Лицей в наши дни представляет собой образовательное учреждение, ориентированное на углубленное изучение предметов, что позволяет ученикам готовиться к дальнейшему обучению в вузах. В лицее акцент делается не только на академические знания, но и на развитие критического мышления, творческих способностей и социальных навыков, что способствует всестороннему развитию личности.
В современных лицея также активно внедряются информационные технологии, что делает процесс обучения более интересным и увлекательным. Ученики имеют возможность участвовать в научных проектах, конкурсах и олимпиадах, что помогает им не только применять полученные знания на практике, но и формировать важные личные качества, такие как ответственность и командный дух.
Что представляет лицей в наши дни?!
Сегодня лицей представляет собой уникальное учреждение, где предлагаются образовательные программы, направленные на подготовку учащихся к дальнейшему образованию. Лицей часто ассоциируется с развитием умственных способностей и академическими успехами учащихся.
Лицеи отличаются своей специализацией и образовательными подходами, могут быть как государственными, так и частными. Обычно лицеи принимают учеников после начальной школы и выпускают их через 3-4 года обучения.
Одной из особенностей лицеев является углубленное изучение предметов естественнонаучной и гуманитарной направленности. Часто в лицеях предлагаются дополнительные предметы, включая философию, иностранные языки, математику и науку.
Преимущества лицея
- Подготовка к университету: Лицей обеспечивает отличную базу для поступления в высшие учебные заведения. Здесь учащиеся находятся в интеллектуальной обстановке, где особое внимание уделяется достижениям в учебе и развитию умственных способностей.
- Специализированные программы: В лицеях предлагаются специальные образовательные программы, которые зачастую направлены на научные исследования и развитие критического мышления. Это помогает выпускникам лицея углубить свои знания в выбранных предметах и развить навыки самостоятельной работы.
- Развитие профессиональных навыков: Часто лицеи также способствуют развитию профессиональных навыков учащихся, таких как коммуникация, лидерство и концентрация. Это подготавливает их к успешной учебе в университете и будущей карьере.
- Образовательная обстановка: Лицеи создают стимулирующую и интеллектуальную атмосферу, где учащиеся могут обмениваться знаниями, идеями и взглядами с другими амбициозными товарищами.
Несмотря на все плюсы, лицеи сталкиваются с критикой. Одним из основных замечаний является интенсивный учебный график, который они предлагают. Учащиеся лицеев часто вынуждены тратить больше времени на учебу и подготовку, что может привести к большой нагрузке и стрессу.
Из истории лицеев
Что представляют собой лицей и гимназия? Не все родители полностью понимают различия между этими двумя типами образовательных учреждений. Лицеи существовали еще во времена Аристотеля в Древней Греции. В России они начали открываться только в XVIII веке и считались престижными учебными заведениями.
Изначально продолжительность обучения в лицее составляла шесть лет, затем она была увеличена до одиннадцати. После окончания обучения в лицее выпускники имели право на занятие государственных должностей. Лицей — это место, где у детей есть возможность получить качественное среднее образование и приобрести дополнительную профессию.
Особенности гимназий
Если говорить о происхождении лицея, то это было учебное заведение в форме философской школы, в то время как гимназии создавались для обучения грамоте древних греков. По сути, они стали основой для развития общеобразовательных школ.
В настоящее время каждая гимназия заключает договор о сотрудничестве с высшим учебным заведением. Основной целью педагогического коллектива является качественная подготовка учащихся к поступлению в вузы. Современные гимназии предоставляют учащимся фундаментальные знания в определенных предметах, список которых зависит от направления учебного заведения.
Что такое современный лицей?
Современный лицей — это учебное заведение с особым подходом к обучению. Что представляет собой школа-лицей?
Это учебное учреждение с профессиональной направленностью, где учебный процесс организован по специальной программе с углубленным изучением определенных профессиональных предметов. Обучение в школе-лицее тесно связано с средними и высшими учебными заведениями определенной профессиональной сферы.
После окончания 7-го класса дети поступают в лицей или лицейские классы.
История создания лицеев
Историки обнаруживают сведения о первых лицеях в документах, связанных с жизнью знаменитого философа Древней Греции — Аристотеля.
Первый лицей (Ликей) был учрежден в Афинах и назван в честь бога Аполлона Ликейского. В этом учебном заведении преподавали известные древнегреческие мыслители Сократ и Аристотель.
В Российской Империи первые лицеи начали появляться в начале 19-го века. В 1810 году был основан дебютный Александровский (Императорский Царскосельский) лицей.
Обучение в лицее было доступно лишь для детей из состоятельных и знатных семей в возрасте от 6 до 11 лет. Выпускники лицея завершали программу средней и высшей школы.
Согласно указу царя 1877 года, лицеисты должны были освоить программу шести гимназических и трех университетских классов.
Впрочем, существовали и лицеи, где было 8 гимназических классов. Например, таковым был лицей, учрежденный в честь цесаревича Николая.
До революции 1917 года в России действовало 7 привилегированных лицеев, каждый из которых предлагал свою образовательную программу. Не существовало единого определения или понятия о том, что такое лицей в России. Этнограф В.И. Даль лучше всего описал лицеи следующим образом:
"Это учебное заведение, равное университетам и академиям, но без факультетов; общее учебное заведение".
После революции 1917 года лицеи перестали быть привилегией высшего общества.
Современный лицей — это образовательное учреждение, открытое для всех, которое предлагает специализированную программу обучения, отличную от общеобразовательной. Название и статус лицея иногда присваиваются бывшим профессионально-техническим училищам. Некоторые школы открывают лицейские классы по определенной профессиональной направленности.
Организация обучения в Царскосельском лицее
В учебном заведении Лицее проходило обучение знатного дворянства. Юноши принимались в возрасте от 10 до 12 лет и оставались в стенах учреждения на протяжении шести лет. Численность учащихся в одно время не превышала пятидесяти.
Обучение было направлено на развитие интеллекта юношей и формирование навыков самостоятельного мышления, поэтому использовались различные методы и приемы для стимулирования мыслительной деятельности учеников.
Образовательная программа включала в себя несколько направлений:
- История Российского государства.
- Нравственное воспитание.
- Формирование патриотизма.
- Изучение гуманитарных наук.
- Истории великих личностей.
- Изучение французского, немецкого и латинского языков.
- Русский язык.
- Изучение литературы включает в себя как русскую, так и иностранную литературу.
- В рамках образовательной программы также предусмотрены дисциплины, направленные на развитие эстетического восприятия мира, такие как пение, рисование, танцы и чистописание.
- На учебном плане также предусмотрены спортивные занятия, такие как фехтование, верховая езда и плавание.
Учебный процесс занимал практически весь день, начиная с семи утра. Учащиеся чередовали умственную деятельность с прогулками и приемами пищи, а заканчивали занятия в шестом часу вечера с вечерней гимнастикой.
Успехи учащихся оценивались педагогами через составление характеристик каждого из них. Эти характеристики помогали педагогам ориентироваться в работе с учащимися, учитывая их склонности, способности и потребности.
В Лицее уделялась особое внимание размещению юношей: каждому предоставлялась отдельная комната. Ученики почти не имели свободного времени, и если удавалось найти его, то им внушалось, что его нужно проводить с пользой. Поэтому большая часть времени была выделена на чтение, проведение собраний, где обсуждались различные темы: прочитанные книги, новости, политические проблемы и так далее, велись дискуссии.
Судьба Лицея и его преемственность в современном обществе
Царскосельский Лицей прекратил своё существование в недалеком прошлом. В 1843 году он был изъят учреждением Николаем I в Санкт-Петербурге и получил новое название — Императорский Александровский Лицей. Традиции и особенности образования в Лицее продолжали поддерживаться до его окончательного закрытия в 1917 году.
Один из студентов, а точнее, один из первых студентов Царскосельского Лицея был А.С. Пушкин. Его память до сих пор сохраняется, выражаясь в виде бюста поэта, который установлен в саду Лицея.
В конце мая 1918 года Лицей был окончательно закрыт и на его месте был открыт Пролетарский техникум.
Сегодня в обществе существует множество лицеев, которые были особенно популярны в прошлом в СССР. Однако их обучение нельзя сравнивать с обучением в Царскосельском Лицее. Несмотря на это, особенности и ценность лицейского образования до сих пор не установлены.
Лицей в современном обществе является видом образовательной организации, которая реализует следующие цели:
- Создание социокультурного пространства для решения важных социальных проблем отдельного города, региона и всей страны.
- Обучение с сохранением ментальности российского народа, его культурных традиций и самобытности.
- Взаимное развитие педагога и учащегося в процессе творческой деятельности.
- Поддержание и укрепление общечеловеческих ценностей в системе социального взаимодействия.
Современное образование в лицеях отражает соединение исторических традиций гуманистического образования с современными демократическими тенденциями развития образовательной системы.
В лицее образование не подчинено общепринятым стандартам, не оценивается по тем же критериям, что и в других учебных заведениях. Обучение в лицее представляет собой особое направление, которое способствует личностному и профессиональному развитию учащихся.
Лицейское образование – это особый дух, глубокие знания и, разумеется, творчество
201 год тому назад, 19 октября, произошло открытие Царскосельского лицея. Его основные принципы — элитарность, культ дружбы, лицейское братство, нравственность, гуманность и творчество. С тех пор лицейское образование претерпело множество изменений и реформ, переживая свое второе рождение в 90-е годы прошлого века.
И именно в это же время, в 1990 году, появился Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина. Его создатель — народный учитель России, Почетный гражданин города Брянска и области Антонина Курасова.
Прошло уже 22 года с тех пор. Лицей стал не только одним из лучших учебных заведений в Брянске и области, но и во всей России.
Мы были счастливы посетить один из самых ярких и любимых праздников этого учебного заведения – День Лицея. Он длился два дня и был полон различных мероприятий. Уже стало хорошей традицией в эти дни проводить встречи членов Союза лицеев в Центральной России "Российский лицей", а также занятия выездной школы МГУ имени Ломоносова. Но обо всем по порядку.
В этот день в кабинете директора лицея Петра Васильевича Тарико многолюдно. Учителя-завучи и директора лицеев обсуждают образовательные новости, знакомятся друг с другом. Некоторые приезжают на такие встречи каждый год, а другие здесь впервые, например, заместитель директора смоленской школы-интерната с углубленным изучением отдельных предметов имени Кирилла и Мефодия (ранее смоленский лицей) Наталья Жукова.
Наталья Юрьевна говорит: "Для меня лицейское образование – это, прежде всего, особый дух, глубокие знания и, разумеется, творчество."
– Благодаря близкому сотрудничеству с брянским лицеем №1 у нас в настоящее время широко практикуются бипрофильные классы, – сообщает заместитель директора лицея №1 Ора Елена Юрьевна Коробко. – Практика, когда учащиеся в рамках одного класса делятся на группы различных направлений, оказалась для нас очень перспективной, поскольку гуманитарные профили сочетаются с информационно-технологическими, а физико-математические – с химико-биологической направленностью. Это вызывает большой интерес как у детей, так и у их родителей.
Вместе со своими коллегами-заместителями приехал также директор калужского лицея-интерната областного Центра образования Геннадий Владимирович Осипов.
– У нас учатся талантливые ученики со всей области, они прибыли сюда за инновационным опытом, их особенно интересует профильное обучение, – говорят гости из Калуги
Директор Брянского лицея, Петр Тарико, рассказал мне о возникновении союза Лицеев:
В 2003 году лицеи, накопившие большой опыт в профильном обучении, решили объединиться. Интересно, что первым этапом стал проект "Лицейское братство", запущенный еще в 1999 году. У нас в лицее проходили творческие встречи, совместные экскурсии, научные конференции, семинары, интеллектуальные игры и конкурсы, защита исследовательских проектов. Это способствовало укреплению дружбы между лицеями Брянска, Орла, Калуги, Смоленска, Тулы. Так появилось кредо союза "Российский лицей" – вдохновение, уважение к опыту коллег, стремление к совершенствованию
Не случайно, что именно брянский лицей стал базой Союза лицеев. Учебное заведение на протяжении двадцати лет тесно сотрудничает с МГУ имени Ломоносова. Союз «Российский лицей» был создан именно по инициативе и поддержке главного вуза страны.
Как между МГУ и брянским лицеем №1 завязалась такая тесная дружба? Причина в земляках. Дело в том, что декан химфака МГУ, академик Валерий Лунин, и профессор Николай Зык являются родом из Брянской области. Узнав о возникновении лицея, они предложили сотрудничество тогдашнему директору Антонине Семеновне.
Николай Васильевич Зык признается: "Мы хотели, прежде всего, помочь своей малой родине".
Так возникла выездная школа МГУ, которая работает в рамках соглашения о сотрудничестве между МГУ и Брянским городским лицеем №1, заключенного в сентябре 2001 года.
Дважды в год учителя русского языка и литературы, математики, физики, химии, биологии и обществознания приезжают на 3-4 дня в лицей №1 в Брянске со своими лекциями.
– Мы сотрудничаем с учителями лицея очень тесно, – говорит Николай Васильевич, – мы разрабатываем задания для домашней работы. Кроме того, студенты могут общаться с нами удаленно, задавать интересующие их вопросы и советоваться по научным вопросам.
– Мы не ставим перед собой цель подготовить студентов к поступлению именно в МГУ, хотя за 21 год работы лицея в этот вуз поступило 275 выпускников, наша главная задача — дать им крепкие и глубокие познания, – говорит Николай Зык.
Важно отметить, что начало Дней лицея связано с проведением выездной школы МГУ.
– Работать с этими студентами – одно настоящее удовольствие. Они очень мотивированы к учебе, стремятся к углубленным знаниям, – поделился профессор, преподаватель кафедры мехмата МГУ Владимир Григорьевич Чирский.
…Интересным фактом является то, что в рамках праздничных мероприятий прошли мастер-классы от учителей года России – Олега Парамонова из Брянска, ставшего лучшим педагогом в 1993 году, и Александра Демахина, учителя года России-2012 из Сергиева Посада. Кроме того, Александр провел свой конкурсный урок о эпохе Возрождения в 10 классе лицея, где говорил о возникновении новых интерпретаций культуры других эпох и о возможности ошибаться для творческой личности.
Праздничным завершением стал торжественный концерт в актовом зале лицея.
– Школы — это инновационные места, которые помогают учителям мыслить и преподавать по-новому, а самое главное, я думаю, что именно здесь сохраняется дух братства, творчества и свободы, который был заложен еще в Царскосельской школе, я надеюсь, что наш Союз "Российская школа" пополнится скоро новыми членами, – сказал, открывая праздник, директор школы Петр Тарико.
– Я рад, что встречи учеников с преподавателями МГУ превратились в праздники, а брянская школа №1 стала не только одной из лучших в области, но и в стране, здесь проходят стажировку учителя из отдаленных учебных заведений Брянщины, – отметил вице-губернатор региона Александр Касацкий.
– Октябрь богат на праздники: День учителя, торжественная церемония объявления абсолютного победителя «Учитель года России», День школы, день рождения «Учительской газеты». Праздники нужны учителям, они создают особую атмосферу, особый творческий настрой, дают силу и вдохновение, – отметила первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова. – Брянская школа №1 продолжает лучшие традиции школьного образования, заложенные ее первым директором Антониной Курасовой. Мастер-классы и уроки лучших учителей, выездная школа МГУ – все это дает возможность школьникам получить элитное образование, почувствовать свою причастность к школьному братству. «Учительская газета» всегда поддерживала и будет поддерживать инновационные творческие учебные заведения, талантливых учителей. Кстати, Всероссийский конкурс «Учитель года России» родился именно в «УГ», – напомнила Ирина Георгиевна.
Под сводами лицея звучали стихи Александра Пушкина, ребята играли сцены из жизни лицеистов, и конечно, украшением праздника было выступление лицейского хора под руководством Галины Викторовны Шаршановой, заслуженного учителя РФ.
На второй день праздника прошел фестиваль педагогического мастерства, открытые уроки учителей лицея №1 и круглый стол «Реформирование российского образования: цели задачи, результаты, прогнозы», на котором собрались не только брянские педагоги, но и учителя из лицеев Калуги, Смоленска и Орла. Обсуждали переход на новые ФГОС, а также новый «Закона об образовании в РФ», успешно прошедший первое чтение в Госдуме РФ.
В рамках проведения Дня лицея был проведен семинар для преподавателей города под названием "Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся" под руководством председателя Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени Вернадского, Александра Леонтовича.
А учащимся, конечно же, запомнятся умственные игры объединенных команд лицеев и посещение мемориального комплекса Хацунь Каравческого района.
В честь проведения Дня лицея на Аллее Дружбы были высажены маленькие сосны, которые стали символом единства, взаимопомощи и поддержки для лицеистов, учителей и гостей лицея.
Школа: определение, типы и особенности обучающего процесса
Истоки слова "школа" уходят в Древнюю Грецию, где оно означало учебное занятие или свободное время. Это понятие также использовалось для обозначения других образовательных учреждений, таких как художественная школа, школа боевых искусств, музыкальная школа и т. д.
В общепринятом понимании это место, где дети в возрасте от 6 до 7 лет начинают обучение и продолжают его до 16-17 лет в соответствии с утвержденной программой министерства образования. По окончании обучения учащиеся получают аттестат о среднем (полном или неполном) образовании. После этого они могут продолжить обучение в высших учебных заведениях или профессионально-технических училищах.
В России школы классифицируются следующим образом:
- начальные – 1-4 классы;
- общеобразовательные – 5-9 классы;
- средние – 10-11 классы;
- профессиональные – училища, ПТУ, техникумы и другие;
- специальные – технические, юридические, экономические, религиозные и другие.
Дореволюционные, западные и современные лицеи
Истоки слова "лицей" уходят к древнегреческому и означает образовательное учреждение. В странах Латинской Америки, Африки и Западной Европы это считается средним учебным заведением. До XVII века в России под "лицеем" понималось учреждение среднего или высшего образования, привилегированное и с главной целью подготовки будущих государственных служащих. В современной России лицей может быть как профессиональным, так и средним учебным учреждением, осуществляющим преподавание на основе собственных учебных программ.
Интересно: Возможно ли обучаться во сне?
Интересный факт: в Древней Греции существовал Ликей, расположенный возле Афин, где Аристотель и Сократ выступали в качестве учителей. Название "Ликей" происходит от храма Аполлона Ликейского, находящегося неподалеку, и является предшественником слова "лицей".
В Российской империи срок обучения в лицеях составлял 6-11 лет, и учебная программа охватывала средние и старшие классы. Главной целью была подготовка государственных чиновников. Всего в империи было 7 лицеев.
В России существует большое количество лицеев, которые могут получить обычные школы. Они практически не имеют ничего общего с учебными заведениями, которые существовали до революции. Иногда бывшие ПТУ, предоставляющие среднее профессиональное образование, могут быть названы лицеями.
Также лицеями называются школы с узкой специализацией (художественные, юридические, информационно-технологические и т. д.). Учебные заведения при ВУЗах также могут носить звание лицеев.
Обычная школа
Публичная муниципальная школа – это учебное учреждение, которое реализует образовательную программу, утвержденную Федеральной государственной образовательной программой. Основная задача средней школы заключается в предоставлении базового образования. В данной школе отсутствует специализация по определенным предметам, каждой учебной дисциплине отведено приблизительно равное количество учебных часов.
Важный аспект — в общеобразовательных школах нет отбора, школа не может отклонить ученика из-за неудовлетворительной успеваемости. Из-за большого числа учеников не всегда удается обеспечить достаточное внимание каждому, часто страдают самые талантливые. Учителям приходится помогать отстающим, вместо того чтобы развивать талантливых. Школа даёт среднее образование и готовит к сдаче ЕГЭ, но не всегда может раскрыть потенциал одаренных учеников полностью.
Имидж "студента гимназии" вызывает у большинства родителей определенные ассоциации: воспитанный, хорошо образованный, "примерный" ученик. Желание видеть своего ребенка именно таким движет мамами и папами, выбирающими для обучения гимназию. В чем заключается отличие между гимназией и общеобразовательной школой? Прежде всего, в учебной программе.
Гимназии следуют собственному учебному плану и предлагают профильные дисциплины. В таких учебных заведениях могут быть математические, гуманитарные, естественно-научные и другие классы с углубленным изучением отдельных предметов. В старших классах предусмотрена предпрофильная подготовка. Выпускники гимназий получают качественное образование и, как правило, сдают ЕГЭ на высокие баллы. Шансы на поступление в престижный вуз, таким образом, выше, чем у ребят из обычных школ.
Элитный лицей
В отличие от обычных школ, где учатся дети, лицеи имеют специализированную программу обучения. Учащиеся лицея получают глубокие знания в выбранной области. Лицеи связаны с определенным университетом и готовят студентов, достойных поступать в этот университет. Иногда ученики лицея могут сразу поступить на второй курс университета.
Когда выбираете лицей для своего ребенка, важно убедиться, что специализация лицея соответствует интересам вашего ребенка. Лицеистам предъявляют высокие требования, и учебное заведение может отклонить учеников, не показывающих достаточно высокие результаты. Если ваш ребенок окончит математический лицей, ему будет крайне сложно поступить в университет с гуманитарной специализацией! Одна из особенностей обучения в лицее – это большое количество практических занятий. Кроме того, ученики тесно взаимодействуют с преподавателями университета, так как нередко они являются их учителями в лицее.
Давайте выделим несколько основных критериев для сравнения школы, гимназии и лицея и для наглядности оформим их в таблицу:
Без конкурса | Вступительный тест | Вступительное тестирование, конкурс |
ФГОС, единая для всех государственных школ | Собственная программа с углубленным изучением отдельных предметов | Сложная программа с углубленным изучением дисциплин технической направленности |
Преподаватели разной квалификации, от соответствующих минимальным требованиям до опытных профессионалов | Преподаватели прошедшие серьезный конкурсный отбор | Преподаватели высокой квалификации, часто совмещающие работу в лицее с нагрузкой в вузе |
Бесплатно | Обучение на коммерческой основе | Обучение на коммерческой основе |
ЕГЭ | ЕГЭ | ЕГЭ |
Поступление в вузы при условии хорошей успеваемости | Высокие шансы на поступление в престижные вузы | Возможность поступления в вуз, к которому относится лицей, включая перспективу зачисления сразу на второй или третий курс |
Лицей
Основное отличие лицея от школы и гимназии заключается в его специализации и отсутствии начальных классов. Лицей представляет собой профильное учебное учреждение, например, технический, гуманитарный или естественно-научный. Обычно такие лицеи заключают соглашение с определенным ВУЗом и готовят будущих студентов для него.
Часто преподаватели лицея те же, что и в учебном заведении-партнере. Учащимися лицея могут быть школьники 8-11 классов.
Программа обучения в этих учреждениях уникальна, но основана на школьной программе. Применение авторских методик помогает детям лучше усваивать и запоминать учебный материал. В отличие от школ и гимназий, где ученики получают только теоретические знания, лицеи также предоставляют время для практических занятий.
Эти учебные учреждения, подобно гимназиям, имеют более высокое финансирование, чем школы, но материальные вопросы часто требуют участия родителей.
Из-за небольшого количества учащихся в каждом классе, внимание к каждому ученику здесь индивидуальное. Еще одним преимуществом является то, что выпускники лицеев имеют возможность поступить не на первый, а сразу на второй или даже третий курс университета, с которым учреждение заключило договор.
Что выбрать
Когда родители отправляют своего ребенка в первый класс, они сталкиваются с выбором между обычной школой и гимназией. Нельзя однозначно сказать, что лучше, так как все зависит от уровня подготовки и способностей самого ребенка.
Талантливым мальчикам и девочкам, которые уже к семилетнему возрасту умеют читать, писать, считать, знают таблицу умножения и имеют базовые знания иностранного языка, обучение в обычной школе быстро надоест. Им больше подойдет гимназия. А малыш, который испытывает трудности с учебой, просто не сможет справиться с уровнем гимназии и может быть исключен при неудачной сдаче вступительных экзаменов. Такому ребенку лучше отправить в обычную школу, чтобы избежать лишних стрессов и неуверенности в собственных силах в будущем.
Во время обучения в средней и старшей школе важно определиться с выбором будущей профессии для ребенка. Он технарь или гуманитарий? Если ученик еще не определился, то лучше выбрать гимназию. В таких учебных заведениях глубоко изучаются как точные, так и гуманитарные и естественные науки, что подготовит будущего студента к широкому спектру областей.
Если ученик уже знает, в какой области он хочет развиваться, то ему подойдет профильный лицей. Здесь он получит не только теоретические, но и практические знания в выбранной сфере. Это упростит его поступление в выбранный ВУЗ и обучение в нем.