Медный всадник — самый знаменитый памятник Петру I — был установлен в 1782 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге по приказу Екатерины II. Вспомним историю одного из самых величественных памятников северной столицы с Натальей Летниковой.
1. Это не первый памятник великому самодержцу. Еще при жизни царя-реформатора Бартоломео Растрелли создал «своего» Петра. Но этот памятник занял место у Михайловского замка лишь в 1800 году.
2. Сенатская площадь предназначалась для другого монумента. Парламент хотел увековечить в бронзе действующую императрицу. Екатерина II соблюла политес — сначала великий реформатор! Конный памятник Петру I должен был стоять уже к 100-летию его вхождения на престол.
3. Скульптора искали сообща с Дидро и Вольтером. Выбор пал на француза Этьена Мориса Фальконе. Главный художник Севрской фарфоровой мануфактуры, создатель «Грозящего Амура» и мастер рококо, он грезил об искусстве масштабном. Мечта сбылась в далекой России.
4. Петр в образе Цезаря на коне с жезлом и скипетром? Так видела его Екатерина. Или вариант Дидро — фонтан с аллегорическими фигурами? Фальконе рискнул спорить. В итоге в контракте значилось лишь, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера».
5. Скульптору не давался лик Петра. Фальконе лепил трижды. Его подмастерье Мари-Анн Колло справилась за ночь, используя прижизненную гипсовую маску, снятую еще Растрелли-старшим. Императрица одобрила работу Колло, и Фальконе признал соавторство своей двадцатилетней ученицы.
6. Коня для самодержца искали в конюшнях графа Орлова. Персидских кровей, как и Лизетта — любимая лошадь Петра I. Выбрали Каприза и Бриллианта. Из раза в раз модели с гвардейским офицером в седле взмывали на дыбы, позируя скульптору.
7. Сложнее было с постаментом. Пришлось давать объявление в газету. О гигантском валуне в окрестностях Лахты сообщил крестьянин Семен Вишняков. «Гром-камень» весом около 2 тысяч тонн доставили до столицы за десять месяцев, обтесывая по дороге до нужных размеров.
8. Операция удостоилась внимания всей Европы и императорской медали «Дерзновению подобно». До Финского залива валун перемещали на бревенчатой платформе по желобам с бронзовыми шарами. Дальнейший путь лежал через залив на специальном судне.
9. Вздыбленный конь и змея у подножия. Поверженная змея как победа Петра над противниками его реформ и врагами на поле боя. Работа русского скульптора, сына простого скотника Федора Гордеева. Практическая сторона символа, змея, стала третьей точкой опоры 10-метровой статуи.
О мощный властелин судьбы!Не так ли ты над самой безднойНа высоте, уздой железнойРоссию поднял на дыбы?
Александр Пушкин
— лишь лирический образ. Таким увидел памятник А.С. Пушкин и описал в поэме. На самом деле вместо красного пластичного металла в монументе 176 тонн бронзы и 4 тонны железа. Но главное — это величественный вид Петра, который захватывает дух.
Семь неизвестных фактов о Медном всаднике
На Сенатской площади в Санкт‑Петербурге 18 августа 1782 года был открыт самый знаменитый памятник Петру I. Сегодня Президентская библиотека приглашает читателей «Культуры Петербурга» посетить Сенатскую площадь, обратив особое внимание на один из символов города на Неве – памятник Петру Великому, который, благодаря Пушкину, называют Медным всадником. «Кто из нас, проходя через Петровскую площадь, не останавливался перед памятником Петру I и не удивлялся мудрой Екатерине, умевшей выразить в нем чрезвычайную предприимчивость и смелость основателя Петербурга, Великого Царя, который устроил и просветил Россию, сделав ее сильною и могущественною? – пишет историк и богослов Антон Ивановский в книге «Беседы о Петре Великом и его сотрудниках» (1872 г.), опубликованной на сайте библиотеки. – Но приходилось ли кому-либо из нас при обозрении этого памятника подумать о том, сколько нужно было употребить трудов и неимоверных усилий – построить этот дивный памятник, приводящий в изумление?»
- Факт N 1
Заключая договор со скульптором, взявшимся закончить работу за восемь лет, русский посланник в Париже — князь Дмитрий Голицын — особо отмечал такую черту Фальконе, как бескорыстие. Хотя Голицын и предложил скульптору вознаграждение в полтора раза меньше, чем запрашивали другие художники за подобную деятельность, тот «сам нашел такую цифру преувеличенной» и согласился на гораздо меньшие деньги. В сентябре 1766 года Фальконе выехал в Петербург. Из 25 ящиков, взятых им с собой, только один содержал пожитки художника – остальные были заполнены книгами, гравюрами и слепками.
Трудности у скульптора начались уже на этапе обсуждения проекта. Единого мнения, каким должен предстать Пётр I, не было. Некоторые советовали изваять государя в образе римского императора, другие – соорудить памятник в виде фонтана, окруженного аллегорическими фигурами.
Были и курьезные предложения: изобразить Петра Алексеевича так, чтобы его правый глаз смотрел на Адмиралтейство, а левый – на здание Двенадцати коллегий. В результате Фальконе настоял на собственном видении памятника. Он создал императора в движении, убрав детали, которые могли отвлекать внимание от образа царя-созидателя. Роль Петра как полководца-победителя подчеркивают лавровый венок и меч; постамент в виде громадной скалы напоминает о преодоленных трудностях, а змея под ногами вздыбленного коня символизирует поверженные вражеские силы.
Не обошлось без неприятностей и на этапе отливки скульптуры. Когда часть глиняной формы уже была заполнена – труба, по которой заливалась бронза, лопнула. Все рабочие в страхе разбежались. Не испугался лишь пушечный литейщик Емельян Хайлов, именно он сумел остановить разлив металла. В результате отливка была завершена с небольшими погрешностями, но, благодаря мастерству художника, следов спайки практически не осталось.
Когда пришло время подыскивать камень для подножия монумента, Академия художеств «обнародовала его потребную величину – пять сажен длины, две сажени и пол аршины ширины, одну сажен и два аршины вышины». Вскоре в учреждение явился крестьянин из деревни Лахта и сообщил, что в «6 верстах от берега Финскаго залива… находится огромный валун под названием Каменной горы».
По местной легенде, сам Пётр неоднократно всходил на него, чтобы обозреть окрестности. Перевозка Гром-камня, как его еще называли, весом 1600 тонн заняла около года. Сначала его тащили огромные медные сани, перекатываемые на медных шарах по обитыми медью деревянным желобам. Ежедневно 400 человек двигали их примерно на 200 метров.
Стоявший на камне барабанщик подавал сигналы, делавшие усилия рабочих более дружными. Дотащив гранитный гигант до берега, его погрузили на специальное судно. 7 октября 1770 года Гром-камень был выгружен на Сенатской площади.
Идея надписи на памятнике принадлежит Фальконе. Мастер сказал государыне: «На подножии статуи я поместил бы эту краткую надпись: "Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая". Очень бы я желал, чтобы и на самом камне догадались не писать ничего более». Императрице идея понравилась. В итоге на памятнике была выбита надпись на русском языке и латыни, которая гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782» с одной стороны монумента и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII» – с другой, подчеркивая замысел императрицы: установить линию преемственности с деяниями Петра Великого.
Торжественное открытие памятника состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года. Позднее, благодаря знаменитой поэме Пушкина, скульптура получила название «Медный всадник», хотя на самом деле изготовлена из бронзы. Одно из городских поверий гласит, что, покуда стоит Медный всадник на берегу Невы, Санкт-Петербург будет жить.
На портале и в фонде учреждения можно ознакомиться с многочисленными изображениями памятника, сделанными в разные эпохи и вошедшими в раздел «Сенатская площадь в открытках» коллекции «Санкт-Петербург», а также с уникальными материалами, раскрывающими историю его создания, в том числе исследованиями, входящими в коллекцию «Екатерина II (1729–1796)».
История создания памятника
Сейчас трудно представить, что вместо грандиозного Медного всадника мог быть совершенно иной монумент, похожий на множество других, поставленных в европейских столицах.
Верное решение Екатерины
Сразу после вступления на престол императрица Екатерина II задумалась об установке памятника великому предшественнику – Петру Первому. Она видела цель своей деятельности в продолжении преобразований государства, начатых именно им. Только так можно было поддержать принцип престолонаследия: если не по родству, так по духу.
Предложения по внешнему виду будущего изваяния пошли от приближённых рекой. Одни предлагали традиционную статую в полный рост с императорскими регалиями, другие – фонтан, наподобие версальских, третьи – фигуру Петра окружить аллегорическими изображениями добродетелей и пороков. Екатерина хотела видеть великого человека, сидящим на коне с атрибутами власти в руках.
Проект давнего придворного архитектора Расстрелли ей не понравился. По совету французских друзей-философов она пригласила Этьена Фальконе. Тот согласился на гонорар в 200 тыс. ливров. (Говорят, что другие просили вдвое больше).
Новый проект
Французский скульптор приехал осенью 1766 года вместе с юной помощницей. По слухам, Мари-Анн Колло была еще и любовницей мэтра.
Фальконе начал работу не только с подготовки макета, но и с изучения деятельности того, чей памятник он должен был создать. Этот человек проникся незаурядным духом и величием дел Петра, поэтому отмел все аллегорические помпезные формы и оставил главное – личность императора.
Чтобы создать объемное изображение всадника, поднимающего коня на дыбы, в распоряжение зодчего отряд или статного гвардейца, отлично управлявшего лошадьми, и двух мощных жеребцов Бриллианта и Каприза из императорских конюшен.
Для справки: во многих источниках говорится, что скакуны были орловской породы. Это ошибка. Алексей Орлов в 1762 по 1775 годах был на службе у императрицы, занимался разработкой военных операций на море в войне с турками, командовал флотом при Чесме, «воровал» в Италии княжну Тараканову. Только в отставке он начал выведение новой породы рысистых лошадей.
Несколько месяцев скульптор делал зарисовки, как наездник направлял коня по специальному высокому помосту, а в верхней точке ставил его на дыбы. Только после этой работы можно было приступать к изготовлению гипсовой фигуры. О начале работ по созданию в Санкт-Петербурге памятника Петру Великому, будущего Медного всадника, в Сенате объявили в 1768 году.
Готовый макет был представлен императрице через год. Екатерине, в первую очередь, не понравилось выражение лица Петра I. Во-вторых, ее разочаровало, что зодчий не выполнил ее условия по облачению и атрибутике.
С первой проблемой справилась ученица мэтра Мари-Анн. Она досконально изучила посмертную маску правителя и сделала макет, максимально похожим на подлинное лицо великого императора. Глаза в виде сердечек восхитили Екатерину. Она повелела принять молодую художницу в члены Академии художеств с пожизненным ежегодным вознаграждением в 10 тыс. ливров.
Объяснения автора по созданию образа Петра были приняты, но холодно. Возникли споры и по месту установки монумента. Вместо центра площади Фальконе предложил приблизить его к водным просторам Невы.
Поиски, доставка и установка «дикой скалы»
Идея использовать огромный натуральный камень в качестве постамента появилась у Фальконе практически сразу после прибытия в Санкт-Петербург. Понравилась она и Екатерине.
Для ускорения дела даже объявили о вознаграждении нашедшему. Летом 1768 года камень из гранита был обнаружен в Конной Лахте, в 7588 м от Финского залива. Местные жители называли его Гром-камнем, так как от воздействия молнии значительный его кусок отделился от основного массива.
Когда камень обследовали и очистили от земли, он оказался громадным. Для работ ежедневно требовалось 400 человек. Фальконе приказал повалить его на бок, чтобы сделать основание плоским. За счет обтесывания вес камня уменьшился на 600 т.
А еще его как-то надо доставить в город! Инженерный расчет и народная смекалка соединились для важнейшего дела.
За лето и 2 месяца осени прокопали выход из образовавшегося котлована и подготовили просеку шириной 40 м. Затем дождались, пока грунт промерзнет. Транспортировка началась 26 ноября 1769 года.
Бревенчатую деревянную платформу установили на желоба с металлическими шарами. Скалу с помощью рычагов загрузили на эту своеобразную машину. Отколотую молнией часть прикрепили к основному массиву. Осколок пригодился для наращивания длины постамента в будущем и сохранения баланса при перевозке.
В движение конструкцию приводили двумя кабестанами (лебедками). Крутили каждую по 36 человек. Работы по уменьшению массы камня велись и в процессе транспортировки, пока приехавшая для осмотра работ Екатерина не запретила это делать. Ей хотелось поразить иностранцев объемом камня на конечном этапе его установки на площади.
За день удавалось протащить Гром-камень на 20-30 саженей, иногда и меньше. Несколько раз он падал с платформы и работу приходилось начинать заново. К берегу залива скала прибыла 7 апреля 1770 года.
На морском дне у самого берега в летний период соорудили особое основание из свай, соединенных скобами. Такую же платформу сделали на Неве в месте выгрузки.
Для перевозки по воде построили специальное плоскодонное судно и притопили его рядом с камнем. С помощью лебедок, установленных на двух парусниках-краерах, со второй попытки удалось затащить скалу на судно. Когда восстановили борт и откачали воду, корабль всплыл ровно. К нему присоединили краера по бокам и повезли в Санкт-Петербург.
Выгрузка происходила в обратном порядке при большом стечении зрителей. Императрица в парадном облачении наблюдала за процессом из здания Сената. Торжество не было случайным: 3 октября – годовщина ее коронации.
Позднее камень значительно уменьшили, привели в знакомый всем вид. Осколок обточили для плотного смыкания с основой и ее удлинения до нужных размеров.
Отливка скульптуры
Для изготовления памятника «Медный всадник» был использован материал, традиционный для монументов – бронзу (сплав меди, олова и свинца).
Для того, чтобы скульптура оказалась устойчивой, требовалось стенки верхней и передней частей сделать тонкими (не более 1 см), а низ – массивным.
Фальконе раньше сам отливкой не занимался. Он пригласил французского специалиста, но тот либо оказался некомпетентен для таких объемов работ, то ли запросил слишком большой гонорар, и был уволен.
Еще год ушел на поиски отечественного мастера. В результате нашли литейщика пушек Емельяна Хайлова. Вместе с Фальконе они долго подбирали сплавы, изготовляли форму памятника и механизм заливки материала.
К работам приступили в 1774 году. Большая часть работ прошла успешно, а под конец лопнула труба, подающая расплавленную бронзу. Из мастерской убежали все, кроме Хайлова. Он собственной одеждой заткнул дыру и предотвратил пожар. Конечно, при этом мастер получил сильнейшие ожоги рук и почти ослеп, но памятник был спасен.
Позднее, когда материал остыл, выяснилось, что толщина верхней части не соответствует требованиям, ее пришлось снести. Далее получивший новый опыт зодчий работал самостоятельно и восстановил утраченное. В складках плаща он оставил запись: «Лепил и отливал ЭтьенФальконе парижанин, 1778 год». С пострадавшим помощником скульптор рассчитался деньгами, но память его не увековечил.
У великого мастера в течение всего периода работы было много недоброжелателей. Что-то не нравилось самой императрице. Бецкой был обижен, что его проект отвергли еще в самом начале. Фавориты менялись часто, и не все могли по достоинству оценить чужое творчество… В результате между главной заказчицей и скульптором произошел конфликт, и Фальконе уехал из России в 1778 году, едва завершив отливку.
Открытие памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге
Установкой готовой скульптуры на постамент занимались архитекторы Юрий Фельтен и Федор Гордеев. Перед самым открытием на постаменте по требованию государыни прикрепили табличку «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».
Торжественное событие состоялось 18 августа 1782 году и было приурочено к столетию восшествия на престол Петра Великого. Праздник был приравнен к государственному. Императрица появилась в короне и с регалиями, а после открытия монумента гвардия прошла парадным строем. Создателя не пригласили…
Важно: все даты приведены по грегорианскому календарю.
Мифы, легенды, интересные факты
Подобные грандиозные монументы быстро обрастают собственной историей и легендами и даже получают неофициальные имена. Так случилось и с памятником Петру.
Происхождение названия
Общеизвестное название – Медный всадник – подарил памятнику Пушкин в одноименной поэме. Поэт всегда старался приблизить свое творчество к народу, сделать его понятным не только знати, но и простолюдинам. На Руси словом «медный» часто обозначался и собственно металл, и его сплавы.
Хранитель города
Хотя Санкт-Петербург в 1812 году надежно прикрывал корпус генерала Витгенштейна, настроение в высших кругах было близко к панике. Александр I приказал эвакуировать Медного всадника и сокровища Эрмитажа.
В это же время некоему майору Батурину неоднократно снился один и тот же сон. Будто бы Петр на своем коне соскакивает с пьедестала и едет на Каменный остров в резиденцию Александра. Там он пеняет новому государю о состоянии дел: «До чего же ты довел мою Россию! Но пока я здесь, моему Петербургу опасаться нечего!» После этого император возвращается на прежнее место.
По легенде история дошла по назначению, вывоз памятника отменили.
Вспомнили миф и в 1941 году. Медного всадника снимать не стали. Памятник укрыли бревнами и досками, мешками с песком. Пьедестал засыпали грунтом. Ленинград устоял.
Появилась и новая легенда, что в 1944 году, сразу после «освобождения» памятника, кто-то нарисовал на груди императора звезду Героя Советского Союза, которую, конечно, быстро стерли.
Миф о Петре и Павле
Еще одна легенда связана с Павлом I. Совсем юному наследнику, гулявшему с Алексеем Куракиным, предстала вечером мужская фигура в плаще и в шляпе, надвинутой на глаза. При чем видел призрак только Павел. Человек сказал: «Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие!» Он сопровождал друзей до Сенатской площади, а на ее середине проговорил: «Прощай! Ты снова увидишь меня здесь» В момент прощального приподнятия шляпы Павел узнал императора Петра.
Когда наследника известили о месте установки нового монумента великому императору, очевидцы заметили необычную бледность лица.
Показывают друг на друга
Считается что памятники Петру I в северной столице и Карлу XII в Стокгольме смотрят друг на друга. Император рукой показывает в сторону Швеции, а король – на Россию.
На самом деле рука Петра направлена на северо-восток – на Петропавловскую крепость, место закладки новой столицы, а Карл действительно вытягивает руку в восточную сторону. Его сторонники считают, что он направляет туда своих последователей. Противники уверены – он говорит: «Я уже там был, и вам – не советую!»
Всадник Апокалипсиса
Если вспомнить отношение старообрядцев к деятельности царя, не удивительно, что новый памятник они стали считать одним из предвестников конца света, бедствий и гибели страны.
Открытие Медного всадника
Открытие памятника Петру I «Медный всадник» в Санкт-Петербурге в пафосной обстановке прошло 7 августа 1782 года. Под проливным ливнем на Сенатской площади собралось много петербуржцев. Но к полудню небеса сжалились, и дождь перестал идти. На площадь вошли гвардейцы под командованием князя Голицына. Екатерина Великая почтила открытие своим присутствием, приплыв к Сенатской площади на шлюпке.
С балкона здания Сената она отдала команду сдернуть полотняное покрывало с монумента. Собравшиеся увидели великолепный памятник с надписью, гласившей о том, что это дань заслугам Петра I от Екатерины II.
Почему памятник Петру I называют Медным всадником
Почему всадник медный, а не бронзовый, нужно спросить у А.С. Пушкина. Скорее всего, рифмовать слово «бронзовый» ему было гораздо сложнее. Великий поэт написал поэму «Медный всадник», посвященную принесшему массу бед наводнению, которое случилось в 1824 году.
Пушкин про «Медного всадника» написал историю, полную трагизма и мистики, в которой сошедший с постамента бронзовый император преследует главного героя поэмы – утратившего разум Евгения.
Скульптура «Медный всадник» сегодня олицетворяет величие России, и ее готовность дать отпор любым врагам.
Факты, легенды и мифы о Медном всаднике
В русской литературе и даже фольклоре можно найти многочисленные мифы и факты про «Медного всадника».
- Одна из легенд относится к периоду Великой отечественной войны 1812 года. Правивший тогда император Александр I, опасавшийся, что столицу могут захватить наполеоновские войска, распорядился эвакуировать монумент в безопасное место. Эту миссию доверили статс-секретарю Молчанову. К тому пришел некий майор Батурин и поведал, что уже несколько ночей ему снится один и тот же сон. Петр Великий спускается со своего постамента, приезжает к Александру I и говорит, что пока «Медный всадник» стоит на своем месте, опасность столице не грозит. В результате тот отменяет свое распоряжение.
- У другой легенды даже есть название – «Бедный Павел». Когда вечером Павел прогуливался по Санкт-Петербургу с князем Куракиным, он увидел призрак Петра Первого, который привел их на Сенатскую площадь и указал на место, где будет стоять памятник со словами «Павел! Бедный Павел!». Куракин же никого не видел. Когда Павлу доложили о торжественном открытии монумента именно на том самом месте, ему стало плохо.
- В мистическом контексте «Медный всадник» упоминается в романе Ф.М. Достоевского «Подросток», в «Петербурге» Андрея Белого и в «Белой розе» Даниила Андреева.
- Были случаи и откровенного варварства. Как иначе оценить традицию выпускников военных училищ надраивать тестикулы коню. «Медный всадник» может и наказать. Когда уроженцу Кировской области взбрело в голову забраться на монумент, все закончилось тем, что варвар упал с памятника и умер.
- Немногим известно, что форма зрачков «Медного Всадника» представляет собой сердечко. По одной из версий ученица Фальконе Мари-Анн Колло, которая готовила макет головы Петра Первого, таким образом выразила свою любовь к наставнику. Более достоверным кажется утверждение, что зрачки, выполненные в форме сердечек, создают иллюзию зрячести персонажа. Данным приемом пользовались маэстро эпохи Возрождения.
- Любопытный факт из истории памятника заключается в том, что императрица, еще не утратившая интерес к будущему монументу, лично назначила награду в семь тысяч рублей тому, кто предложит лучший способ транспортировки «Гром-камня» до Сенатской площади. Тендер выиграл некто Карбури, по слухам купивший проект у оставшегося неизвестным русского купца. «Медный всадник» находится на том месте, где все привыкли его видеть благодаря не только творческому гению Фальконе, но и нескольким нашим соотечественникам.
- «Медный всадник» указывает рукой на запад. Если прочертить прямую линию, то она закончится в Стокгольме, где стоит памятник Карлу XII, чей указательный палец вытянут в восточном направлении.
Интересные факты, мифы и легенды
Памятник Медный всадник, главный символ Северной Пальмиры, увековечивший Петра Великого на вздыбившейся лошади, был открыт 7 августа 1782 года. В честь долгожданного события состоялся военный парад, которым руководил князь Александр Голицын. Екатерина II на торжества прибыла в шлюпке по Неве. Поднявшись на балкон здания Сената, она надела корону и облачилась в порфир и подала знак, что праздник можно начинать. По горькой иронии судьбы, самого Фальконе на это мероприятие даже не соизволили пригласить.
Монументальное творение французского скульптора впечатлило присутствующих на церемонии величественностью и удивительной законченностью образа. Похоже, даже сама императрица, повелевшая оставить на постаменте надпись «Екатерина II Петру I», успела позабыть, что памятник ей изначально виделся совсем другим. И уж тем более никому не пришло в голову, что за Медным всадником начнет тянуться шлейф мифов и легенд, не говоря уже о просто заслуживающих внимания фактах. Причем едва ли не со дня установки.
Если сторонники царя-реформатора говорили, что монумент воплощает в себе мощь и величие Российской империи, и ни одному врагу, пока всадник находится на своем пьедестале, не удастся её сокрушить, то противники Петра придерживались противоположной точки зрения. Они не преминули заявить, что памятник уж очень напоминает предсказанного в Библии всадника Апокалипсиса, и что его появление в самом сердце столицы – предвестник страданий и смерти по всей стране.
Слава об удивительном памятнике вскоре разнеслась и далеко за пределами Петербурга. В глубинке даже возникла собственная версия его появления. Якобы царь Петр как-то придумал себе развлечение: сел на коня и перескакивал на нем с одного берега реки на другой. «Всё Божье и моё!» – воскликнул он перед первым прыжком. Ту же самую фразу он произнес и перед вторым, тоже удачным. В третий раз государь, перепутав слова, сказал: «Всё моё и Божье!» За такую «дерзость» Всевышний покарал его, обратив в камень, и он навечно остался памятником самому себе.
А вот еще одна легенда – о некоем майоре Батурине. Дело было в Отечественную войну 1812 года, когда наши войска вынужденно отступали и французы вот-вот могли захватить столицу. Чтобы врагу не достались ценнейшие произведения искусства, император Александр I дал указание вывезти их из города. Транспортировке подлежал и памятник Медный всадник.
Но тут становится известно, что майору Батурину снится один и тот же сон, в котором он видит себя на Сенатской площади, рядом с монументом. Петр I якобы съезжает на коне с постамента и направляется к Каменному острову, где находилась резиденция государя. Во время встречи он пожурил Александра: «До чего ты, молодой человек, довел мою Россию.
Но пока я на месте, городу моему опасаться нечего!» О необычном сне сначала доложили другу царя князю Голицыну, а тот пересказал его императору. Эвакуацию отменили, и памятник остался на месте. Существует мнение – правда, ничем не подтвержденное – что в основу сюжета поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкин положил именно это предание. Тот же мотив прослеживается и в романе Ф. М. Достоевского «Подросток».
Широкое распространение в местном фольклоре получил и миф о призраке Петра Великого, привидевшемся сыну Екатерины II Павлу I, пока он еще не был императором. Наследный принц вместе со своим другом князем Куракиным прогуливался в том самом месте, где ныне находится памятник. И тут они увидели завернутого в широкий плащ человека, будто дожидавшегося их. Заговорив с ними, призрак направился к середине площади, показал на место будущего Медного всадника и сказал, что его снова увидят здесь. Прощаясь, он приподнял шляпу, и молодые люди едва ли не онемели от ужаса: таинственным незнакомцем был ни кто иной, как Петр I.
Медный всадник указывает рукой в направлении Швеции. Интересно, что в центре Стокгольма, столицы этой скандинавской монархии, находится памятник противнику Петра в Северной войне – королю Карлу XII, левая рука которого – совпадение? – указывает в сторону России. Еще интересный факт, как бы подтверждающий сон упомянутого майора Батурина. Монумент оставался на своем месте не только в Отечественную войну 1812 года, но и в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. В страшные дни блокады Ленинграда он был обшит досками и бревнами и уложен вокруг мешками с песком. Наша страна, как известно, устояла в обеих этих войнах…
Бронзовый император и его конь за все время своего существования подвергались реставрации только дважды – в 1909 и 1976 годах. Тогда же был произведен анализ при помощи гамма-лучей на предмет состояния каркаса скульптурной композиции. Он показал, что всё в порядке.
Внутрь памятника даже поместили капсулу: в ней находятся сообщение о проведённой реставрации и датированная 3 сентября 1976 года газета. В советское же время (1988 год) Государственным банком была выпущена в обращение памятная 5-рублевая монета из медно-никелевого сплава, на которой был изображён Медный всадник. Она весила 19,8 грамма, общий тираж дензнака составил 2 млн экземпляров. Через два года свет увидела еще одна памятная монета, на этот раз номиналом 100 рублей и золотая, 900-й пробы – из исторической серии по случаю 500-летия единого русского государства. На нее также поместили изображение памятника Петру I.
Как добраться
Доехать до Медного всадника можно метрополитеном. Сходите на станции «Адмиралтейская» и, оказавшись на Малой Морской улице, сворачиваете влево и идете мимо Исаакиевского собора. Затем от него поворачиваете направо и идете к Александровскому саду. Сенатская площадь с установленным на ней памятником находится за садом.
Еще вариант: доезжаете на метро до одной из двух станций – «Невский проспект» или «Гостиный двор», выходите к Адмиралтейству и Дворцовой площади и, пройдя мимо, оказываетесь на Адмиралтейском проспекте. Свернув с него влево, доходите до Сенатской площади.
Или, если не хотите идти пешком, по выходу на станции «Невский проспект» пересаживаетесь в троллейбус (номера маршрутов: 1, 5, 10, 11 и 22), выходите на остановке «Почтамтский переулок» и возвращаетесь назад к Конногвардейскому бульвару, преодолев пешим ходом около 500 метров.