Стройплощадку будущего Большого Смоленского моста сегодня показали журналистам. Первую за последние 40 лет разводную переправу планируют возвести к осени 2029 года. Длина, по проекту, чуть более полутора километров, ширина 38 метров. Сейчас основные работы ведут на воде. В акватории Невы сразу несколько плавучих платформ.
Начали с возведения шестой опоры.
Там как раз и разместят разводной пролёт будущего моста.
«Данным мостом, данной развязкой будет пользоваться порядка 800 тысяч жителей нашего города. Мост является составной частью транспортной развязки, которая будет начинаться с левого берега, интегрирована в проспект Обуховской Обороны, а также улицу Бабушкина, и на правом берегу Невы», — сказал Максим Молчанов, заместитель директора СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства».
Губернатор Петербурга Александр Беглов, выступая с отчётом перед городскими депутатами, упомянул о строительстве Большого Смоленского моста в контексте модернизации транспортного каркаса Северной столицы. Переправа станет одним из ключевых объектов и разгрузит дороги на юго-востоке города.
В Петербурге определили подрядчика для строительства Большого Смоленского моста
Власти Санкт-Петербурга выбрали подрядчика для выполнения второго этапа работ по строительству Большого Смоленского моста через Неву. Победителем тендера стала московская компания АО «Дороги и мосты», выступившая единственным участником конкурса. Об этом со ссылкой на данные сайта госзакупок 31 января сообщает «Закс.ру».
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга
Сумма контракта по данному конкурсу составляет 2,6 млрд рублей. Согласно техзаданию, подрядчику необходимо будет подготовить территорию и выполнить рабочую документацию для возведения инфраструктурного объекта. Заказчиком выступает ГКУ «Дирекция транспортного строительства».
Ранее «Ъ-СПб» писал, что проект Большого Смоленского моста в Петербурге одобрила Главгосэкспертиза. Позднее стало известно, что из-за строительства новой переправы Смольный отказался от идеи передвинуть школу, где училась блокадная поэтесса Ольга Берггольц.
Читайте нас в Telegram и ВКонтакте
Участок для стройки
Для строительства съездов с моста на левом берегу Невы снесут дома постройки конца XIX — начала XX века на проспекте Обуховской обороны. В 2021 году на Совете по сохранению культурного наследия эксперты пришли к выводу, что все «спорные» здания «перестроены в советский период и утратили исторический облик».
В марте 2023-го года депутаты ЗакСа поддержали поправку в закон Петербурга № 820-7 «О зонах охраны», лишив охранного статуса здания в зоне строительства моста.
Жилые дома, подлежащие сносу, в ближайшее время должны начать расселять. По словам руководителя «Дирекции транспортного строительства» Евгения Варова, там сейчас проживает примерно 60-70 семей. Собственникам должны предложить альтернативное по качеству жилье или денежную выплату. Жители домов разделились во мнении: одни рады такой возможности и жалуются, что старые дома давно не пригодны для комфортной жизни, другие, наоборот, всеми силами сопротивляются переезду.
Градозащитники обращали внимание, что ранее, ещё в советские годы, при планировании необходимого городу моста предполагалось, что съезды с него на левом берегу будут организованы на месте Невского метизного завода. Однако этот участок уже застроен новым жилым домом.
Финансовый вопрос
Впервые концепция моста через Неву в Невском районе была представлена в Генеральном плане Ленинграда 1947-1948 годов, разработанном под руководством главного архитектора города Николая Баранова. Градостроитель также руководил созданием проектов Московского и Приморского парков Победы, сквера на площади Революции (сейчас это вновь Троицкая площадь) и площади Искусств, стадиона имени Ленина (с 1992-го он Петровский) и нового здания Финляндского вокзала.
В 1987 году мост вновь появляется в Генплане города и с тех пор сохраняется в последующих версиях главного градостроительного документа Петербурга.
В 2014 году комитет по развитию транспортной инфраструктуры заключил контракт с АО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург» на разработку предпроектной документации по строительству объекта. При начальной максимальной цене в 10,98 миллионов рублей, финальная стоимость контракта составила 1,58 миллиона.
АО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург» проектировал крупные инфраструктурные сооружения, в том числе Крымский мост.
На предпроектном этапе рассматривалось три варианта переправы — тоннель, вантовый и разводной мост. Предпочтение отдали последнему.
В феврале 2023 года власти сообщали, что ориентировочная стоимость объекта составила 50 миллиардов рублей, однако она может быть скорректирована по результату получения положительного заключения Госэкспертизы. В бюджете Петербурга на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы на создание Большого Смоленского моста было предусмотрено более 27 миллиардов рублей. Их планировали направить на закупку материалов и технологий, чтобы обеспечить старт строительно-монтажных работ в 2024-м.
В 2021-2023 годах велось проектирование моста. Инвестором выступил холдинг Setl Group, поскольку будущий мост соединит, в том числе, новостройки компании, которые расположены на обоих берегах.
В июле 2023 года разработанный проект был отправлен в ФАУ «Главгосэкспертиза России». В январе 2024 года он получил положительное заключение.
24 декабря 2023 года на Октябрьской набережной был установлен закладной камень — это было символическое начало стройки Большого Смоленского моста.
До конца 2024 года власти рассчитывают решить весь массив вопросов освобождения территории на Дальневосточном проспекте и Глухоозёрском шоссе, где будет проходить дорога.
На Глухоозёрском освободят более шести тысяч квадратных метров территории, а на Дальневосточном — 300 квадратных метров.
Одно из зданий, которым придётся пожертвовать ради нового моста. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
В апреле 2024 года стало известно, что обеспечит расширенное банковское сопровождение процедур, связанных со строительством Большого Смоленского моста, банк ВТБ.
Лёгкий, воздушный и не закрывающий виды
Каким же будет Большой Смоленский мост?
— Это будет самый широкий мост в Петербурге в наше время, который является разводным: его ширина — 37,4 метра, — рассказал гендиректор проектирующей компании. — Ширина тротуара — 3 метра, с одной стороны будет организовано велосипедное, с другой — пешеходное движение.
Общая длина моста составит 2,2 км. Впрочем, с учётом всех съездов и примыканий эта цифра оказывается значительно больше: общая длина дорожного полотна составит 8,8 км. Длина самого мостового пролета, согласно плану, — 484 метра.
— Мост (
будет
) лёгкий, воздушный, — рассказал гендиректор ООО «БКН Инжиниринг». — Наши коллеги использовали хороший приём, совместив классическую петербургскую арочную структуру пролётных конструкций, но, при этом, занизив опорные колонны. Опорные колонны сделаны менее массивными, единственные две основные колонны, в которых механизм разводки моста, представляют более серьёзные конструкции.
Колонны с разводным механизмом будут обыграны как будки обслуживания: их внешний вид «отсылает к облику Благовещенского моста». Арки моста планируется сделать «ажурными», дабы вся конструкция не заслоняла вид на Финляндский железнодорожный мост.
Единственная проблема во всей этой красивой схеме — восемь исторических зданий, которые расположились на пути строительства. Правда, Игорь Пасечник, архитектор и директор ООО «НИиПИ «Спецреставрация», заявил:
— Объекты культурного наследия, памятники в данной схеме никак не пострадают.
Восемь кирпичных жертв
Восемь исторических объектов вдоль проспекта Обуховской обороны, которые мешают строительству моста, нужно просто принести в жертву. Эти здания, построенные до 1917 года, было предложено снести, внеся соответствующие изменения в текст новой редакции закона Санкт-Петербурга № 820-7 «О границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга…». Ситуация в данном случае ровно та же, что и с историческими зданиями Кокоревских складов, лежащих на пути нового терминала ВСД. Но, если в случае со складами было решено отложить решение и ещё немного хорошо подумать, то в данной ситуации даже градозащитники решили, что эти здания — не такая уж большая важность.
Речь идёт о домах №№48, 54, 56, 60, 69, 71, 44, лит. А, 68, лит. А на проспекте Обуховской Обороны. Как отметил Игорь Пасечник, эти дома отличаются тем, что, хоть по документам и являются историческими, по факту в течение XX века претерпели столько надстроек и изменений, что, в большинстве своём, почти не сохранили дореволюционного облика.
— Вот дом №48 по проспекту Обуховской обороны — это дом 1850 года постройки. Изначально это было три отдельных каменных и одно деревянное строение, — рассказал Игорь Пасечник. — На сегодняшний день мы наблюдаем здесь фактически дом, который по документам является историческим, но по факту это здание 1970 года, которое абсолютно не сохранило в себе черты первоначальных исторических зданий. Следующий дом (
д.№ 54, лит. А — прим. авт.
) — тоже год постройки 1870. После войны и в `70-е годы проведена глобальная реконструкция. Конечно, некоторые черты угадываются, но это абсолютно плоский фасад, который никакого архитектурного интереса не представляет.
Дом №69, лит. В 1871-го года постройки утратил весь свой «богатый декор фасада», и так далее. Особо выделяется в этом списке здание по адресу проспект Обуховской обороны, 44, лит. А — оно после пожара 2016 года уже пять лет стоит в руинированном состоянии.
Рядом располагаются и выявленные объекты культурного наследия, которые планируется сохранить, рассказал архитектор:
— Два региональных: это прокатная сталелитейная мастерская Невского железопрокатного завода, год постройки — 1864. Сейчас разрабатывается проектная документация по сохранению данного здания и приспособлению для современного использования, здесь будет торговое помещение. И Октябрьская набережная сама по себе является объектом культурного наследия, она не пострадает.
Кто будет строить большой смоленский мост в санкт петербурге
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»
Закладной камень в честь начала строительства нового Большого Смоленского моста открыли в Петербурге в воскресенье. Белое полотнище с маленького монумента снял лично губернатор Александр Беглов. Он пообещал, что со строительством город справится в срок, потому что опыт у нас есть.
40 лет ожидания
Это будет уже 20-й разводной мост через Неву. Правда, предпоследний – Кантемировский – был сдан в декабре 1982 года, более 40 лет назад. И примерно тогда же Большой Смоленский появился в Генплане Ленинграда.
«800 тысяч человек ждут этот красивый мост, – отметил губернатор, имея в виду жителей Невского и Фрунзенского районов. – Технологически он очень хорошо продуман: предусмотрены и трамвай, и велодорожки. И я отдельно хочу поблагодарить тех, кто его проектировал».
Двукрылый разводной мост длиной 1600 метров обещают построить за три года. Он соединит берега на самом большом промежутке в черте города – между Володарским мостом и мостом Александра Невского в обход исторического центра.
К улично-дорожной сети его подключат через три развязки – на проспекте Обуховской Обороны, Октябрьской набережной и на пересечении Дальневосточного проспекта с улицей Коллонтай и Союзным проспектом. А также – с еще не построенной Широтной магистралью. Об этом рассказал директор СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» Евгений Варов. Так что переправа через реку – лишь часть большого проекта. Общая длина трассы со всеми съездами составит 4,6 километра.
Расселить четыре дома
Мост будет стоять на 10 опорах, высота над водой составит 15 метров, а ширина судоходного пролета – 60 метров. На мосту предусмотрены шесть полос движения, в том числе две выделенки для общественного транспорта и две трамвайные линии. Ширина велодорожек и тротуаров – по три метра. На пересечении с улицей Коллонтай появятся подземные пешеходные переходы.
На левом берегу Невы мост будет следовать через участок, где пока еще стоят жилые дома. Расселить, сказал Евгений Варов, предполагается четыре из них – это примерно 60-70 семей.
Собственники получат или альтернативное по качеству жилье, или денежную выплату, сформированную по оценкам независимых агентств. А гендиректор института «Гипростроймост» Илья Рутман рассказал, что мост будет оснащен современными гидравлическими механизмами с предохранительными клапанами, что будет препятствовать «несанкционированной» разводке.
«В традиции Петербурга – строить арочные мосты, – уточнил Рутман. – Даже Володарский был когда-то арочным. Арки будут соединены попарно и наклонены, и это сделает конструкцию более оригинальной и воздушной».
Закладной камень будет «подпирать» 9-ю опору на правом берегу.