Концептуальная информация представляет собой теоретические и абстрактные идеи, которые помогают структурировать и осмысливать знания. Она служит основой для понимания сложных явлений, позволяя нам формировать концепции и модели, которые отражают реальность. Такой вид информации важен в научных исследованиях, образовании и повседневной жизни, так как он способствует глубокому анализу и выведению закономерностей.
Важность концептуальной информации заключается в её способности связывать факты и создавать единую картину мира, что особенно актуально в условиях потока данных. Эффективное использование концептуальной информации позволяет принимать более обоснованные решения и разрабатывать инновационные решения в различных сферах, от бизнеса до социального программирования.
Вопрос о концептуальной информации
Давайте сначала рассмотрим различные типы информации в художественном тексте. Известный современный лингвист И.Р. Гальперин выделил три вида информации: концептуальную, фактическую и подтекстовую. Давайте обсудим каждый из них.
При создании литературного произведения автор всегда стремится передать свои мысли и чувства читателю. Художественное произведение отражает систему взглядов автора, его мировоззрение, его "личность" в широком смысле слова. Все это и составляет концептуальную информацию. Этот вид информации получил свое название от слова концепция (лат. conceptio) — 1) система взглядов на те или иные явления, способ их рассмотрения; 2) общий замысел (художника, поэта, ученого и т.д.).
Суть текста состоит в том, что он удерживается концептуальностью и дает развернуться на отдельные эпизоды, описания и рассуждения. Основную идею, которую называют концептом, особенно в начальной школе, называют главной мыслью. Однако концепция не сводится к главной мысли, так как в литературном произведении их может быть множество; не забывайте, ведь в нем отражается система взглядов автора. Есть, правда, литературные произведения, в которых присутствует только одна главная мысль.
Чаще всего это басни, притчи, пословицы. А в таких произведениях, как романы, повести, поэмы, многие рассказы и стихи, содержится именно концептуальная информация.
Для того чтобы передать свою идею читателю, писатель создает художественное произведение и использует различные специальные приемы, включая художественные средства. Он выдумывает сюжет, появляются литературные персонажи, они действуют, мыслят, чувствуют — другими словами, они живут.
Описание персонажей, фактов, событий, мест действия, времени — все это фактическая информация, или фабула (от лат. fabula — рассказ, история; "основа", "ядро" рассказа). Это как бы оболочка авторской идеи, "внешнее произведение". Однако ни один автор не садится за письменный стол, чтобы просто написать фабулу.
Через рассказ о судьбах людей, их характерах и развитии сюжета, автор передает свои взгляды на жизнь и то, что его волнует. Фабула служит концептуальной информации, наполняя текст жизнью и помогая передать заложенные в нем идеи. Одновременно фабула "маскирует" эту информацию, создавая возможности для различных интерпретаций. В некоторых художественных текстах, особенно в стихотворениях без четкого сюжета, фактическая информация может быть очень ограниченной.
Одно и то же понятие (концептуальная информация) может быть выражено разными сюжетами. Если вы прочитаете захватывающие книги современного колумбийского писателя Габриэля Гарсия Маркеса — "Сто лет одиночества", "Осень патриарха", "Полковнику никто не пишет", "Хроника одного запланированного убийства", то увидите, что он всегда пишет об одном — об одиночестве.
Сам Маркес говорил, что писатель всю жизнь пишет одну книгу, выходящую под разными названиями. И это относилось прежде всего к нему самому. Но какие у него разные книги! И какие разные в них герои! Они могут вызывать у нас различные чувства, но при этом мы не можем не видеть общего: их трагедии — трагедии одиночества.
В русской литературе в другое время, еще в XIX веке, эта тема была одной из главных у М.Ю. Лермонтова.
Иногда бывает сложно уловить суть информации.
Во-первых, смысл может быть неоднозначно толкован из-за элементов, содержащихся в тексте. Во-вторых, восприятие зависит не только от самого текста, но и от читателя: от его жизненного опыта, навыков чтения, настроения. Иногда писатель, создавая произведение, задумывает одно, а получается совсем другое. Например, И.С.
Тургенев, написав роман "Отцы и дети", полагал, что Базаров — это интересный образ нового героя, однако многие читатели и литературные критики отнеслись к нему враждебно. Такие ситуации показывают, что текст, созданный писателем, начинает жить своей жизнью, оторванной от автора.
Для понимания концептуальной информации Важна подтекстовая информация. Что это такое?
Понимание подтекста до конца никому не удалось. Подтекст похож на чудо. Он представляет собой смысл, который не выражен обычными словами в основном тексте и как бы возникает "из ничего". Однако на самом деле это только кажется таким.
Скрытый смысл, который могут нести в себе слова, выражения, предложения, отдельные фрагменты текста, передается через порядок слов, интонацию и литературные приемы. Для создания подтекста также используются монтаж и "скважины".
Монтаж — это организация предложений, абзацев и отдельных фрагментов текста, а "скважины" — это пробелы, "пустоты" в тексте, которые читатель должен заполнить смыслами самостоятельно. Подробнее о монтаже и "скважинах" мы расскажем позже, но если вы хотите узнать об этом прямо сейчас, откройте страницы 92 и 23.
Скрытая информация подобна "двуликому слуге", которая служит и фактической, и концептуальной информации. Все формы информации в произведении тесно связаны.
Чтобы лучше понять, как работают различные свойства текста, давайте посмотрим, как И.Р. Гальперин анализирует стихотворение в прозе И. С. Тургенева "Воробей".
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Внезапно она уменьшила шаги и начала красться, словно учуяла добычу впереди.
Я взглянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно колыхал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно раздвигая едва раскрытые крылья.
Мой пес медленно приближался к нему, когда вдруг, упав с близкого дерева, старый черногрудый воробей упал перед его мордой — и весь встрепенутый, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в сторону зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он защищал своего ребенка. но его маленькое тело трепетало от страха, голосок издавал звуки отчаяния, он жертвовал собой!
Каким огромным чудовищем должна была ему показаться собака! И тем не менее, он не мог оставаться на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, свергла его оттуда.
Мой Трезор остановился, отступил. Видимо, и он признал эту силу.
Я поспешил отпугнуть смущенного пса — и удалился, испытывая благоговение.
Да, не смейтесь. Я испытал благоговение перед этой маленькой, героической птицей, перед ее любовным порывом.
В моих мыслях возникло убеждение, что любовь сильнее смерти и страха перед ней. Именно любовь дает жизни смысл и движение.
Давайте сначала рассмотрим, как различные виды информации представлены в этом тексте.
Фактическая информация отображается последовательным развитием сюжета путем описания действий, состояний, характеристик персонажей: рассказчика, собаки, молодого и старого воробьев, а также явным указанием на место действия (садовая аллея) и косвенным указанием на время (вдруг). Вот примеры словосочетаний, представляющих этот тип информации: Я возвращался с охоты.
Собака бежала впереди меня. Уменьшил свои шаги. Начала красться. Увидела молодого воробья. Упал из гнезда. Собака медленно приближалась.
Старый воробей камнем упал.
Заслонил своего потомка и так далее, до фразы: "Да, не смейтесь".
Слова Тургенева о том, что Любовь сильнее смерти и страха смерти, выражают концептуальную информацию о движущей силе мира. Именно любовью держится и движется жизнь, согласно пониманию автора.
При анализе развития сюжета можно выявить различные подтекстовые элементы. Особое внимание стоит уделить словосочетанию "камнем упал": в нашем сознании возникает образ ястреба или сокола, которые используют этот метод для охоты. Таким образом, воробей олицетворяется ими по своей смелости, стремительности и решимости.
В данном тексте присутствует обилие слов, подчеркивающих опасность и напряжение, таких как "ринулся", "отчаянный", "порыв" и другие. Подтекстовая информация также скрыта в следующем высказывании: "прыгнул раза два в направлении зубастой пасти". Здесь подразумевается опасность, угрожающая этому "чудовищу". Это подтверждается и тем, что автор называет воробья не птичкой, а героической птицей.
Как выражается связность текста в данном произведении? Давайте сравним следующие фразы: "уменьшила свои шаги и медленно приближалась" и "с отчаянным и жалким писком и голосок одичал и охрип: зубастая открытая пасть и громадное чудовище". В этих парах слов мы видим определенную связь: они близки по смыслу, почти синонимичны.
Обратите внимание на структуру текста. Он разделен на небольшие абзацы, что замедляет чтение из-за пауз между ними, превышающих паузы между предложениями внутри абзаца. Это создает впечатление замедленного течения времени в произведении.
Этот ритм повествования иногда нарушается словом "вдруг", фразами "ринулся", "сорвавшись", и упоминанием о камне, который упал.
Само название этого стихотворения в прозе "Воробей" содержит в себе значения "смелость", "самоотверженность во имя любви" и другие. Однако эти значения ограничены только текстом данного произведения 1 .
Иногда довольно сложно раскрыть скрытый смысл, а еще сложнее его осмыслить и выразить словами. Однако это занятие может быть очень увлекательным, также как и весь процесс чтения. Как сказала Марина Цветаева:
"Что такое чтение, если не расшифровывание, извлечение скрытого, оставшегося за строками, за пределами слов".
Эти секреты можно раскрыть, но для этого нужно уметь "общаться" с текстом, вести с ним диалог. Давайте попробуем разобраться, как это делается.
Диалог с текстом
Как утверждает психолог Л.П. Доблаев, в тексте часто содержатся "скрытые" вопросы. В процессе взаимодействия с текстом наша задача — их обнаружить (если они там есть). И когда мы встречаем вопрос, мы начинаем анализировать, чтобы предложить ответ на него, выдвинуть гипотезу — одну или несколько. (Чем больше, тем лучше.) Мы, конечно, хотим узнать, правильна ли наша гипотеза, и мы стараемся проверить это в дальнейшем чтении. Если ни текст, ни наш опыт не позволяют нам сделать какие-либо предположения, мы продолжаем чтение.
Давайте вместе сделаем эту задачу на примере. У меня была обязанность идти. У читателя возникает множество вопросов: куда? зачем? почему "надо"? Мы не можем здесь предположить (область поиска безгранична), но можем предположить, о чем будет речь дальше: возможно, там все это будет объяснено. Читаем следующее предложение: У меня была назначена встреча с друзьями.
Основные вопросы получили ответ.
Еще пример, теперь из художественного произведения.
В шесть часов вечера я начал чувствовать сонливость,
Почему так рано? Личный опыт нам подсказывает, что так бывает, когда человек либо не выспался накануне (причин может быть очень много), либо его организм ослаблен (из-за болезни, старости и т.п.). Ждем, когда нам объяснят, почему героя так рано стало клонить ко сну. Одновременно мы можем выдвинуть несколько гипотез относительно того, что будет дальше. Он ляжет спать?
Или будет бороться со сном?
и я решил было улечься,
Раз решил было, значит, не улегся, что-то ему помешало. Что именно? Может быть, кто-то пришел? Или он вспомнил о чем-то, что должен был сделать? Ясно одно: дальше будет какое-то "но".
но меня остановило одно обстоятельство,
Значит, мы правильно предположили: что-то помешало ему лечь. Какое же это обстоятельство?
о котором я совершенно забыл.
Если нельзя заснуть, пока не разобрался с этим "обстоятельством", значит, это что-то довольно важное?
Хотя, вероятно, следовало предвидеть его заранее.
Упрек самому себе подчеркивает серьезность этого "обстоятельства", но оно так и не проясняется. Ожидаем следующего предложения.
Если я усну, то кто будет накачивать воздух в камеру?
"Обстоятельство" наконец-то стало ясным. Действительно, нечего важнее в жизни, чем воздух. Но зачем его накачивать? И что было бы, если бы герой забыл об этом и уснул?
В ней можно было дышать максимум час; если продлить этот срок даже на четверть часа, последствия могли бы быть крайне тяжелыми. (Э. По. Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля. Пер. М. Энгельгардта.)
Конечно, наш пример — во многом экспериментальный, мы выбрали фрагмент специально, чтобы продемонстрировать, как работает сам механизм взаимодействия с текстом. Многие вопросы возникли из-за отсутствия предыдущего контекста, в котором объяснялось, как минимум, что это за камера, в которую надо накачивать воздух.
В одной из отдаленных губерний находилось поместье Ивана Петровича Берестова. (А. Пушкин. Барышня-крестьянка.)
Шувалов ожидал Лелю в парке. Был жаркий полдень. (Ю. Олеша. Любовь.)
Савицкий, наш комдив, когда-то отнял у Хлебникова, командира первого эскадрона, белого жеребца. (И. Бабель. История одной лошади.)
Двадцатилетняя Мария Нарышкина родом из глухого, заброшенного песками городка в Астраханской губернии. (А. Платонов. Песчаная учительница.)
Общение читателя с художественным произведением достигает своего пика в диалоге с текстом. В этом учебнике вы найдете множество заданий, которые помогут вам подготовиться к такому диалогу. Многие из них построены по принципу диалога, что еще больше углубит ваше взаимодействие с текстом.
2.4. Виды информации по и. Гальперину
Несколько авторов исследовали информационную составляющую текста. Представим одно из таких исследований, проведенное И. Гальпериной. В любом тексте, будь то реклама или нет, всегда присутствуют три типа информации.
Иногда в рекламных материалах появляется особый смысл, который не зависит от намерений автора. Чаще всего это связано с различием между текстом и изображением (фотографией) в сообщении. В качестве примера можно привести рекламу на спичечных коробках Новгородского облпотребсоюза.
На упаковке изображено сжатие двух рук, сопровождается удачным лозунгом "В единстве сила" и содержит информацию о предлагаемых товарах. Однако проблема заключается в том, что рукопожатие происходит на фоне флага, окрашенного во все цвета радуги. Эта цветовая гамма ассоциируется с гомосексуалистами и лесбиянками во всем мире. Возникает вопрос: для кого на самом деле предназначены услуги Новгородского облпотребсоюза и кого он на самом деле объединяет?
3. Концептуальная информация — это информация, отражающая представления автора о социальном укладе, о характере межличностных отношений. В последнем случае речь идет об идеальном, "должном" состоянии, а не о фактическом.
Примерами концептуальной информации могут служить анекдоты, которые были очень популярны среди жителей Санкт-Петербурга летом 2004 года, когда обсуждался законопроект о переводе социальных льгот в денежную форму. Один из них звучал так: "Замена льгот на денежные выплаты, безусловно, улучшит положение россиян."
Список тех, кто из россиян улучшит своё положение, можно найти в журнале "Форбс".
Второй анекдот имел более развернутый сюжет. Он сообщал о том, что в рамках "монетизации льгот" предполагается отменить питание солдат Российской Армии в столовых. Вместо этого им будут выдавать по 27 рублей в день, что позволит им питаться в любых ресторанах города.
Сказать лишнее остается не нужным. Особенно бессмысленными эти высказывания становятся в контексте информации о том, что и чиновники, и популярное партийное большинство Государственной Думы сохранили привилегии в натуральной форме.
В рекламе активное использование концептуальной информации приводит к манипуляциям. Это проявляется в том, что актер, рекламирующий продукт, товар или услугу, обыгрывает роль эксперта, например, надевая халат врача или представляя себя как автоинспектор. Такой подход указывает на то, что целевая аудитория склонна доверять мнению только тех людей, кто является специалистом в соответствующей области. Все приведенные примеры в данной монографии отражают концептуальное видение автора об идеальном мире. При этом сама идея изменения текущего мира также отражает убежденность автора в том, что у него, как у живого человека, есть полное и неотъемлемое право на суждение о существующем мире.
Информативность текста — типы текстовой информации
При написании текста мы оказываемся в ситуации коммуникации — в ситуации письменного общения. Такая ситуация, подобно устному общению, предполагает участие как минимум двух коммуникантов. Мы общаемся с целью передать что-то друг другу (даже когда мы спрашиваем незнакомого человека о погоде, мы несем информацию не для него, а скорее подтверждаем готовность к общению).
Таким образом, каждый текст несет определенную информацию для своего адресата.
Типы информации в тексте
Существуют разные типы информации. Какую информацию автор вкладывает в свой текст, зависит от нескольких факторов:
- от контекста общения,
- от аудитории (этос),
- от цели автора (пафос),
- от слов, которые автор выбирает (логос).
В отрывке из романа Патрисии Вентворт героиня (Джулия) стремится убедить своего сводного брата Джимми разрешить мужу их сестры Элли переехать к ним. Она понимает, что обвинения Лоис в корыстных мотивах не приведут к желаемому результату, поэтому выбирает стратегию разговора, которая поможет решить проблему положительно.
Давайте рассмотрим различные виды информации в тексте.
Фактическая информация
Это основные факты, которые сообщают о прошлом, настоящем или будущем.
Даже в вымышленных произведениях, которые основаны на нереальных событиях, все равно присутствует реальная информация. Читая, к примеру, роман Р.Толкиена «Властелин колец», мы понимаем, что мир, описанный в книге, создан самим автором, но мы все равно следим за ходом событий, переживаем за героев, воспринимаем факты из текста как правдивые.
Концептуальная информация
Это информация об авторе, касающаяся не только его позиции, но и социального статуса, способа мышления, образования, психического состояния и т.д.
Например, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» отношение автора к историческим личностям, включая Наполеона, проявляется не только в явной авторской точке зрения, но и в описании портрета Наполеона.
Подтекстовая информация
Скрытая информация, не выраженная явно в тексте, присутствует в каждом его слове и может быть раскрыта только в определенных условиях.
Какие же это условия?
- Первое условие — жизненный опыт. Ребенок не способен видеть и почувствовать скрытый смысл, так как у него еще мало жизненного опыта. Например, вспомните сказку К.И.Чуковского «Тараканище“: дети просто видят в ней рассказ о злом таракане и о том, как все звери его боялись. Взрослый же человек может воспринять эту сказку как аллегорию тоталитаризма (например, времен Сталина).
- Второе требование заключается в знании времени написания текста, положения автора и исторического контекста эпохи. Например, в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" героиня принимает гостей на балу у Воланда и слышит рассказ о том, как кто-то пытался отравить своего начальника, обрызгав стены его кабинета ядом. Не зная, что в конце 1930-х годов на бухаринском процессе бывший руководитель НКВД Ягода обвинялся в попытке отравить своего начальника Ежова этим же способом, можно не уловить в этом месте романа скрытую информацию.
- Следующее условие — способность к ассоциативному мышлению, то есть умение сравнивать кажущиеся несопоставимыми факты. Иногда такая способность приводит к забавным результатам. Общеизвестно, что в любом обществе существует цензура. Иногда цензоры находят подтекст там, где его на самом деле нет. Например, в советское время в период Л.И.Брежнева была запрещена радиопередача "КОАПП", потому что один из персонажей, Крокодил, вел записную книжку под названием "Спутник аллигатора". Цензоры увидели в этом насмешку над советской властью и ее печатным органом, поскольку существовало издание под названием "Спутник агитатора".
Презентация на заданную тему
В литературе существует специальный жанр, в котором подразумевается наличие скрытого значения — это басня. В басне недостатки людей и определенные исторические события передаются аллегорически — через ситуации (чаще всего) из жизни зверей. Смысл басни (своеобразное расшифровывание подтекста) проявляется в такой части композиции, как мораль.
Очевидно, что такого рода информативность наиболее распространена там, где отсутствует свобода слова.
Материалы размещены с разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.
Скрытый вопрос. Формы работы с концептуальной информацией на уроках литературы
Современные запросы к навыкам обучающихся акцентируют внимание на умении работать с концептуальной информацией. Художественные тексты, предлагаемые в ЕГЭ по русскому языку в разделе С, в первую очередь проверяют способность выпускников работать именно с этим типом информации.
Авторские мысли и чувства, а также его система взглядов, представляют собой концептуальную информацию, которая не разлагает произведение на отдельные фрагменты, описательные сцены или кажущиеся излишне развернутыми рассуждениями. Ошибочное понимание основной проблемы, поставленной в тексте, часто мешает читателям сосредоточить свое внимание на фактической информации (пространстве, времени, облике персонажей, событиях и фактах), их неспособность связать эти элементы в единую концептуальную целостность приводит к фрагментации и появлению нескольких проблем, большая часть из которых неверна. Понимание концептуальной информации затруднено не только способностью воспринимать художественное произведение в целом, но и элементами, интерпретация которых неоднозначна и непосредственно зависит от культурологического и жизненного опыта читателя.
Мне кажется, что у каждого учителя возникают ситуации, когда дети не могут выразить идею, которая кажется простой и очевидной, при обсуждении произведения. Они предлагают варианты, которые зависят от их возраста и эмоционального состояния, и важен также наиболее запомнившийся им эпизод.
В качестве примера можно взять работу по рассказу И.С.Тургенева «Муму». В качестве основной идеи предлагаются такие варианты, как «жестокое обращение с животными» (эпизод с гибелью Муму), «ненависть к людям и животным» (эпизод с барыней), милосердие (эпизод спасения Муму), однако ни в одном из ответов не звучит словосочетание «крепостное право», хотя именно об этом идет речь в начале цикла уроков по этому произведению.
Понятие выходит за границы личной актуализации ребенка и переходит в категорию «давно и не важно». Умение «вычитывать» подтекст в концептуальной информации представляет собой некоторые трудности и воспринимается не сразу.
Реплика Веры: «Господа, кто хочет чаю?» в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» может служить примером. Правильная интерпретация данной фразы поможет понять отношение героини к чувствам Желткова и ее нежелание умалять их значение.
Только наличие внутренней информации, отличающей произведения А. И. Куприна, позволяет связать фактическую информацию и понять основную идею произведения. Понимание концептуальной информации возможно только через работу, направленную на диалог с текстом. Одним из эффективных способов такой работы является "скрытый вопрос".
При анализе художественного произведения на уроке литературы учитель обычно использует проработанные и ясно сформулированные вопросы, на которые ученики отвечают, приходя к пониманию произведения. Именно эти вопросы, сопровождающиеся комментариями учителя, обеспечивают связь фактической и концептуальной информации, помогая детям осознать основную идею.
Однако проблема заключается в том, что учащиеся, оставшись один на один с литературным произведением, которое они привыкли анализировать с помощью "проводника", не готовы взаимодействовать с текстом и ограничиваются поверхностным пониманием, интерпретируя только самую доступную информацию. Для развития умения ориентироваться в сложном литературном пространстве полезна такая педагогическая практика, как использование "скрытых вопросов", при которой учащимся предлагается задать к тексту или его фрагменту пять вопросов, начинающихся с "почему" и затрагивающих автора, героя, пространство, синтаксические средства и так далее (в зависимости от контента материала, над которым проводится работа).
Регулярное применение этой методики формирует у ученика умение внимательного чтения, которое происходит автоматически при постановке вопросов во время чтения произведения. Давайте рассмотрим этот способ работы на примере анализа рассказа Ю.Бондарева «Щенок», предложенного в части С на экзамене по русскому языку (приложение №1).
Задание к тексту: «Сформулируйте пять вопросов к прочитанному рассказу, начинающихся с «почему» и касающихся пространства, состояния героя, реплики в диалоге, описания щенка, действий героя в финале рассказа (последний абзац)».Давайте рассмотрим текст и попробуем сформулировать первый вопрос о состоянии героя в начале произведения. Можно задать вопрос так: «Почему герою не удается уснуть?» Очевидно, что герой не может уснуть из-за того, что его мучит то, что произошло днем, и он считает это преступлением, которое неизменно у совестливого человека сопровождается чувством вины.
Таким образом, первый вопрос и ответ на него направляют читателя на размышление о концептуальной информации через звучание трех ключевых слов: преступление, совесть и вина. Второй вопрос, касающийся пространства, можно сформулировать так: "Почему автор выбрал описывать столь драматичные события именно в начале весны, а не, например, в пасмурный осенний день?" Этот вопрос помогает не только понять состояние героя, но и его отношение к окружающему миру.
Один из возможных ответов может быть связан с предположением о том, что весна изображена для того, чтобы показать, насколько герой способен ощущать красоту мира вокруг себя и наслаждаться ею, в то время как трагичность произошедшего звучит особенно остро на фоне его поднятого состояния и солнечного дня. Этот ответ говорит о том, что герой способен ценить красоту окружающего мира и чувствовать истинную радость от нее, что указывает на его тонкую душевную организацию.
Зачем герой отпускает на дорогу щенка — вот основной вопрос, который возникает при его реплике в диалоге. По сути, можно спросить: почему персонаж говорит именно такие слова? Подсказку к этому дает сам автор, предваряя высказывание героя. Таким образом, ответ может звучать так: герой произносит эту фразу, чтобы защитить себя от возможных обвинений. По многоточию после начала фразы «А вы…» мы видим, что он затрудняется найти подходящие слова для своего оправдания, поэтому всплеском эмоций перекладывает вину на другого человека, однако в то же время испытывает чувство вины и презрения к самому себе.
Повторные вопросы и ответы на них помогают двигаться вперед в понимании концептуальной информации. Они открывают ключевые слова "обвинение" и "вина", и показывают, что герой осознает свою вину, но не может признаться в этом хозяину щенка и другим людям. Четвертый вопрос касается щенка, виновника событий.
Например: "Почему автор несколько раз описывает щенка?" Возможный ответ: "Описание щенка вызывает у читателя чувство нежности и сострадания, и подробности делают его главным участником событий. Интересно, что мы видим щенка глазами героя, и в этом описании звучат настоящая нежность и боль".
Основная информация из ответа: герой испытывает нежность и сострадание к щенку, он страдает из-за произошедшего. Пятый вопрос поможет понять последний абзац, который трудно интерпретировать: "Через час, приехав в дом отдыха, он не поцеловал жену, не поцеловал детей, будто потерял на это право, только долго и пристально смотрел на свою пятилетнюю дочь, взяв ее на руки, прижимая ее к себе". Вопрос определяется действиями героя: "Почему он пристально смотрит на свою пятилетнюю дочь и прижимает ее к себе?" Ответ: "Возможно, вспоминая слова хозяина собаки: "Это же глупый щенок, понимаете вы это или нет?", герой подсознательно ассоциирует ее со щенком и пытается защитить ее".
Вопросы к тексту и ответы на них помогают глубоко понять произведение, выделить ключевые слова и грамотно прокомментировать его, выявить концептуальную информацию о проблеме осознания вины и совести. Такой подход на уроках литературы способствует активному изучению и приносит результаты уже через год при условии систематичности и взаимосвязи с другими активными методами обучения.
Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2008, Наталья КЛЕЩЕРОВА, занимает должность учителя русского языка и литературы. Она также является почетным работником общего образования в Ленинуглевской средней школе, которая находится в Кемеровской области.
Как определить основную информацию в тексте?
Чтобы понять основную тему текста, необходимо выделить ключевые фразы, которым автор уделяет особое внимание и значение. Обычно такие фразы находятся в начале или в конце текста или речи.
Схема базы данных описывает содержание базы данных и определяет список операций, которые могут быть выполнены с этими данными. Она является представлением информации, ориентированным на её смысл. Таким образом, концептуальная схема описывает концепцию информации.
Похожие записи:
- Плюсы и минусы использования фото любимого человека в качестве обоев для уникального дизайна интерьера
- Влияние человеческой деятельности на экосистему реки Урал
- Понятие собственного планетарного предназначения в контексте учения Матрицы судьбы
- Какие параметры определяют высокий кредитный рейтинг?
Формирование читательской грамотности на уроке литературы через анализ фактуальной, концептуальной и подтекстовой информации с учетом этапов восприятия текста на примере рассказа
Развитие навыков чтения в процессе изучения литературы через анализ конкретной информации, основных идей и скрытого смысла с учетом этапов восприятия текста, используя рассказ В.П. Астафьева "И милосердия…".
Методы и приемы работы на этапе предварительного освоения текста:
1. Предугадывание содержания текста "И милосердия." и его темы. Размышление о возможных темах, которые могут быть затронуты в тексте с использованием определенных слов… (первое предложение) 2. Анализ значения слов («милосердие», «затесь», «молитва», «ми воздаждь») 3. Создание собственного текста с использованием слов из рассказа («девочка, отец, мёртвые голуби, истребляют, милосердие») А теперь мы перейдем к ознакомлению с текстом В.П. Астафьева…
Формируемые навыки чтения: интеграция, интерпретация, осмысление информации
Анализ фактуальной, подтекстовой и концептуальной информации в тексте как способ формирования читательской грамотности на уроках литературы
Просим заполнить таблицу актуальной информацией.
Определение жанра и рода произведения.
Анализ актуальной информации.
Развитие навыков читателя: поиск, извлечение, интеграция и осмысление информации (определение жанра и рода, описание особенностей сюжета, формулирование темы).
Почему рассказчик плачет? Что вызвало у него такие сильные эмоции? Какие чувства вызвал у вас рассказ? Какие образы показались вам наиболее выразительными?
Методы коммуникативной работы на этапе восприятия текста:
(вопросы после прочтения текста)
Информативность текста и виды информации
Информативность − возможность текста нести полезное сообщение, передавать данные. Как основная характеристика текста, информативность определяет количество информации, ее важность и новизну.
При оценке информативности текста следует учитывать два аспекта:
1. Соотношение содержания текста к знаниям аудитории и ее информационным интересам. Чем больше новой, интересной и понятной информации содержит текст, тем он более информативен.
2. Семантические и синтаксические свойства представления, которые позволяют передавать различную информацию с использованием одного и того же количества языковых знаков.
Обычно выделяют несколько видов информации:
1. Любой текст содержит фактическую информацию, которая отражает реальные явления и их взаимосвязи. Это своего рода картина мира, созданная автором с помощью языковых средств. Фактическая информация обычно передается словами в их прямом значении и является логической основой текста. Понятие факта тесно связано с реферированием фактической информации.
2. Концептуальная информация отражает авторскую оценку и толкование темы или явления. Она может быть выражена вербально в тексте и подразумеваться контекстом. Эта информация вытекает из всего текста и зависит от осмысления отраженных в нем фактов и их отношений. Особым видом концептуальной информации является информация о самом авторе и его позиции в описываемой ситуации.
Различение информации на фактическую и концептуальную часто условно, потому что почти каждое высказывание отражает позицию автора. Даже казалось бы нейтральные названия и безоценочные высказывания о реальности способны передать авторскую оценку ситуации и установку цели.
Так, известный теоретик судебного красноречия П.С. Пороховшиков утверждал, что для защитника на суде всегда выгоднее называть подсудимого, а не поджигателя или грабителя, а для обвинителя выгоднее называть жертв преступления не пострадавшими, а девушкой и ее отцом, чтобы оживить в представлении слушателей представления о загубленной молодой жизни и горе старика отца (пример В.В. Одинцова).
Составление фактов в тексте и их отбор также не безразличны для выражения концептуальной информации.
3. Подтекстовая информация представляет собой скрытую информацию, которая извлекается из текста благодаря способности текста порождать ассоциативные значения, хотя она не выражена прямо. Например, из подтекстовой информации может возникнуть ирония и угадывание намеков. Это самый сложный тип информации, который редко встречается в текстах СМИ.
4. Косвенная информация это сведения, передача которых не является основной целью сообщения, но они извлекаются из его содержания. Например, видя вывеску "Свисс-банк", вы не только поймете куда пришли (основная цель сообщения), но и, скорее всего, сделаете вывод о неблагозвучности названия учреждения. Это и есть косвенная информация, содержащаяся в названии заведения.
Информация выделяется по степени важности для темы и месту в смысловой и синтаксической структуре.
Основная информация — это основные уникальные данные по теме, которые не могут быть извлечены из контекста,
Дополнительная информация — это информация, которая развивает и уточняет основную информацию и зависит от нее,
Повторяющаяся информация — это любые последующие упоминания ранее упомянутых фактов.
Фрагменты текста, не несущие информации вообще.
В любом тексте информация различных типов чередуется.
Вокруг самой крупной международной научной программы «Геном человека» разразился серьезный конфликт. Спор идет между американской частной компанией Celera Genomics и международной общественной организацией HUGO (Human genomic organization), которые одновременно занимаются расшифровкой человеческого генома.
Разгадывая генетическую память, заключенную в спиралях ДНК, человечество может получить огромные преимущества, о которых раньше могло только мечтать. Первый шаг к золотому веку – завершение программы "геном человека", в которой участвует более полутора тысяч выдающихся биологов мира, включая около семидесяти российских, – будет сделан, возможно, уже в ближайшие годы. Компания Celera обещает завершить работу уже в следующем году, а HUGO – на два года позже.
Суть спора проста: бизнес хочет патентовать все и получать за это дивиденды. Общество, наоборот, стремится сделать всю информацию о человеческой ДНК доступной и бесплатной для всех.
Скандал набирает обороты, и появляется все больше компрометирующей информации, конфиденциальные письма становятся публичными. Противники обвиняют друг друга в различных грехах, включая такие легкие как "глупость" и "преступное халатное отношение". На прошлой неделе произошло невероятное событие — в научный спор вмешались президент США Билл Клинтон и британский премьер-министр Тони Блэр. Оба выступили в поддержку HUGO и заявили, что можно патентовать только лекарства, но не вновь открытые гены.
Это, безусловно, верно. В противном случае пришлось бы признать, что Ньютон должен был бы продавать свои законы на рынке, а когда Архимед выскочил из ванны, воскликнув "Эврика!", ему следовало бы не бегать голым по улицам, а немедленно обращаться к чиновнику из древнегреческого патентного бюро.
Информационные отрывки, содержащие фактические данные, составляют основу текста: изложение сути и характера спора между американской компанией Celera Genomics и международной общественной организацией HUGO относительно программы "Геном человека"; упоминание о том, что в программе участвуют полторы тысячи биологов, среди которых 70 российских, и о запланированных сроках выполнения программы двумя организациями, а также об участии в споре и позиции Билла Клинтона и Тони Блэра.
Оценочную информацию можно отнести к значительной части эмоциональных характеристик программы во втором абзаце (несметные плюсы, золотой век, мечтать можно только в сказках), оценку выступлений Клинтона и Блэра (произошло невозможное) и весь последний абзац – пассаж о Ньютоне и Архимеде.
В тексте присутствуют участки, объединяющие и фактическую, и концептуальную информацию. Так, научный спор называется несколько раз скандалом; как "самые безобидные" грехи оппонентов упоминаются тупость и преступное небрежение. В последнем примере фактическая часть информации — это утверждение самого факта, а концептуальная — то, что эта часть текста оформлена как цитата, поэтому передает ироническое отношение авторов материала к особенностям дискуссии.
К основной информации, составляющей ключевую, непереносимую за счет контекста часть, относятся весь первый абзац — тема сообщения, часть второго — сведения о числе участников программы и сроках ее выполнения, весь третий абзац — суть спора, часть четвертого — информация о Клинтоне и Блэре и их позиции без уточнения ее сути.
Все прочее – это информация, которая дополняет и уточняет основной текст, частично содержащая оценочные суждения, частично уточняющая факты.
Давайте рассмотрим небольшой участок текста, чтобы определить, какие основные типы информации в нем представлены:
На прошлой неделе произошло невероятное событие: в научный спор встряли президент США Билл Клинтон и британский премьер-министр Тони Блэр. Оба высказали поддержку HUGO и заявили, что патентовать можно только лекарства, но не вновь открытые гены. Они, безусловно, правы. В противном случае пришлось бы признать, что Ньютон должен был бы продавать свои законы на рынке, а Архимеду, когда он, возбужденный открытием, выскочил из ванны, не следовало с криками "Эврика!" бегать голым по улицам, а нужно было немедленно связываться с чиновником из древнегреческого патентного бюро.
Фрагменты текста, выделенные курсивом, представляют собой ключевую фактическую информацию, а те, которые выделены полужирным курсивом, содержат дополнительные факты. Остальная часть текста является дополнительной концептуальной информацией. Кроме того, любой текст содержит повторяющиеся фрагменты информации, такие как цепочки повторных наименований, например: "произошло немыслимое – в научный спор вклинились", "президент США Билл Клинтон и британский премьер-министр Тони Блэр – оба – они", "Архимед – он".
В текстах массовой коммуникации, направленных не только на информирование, но и на эмоциональное воздействие, присутствие как фактической, так и концептуальной информации обязательно, однако соотношение этих видов информации различается в произведениях различных жанров. Например, в рекламе преобладает концептуальная, позитивно-оценочная информация, в то время как в пресс-релизе преобладает фактическая информация.
В данном тексте не выделены абзацы, несущие какую-либо информацию. Чаще всего их наличие считается стилистическим недостатком, проявлением недостаточной культуры речи (среди них можно выделить слова, вышедшие из употребления и не используемые даже в производных словах), но может быть вызвано также намеренным уходом от сути вопроса, в этом случае речь идет о демагогии.
Понравилась статья? Добавь ее в закладки (CTRL+D) и поделись с друзьями:
Что такое концептуальная информация привести примеры
Понятие концептуальной информации и примеры ее проявлений
Информация играет важную роль в нашей жизни, окружая нас везде: в печатных и онлайн источниках, в разговорах с друзьями, на работе и в учебе. Однако, кроме простых фактов и данных, существует концептуальная информация, которая играет особую роль в понимании мира и наших мыслей.
Концептуальная информация не просто совокупность фактов, а более глубокое и осмысленное понимание предметов, явлений или идей. Это связано с созданием концептов и категорий, которые помогают нам организовать и структурировать информацию и воспринимать ее в контексте.
Категоризация животных на основе их образа жизни или анатомических особенностей является примером концептуальной информации. Например, животных можно разделить на плотоядных и травоядных, насекомоядных и всеядных. Эта классификация помогает понять особенности каждой группы животных и их роль в экосистеме.
Таким образом, концептуальная информация помогает не только запомнить факты о животных, но и осознать их взаимосвязь и значимость. Кроме того, описание культурных традиций и обычаев также является примером концептуальной информации.
Например, мы можем изучать различные виды искусства, такие как живопись, музыка или танцы, и анализировать их историческое происхождение, социальный контекст и символическое значение. Такое изучение помогает нам понять не только сами виды искусства, но и их место в культуре и влияние на наше восприятие мира.
Концептуальная информация также может быть связана с нашими собственными мыслями и представлениями. Например, мы можем разрабатывать концепции и планы, основанные на наших целях и стратегиях. Это помогает нам организовать наше время, ресурсы и действия, чтобы достичь поставленных целей.
Таким образом, концептуальная информация помогает нам лучше осознавать наши цели и выбирать наиболее эффективные способы их достижения. В конечном счете, концептуальная информация представляет собой более глубокое и осознанное восприятие объектов, явлений или идей. Она позволяет нам организовать и структурировать данные, увидеть взаимосвязи и понять место и значение различных концепций. Примерами концептуальной информации могут служить классификация животных, изучение культурных традиций и разработка собственных концепций и планов. Основной особенностью концептуальной информации является ее глубокое и осознанное понимание и применение.
Ищите
ИНТЕРЕСНАЯ тема
Отрицание — одна из основных логических операций
«Второклассники приводят примеры»: как дети развиваются
Примеры и практическое применение электростатической защиты
НОВЫЙ материал
Глобальные, региональные и местные социоэкосистемы
Героизм защитников Севастополя — один из ярких примеров
Бережное отношение к природе — ключевой аспект
Описание и примеры крепкого типа сложения собак в мире
Имперский стиль, также известный как стиль ампир, был популярен