Кратко о Romanticism: Основные признаки романтизма в литературе для 9 класса

Кратко о Romanticism: Основные признаки романтизма в литературе для 9 класса

Романтизм в литературе характеризуется акцентом на индивидуальные чувства и эмоции, стремлением к свободе самовыражения и восхищением природой. Авторы этого направления часто изображают внутренние переживания своих персонажей, противопоставляя их обществу и его ограничениям, что придаёт произведениям ощущение глубокой личной драмы и неповторимости. Романтики также активно используют яркие образы и символику, создавая романтические миры, полные загадок и мечты.

Важным аспектом романтизма является восхождение к идеалам и вдохновение мужеством и героизмом. Литература этого периода часто полна исторических и фольклорных мотивов, что позволяет авторам обращаться к культурному наследию и презентовать национальную идентичность. В целом, романтизм стал важным этапом в развитии литературы, открыв новые горизонты для творчества и самовыражения писателей.

Что такое Романтизм в литературе

Литературный романтизм – это направление, зародившееся в конце XVIII века, отличительной чертой которого является противопоставление реальности идеалам. Оно связано с эпохой символических героев, человеков идеальных, свободных, открытых в проявлении своих эмоций. Романтизм – это литература мечтаний, фантазий, стремления к независимости и протеста против жесткой действительности.

Термином "романтизм" также понимается нереалистический метод, применяемый авторами в их произведениях. Это метод, который выдвигает на первый план личность человека, его глубокие чувства, интересы и волю, делая литературу очень личной.

Когда и где зародился литературный романтизм?

В конце 18 века (1790-е годы) в Германии возникло движение романтизма, сменившее классицизм с его увлечением античной литературой и искусством.

Романтизм просуществовал до 1830-х годов. В это время начало набирать популярность движение реализма среди художников и писателей, в результате чего романтизм стал отходить на второй план и вскоре был забыт.

↑ Основные жанры романтизма

  • статья,
  • рассказ,
  • драма,
  • проза
  • оды,
  • эпиграмма,
  • былина,
  • сказка,
  • эпос.

На всем Евразийском континенте существует множество культурных традиций и исторических личностей, которые влияют на литературное развитие. В Европе — Гете, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон (Англия). В России — Жуковский, позднее — Ф. И. Тютчев

↑ Особенности романтизма

В поэзии древних авторов В.Г.Белинский обнаружил элементы романтизма, так как считал, что романтизм является духовным стремлением человека в периоды, когда он неудовлетворен реальностью.

«Романтизм — это внутренняя душевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда возникают все непреодоленные стремления к лучшему и возвышенному, стремясь найти удовлетворение в идеалах, созданных фантазией» — В.Г. Белинский

Формирование романтической эстетики в конце XVIII — начале XIX веков происходило в Германии, но во многом было определяется событиями великой французской революции 1789-1794 гг. Поражение революции, которую люди ждали и на которую надеялись, что приведет к улучшению мира, вызвало разочарование, охватившее всю эту эпоху, всю Европу. Романтизм стал идеологическим выражением этого разочарования, разрушения иллюзий.

В Германии, Франции и России сложилась романтическая эстетика, объединявшая разнообразные течения и школы. Основное направление романтизма в эстетике состояло в критике классицизма, поэтому сентиментализм, который Выступал против классицизма, порой называли предромантизмом. Романтиков особенно раздражали "три единства" и деление поэзии на "высокую" и "низкую", так как они считали, что такая регламентация искусства мешает его свободному развитию.

Античность Восхищала романтиков, но они не стремились к подражанию, потому что это не соответствовало их принципу историзма, который они разработали. Романтики обращали внимание на устное народное творчество, национальные особенности истории, культуры и религии. Герой исторического романа обладает теми же чертами характера, что и романтический герой, а фольклор играет важную роль в этом жанре. Заслуга романтиков заключается в том, что они ввели принцип историзма в литературу, хотя их исторический подход был все еще в начальной стадии развития.

В своем изучении истории они постоянно находили героические образы великих личностей, противопоставляя это современности, которая казалась им лишенной светлых моментов. Их внимание к прошлому приводило к его идеализации и можно сказать, что это было своеобразным побегом от реальности. Размышления о прошлом приводили к мечтам о том, каким было бы все замечательным, если бы можно было вернуться в то время.

Романтизм базируется на мечтательности. Идеализация природы, поиск идеальной личности, яркой и красивой, придают романтизму возвышенность, необычность, таинственность и этим обаяние. Романтиков привлекает мир детства, приключения, суеверия, происходящие из внимания к таинственной, подсознательной жизни человека, борьба добра и зла, мрачных, злых сил против наивных и добрых людей.

Эти конфликты порождают создание сказок, фантастических повестей. Они вдохновляют на создание исторических, "готических" (страшных) романов, романов-воспитания, поэм, баллад. При творчестве романтиков характерна связь с музыкой, живописью, архитектурой.

Романтизм — это литературное направление и художественный метод (способ), который имеет две этимологические версии термина "Романтизм".

Первая версия связывает романтизм с понятием романа, книги — отдаленной от реальной жизни. Слово "роман" в XII веке во Франции использовалось для обозначения повествований о любовных и воинских приключениях, подвигах и невероятных авантюрах, которые случались с исключительными личностями. Эти произведения писались на "живом" — романском языке (французском), а не на "мертвой" латыни, как в древнеримских романах.

В отличие от эпической поэмы, саги в романе не описывали реальные события, а были результатом воображения конкретного автора. 2) Относящийся к романскому стилю в искусстве средневековой Европы. Писатели-романтики часто выбирали эпоху средневековья для своих произведений, создавая загадочные преступления и разыгрывая любовные страсти в старинных замках: “Айвенго” В. Скотта, “Собор Парижской Богоматери” В. Гюго, “Эликсиры сатаны” Э.-Т.-А. Гофмана и др.

В Германии возникло понятие и термин "Романтизм". Широко распространено мнение, что первым, кто использовал слово "романтик" для описания своих современников, был известный писатель Жан Поль (И. П. Рихтер) в своем сочинении "Приготовительная школа эстетики". Он применил это слово, чтобы противопоставить новое поколение художников писателям-классицистам.

Некоторое время это слово использовалось с оттенком иронии для описания писателей, "сбившихся с пути" на Средневековье. Позже яркая оценочная окраска утратилась, и термин стал использоваться для обозначения литературного движения, мировоззрения и всей культуры.

Романтизм — это целая эпоха, пропитанная особым настроением, которое возвышает человека над действительностью. Черты этого настроения и метода можно наблюдать на различных этапах развития литературы.

Разочарование в современности привело романтиков к особому влечению к прошлому: к общественным формациям времен до буржуазного строя, к патриархальным обычаям старины. Многие романтики считали, что живописная экзотика Южной и Восточной Европы — Италии, Испании, Греции, Турции — создает поэтический контраст с тусклой буржуазной повседневностью. В этих странах, еще не слишком затронутых цивилизацией, романтики находили выразительные, сильные личности, уникальный и красочный образ жизни. Интерес к национальному прошлому породил множество исторических произведений.

Стремясь возвыситься над простым бытием, развить разнообразные способности личности и полностью реализовать себя в творчестве, романтики выступали против формализации искусства и прямолинейного, рационального подхода, свойственного классицизму. Они отвергали просвещенческие и рациональные каноны классицизма, которые подавляли творческую инициативу художника.

В отличие от классицизма, который делит мир на хорошее и плохое, романтизм не проводит явных границ. Классицизм — это система, а романтизм — нет. Романтизм выдвинул новый художественный стиль от классицизма к сентиментализму, который представляет внутренний мир человека в гармонии с огромным миром. Романтизм подчеркивает гармонию во внутреннем мире. Именно с романтизма начинает развиваться настоящий психологизм.

Главной целью романтизма было отображение внутреннего мира, душевной жизни, которое можно было осуществлять с помощью различных материалов, историй, мистики и прочего. Суть заключалась в том, чтобы показать противоречивость внутренней жизни, ее иррациональность.

Романтики преображали некрасивую реальность в своем воображении или погружались в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и реальностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности были основой всего романтического движения.

Особенности литературных произведений романтического направления включают в себя динамичный сюжет, поэтику тайны, а также изображение особого мира: будь то прошлое, сказочные или экзотические миры. Важным элементом является присутствие яркого и необычного героя, который стоит в противовес окружающему миру, а также неразрешимый конфликт между героем и обществом или миром.

Другими характеристиками являются трагическое настроение, принцип контраста в композиции, сюжете, образной системе и языке, а также изображение романтического пейзажа и портрета. Тема свободы также занимает важное место в романтических произведениях, став высшей ценностью для героев. Неотъемлемой частью романтической литературы является двоемирие — сосуществование и равноправие двух миров: реального и вымышленного, будь то сказочный или фантастический мир.

Подписи к слайдам:

Романтизм в литературе

Изменение творческих методов в мировом литературном процессе — это смена художественных приемов. Укажите: эстетические принципы изученных литературных течений; выдающиеся представители и их произведения.

Вопрос для обсуждения: Каково ваше понимание терминов "романтик", "романтизм"?

Романтизм возник в сложное и разочарованное время для Европы.

РОМАНТИЗМ — это направление в европейской и американской литературе и искусстве от конца 18 века до первой половины 19 века. В 18 веке под романтизмом понимали все фантастическое, необычное, странное, встречающееся только в книгах, а не в реальности.

Центральная идея романтизма заключается в борьбе между добром и злом, которая является основой развития всего живого. Романтиков интересуют отношения между людьми, обществом и искусством, а Внутренний мир человека.

Основная задача писателей заключается в том, чтобы раскрыть сложный и внутренне противоречивый мир, в котором живет человек, и показать диалектику его души. Диалектика души отражает процессы зарождения и формирования чувств, мыслей, настроений и ощущений человека, отражая психические процессы (например, симпатия, перерастающая в любовь).

“Романтизм — это не только стиль или художественная манера, а определенное эмоциональное настроение" — Шарль Бодлер.

Проявления романтизма проявляются в различных видах искусства.

Город Париж

Современное направление — важная черта романтизма, особенно его раннего героического периода. Композиция становится более свободной, ритм — более напряженным. Цвет начинает играть важную роль в творчестве Делакруа.

Его работа "Резня на острове Хиос" вызвала острое осуждение сторонников классицизма, однако молодые художники восприняли ее с восторгом, видя в Делакруа исследователя новых путей в искусстве. Греция, умирающая на руинах Миссолунги. 1827 год. Резня на Хиосе. 1824 год.

Уильям Тернер — английский художник-пейзажист. Один из величайших представителей английского романтизма. Он в основном писал морские пейзажи, картины с библейскими, историческими и мифологическими сюжетами, проявляя склонность к романтической фантазии. "Большой канал в Венеции" "Музыкальная комната в Петворте"

Иван Константинович Айвазовский – великий художник, создавший знаменитые морские пейзажи "Девятый вал", "Море", "Радуга". Море было любимым мотивом романтиков.

Романтизм в музыке закрепился в 20-х годах XIX века под влиянием литературного романтизма и развивался в тесной связи с ним, а также с литературой в целом (обращение к синтетическим жанрам, прежде всего опере и песне, к инструментальной миниатюре и программной музыке). Характерное внимание к внутреннему миру человека, культ субъективного, тяга к эмоционально напряженному выразились в преобладании музыки и лирики в романтизме.

Эжен Делакруа. Фредерик Шопен. Эжен Делакруа. Портрет Паганини. Ф. Шуберт Роберт Шуман

Творчество русских романтиков принесло отечественной культуре европейскую славу. Композитор Михаил Иванович Глинка. Сцена из оперы "Иван Сусанин". Сцена из оперы "Руслан и Людмила".

Английские романтики включают в себя "бурных" поэтов Байрона и Шелли, а также созерцательных поэтов "озерной школы": Вордсворта, Колриджа и Саути. Вальтер Скотт считается основателем исторического жанра. Во Франции выделяются Констан, Шатобриан, Ламартин, Гюго, Мюссе и Жорж Санд. В России в романтизме выделяются поэты: В. Жуковский, Д. Веневитинов, Е. Баратынский, А. Дельвиг, Ф. Тютчев; К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский; а также А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов и прозаики Бестужев-Марлинский и В. Одоевский.

Зарубежный романтизм породил тип «байронического» рефлексирующего героя — разочарованного мятежного индивидуалиста, одинокого страдальца, не понимаемого людьми, бросающего вызов миропорядку и Богу, трагически переживающего разлад с миром и собственную раздвоенность. Творчество Байрона вдохновило явление байронизма в начале 19 века, включая «русский» байронизм. Сходство, а порой и противоречие с поэмами Байрона проявляется в творчестве многих его современников (в «Цыганах» А. С. Пушкина, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, у А. Мицкевича).

Как изгнанный грешник из рая, я смотрел на свой темный путь, трепетал от страха и жаждал вернуть прошлое. Затем, путешествуя по многим странам, я учился скрывать боль и страх, стараясь забыть прошлое и желаемое в заботах и делах, — так я, отвергнутый судьбой, убегаю от твоих обольщений, чтобы не грустить перед тобой и не называть дни невозвратными, чтобы бродить из края в край и убить змею в своем сердце. Могу ли я страдать у ворот рая и не стремиться попасть в рай! DAMSEL, КОТОРАЯ СПРОСИЛА, ПОЧЕМУ Я УЕЗЖАЮ ИЗ АНГЛИИ ВЕСНОЙ

Астетические особенности сюжета и поведения героев являются воплощением дуализма романтизма. Главные персонажи романтиков всегда обладают титанической силой личности.

Титанизм романтического героя может проявляться разнообразно: могучими страстями, сильной волей и смелым разумом, как у Манфреда Байрона, несокрушимым вольнолюбием, как у Прометея Шелли, непостижимой наблюдательностью, как у Э. По, или неисчерпаемыми глубинами духа, как у Генриха фон Офтердинген Новалиса. Он может проявлять безграничную самоотверженность в любви, как Квазимодо у Гюго. Все эти явления одного порядка, так как романтизм признает сознательное усиление при отражении действительности. Вспомните произведения Виктора Гюго, Эдгара Аллана По, Фенимора Купера для подтверждения этой идеи.

Был прекрасный июньский день, когда Перси Шелли I писал свое произведение. Все природа была в восторге от этого дня: леса, реки, нивы, листья ивы и толстая листва столетних дубов. На горизонте кучи плавучих гор напоминали серебряные тучи, небосклон сиял яркой синевой, а вода тихо шелестела под дуновением ветра.

Зимой все было совсем иначе — холодная погода принесла свои невзгоды. Ветви облеплены снегом, рыбы задыхаются в ледяных глубинах, озера застыли, и в такую ночь только огонь в печи освещал дом и согревал его обитателей. Все вокруг слушали, как трещит мороз, но горе было для тех, кто был гол и бос в такие холода.

Эти произведения также отражали романтическую эпоху русской литературы и культуры. Авторы как В.А.Жуковский (баллады), М.Ю.Лермонтов ("Мцыри", "Герой нашего времени"), Н.В.Гоголь ("Вечера на хуторе близ Диканьки") Вписались в этот период русского романтизма.

Центральное место в художественной системе занимает личность. Основной конфликт заключается в противостоянии личности и общества. Романтическая личность характеризуется страстностью. Страсти романтиков разделяют на высокие (всепоглощающая любовь) и низкие (зависть, жадность, честолюбие). Романтический герой обладает сильным характером, превосходящим окружающих.

Часто в романтических произведениях герой выступает в роли художника. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Предпочтительной средой для романтиков являются исторические сюжеты и экзотика.

Развитие романтического персонажа подразумевает демонстрацию диалектики его души, которая несет отпечаток эпохи. Он способен разорвать исторические и социальные связи, выступить против общества и оказать решающее влияние на его жизнь — в этом и заключается основа романтического индивидуализма. Чаще всего он одинок, находится в постоянном пути, и обладает сильной личностью, одержимой какой-либо страстью. Его действия происходят в нестандартных и экстремальных ситуациях, и могут быть как положительными, так и отрицательными.

Эталонным романтическим пейзажем является море, горы, небо. У романтического героя сложные отношения с природой: с одной стороны, она соответствует его страстной натуре, с другой — заставляет его сражаться с ней. Романтический символ — переход от конкретного к абстрактному.

Черты романтизма в литературе: Идея двойственности мира: с одной стороны, несовершенный реальный мир, с другой — совершенный идеальный мир фантазии героя, его внутренний мир; Неосуществимость идеального мира; Идеализация мира природы (романтический пейзаж), искусства; Тема борьбы, бунта (часто против обыденности, против установленных норм общества); (Основной враг романтиков – обыватель, который считает материальное благополучие целью жизни) Отражение действительности в её типичных проявлениях (т.е. из конкретных фактов вытекает общее, характерное); Значимость человеческой личности проявляется в способности увидеть ДУШУ человека, вещи, осознать, что именно душа является самым важным; Частое несоответствие внешнего вида внутреннему содержанию героя; Принцип исторического романтизма: обращение к прошлому с целью понять настоящее.

Основные черты русского романтизма: особое внимание к понятию чести; уважение к предкам; ответственность человека перед государством, страной; проблема влияния денег на жизнь человека.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) «Литературный Колумб Руси» (В.Г. Белинский)

Начало творчества В. А. Жуковского связано с "Сельским кладбищем" (1802), переводом элегии английского поэта Т. Грея в 1801 году. Это произведение принесло Жуковскому успех и широкую известность. Участие поэта в журнале "Вестник Европы", основанном Карамзиным, способствовало утверждению романтической эстетики в русской литературе.

В 1912 году поэт присоединился к Московскому народному ополчению и принял активное участие в Отечественной войне 1812 года, отразив ее в своей поэзии, в том числе в произведении "Певец во стане русских воинов". Тема Наполеоновских войн, которая стала источником вдохновения для поэта, также нашла отражение в его работах, таких как "Ночной смотр" (1836) и "Четыре сына Франции" (1849). В 1817 году Жуковский переехал в Петербург, где активно участвовал в литературной и общественной жизни столицы. В эти годы он был одним из ведущих литераторов России и близким другом А. С. Пушкина.

После трагической гибели А. С. Пушкина, которую он пытался предотвратить, Жуковский попал в разногласия со своим окружением при дворе. В 1841 году он ушел в почетную отставку и переехал жить в Германию, где женился на дочери своего друга художника Е. Рейтерна — Елизавете. В 1852 году Жуковский скончался в Баден-Бадене, а похоронен был в Петербурге.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кратко о Romanticism: Основные признаки романтизма в литературе для 9 класса

конспект урока по теме "Внешность, черты характера", 6 класс

Данный материал представляет собой инструкцию по подготовке и проведению последнего урока в 6 классе с использованием принципов проектной технологии и активного участия учащихся.

Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима. (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)

Образ Герасима отображает наилучшие аспекты русской народной души, как описано в рассказе И.С.Тургенева "Муму".

Авторы УМК «Forward», М.В. Вербицкая, М. Гаярделли, П. Редли и другие, разработали технологическую карту по теме "Черты характера" для обучающихся 7 класса.

Черты характера 5 класс

Изучение черт характера учеников пятого класса.

Урок литературы в 9 классе.Черты русского сентиментализма в литературе и изобразительном искусстве.

Сентиментализм — это художественное направление в искусстве, которое связано с изображением глубоких эмоций и чувств. Оно проявляется как в литературе, так и в изобразительном искусстве. Одним из ярких представителей сентиментализма в русской литературе является Н.М.Карамзин, автор знаменитой повести "Бедная Лиза". В своих произведениях он раскрывал темы любви, страдания, искренних чувств. Также сентиментализм нашел отражение в художественных полотнах известных художников.

Конспект урока "Черты характера",10 класс.

Схема — запись к занятию по английскому языку в 10 классе.

Технологическая карта урока по литературе на тему: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»

План урока о литературе в 9 классе, посвященный В. А. Жуковскому, создателю русского романтизма. Рассмотрим тему счастья и судьбы в балладе "Светлана".

Романтизм в живописи

Французский живописец Теодор Жерико (1791–1824) считается основателем романтизма в искусстве. Его жизнь была короткой, так как он скончался в результате падения с лошади, и за жизни не получил должного признания. Однако, в его произведениях ярко выражены особенности романтизма — внутренний конфликт мира и глубокие переживания человека.

Картина Теодора Жерико под названием "Плот "Медузы"" стала воплощением надежды и отчаяния, символизирующим Францию.

Чтобы понять суть романтизма в изобразительном искусстве, нужно обратить внимание на два жанра, которые наиболее ярко проявились в этот период — портрет и пейзаж.

Романтический портрет всегда выделяет внутренний огонь, духовное богатство человека, в предпочтение внешней красоте. В нем можно почувствовать динамику внутренней жизни, вместо замершей фигуры.

*Франсиско де Гойя, эскиз к картине «Портрет Карла IV с семейством», 1789–1800 гг.

Ландшафт в романтизме отражает дух мироздания, который также проявляется в его динамике. Природа для романтика представляет собой стихию, постоянно изменяющуюся и непокорную.

*Изображение «Прогулка в сумерках» 1837–1840 гг. представляет внутренний мир персонажа или направлено на вызов сильных чувств у зрителя. Художник-романтик предпочитает изображать бури, грозы и штормы в своих картинах. Элементы иррационализма и мистики, близкие каждому романтику, находят свое отражение в ночных пейзажах.

Музыка романтизма, согласно романтикам, является самым высшим видом искусства, так как она наилучшим образом выражает чувства и движения души.

В отличие от литературы и живописи, где реализм вытеснил романтизм к середине XIX века, в музыке романтизм преобладал до конца этого столетия.

Стилистика музыки романтизма включает в себя:

  1. поэтическое отражение одиночества;
  2. интенсивный конфликт личности с внешним миром;
  3. двойственность;
  4. автобиографические темы;
  5. образы лирической любви;
  6. новый подход к фантастическим и сказочным сюжетам.

Композиторы романтизма также обращались к фольклору, обогащая свои музыкальные произведения народными песнями, балладами и эпосом.

*Франц Шуберт (1797–1828), один из первых представителей романтизма в музыке

Эпоха романтизма связана с именами выдающихся композиторов.

Творчество Шуберта, Листа, Грига, Вагнера, Брамса, Мендельсона, Штрауса, Паганини, Верди, Бизе, Берлиоза, Шопена, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова до сих пор привлекает аудиторию и не утрачивает своей популярности.

Романтизм в литературе

В западной и американской культуре в конце 18-го — начале 19-го века возникло новое искусственное и литературное направление, известное как романтизм.

Определение 1

Романтизм — это течение в искусстве и литературе, отмеченное акцентированием на ценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных характеров и страстей, часто бунтарских, а также прославлением целебной и одухотворенной природы.

Романтизм оказал влияние на различные области деятельности. Интересно, что в 18 веке под романтизмом понималось все необычное и живописное, существующее не в реальности, а только в книгах. Но в начале 19 века романтизм стал обозначать новое направление, противоположное классицизму и Просвещению.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Зарождение романтизма происходило на территории Германии. Предтечами романтизма являются натиск и сентиментализм в литературе.

Если Просвещение отличается поклонением разуму и цивилизации, основанной на его принципах, то в романтизме пропагандируется поклонение естественным качествам человека и природе. В период романтизма возникают явления пикника, туризма и альпинизма, которые направлены на восстановление единства природы и человека. Образ "благородного дикаря", обладающего "народной мудростью" и непорочностью благ цивилизации, оказывается крайне популярным.

В XVIII веке началось формирование романтизма как литературного течения, но наибольшую популярность он приобрел в 1830-х годах. С 1850-х годов романтизм постепенно утрачивает свою популярность, однако его черты можно увидеть на протяжении всего XIX века. Романтизм послужил основой для развития символизма, декаданса и неоромантизма.

Основная характеристика романтизма, как литературного направления, заключается в основных конфликтах и идеях. Главной идеей практически каждого произведения является постоянное передвижение литературного героя в физическом пространстве. Это отражает смятение души героя, его постоянные размышления и одновременные изменения в окружающей его реальности.

"Романтизм в литературе" Получите помощь эксперта по теме вашей работыРешите задачи от ИИ за 2 минутыНайдите решение вашей задачи среди 1 000 ов

Для романтизма, как и для любого другого художественного направления, характерны свои внутренние конфликты. Основная идея этого направления заключается в сложных отношениях главного героя произведения с миром вокруг него. Главный герой демонстрирует эгоцентризм, но одновременно бунтует против пошлости, низменности и материальности реальности.

Это проявляется как в поступках, так и в мыслях и идеях литературного персонажа. Примерами таких персонажей романтизма являются Чайльд-Гарольд, главный герой произведения Байрона "Паломничества Чайльд-Гарольда" и Печорин, главный герой произведения Лермонтова "Герой нашего времени". Таким образом, основой любого произведения романтизма является расхождение между реальностью и идеализированным миром, и это расхождение имеет достаточно острые контрасты.

Существует три этапа развития романтизма как направления мировой культуры:

  • ранний романтизм (конец 18 – начало 19 века)
  • развитый романтизм (20-40-е годы 19 века)
  • поздний романтизм (после европейских революций 1848 г.)

Однако, эта классификация не вполне подходит для определения этапов романтизма в контексте различных национальных проявлений.

Например, в Германии уже на раннем этапе развития романтизма проявляется созревание мысли и формируется достаточно полная система романтических жанров, охватывающая поэзию, прозу и драматургию.

Этап творчества гейдельбергских романтиков связан с национальным самосознанием в период оккупации Германии Наполеоном, что приводит к быстрому наступлению второго этапа. В это время появляются сказки братьев Гримм, сборник Арнима и Брентано под названием «Волшебный рог мальчика», отражающие обращение писателей романтизма к фольклору своего родного края.

В 20-е годы 19 века романтизм в Германии начинает утрачивать свои позиции.

Великое развитие романтизма происходит В Англии, где он был подготовлен достижениями предромантизма. Особенно процветает романтизм в английской поэзии. Изобретение Вальтером Скоттом жанра исторического романа имело огромное значение для всей мировой литературы. Творчество Скотта демонстрирует существование в английской литературе особой близости между романтизмом и реализмом. Этот характеристический момент присущ также творчеству английских реалистов, особенно Диккенса, у которого в реалистических романах сохраняются значительные элементы, свойственные романтической поэтике.

Французский романтизм был вдохновлен Шатобрианом, Жерменой де Сталь, Констаном и Сенанкуром. Полная система жанров романтизма в Франции сформировалась только в начале 1830-х годов, когда в Германии и Англии романтизм уже почти утратил свое влияние. Борьба за новую драму имела особое значение для французских романтиков, поскольку классицисты удерживали прочные позиции в театре. Гюго стал выдающимся реформатором драматического жанра, начиная с 20-х годов 19 века, а также провел реформы прозы и поэзии. В развитие романтического направления во французской литературе внесли свой значительный вклад Жорж Санд, Дюма, Ламартин, Виньи и Сент-Бев.

Терминология, используемая для классификации направлений романтизма, вызывает некоторые разногласия. В рамках французской литературы романтизм можно разделить на историко-живописное и лирико-философское течения, а в немецкой литературе — на фольклорное направление и так далее. Однако точная и окончательная типология этих направлений пока не установлена.

Философия

Дух романтизма был пропитан идеей возвышенного, которое проявлялось в восхищении прекрасным. Представители этой новой эпохи стремились пересмотреть религию, толкую её как восприятие бесконечности, и ставили идею необъяснимости мистических явлений выше атеистических взглядов.

Суть романтизма заключалась в борьбе индивида против общества, где эмоциональность превышала рациональность.

Как проявил себя романтизм

Все сферы искусства отразили тенденцию романтизма, за исключением архитектуры.

Творцы романтизма привнесли новый взгляд на музыку. В их мелодиях прозвучал мотив одиночества, особое внимание уделялось конфликту и дуализму, а через личный тон авторы выражали свою автобиографию в произведениях, применяли новые методы, такие как расширение тембровой палитры оперной музыки.

Как и в литературе, здесь появился интерес к фольклору, в операх появились фантастические образы. Основными жанрами в музыкальном романтизме стали ранее непопулярные песни и камерные произведения, перешедшие из классицизма оперные и увертюрные композиции, а также поэтические жанры: фантазия, баллада и другие. Самыми известными представителями этого направления стали Чайковский, Шуберт и Лист. Примеры произведений: Берлиоз "Фантастическая симфония", Моцарт "Волшебная флейта" и другие.

В живописи

Художественная манера романтизма обладает своим уникальным стилем. Наиболее распространенным жанром в романтической живописи является пейзаж. Например, у выдающегося русского художника романтизма Ивана Константиновича Айвазовского это бурные морские дали («Море с кораблем»). Один из ведущих мастеров романтического направления, Каспар Давид Фридрих, ввел в искусство пейзажа элемент отрыва от реальности, показывая человека спиной к зрителю перед фоном загадочной природы, создавая ощущение, что мы видим через глаза этого персонажа (примеры его работ: «Двое, созерцающие луну», «Скалистые берега острова Рюгин»). Превосходство природы над человеком и его одиночество особенно ярко проявляются в картине «Монах на берегу моря».

В период романтизма изобразительное искусство переходило к экспериментам. Уильям Тёрнер предпочитал создавать полотна густыми мазками, с почти незаметными деталями («Метель. Пароход у входа в гавань»). Также предвестник реализма Теодор Жерико создавал картины, мало похожие на реальную жизнь.

Например, на картине «Плот Медузы» умирающие от голода люди выглядят, как атлеты. Что касается натюрмортов, все предметы на картинах расставлены идеально и вычищены (Чарльз Томас Бейл «Натюрморт с виноградом»).

В период Просвещения лирические и лироэпические жанры были редким исключением, в то время как в романтизме они играют ключевую роль. Романтические произведения отличаются яркими образами и оригинальным сюжетом. Это либо идеализированная реальность, либо волшебные фантазии. Герои романтизма обладают уникальными качествами, которые определяют их судьбу.

Книги, написанные два века назад, до сих пор пользуются популярностью не только у школьников и студентов, но и у всех любителей чтения. Ниже приведены примеры произведений и представители данного литературного направления.

За рубежом

Первых стихотворцев XIX века можно назвать Генрих Гейне (автор "Книги песен"), Уильям Вордсворт (создатель "Лирических баллад"), Перси Биши Шелли, Джон Китс и Джордж Ноэль Гордон Байрон — писателя поэмы "Паломничество Чайльд-Гарольда". Великую популярность завоевали исторические романы Вальтера Скотта (например, "Айвенго", "Квентин Дорвард"), романы Джейн Остин ("Гордость и предубеждение"), поэмы и рассказы Эдгара Аллана По ("Ворон", "Падение дома Ашеров"), рассказы Вашингтона Ирвинга ("Легенда о Сонной Лощине") и сказки одного из первых представителей романтизма Эрнеста Теодора Амадея Гофмана ("Щелкунчик и Мышиный король", "Крошка Цахес").

Также можно упомянуть творения Сэмюэла Тейлора Колриджа («Повествования старого моряка») и Альфреда де Мюссе («Исповедь сына века»). Интересно, насколько легко читатель переходит от реального мира к вымышленному и обратно, что приводит к их слиянию в единое целое. Частично это достигается простым языком многих произведений и естественным повествованием о таких необычных вещах.

Великим основателем русского романтизма считается Василий Андреевич Жуковский (автор элегии "Море" и баллады "Светлана"). Всем школьникам известна поэма Михаила Юрьевича Лермонтова "Мцыри", в которой особое внимание уделено теме одиночества. Не зря поэта называли русским Байроном. Философская лирика Федора Ивановича Тютчева, ранние стихотворения и поэмы Александра Сергеевича Пушкина, поэзия Константина Николаевича Батюшкова и Николая Михайловича Языкова оказали значительное влияние на развитие русского романтизма.

Раннее творчество Николая Васильевича Гоголя также относится к этому течению (например, мистические повести из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки"). Интересно, что романтизм в России развивался параллельно с классицизмом и иногда эти два направления не слишком резко противоречили друг другу.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий