Легендарный корабль, ставший символом обороны Ленинграда

Знаменитый холостой выстрел «Авроры» в октябре 1917-го заглушил все то, чем крейсер жил до революции, хотя его боевая история заслуживает не меньшего внимания.

Роман Закурдаев 2020-05-24 08:08:01

Поделиться:

Ежедневные наряды, вахтенная служба, обучение личного состава — в исторических интерьерах крейсера «Аврора» живут по корабельному уставу. В свои 120 лет крейсер на плаву и полностью автономен назло всеми мифам и легендам о его несостоятельности в качестве корабля.

Матрос Иван Буханцов заступил дозорным по живучести крейсера первого ранга Балтийского флота. Свой боевой пост с самым современным оборудованием он называет сердцем корабля.

«Отсюда подаются сигналы по всем боевым постам командира боевой части», — рассказывает он.

Капитана второго ранга Юрия Шишкарева на борту «Авроры» принимали в пионеры. Юношей он и представить не мог, что станет 45-м по счету командиром легендарного крейсера.

«Удивляет инженерная мысль. Многие механизмы имеют несколько назначений. У нас под ногами горловина угольного бункера. Помимо того, что это место хранения угля, это еще и дополнительная защита корабля от попадания снаряда», — говорит капитан.

Знаменитый холостой выстрел «Авроры» в октябре 1917-го заглушил все то, чем крейсер жил до и после революции. А были тяжелые раны Цусимы в русско-японскую войну в составе Тихоокеанской эскадры, Первая мировая на Балтике, оборона Ленинграда – знаменитая батарея «А» — девять орудий «Авроры» на Дудергофских высотах.

Боевой корабль – это, прежде всего, мощная морская артиллерия. За всю историю у крейсера несколько раз менялось вооружение. Всего 14 орудий были на крейсере в 1946 году и лишь в 1984 году при ремонте по воссозданию облика 17-го года появились орудия Лендера. Их нашли совсем рядом — они стояли у Нахимовского училища.

Согласно историческим документам и чертежам, во время ремонта все вооружение «Авроры» восстанавливали под руководством специалиста Александра Ткачева. Большая часть 152-миллиметровых пушек крейсера — сухопутного исполнения, к их внешнему виду все уже привыкли и пришлось идти на компромисс.

«Задача была двоякая. С одной стороны, получить более похожее состояние артиллерии как в 17-м году, с другой стороны — не испортить внешний вид корабля. Мы исходили из того, что все бортовые орудия и кормовое должны вращаться, а носовое орудие могло производить выстрел», — вспоминает Ткачев.

На очередной капитальный ремонт уже в 2014-м «Аврору» провожали всем городом и с волнением два года следили за ее обновлением. Ожидания оправдались эффектным ночным появлением крейсера на Неве и его проходом под разведенными мостами.

«Аврора» по-прежнему в строю, как корабль номер один российского военно-морского флота. Юбилей – не повод менять привычный распорядок дня. Даже в таком преклонном возрасте.

«С днём рождения, «Аврора»! – 125 лет назад заложен легендарный крейсер

Легендарный крейсер I ранга «Аврора» (тип – «Диана») был заложен 4 июня 1987 года на судоверфи «Новое Адмиралтейство» (ныне – «Адмиралтейские верфи») в Санкт-Петербурге. Корабль был назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны при обороне Петропавловска-Камчатского.

Судьба корабля сложилась уникально. Он стал участником трёх кровопролитных войн XX века: русско-японской 1904-1905 годов, Первой мировой 1914 года и Великой Отечественной 1941-1945 годов. При этом «Аврора» дважды защищала свой город: в 1916 и в 1941 годах. Никто не мог предположить, что корабль сыграет одну из важнейших ролей в истории нашего государства, дав в октябре 1917 года сигнал о начале штурма Зимнего дворца. В настоящее время крейсер «Аврора» в качестве корабля-музея навечно зачислен в состав Военно-морского флота Российской Федерации.

На вечной стоянке

Заказ крейсеров типа «Диана» в Российской Империи был вызван внешнеполитической обстановкой, создавшейся в конце XIX века. Обострившиеся противоречия с Англией, которые вскоре удалось урегулировать российским дипломатам, сменились постоянно возрастающей на Балтике «германской угрозой». В 1895 году, на фоне напряжённой политической ситуации, новый виток гонки военно-морских вооружений создал предпосылки к очередной корректировке двадцатилетней судостроительной программы, принятой в России в 1881 году. В рамках дополнений, внесённых в программу, были заказаны три «карапасных крейсера» (бронепалубные крейсера), ставшие впоследствии крейсерами типа «Диана». Это были крейсера «Аврора», «Диана» и «Паллада».

Работы по строительству «Дианы» и «Паллады» фактически осуществлялись одновременно. «Аврора» отставала от графика на протяжении всего периода строительства, поэтому крейсер можно считать, как дополнительно строившимся кораблём данного типа. В тот период времени на судоверфи не было необходимых материалов (стали) для постройки крейсера, цеха были перегружены заказами, ощущался недостаток рабочей силы. Шло строительство броненосцев «Бородино», «Император Александр III », «Орёл», «Князь Суворов», крейсера «Олег» и транспорта «Камчатка», которые отвлекали на себя большую часть рабочих и специалистов.

Со времён Петра I давать имена крупным кораблям российского флота было прерогативой самодержца. Крейсер «Аврора» не стал исключением. Николаю II на выбор были предоставлены одиннадцать предполагаемых названий: «Аврора», «Аскольд», «Богатырь», «Варяг», «Наяда», «Юнона», «Гелиона», «Психея», «Полкан», «Боярин», «Нептун». После недолгого раздумья император лаконично написал на полях предоставленного ему листа: «Аврора».

Почему выбор пал именно на имя древнеримской богини утренней зари? По этому поводу существует следующая версия: на самом деле, крейсер был назван в честь парусного фрегата «Аврора», участвовавшего в обороне Петропавловска-Камчатского от превосходящих сил английской эскадры в период Крымской войны в 1854 году.

При закладке корабля в торжественной обстановке в присутствии Великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича между 60-м и 61-м шпангоутами укрепили серебряную закладную доску. На специально установленных флагштоках были подняты флаг и гюйс будущего крейсера «Аврора».

24 мая 1900 года, в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны (матери императора) и Александры Фёдоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду. Под залпы артиллерийского салюта кораблей, стоявших на Неве, крейсер благополучно сошёл на воду, «без перегиби и течи», как впоследствии докладывал главный строитель «Авроры» Константин Токаревский. Страницы журнала «Нива» по поводу этого события повествовали: «По мере выхождения судна из эллинга, на нём были подняты флаги, а на грот-мачте штандарт Его Величества».

Во время спуска на верхней палубе корабля в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший на парусном фрегате «Аврора». На спуске крейсера присутствовал бывший офицер прославленного парусника, а теперь вице-адмирал Константин Павлович Пилкин.

На момент вступления в строй артиллерийское вооружение крейсера «Аврора» составляло: восемь 152-мм орудий Канэ, двадцать четыре 75-мм пушек Канэ, восемь 37-мм пушек Гочкиса, две 63,5-мм пушки Барановского. Минно-торпедное вооружение корабля было представлено тремя восьмитрубными 381-мм торпедными аппаратами и минами в количестве 35 штук.

Полное водоизмещение крейсера составляло 7130 тонн, толщина брони: от 63,5 мм – на палубе и до 152 мм – на рубке. Скорость его составляла 19,2 узла (35,6 км/час), а максимальная дальность плавания – 4000 миль (7408 км). Экипаж корабля насчитывал 570 человек, в том числе 20 офицеров. Длина крейсера составляла 126,8 метра, ширина – 16,8 метра, осадка – 6,4 метра. Общая стоимость работ при строительстве «Авроры» составила порядка 6,4 млн. рублей.

В ходе испытаний, длившихся с июля 1902 года по июнь 1903 года, на корабле было выявлено множество недостатков. В частности, компасы «Авроры» функционировали с серьёзной девиацией (ошибкой), а машины не набирали полную мощность.

6 июня 1903 года крейсер «Аврора» вышел в море для устранения девиации, а на 14 июня были назначены испытания корабля. Остро вставший вопрос о пополнении Тихоокеанской эскадры вынуждал Морское министерство сжимать сроки испытаний. Морской министр Императорского флота России адмирал Фёдор Авелан приказывал к концу июля полностью подготовить корабль для перехода на Дальний восток. Дата 16 июля 1903 года стала датой вхождения крейсера «Авроры» в состав Российского Императорского флота.

Вскоре началась русско-японская война. Крейсер «Аврора» был зачислен в отряд кораблей 2-ой Тихоокеанской эскадры. Ему предстояло, вместе с другими кораблями совершить дальний поход с Балтийского моря на Тихий океан, и вступить в смертельную схватку с противником.

Капитан I ранга Е. Егорьев

Из 30 кораблей 2-ой Тихоокеанской эскадры в Цусимском сражении уцелело лишь шесть. В этом бою крейсера «Аврора» и «Олег» прикрывали собой транспорты эскадры, стремясь отвлечь на себя огонь противника. Дважды «Аврора» оказывалась под перекрёстным огнём неприятельских кораблей и дважды выходила из смертельной ситуации.

По крейсеру была выпущена торпеда, попадание которой кораблю удалось избежать. Во время боя с кораблями противника «Аврора» получила 18 попаданий японских снарядов, причинивших ей довольно серьёзные повреждения. В течение боя на крейсере шесть раз был сбит Андреевский флаг, но моряки всякий раз, рискуя собственными жизнями, неизменно поднимали его до места. К вечеру он был сильно изрешечён, но продолжал гордо реять на кораблём. В бою против японской армады крейсер «Аврора» уцелел благодаря умелым действиям экипажа, и грамотному управлению кораблём капитаном I ранга Евгением Егорьевым.

После Цусимского боя

По вражеским кораблям «Аврора» выпустила около 2000 снарядов из орудий всех калибров. Экипаж корабля потерял 16 человек убитыми и 82 ранеными. Погиб командир крейсера капитан I ранга Евгений Егорьев. Смертельно раненый осколком вражеского снаряда в голову он скончался на боевом посту.

Уцелевшие и изрядно потрёпанные, соединенно держались только крейсера «Аврора», «Жемчуг» и «Олег». Они всю ночь шли на юг и утром оказались южнее корейского пролива. Командующий крейсерами контр-адмирал Оскар Энквист, предполагая самостоятельно прорваться во Владивосток, предварительно решил зайти в нейтральный порт, чтобы устранить некоторые неисправности. Считая, что Шанхай расположен слишком близко от Японии контр-адмирал Энквист пошёл курсом на Филиппинские острова, куда и прибыл 21 мая 1905 года. Здесь, в порту Манила до конца войны крейсера были интернированы властями США , под, чьим протекторатом в то время находились Филиппины.

В филиппинском порту крейсер «Аврора» проходил ремонт до осени 1905 года. 19 февраля 1906 года корабль прибыл на Родину и бросил якорь в порту Либавы, откуда 458 дней назад вышел в составе 2-ой Тихоокеанской эскадры в Цусимский пролив. После русско-японской войны «Аврора» несла службу в составе Балтийского флота, совершив несколько учебных и плановых выходов в море, и длительных заграничных походов.

В Первую мировую войну крейсер вступил в июле 1914 года после получения соответствующей команды от вышестоящего начальства. В качестве сторожевого корабля «Аврора» осуществляла патрулирование Финского залива, а Вела охрану севшего на мель немецкого крейсера «Магдебург», который был захвачен русскими моряками в качестве трофея.

В 1915 году, с началом навигации «Аврора» перешла в Кронштадт, где на неё установили четыре 152-мм орудия, снятых с «Дианы», демонтировав шестнадцать 75-мм пушек. Теперь крейсер был вооружён четырнадцатью 152-мм и четырьмя 75-мм орудиями, расположенными на верхней палубе. Лето 1915 года корабль провёл в Або-Оландской шхерной позиции, участвуя в сложных походах по изучению фарватеров и прикрывая траление.

Следующая зима прошла в ремонтных работах. Во время одного из плаваний во льдах крейсер повредил оба бортовых винта. На «Аврору» установили 40-мм автоматическую зенитную пушку Виккерса и четыре «противоаэроплановых» 75-м орудия Канэ. 8 февраля 1916 года командиром крейсера был назначен капитан I ранга Михаил Никольский.

В 1916 году «Аврора» выполняла программу практических плаваний с гардемаринами, принимала участие в десантной операции сухопутных войск в Рижском заливе, активно поддерживая их артиллерийским огнём. За это время крейсер несколько раз подвергался атакам авиации противника, однако повреждений корабль не получил. Осенью 1916 года «Аврора» была отправлена в Кронштадт для прохождения капитального ремонта.

С началом Февральской революции на крейсере, команда которого до поры до времени сохраняла верность существующему режиму, с других кораблей были размещены арестованные матросы. Командир корабля капитан I ранга Никольский, опасаясь их влияния на команду, приказал вывести арестантов с крейсера.

Однако во время их конвоирования на берег, стоявшие на шкафуте революционно настроенные матросы бурно отреагировали на их появление. Михаил Никольский вместе со старшим офицером корабля капитаном II ранга Павлом Ограновичем открыли огонь из револьверов по толпе взбунтовавшихся матросов. Трое бунтовщиков были ранены: двое легко и один – смертельно.

Выступления враждебно настроенных матросов было подавлено. На следующий день, 28 февраля, команда крейсера поддалась на агитацию рабочих с окрестных предприятий и поддержала революцию. Михаил Никольский и Павел Огранович были убиты матросами.

Капитан I ранга М. Никольский

К октябрю 1917 года «Аврору» возглавлял выборный судовой комитет, который избрал на должность командира корабля лейтенанта Николая Эриксона. Прошедший ремонт крейсер должен был выйти в море для испытания машин, но входившие в комитет большевики не дали этого сделать. Вместо этого «Аврору» отправили на Неву, где в ночь на 25 октября 1917 года по распоряжению большевистского руководства члены её команды помогли свести Николаевский мост, разведённый юнкерами.

Начальник полевого штаба восставших Владимир Антонов-Овсеенко, прибывший на крейсер днём, отдал распоряжение на участие команды «Авроры» в штурме Зимнего дворца. Лейтенант Эриксон пытался сопротивляться, но угрозами его заставили подчиниться большевикам.

25 октября в 21.40 по приказу комиссара Александра Белышева комендор Евдоким Огнев из 6-дюймового бакового орудия крейсера «Авроры» произвёл один холостой выстрел, оказавший психологическое воздействие на защитников Зимнего дворца. После этого его взяли отряды Красной гвардии.

29 июля 1918 года крейсер перевели в Кронштадт, где во время активного наступления Северо-Западной армии генерала Николая Юденича его планировали затопить, чтобы не дать возможности кораблям интервентов приблизиться к Петрограду. Позже от этой идеи большевики отказались.

В 1922 году «Аврора» стала первым боеспособным кораблём в составе Балтийского флота в качестве учебного корабля. До 1930 года она совершила несколько плаваний, по Балтийскому и Белому морям, а также заграничных, с заходом в скандинавские страны. 2 ноября 1927 года, к годовщине Октябрьской революции, крейсер был награждён орденом Красного Знамени.

7 ноября в торжественной обстановке на корабле был поднят Краснознамённый Военно-морской флаг, а на башне бакового орудия прикрепили бронзовую мемориальную табличку. В 1935 году из-за износа «Аврору» переклассифицировали в несамоходную учебную базу. В 1941 году крейсер планировали исключить из состава Военно-морского флота, но осуществлению этого помешала Великая Отечественная война.

После начала боевых действий значительная часть команды крейсера «Авроры» отправилась на фронт добровольцами. Осенью 1941 года фашистская авиация начала бомбить крейсер. 16 сентября во время массированного налёта зенитчикам «Авроры» удалось сбить один немецкий самолёт. Через пять дней огонь по крейсеру открыла немецкая артиллерия.

С этого момента комбинированные и авиационные налёты происходили ежедневно. В период с 27 по 30 сентября крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с креном 3 градуса на правый борт.

Обстрелы корабля не прекращались до конца блокады Ленинграда. В июле 1941 года из 14-ти орудий крейсера создали батарею «А» («Аврора»), которая располагалась в районе Дудергофа Ленинградской области. На этой батарее служили моряки с крейсера, а Военнослужащие из других частей. С 3 по 7 сентября батарея активно вела артиллерийский огонь по скоплением немецких войск, которые дислоцировались в окрестностях населённых пунктов.

Однако 10 сентября немцам удалось войти в Дудергоф и оказаться в тылу у батареи. На следующий день с двух сторон она была атакована неприятелем. Моряки отстреливались до последнего снаряда. После этого они либо взрывали орудие, либо выводили из строя приборы наводки. Батарея перестала существовать 13 сентября.

Из 165 моряков, проходивших на ней службу, из окружения смогли вырваться лишь 26 человек.

Последнее 130-мм орудие было снято с крейсера в январе 1942 года и, после ремонта, установлено на бронепоезде «Балтиец», который действовал на Ораниенбаумском пятачке. Обстрелы «Авроры» прекратились лишь со снятием блокады Ленинграда. Великая Отечественная война ещё не закончилась, но вскоре после того, как враг был отброшен, встал вопрос о дальнейшей судьбе крейсера «Аврора».

Историческое прошлое корабля беспокоило многих моряков, жизнь которых так или иначе была с ним связана. Свои предложения высказывали многие офицеры Военно-морского флота. Обобщил их и выступил весной 1944 года с конкретным предложением, доказав его целесообразность, первый заместитель Народного комиссара ВМФ СССР адмирал флота Иван Степанович Исаков. Именно по его инициативе в августе 1944 года исполком Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного блокшива Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

23 октября 1945 года корабль был предоставлен в распоряжение съёмочной группы киностудии имени Максима Горького, занимавшейся съёмками художественного фильма «Крейсер «Варяг». «Авроре» предстояло сыграть роль прославленного крейсера. До начала 1946 года корабль «гримировали» под «Варяг»: устанавливали четвёртую фальшивую трубу, несколько 152-мм орудий, снимали с некоторых орудий щиты, делали носовое украшение и командирский балкон в кормовой части. Палубу покрыли сосновой доской, выполнили герметизацию корпуса, с поверхности надстроек и корпуса была тщательно удалена ржавчина. По завершению съёмок кораблю был возвращён первоначальный внешний вид, и он вновь возвратился к месту своего базирования.

17 ноября 1948 года «Аврору» перевели к окончательному месту стоянки на Большую Невку. Здесь корабль принял на борт воспитанников выпускной роты Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

Созданный на крейсере музей в 1956 году расширили и сделали филиалом Центрального военно-морского музея. В 1960 году, после докового ремонта, постановлением Совета министров СССР «Аврора» была включена в число памятников, охраняемых государством. К этому времени крейсер перестал быть базой Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

22 февраля 1968 года указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознамённый крейсер «Аврора» был награждён орденом Октябрьской Революции, став единственным в стране дважды орденоносным кораблём. На ордене изображён сам крейсер.

На сегодняшний день после очередной реконструкции в 2016 году крейсер «Аврора» представляет собой готовым к действиям кораблём, который может в случае необходимости до 20 суток находиться в автономном режиме при работе всех необходимых механизмов и систем. В связи с этим корабль укомплектован постоянно действующим экипажем. При этом в мирное время крейсер «Аврора» исполняет роль филиала Центрального военно-морского музея имени Петра Великого.

Теперь это памятник не только великим и трагическим событиям XX века, но и отечественному кораблестроению.

Сергей Хайминов, капитан-лейтенант, член Всероссийской общественной организации ветеранов « БОЕВОЕ БРАТСТВО »

В Санкт-Петербурге поставлен на вечную стоянку крейсер «Аврора»

Крейсер «Аврора» — один из символов Санкт-Петербурга (Фото: Boris Stroujko, по лицензии Shutterstock.com)

Легендарный крейсер 1-го ранга «Аврора» свое название получил в честь фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны (1853-1856). Крейсер был спущен на воду в Санкт-Петербурге в 1900 году и вступил в строй боевых кораблей флота России в 1903 году. Участвовал в сражениях в период Русско-японской войны (1904-1905) на Дальнем Востоке.

Возвратившись на Балтийское море, крейсер «Аврора» длительное время плавал как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В период Первой мировой войны крейсер принял активное участие в боевых действиях на Балтийском море. Матросы крейсера «Аврора» приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде. 7 ноября 1917 года из орудий «Авроры» был сделан холостой выстрел, что стало сигналом к штурму Зимнего дворца, где заседало Временное Правительство. Экипаж крейсера активно участвовал в революционных событиях (а сам крейсер стал одним из символов Октябрьской революции) и последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции.

После восстановительного ремонта в 1922-1924 годах, крейсер «Аврора» в качестве учебного корабля вошёл в состав Морских сил Балтийского флота, на котором до 1940 года проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ Санкт-Петербурга. Заслуга «Авроры» в подготовке грамотных специалистов для флота России была огромна.

В 10-летнюю годовщину Революции учебный корабль был награждён орденом Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны личный состав и орудия «Авроры» участвовали в героической обороне Ленинграда. Весь период блокады крейсер провел в порту Ораниенбауме (Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам.

Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта. 17 ноября 1948 года легендарный крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался как учебная база Ленинградского Нахимовского училища. Впоследствии крейсер стал кораблем-музеем, филиалом Центрального военно-морского музея, и в этом качестве сохраняется по настоящее время, а также является объектом культурного наследия Российской Федерации. В июле 1992 года на «Авроре» был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг. Возвращение крейсера «Аврора» на место вечной стоянки у Петроградской набережной (Фото: Владимир Кезлинг, kezling.ru) В сентябре 2014 года легендарный крейсер был отправлен в Кронштадт для ремонтных работ, которые завершились в 2016 году, после чего он был возвращен обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной.

"Аврора" после начала войны

С приближением врага к Ленинграду с крейсера была снята часть орудий. Из нее был сформирован дивизион "А" ("Аврора"), который принимал участие в боях на подступах к северной столице. В этих боях погибли многие матросы и офицеры из экипажа крейсера…

А сама "Аврора" с середины сентября стала подвергаться налетам немецкой авиации. Во время одного из таких налетов, 16 сентября 1941 года, зенитчикам крейсера удалось сбить один вражеский самолет.

Но через несколько дней ситуация резко ухудшилась. "Аврора" оказалась в пределах досягаемости немецкой сухопутной артиллерии. Обстрелы и налеты стали ежедневными — крейсер был хорошо виден и стал для немцев целью для пристрелки орудий.

В этих условиях командир "Авроры" капитан 3-го ранга Иван Саков решил, что оставаться команде на борту бессмысленно. Он приказал экипажу разместиться на берегу в безопасном месте. На корабле же была оставлена постоянная вахта.

Однако буквально на следующий день, Саков и комиссар крейсера были арестованы. Их обвинили в "паникерстве" и "бегстве с корабля", вскоре после чего расстреляли.

Последующие события

Экипаж вернулся на "Аврору". В последние дни сентября крейсер попал под мощный обстрел, в результате чего лег на грунт.

В конце ноября 1941 года командование пришло к выводу, что дальнейшее пребывание команды на борту "Авроры" не имеет смысла. С корабля постепенно демонтировали оставшиеся артиллерийские орудия. Однако флаг не спускали.

Немцы время от времени обстреливали крейсер — и так продолжалось до снятия блокады Ленинграда. Крейсер был поднят в конце июля 1944 года и переведен на ремонт сначала в Ленинград, затем в Кронштадт. А в ноябре 1948 года "Аврора" была переведена к окончательному месту стоянки на Большую Невку.

4. В экипаж «Авроры» до революции всегда входил священник

С 1903 по 1916 год на «Авроре» поочередно служили десять священников. А один из них героически погиб при обстреле своими же кораблями. В 1904 году эскадра военных кораблей шла из Кронштадта на помощь осажденному Порт-Артуру. Возле берегов Англии в сильнейший туман русской эскадре «померещились» японские миноносцы, и она случайно обстреляла рыбацкие суда и свой крейсер «Аврора».

В крейсер попало пять снарядов. Судовому священнику иеромонаху Анастасию (Рукину) оторвало руку, от чего он позже скончался в госпитале на севере Марокко.

5. Сегодня на революционном корабле проходят православные службы

После окончания капитального ремонта в 1987 году «Аврора» находится на вечной стоянке в Санкт-Петербурге. В 2010 году крейсер вывели из состава ВМФ и передали Центральному военно-морскому музею. На борту находится экспозиция, посвященная трем войнам, в которых участвовал крейсер: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.

В 2018 году на борту «Авроры» восстановили корабельный храм, уничтоженный в 1917 году. Сейчас в нем регулярно проводят богослужения. Подробнее об этом читайте в наших материалах "Молитва на крейсере «Аврора»: без деления на красных и белых" и "Литургия на "Авроре".

Подробнее о судьбе крейсера читайте в материале "Аврора верит".

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий