Современная художественная культура музыки характеризуется многообразием жанров, стилевого смешения и доступностью благодаря цифровым технологиям. Влияние интернета значительно изменило способы распространения музыки и взаимодействия с аудиторией, что позволило артистам экспериментировать с формами и звучанием, создавая уникальные музыкальные произведения.
Кроме того, современная музыка отражает социальные и политические изменения, становясь средством выражения общественного мнения и эмоционального состояния. Взаимодействие между различными культурами и музыкальными традициями приводит к появлению новых направлений, что делает музыкальное искусство более инклюзивным и разнообразным.
Современная российская музыкальная культура. Структура современной музыкальной культуры
В настоящее время мировое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, связанных с выживанием человечества. Культура играет ключевую роль в разрешении этих проблем, поэтому состояние искусства вызывает опасения ученых по всему миру. В последние десятилетия музыка заняла лидирующее положение в формировании духовного мироощущения, особенно среди молодежи.
В условиях приоритета прагматических и меркантильных ценностей влияние музыки на мировоззрение человека становится очень актуальным.
Это особенно заметно в условиях изменений, происходящих в России. Под влиянием второсортной музыки, ворвавшейся в нашу жизнь, прежние идеалы и ценности рушатся, музыкальные пристрастия поляризуются. Значительная часть музыкальной культуры превращается в декоративный элемент отдыха, лишаясь глубины и содержания. Современная музыкальная жизнь ставит перед социальной философией и культурологией вопросы о влиянии социокультурных факторов на современную музыкальную культуру, состоянии и тенденциях развития музыкального искусства, формировании музыкальных вкусов современного слушателя и роли музыкальных интересов в ориентациях современного человека в сфере искусства.
Решения этих задач имеют огромное значение, потому что музыка играет важную роль в формировании ценностных установок личности и её мировоззрении, что отражается в характере и направлении социальной активности общества, особенно молодежи.
Известный музыкальный социолог А.Сохор весьма точно определил суть музыкальной культуры. Он подчеркивает: «Музыкальная культура общества является объединением музыки и её социального функционирования. Это сложная система, которая включает в себя: 1) музыкальные ценности, созданные или сохраняемые в данном обществе; 2) все виды деятельности по созданию или сохранению, воспроизведению, распространению и использованию музыкальных ценностей; 3) все субъекты такого рода деятельности вместе со своими знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими её успех; 4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность [3, с.62].
Музыкальная культура включает в себя универсальные ценности, присущие всему человечеству.
А.Сохор подчеркивал, что художественный объект может иметь эстетическую ценность в потенциальном и актуальном состояниях.
Отсутствие сформированных оценок и суждений мешает людям различать настоящие музыкальные ценности от вымышленных в процессе восприятия, поэтому важно овладеть критериями оценки музыкальных явлений. Разнообразие музыкальных направлений и стилей указывает на то, что каждое из них имеет свой эталон для адекватной оценки ценностей.
Поскольку понятие "современная музыка" имеет относительные временные рамки, зависящие от системы отсчета, рассмотрим музыкальное искусство с конца XX века и сделаем особый упор на послеперестроечное время в России.
Отметим, что музыка как чувствительный барометр реагирует на все социальные и индивидуальные процессы и влияет на духовную атмосферу общества. Поэтому мы рассмотрим современное музыкальное искусство в широком социокультурном контексте, включающем шесть сфер: социально-природную; материально-техническую; экономическую; политическую; социально-личностную и духовно-культурную.
В последние десятилетия в российской музыкальной культуре появились новые формы, жанры и инструменты, расширились границы воздействия музыки на социальные явления.
В последние десятилетия российское музыкальное искусство переживает острейший кризис. Дегуманизация современной музыки достигла таких высот, что искусство превращается в полный хаос. Новая музыка, которая вызывала острую критику 10-20 лет назад из-за своей стилизации и эклектики, сегодня становится актуальной и даже модной. Если человечество намерено выжить, то возврат к традициям, гуманизму и идеалам, основанным на идейно-эстетических принципах, станет опорой для возрождения музыкального искусства.
Основная тенденция "развития" музыкального искусства — устранение индивидуального творчества, уничтожение художественной личности, распространение и доминирование массовой бездуховной культуры.
Сайт studopedia.org, известный как Студопедия.Орг, существует с 2014 по 2024 год. Студопедия не является автором размещенных материалов, однако предоставляет возможность их бесплатного использования (в том числе за символьную плату 0.006 с).
Краткая история музыки 554 слова читать ~4 мин
Ручная музыка уже десятки тысяч лет создает наш мир, задолго до появления письменности, возможно, ее более осязаемого родственника. И тысячелетиями люди пытались понять, как мы реагируем на этот вид звука.
Первые попытки объяснить силу музыки были связаны с идеями религии и магии. Так же, как и самые ранние песни. Теперь мы просто скачиваем музыку на устройство, но первые фанаты должны были быть присутствовать при ее исполнении живыми музыкантами. Самым древним сохранившимся музыкальным произведением является гимн месопотамской богине плодородия Никкал, записанный клинописью на глиняной табличке, датируемой примерно 1400 годом до нашей эры.
В различных древних цивилизациях, таких как Древний Египет, Индия, Китай, Греция и Месопотамия, священные песни, исполнявшие важные церемониальные функции, были сохранены на глиняных табличках, папирусе и, в конце концов, на бумаге. Как и большая часть современной музыки, эти старинные песни восхваляли богов, призывали сверхъестественные силы, обожествляли власть имущих.
Хотя изначальными целями музыки, скорее всего, были умиротворение и празднование, представления о роли музыки в культуре древних цивилизаций сильно различались.
В Древней Греции математик VI века до н.э. Пифагор заявил, что музыка отражает космическую гармонию. В своем стремлении к симметрии и единству, он утверждал, что музыка не так уж сильно отличается от математики.
Через столетие после этого, Платон и его ученик Аристотель отвергли концепцию космической гармонии и заявили, что музыка имеет социальное, образовательное и личное значение. Платон утверждал, что музыка играет важную роль в образовании и необходима для "правильного" функционирования общества.
Также можно заметить, что идея музыки как пагубного влияния прослеживается и тогда. Платон считал, что "неправильная" музыка может привести к моральному упадку. Он даже утверждал, что влияние новой популярной музыки во время персидских войн в Греции виновато в бунте молодежи против власти и социальных беспорядках в Афинах. (Интересно, как идеи передаются через тысячелетия?)
В Древнем Китае мыслители, включая Конфуция, классифицировали музыку на различные формы, считая некоторые из них менее ценными и простонародными. В индийском трактате "Натья Шастра", написанном мудрецом Бхаратой Муни между 200 годом до нашей эры и 200 годом нашей эры, говорится о том, что музыка может привести слушателя в состояние божественного экстаза, заложив тем самым основы для традиции преданной музыки, которая существует до сегодняшнего дня.
Идея дьявольской музыки возникла во время крестовых походов. С развитием более радикальной формы христианства в 11-13 веках в ходе войн между Христианскими и Исламскими воинами в Европе и Леванте, музыка, созданная и слушаемая для удовольствия, была объявлена "вульгарной" как средство соблазна (хотя практика существовала в различных формах и периодах времени в разных регионах).
Ранее считалось, что определенные последовательности аккордов ассоциируются со злом и сатаной (этот миф дошел и до наших дней). Некоторые из таких музыкальных композиций, включая зловещую "Diabolus in Musica" или "Дьявол в музыке", до сих пор используются в жанрах хоррора и хэви-металла, а В других стилях, которым помогает такая комбинация аккордов и интервалов, призванная вызывать тревогу.
Тем временем в исламском мире суфии бросили вызов множеству запретов на музыку и разработали философию музыки, предназначенной для воздействия на тело и душу, которая до сих пор пользуется популярностью на Индийском субконтиненте, в Леванте и Африке. Через свои песни о мире, любви и сосуществовании эти мистики призывают людей использовать музыку для установления связи с богом.
Однако все это время высокое искусство можно было разделить примерно на две категории: религиозная песнь или же подражание природе.
В эпоху Возрождения произошли радикальные изменения, когда художники и философы XV века стали утверждать, что высокое искусство может служить средством самовыражения художника и отражением повседневности. Это открыло новые возможности и вдохновило каждое поколение на создание своих уникальных произведений. Однако старшие поколения выражали недовольство шумом, который создавали молодые творцы.
Некоторые современные австрийские критики высказывали свои вердикты о композициях молодого Вольфганга Амадея Моцарта, родившегося в 1756 году. Они называли его музыку "слишком сильно приправленной", "непроходимыми лабиринтами" и "причудливыми полётами души".
Фрэнк Синатра, родившийся в 1915 году, высказывал своё отношение к Элвису Пресли, родившемуся в 1935 году, называя его музыку "плачевной" и "прогорклым пахнущим афродизиаком", который способствует "негативным и разрушительным реакциям у молодых людей".
Культурная сфера сегодня представлена огромным разнообразием современных произведений искусства — от картин и музыки до литературы и театральных постановок. Особое внимание следует уделить развитию современной музыки и ее особенностям.
Важно отметить, что большинство современных музыкантов находят вдохновение в музыке прошлых времен при создании своих треков и композиций. Это свидетельствует о том, что музыкальное искусство продолжает развиваться, черпая вдохновение из своей истории для создания чего-то нового и уникального. Помимо этого, классическая музыка остается популярной и важной для формирования культурного кругозора новых поколений. Например, музыкальные школы акцентируют внимание на изучении классических произведений в процессе воспитания и обучения учеников.
Сегодня музыка порадует вас своим разнообразием, поскольку этот мир приносит большие доходы и позволяет развиваться не только музыкантам, но и слушателям, которые находят в ней вдохновение.
На сегодняшний день популярны такие жанры как рок, поп, металл, джаз, клубная музыка, а также такие новинки как DrumB (ритм и блюз). Он появился в США в 1940-х годах на основе блюза и свинга. В настоящее время RB объединяет элементы соула, фанка и хип-хопа. Известные представители этого стиля — Бейонсе, Рианна, Ашер.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что современная музыка предлагает широкий выбор жанров на любой вкус. Музыкальные порталы предлагают бесплатное скачивание песен любого стиля и жанра, что позволяет любителям музыки всегда быть в курсе последних новинок.
Самое важное — подписаться на наш Telegram-канал
- Новости компаний
Нашли опечатку?
Эта вкладка предназначена для тех, кто внимателен к деталям и замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах. Мы признательны всем, кто готов помочь нам их исправить. Ваша поддержка ценна не только для редакции, но и для всех читателей, которые благодаря вам могут читать наши тексты без ошибок.
Если вы обнаружили опечатку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом
Эпоха Возрождения
Итальянский музыкальный композитор Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
Этот период находится между Средневековьем и Новым временем. В эпоху Ренессанса возрождается интерес к античности. Гуманизм становится главной идеей. Новый взгляд на мир повлиял на место музыки в жизни. Изменение творческого подхода, отказ от средневековой строгости и развитие индивидуализма среди композиторов привели к появлению нового понятия — "композитор".
Основными композиторами этого периода были выдающиеся полифонисты Жоскен, Окегем, Обрехт, Вилларт, Лассо, Палестрина и другие. Их работы признаны эталонной классикой эпохи Возрождения. Попытки смягчить жесткость привели к слиянию приемов церковной и светской музыки. В этот период появилось большое количество любительских музыкантов.
Музыка звучала повсюду: на улицах, в замках, на пышных торжествах, в церковных обрядах, в театрах, на концертах. Основными жанрами возрождения стали мадригал (светский) и месса (церковный). Клавесин, клавикорд, чембало, виолы — эти инструменты были изобретены в эпоху Возрождения, но их истинное расцветение пришло позже.
Барокко
Доменико Скарлатти — знаменитый итальянский композитор, чьи произведения знакомы даже неопытным слушателям. Он жил в эпоху барокко, вместе с такими гигантами композиторской мысли, как Бах, Гендель, Вивальди, Монтеверди, Люлли, Корелли и Перголези. Именно в этот период полифоническая музыка достигла своего расцвета, а высшей формой стала фуга.
Сообщение по истории особенности развития современной художественной культуры про музыку кратко
3.3.6* Перемены в российской культуре.
Несмотря на отмену цензуры и идеологического диктата, в 1990-е годы российская культура и наука, а также общество в целом, переживали трудные времена. Практически полное отсутствие государственного финансирования, отток талантливых людей за границу, замораживание многих перспективных научно-исследовательских проектов и массовая коммерциализация культуры — всё это привело к кризису в гуманитарной сфере.
В то время, важное значение имела федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусства", которая была запущена в первой половине 1990-х гг. Её основная цель заключалась в сохранении значимых культурных объектов. В рамках этой программы проводилась реставрация памятников и зданий в Новгороде, Изборске, Угличе, Великом Устюге и других городах. Большая часть средств была использована на реконструкцию зданий в Москве, включая Гостиный двор и Большой Кремлевский дворец.
В 2000-х гг. ситуация в области культуры, науки и искусства начала улучшаться. Основной чертой культурной жизни стала возможность свободного творчества. Современное российское искусство отличается разнообразием жанров и стилей, что делает сложным выделение одного доминирующего направления.
Начинают проявляться тенденции к восстановлению культурных элементов Российской империи и их интеграции в культурное наследие СССР. Началась обширная реконструкция памятников культуры, восстановление храмов и религиозных традиций. Примером этого может служить восстановленный храм Христа Спасителя в Москве, освящённый 19 августа 2000 года. Возрождается практика меценатской помощи художникам и деятелям искусства и многое другое.
Наиболее характерными чертами российского искусства в конце XX — начале XXI века стали коммерциализация, отсутствие идеологических ограничений, огромное влияние западной массовой культуры.
Великое значение имели отечественные реалистические традиции в литературе, воплотившиеся в творчестве таких писателей, как В. Астафьев («Прокляты и убиты»), В. Распутин («В одном сибирском городе»), В. Белов («Повседневная жизнь русского Севера»), Ю. Бондарев («Без милосердия»). Отдельным событием в культурной жизни стало возвращение в страну А. И. Солженицына. < / p>
Огромной популярностью пользовались и писатели-постмодернисты, такие как А. Битов («Улетающий Монахов»), Д. Пригов («Пятьдесят капелек крови»), В. Пелевин («Чапаев и пустота», «Generation П», «Avion Pa», «Жизнь насекомых»), В. Пьецух («Четвертый Рим», «Рука»), Л. Петрушевская («Квартира Коломбины»). Эти авторы отказались от социальной направленности и морализма в своем творчестве. Их произведения характеризуются цитатностью. Также у детективного жанра и "русского фэнтези" обнаружилось новое дыхание. < / p>
Недостаток государственного финансирования привел к резкому сокращению производства фильмов. В 1995 году было выпущено всего 46 фильмов, что привело к преобладанию на кинорынке страны западных произведений.
Фильмы таких режиссеров, как Никита Михалков («Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник»), Павел Лунгин («Такси-блюз»), Владимир Тодоровский («Страна глухих»), Александр Рогожкин («Особенности национальной охоты»), Эльдар Рязанов («Старые клячи»), Сергей Бодров-старший («Кавказский пленник»), Владимир Хотиненко («Мусульманин») вызвали значительный интерес. Кроме того, ежегодно в стране проводится Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи.
В конце 1990-х годов произошло возрождение Международного московского кинофестиваля. Фильмы А. Балабанова, такие как "Брат" (1997) и "Брат-2" (2000), завоевали популярность среди молодежи. Режиссер А. Звягинцев также стал известным благодаря своим картинам "Возвращение" (2003) и "Как я провел этим летом" (2010), которые были удостоены призов на Венецианском и Берлинском кинофестивалях.
Несколько выдающихся деятелей искусства, включая оперную певицу Г. Вишневскую, виолончелиста и дирижера М. Ростроповича, пианиста Н. Петрова, дирижера и руководителя оркестра "Виртуозы Москвы" В. Спивакова, балерину М. Плисецкую и альтиста Ю. Башмета, оказывали поддержку своим коллегам, особенно молодым талантам в России. Мировое признание получили артисты балета Н. Цискаридзе и Д. Вишнева, а также оперные певцы Д. Хворостовский и О. Бородина.
В развитии живописи значительное место занял портретный жанр (А. Шилов, Н. Сафронов), а также неопримитивизм (Н. Недбайло). В 1993 году прошли выставки работ художников-эмигрантов О. Рабина, Д. Краснопевцева, И. Захарова-Росса.
В Москве, Санкт-Петербурге и других регионах началось восстановление разрушенных памятников архитектуры, которые были уничтожены во времена советской власти. В Москве был восстановлен Храм Христа Спасителя, построенный в XIX веке и разрушенный в 1930-х годах. В связи с 300-летием города Санкт-Петербурга велись крупные реставрационные работы. Были открыты Константиновский дворец в Стрельне, Янтарная комната в Пушкине и другие объекты.
Работы скульптора З. Церетели, создатель памятника Петру Великому в Москве, и Монумента Победы на Поклонной горе, пользуются большой, но не всегда положительной популярностью. Негативное отношение художественных критиков вызвал памятник Петру Великому. Памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, созданный Р. Габриадзе и В. Бухаевым, является примером идеи "минимонументализма".
В 1990-х годах на сцене появилось множество ярких театральных постановок. Новые театры и студии возникли: «Мастерская П. Н. Фоменко», «Табакерка» О. Табакова, «Театр Луны» С. Проханова. Спектакли-антрепризы вновь стали популярны. В репертуарах театров появились пьесы новых авторов: Н. Коляды, М. Угарова, М. Арбатовой, А. Шипенко.
В начале XXI века интерес к театру заметно ослаб. Посещение библиотек сократилось. В современной России как взрослые, так и подростки стали меньше читать книги. Россияне предпочитают посещать кинотеатры и концерты. Телевидение и Интернет победили в конкуренции за зрителя, так как люди находят в них необходимую информацию.
Одновременно с этим, развитие массовых коммуникаций и электронных ресурсов расширило доступ широким массам к отечественным и зарубежным произведениям искусства. Представители российской культуры активно участвуют в международных фестивалях, выставках и показах, успешно интегрируясь в мировое культурное пространство. Внимание всего мира было привлечено к России во время проведения XXII зимних Олимпийских игр в Сочи в феврале 2014 года. Наша страна также получила право на проведение мирового футбольного первенства, которое состоялось в 2018 году.
Нобелевские премии, присужденные физикам Ж. Алфёрову (2000) и В. Гинзбургу (2003), стали яркими свидетельствами успехов российской науки. Россия продолжает удерживать свои позиции как ведущая космическая держава, разрабатывая современные информационные спутниковые системы и реализуя различные научно-исследовательские программы на Международной космической станции (МКС) с участием российских космонавтов через ракетно-космический центр «Прогресс».
На современном этапе главной задачей российской культуры является сохранение национальных корней и развитие лучших традиций собственного культурного наследия в условиях доминирования западной культуры и размытия национальной идентичности из-за процессов глобализации.
Выбор учебного материала о современной российской культуре в рамках урока по истории. Выберите следующее действие:
- Вернуться к списку конспектов по истории России
- Перейти к списку конспектов по Всеобщей истории
- Поиск конспекта в кодификаторе ОГЭ по истории
- Поиск конспекта в кодификаторе ЕГЭ по истории
Рождение классики
Вы еще не устали? Тогда продолжим. К тому же, эпоха классицизма относительно короткая — примерно с конца 17-го до середины 18-го века. В это время музыка полностью отделилась от церкви и стала самостоятельным видом искусства. Возникли и усложнились основы новых музыкальных жанров.
Засияли яркие звезды великих композиторов: Моцарт, Гайдн, Бетховен, Глинка и многие другие.
Классическая музыка становится все более популярной. Она звучит не только в узких светских кругах, но также и домах некоторых горожан, а также на театральных сценах. Народ постепенно вливается в этот мир.
Этот уникальный исторический период простирается от второй половины 18 века до 19 столетия. Обыденная жизнь уступает место мечтам и идеальному миру, который воспевают такие выдающиеся композиторы, как Шопен, Мендельсон, Шуберт, Вагнер, Берлиоз, Верди, Штраус, Римский-Корсаков, Чайковский и многие другие. В этот период появляются миниатюры, включенные в различные циклы пьес различных стилей, а также симфонические поэмы.
Двадцатый век
Эпоху связывают с экспрессионизмом, конструктивизмом и неоклассицизмом, в каждом из которых творили десятки композиторов и исполнителей, оставивших свой след в развитии современной музыки. А с появлением нового столетия в музыкальную культуру внедрились технологии.
Телармониум – первый электронный музыкальный инструмент, создающий звуки с помощью электромагнитных колебаний. Его придумал американец Таддеус Кэххил. В то время еще не существовало динамиков, поэтому игру на телармониуме можно было услышать только через телефонную сеть. Этой опцией могли пользоваться абоненты в Нью-Йорке.
В это время появилась абсолютно новая музыка, созданная на основе собственных звуковых схем — атональная музыка. Звуковые и световые эффекты были впервые использованы в музыке, их появление вызвало удивление и вопросы у слушателей. Однако со временем они завоевали популярность.
Запущены звукозаписывающие компании и концертные агентства, которые начали объединять музыкальные жанры на разных континентах. Появилась первая грампластинка джазовой музыки, и джаз сразу же завоевал сердца слушателей в Америке, Европе и странах Африки. Таким образом, джаз стал первым масштабным проявлением глобализации в музыке.
С одной стороны, народ стал более ленивым, это очевидный факт. Любителям больше не нужно изучать ноты, осваивать инструменты и развивать музыкальный слух. Просто нажми кнопку – и профессиональный оркестр играет у тебя дома. С другой стороны, музыка стала более доступной и популярной, теснее вплетаясь в повседневную жизнь людей. Люди занимаются музыкой не потому, что им это нужно, а потому что им это действительно нравится.
Еще один удивительный факт из 20 века. В 1952 году композитор и философ Джон Кейдж создает удивительную композицию под названием «4’33’’. Музыкальная группа выходит на сцену вооруженная инструментами… и не играет на них. Это произведение не о тишине, а о возможности услышать звуки окружающего мира. Таким образом были уничтожены все предыдущие музыкальные традиции и каноны.
Что угодно может быть названо музыкой, включая лишний шум. Границы снова не имеют значения.
Краткий гид по современной академической музыке
Для многих людей ассоциации с академической музыкой вызывают имена таких классических композиторов, как Гайдн, Моцарт и Бетховен. Некоторые же могут вспомнить имена композиторов конца XIX — начала XX века, таких как Вагнер, Дебюсси, Стравинский. Однако с тех пор многое изменилось: большая часть репертуара филармоний и консерваторий состоит из произведений, написанных давно ушедшими композиторами, и имена современных авторов, пишущих академическую музыку, малоизвестны. В данной статье мы представим вам основные направления и произведения новой классической музыки.
Считается, что современная академическая музыка впервые появилась в 50-х годах XX века. В это время продолжали существовать классические композиторы начала века, однако активно развивалась электронная музыка. Основным направлением этого периода был сериализм.
Развитие сериальной музыки началось ещё в 1900-х годах с додекафонии — метода, созданного и разработанного австрийским композитором Арнольдом Шёнбергом и его учениками. Суть метода заключалась в создании серии из 12 звуков для каждого произведения, соотнесенных друг с другом различными интервалами.
Путем различных трансформаций этой серии (обратное воспроизведение, инверсия интервалов) получалась комбинация из 48 музыкальных фрагментов, которые использовались композитором. При этом каждая серия должна была быть сыграна полностью, звук за звуком.
Мессиан отличался от других своим подходом. Он также был сторонником атональной музыки и использовал серийный метод в создании ритма произведений, экспериментировал с арабскими, японскими и полинезийскими музыкальными системами. Еще одной его необычной особенностью, которая отразилась в его музыке, была его любовь к птицам, голоса которых Мессиан внимательно записывал и собирал на протяжении 40 лет.
Карлхайнц Штокхаузен — яркая личность, считавшаяся эксцентриком и гением, закутанным в собственный мир, но его вклад в музыку невозможно недооценить. Штокхаузен был одним из первых, кто начал использовать электронику в своих произведениях и ввел концепцию "пространственной музыки". Например, в его раннем произведении "Группы" задействованы три оркестра, размещенные в разных углах зала. Незначительные различия в ритме и темпе исполнения музыкальных фрагментов создают ощущение звукового обращения в пространстве.
Постепенно стандартная методика устарела, и даже самые решительные сторонники начали искать новые звуки. Технический прогресс привел к появлению новых электронных средств для создания музыки. Лидеры в критике стандартной методики и случайной музыки — Дьёрдь Лигети и Янис Ксенакис. Общей чертой, объединяющей композиторов, является яркое, объемное звучание их произведений, направленное на преобразование звука различных инструментов в один громкий шум, оставляющий общее эмоциональное впечатление у слушателя. Лигети добивался этого эффекта с использованием техники микрополифонии в своих оркестровых произведениях.
Ксенакис — один из предводителей электронной музыки. Он тесно связывает свою музыку с изначальной профессией архитектора. Сложные визуальные структуры он переносит в свои произведения, создавая удивительные многогранные композиции как с использованием традиционных музыкальных инструментов, так и при помощи компьютера и точных научных методов.
В 60-х годах в музыке стала преобладать тенденция к минимализму, который основан на повторении определенных звуков, интервалов и мотивов. Этот стиль характеризуется эстетикой статичности, пустоты и ценности каждого звука. К минималистам относятся такие композиторы, как Терри Райли, Стив Райх, ранний Филип Гласс и известный авангардист второй половины XX века Джон Кейдж.
В творчестве Кейджа приверженность минимализму достигла своего апогея в известном произведении композитора «4’ 33”». Во время исполнения этой пьесы на фортепиано исполнитель просто сидит в течение 4 минут и 33 секунд, не произнося ни одного звука, открывая и закрывая только крышку в начале каждой части. Музыка в этот момент формируется из звуков, случайно издаваемых зрителями.
Идею повторения и репетативности развивали в своем творчестве Терри Райли и Стив Райх. В 1964 году Райли создал In C, воплотив эту идею в жизнь. In C состоит из 53 коротких фраз, которые могут быть исполнены любым количеством музыкантов любое количество раз. Единственное требование — один из музыкантов задает темп, повторяя ноту "до" на клавиатуре фортепиано.
Один из творческих приемов Стива Райха — "постепенный фазовый сдвиг", впервые примененный им в магнитофонной музыке. Несколько музыкантов начинают играть в унисон, но постепенно ритм замедляется у одного и ускоряется у другого, что создает многомерное сложное музыкальное пространство.
Многие композиторы-новаторы остаются малоизвестными широкой публике, но их влияние на современную культуру несомненно: эксперименты с электроникой и репетативный метод лежат в основе современной популярной музыки. Например, ещё в 50-х годах Джон Кейдж предрек широкое использование сэмплов, что реализовалось и по сей день. Сегодня экспериментальная музыка скорее относится к поп-культуре, а электронные инновации уже мало кого удивляют, поэтому одним из направлений развития авангардной музыки является создание аудиовизуальных произведений. Благодаря развитию технологий синтез изобразительного и музыкального искусства стал возможным, и он является закономерным продуктом нашей эпохи глобализации.