каждый со своими уникальными особенностями и назначением. Ниже приведены некоторые различия между ними:

    Материальная культура:

    • Связана с физическими объектами и предметами, которые создаются и используются людьми.
    • Включает в себя такие элементы, как здания, технологии, одежда, еда, инструменты и другие материальные объекты.
    • Материальная культура может быть видимой и конкретной, её можно измерить и оценить по таким характеристикам, как цена, размер, вес и т. д.
    • Материальная культура меняется со временем и развивается в соответствии с потребностями и технологическими возможностями общества.

    Духовная культура:

    • Связана с нематериальными аспектами культуры, такими как искусство, религия, философия, мораль, традиции и ценности.
    • Включает в себя такие элементы, как литература, музыка, танец, религиозные обряды, этика и другие выражения духовной жизни.
    • Духовная культура может быть невидимой и абстрактной, она не может быть измерена вещественными показателями, но она имеет глубокое влияние на мышление, поведение и ценности людей.
    • Духовная культура передается через образование, искусство, религию и другие формы социальной коммуникации.

    Важно осознавать, что материальная и духовная культура взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Материальная культура может отражать и выражать духовные ценности и идеи, а духовная культура может влиять на формирование и использование материальных объектов и предметов.

    Материальная и духовная культура имеют тесные связи и взаимодействуют друг с другом. Они оказывают влияние на формирование общества, а также на ценности и поведение людей.

    Материальная культура включает в себя все материальные объекты и предметы, которые созданы и используются людьми, такие как архитектура, технологии, одежда, продукты питания, орудия труда и другие. Она отражает уровень развития общества, его экономические возможности и технологические достижения.

    Духовная культура связана с идеями, ценностями, верованиями и нормами, присущими определенному обществу или группе людей. В нее входят религия, философия, искусство, литература, музыка и другие формы духовных ценностей.

    Взаимосвязь между материальной и духовной культурой проявляется в нескольких аспектах:

    Отражение духовных ценностей в материальной культуре

    Физические вещи и предметы способны отразить и выразить духовные ценности и идеи общества. Например, архитектура церквей и мечетей является отражением религиозных убеждений, а искусство может передавать эмоции и идеи, связанные с духовным миром.

    Влияние духовной культуры на формирование и использование материальных объектов

    Влияние духовной культуры оказывает существенное воздействие на процесс создания и использования материальных объектов. Например, обряды и традиции религиозных сообществ могут определять не только форму, но и функцию предметов, применяемых в ходе религиозных церемоний. Кроме того, искусство и литература способны вдохновить дизайнеров и изготовителей на разработку новых материальных объектов.

    Влияние материальной культуры на духовное развитие

    Влияние материальной культуры на духовное развитие людей и общества огромно. Например, доступность образования и книг способствует распространению знаний и развитию мышления. Кроме того, развитие технологий меняет способы коммуникации и влияет на формирование новых ценностей и идентичности.

    Таким образом, материальная и духовная культуры взаимосвязаны и влияют друг на друга. Они оказывают влияние на общество и на индивидуальное поведение, формируют ценности и идеи, помогая людям выразить свою индивидуальность и принадлежность к определенной культуре.

    Существо показывает возможность роста, формирует инновационные объекты, выдумывает более улучшенные технологии. Вкратце рассмотрим, что включает в себя сфера материальной культуры.

    Материальная культура: Лучшие идеи для 5 класса — Краткий обзор и советы

    • Для выживания в меняющихся условиях человек начал строить жилища. Примитивные постройки и сооружения, относящиеся к материальной культуре, со временем претерпели изменения. В современном мире существует множество промышленных компаний, государственных учреждений, торговых и служебных помещений.
    • В социологии материальная культура включает в себя инструменты труда, которыми люди занимаются сельским хозяйством, строят жилища и производят различные предметы.
    • Материальная культура включает в себя предметы быта и хозяйства, которые облегчают нашу жизнь: посуду и бытовую технику, мебель, электронику.
    • Современные средства связи стали важным атрибутом жизни современного человека. За последние десятилетия наука достигла огромных успехов в этой области, что привело к появлению новых моделей телефонов и компьютеров, улучшению спутниковой связи и ускорению обмена информацией.

    • Под понятием материальной культуры понимаются транспортные средства и пути передвижения. Например, это автомобили, поезда, самолеты, корабли.
    • Когда говорят об определении материальной культуры, также упоминают технологии производства. Они часто определяют темпы развития человеческого общества. Без знаний и навыков, которые были приобретены за многие столетия, люди не смогли бы развивать все эти области.

    Материальная культура тесно связана с духовной. Строительство зданий, технический прогресс, появление средств связи стало возможным благодаря развитию науки, которая является неотъемлемой частью духовной культуры.

    Природа (от латинского natura – вселенная) – сектор планеты, который не подвергся воздействию людей. Культура (от латинского cultura – культивирование) – сектор планеты, который был изменен человеком. Культура — это всё, что производится человеком: жилище, предметы, образ жизни, произведения искусства, духовные богатства, производственные технологии. Где природа, а где культура?

    Путь через сосновый лес (вдохновлено Шишкиным)

    Лошадь на просторе

    Парк в Санкт-Петербурге с названием Александровский:

    Культура бывает материальная и духовная

    Культура в её материальном и духовном проявлении

    Артефактов культуры существует множество, они являются символическими объектами, созданными человеком. Это могут быть различные предметы, вещи, научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор. Например, из раскопок в Великом Новгороде были обнаружены башня, берестяные грамоты и боевой топор (8 июня 2020 года).

    Исследователи из Института археологии РАН обнаружили остатки деревянной башни и крепостной стены Окольного города на Софийской набережной Великого Новгорода во время раскопок. Среди находок были пять берестяных грамот, одна из которых содержала черновик завещания, боевой топор, шахматные фигуры и печать посадника Фёдора Даниловича.

    История материальной культуры

    Эволюция материальной культуры возникла одновременно с появлением первых изобретений человечества. Для выживания необходимо было добывать пищу, обеспечивать себе тепло и одеваться. С появлением I века до нашей эры начали появляться орудия из палок, камней и костей животных, которые постепенно улучшались: затачивались или заострялись в зависимости от предназначения.

    Применение орудий труда значительно облегчило труд древнего человека. Вместо шил для шитья шкур использовались кремневые проколки. Приблизительно сорок тысяч лет назад появился Homo sapiens – разумный человек. С появлением нового существования возникли и материальная, и духовная культуры.

    Люди начали сооружать и адаптировать жилища в период развития палеолита, изобрели каменные лампы для освещения и использовали подземные помещения как мастерские и холодильники. Для охоты на животных они создали копья, а рыбаки использовали сети и заостренные стрелы из кости для ловли рыбы.

    Примерно 12 тысяч лет назад, в мезолите, температура резко повысилась, что привело к распространению лесов, появлению крупных животных и диких птиц. Люди вынуждены были охотиться на животных, чтобы обеспечить свои семьи, и для этого они изобрели луки и стрелы. Каждая неудачная охота побуждала их совершенствовать свои инструменты.

    Изделия из кремния, использовавшиеся в качестве маленьких вставок в стрелы, представляли особый интерес. Они отличались небольшими размерами и были выполнены из материала толще, чем мягкий металл, применяемый для изготовления стрел. Похоже, что данная конструкция напоминает современные сверла и резцы. В этот же период человечество овладело искусством плавания, появились первые корабли.

    В период неолитической эры человек перешел от простой охоты и сбора пищи к выращиванию культурных растений и разведению скота. И по сей день люди живут так же, как было принято в это время: занимаются выращиванием различных культур, держат скот, занимаются садоводством. Археологи при раскопках находят предметы, похожие на лыжи, металлические обручи для палок и инструменты для обработки зерна.

    Это время характеризуется развитием текстильной и керамической промышленности, созданием различных металлических сплавов. Работы стали разделяться на земледелие и ремесло, началось формирование городов как отдельных поселений. Начали строиться дома городского типа из дерева, камня и глины. В период энеолита в IV веке до нашей эры люди начали активно изучать свойства меди.

    Из-за легкой обработки этого материала рыбаки делали приспособления, проволоку, гвозди и трубы. Такие изобретения оказали влияние на общество: появились предприятия, изменилась экономическая сфера, возникли военные конфликты. Этот период также привел к введению лопаты и других инструментов в сельском хозяйстве. В результате этих изменений первобытная культура повлияла на развитие человека, его умственную работу и интеллект. Люди стали более образованными и умными, и их жизнь стала более насыщенной современными разработками.

    В общем, материальная культура включает в себя множество аспектов: первый — производство материальной продукции, второй — культура выполнения рабочих обязанностей, третий — образ жизни, то есть культура дома, деревни, села и города, четвертый — культура ухода за телом и здоровьем, пятый — спортивная культура. Материальная культура включает в себя все необходимые компоненты для обеспечения полноценной жизни и деятельности человека.

    История культуры славянских народов свидетельствует о высоком уровне развития производства керамических изделий, обработки железа и кости. Активно развивались кузнечное и ювелирное производства. В VIII — IX веках активно развивались металлургическое и гончарное производства. С начала второй половины X века начали производить мечи, кольчуги, шлемы, а также стали выдувать стекло.

    Археологические работы, проведенные в Нижнем Новгороде с 1932 по 2002 год, демонстрируют, что было обнаружено множество предметов, начиная от украшений и предметов бытовой необходимости, заканчивая сложными отливками из металлических сплавов. Эти находки свидетельствуют о том, что все предметы были мастерски выполнены по индивидуальным дизайнерским решениям.

    В X – XV веках н.э. было обнаружено, что люди носили кожаную обувь, хотя также было востребовано плетение лаптей из лыка. Найденные при раскопках шахматы свидетельствуют о том, что человек развивал свою память и интеллект. Российские крестьяне, проживая в необустроенных жилищах, размышляли над улучшением своих жизненных условий и развитием.

    К примеру, для отопления жилища была создана каменная печь, а для упрощения обработки земли — плуг. Производство в городах также постоянно совершенствовалось. Однако многие новейшие изобретения были направлены не только на улучшение обыденной жизни, но и на военные цели, ведь человек желал иметь все больше материальных богатств.

    Процесс развития материальной культуры продолжался на протяжении многих веков, постоянно набирая обороты. Он не останавливается и в наше время. Мы можем гордиться своими предками за их прогрессивное мышление, за то, что мы живем, пользуясь всеми благами благодаря их неутомимому труду и уникальным идеям.

    Оцените статью
    SPBINFO24.RU
    Добавить комментарий