Социология как наука изучает общество, его структуры, процессы, взаимодействия и развитие. Основная задача социологии — анализировать, как социальные факторы влияют на поведение и мышление людей, а также исследовать, как группы и институты формируют социальные нормы и ценности.
В рамках обществознания социология предоставляет инструменты для понимания социальных явлений, таких как культура, классовая структура и социальные изменения. С помощью социологических исследований можно выявлять проблемы общества и предлагать пути их решения, что делает эту дисциплину важной для формирования гражданского сознания и социальной ответственности.
Что такое Социология
Изучение взаимоотношений людей в обществе и в различных группах — вот задача социологии, науки, включенной в группу социальных наук.
Термин "социология" происходит от латинских слов societas (общество, ассоциация) и греческого logos (слово, учение, причина) и переводится как "учение об обществе".
Социолог
Индивид, занимающийся социологией, изучает социум и социальное поведение, анализируя сообщества, культуры, организации, общества и общественные движения, которые формируются людьми.
Основная часть социологов трудится в научных учреждениях, колледжах и университетах, региональных и федеральных органах власти, а В консалтинговых фирмах.
Социология — это
Понятие «социология» образовано из двух слов, происходящих из различных языков:
- лат. Societas переводится как «общество»;
- др.-греч. λόγος – означает «слово».
По более широкому пониманию социология — это наука, изучающая закономерности взаимодействия в социуме, а именно:
- структуру общества;
- процессы развития;
- массовое поведение людей и их взаимоотношения;
- отношения между обществом и индивидуальностью.
Сфера исследования, о которой идет речь, занимается анализом общественных явлений и их классификацией.
Основная цель этой работы заключается в возможности предвидеть будущие события в различных областях, таких как демография, экономика, право и другие, а В их управлении.
Для этого социология опирается на знания из различных областей, таких как психология, антропология, политология и другие гуманитарные науки.
Предмет, методы и объекты изучения
Существует версия, что официально социология возникла в начале 19 века, благодаря французскому мыслителю О.Конту. Несмотря на это, первые попытки изучения общества и происходящих в нем процессов относятся к 13 веку.
Конт провозгласил, что социология как наука может существовать только при использовании научных методов, которые предоставляют более точную и полную информацию об объекте.
Среди социологических методов исследования можно выделить:
- наблюдение – сбор данных путем визуальной фиксации видимого. Наблюдение может быть включенным и невключенным, научным и обыденным, скрытым и открытым;
- эксперимент – полевой и лабораторный. Это внесение в социальную среду постороннего фактора и наблюдение за последующими изменениями;
- Опрос – это способ опрашивания людей устно или письменно для изучения определенной темы исследования;
- Экспертный опрос – опрос специалистов в определенной области (например, биологов, врачей или юристов);
- Интервью – это беседа с респондентом на заданную тему;
- Социометрия – изучение внутри малой группы (например, как школьники относятся к ЕГЭ?).
Ранее социальные явления рассматривались преимущественно с метафизической точки зрения, считая, что каждый человек живет в своей собственной вымышленной реальности.
Такой подход фактически сводил ученых только к роли наблюдателей.
В начале 20 века социология начала изучать и прогнозировать социальные процессы, а не только наблюдать их.
Предмет, объект и цель
Определение объекта и предмета социологии представляет собой сложную задачу из-за различных теоретических подходов. Нет единой признанной концепции в этом вопросе.
Считается, что социология изучает общество как целостную систему, включая взаимосвязи, социальные сети, поведенческие тенденции и другие аспекты.
В научной литературе предметом социологии может быть рассмотрено:
Кроме того, в качестве предмета изучения социологии выступают социальные субъекты: отдельные личности, общности, малые группы и так далее.
Основной целью социологии является изучение социальной реальности, выявление закономерностей и решение социальных проблем.
Функции социологии
Знакомая. Приносит новые знания о природе социальных действий, явлений, взаимосвязей между ними, о текущем состоянии развития проблемы и т.д.
Практичная. Наука направлена на решение проблем социальной реальности.
Контрольная. Собранные наблюдением данные социологических исследований важны для органов власти. Они используются для принятия стратегических решений и выбора методов решения проблем.
Предсказательная. Социологи способны делать прогнозы на основе исследований и статистики.
Образовательная. Наука изучает духовно-нравственные вопросы и распространяет знания среди масс.
Социально-техническая. На основе результатов проведенных социологических исследований организации разрабатывают проекты модернизации работы и деятельности при возникновении проблем в управлении.
Отличия социологии от других наук
Науки, изучающие общество и взаимоотношения в нем, не так уж мало: экономика, политика, юриспруденция и другие. Однако только социология рассматривает общество как единую и неделимую систему, в отличие от других наук, которые сосредотачиваются на определенных процессах и явлениях, отдельно от остальных аспектов социального взаимодействия.
Кроме того, социология отличается от других наук своими методами изучения. Она рассматривает общество и происходящие в нем процессы через призму потребностей, интересов, ценностей и других установок, которые направляют людей. Такой подход не только позволяет анализировать явления, но и строить модели, объясняющие их, повышающие точность прогнозирования и позволяющие целенаправленно управлять социальными процессами.
История появления и развития социологии
Как уже отмечалось ранее, основоположником данной науки является известный французский философ Огюст Конт. В 1842 году он опубликовал свое произведение "Курс позитивной философии", в котором аргументировал необходимость существования социологии. Эта необходимость была подтверждена событиями, происходившими в то время. Всей Европой охватывались войны, социальные конфликты и революции, которые возникали хаотично и почти всегда неожиданно.
Становление науки происходило во второй половине 19 века. Теоретические основы социологии заложили Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и другие ученые того времени. В 20 веке происходило бурное развитие новой науки. Заметный вклад в нее внесли Карл Маркс, а также российские ученые Питирим Сорокин, Михаил Бакунин, Петр Лавров, Николай Михайловский и другие.
Многие идеи в области социологии, разработанные на стыке 18-го и 19-го веков, остаются актуальными и в настоящее время. Тем не менее, современная социология существенно отличается от социологии того времени. В ней возникли совершенно новые направления и взгляды на социальную реальность. Новый этап развития социологии наступил на рубеже 20-го и 21-го веков. Одной из его главных целей стала разработка единой социологической теории, объединяющей в себе все знания, накопленные за более чем 150-летнюю историю этой науки.
Значение социологии и ее роль в современных условиях
Изучение социологии позволяет человеку понимать структуру окружающего его общества и его взаимодействие с ним.
Общество представляет собой сложную систему, где взаимодействуют объективные и субъективные факторы. Человек зависит от общения с другими людьми, он рождается в семье, вступает в контакт с социальными нормами и ценностями. Развитие общества зависит от влияния субъективных и объективных факторов, которые оказывают влияние на его историческое развитие и функционирование.
В России начали признавать социологию как самостоятельную науку только во второй половине 20-го века, а именно в 80-х годах. В этот период произошли крупные идеологические изменения, трансформации в экономической и политической жизни общества. Однако социология того времени сильно отличается от современной социологии. Одно из основных отличий заключается в том, что в Советском Союзе социология как наука была очень разнообразной. Она разделилась на несколько форм:
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
- Социология, направленная на изменение общества согласно общим тенденциям и курсу перестройки;
- Научная социология, занимающаяся в основном коммерческими исследованиями;
- Современная социологическая наука играет важную роль в российском обществе, но сегодня она столкнулась с кризисом из-за отсутствия интереса к теоретическим и историко-социологическим проблемам со стороны исследователей.
- В России отсутствуют репрезентативные социологические исследования, и социологическая школа значительно ослабла. Люди без соответствующего образования и подготовки провозглашают себя социологами и представляют исследования, которые не соответствуют реальной картине мира. Опросы проводятся на улице и в магазинах с нарушением всех правил и стандартов социологии.
Роль социологии в современном обществе
Получи консультацию от эксперта в области социологии
Получи решение своих задач от искусственного интеллекта всего за 2 минуты
Найди ответ на свой вопрос среди миллиона возможных вариантов
Эта ситуация затрагивает опытных специалистов, которые уделяют несколько лет изучению теории и затем активно погружаются в прикладную социологию. Они организуют процесс исследования, начиная с разработки методического инструментария и программы социологического исследования и заканчивая подготовкой аналитических материалов и отчетов. В настоящее время эти специалисты перестают быть востребованными в широких кругах, поскольку их подход к исследованиям не соответствует ожиданиям заказчиков. Таким образом, социологические отчеты и результаты все больше напоминают "фастфуд", который не отражает реальное положение вещей.
Роль социологии в современном мире
Однако нельзя утверждать, что ситуация, описанная в первой части статьи, является безнадежной. В течение длительного времени исследователи провели серьезные научные исследования, которые имеют большую ценность. Эти исследования касаются изучения общества в постперестроечный период, анализа социальных проблем, исследования социальных групп, институтов. На основе этих исследований разрабатываются социологические словари и учебные пособия по теории социологии, истории социологии и другим отраслям социологической науки.
В настоящее время ключевой задачей социологической науки является разработка теоретических и методологических основ социологического знания, соответствующих международным научным стандартам. Масштабы социологических исследований постепенно расширяются, и они проводятся с применением эффективной системы и методов. Среди ученых, оказавших значительное влияние на развитие науки, следует выделить:
- Татьяну Заславскую;
- Анатолия Здравомыслова;
- Владимира Ядова;
- Юрия Леваду.
Эти авторы обращают особое внимание на свои имена, потому что им удалось обратить внимание на социальную структуру общества и социальные проблемы в своих работах, включая проблемы занятости населения. Они также затрагивают вопросы институтов семьи и образования, их вклада в развитие современного общества. Однако, несмотря на рост количества исследований и расширение списка известных и выдающихся социологов, в большинстве случаев социологические исследования рассматриваются скорее как дополнение к общему циклу работ, и им уделяется небольшое внимание.
Тем не менее, благодаря социологии специалисты имеют ясное представление о структуре общества и основных проблемах, которые могут превратиться в серьезные риски. Преимущество социологии заключается в том, что она может изучать как глобальные и общие проблемы, так и более специфические проблемы, характерные для конкретного сообщества. Использование различных методов социологических исследований позволяет получать как качественные, так и количественные данные, сравнивать их между собой, а Вовлекать различные социальные и возрастные группы в исследования. Целью социологии как науки является формирование современного и научно обоснованного представления о существующей реальности, прогнозирование различных исходов событий, а также определение спроса и анализ общественного мнения о событиях, явлениях или процессах, а также о различных социальных группах, политических партиях или выдающихся личностях.
Маленький доклад на тему социологии
Ведущей среди общественных наук считается социология (в переводе – «обществознание»). Именно она рассматривает общество как цельную систему. В отличие от других общественных наук (этики, политологии, экономики, истории, религиоведения и проч.), которые изучают отдельные аспекты жизни общества, не претендуя на общее знание.
Понятие «общество» предполагает понимание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Это представление возникло почти одновременно с зарождением научной мысли. Уже в древности были выявлены основные проблемы в понимании сущности общества.
Древние мыслители рассматривали жизнь людей как часть общего порядка, который они называли "космосом". Этот термин был введен Гераклитом при описании "устройства мира". В учениях древних обществ отражалась идея единства человека с природой. Такая концепция стала ключевой чертой восточных религий и учений, таких как конфуцианство, буддизм, индуизм, которые оказывают влияние и на современном Востоке.
Вместе с натуралистическими концепциями появились и антропологические, выделяющие не только единство человека с природой, но и его принципиальные различия.
В современной социальной мысли общество интерпретировалось через призму концепции "естественного состояния" и общественного договора (Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Однако новые мыслители придавали этим "естественным законам" совершенно социальный характер.
Например, идея начальной "войны всех против всех", заменяемой общественным договором, выражает дух индивидуализма нового времени. По мнению этих мыслителей, общество основано на рациональных договорных принципах, формально-юридических концепциях и взаимной выгоде. Таким образом, антропологический подход к обществу победил натуралистический, а индивидуалистический – коллективистский (органистический).
На основе западноевропейской цивилизации возникла мета-парадигма, которая понимается как наиболее «правильная». Однако в 19–20 вв. были попытки создать альтернативную мета-парадигму. Например, социалистическая и националистическая идеологии старались утвердить первенство коллективистских начал над индивидуалистическими. Философы, включая русских, такие как Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский и другие, доказывали единство космоса, биосферы и человеческого общества. Но в настоящее время эти подходы остаются на периферии общественной жизни, несмотря на увеличение их влияния.
Желание достичь полного понимания жизни общества все еще существует. Это привело к формированию отдельной "науки об обществе" — социологии, которая возникла в 1830-1840 годах благодаря работам О.Конта. Его представление об обществе как о прогрессивно развивающемся организме послужило основой для последующего развития не только социологии, но и других общественных наук.
Социология как отдельная научная дисциплина появилась в середине XIX века и связана с философией позитивизма. Позитивизм предполагает особое отношение к знанию, характеризующееся:
отказ от метафизики и устремление к учету только фактов;
отказ от противоречивых суждений; научная достоверность как результат возможности всесторонней проверки наблюдаемых фактов.
Идеи позитивизма возникли на основе принципов натурализма. В середине XIX века прослеживался интерес к достижениям естественных наук, что способствовало расцвету позитивистско-натуралистического мировоззрения, которое влияло на формирование социологии в то время.
В то время биология стала "царицей наук", с ее идеями в центре — эволюционная теория Чарльза Дарвина. Эволюционисты того времени придерживались мнения, что история природы и история человечества подчинены общим законам развития, и естественные и общественные науки используют одинаковый метод. Они Верили, что социальная эволюция является продолжением биологической эволюции.
Они утверждали, что аналогично законам роста организмов существует органический закон развития общественных институтов, который определяет постепенные и регулярные изменения, одинаковые по всему миру. Следовательно, если обнаружить этот закон, можно будет найти путь к управлению обществом.
Согласно эволюционистам, общество представляет собой организм, не просто сумму отдельных индивидов, а целостность, превышающую их. Оно возникает на определенной стадии эволюции, когда законы эволюции переходят от создания отдельных организмов к созданию «сверхорганизмов» — сообщества людей и животных. О. Конт и Г. Спенсер являются яркими представителями эволюционизма.
Идеологической основой социологической концепции О. Конта (1798-1857) был закон "трех стадий", согласно которому каждое общество проходит три этапа в своем духовном развитии: 1. теологический, когда господствуют религиозные представления; 2. метафизический, предполагающий ведущую роль философии в духовной жизни; и 3. позитивный, когда научные знания становятся основой политики и ведущей силой в жизни общества.
Огюст Конт выражал убеждение, что социология должна быть отделена от философии и любой другой спекулятивной науки, то есть не изучающей опытное знание. Он уделял большое внимание методам социологического исследования и пытался их систематизировать, выделяя наблюдение, эксперимент, сравнение и историко-генетический метод.
Идея Огюста Конта о различении социальной динамики и социальной статики оказала значительное влияние на историю общественной мысли. Первая изучает законы общественного развития в тесном взаимодействии с историческими дисциплинами, вторая же исследует социальную структуру общества, механизмы его интеграции и стабилизации (социальный консенсус).
Один из основателей социологии — Г. Спенсер (1820-1903), который был влиятельным мыслителем во второй половине XIX века. Он стал известен как основатель "органицистской школы" в социологии и сторонник идей всеобщей эволюции. Он считал, что "радициональное понимание общества невозможно без разумного понимания биологии". Основываясь на этой идее, он пытался методологически обосновать социальный органицизм, то есть подход к анализу общественной жизни на основе аналогии с биологическим организмом. По его мнению, существует ряд фундаментальных черт, позволяющих сравнивать общество с биологическим организмом.
Во-первых, общество, в отличие от неорганической природы, растет и развивается.
Во-первых, прирост организмов и общества ведет к увеличению сложности их частей и органов.
Во-вторых, прогрессивная дифференциация структуры живых и общественных систем сопровождается усложнением и разграничением их функций.
В-третьих, в процессе эволюции происходит специализация их составляющих структур.
В-четвертых, при расстройстве функционирования общества или организма отдельные их части могут в течение определенного времени существовать независимо.
Исследуя организацию общества, Г. Спенсер выделил шесть разновидностей социальных институтов: семейные отношения, образование, политика, религия, профессиональные общества и промышленность. Он впервые ввел в научный оборот термины: социальная система, социальный контроль, социальный институт, структура и функция. В рамках позитивистского направления возникли и так называемые концепции одного фактора. Они объясняли общественную жизнь через какой-то один фактор, который они считали главным в общественном развитии.
Социология
Социология (от латинского societas — общество и -логия), это наука об общественных основах человеческого существования, о социальном поведении индивидов и различных формах совместной жизнедеятельности людей. К числу последних относятся общества, социальные группы, социальные системы, институты, организации, ассоциации, союзы, объединения, общины, отношения, связи, взаимодействия, социальные сети и т. д.
Слово "социология", встречающееся в одной из рукописей Э.-Ж. Сийеса (1780), впервые было использовано для обозначения социальной науки О. Контом (1839) вместо употреблявшихся до этого таких её наименований, как "социальная физика" и "социальная физиология", окончательно оно утвердилось благодаря Г. Спенсеру.
Истоки социологии происходят из социокультурной традиции, которая исследует взаимоотношения человека с другими людьми и социальной средой. Она изначально присутствует как часть повседневного знания. Специальные историки считают, что социология как самостоятельная научная дисциплина возникла в Европе во второй половине 19 века, когда произошло ее институционализация и отделение от других наук, таких как философия и психология.
В 19 — начале 20 века помимо теоретических размышлений о социальной реальности, проводились социологические эмпирические исследования государственными и филантропическими организациями, сторонниками реформ и частными лицами. Они включали в себя сбор и анализ информации об условиях жизни различных, в основном бедных слоев населения: переписи, статистические обследования, анализ семейных бюджетов и т. д. Эмпирическими социологами можно назвать Т. Мальтуса, Ч. Бута, А. Кетле, П. Ле Пле, Р. Вирхова, Э. Энгеля, В. В. Берви-Флеровского, французских статистиков и социальных гигиенистов Л. Виллерме, А. Паран-Дюшатле, А.-М. Герри и других. Некоторые ученые, такие как Г. Спенсер, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, М. Вебер, стремились объединить теоретический и эмпирический уровни в социологических исследованиях.
С самого начала своего возникновения социология считала себя "социальной физикой" и "социальной физиологией" и ориентировалась на естественные науки как на образец научности. Эта тенденция, которая прослеживается на протяжении всей истории социологии (ее придерживались, в частности, Г. Спенсер, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм и др.), обозначается как "естественно-научная", "натуралистическая", "позитивистская" и т. д. В конце 19 — начале 20 века, после работ В. Дильтея и школы неокантианства в Бадене, в социологии и смежных областях возникла другая методологическая позиция, которая характеризуется как "гуманистическая", "антинатуралистическая", "антипозитивистская" (понимающая социология, интерпретативная социология: М. Вебер, Ф. Знанецкий и др.).
Она связана, в частности, с разделением в теории познания "наук о духе" ( "наук о культуре") и "наук о природе" и, соответственно, идиографическим методом (индивидуализирующим) и номотетическим методом (генерализирующим). В работах Конта и К. Маркса обе ориентации в трактовке социологии как естественно-научной и гуманитарной дисциплины сосуществовали и получили развернутое обоснование. Противостояние и взаимовлияние этих методологических направлений сохраняются на протяжении всей истории социологии. Также традиционно важным для различных направлений и школ в социологии являлось решение вопроса об "онтологическом статусе" социальной реальности — обладает ли общество и его структуры независимым, объективным существованием (социологический реализм) или являются лишь продуктом взаимодействия людей (методологический индивидуализм).
Внимание западных социологов 19-го века было сосредоточено на человечестве в целом, мировых обществах и крупных социальных группах, в особенности классах. Они видели общество как систему, рассматривая ее как механизм и/или биологический организм (органицизм; Г. Спенсер, немецкий и австрийский экономист и социолог А. Шеффле, Р. Вормс и другие).
Главное внимание уделялось идеям социальной эволюции и прогресса (разные версии были представлены О. Контом, К. Марксом, Г. Спенсером). Экономический фактор, географическая среда (географическое направление в социологии; Г. Т. Бокль , Ф. Ратцель и другие), инстинкты могли рассматриваться как определяющие факторы социальной жизни.
Субъективное влияние на поведение людей, групп и массовых сообществ было предметом изучения многими учеными (Л.Ф. Уорд, Г.Тард, Дж.М. Болдуин, Г.Лебон и другими). Однако эти ученые были подвергнуты критике за их упрощенный подход к социальному развитию, который сводил его к действию отдельных материальных или психологических факторов.
Вместо этого была предложена концепция социологизма, подчеркивающая необходимость "объяснения социального социальным" (Э. Дюркгейм и другие).
Изучению подлежат процессы индустриализации, секуляризации, урбанизации и рационализации социальной жизни, её ценностно-нормативные аспекты (Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Зомбарт и другие), явления власти, социальной иерархии и политического лидерства (теория элит; В. Парето, Р. Михельс, Г. Моска), различные типы социальных и групповых образований, социальной солидарности, конфликта и так далее.
Параллельно с этим развивается формально-типологический подход, сторонники которого стремятся к созданию классификаций социальных отношений, обладающих вечной актуальностью (так называемая формальная социология; Ф. Тённис, Г. Зиммель, Л. фон Визе, немецкий социолог А. Фиркандт). Также растёт внимание к изучению микросоциальных объектов – малых групп, социальных действий индивидов, межиндивидуального взаимодействия (Ч.
Х. Кули, Дж. Г. Мид и другие). Начинает формироваться социология знания, исследующая социальную обусловленность форм человеческого мышления (М. Шелер, К. Манхейм и другие).
К краю 19-го века социология стала существенной дисциплиной в Соединенных Штатах, где в это время начали создаваться первые социологические факультеты, кафедры, учебники и журналы. Первые американские социологи ( У. Самнер , Л. Ф. Уорд , А. В. Смолл , Ф. Г. Гиддингс и др.) испытали значительное влияние Г. Спенсера, взгляды которого в контексте традиции американского индивидуализма были истолкованы преимущественно в духе социального дарвинизма ; в дальнейшем сказалось влияние других европейских социологов: Г. Тарда, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Парето. Вокруг социологического факультета Чикагского университета сформировалась чикагская школа в социологии, представленная несколькими поколениями учёных ( У. А. Томас , Р. Э. Парк , Э. У. Бёрджесс , Л. Вирт , У. Л. Уорнер , Г. Блумер , И. Гофман и др.). Её разнообразные эмпирические исследования в 1920– 1940-х гг. были посвящены социологическим проблемам города, миграций, межкультурного взаимодействия, маргинальности , преступности и т. д. С конца 1930-х гг. попытки создания всеохватывающей социологической теории предпринимаются П. А. Сорокиным (концепция социальной и культурной динамики) и Т. Парсонсом (общая теория действия и социальной системы). Разрыв между общей теорией, с одной стороны, и разрозненными эмпирическими исследованиями – с другой, породил потребность в формировании «теорий среднего уровня» ( Р. К. Мертон ).
Во второй половине XX века развитие получили как макро-, так и микросоциологические исследовательские подходы. Первая группа включает в себя структурный функционализм, который был основным в социологии в 1950-1970-х годах и рассматривал социальные явления с точки зрения их вклада в интеграцию социальных систем (Т.
Парсонс, Р. К. Мертон, Э. Шилз и др.); критические теории, проистекающие из неомарксизма (франкфуртская школа и др.); исследования массового общества и массовой культуры; различные теории, описывающие феномен "современности" (модерн) и процессы модернизации, включая историческую социологию (неовеберианство; Ш. Н. Эйзенштадт, С. М. Липсет, Ч. Тилли и др.); мировой системный подход (И. Валлерстайн); теории индустриального общества (Р.
Арон, У. Ростоу, Дж. К. Гэлбрейт и др.), постиндустриального общества (Д. Белл, А. Турен и др.), информационного общества (М. Кастельс и др.).
Среди различных теорий, фокусирующихся на анализе микросоциальных явлений, — это теория социального действия; символический интеракционизм, исследующий формы и механизмы социального взаимодействия; феноменологическая социология (А. Шюц, П. Л. Бергер, Т. Лукман) и этнометодология (Г.
Гарфинкель), изучающая, как через различные интерпретации участников на уровне повседневности создается и воссоздается социальный мир; драматургический подход и теория фреймов И. Гофмана; теории рационального выбора (Дж.С. Коулмен, Ю. Эльстер). Сочетание макро- и микроуровней социологического анализа характерно, например, для теорий социального обмена (Дж.
К. Хоманс, П. М. Блау) и сетевого общества. Особое место в социологии занимают исследования социальных противоречий, конфликтов (Р. Дарендорф, Л. Козер и др.), форм социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения.
В период смены 20-21 веков в центре внимания находятся различные теории и концепции в социологии. Обсуждаются труды Мишеля Фуко, Пьера Бурдье и Никласа Лумана, а также идеи Жана Бодрийяра, Люка Болтански, Жильда Тевено, Джона Александера и других ученых. Также широко дискутируются темы социального субъекта, гендера, телесности, социального неравенства, социального расслоения, господства, мобильности, идентичности, бедности и социальной эксклюзии.
Особое внимание уделяется новому взгляду на творчество классиков социологии, таких как Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Георг Зиммель и другие. Острым вопросом является разрыв между макро- и микросоциологией, между теориями и эмпирическими исследованиями. Также широко обсуждается общественная роль социологии и проект "публичной социологии".
В России социология начала развиваться в 1860-1870-х годах под воздействием идей Эмиля Дюркгейма и др. В это время появилась "субъективная школа" или "этико-социологическое" направление, представленное П. Л. Лавровым, Н. К. Михайловским, С. Н. Южаковым, Н. И. Кареевым, которое иногда называли просто "русской школой" в социологии. Становление и развитие социологии в России также было оказано влиянием различных концепций К. Маркса, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, Г. Тарда, Ж.-М.
После Октябрьской революции 1917 года развитие социологии в России было постепенно приостановлено или замедлено. Несколько российских социологов, которые впоследствии получили мировое признание, были вынуждены эмигрировать (П. А. Сорокин, Г. Д. Гурвич, Н. С. Тимашев и др.).
В 1920-е — начале 1930-х годов были сделаны отдельные попытки проведения эмпирических исследований актуальных социальных проблем советского общества, а также создания систем социологических категорий на основе исторического материализма (Н. И. Бухарин и др.). В 1960-е годы в СССР началось постепенное возрождение научной социологии, появились исследовательские центры и организации в различных городах страны. Несмотря на политическое и идеологическое давление со стороны партийно-государственной бюрократии, в это время были проведены серьезные исследования в таких областях, как социология труда, общественное мнение, печать, рабочее и внерабочее время, личность, история социологической мысли и т.д. В постсоветской России наблюдается развитие и распространение социологии, которая присутствует в публичном пространстве, занимается изучением общественного мнения, экономикой, политикой, социальными движениями и другими сферами общественной жизни.
В рамках социологии, помимо общего разделения на теоретическую и эмпирическую, фундаментальную и прикладную социологию, макро- и микросоциологию, существует множество отдельных направлений, изучающих различные аспекты общественной жизни: экономическая социология, политическая социология, социология искусства, социология науки, социология религии, социология права, образования, семьи, организаций, управления и т. д.
Глобальные организации в области социологии: Международная социологическая ассоциация (МСА), Международный институт социологии (МИС), Европейская социологическая ассоциация (ЕСА), Международная ассоциация франкоязычных социологов (АФС), Немецкое социологическое общество (НСО), Всемирная ассоциация исследователей общественного мнения (ВАИОМ).
Объединения социологов в России: Российское общество социологов, Сообщество профессиональных социологов, Союз социологов России, Российская академия социальных наук, Российская социологическая ассоциация, Социологическое общество имени М. М. Ковалевского, Санкт-Петербургская ассоциация социологов.
В России существует множество журналов, посвященных социологическим исследованиям. Среди них: "Социологические исследования" (СоцИс), "Социологический журнал", "Социология: методология, методы, математическое моделирование" («Социология: 4М»), "INTER: Интеракция. Интервью. Интерпретация", "Вестник Института социологии", "Социологическая наука и социальная практика", "Вестник общественного мнения", "Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены", "Социологическое обозрение", "Журнал социологии и социальной антропологии", "Журнал исследований социальной политики", "Телескоп", "Мир России: Социология. Этнология", "Экономическая социология", "Социология власти".
Важное место в области общественных и гуманитарных наук занимает социология, так как является наукой об обществе и включает в себя общую социологическую теорию, которая может быть основой для других областей наук. Методы изучения человека и его действий, а также методы социального измерения, разработанные социологией, используются и другими гуманитарными науками. Кроме того, в настоящее время проводятся исследования, которые сочетают в себе социологию и другие области знаний, их называют социальными исследованиями. Важно понимать, что развитие социологии и выполнение ею своих функций невозможно без взаимодействия с другими науками.
Социология играет важную роль среди общественных наук, занимающихся изучением жизни людей. В то время как история изучает уникальные социальные явления, возникающие в конкретное время и место, социология анализирует общие черты всех общественных явлений, которые повторяются в разное время и пространство, то есть становятся общими для всех социокультурных процессов — для всех войн, наций, религий, революций и т. д.
Несмотря на различия, связь социологии с историей очень тесная и взаимоувязанная. Как история, так и социология изучают общество. История, так же как и социология, сталкиваются с двумя основными проблемами: наличием определенных социальных закономерностей и существованием уникальных явлений и процессов, которые влияют на развитие общества. Отрицание преемственности исторического опыта ведет к большим бедам для человечества.
Основная деятельность общества — это производство материальных благ и экономическая активность. Изменения в средствах производства, изменение роли и места человека в производственном процессе — все это оказывает огромное влияние на социальную деятельность людей. Поэтому социология не может не взаимодействовать с политической экономией.
Развитие человеческого общества напрямую влияет на изменение его трудовой деятельности, что изучает в свою очередь социология. Важную роль играет психология в этом процессе. Социология анализирует гражданское общество, в то время как политология изучает политическую жизнь общества и политические отношения. Взаимодействие этих двух наук — социологии и политологии — играет ключевую роль в понимании общества.
Предмет и объект социологии. Функции социологииСоциология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе
Разумеется, социология имеет свой объект исследования, который обладает определенной целостностью и завершенностью. Ведь в науках изучаются как природа, так и общество в их естественных и социально-гуманитарных аспектах.
Каждый из этих объектов также подвергается анализу науками, разбиваясь на отдельные части, которые становятся объектами их исследования. Важным вопросом для социологии как науки является понимание общества, процессов его функционирования и развития в контексте гуманитарного знания.
Существует широко распространенное мнение о обществе как о конкретной социально-экономической системе, определенной ступени развития человеческой цивилизации. Проблема заключается в том, что основная ошибка в понимании общества заключается в том, что оно представляется как базис и надстройка, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер.
Однако здесь теряются из виду теории о обществе и, прежде всего, самый важный объект — человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Тем временем, история это ничто иное, как деятельность человека, осуществляющего свои цели.
Важно понимать общество как объединение различных социальных общностей, слоев, групп и индивидуумов, а историю как результат деятельности людей, стремящихся к определенным целям. У каждого человека свои цели, которые направляют его жизнь. Именно цели определяют уникальность человеческой деятельности.
Умело поставленная работа включает в себя множество элементов, которые тесно связаны между собой. Сознательная деятельность имеет изменчивый и противоречивый характер из-за своего внутреннего содержания. В первую очередь это проявляется в том, что люди, достигнув определенного результата, изменяют свою последующую деятельность, чтобы достичь максимального соответствия своим желаниям. Происходит сложный и противоречивый процесс рационализации в деятельности людей. Идея рациональности нашла поддержку и развитие в работах многих мыслителей, которые связывали переход к более высокому уровню развития общества с преодолением противоречия между случайностью и сознательностью.
Конечно, в конце каждого этапа общественного развития результат отличается от исходных предпосылок и формирует новые условия и средства, которые позволяют ставить более высокие цели. Реализация этих целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей человека. Это означает, что происходит постепенный исторический процесс.
Если история — это деятельность людей, которые преследуют свои цели, и общество состоит из различных социальных групп, слоев и индивидов, то важным является анализ отношений между ними и внутри них. Особую важность приобретает изучение деятельности личности, социальных групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целостности. Деятельность личности, социальных групп в общественной жизни является объектом изучения социологии. В современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и экономической деятельности, а также концентрация, увеличивается многовариантность развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.