Культурное пространство человека представляет собой уникальную совокупность внешних и внутренних факторов, которые формируют его идентичность и восприятие мира. Оно включает в себя не только материальные объекты, такие как книги, картины и архитектура, но и нематериальные аспекты, такие как традиции, язык, обычаи и ценности. Эти элементы взаимодействуют друг с другом, создавая индивидуальную и коллективную культуру.
В таком пространстве человек находит отражение своей внутренней сущности и социальной принадлежности. Оно становится ареной для самовыражения, творчества и обмена опытом, способствуя развитию общества и личностей. Культурное пространство формирует понимание истории, современности и будущего, позволяя нам осознавать свою роль в мире и устанавливать связи с другими людьми.
Культурное пространство
Культурное пространство – это способ, которым культура существует в человеческом сознании. Когда человек воспринимает определенные явления культуры, они отражаются в его сознании, где происходит структурирование – устанавливаются взаимоотношения и иерархия этих явлений, то есть определенные системные отношения между ними.
Е. С. Яковлева, исследуя пространство в языковой картине мира русских и опираясь на идеи ученых, таких как М. Хайдеггер и В. Н. Топоров, утверждает, что не существует пространства, которое было бы независимо от вещей [см. Яковлева, 1994]. Пространство формируется вещами, оно структурируется ими. Это также относится к культурному пространству, где "вещами", определяющими и формирующими его, являются явления культуры.
Например, все дети одинаковы, нельзя сказать, что русский и, например, французский младенец будут иметь разные культурные пространства. Но по мере взросления и формирования личности у каждого будет накапливаться культурный опыт. Процесс социализации приведет к осознанию (постепенно все в большей мере) себя как представителя русского или французского этноса, к формированию русского или французского культурного пространства.
В этом пространстве можно выделить центр и периферию. Центр национального культурного пространства образуют явления, которые значимы для практически всех членов национально-культурного сообщества.
Каждый из представителей данного сообщества создает свое пространство, заполняя его явлениями, которые могут быть важными только для самого него. (Например, каждый представитель русского общества может выбрать вероисповедание в зависимости от своих духовных потребностей, несмотря на двухтысячелетнюю православную традицию. Это право зафиксировано в Конституции). Но в любом случае он абсолютно свободно ориентируется в центральной части национального культурного пространства, не нуждаясь в каком-либо "гиде". Представитель другого национально-культурного сообщества, пытаясь освоить данную культуру, наоборот, "блуждает" в центре. (Например, любой русский человек, независимо от вероисповедания, образования и степени воспитанности, знает, что во время приема гостей хлебосольный хозяин говорит: "Милости просим". В сознании представителя другого национально-культурного сообщества эти слова, воспринятые буквально, будут казаться странными).
Представителям других культур часто бывает сложно понять ядерные элементы своего культурного пространства, так как они редко проходят осмысление и обсуждение со стороны тех, для кого они являются родными.
Нравится статья? Сохраните ее в закладки (CTRL+D) и поделитесь с друзьями:
Человек в городском культурном пространстве
В статье А.В. Бабаевой рассматривается влияние городской культурной среды на человека. Автор утверждает, что предметно-пространственная среда окружает человека на протяжении всей его жизни и опосредовано влияет на его взаимодействие с окружающими предметами. Внутренние образы этого взаимодействия отражают базовые категории культуры и определяют человеческую деятельность.
Человек погружен в окружающее его культурное пространство, которое определяет его в значительной степени. «… с самого начала у человека есть общее пространство… Человеческое восприятие пространства и времени предшествует всем внешним ощущениям» (Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 157-158).
Человек формирует свою концепцию мира под влиянием окружающей реальности. Через пространственные формы восприятия он активно взаимодействует с миром и изменяет его. Люди из разных культур живут в различных культурных вселенных.
Каждая эпоха создает свое собственное культурное пространство. «… механическое перенесение пространственных культурных норм с одной культурной модели на другую приводит к разрушительным последствиям» (Эко У. Отсутствующая структура. СПб., 1998. С. 251).
Пространство играет ключевую роль в жизни людей. Именно понятие пространства определяет наше видение мира и окружающей среды.
Самые яркие проявления культурного пространства мы видим в городской среде. Здесь человек и его культура создают сложные взаимосвязи с окружающим миром. Городское культурное пространство создается людьми и принимает независимую форму существования.
Культурное пространство передает глубокие культурные ценности и нормы, отражая систему ценностей данной культуры. Правильное толкование городской среды помогает увидеть глубинные структуры общества и понять "душу" этой культуры. "Дух" культуры можно сравнить с направлением будущего, который сохраняет целостность эпохи.
Именно культурное окружение позволяет сосуществовать старым и современным культурным слоям. С течением времени культура не только обновляется, но и сохраняет свою целостность благодаря механизмам передачи. При передаче какие-то культурные ценности могут быть отвергнуты, а что-то новое добавляется. Часто утраты оказываются необратимыми, но иногда они возвращаются через деятельность новых поколений, хотя и в измененном виде. Эти процессы во многом являются спонтанными.
Создавая культурное пространство, особенно городское культурное пространство, человек выражает свое понимание законов природы, свой способ видения мира. Архитектура города, его "вписанность" в окружающий ландшафт становится внешним отражением мировоззрения данной культуры.
Городское культурное пространство ощущается и воспринимается не только умом, но и сердцем. В свою очередь, оно оказывает влияние на человека не только через создание внешних признаков (архитектура, интерьер, костюм, этикет и т.д.), но и через изменение ритма жизни и формирование нового облика человека.
Изменение человеческого облика происходит параллельно с изменением культурного пространства. Так же как и ландшафт, тело передает смысл через объективированные носители. "Тело стало промежуточным слоем между живым и средой…" (Плеснер Х. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 120).
Символы и тексты, создаваемые в городском культурном пространстве, оказывают влияние на поведение человека. Эти знаки и идеалы формируют каноны, которым должен следовать человек, определяют его внешний облик, представления и взгляды на мир.
Живое человеческое тело, становясь объектом городской культуры, подвергается влиянию объективирующего дискурса, который определяет правила его существования. Городское культурное пространство формирует индивидуальность, которая приобретает основные черты данной культуры. Через моду, нормы и правила происходит создание социального тела горожанина. При этом каждое городское культурное пространство старается накладывать свой уникальный отпечаток на это социальное тело. Поэтому так часто различаются внешний облик и поведение людей из разных городов, особенно провинциальных и столичных.
В конце XX века стало очевидно, что социальные различия между людьми из разных городов постепенно сглаживаются. СМИ и мода создают унифицированный образ тела человека, вписанного в городское культурное пространство.Тело становится частью культурного окружения, соответствует его стандартам. "Между мной и моим телом, между мной и миром нет разделения
Есть только истина мира и мышление, соответствующее этой истине" (Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996. С. 8-9). Человеческое тело сливается с пространством, содержит его в себе. Понимание культурного пространства происходит через восприятие.
Человек встраивается в городское культурное пространство, пропускает его сквозь своё сознание, своё сердце, усваивает его язык и формирует своё мировоззрение в соответствии с ним. [28]
Проблемы человека в городском культурном пространстве включают в себя проблему его маргинализации. Когда человек попадает извне в городское культурное пространство, он стремится «вписаться» в него и принять его знаковую систему.
Однако, часто происходит болезненный процесс, когда человек, принимая внешнюю знаково-символическую систему, не способен принять внутренние ценности культурного пространства. В итоге возникает разрыв между внутренним и внешним, что приводит к маргинализации личностного мировосприятия.
Маргинализация в современных городах негативно влияет на городское культурное пространство и внешнюю знаковую систему. Внешний облик крупных городов отражает усиление этого процесса (мусор, грязь, бескультурное отношение к окружающему и т. д.). Проблема маргинализации затрагивает глубинные ценности общества. Сталкиваясь с внутренним и внешним воздействием в культурном пространстве, человек проявляет безразличие к окружающему, что становится серьезной проблемой.
Проблемы взаимодействия человека и городского культурного пространства приобретают все более актуальный характер. Изменение отношения к окружающему миру возможно лишь через преодоление проблем маргинализации и улучшение взаимодействия человека и культурного пространства путем образования и воспитания жителей городов.
Культурная среда: Не только красота, но и доброжелательность спасет мир
Ирина Ковылина
Дизайнер интерьеров и декоратор, Ирина Ковылина, была признана победителем в номинации "Best of Houzz" за клиентский сервис в 2016 году. Она также является автором идеи о том, что интерьер является энерго-информационным пространством под названием "Дом для Души" и написала 26 статей на Houzz.
Кроме того, она поделилась мыслями о влиянии окружающей среды на человеческий геном и поставила вопрос о том, какую культурную среду мы оставим своим детям и внукам и что мы можем сделать для создания культурного пространства.
Сохранить Комментировать 33 Нравится 82
Twitter E-mail
Печать
Chris Snook Сохранить фото
Тема «культурное пространство» вызывает эмоциональный отклик из-за происходящего в старой части Москвы. Несколько сохранившихся архитектурных ансамблей, составляющих наше культурное наследие, стали недоступны из-за излишней декоративности. Такая обстановка кажется угнетающей.
Я наблюдала это в Падуе. Каждую субботу на прекрасной старинной Ратушной площади проходит рынок, который закрывается к обеду. Сразу после закрытия все палатки убираются, мостовая моется, и буквально через 15 минут всю красоту площади, её культурное пространство можно полюбоваться и оценить.
Тем не менее, понятие "культурное пространство" включает в себя различные аспекты — это не только архитектурные памятники и историческое наследие, но и чувство близости живущих здесь людей.
Юлия Володина
Личная и общественная культурная среда тесно связаны. Нужно различать общественную среду и личную — например, домашний интерьер или личное общение. Если вы здоровы, счастливы, радостны и сбалансированы дома, то ваше личное пространство можно назвать "культурной средой". И то, что вы вносите в свою личную культурную среду, — это ваше личное дело, если это не мешает соседям. То же относится и к личному общению.
Viktor Chernyshov Сохранить фото
Другое дело — общественная среда: в ее формировании участвует каждый. И сообщество Houzz, на мой взгляд, — тоже общественная среда. Будет ли она культурным пространством — зависит от всех нас.
Обычно я не привык читать отзывы на свои или чужие дизайн-проекты, размещенные в интернете, однако иногда я заглядываю в комментарии на Houzz. Иногда меня удивляет — насколько раздраженно написаны некоторые из них. Меня удивляет не столько содержание неприятных комментариев, сколько их форма: откуда берется такая злость, с которой мы критикуем других людей?
Почему важна культура выражения эмоций? Вместо типичного комментария под проектом: "почему кухня без холодильника?" можно было бы сформулировать иначе: "а где находится холодильник, если действительно интересно". Или: "мебель, как из секонд-хенда". А почему не может быть из "секонд-хенда"?
Возможно, это именно то, что нравится хозяину Вы хотите сказать, что вам лично не нравится мебель из секонд-хенда? Как это связано с данной конкретной задачей? Возможно, мебель новая, последней модели и стильная, но конкретному читателю просто не хватает знаний в области дизайна мебели в данном конкретном случае.
Emily Andrews Сохранить фото
Эти публикации помогли сотням тысяч людей понять, насколько важно интегрировать холодильник в кухонное пространство или какая мебель лучше всего подходит для их дома. Спасибо, Houzz, за то, что публикует разнообразные проекты, которые помогают каждому разобраться в своих предпочтениях. Почувствуйте эмоции других людей и сделайте выводы. Особенно неожиданно услышать подобные комментарии в рубрике "В гостях" на фоне счастливых и довольных своим интерьером хозяев.
Подумайте о том, насколько приятно им читать раздражающие придирки? И какая смелость потребовалась им, чтобы опубликовать своё жилище, своё личное пространство. И зачем вам нравится ИХ интерьер? — Главное, чтобы он нравился им. Я верю, что эта категория появилась на сайте для того, чтобы каждый мог найти свой собственный рецепт счастья.
Совет: Если у вас есть привычка писать комментарии вроде: «это старушечья хрущевка с уродливым потолком — не понимаю, как вы решили опубликовать это на Houzz?» — остановитесь. Подумайте о том, какое окружение вы хотите создать для своих детей и внуков.
Юлия Голавская Сохранить фото
В своей книге "Как избавиться от манипуляторов" французский психолог Кристель Петиколлен пишет, что истинно образованные люди просты, скромны и терпимы, в то время как манипуляторы используют презрительный тон и стараются выставить других людей в глупом свете. Она добавляет, что знания манипуляторов посредственны, а их наслаждение заключается в унижении, осмеянии и оскорблении других, в точности как в школе на переменке.
Людмила Кришталева Сохранить фото
Когда мы обсуждали мою публикацию, главный редактор Houzz поделился своими наблюдениями. Он отметил, что статьи нашего ресурса часто переводят коллеги за рубежом — русские переводят на английский, немецкий, французский и наоборот.
Интересно сравнить культуру комментирования в различных странах по одним и тем же проектам. "Иностранцы пишут: "Спасибо за показ интерьера — он такой смелый, что вызывает желание поспорить. И это здорово. Расскажите, почему вы сделали то или это. И как вы решились на красный потолок — у меня бы духу не хватило".
А у вас? Хочется спросить критиков чужих интерьеров: "Нравится ли вам ваш домашний интерьер?" Позвольте в этом усомниться!
Наталия Куприянова Сохранить фото
Как вам уют в вашем доме? Вы отдыхаете в нем? Гармонизируетесь, восстанавливаетесь? Человек в хорошем состоянии не будет раздражаться и злиться, верно? Возможно, вы так реагируете, потому что ваш дом неуютный, некрасивый, и вам там плохо?
Вот и прекрасно, вот вам и "Houzz в руки"! Выбирайте то, что вам нравится — и создавайте пространство своей мечты.
Суть портала, по-моему, заключается в том, чтобы каждый мог выбрать идею, товар или исполнителя, который ему нравится.
ROOMS умение фильтровать внешние сигналы и информацию через культурное пространство и производить культурные "ответы" как "animal-symbolicum" по словам Э.Кассирера; игровой подход, как у Ё.Хейзинга; рациональность в принятии решений; разумность в решении человеческих проблем; и, наконец, творческий потенциал.
В настоящее время актуальной проблемой является исчезновение культуры, вызванное процессом глобализации, который отдаляет нас от своих культурных корней, что приводит к негативным последствиям для формирования личности. В связи с этим предлагается провести фундаментальное исследование и сохранение культурного наследия путем активного распространения через образовательные и воспитательные учреждения, а также увеличение контента в СМИ и других средствах массовой информации.
Список литературы
1. Шпенглер О. “Закат Европы” Р.-на-Д.: Феникс 1998
2. Гуревич А.Я. “Категории средневековой культуры”. М.: 198
3. Лессинг Г. “Человек и социокультурная среда”. М.: 1992
4. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н.. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: 1991.
5. История философии. М.: 2004
6. Хейзинга Ё. Homo Ludens. М.: 1998.
7. Сборник трудов Лотмана. Москва: 1995. Выпуск 1
8. Личность в работах Бандуровского К.В. // Новая философская энциклопедия: Том 2. М.:2001. Страница 160
9. Новое средневековье по мнению Бердяева Н. // Вестник высшей школы.: 1991. №3
10. Индивидуум в трудах Гайденко П.П. // Новая философская энциклопедия: Том 2. М.: 2001. Страница 105
11. 25 значимых книг по психоанализу от Фрейда до Лакана. Урал.:
12. Культурология. Энциклопедический словарь. Хоруженко К.М. Ростов-на-Дону: 1997
13. Философия. Мифология. Культура. Лосев А.Ф. Москва: 1998
14. Антология культурологии XX века. Москва: 1995
Бережанская М.К. 1 , Белецкая Е.А. 1 , Губаренко И.В. 1 1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Башкирский государственный институт инновационных технологий
69.9 КБ
Текст работы представлен без изображений и формул. Полная версия работы доступна в разделе "Файлы работы" в формате PDF
Социокультурное пространство — это термин, который часто встречается в современной философии и культурологии. Ученые различных областей, такие как социологи, филологи, историки, философы, искусствоведы, считают, что этот аспект возник с появлением общества и концепции мировой истории.
Это понятие описывает историческое пространство с учетом его культурных и социальных особенностей. По словам Е.Н. Ненаховой, исследователи культурно-исторической школы диффузионизма – Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, В. Шмидт, Л. Фробениус – рассматривали распространение культур, формирование культурных кругов и зон в пространственном измерении. А. Тойнби ввел понятие "культурного поля", но позже пришел к осмыслению социокультурного пространства. Значит, социокультурное пространство следует рассматривать как составляющую общества с учетом культурных и социальных аспектов, учитывая его зависимость от определенных пространственно-временных рамок.
Согласно высказыванию Е.Л. Орловой, интерес к этому многогранному термину проявляется в его уникальном объединении всего разнообразия подходов к описанию и определению сущности социальных и культурных изменений. Также многие ученые считают необходимым введение данного термина из-за невозможности изучения социальной реальности отдельно от культуры и наоборот.
Таким образом, термин "социокультурное пространство" представляет собой объединение нескольких понятий, таких как "пространство", "социальное пространство" и "культурное пространство". Давайте разберемся в значении каждого из них.
Пространство играет ключевую роль во многих областях науки из-за своего всестороннего значения, оно является базовым понятием и фундаментальным элементом. Таким образом, оно определяет структуру и размеры материальных систем, их взаимное расположение и конфигурацию.
В контексте данной темы, пространство не является материальным, как в математике, а тесно связано со временем. По М.М. Самчук, "Время — это форма последовательной смены явлений и состояний материи, характеризующая их длительность" [5, с. 79]. Таким образом, пространство и время считаются универсальными категориями.
В данном исследовании они имеют важное значение как объединенный пространственно-временной аспект.
Термин социальное пространство имеет сложное определение, которое не получило общего согласия среди ученых. Многие ученые рассматривают это понятие с различных точек зрения. Одни утверждают, что социальное и физическое пространство различны, но взаимосвязаны. Другие считают, что все пространство социально, поскольку оно зависит от созерцающего субъекта, человека. В конечном итоге можно сказать, что социальное пространство представляет собой физическое пространство, на котором проявляются формы человеческого существования — коммуникации, статусы, накопленный опыт и т.д.
Многие ученые утверждают, что культурное пространство играет ключевую роль в интерпретации и понимании социокультурного пространства. Согласно Е.В. Орловой, культурное пространство не просто хранит вещи, явления и процессы, но также формируется культурными процессами, регулирует взаимодействие субъектов культуры и является условием их развития. Культурные процессы, соответственно, не могут происходить независимо от человеческой деятельности и социального влияния [6, с. 174].
В конечном итоге, объединяя все три рассмотренных понятия, мы приходим к выводу, что социокультурное пространство представляет собой пространственно-временной аспект, отражающий формы взаимодействия людей, формирующие культурные процессы, способствующие взаимодействию, формированию и развитию субъектов культуры.
В следующем разделе мы рассмотрим особенности современного социокультурного пространства. На сегодняшний день социокультурное пространство подвержено изменениям под воздействием общества в целом, и каждый индивидуум вносит свой вклад в этот процесс. Социальное пространство не ограничивается географическими рамками конкретной страны или культуры, хотя существуют различные общества (местные, региональные, национальные, а также индивидуальные, особенные для отдельных личностей и т.д.), обладающие характерными чертами социокультурного пространства.
Современное социокультурное пространство выходит далеко за рамки отдельной культуры из-за своей подвижности, текучести и постоянного развития. Его невозможно представить только в рамках одной плоскости, потому что оно неодномерно и связано с миром человеческих идей, норм и ценностей.
Уникальное положение каждого человека определяется множеством разнообразных факторов: его социальным статусом, образованием, способностью к общению, эмоциональной чувствительностью, образом жизни, достижениями в различных сферах и так далее. Каждая историческая эпоха имеет свое собственное социокультурное пространство. Современное социокультурное пространство характеризуется такими особенностями, как объединение экономических, политических, культурных и духовно-информационных сфер жизни в большинстве стран мира, увеличение межкультурных связей, стремительный рост различных технологий и форм коммуникации, а также формирование общего информационного пространства для всех.
В процессе развития современной социокультурной среды, изменения в мировом обществе приводят к все более широкому вовлечению масс людей в коммуникацию и информационные потоки. Одним из ключевых понятий, описывающих современное социокультурное пространство, является "информационное общество" [1, с. 97]. Этот термин недавно получил широкое распространение как особая форма современной социальной реальности. Основным элементом, способствующим появлению "информационного общества", является все возрастающее влияние и распространение социальных сетей, как среды активного социального и культурного взаимодействия людей.
Для полноценного участия в процессах информационного общества необходимо не только уметь использовать информацию и развивать свой интеллект, но Владеть языками для активного общения с представителями других культур и становиться активной коммуникативной личностью.
Список литературы:
Есипов, Б.П.
Метод проектов // Педагогическая энциклопедия / Б. П. Есипов, З. И. Равкин. – М., 2006. – Т. 2. – 806 с.
Социокультурное пространство как научное понятие [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://studbooks.net/2420355/sotsiologiya/sotsiokulturnoe_prostranstvo_nauchnoe_ponyatie (дата обращения: 20.12.2021)
Социокультурное пространство современности: основные характеристики/Е.Ю. Шакирова//Культура.
Духовность. Общество – 2013. – № 7.– С. 174.
Структура и основные элементы социокультурного пространства были исследованы М.М. Самчуком в его работе для издания "Извести волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально гуманитарного знания" в 2012 году (№ 3, с. 78).
В.И. Захарова исследовала социокультурное пространство мегаполиса в своей научной статье, опубликованной в журнале "Теория и практика общественного развития" в 2017 году (№ 2, с. 25).
Пространство культуры
Каждая культура проявляется в своем уникальном времени и пространстве, причем эти аспекты культуры тесно связаны с человеческими переживаниями. • В контексте времени культура служит хранителем прошлого, связующим звеном между прошлыми веками и настоящим. • С точки зрения пространства культура объединяет прошлые образцы с теми, что возникают в настоящее время. Таким образом, в постоянной динамике формируется новое культурное пространство, ограниченное определенными временными рамками.
Граждане этого пространства осознают свою принадлежность к нему как цельное целое. Они определяют себя как принадлежащих именно к нему. При этом проявляется большое значение семиотического аспекта. Любое культурное пространство содержит в себе определенную систему знаков и символов, характерную только для него. Она понятна тем, кто чувствует себя в пространстве данной культуры как рыба в воде.
Культурное пространство объединяет различные явления, которые: • Воспринимаются; • Преживаются людьми. Они и формируют, изменяют его. Происходит взаимный процесс: люди воздействуют на культурное пространство вокруг себя, а оно воздействует на них, формируя из них целостное сообщество с единственным менталитетом.
Культурное пространство всегда наполнено. Оно существует только в заполненном состоянии, независимо от того, чем оно наполнено. Интересно, что в одном обществе могут существовать различные культурные пространства, переплетаясь, сталкиваясь или существуя отдельно друг от друга. Однако все они базируются на общем культурном пространстве.
Когда это общее пространство начинает разрушаться, культура попадает в кризис. Поэтому так важны традиции, общие верования, ценности и цели.
Язык
Словарный состав языка является ярким примером культурного порядка. Через язык закрепляется стабильный порядок словосочетаний и выбора слов. Язык представляет собой форму культуры, которая отражает ее особенности: социальную распространенность, повторяемость и устойчивость.
Лексика — это одна из составляющих культуры, отражающая ее содержание. Она служит основным средством общения и передачи информации. Культурное пространство формируется в процессе активного и свободного общения участников группы.
Нравы
Огромное количество инструментов используется для культурного управления общественным взаимодействием.
Ниже представлены методы, специально разработанные для культурного и социального регулирования поведения людей с угрозой применения насилия:
- Идеология.
- Законы.
- Официальные обряды, церемонии, этикет, ритуалы.
- Этические, нравственные и моральные ценности.
Все эти методы управления культурой могут быть объединены под термином "нравы". Они занимают определенную область, в которой практически отсутствует контроль со стороны властных структур. В сегодняшние дни нравы регулируют взаимоотношения в обществе. Они помогают управлять поведением людей без угрозы наказания, только из-за опасности ограничения общения. Психологическая зависимость человека от интенсивного взаимодействия настолько высока, что данная угроза достаточно эффективна.
Чем может быть культурнное пространство человека
Что представляет собой независимое культурное пространство?
Культурное пространство — это сложное понятие, которое охватывает все сферы культуры. Слово "независимое" добавляет к нему идею отделенности от государства и самостоятельности. Такой многоаспектный концепт подходит для описания творческих коммун, киноцентров, и арт-пространств. Цель таких пространств — объединить творческих людей и предоставить им возможность развивать городскую культуру.
Безусловно, концепция культурного пространства — относительная новинка по сравнению со стандартными музеями и выставками. В 2007 году началось постепенное появление современных культурных пространств в городах, созданных по инициативе горожан. Маленькие студии, магазины, кафе, выставочные залы открылись повсюду, не имея поддержки со стороны государства. К счастью, этот новый феномен не только не повредил облику города, но и приукрасил его.
В 2018 году две молодые женщины-основательницы Домов культуры «Делай культуру» и «Делай сам/а» в Москве, Дарья Федотова и Марийка Семененко, выпустили свое исследование под названием «Жизнь и смерть независимых культурных пространств в России». Этот проект вдохновил нас, и мы планируем использовать некоторые его идеи.
Зачем городам нужны независимые культурные пространства?
По сути, все то, что мы называем независимыми культурными пространствами, в Европе относится к общественным центрам, которые получают финансирование от государства или частных компаний. В России с этим дела обстоят гораздо сложнее. Дома культуры, в нашем случае, — это места, где можно организовывать киносеансы, фестивали, ярмарки, тематические вечера и другие мероприятия без необходимости получения разрешений от властей. Отсутствие разрешений означает отсутствие государственной поддержки.
В российских городах культурная сфера развита даже неплохо: функционируют музеи, театры, галереи, часто проходят выставки и кинопоказы. Однако все эти мероприятия финансируются государством и проходят под контролем власти. На сцене можно увидеть только определенные постановки, в кинозале зрителям предоставляют ограниченный выбор фильмов, а музеи тщательно отбирают экспонаты. Именно поэтому представление о культуре остается односторонним и зависит от того, что нам показывают. В этой ситуации появляются независимые культурные площадки, которые предлагают более свободное и разнообразное содержание, уменьшая цензуру и расширяя кругозор посетителей.
Российское государство выражает надежду на успешную интеграцию патриархальной матрицы в сознание граждан, уверено в том, что этот процесс будет осуществляться без участия автономных институтов, так как они не представляют ценности для государства и его способности справиться с этой задачей. Марийка Семененко, совместный автор исследования, а также учредительница проектов ДК «Делай сам/а» и ДК [делай культуру]
Безусловно, для горожан такие места, как "Тайга" в Санкт-Петербурге (перестал работать в августе 2017 года), культурно-общественный центр TEXTIL в Ярославле, центр современной культуры "Смена" в Казани, дом культуры "Делай Сам/а" (закрылся в марте 2018 года) и ДК [делай культуру] в Москве, платформа "Арт-Ворота" в Калининграде (неактивна с весны 2018 года) и другие являются важными. Например, ЦСК "Смена" изначально открылся как галерея с небольшим книжным магазином, где можно было приобрести тексты, которые не продавались в обычных магазинах. А в 2015 году рядом открылось небольшое издательство, занимающееся малоизвестными сюжетами.
Удивительным образом центр Makaronka в Ростове смог объединить экспериментальный театр, музыку и современное искусство. Новым и малоизвестным творческим личностям была предоставлена возможность работать в мастерских на территории бывшего завода и выставлять свои произведения. Сейчас формат изменился, здесь функционирует "Театр 18+", где часто ставят постановки по личным историям жителей города. Одной из примечательных постановок стал документальный трэш-мюзикл "Папа", в котором через мифы о городе, истории, рассказанные местными жителями, и местную музыку был сформирован образ современного Ростова.
Пермская лаборатория искусства "Дом грузчика" была задумана как место, где художники могли бы найти новое пристанище после того, как их прежнее помещение стало непригодным из-за грибка. Марина Пугина, ответственная за пиар в "Доме грузчика", рассказывает, что изначально они просто искали помещение, но в итоге создали целую площадку для творчества. Сейчас в лаборатории проходит выставка работ Александра Кошелева: художник создает картины в одной комнате, а затем выставляет их и общается с посетителями за дверью.
Как такие искусственные пространства влияют на жизнь города?
Воздействуя на общество, независимые культурные пространства объединяют людей и предоставляют новые возможности. Например, небольшая лаборатория "Дом грузчика" в Перми играет значительную роль в городской культуре, проводя разнообразные мероприятия, такие как лекции, воркшопы, исторические курсы кино, а также арт-лагерь для детей.
Это уникальное пространство активно взаимодействует с окружающей средой, и этому способствует концепция "городских интервенций". Пиар-менеджер описывает "Дом грузчика" как здание с высокими потолками, ранее использовавшееся как жилое пространство, но в настоящее время содержащее алкогольный магазин, бордель и множество уникальных маргинальных историй.
Открытие арт-центра «Makaronka» оказало значительное влияние на облик города Ростова-на-Дону: к моменту запуска данной площадки в городе практически не существовало ничего подобного. А в 2016-2017 годах в Ростове начали появляться мелкие культурные пространства, которые начали постепенно развиваться, словно вспышки искусства. Интересно, что многие из них открывались в соседстве с Макаронкой, создавая целый культурный квартал.
Каким образом функционируют независимые культурные пространства?
В современном мире существуют две успешно функционирующие модели финансирования независимых культурных пространств. Первая из них – французская, где государство контролирует культурные процессы и обеспечивает их финансирование. Вторая модель – американская, где государство поддерживает частный сектор и предпринимательство, которые затем финансируют культурные программы. Франция и Америка имеют четкие стратегии по финансированию культуры, в то время как позиция России по этому вопросу остается неясной.
Например, исходный инвестором пространства «Смена» стал казанский предприниматель, который был вдохновлен искусством и вложил около миллиона рублей. Сотрудничество быстро раскололось из-за спора о культурной программе «Смены». Однако собственники здания вступили в положение ребят и предоставили скидку на аренду помещения. Сегодня основным источником дохода является проведение и обслуживание различных мероприятий.
Если у нас есть деньги в кассе, мы покрываем все месячные расходы, оставшиеся средства просто разделяем. В этом смысле у нас полностью кооперативная организация, где никто не может принимать решения один. По важным вопросам мы собираемся все вместе и обсуждаем их.
У ДК "Делай сам/а" также были проблемы с финансированием, и команда постоянно искала способы решения этой проблемы, отправляя заявки на гранты и обращаясь в фонды. Они даже попробовали открыть кафе, чтобы покрыть расходы, но оно оказалось неудачным и не принесло прибыли.
В отличие от этого, "Макаронка" получает поддержку от своего учредителя, а также имеет кафе-бар на территории. Иногда они также участвуют в коммерческих проектах. Однако, единственной проблемой, по мнению самих актеров, является финансовая нестабильность и отсутствие возможности оплатить работу постоянной труппы театра.
TEXTIL использует несколько методов привлечения средств. Раньше их арендные расходы полностью покрывал строительный партнер, но сейчас он вышел из проекта. Локальные партнеры также участвуют в работе TEXTIL: цветочная лавка помогает украсить территорию. Пока они не используют все возможности для заработка, но в будущем они могли бы сдавать помещения в аренду для съемок. Они отказываются от этого, поскольку не хотят перепутать культурное и творческое с коммерческим.
Есть ли трудности?
Исследование, о котором шла речь в начале материала, включало в себя 8 независимых культурных пространств по всей территории России, и на сегодняшний день ровно половина из них уже закрыта. Организаторы редко делятся подробностями, опасаясь, что это повлияет на их будущие проекты, но одной из основных причин закрытия является цензура и давление.
Например, организаторы "Арт-ворот" рассказали, что за три года существования они столкнулись только с одним случаем цензуры, но он значительно отклонил их от пути.
Был случай с Британским Советом. К нам приходил генеральный консул Ее Величества, и у нас должны были быть мастер-классы по культурному менеджменту. И вот как раз на эти пару дней ворота закрыли на проверку. Почему-то кто-то посчитал это опасным — не понравилось, что там Британский Совет руководит
Несмотря на подобные случаи, "Арт-ворота" всегда остаются открытым и дружелюбным пространством, где основная политика — дружба и установление хороших отношений с каждым.
Организаторы казанской смены "Смена" рассказали об еще одном инциденте. Проведение провокационного фильма "Майдан" вызвало возмущение у чиновников, однако к счастью, это не повлияло на дальнейшее развитие проекта.
Ярославский центр TEXTIL столкнулся с проблемой "плоскости инфраструктуры", которая помешала реализации планов по созданию культурного центра. Одной из основных преград стала отсутствующая система отопления в помещении.
Тем не менее, почему важно поддерживать такие культурные инициативы?
Многие независимые культурные пространства появляются с целью сохранения баланса между независимостью и зависимостью в городе. Они предотвращают ситуацию, когда все мероприятия, кинопоказы и выставки находятся под строгим контролем государства, лишены индивидуальной инициативы и лишены возможности представлять культуру через свой уникальный призму перед горожанами.
Благодаря своей широкой масштабности и разнообразию, такие места необходимы городу и его жителям. Это не просто отдельные театры, галереи или кинотеатры, а целый культурный комплекс, объединяющий творческих людей, способных вдохновлять и творить. Каждое пространство уникально и создает альтернативу традиционной культурной программе, которую предлагают официальные учреждения. Кроме того, стоит отметить, что люди, организовавшие свои проекты на основе бывшей макаронной фабрики и двух пустых складов, оказывают городу огромное влияние: они благоустривают территорию, вдохновляют на культурное самосовершенствование и служат примером частной инициативы.