Кунсткамера: уникальные особенности, отличающие её от других музеев

Кунсткамера: уникальные особенности, отличающие её от других музеев

Кунсткамера, основанная Петром I в Санкт-Петербурге, отличается от других музеев своей уникальной концепцией и коллекцией. Она представляет собой первый в России музей антропологии и этнографии, ставя акцент на изучение человеческого тела и культуры народов мира. Экспонаты, в том числе аномалии человеческого развития и артефакты разных этнических групп, вызывают интерес как с научной, так и с культурной точки зрения.

Кроме того, кунсткамера от других музеев выделяется своей исторической значимостью как символ прогресса в изучении наук. Она служит связующим звеном между искусством, наукой и образованием, подчеркивая стремление России к европейским научным традициям XVIII века. В этом контексте кунсткамера становится не только музейным пространством, но и площадкой для общественной дискуссии о представлении культуры и науки.

Кунсткамера – все знания о мире в одном здании

Если говорить о Кунсткамере, то у современного человека может возникнуть мысль о том, что это коллекция чего-то аномального, сборище "уродов" или "монстров". Однако для человека XVIII века музей на Васильевском острове представлял собой прежде всего собрание редкостей.

Это были не только явления, которые встречаются редко или действительно аномальные, но и обычные природные явления, скрытые от глаз человека. Эти тайны природы, скрытые в земле, лесах, морях, звездах и даже в человеческом теле, раскрывались перед посетителями Кунсткамеры. Музей был не только коллекцией предметов, но и обладал знаниями о мире и о человеке. Всё это — экспонаты, ранее неизвестная русскому человеку наука и инструменты для приобретения новых знаний — было собрано в специальном здании, которое по сей день носит название "Кунсткамера".

Петр I был инициатором и создателем Кунсткамеры, ставшей местом сбора удивительных коллекций. Во время сражений и перестроек в Москве из Аптекарской канцелярии привозились книги, анатомические препараты, а также книги из личной библиотеки царя и готторпской библиотеки герцога Голштинского.

Летний дворец, построенный для царя архитектором Д. Трезини, стал местом собрания книг и натуралий, порученных лейб-медику Петра, президенту Аптекарской канцелярии, шотландцу Роберту Арескину. Однако Арескин должен был сопровождать царя в военных походах, поэтому разбор и перевод препаратов из Москвы в Санкт-Петербург был поручен молодому эльзасцу Иоганну Даниилу Шумахеру. Это произошло в 1714 году, и именно с этого времени началось формирование первых государственных музеев и библиотек в России.

Дипломаты, комиссионеры, издатели и газетчики вкладывали усилия в решение этой проблемы, а статьи о новой России появлялись даже в европейских журналах. В 1706 году журнал "Journal de Trevoux" отмечал, что музыка и наука развиваются на севере, где царь Петр Алексеевич стремится просветить своё государство.

Создание музея, для которого собирались коллекции, привлекавшие внимание всей Европы, отлично соответствовало новому облику России, складывавшемуся в европейском общественном мнении. Однако у Петра I была и другая цель — распространение знаний в России, создание Академии наук, университета и гимназии. Все это должно было способствовать изучению ресурсов страны и её народов, и поэтому это дело приобрело государственное значение и масштаб.

В соответствии с особым указом, внесенным 13 февраля 1718 года, требовалось направлять "уродившихся" в Петербург за вознаграждение, а за утаивание таких случаев предусматривался штраф: развитие анатомии способствовало прогрессу медицины, включая военную. Также этим указом было предписано собирать и сдавать за плату найденные в земле старые предметы, необыкновенные камни, человеческие и скотские кости, старые надписи на камнях, железе или меди, а также древнее оружие и посуду, все, что "очень старо и необыкновенно".

Один из ключевых элементов, который отличал петербургскую Кунсткамеру от других европейских собраний подобного рода, был её государственный статус. В проекте учреждения Академии наук 1724 года говорилось: "Для обеспечения потребностей Академии необходимо, чтобы библиотека и кабинет природных изделий были открыты для доступа к книгам и инструментам, необходимым для работы Академии, для их заказа или производства здесь".

В первой половине XVIII века Кунсткамера стала универсальным музеем, организованным по последнему слову науки того времени. Благодаря сохранившимся документам и гравюрам, мы можем представить себе залы Музея и Библиотеки, которые образовывали одно целое.

Посетителей Кунсткамеры доставляли на лодках гребцы. Вход в здание находился не с набережной Невы, а с северной стороны. Пройдя по лестнице мимо переплетной мастерской и магазина "книг академической печати", посетители попадали в нижний зал библиотеки.

На разных этажах библиотеки размещались различные секции, где хранились книги по разным тематикам. На первом этаже было 46 шкафов с книгами по истории, философии, ораторскому искусству, математике и географии. Там же было 4 шкафа с каталогами Библиотеки и Музея.

На втором этаже находились книги по анатомии, медицине, химии, натуральной истории, а на третьем этаже — по садоводству, архитектуре, генеалогии, оптике, гидравлике, атласы и карты. Также там были книги на китайском, турецком, персидском языках, а также издания Академии наук на русском языке, русские печатные и рукописные книги. Кроме книг, в библиотеке было и собрание живописи, а в зале второго этажа — два больших глобуса.

Проходя через библиотеку, мы вступаем в Анатомический театр, который расположен в форме амфитеатра. Секторы этого театра образуют полукруг из скамеек, расположенных одна над другой. В этом месте проводились редкие публичные вскрытия, поскольку в Анатомическом театре вскрытия — это часть научной работы, а не развлекательное представление для аудитории. В 12 шкафах Анатомического театра хранились препараты, полученные в ходе научных исследований профессоров и адъюнктов.

Залы Кунсткамеры были построены в виде анфилады, поэтому из Анатомического театра можно было свободно перейти в другой зал, где хранилась знаменитая анатомическая коллекция Фр. Рюйша. В шкафах, расположенных вдоль стен, находились препараты отдельных органов человека: кожа, мышцы, мозг и другие. Между шкафами стояли человеческие скелеты.

Вдоль внутренних стен этого зала находились 24 шкафа, в которых Фр. Рюйш и А. Себа хранили зоологические препараты, такие как "лягушки и животные черепокожные", "различные виды ящериц", змеи, рыбы и "различные пресмыкающиеся".

Пройдя по коридору и повернув налево, посетитель попадал в три объединенных зала с минералогической коллекцией.

Здесь выставлены иностранные минералы-редкости, но в основном представлены минералы из разных регионов России: кварц, сера, смола, различные руды (железные, медные, золотые). В двух шкафах можно было увидеть окаменелости. Просветительский характер Кунсткамеры отражается не только богатством коллекции, но и тем, что в одном из шкафов установлена модель рудокопного завода. И напротив входа в третий зал посетитель увидел кабинет с раковинами, "а по сторонам два грота из морских камней, трав и раковин, искусно составленных".

Посетители, возвращаясь в Анатомический театр, имели возможность подняться на второй этаж по лестнице, где в шкафах хранились кости (включая мамонта и кита) и рога четвероногих, а также несколько скелетов. В следующем зале слева располагались четвероногие животные, птицы, растения. Базой для систематизации были самые актуальные научные исследования.

Гербарии в Кунсткамере находились в нижних частях шкафов. Гербарий Фр. Рюйша был представлен по системе Турнефора. Здесь также можно было увидеть гербарии Г. Стеллера, собранный во время его сибирской экспедиции под Иркутском, а также три коллекции И. Гмелина. В трех шкафах представлены семена лекарственных трав.

Следующие четыре помещения были посвящены великому Петру и названы "Кабинет Петра". В одной из комнат находилась знаменитая "восковая фигура" императора, а рядом в шкафах его одежда, шпага и другие предметы. Также здесь находились книги Петра по математике, кораблестроению, гражданской и военной архитектуре, а также по гравированию на меди. В трех соседних комнатах была установлена токарная мастерская Петра I: токарные станки, на которых он любил работать, а также некоторые предметы, сделанные им самим.

На верхних уровнях галерей, по правой стороне, были выставлены произведения искусства: восковые и гипсовые фигуры, резные изделия из дерева, кости и камень. Коллекция таких "артифициалий" была внушительной, занимая 10 шкафов. По левой стороне галереи находилась этнографическая коллекция. В основном, это были привезенные из академических экспедиций вещи: одежда сибирских и других российских народов, религиозные атрибуты (шаманские бубны, одежда, изображение богов, или как их называли, "идолы"). Там же была китайская коллекция.

На этой же галерее в двух шкафах также были археологические находки, не из драгоценных металлов.

В центральном зале над Анатомическим театром был установлен знаменитый Готторпский глобус. Вдоль стен располагались шкафы с научными инструментами различных областей: физическими, астрономическими, математическими. Среди них были солнечные часы, глобусы, сферы, зажигательные зеркала и модели кораблей. Над глобусом можно было увидеть три обсерватории: нижнюю, большую верхнюю и малую верхнюю.

Кунсткамера была уникальным для своего времени общедоступным научным музеем, воплотившим идеи и замыслы Петра Великого. Она процветала до середины XVIII века.

Однако прямая связь музея с развитием наук привела к его закрытию в начале XIX века. Распределение наук привело к изменениям в музейном деле: универсальные музеи уступили место специализированным. Коллекции Кунсткамеры послужили основой для создания Зоологического, Ботанического, Минералогического музеев, Музея антропологии и этнографии, Азиатского музея. Часть коллекций, включая нумизматическую, египетскую, научных приборов и инструментов, живопись и мемориальную коллекцию Петра Великого, были переданы в разные годы в Эрмитаж. Это было неизбежно, ведь Кунсткамера Петра Великого была задумана и создана как научный музей, организм, часть развивающегося научного знания.

Кунсткамера: уникальные особенности, отличающие её от других музеев

Изображение Петра I, созданное художником Л. Каравака в 1743 году, было переведено гравером П. Субейраном в Париже. Это гравюра выполнена на основе живописного оригинала иллюстратора с использованием резца.

В эпоху Возрождения, именно в 15-16 веках, в европейских странах появились кунсткамеры, в которых собирались редкие и необычные предметы, привезенные с экспедиций, древние инструменты, бытовые предметы, оригинальные произведения декоративного искусства. Они создавались с целью удивить и поразить посетителей, и чаще всего находились в княжеских домах, чтобы продемонстрировать «ученость» и богатство владельцев.

Приказ Петра I состоял в том, чтобы доставлять все обнаруженные доказательства анатомических аномалий в аптеку Роберта Арескина в Москве. Так началась коллекция, когда со всей России начали привозить различные находки. Интересно, что за них даже платили из государственной казны, а сообщение о наличии ценного раритета каралось штрафом.

Государь России имел другую цель, чем у владельцев европейских коллекций: он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих подданных. Первые необычные предметы были куплены им еще в 1697 году в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные аномалии. Также тогда Петр I приобрел уникальный рецепт, который позволял с помощью бальзамирования сохранять трупы для истории.

Кунсткамера: история создания

В 1714 году королевская коллекция редкостей была перенесена из столицы в Летний дворец в Петербурге и получила название по-немецки — Куншткамера. Этот год считается официальной датой основания музея. Первоначальная Кунсткамера была наполнена живыми экспонатами, такими как монстры, карлики и великаны, которые принуждены были жить в музее. Первыми кураторами музея были Р. Арескин и И. Шумахер.

Через 4 года экспонаты были перевезены в Кикину палату в связи с нехваткой места во дворце. После переезда музей стал открытым для всех желающих, а Пётр I даже сам проводил иногда экскурсии для иностранных послов и русских дворян.

Строительство здания музея происходило с 1718 года по планам нескольких архитекторов, которые сменяли друг друга. Здание было доделано после смерти Петра I М. Земцовым. Для украшения здания были использованы 12 деревянных скульптур мастера Коха, изображавшие различные науки.

В 1735 году здание музея Кунсткамера было выбрано для переезда, вместе со всеми его экспонатами. Посещение было бесплатным, а также предлагалось насладиться чашкой кофе и сладкими бутербродами.

ЧЕМ КУНСТКАМЕРА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ МУЗЕЕВ

Кунсткамера – это удивительный музей, который отличается множеством аспектов от всех остальных музеев. Одной из его особенностей является его историческое значение. Он был основан в 18 веке и считается одним из самых древних музеев в России.

Еще одной отличительной чертой Кунсткамеры является ее уникальная коллекция. Музей специализируется на экспонатах естественно-научной и антропологической направленности. В нем представлены уникальные предметы, связанные с анатомией, антропологией, этнографией и археологией. Такие экспонаты не встретишь в каждом музее, и они делают Кунсткамеру особенно значимой.

Третий аспект, который делает Кунсткамеру уникальной, это само здание музея. Оно является архитектурным памятником и привлекает внимание посетителей своим неповторимым стилем. Само здание представляет собой достопримечательность и добавляет музею особое очарование.

И наконец, четвертый аспект, который делает Кунсткамеру необычной, заключается в ее научной направленности. Музей активно занимается исследованиями и реставрацией экспонатов, организует научные конференции и выставки. Это делает его научным центром, привлекая ученых и исследователей со всего мира.

В результате, Кунсткамера отличается от других музеев своей богатой историей, уникальной коллекцией, особенным архитектурным зданием и активной научной деятельностью. Она является одной из наиболее привлекательных достопримечательностей в Санкт-Петербурге и обязательным местом для посещения.

Цена билета в Кунсткамеру в 2024 году

Взрослый билет:400 рублей
Билет для школьников, студентов и пенсионеров:100 рублей
Билет для детей до 7 лет:Бесплатно
Экскурсия для взрослых на русском языке:7500 рублей
Экскурсия для учащихся на русском языке:3000 рублей
Экскурсия для взрослых на иностранном языке:9000 рублей
Экскурсия для учащихся на иностранном языке:4500 рублей
Индивидуальная экскурсия на русском языке:3100 рублей
Индивидуальная экскурсия на иностранном языке:4600 рублей

Посещение Бухенвальда — жестокая правда!

Основание Кунсткамеры — первого в России музея

Каким образом Пётр 1 вынуждал людей посещать Кунсткамеру

Исключительный указ Петра I, о котором немногие осведомлены. Почему Пётр Первый приказал убить трехсотлетних старцев?

Исторический музей Y: Юрий Чистов — о том, как мало люди знают о Кунсткамере

▽ Наиболее ужасные изменения в генетической структуре

ПЕТР 1 — НОВЫЕ ФАКТЫ ОБ ОБМАНЕ. 10 ПОТРЯСАЮЩИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ИСТИНЫ В ИСТОРИИ

7 Необычных людей с уникальными чертами тела

Не забудьте ознакомиться также с следующими материалами:

  • Путеводитель по Кунсткамере для школьников
  • Отзывы о посещении Кунсткамеры в Троицке
  • Музей Кунсткамеры в Тамбове: интересные факты
  • Каким был первоначальный смысл основания Кунсткамеры Петром I: ответ на вопрос
  • Какие из перечисленных фактов связаны с реформами Петра I в области культуры: история создания Кунсткамеры
  • Этнографическая коллекция Кунсткамеры: музей народов мира
  • Анатомический музей Кунсткамеры в Санкт-Петербурге: новые экспонаты 2023 года
  • Фотографии органа Распутина в Кунсткамере
  • Эпоха Возрождения как исторический контекст для возникновения студиоло и Кунсткамеры
  • Кунсткамера: значение устаревшего слова
  • Истории сиамских близнецов в Кунсткамере
  • Учебное видео для учеников 4 класса об окружающем мире: посещение Кунсткамеры
  • Документальный фильм о музее Кунсткамера
  • История одной картины в экспозиции Кунсткамеры
  • Зал Японии в экспозиции Кунсткамеры

Особенности кунсткамеры от других музеев

Кунсткамера считается первым русским музеем, основанным Петром I в 1714 году. Это немецкое слово переводится как «комната искусств» или «кабинет редкостей». Подобные музеи были популярны в Европе с XVI века и создавались представителями знати, учеными и писателями.

В коллекциях хранились предметы искусства, древности, а также редкие минералы. Эти собрания называли «кабинетами» из-за специальных шкафов-кабинетов с большим количеством ящиков и полок, где они первоначально хранились.

С течением времени владельцы начали показывать свои коллекции публике. Эрцгерцог Австрии Фердинанд II, датский король Фредерик III, английский ученый Джон Традескант содержали свои собственные небольшие музеи. Для посещения таких музеев требовалось либо письменное разрешение от владельца, либо покупка билета.

В России собирали старинные предметы. Коллекционерами становились люди из знати, духовенства и купечества. В XIV веке московский князь Симеон Гордый занимался поиском и покупкой древностей. В XVI веке большая коллекция предметов искусства и антиквариата хранилась в Оружейной палате и Арсенале в Москве. Однако посещение этих коллекций было запрещено.

Во время своего путешествия в Европу в 1697-1698 годах Петр I посетил несколько подобных "кабинетов редкостей", которые были открыты для посетителей. По возвращении в Россию он решил создать подобный музей "для образования и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук". В течение нескольких лет для "государева Кабинета" собирали экспонаты — минералы, старинные книги, инструменты и оружие.

Императорский указ привел к обыску по всей стране необычных камней, человеческих или животных костей, рыбьих или птичьих, отличающихся от привычных, а также старых надписей на камнях, железе или меди.

В 1701 году Петр I учредил в Москве Цейхгауз, известный как "оружейный дом", где хранились уникальные образцы оружия и военные трофеи. Несколько лет спустя при Адмиралтействе в Петербурге появилась Модель-камора — хранилище чертежей, схем и моделей кораблей. Позднее на основе этих учреждений возникли Артиллерийский и Военно-морской музеи.

В 1714 году было открыто для посетителей изумительное место — Кунсткамеру. Музей был разделен на три отдела: Мюнц-кабинет, где были выставлены монеты и медали; библиотека, где хранились старинные книги и рукописи; и Натур-кабинет, где собирали гербарии, чучела животных и образцы древесины. Затем, в 1716 году, Петр I приобрел для Кунсткамеры коллекцию нидерландского аптекаря Альберта Себа, включающую в себя минералы, раковины и растения.

Кунсткамера была не только музеем, но и одним из первых научных центров в России. Здесь хранились химические реактивы, анатомические пособия и образцы. Вместе с музеем функционировала лаборатория, где сотрудники должны были заниматься "должным образом химической работой".

По повелению Петра I можно было бесплатно посещать Кунсткамеру. В музее посетителям предлагали кофе, вино и закуски, а специальные гиды, которых называли суббиблиотекарями, сопровождали гостей. Иногда сам Петр I вел экскурсии по музею.

Впоследствии в России появились и другие музеи. Так, в Петергофе, во дворце Монплезир, Петр I открыл первую картинную галерею. Екатерина II пополнила эту коллекцию живописи, а в 1764 году основала Эрмитаж — собрание картин императорской семьи. В конце XVIII века учебные заведения также открыли свои музеи.

Например, Московский университет организовал Кабинет натуральной истории и Минеральный кабинет, где хранились редкие камни, кораллы и растения. Картинная галерея была создана при Академии художеств за счет пожертвований мецената Ивана Шувалова, который передал учреждению свое собрание работ европейских художников.

В XIX веке количество открываемых музеев стало увеличиваться. Уже имеющиеся собрания начали организовывать, составлять каталоги своих коллекций. В 1824 году в результате реорганизации Кунсткамеры появились отдельные музеи: Анатомический, Этнографический, Нумизматический и другие.

А вскоре коллекции стали представляться не только в Москве и Петербурге — музеи открылись в Архангельске, Владимире, Ярославле и других городах. Даже небольшие «кабинеты редкостей» открывались в гимназиях и училищах. В России появились и частные музеи. Меценаты Николай Румянцев, Павел Третьяков, Алексей Бахрушин открывали свои собрания предметов искусства для посетителей.

К 1917 году в России насчитывалось приблизительно 500 частных и государственных музеев. В советское время их количество увеличилось, появились новые типы музеев — историко-революционные и бытовые. Краеведческие музеи открылись даже в отдаленных регионах и небольших городах.

Первым русским музеем считается Кунсткамера, основанная Петром I в 1714 году. Название этого музея можно перевести с немецкого как "комната искусств" или "кабинет редкостей". Подобные музеи были популярны в Европе с XVI века, их собирали представители знати, ученые и писатели. В коллекции хранились предметы искусства, древности и редкие минералы.

Эти собрания называли "кабинетами" из-за места их первоначального хранения — в специальных шкафах-кабинетах с большим количеством ящиков и полок.

С течением времени владельцы кабинетов начали открывать свои коллекции для общественности. Личные небольшие музеи содержали экспонаты эрцгерцога Австрии Фердинанда II, датского короля Фредерика III, английского ученого Джона Традесканта. Для посещения таких музеев нужно было получить письменное разрешение от владельца или приобрести билет.

В России также собирались древние предметы. Коллекционерами становились представители знати, духовенства и купечества. Еще в XIV веке московский князь Симеон Гордый собирал и покупал античные предметы. К XVI веку в Оружейной палате и Арсенале в Москве уже хранилось большое количество объектов искусства и антиквариата. Но посещение этих коллекций было запрещено.

Приказом императора было отпущено искали «необыкновенные камни, человеческие или животные кости, рыбьи или птичьи, неподобные тем, что у нас есть, или такие, или такие, но очень большие или маленькие по сравнению с обычными, а также старые надписи на камнях, железе или меди».

В 1701 году Петр I основал в Москве Цейхгауз, или «оружейный дом», где хранились уникальные виды оружия и военные трофеи. Несколько лет спустя возле Адмиралтейства в Петербурге была создана Модель-камора — склад чертежей, схем и моделей кораблей. Позднее на основе этих учреждений появились Артиллерийский и Военно-морской музеи.

В 1714 году открылась Кунсткамера для посетителей, где были созданы три отдела. Мюнц-кабинет показывал монеты и медали, библиотека хранила старинные книги и рукописи, а Натур-кабинет собирал гербарии, чучела животных и образцы древесины.

В 1716 году Петр I выкупил коллекцию нидерландского аптекаря Альберта Себа специально для Кунсткамеры, в которую входили минералы, раковины и растения.

Кунсткамера являлась не только музеем, но и одним из первых научных центров в России. Поэтому там хранились химические реактивы, анатомические пособия и образцы. У музея также была своя лаборатория, где сотрудники должны были «прилежно исполнять… надлежащую химическую работу».

Изначально музей был размещен в Летнем дворце Петра I в Петербурге. Впоследствии для коллекции было построено отдельное здание — Палаты Санкт-Петербургской Императорской академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры. И в настоящее время музей находится именно там.

По указу Петра I посещение Кунсткамеры было бесплатным. Посетителям предлагали кофе, вино и закуски. Экскурсии по музею проводили специальные гиды, которых называли суббиблиотекарями. Иногда сам Петр I также проводил экскурсии по музею.

Скоро в России появились и другие музеи. В Петергофе, во дворце Монплезир, Петр I открыл первую картинную галерею. Екатерина II пополнила эту коллекцию живописью. В 1764 году она основала Эрмитаж — собрание картин императорской семьи. В конце XVIII века музеи открывались и при учебных заведениях.

В Московском университете были созданы два кабинета, посвященные естественной истории, а также минералам, редким камням, кораллам и растениям. Также была открыта картинная галерея при Академии художеств, которую учредил меценат Иван Шувалов, пожертвовав свою коллекцию работ европейских художников.

В XIX веке количество музеев стало увеличиваться. Существующие коллекции начали систематизировать и составлять каталоги. В 1824 году на базе Кунсткамеры были открыты отдельные музеи: Анатомический, Этнографический, Нумизматический и другие.

К 1917 году в России имелось приблизительно 500 частных и государственных музеев. В советское время количество музеев увеличилось, и появились новые типы музеев — историко-революционные и бытовые. Краеведческие музеи открылись даже в отдаленных районах и небольших городах.

ОСОБЕННОСТИ КУНСТКАМЕРЫ ОТ ДРУГИХ МУЗЕЕВ

Кунсткамера – это музей с уникальной специализацией, который отличается от других музеев.

Первое, что делает Кунсткамеру особенной, — ее статус одного из старейших и самых значимых музеев в Санкт-Петербурге. Основанная Петром I в 1714 году, она представляет собой уникальную коллекцию научных экспонатов и антропологических объектов.

Второе уникальное свойство музея – его специализация на антропологии и этнографии. Кунсткамера предлагает увлекательную коллекцию предметов, связанных с анатомией, зоологией, антропологией и этнографией различных народов. Таким образом, Кунсткамера выделяется как музей, посвященный изучению и пониманию разнообразия человеческой культуры.

Индивидуальность Кунсткамеры проявляется в ее уникальном архитектурном стиле. Здание музея само по себе является историческим памятником и прекрасным образцом барочной архитектуры. Посетители смогут насладиться не только экспонатами, но и великолепием архитектурных деталей.

Кунсткамера отличается своей богатой историей, уникальной коллекцией и специализацией на антропологии и этнографии. Этот музей является значимым культурным центром, предоставляющим уникальную возможность познакомиться с наследием и многообразием человеческой культуры.

Цена билета в Кунсткамеру в 2024 году

Взрослый билет:400 рублей
Билет для студентов, школьников, курсантов, пенсионеров:100 рублей
Детский билет (до 7 лет):Бесплатно
Обзорная экскурсия на русском языке (для взрослых):7500 рублей
Обзорная экскурсия на русском языке (для учащихся):3000 рублей
Обзорная экскурсия на иностранном языке (для взрослых):9000 рублей
Обзорная экскурсия на иностранном языке (для учащихся):4500 рублей
Индивидуальная экскурсия на русском языке:3100 рублей
Индивидуальная экскурсия на иностранном языке:4600 рублей

Афиша подошла к концу! В Керчи происходят пожары из-за прилетов / У Путина теряется авторитет / Как Кремль отменил выборы?

Экскурсия по Санкт-Петербургу от Мамедыча, включающая посещение нейрохирурга в Кунсткамере

Первая часть сериала "Кунсткамера"

15 Необычных случаев дефектов у животных

У некоторых посетителей возникли приступы обморока. Уникальная кунсткамера в Гродно // Удивительные музеи Беларуси

Самые страшные предметы, зафиксированные во моргах и больницах

Основание Кунсткамеры – первого музея в России

Проводя обход подозреваемых, следователь решает вернуться на место преступления, еще раз — вещдок

Совершенно неповторимый опыт! Приглашаем вас посетить Кунсткамеру.

В Кунсткамере ничего не сравнится с этим

Не пропустите также:

  • Зал барокко Кунсткамеры
  • Как добраться в Кунсткамеру от Московского вокзала
  • Алексей Васильевич Кириков и его связь с Кунсткамерой
  • Экскурсия по Кунсткамере и Петропавловской крепости
  • Картина по номерам в Кунсткамере
  • Задание ЕГЭ по Кунсткамере
  • Ривьера в Сочи и ее связь с Кунсткамерой
  • Кунсткамера в 1719 году
  • Географическое положение Кунсткамеры
  • Бронзовая статуэтка кошки в Кунсткамере

Первые экспонаты

Экспозиция Петровской Кунсткамеры разбита на шесть разделов: "Анатомия", "Натуралии", "Раритеты", "Инструменты", "Артицифалии и куриозитеты", "Минералы и палеонтология".

1. «Анатомия»

В 1714 году количество предметов в анатомической коллекции составляло всего лишь несколько сотен стеклянных пробирок с сохраненными рыбами, птицами и змеями, которые Петр приобрел в Голландии в 1698 году, а также некоторые аномальные образцы и анатомические экспонаты.

В 1716 году в музей была добавлена "коллекция животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других удивительных произведений природы из Ост- и Вест-Индии" голландским аптекарем Альбертом Себой, а в 1717 году — знаменитая анатомическая коллекция голландского доктора Фредерика Рюйша. Вдоль внутренних стен зала находились шкафы с зоологическими препаратами, между которыми располагались человеческие скелеты.

Уникальная анатомическая коллекция, собранная Фредериком Рюйшем, включает в себя спиртовые препараты с инъекцией: головку ребенка (слева) и часть кожи пальца. Эти объекты были созданы в Нидерландах в конце ХVII – начале XVIII века

Кроме увлечения анатомией, Петр также проявил интерес к медицине. Он изучал препарирование трупов, кровопускание, вскрытие нарывов, перевязку и изготовление протезов, а также зубное дело; часто сам проводил операции и удалял зубы. В Кунсткамере представлена коллекция зубов, которые были выдранны царем собственноручно.

Это увлечение, наравне с петровскими военными кампаниями, способствовало развитию в России медицины: с 1706 по 1717 год открывались госпитали, хирургические училища, ботанические сады, анатомические театры. С 1728 по 1747 год (до пожара) в здании Кунсткамеры находился Анатомический театр.

2. «Натуралии»

Среди них можно выделить гербарии собранных растений, гравюры изображений растений, а также экспонаты в виде чучел и препаратов животных, сохранённых в спирте, привезённых со всех уголков мира.

В 18-м веке уникальная коллекция Петра I была признана самой обширной в Европе. Зоологический сбор включал в себя семь разделов: четвероногие животные, птицы, амфибии, рыбы, ракообразные, моллюски и насекомые. Кроме них, в экспозиции были представлены кости, рога, черепа, а также чучела редких животных и птиц. В залах были выставлены скелет и чучело слона, а к потолку были подвешены крупная рыба и чучело крокодила.

3. «Раритеты»

Тут сохранились артефакты археологической и палеонтологической ценности, собранные по указанию Петра I в западной части России и Сибири.

Из сибирских курганов и золотоордынского городища близ Астрахани были привезены первые древности в виде предметов быта и культа. Другие экспедиции также доставляли одежду сибирских народов и шаманские атрибуты.

4. «Артицифалии и куриозитеты»

Золотые, серебряные и драгоценные камни, античные предметы, нумизматические коллекции, военные трофеи (включая ключи от различных городов), подарки от европейских монархов, парадное оружие, живопись, рисунки и чертежи — все это собирал Петр I из заморских стран.

Особенно он ценил китайские редкости, которые привозили ему из российских дипломатических миссий в Китай или приобретали у западноевропейских коллекционеров.

В 1736 году в Кунсткамеру поступили драгоценности от генерал-фельдмаршала Якова Брюса, ближайшего сподвижника царя. Его собрание включало в себя произведения из резного камня, бронзы, кости, рога носорога, фарфор и керамику, а также механические игрушки.

Вследствие пожара, произошедшего в декабре 1747 года, китайская коллекция в Кунсткамере частично пострадала, однако благодаря экспедиции в Китай, организованной лекарем хорватского происхождения Франц-Лукой Елачичем по заказу Академии наук, она была восстановлена.

5. «Минералы и палеонтология»

В Петербургской кунсткамере представлены экспонаты минералов, происходящих как из России (квасцы, сера, смола, железные, медные и золотые руды), так и редкие иностранные минералы.

Поблизости от них были размещены окаменелости, раковины и останки доисторических существ — мамонта, бизона и шерстистого носорога.

В течение всей своей жизни Петр I занимался сбором, заказом и приобретением различных изобретений.

В 1721 году он приобрел различные физические и математические приборы у лейденского ученого Питера Мушенбрука, который впоследствии стал поставщиком для Академии наук. В XVIII веке в ее составе появились Инструментальные палаты, которые обеспечивали кабинеты и лаборатории необходимым оборудованием.

Первая астрономическая станция Академии наук

В Кунсткамере хранятся инструменты для измерения долготы и широты небесных сфер, продолжительности дня и ночи, созданные голландским мастером А. Арсениусом в XVII веке, меридианный круг Т. Эртеля из 1828 года, армиллярные сферы, телескопы, прицелы времен Семилетней войны (1756–1763), серебряный ординар XVII века из Аугсбурга, основная линза зажигательного инструмента работы Э. В. Чиргнаузера из 1699 года, а также множество оптических, механических, физических, геометрических и математических приборов.

С начала XVIII века в башне Кунсткамеры проводились наблюдения за звездами. Через нее проходил петербургский меридиан, который был основой для картографирования страны и планировки города. Начиная с 1730 года, армиллярная сфера венчает башню здания Кунсткамеры — это символ познания Вселенной (сегодняшняя является уже третьей по счету).

Глобус Готторпского (Большого Академического), копия 1748-1752 гг.

Один из первых экспонатов — это Большой Готторпский глобус, созданный в 1650–1664 годах в Голштинии (исторической области в Германии). Диаметр этого изобретения достигает 3,11 м, он изображал всю Вселенную: внутри — Галактика со созвездиями, снаружи — карта известной на тот момент земной поверхности. Для вращения глобуса использовалось водяное колесо, за сутки он мог совершить полный оборот вокруг своей оси, имитируя вращение планеты, то есть, также служил часами. Петр "прошел" глобус в 1713 году у малолетнего герцога Карла-Фридриха, который впоследствии стал мужем дочери Петра Анны и отцом императора Петра III.

Изначальные экспонаты коллекции можно увидеть на постоянной экспозиции под названием «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний», которая была открыта в 2022 году в честь 350-летия основания этого музея.

Музей Кунсткамера

Мы успешно преодолели Невский проспект до конца, посетили Исаакиевский собор, и даже прокатились по каналам на пароходике. Теперь пришло время для культурной программы! В Санкт-Петербурге музеев предостаточно, и любой требовательный турист сможет найти экспозицию по своему вкусу. Однако особое внимание заслуживает музей Кунсткамера – первая в России коллекция удивительных предметов, доступная широкой публике.

Путешествия Петра I и его собрания
Петр I известен своими многочисленными путешествиями за границу, в ходе которых он собирал лучшие идеи для своей новой столицы.

Во время своих поездок по Голландии и Дании он посетил так называемые "куншткамеры" — модные помещения в XVII веке, где собирались различные редкости, в основном естественно-научного характера.

Этот опыт поразил императора, особенно анатомические экспонаты. По возвращении в Россию, в 1714 году, Петр I обустроил "государев кабинет" при Летнем дворце, основой которого послужили приобретенные в поездке редкости — оружие, необычные приборы, книги и природные артефакты.

Император назвал помещение Кунсткамерой по немецкому образцу. Чтобы пополнить коллекцию экспонатов, был выдан указ о принесении всего, что считалось «необыкновенным», и за утаивание таких предметов предусматривался штраф, превышающий вознаграждение. По мере увеличения коллекции было решено построить отдельное здание для музея. Место для этого было выбрано самим Петром: во время прогулки по Васильевскому острову государь увидел сосну, ветвь которой вросла в ствол так, что образовался круг, – её фрагмент по сей день хранится в Кунсткамере, а на месте этого уникального дерева был построен первый музей в России.

Первый общественный музей

Петр I не успел увидеть готовое здание "Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры", так как строительство было завершено после его смерти. Однако он, вероятно, оценил бы элегантное здание на берегу Невы с барочной башней, куполом и астрономической сферой.

Несмотря на то, что коллекции начали выставляться в недостроенных помещениях, посетителей активно привлекали, например, угощениями. Петр I стремился к тому, чтобы уникальные экспонаты были доступны всем. И его желание сбылось: спустя 300 лет Кунсткамера по-прежнему привлекает множество посетителей!

Знаменитые экспонаты

Интересен Готторпский глобус — первый в мире "глобус-планетарий", необычный экспонат, внутри которого можно полюбоваться картой звёздного неба.

Ещё одно удивительное произведение времен Петра I — это китайская ладья, сочетающая в себе западную механику и восточный колорит. Если вы заведете механизм ключом, боги на корабле начнут двигаться. Кроме этого, Кунсткамера известна своей анатомической коллекцией. На втором этаже музея в колбах с толстыми стёклами хранятся заспиртованные экспонаты — зрелище для посетителей с крепкими нервами и особо любопытных.

Музей Кунсткамера перешагнул трехсотлетний рубеж, но продолжает занимать лидирующие позиции в перечне самых необычных музеев мира, причем у многих его экспонатов нет аналогов. Помимо постоянной экспозиции, здесь регулярно проводят выставки, поддерживая традицию обмена диковинами, начатую самим Петром.

Путешествие по России: Санкт-Петербург

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Новая выставка «Открытие России» открылась утром на северной стороне 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света». Здесь вы сможете узнать о каждом уголке прекрасной России, её богатстве и разнообразии. Мы представляем информацию и яркие образы всех 85 регионов нашей необъятной страны.

Откройте для себя раздел, посвященный Санкт-Петербургу, здесь представлены все достопримечательности, символические места, памятники и уникальные явления. Приходите, чтобы прогуляться по этнографическому парку, расширить свой кругозор и узнать что-то новое о своей и других странах!

Если вам понравилась эта статья, не забудьте поделиться ею с вашими друзьями!

Что такое кунсткамера в общем понимании

Это слово использовали в различных странах Северной Европы, чтобы описать древние музеи искусства и удивительных вещей. Личные собрания царской коллекции были перенесены в специальное помещение Летнего дворца в 1714 году.

В 1719 году собрание было перемещено в Кикины палаты. Александр Кикин, бывший глава Петербургского адмиралтейства, был казнен за участие в отречении царевича Алексея. Здесь коллекция была открыта для посетителей, которым предлагали бесплатный вход, чашку кофе или рюмку водки в качестве стимула для получения знаний.

Вскоре собрание переместилось в свою нынешнюю резиденцию, построенную архитекторами Маттарновым и Земцовым. В 1758 году здание и его экспонаты были повреждены пожаром, который также уничтожил большую часть первоначальной антропологической коллекции. Музей был восстановлен под руководством Саввы Чевакинского.

Адрес: Университетская наб., д.3 (вход с Таможенного пер.)

Ближайшие станции метро: Невский проспект, Адмиралтейская, Василеостровская

Контактные телефоны: +7 (812) 328-14-12, +7 (812) 328-08-12

График работы: Вт-Вс с 10:00 до 18:00. Последний вход в 17:00

Посещение музея невозможно в следующие дни: каждый понедельник, последний вторник каждого месяца, а также 01.01, 09.09 и 31.12

Посетителям разрешено фотографировать и снимать видео без использования вспышки

Стоимость одного взрослого билета составляет 300 рублей, дети, студенты и другие льготные категории могут посетить музей за 100 рублей. Вход бесплатный в третий четверг каждого месяца с сентября по апрель: бесплатный билет можно получить только в кассе.

Приобрести билеты и заказать экскурсии можно на официальном сайте музея или на сайте Ticketstour.ru. Многие экскурсионные программы по Санкт-Петербургу включают посещение Кунсткамеры как одной из ключевых достопримечательностей города.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий