Сразу после начала вторжения в СССР гитлеровское командование объявило, что Ленинград необходимо стереть с лица земли. В конце сентября 1941 года А. Гитлер издал соответствующую директиву, где было сказано буквально следующее:
«1. Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После разгрома советской армии существование этого города не будет иметь никакого смысла. 3. Предлагается плотно блокировать город и сровнять его с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены».
Из директивы «О будущем города Петербурга»
Население, которое, по мнению А. Гитлера, могло попытаться покинуть город, следовало с помощью оружия загонять обратно в кольцо блокады. По планам нацистов, Ленинград должен был погибнуть.
Начало блокады
До войны Ленинград был крупнейшим центром советской промышленности, средоточием культурных ценностей. В политическом смысле город считался «колыбелью революции». Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата Северной столицы.
Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград и соединиться с войсками вермахта (группой армий «Север») у Финского залива и восточнее Ладожского озера. После того как группа армий «Север» вышла к Пскову, наступление на Карельском перешейке начали финские дивизии. Положение города на Неве стало критическим.
И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли. Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру. Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор.
Кто командовал прорывом блокады ленинграда
Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г.
Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов – Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. А. Говорову и генералу армии К. А. Мерецкову. Координировали взаимодействие представители Ставки – генерал армии Г. К. Жуков и маршал К. Е. Ворошилов.
12 января 1943 г. после тщательной подготовки 67-я армия Ленинградского фронта (генерал М. П. Духанов) нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов В. З. Романовского и Ф. Н. Старикова. Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия.
18 января 1943 г. в 9.30 на восточной окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом после решительной атаки части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера.
Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады Ленинграда. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город был украшен флагами.
Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург – Поляны протяженностью 36 км. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда с продовольствием, боеприпасами, сырьём.
С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год – 27 января 1944 г.
Лит.: Жеребов Д. К. Семь январских дней: Прорыв блокады Ленинграда, 12–18 янв. 1943 г. Л., 1987; Прорыв блокады Ленинграда, янв. 1943 г.: Боевые действия второй Ударной армии: СПб., 1994; Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» [Электронный ресурс] // Музеи России. 1996-2019.
URL: https://www.lenoblmus.ru/museums/muzey-zapovednik-proryv-blokady-leningrada; Операция «Искра» Л., 1973; Операция «Искра» – блокада прорвана [Электронный ресурс] // Ленинград. Блокада. Подвиг. Б. д. URL: http://blokada.otrok.ru/cont.php?y=3s=is.
См. В Президентской библиотеке:
Боевой состав, численность войск
Красная Армия
Рассмотрев инициативу Военного совета Ставка ВГК приняла решение об усилении обоих фронтов артиллерийскими, миномётными и танковыми соединениями. Из резерва Ставки Волховский фронт получил: пять стрелковых дивизий, три лыжно-стрелковых бригады, четыре аэросанных батальона, инженерно-сапёрную бригаду.
Фронтом было сформировано четыре зенитно-артиллерийских дивизиона, десять миномётных полков, два полка реактивной артиллерии и танковый полк. Ленинградский фронт был усилен одной стрелковой дивизией, пятью стрелковыми бригадами, одной зенитно-артиллерийской дивизией, тремя аэродесантными батальонами.
Фронтом были вновь сформированы: артиллерийская дивизия и бригада, три артиллерийских и миномётных полка, пять дивизионов реактивной артиллерии, танковый полк и четыре танковых батальона [6] . Войска Ленинградского фронта поддерживала 13-я воздушная армия генерал-майора С. Д. Рыбальченко, Волховского фронта — 14-я воздушная армия генерал-майора И. П. Журавлёва. К участию в операции привлекалась авиация дальнего действия, авиация КБФ, а также береговая и корабельная артиллерия Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской флотилии.
К началу операции было достигнуто превосходство наши войска на участке прорыва: в пехоте в 4,5 раза, по артиллерии в 6-7 раз, по танкам в 10 раз, по самолётам в 2 раза. План операции предусматривал совместные действия правого крыла Волховского фронта и Невской оперативной группы Ленинградского фронта.
Главная роль отводилась войскам Волховского фронта, которые должны были прорвать оборону противника южнее Синявина и выйти к Неве, чтобы соединиться с частями Ленинградского фронта. Для осуществления плана были выделены две армии: 8-я под командованием генерал-майора Ф. Н. Старикова и 2-я ударная под командованием генерал-лейтенанта Н. К. Клыкова. Между 8-й армией, находившейся в первом эшелоне и развивавшей её действия 2-й ударной армией размещался 4-й гвардейский стрелковый корпус. Первые два эшелона должны были прорвать рубеж обороны, а задача третьего сводилась к разгрому вражеских резервов уже на завершающем этапе операции. Координировали действия фронтов: Ленинградского — маршал Г. К. Жуков, Волховского — маршал К. Е. Ворошилов, Членом Военного совета фронта был назначен генерал-лейтенант Л. 3. Мехлис, начальником штаба генерал-лейтенант М. Н. Шарохин [6] .
Немецко-фашистские войска
После неудачной попытки взять Ленинград немецко-фашистская армия перешла к обороне и строительству оборонительных сооружений. В 1942 году началась битва за Сталинград. Город, превращённый в руины, после тяжелейших боёв и огромных потерь всё ещё не был сдан противнику. Чтобы захватить город, Верховным командованием вермахта была произведена перегруппировка войск.
Осенью 1942 года из группы армий «Север» началась переброска войск на сталинградское направление. В район Сталинграда перевели 8-й авиакорпус. Из состава 18-й немецкой армии забрали 12-ю танковую, 20-ю моторизованную и несколько пехотных дивизий.
Взамен 18-я армия получила 69-ю пехотную, 1-ю, 9-ю и 10-ю авиаполевые дивизии [8] . Советским войскам на Ленинградском фронте должна была противостояла 18-я немецкая армия под командованием генерала кавалерии Георга Линдемана, которая входила в состав группы армий «Север», под командованием генерал-фельдмаршала Георг фон Кюхлера. Армия располагала четырьмя армейскими корпусами, всего до 26 дивизий.
С воздуха войска поддерживал 1-й воздушный флот под командованием генерал-полковника авиации А. Келлера. На северо-западных подступах к городу напротив 23-й советской армии находилось 4 финские дивизии из состава оперативной группы «Карельский перешеек». На шлиссельбургско-синявинском выступе немецкая армия имели наиболее мощную оборону и наиболее плотную группировку воинских частей. Между городом Мга и Ладожским озером дислоцировалось 5 немецких дивизий − основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов. В их составе было около 60 тыс. человек, 700 орудий и миномётов, около 50 танков и САУ. В оперативном резерве находились 4 дивизии [8] .
Ход операции
Обстановка под Ленинградом на следующий день после начала операции.
12 января 1943 года операция «Искра» началась. В 9:30 утра началась артиллерийская подготовка, по позициям противника ударили из двух тысяч орудий. В 11:50 огонь на артиллерии на Ленинградском фронте достиг наивысшего напряжения и вслед за ним, по невскому льду, четыре группы стрелковых дивизий 67-й армии бросились на штурм вражеских укреплений. Пехоту поддерживали лёгкие танки и бронеавтомобили [2] .
18 января 1943 года удалось прорвать блокаду города Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года.
Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. А. Говорову и генералу армии К. А. Мерецкову. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. К. Жуков и маршал К. Е. Ворошилов.
12 января 1943 года после тщательной подготовки 67-я армия Ленинградского фронта (генерал М. П. Духанов) нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов В. З. Романовского и Ф. Н. Старикова. Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия.
18 января 1943 года в 09:30 на восточной окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом после решительной атаки части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера.
Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами.
Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург—Поляны протяжённостью тридцать шесть километров. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда.
С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 года.
Напомним, что на Youtube-канале Российского исторического общества размещён документальный фильм «Самое главное в жизни», посвящённый блокаде, из цикла «НАСТОЯЩЕЕ – ПРОШЕДШЕЕ (поиски и находки)». Фильм снят телерадиокомпанией «Плеяда» при поддержке фонда «История Отечества». В фильме впервые представлен ряд документов, с помощью которых можно восстановить реальную картину начала войны и понять, почему стала возможной блокада, благодаря кому Ленинград не был сдан врагу и выстоял. Архивные фонды, воспоминания блокадников, неизвестные ранее мемуары, фотографии и хроникальная летопись помогают понять и прочувствовать ситуацию, в которой оказался город осенью 1941 года.
Текст: Полина Животова
По материалам сайта Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина
- Разбор фальсификаций. Правда ли, что Петра I подменили во время Великого посольства?
- Состоялось заседание клуба «Страницы советской и российской истории. 1917–2017»
- 2 ноября (22 октября) 1721 года Россия была провозглашена империей
- На форуме «Сообщество» обсудили преступления украинского режима в Курской области
- Проекты по объединению и поддержке соотечественников за рубежом обсудили в ТАСС
Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда
Рубрика «Один день из истории Великой Отечественной войны»: 12 января 1943 года началась операция «Искра» (нем. Zweite Ladoga-Schlacht — Вторая битва у Ладожского озера) — наступательная операция советских войск силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.
На подготовку операции отвели почти месяц, за который в войсках развернули всестороннюю подготовку к предстоящему наступлению.
Особое внимание уделили организации взаимодействия между ударными группировками. Для чего командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки. Решили, что если войска одного из фронтов не сумеют дойти до намеченной для них линии, то войска другого не приостанавливают продвижения, а продолжают двигаться навстречу.
Поскольку советские войска не имели опыта преодоления эшелонированной обороны противника, особое место в подготовке заняло обучение соединений наступательным действиям в лесисто-болотистой местности и штурму укреплённых позиций противника. Для чего в тылу создали учебные поля и специальные городки. Командующий Ленинградским фронтом Л. А. Говоров поочерёдно выводил с передовой во второй эшелон подразделения и части с целью проведения тренировок по наступательной тематике. Кроме того, войска 67-й армии отрабатывали в городской черте форсирование Невы по льду и наведение переправ для тяжёлой артиллерии и танков.
Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4900 орудий и миномётов (калибром 76-мм и выше), более 600 танков и 809 самолётов.
12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации.
Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен (ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров), политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить.
В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль (после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21) и несколько мостов через Неву. 7 февраля на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с «большой земли». Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта.
Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам.